Биография. Гарнаев юрий александрович Гарнаев летчик


Родился 17 декабря 1917 года в городе Балашове Саратовской губернии
(ныне - области ) .
С 1934 года Юрий Гарнаев жил в посёлке Лопасня
(ныне
- в черте города Чехова , Московской области ) .

В 1936 году он окончил 3 курса Подольского индустриального техникума .
В 1936-1938 годах работал токарем на Лианозовском вагоноремонтном заводе .
В 1938 году окончил Мытищинский аэроклуб .

В связи с поступлением в Энгельсскую военную авиационную
школу лётчиков
, в 1938 году
Юрий Александрович Гарнаев был призван
в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии Мытищинским районным
Военным комиссариатом Московской области
.

По окончании авиашколы служил в строевых частях ВВС ( в Забайкалье ) .

Служба в истребительной авиации началась для него воздушными
боями с японскими милитаристами в районе реки Халхин-Гол
.
Здесь он получил свою первую боевую награду .

С 1940 года служил лётчиком-инструктором Забайкальской Высшей
авиационной школы лётчиков
в городе Улан-Удэ .

В начале Великой Отечественной войны Ю.А. Гарнаев подает рапорт
об отправке на фронт .
Однако рапорт удовлетворен
не был : опытный лётчик и инструктор
нужен был молодым авиаторам
.

С 1942 года Ю.А. Гарнаев вновь служил в строевых частях ВВС .

Юрий Александрович - участник советско-японской войны .
С августа по сентябрь 1945 года служил в должности штурмана
718-го истребительного авиационного полка
на Забайкальском фронте .
Совершил 20 боевых вылетов
.

В декабре 1945 года он был осуждён Военным трибуналом 9-й Воздушной Армии
"за нарушение режима секретности" и был уволен из Вооружённых сил .
Досрочно освобождён
в октябре 1948 года.

До 1948 года срок отбывал работая токарем , технологом , старшим диспетчером
завода МВД СССР
в городе Ворошилове
(ныне - город Уссурийск , Приморского края ) .
Перед освобождением являлся заведующим клубом МВД
в городе Норильске .

В 1949-1950 годах Ю.А. Гарнаев работал технологом в Лётно-исследовательском институте в городе Жуковском Московской области , а в 1950-1951 годах -
заведующим клубом "Стрела"
в этом же городе .

С января по декабрь 1951 года работал парашютистом-испытателем
Лётно-исследовательского института
.

14 июля 1951 года Юрий Александрович Гарнаев выполнил первое
в стране катапультирование в скафандре (высотно-компенсирующем костюме ) .

С декабря 1951 года являлся Лётчиком-испытателем ЛИИ .
В 1953 году он окончил курсы при Школе лётчиков-испытателей .



Ю.А. Гарнаев провёл следующие работы
:
испытания скафандров (высотно-компенсирующих костюмов )
на самолётах МиГ-15 , Ил-28 , Ту-14 ( в 1951-1953 годах ) ;
испытания вертолёта Ми-3 в режиме авторотации ( в 1954 году ) ;
испытания опытных автопилотов на на вертолёте Ми-4 ( в 1957 году ) ;
испытания по отстрелу лопастей на вертолёте Ми-4
( в 1958 году ) ;
испытания на максимальную скорость самолёта МиГ-21Ф ;
испытания ряда опытных двигателей на самолётах-истребителях ;
испытания средств спасения
;
испытания силовой установки вертолёта Ми-6
;
испытания самолётов Ту-16
и Ан-10 на сваливание ( в 1960 году ) ;
испытания вертолётов Як-24 (
в 1953-1955 годах ) ,
Ми-10 ( в 1959 году ) , Ка-22 ( в 1962-1964 годах ) ;
отработка крыльевой заправки самолёта Ту-16 ( в 1956 году ) .

По причине отказа техники он неоднократно оказывался в сложнейших ситуациях ,
что называется "на грани" , и всегда выходил из них с честью .

В 1957 году он выполнил первый испытательный полёт на "Турболёте" , созданном
под руководством конструктора
Арама Назаровича Рафаэлянца в 1955 году
в Конструкторском бюро Лётно-исследовательского института .

В 1958 году турболёт , пилотируемый Ю.А. Гарнаевым , демонстрировался
на воздушном параде в Тушино с большим успехом у зрителей .
Результаты исследований были позже применены при постройке первого советского самолёта вертикального взлёта и посадки Як-36 , а позже и серийного Як-38 ,
и именно
Юрий Александрович первым поднял в воздух этот самолёт .

Он также провёл ряд работ по Советской космической программе .
Ю.А. Гарнаев участвовал
в тренировках членов первого отряда Центра подготовки космонавтов ВВС в условиях невесомости в специально оборудованных
самолётах-лабораториях Ту-104ЛЛ
, предварительно испытав эти самолёты .

Занимался отработкой лунного модуля на "Турболете" и участвовал в тренировке группы космонавтов по этой программе на специально
переоборудованном
для этого вертолёте Ми-4 .

Юрия Александровича связывала тесная дружба с первым космонавтом Земли
Юрием Алексеевичем Гагариным , а также с другими членами первого отряда космонавтов ВВС .

Ю.А. Гарнаев - неоднократный участник авиационных парадов
под Москвой и Международных авиасалонов .

Весной 1966 года на вертолёте "Ми-6" он принимал участие в монтаже
опор линий электропередач
в Швейцарских Альпах .

Летом 1967 года Ю.А. Гарнаев вновь участвовал в работе Международного авиационного салона в Ле-Бурже (Франция ) .

Он был единственным Советским лётчиком , получившим из рук американцев сертификат на управление вертолётами конструкции
Игоря Ивановича Сикорского .

***
Сын Юрия Александровича - Герой Российской Федерации,
Заслуженный лётчик-испытатель РФ
Гарнаев Александр Юрьевич
(родился 1 сентября 1960 года ) достойно продолжает дело своего отца.
Выпускник Армавирского Высшего авиационного училища и школы
лётчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности.
Он работал лётчиком-испытателем в ОКБ А.И. Микояна и Лётно-исследовательском институте имени М.М. Громова
(город Жуковский, Московской области ) .
Руководил отрядом № 1 лётчиков - испытателей ЛИИ.
В настоящее время является Командиром воздушного судна
Airbus А-330 авиакомпании "Аэрофлот".

Н аграды:
Приказом войскам 12-й Воздушной армии № 018/ н от 28 августа 1945 года
и от имени Президиума Верховного Совета СССР
"За образцовое
выполнение боевых заданий Командования на фронте в борьбе
с японскими милитаристами и проявленные при этом доблесть
и мужество"
штурман 718-го истребительного авиационного полка
старший лейтенант
Гарнаев Юрий Александрович был награждён
орденом Отечественной войны I степени.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 августа 1964 года
"За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники" , лётчику-испытателю Лётно-исследовательского института Гарнаеву
Юрию Александровичу
было присвоено звание Героя Советского Союза
с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"
(№ 11212 ) .

В тот же день, Указом Президиума Верховного Совета СССР
За большой вклад в освоение новой авиационной техники
Юрию Александровичу Гарнаеву было присвоено
Почётное звание "Заслуженный лётчик-испытатель СССР".

Это был единственный в истории награждений случай одновременного
присвоения званий Героя Советского Союза и Заслуженного
лётчика-испытателя СССР одному и тому же человеку.

Он был также награждён орденом Трудового Красного Знамени (1957 ) ,
медалями "За отвагу"
(1939 , За участие в боевых действиях в
районе реки Халхин-Гол
)
, "За Победу над Японией" (1945 ) и другими наградами.

Саратовской области.

В 1939 окончил Энгельское военное авиационное училище лётчиков. Служил в истребительной авиации. Член коммунистической партии с 1941 года. Участвовал в Советско-Японской войне в составе 718 ИАП в должности штурмана истребительного полка, произвел 6 боевых вылетов.

В декабре 1945 года был осуждён военным трибуналом 9-й воздушной армии за нарушение режима секретности и уволен из армии. Досрочно освобождён в октябре 1948 года.

С января по декабрь 1951 парашютист-испытатель, с 24 декабря 1951 года - лётчик-испытатель ЛИИ. В 1953 году окончил курсы при Школе лётчиков-испытателей ЛИИ, позднее инструктор Школы лётчиков-испытателей Минавиапрома СССР.

В 1954 провёл испытания вертолета Ми-3 на режимы авторотации.

В 1957 испытывает опытные автопилоты на вертолёте Ми-4.

В этом же году проводит испытания «Турболёта», в 1958 году демонстрирует его на воздушном параде в Тушино.

В 1958 провёл эксперимент по испытанию средства спасения экипажа вертолёта, включавший отстрел лопастей несущего винта на вертолёте Ми-4 в полёте.

Проводил испытания по поискам приемлемого для пилота средней квалификации способа выполнения вынужденной посадки на сверхзвуковом истребителе.

Участвовал в подготовке первых советских космонавтов к полётам в условиях невесомости в специально оборудованных самолётах-лабораториях (Ту-104).

В 1959 году восстановлен в коммунистической партии (член КПСС).

К 1960 году командир лётного отряда, член методического Совета ГКАТ, инспектор по технике пилотирования ГКАТ.

В 1960 г. в составе делегации Минавиапрома посетил США. Проходил обучение полётам на американском вертолёте V-44 фирмы «Боинг Вертол», а также на фирме Сикорского полётам на вертолёте S-58.

16 июля 1964 года в испытательном полёте потерпел катастрофу пилотируемый Гарнаевым винтокрыл Ка-22. Он остался жив, хотя последним прыгал с парашютом. Второй пилот прыгнул, но получил удар винтом по голове и погиб в воздухе, не раскрывая парашют. А третий летчик, полковник, командир части, и бортинженер почему-то не прыгали, они упали вместе с винтокрылом.

21 августа 1964 года ему присвоено звание Героя Советского Союза за испытания новой авиационной техники.

Выезжал в Египет для передачи вертолётов Ми-4 и обучения египетских лётчиков.

Участник множества показов авиационной техники как в СССР, так и за рубежом.

Освоил 120 различных типов летательных аппаратов.

Причины катастрофы

Расследование катастрофы вертолета Ми-6ПЖ вела французская сторона. Данных об официальных выводах, к которым пришла французская комиссия, в русскоязычных источниках обнаружить не удалось.

Однако до настоящего времени существует несколько версий причин катастрофы:

1. Вертолёт задел скалу (по другим данным линию электропередач) хвостовым винтом, который разрушился. После чего корпус вертолета начал произвольно раскручиваться вокруг вертикальной оси. Экипажу удалось посадить вертолёт на площадку сверху плоскогорья, однако вертолёт вращаясь, сорвался с обрыва, упал вниз на горящий в ущелье лес.

2. Резкая потеря высоты из-за помпажа двигателя в результате попадания вертолёта в зону высокой температуры в момент нахождения над горящим лесом.

3. Диверсионный акт.

Освоенные типы летательных аппаратов

По-2 (У-2), Р-5, И-5, И-15Бис, УТИ-4, И-16, Як-9, Як-3, S-58, вертолет V-44, Ми-1, Ми-3, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ка-18, винтокрыл Ка-22, вертолет Як-24, Турболёт, Як-36, «Алуэтт» II, «Алуэтт» III, Ту-14, Ту-16, Ту-104, Ан-10, МиГ-15УТИ, МиГ-21Ф.

К 1960 году освоил 90 типов летательных аппаратов. Всего освоил более 120 типов летательных аппаратов.

Память

  • Улица в городе Балашове
  • Улица в городе Улан-Удэ
  • Улица в городе Феодосии
  • Улица в городе Жуковском
  • Улица в городе Чехов
  • Площадь в городе Симферополе
  • Мемориальная табличка на доме, где жил Ю. А. Гарнаев в городе Жуковском. Координаты 55.591383, 38.122567.
  • Его именем назван теплоход, базирующийся в Феодосийском порту.
  • «Гимназия имени Героя Советского Союза Ю. А. Гарнаева», г. Балашов, Координаты N 51°33.128 E 43°08.478.

Награды

  • медаль «Золотая Звезда» № 11212, 21 августа 1964 года
  • Орден Ленина (1964)
  • Орден Отечественной войны 1 степени (1945)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1957)
  • Медаль «За победу над Японией»

Сочинения

Книге присуждена особая премия Всесоюзного конкурса им. Александра Фадеева (посмертно), 1970. Книга трижды переиздавалась: 1970, 1976, 1986 гг.

  • Автор стихов
  • Автор ряда очерков в советских журналах

. Заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации .

Биография

Александр Гарнаев родился в городе Жуковский Московской области 1 сентября 1960 года в семье Героя Советского Союза Заслуженного лётчика-испытателя СССР Юрия Александровича Гарнаева . Его отец в 1967 году погиб при выполнении государственного задания во Франции .

С 1975 года Александр Гарнаев начал летать в Жуковском аэроклубе. В 1981 году с Золотой медалью окончил Армавирское высшее военное авиационное Краснознамённое училище лётчиков, служил офицером в Советской Армии на лётных должностях в боевом 234-м Гвардейском истребительном авиационном полку ВВС Московского военного округа (Кубинка) до воинского звания капитан. В 1985 году поступил в Школу лётчиков-испытателей Минавиапрома СССР (ШЛИ МАП) , после выпуска из которой с июня 1987 года работал лётчиком-испытателем в ОКБ А. И. Микояна.

В 1989 году с отличием окончил факультет «Стрела» . В 1994 году был переведён на лётно-испытательную работу в (ЛИИ) имени М. М. Громова, где командовал отрядом лётчиков-испытателей. В 1998 году А. Ю. Гарнаев с отличием окончил Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации по специальности «государственное и муниципальное управление», в этой же академии в 2002 году он окончил аспирантуру и защитил диссертацию, получив учёную степень кандидата экономических наук .

За период работы в ОКБ А. И. Микояна проводил лётные испытания опытных самолётов МиГ-29М , МиГ-29К , МиГ-31Б/-31Д, на самолётах МиГ-23 , МиГ-25 , МиГ-27 , МиГ-29 , МиГ-31 испытывал опытные ракеты и различные системы авиационного вооружения. 13 августа 1991 года выполнил первый подъём опытного самолёта, ставшего впоследствии первым опытным экземпляром микояновского перспективного истребителя с отклоняемым вектором тяги. Провёл большой цикл испытаний опытного комплекса стратегического назначения «изд.07», успешно завершённый проведением зачётных боевых работ по орбитальным объектам - эта программа позволила СССР асимметрично нейтрализовать американскую «Стратегическую оборонную инициативу» (СОИ).

С 1990 года выполнял различные спец. задания, сравнительные, совместные полёты по международным программам военно-технического сотрудничества на воздушный бой, методику лётных испытаний, в том числе на иностранных боевых самолётах на зарубежных военных и испытательных авиабазах в США , Франции, арабских и африканских странах, Юго-восточной Азии. Участвовал в многочисленных показах одиночного и группового пилотажа на самолётах МиГ-29 , Су-27 и Су-30 на авиасалонах и авиашоу в России, странах СНГ , Европы, Азии, США.

В ЛИИ Александр Гарнаев командовал отрядом лётчиков-испытателей № 1 (выполнявшим лётные испытания высших категорий сложности, на «крайние режимы»), участвовал в испытаниях опытного самолёта Як-130 , выполнял сверхдальние перелёты на Су-30 в группе под руководством Героя России Заслуженного лётчика-испытателя СССР А. Н. Квочура с полётным временем более 10 часов с многочисленными дозаправками в воздухе днём и ночью, в том числе над океаном, в различных регионах - от заполярных до тропических широт, выполнял лётные исследования на экспериментальных летающих лабораториях, лётные эксперименты при расследовании авиационных происшествий.

Проводил значительную инструкторскую работу по подготовке лётно-испытательных кадров, а также на самолётах Су-27 , Су-30 , МиГ-29 в авиационных частях ВВС и ПВО : лидирование в обеспечение международных полётов смешанных групп, дозаправка в воздухе, воздушные бои, крайние режимы с маневрированием на малых (околонулевых) скоростях, предельных углах атаки .

В 2002 году закончил лётно-испытательную работу в ЛИИ имени М. М. Громова.

Гарнаев Юрий Александрович (1917-1967).

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1964 г.), Герой Советского Союза (1964 г.).

Родился 17 декабря 1917 года в городе Балашов Саратовской области.
С 1934 года жил в посёлке Лопасня (ныне — город Чехов) Московской области. Работал токарем на механическом заводе.
В 1936 году окончил 3 курса Подольского индустриального техникума.
В 1936-1938 годах — токарь Лианозовского вагоноремонтного завода.
В 1938 году окончил Мытищинский аэроклуб.
В Красной Армии с 1938 года.
В 1939 году окончил Энгельсскую ВАШЛ. Служил в строевых частях ВВС.
В 1940-1942 годах — лётчик-инструктор Забайкальской ВАШЛ (г. Улан-Удэ).
С 1942 года вновь служил в строевых частях ВВС.
Участник советско-японской войны: в августе-сентябре 1945 года — штурман 718-го истребительного авиационного полка (Забайкальский фронт); совершил 20 боевых вылетов.
В 1945 году был репрессирован.
До 1948 года работал токарем, технологом, старшим диспетчером завода МВД в городе Ворошилов (ныне — город Уссурийск) Приморского края, в 1948 году был заведующим клубом НКВД в городе Норильск.
В 1949-1950 годах работал в ЛИИ технологом.
В 1950-1951 годах — заведующий клубом «Стрела» (г. Жуковский).
В январе-декабре 1951 года — парашютист-испытатель ЛИИ. 14.07.1951 г. выполнил первое в стране катапультирование в скафандре.
С декабря 1951 года — на лётно-испытательной работе в ЛИИ.
В 1953 году окончил курсы лётчиков-испытателей при ШЛИ.
Выполнил первый полёт и провёл испытания «Турболёта» (1957 г.), созданного в ЛИИ под руководством конструктора А.Н.Рафаэлянца .
Провёл испытания:
— Ми-3 на авторотации (1954 г.);
— опытных автопилотов на Ми-4 (1957 г.);
— испытания по отстрелу лопастей на Ми-4 (1958 г.);
— испытания МиГ-21Ф на максимальную скорость;
— испытания ряда опытных двигателей на самолётах-истребителях;
— средств спасения и силовой установки Ми-6 ;
— Ту-16 и Ан-10 на сваливание (1960 г.);
— Ту-104 на режимы невесомости;
— испытания скафандров на МиГ-15 , Ил-28 , Ту-14 (1951-1953 гг.).
Участвовал в испытаниях Як-24 (1953-1955 гг.), Ми-10 (1959 г.), Ка-22 (1962-1964 гг.); в отработке крыльевой заправки Ту-16 (1956 г.).
Ю.А.Гарнаев первым поднял в воздух самолет вертикального взлета и посадки Як-36 .

Погиб 6 августа 1967 года на вертолёте Ми-6ПЖ при тушении лесного пожара в районе Марселя (Франция).
В сообщении ТАСС говорилось: «В воскресенье вечером, 6 августа 1967 года, во Франции при тушении большого лесного пожара, в сложных условиях гористой местности потерпел катастрофу вертолёт Ми-6. Экипаж в составе: командира корабля — Героя Советского Союза, заслуженного лётчика-испытателя СССР Ю.А.Гарнаева, второго пилота Ю.Н.Петера, штурмана В.Ф.Иванова, бортинженера С.А.Бугаенко, бортрадиста Б.Н.Столярова, инженеров-испытателей А.Я.Чулкова, В.П.Молчанова и двух французских специалистов: Сандоза и Тэпфера — погиб.»

Гарнаев сжимал органы управления в руках и продолжал ими работать до самой последней секунды, когда близ городка Ля Ров на юге Франции его многотонный вертолёт Ми-6, потерявший управляемость из-за разрушения хвостовой балки, уже плюхнувшись было вынужденно на более или менее удачную площадку сверху плоскогорья, вращаясь, сорвался с обрыва, обрушился вниз на пылающий в ущелье лес и горел там ещё почти пять часов…

Жил в городе Жуковский Московской области. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Его именем названы улицы в Балашове, Жуковском, Улан-Удэ, Феодосии. В Жуковском, на доме, где он жил, и в Балашове, на школе №5, носящей его имя, установлены мемориальные доски. В городе Ле-Ров (Франция) установлен памятник.

Награды:
-медаль «Золотая Звезда» № 11212, 21 августа 1964 года;
-орден Ленина (1964 г.);
-орден Отечественной войны 1 степени (1945 г.);
-орден Трудового Красного Знамени (1957 г.);
-медаль «За победу над Японией».

Заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза Гарнаев Юрий Александрович.

Лётчик-испытатель Гарнаев Юрий Александрович.

Ю.А.Гарнаев в высотном скафандре ВСС-04. ЛИИ, 1952 г.

(1917-1967) - Герой Советского Союза (21.08.1964), заслуженный летчик-испытатель СССР (21.08.1964), капитан.

Родился 17 декабря 1917 г. в г. Балашов Саратовской области. С 1934 г. жил в поселке Лопасня (ныне - город Чехов) Московской области. В 1938 г. окончил Мытищинский аэроклуб. В армии с 1938 г. В 1939 г. окончил Энгельсскую ВАШЛ. Служил в строевых частях ВВС в Забайкалье. Участник войны с Японией в августе-сентябре 1945 г. - штурман 718-го истребительного авиационного полка (Забайкальский фронт); совершил 20 боевых вылетов.

В 1945 г. арестован и осужден военным трибуналом на срок заключения 5 лет. После освобождения в 1949 г. был принят в ЛИИ на должность технолога. В 1951 г. - парашютист-испытатель ЛИИ. 14 июля 1951 г. выполнил первое в стране катапультирование в скафандре. С декабря 1951 г. - на летно-испытательной работе в ЛИИ. В 1953 г. окончил курсы летчиков-испытателей при Школе летчиков-испытателей. Выполнил первый полет и провел испытания «Турболета». В период с 1953 по 1964 гг. провел испытания: вертолетов Ми-3 на авторотации, на Ми-4 - испытания по отстрелу лопастей и испытания опытных автопилотов; испытания истребителя МиГ-21Ф на максимальную скорость; испытания ряда опытных двигателей на самолетах-истребителях; испытания средств спасения; силовой установки вертолета Ми-6; многоцелевого Ту-16 и военно-транспортного Ан-10 на сваливание; Ту-104 на режимы невесомости; испытания скафандров на МиГ-15, Ил-28, Ту-14. Участвовал в испытаниях Як-24, вертолетов Ми-10, Ка-22; в отработке крыльевой заправки на Ту-16. Всего провел испытания более 120 летательных аппаратов.

Погиб 6 августа 1967 г. при тушении лесного пожара в районе Марселя (Франция) на вертолете Ми-6ПЖ. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Государственные награды: медаль «Золотая звезда» Героя Советского Союза, орден Ленина, орден Отечественной войны 1-й степени, орден Трудового Красного Знамени, медали.

Ю.А. Гарнаев в высотном спасательном скафандре ВСС-04 в полном снаряжении. Фото ЛИИ. 1952 г.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-220. Оп. 4-1. Д. 325. Л. 3.
Расположение в кабине самолета Миг-15 летчика в скафандре ВСС-04 с открытым шлемом в момент прицеливания. Фото ЛИИ. 1952 г.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-220. Оп. 4-1. Д. 325. Л. 23.
Из отзыва летчика-испытателя Ю.А. Гарнаева о полетах в высотном спасательном скафандре ВСС-04 на самолете Миг-15. ЛИИ. 1952 г.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-220. Оп. 4-1. Д. 325. Л. 36.


Филиал РГАНТД. Ф. Р-220. Оп. 4-1. Д. 759. Л. 1.
Из отчета о результатах летных испытаний по обработке методики вывода самолета на посадку в особых случаях. ЛИИ. 1957 г.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-220. Оп. 4-1. Д. 759. Л. 4.