Гуманистическая функция. Человек в социокультурных типах философии Список использованной литературы

«Философ, - отмечал А. Шопенгауэр, никогда не должен забывать, что философия есть искусство, а не наука».

В мировой философии четко просматриваются две тенденции: ее сближают либо с наукой, либо с искусством. О первой мы уже говорили, а представителями второй тенденции являются Къеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Ф. Й. Шеллинг, Хайдеггер, экзистенциалисты: Камю, Ясперс, постмодернисты: М.Фуко, Ж. Деррида, Ж. Лиотар.

Итак, речь пойдет о чувственно-эстетической ориентации философии.

Греческое слово «эстетикос» буквально означает чувственный, чувствующий.

Почему довольно внушительный ряд философов придерживается не научной, а чувственно-эстетической ориентации?

Шеллинг, к примеру, считал, что идеалы философии может реализовать лишь тот, кто обладает художественным дарованием. В философии интеллектуальное дополняется эстетическим созерцанием и творчеством. Философия не довольствуется понятийным постижением мира, она еще стремится к возвышенному. В этом смысле искусство ей более сродни, чем наука.

В основании философии лежит не рациональное мировоззрение, а мироощущение, подъем к наивысшему, где претит забвение иррационального, и всякая попытка предпочесть понятие чувству.

Сравнение философии с искусством рельефно выявило гуманистическую функцию философии, ее предельно внимательное отношение к человеку. Философия существует не иначе как во имя человека.

Однако, пока не выявлена действенность философии, ее ориентацию на практику, вопрос «что делать?» все еще остается без ответа.

Практическая ориентация философии. Моральная функция

Философии.

Сфера этики и морали – это в первую очередь представления людей о добре и зле, добродетелях и пороках, должном и недолжном, ценностях и идеалах. В традиции философии, которая пошла от Аристотеля и И. Канта, принято считать этику практической философией.

Этика возникает там, где философия входит в непосредственный контакт с практической деятельностью людей.

С тем же энтузиазмом, с каким ведется поиск истины научной философией, а эстетикой – возвышенного и прекрасного, практическая философия заинтересована в достижении добра. Подлинная философия – это всегда поиск добра, сотворение нравственного человека.

Под практикой принято понимать деятельность человека, направленную на достижение цели.

Философ-теоретик стремится к достижению истины и к избавлению от заблуждений. Он по своему практичен, но в сфере мысли.

Философа-эстетика в качестве цели манит возвышенное и прекрасное, и он действует, и он практичен в чувственно-эмоциональной сфере.

Философ-этик в качестве цели избирает идеалы добра и поэтому он изначально действенен и практичен.

Таким образом, философия выявляет и вырабатывает смыслы человеческих деяний, поступков, формирует стратегические цели. В этом как раз и реализуется практический потенциал философии.

Философия вплетена в практическую деятельность человека, а это означает, что она – разновидность этой деятельности.

Назначение философии.

Мы рассмотрели научную, чувственно-эстетическую и этическую философии. Во всех трех случаях имело место абстрагирование от целостности философии, которые недопустимо абсолютизировать, иначе философия отождествлялась бы соответственно с наукой, искусством и практическим действием. Философия ориентируется на идеалы науки, искусства и практики, но эти идеалы приобретают в философии специфическое своеобразие.

Как заметил Шеллинг, философия имеет дело не только с истиной и не исключительно с нравственностью и прекрасным, а с тем, что их всех объединяет.

Итак, философия есть целое. Но в качестве учения о бытии она выступает как онтология (греч. Он – сущее, логос – учение, понятие, мысль, слово).

Выделение различных видов бытия – природы, человека, общества, техники – приводит соответственно к философии природы, философии человека или антропологии(греч. Антропос – человек), философии общества или социальной философии.

  • Внимание как высшая психическая функция, по Л.С. Выготскому
  • Внимание как функция умственного контроля, по П.Я. Гальперину
  • Волновая функция многоэлектронной системы в одноэлектронном приближении
  • Одной из важнейших функций культуры является гуманистическая (от лат. humanitas – человеческая природа). Главным субъектом любой культуры является человек. Культура не существует вне человека, так же как и человек – вне культуры. Будучи отдалённым от культурной среды, человек деградирует. Подлинная культура возвышает человека. От того, как произойдет формирование личности, какие моральные принципы она усвоит, на какие ценности будет ориентироваться, зависят её человеческие качества. Именно они являются важнейшим условием благополучия того или иного общества.

    Гуманистическая функция призвана выполнять роль социокультурного фильтра и амортизатора по отношению к негативным проявлениям цивилизационных процессов, которые нередко носят антигуманистический характер. Культура ориентируется на человека, способствуя преодолению прагматически-утилитарных свойств цивилизации. Таким образом, это функция одухотворения жизнедеятельности человека.

    В заключение следует отметить, что в любом культурном явлении обнаруживается единство функций. В реальной жизни все они взаимодействуют друг с другом и не существуют в чистом виде. Каждому из структурных элементов культуры, о которых пойдет речь в следующих главах, могут быть свойственны различные функции.

    Вопросы для самоконтроля

    1. Что подразумевается под структурой культуры?

    2. Каким образом можно структурировать культуру по субъекту-носителю?

    3. Что такое «субкультура»?

    4. В чём специфика специализированной и обыденной культуры?

    5. Можно ли все явления культуры четко разграничить на материальные и духовные?

    6. Какие функции выполняет культура в обществе?

    ТЕМА: ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА

    ПЛАН

    1. Общая характеристика первобытного общества

    2.Особенности культуры

    Еще до того, как появились античные шедевры… человечество восхищалось прекрасными образами, созданными другими людьми и другими цивилизациями.

    Эжен Делакруа

    Эпоха первобытной культуры является наиболее продолжительной в истории человечества. Хотя жизнь древних племен в различных географических регионах имела свои особенности, существуют общие черты, характерные для культуры первобытного периода .

    Важнейшей отличительной особенностью первобытной культуры является синкретизм (греч. suncretis – объединение) – недифференцированность ее форм, признак ее неразвито­го состояния.

    Еще одна особенность – отсутствие письменности, обус­ловившая медленные темпы накопления информации в обществе, а отсюда – и медленные темпы культурного и социального развития.

    На ранних стадиях первобытного общества, когда язык
    был довольно примитивным, а возможности вербальной коммуникации – небольшими, главным информационным каналом культуры, основным средством обучения и обще­ния, помимо естественно-биологической активности, вы­ступала трудовая деятельность. Действия, приносившие полезный эффект, становились образцами для подражания, передавались из поколения в поколение и превращались в устойчивый ритуал, обычай.

    Вся жизнь первобытного человека проходила в выполне­нии определенных ритуальных процедур и обрядов. Значи­тельная их часть имела рационально-неосознанный харак­тер. Поскольку причинно-следственный тип связей между действиями и событиями при отсутствии языковых форм их
    отображения и недостаточно развитом мышлении трудно поддается анализу и осознанию, ритуалы превращались во множество практически бесполезных действий. |

    Итак, мир смыслов, в которых жил человек на первых этапах своей истории, определялся ритуалами. Ритуальные действия становились своеобразными символами, знание которых отражало уровень овладения культурой и соци­альную значимость личности. Действия «по образцу» опре­деляли поведение каждого индивида, что исключало ею творческую самостоятельность. Индивидуальное самосоз­нание в этих условиях развивалось медленно и почти пол­ностью сливалось с коллективным.

    Проблем нарушения установленных норм поведения, непослушания, противоречий между личными и обще­ственными интересами не существовало. Индивид не про­сто должен был вести себя «как все» – он не мог отступать от ритуальных требований, определявших его пове­дение.

    Особую роль в поддержании обычаев, ритуалов играли табу – обязательные запреты, оберегавшие жизненно важ­ные для существования рода правила коллективной жизни (порядок распределения пищи, запрет кровно-родственных половых связей, неприкосновенность вождя и т.п.).

    Культура, таким образом, начинается с введения зап­ретов, направленных на предупреждение асоциальных проявлений животных инстинктов, но сдерживающих лич­ную инициативу. С развитием языка формируется и приоб­ретает возрастающее значение новый информационный ка­нал – устное вербальное общение. Это сопровождается раз­витием мышления и индивидуального самосознания. Ин­дивид перестаёт отождествлять себя с коллективом, у него возникает возможность высказывать различные мысли по поводу происходящих событий, хотя самостоятельность мышления продолжительное время остается еще довольно ограниченной.

    На этом этапе духовной основой первобытной культуры становится мифологическое сознание. Его особенность зак­лючается в том, что человек переносит на окружающий мир свойства, которые он замечает в самом себе: предметы природы представляются ему живыми, одухотворенными существами, также имеющими волю, мысли, желания, ощущения. В мифах неизбежно сочетаются реальность и вымысел. Тем не менее, в них все становится понятным.

    Несмотря на недостаточность реальных знаний, языко­вая символика мифов вливается в ритуалы и придает им смысл (в том числе и тайный – для магических ритуалов; он доступен лишь посвященным – колдунам, магам). В свою очередь, мифотворчество порождает новые магичес­кие ритуалы. Мифы прогнозируют все формы жизнедея­тельности людей и выступают как основные «тексты» пер­воначальной культуры. Их устная трансляция обеспечива­ет единство взглядов всех членов племенного сообщества па окружающий мир. Вера в «свои» мифы укрепляет сообщество и вместе с этим отделяет «своих» от «чужаков», ве­рящих в другие мифы.

    Поэзия мифов – первая форма литературного творче­ства. Но мифологическая символика воплощается не толь­ко в языковую форму – она отражается также в обрядах, песнях, танцах, рисунках, татуировках, оружии, домаш­ней утвари.

    В результате мифология создает атмосферу, в которой рождаются разнообразные виды искусства. В мифах зак­репляются практические знания и навыки хозяйственной деятельности. Благодаря их передаче из поколения в поко­ление, накопленный на протяжении многих веков опыт сохраняется в социальной памяти и образует тот первич­ный уровень знаний и способов мышления, с которого начинается развитие философии и науки. В мифологичес­ких рассказах о божествах, населяющих мир, зарождается религиозное мировоззрение.

    Таким образом, в отличие от искусства эпохи цивили­зации, первобытное искусство не составляло автономной области культуры, а тесно переплеталось с другими вида­ми духовной деятельности. Их неразрывное единство, по­лучившее название синкретического культурного комплек­са, способствовало закреплению и передаче первичных знаний и навыков, упорядочивало систему представлений об окружающем мире, регулировало и направляло соци­альные и психические процессы, выступало средством борьбы с хаосом в самом человеке и человеческом обще­стве.

    Обращение человека к художественному творчеству на­чалось примерно 40 тыс. лет назад с появлением совре­менного вида человека (Homo Sapiens). Этот момент мож­но рассматривать как наибольшее открытие, не имеющее равных в истории по заложенных в нем возможностям.

    В начале позднего палеолита зарождаются основные виды изобразитель­ного искусства:

    Роспись на сте­нах и потолках пещер;

    Рельеф и круг­лая скульптура;

    Рисунок на кам­не, кости, роге.

    Главная тема искусства – изображение животных, человеческих фигур, позднее – много­фигурные сцены военных событий, охота. Высочайший расцвет искусства палеолита приходится на эпоху Мадлен (25-12 тыс. до н.э.).

    Синкретизм первобытной культуры, специфические фор­мы первоначальной изобразительной деятельности дают ос­нования считать, что религиозные представления формиро­вались в магико-религиозных обрядах, разворачиваясь вок­руг изображений животных. Возможно, возникновение ани­малистических изображений стимулировало зарождение и развитие охотничьей магии, в основу которой положен прин­цип аналогии, вера в получение власти над духом живот­ных. Поскольку изображения воспринимались как реальность, то ритуалы (танец, имитация охоты), осуществляе­мые с изображением, мыслились как вполне реальные.

    1.1. Гуманистическая функция.

    На первом месте среди функций философии в соответствии с приоритетной значимостью проблемы человека среди всех остальных проблем философии стоит гуманистическая функция.

    Нет на свете, наверное, ни одного человека, который не размышлял бы над вопросом о жизни и смерти, о неминуемости своего конца. Такие размышления нередко действуют угнетающе на человека. Вот что писал по этому поводу известный русский философ Н. А. Бердяев: «Будущее всегда в конце концов приносит смерть, и это не может не вызывать тоски». Тоска, в сущности, всегда есть тоска по вечности, невозможность примириться с временем.

    Тоска направлена к высшему миру и сопровождается чувством ничтожества, пустоты, тленности этого мира. Тоска обращена к трансцендентному, вместе с тем она означает неслиянность с ним. «Всю жизнь, -- свидетельствует Н.А. Бердяев, -- меня сопровождала тоска. Это, впрочем, зависело от периодов жизни, иногда она достигала большей остроты и напряженности, иногда ослаблялась». Философия же «освобождена от тоски и скуки «жизни». И далее, уже обобщая историю развития человеческой мысли, Н.А. Бердяев заключал: «Философия всегда была прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего и насилующего нас со всех сторон мира к миру смысла».

    Философия, конечно, не дает нам вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой дух.

    Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести к самоубийствам, наркомании, алкоголизму, преступлениям.

    Более ста лет назад, в 1874 году выдающийся философ B.C. Соловьев, размышляя над ростом числа самоубийств, отмечал, что самоубийства не могут быть удовлетворительно объяснены из одних внешних частных причин. Бывают случаи, когда и безо всякого внешнего повода, в самой счастливой обстановке люди сильные и здоровые равнодушно лишают себя жизни, объявляя, что жить не стоит, не из чего. Причина этого явления, по B.C. Соловьеву, в том, что человеку жить не из чего, что с исчезновением глубоких убеждений, всеобщих безусловных идей опустел мир внутренний и потерял свою красоту мир внешний.

    На протяжении многих столетий, начиная с эпохи рабовладения, значительная часть человечества пребывает в отчуждении от собственности, от власти, от продуктов своей деятельности. Человек оказывается порабощенным и физически, и духовно. В. С. Соловьев проанализировал это положение человека в разные исторические эпохи и показал роль философии в его духовном освобождении. Итак, на вопрос «Что же делала философия?», В. С. Соловьев отвечает: «Она освобождала человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание. Она низвергала всех ложных чужих богов и развивала в человеке внутреннюю форму для откровений истинного Божества... Она делает человека вполне человеком... Философия, осуществляя собственно человеческое начало в человеке, тем самым служит и божественному, и материальному началу, вводя и то, и другое в форму свободной человечности. Так вот, если кто из вас захочет посвятить себя философии, пусть он служит ей смело и с достоинством, не пугаясь ни туманов метафизики, ни даже бездны мистицизма; пусть он не стыдится своего свободного служения и не умаляет его, пусть знает, что, занимаясь философией, он занимается делом хорошим, великим и для всего мира полезным».

    К проблеме отчуждения человека и роли философии в преодолении этого отчуждения обращались многие философы XX столетия. Одним, из них был немецко-французский мыслитель А. Швейцер. Он видел в развитии цивилизации не только положительные стороны, но и многие негативные моменты. На человека, писал он, стало отрицательно действовать все убыстряющееся движение социума, резкое усиление темпов развития общественной жизни. Изменился, как он считает, весь образ жизни человека. В течение двух или трех поколений довольно многие индивиды живут только как рабочая сила, а не как люди. Ставшая обычной сверхзанятость современного человека во всех слоях общества, констатировал он, ведет к умиранию в нем духовного начала. Не познания и совершенствования ищет он, а развлечения -- и притом такого, какое требует минимального духовного напряжения. Бездумье стало для человека второй натурой. Ведя разговоры с себе подобными, он следит за тем, чтобы придерживаться общих замечаний и не превращать беседу в действительный обмен мыслями. Обстоятельства нашего бытия не позволяют нам относиться друг к другу, как человек к человеку. Мы в конечном счете деградируем- В числе факторов, ведущих к духовному оскудению личности, находятся: рост специализации во всех сферах человеческой деятельности (в производстве, науке, управлении), усиление технизации общества, быстрый рост безликого естественно-научного знания, растущее влияние этой безликости на личность человека и т.п. Техницизм и сциентизм подчинили себе и мировоззрение, философию, и последняя все больше становится лишенной этического начала. Политизация общественной жизни и особенно все более дающая о себе знать тенденция к тоталитаризму подавляет человека, ведет к конформистской личности и тоже негативно действует на философию.

    Таково существо гуманистической функции философии. Я обратился к соответствующим рассуждениям по этому вопросу трех выдающихся философов: B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева и А. Швейцера не случайно: все они -- представители гуманистической линии в философии, лучше других, как мне кажется, представляющие, в чем заключается, или должно заключаться, гуманистическое предназначение философии.

    Западноевропейская философия и наука в эпоху Возрождения

    У истоков гуманизма стоит Данте Алигьери (1265-1324). В своей бессмертной «Божественной комедии», а также в философских трактатах «Пир» и «Монархия» он показал элементы нового, зарождающегося мировоззрения Ренессанса...

    Концепция человека Эриха Фромма в философской антропологии

    Большинство людей в современном мире, по мнению Фромма, развивают не свое подлинное, а «мнимое Я». Человек, создающий материальные и духовные ценности, утрачивает свою уникальность и превращается в вещь...

    Некоторые вопросы философии

    Термин «гуманизм» происходит от латинского «humantias» (человечность), употреблявшегося еще в I в. до н. э. известным римским оратором Цицероном (106-43 до н.э.). Для него humantias - это воспитание и образование человека в первую очередь...

    Основные этические учения эпохи Возрождения

    «Философия Христа» Эразма Роттердамского есть переработка христианской этики в соответствии с принципами ренессансного гуманизма. Это система нравственности...

    Политика - это, во-первых, отношения между партиями, классами, национальностями, народами, государствами, и это, во-вторых, отношение отдельных людей к партиям, классам, национальностям, народам, государствам...

    Роль религии в развитии общества

    Положительное значение нравственной функции религии состоит в пропаганде и выработке позитивных нравственных норм. «Минус» этой функции состоит в одновременной пропаганде некоторых негативных нравственных норм...

    Философия информации и сложных систем

    В основе более широкого подхода к определению понятия информации лежит представление о тесной связи информации и разнообразия. Данная точка зрения является в настоящее время наиболее широко распространенной и аргументированной [А6]...

    Философия эпохи Возрождения

    Термин «гуманизм» происходит от латинского «humantias», что в переводе означает «человечность». Этот термин употреблял еще в I в. до н. э. Известный римский оратор Цицерон (106-43 до н.э.)...

    Философия эпохи Возрождения

    возрождение философия ренессанс Мыслители Ренессанса пропагандировали идею всестороннего развития человека -- физического и духовного. И все же большее внимание они уделяли формированию духовной природы человеческой личности...

    Функции философии как науки

    Следующей мировоззренческой функцией философии является социально-аксиологическая функция. Она расчленяется на ряд подфункций, среди которых важнейшими являются конструктивно-ценностная, интерпретаторская и критическая подфункции...

    Функции философии как науки

    Одной из функций философии является культурно-воспитательная функция. Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту...

    Функции философии как науки

    Одна из главных задач философии -- разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека...

    Функции философии как науки

    Существо эвристической функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. Философский метод, применяемый в единстве с формально-логическим, обеспечивает приращение знаний, конечно...

    Функции философии как науки

    Координирующая функция философии. Существо этой функции состоит в координировании методов в процессе научного исследования. На первый взгляд она кажется излишней: если метод содержателен, обусловлен природой объекта...

    Функции философии как науки

    Термин «интеграция» (от латинского integratio -- восстановление, восполнение) означает объединение в целое каких-либо частей. Он применяется во многих науках и практике...

    Культура выполняет следующие функции:

    • o преобразующая (освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека);
    • o защитная - является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной. Расширение сфер человеческой деятельности неизбежно влечет за собой появление все новых и новых опасностей, что требует от культуры создания адекватных механизмов защиты (медицина, органы общественного порядка, технические и технологические достижения, экологическая зашита и т.п.). Причем необходимость одного вида зашиты стимулирует появление других. Например, истребление сельскохозяйственных вредителей наносит ущерб экологии и требует, в свою очередь, средств экологической защиты, создания правовых норм охраны природы;
    • o коммуникативная: человек как существо социальное для достижения различных целей нуждается в общении с другими людьми. Именно с помощью коммуникации происходит координация сложных действий. Культура определяет конкретные правила и способы коммуникации, адекватные условиям жизнедеятельности людей;
    • o познавательная: любая культура создает свою картину мира, познает, исследует человеческую душу, общество и мир. Процесс познания характеризуется отражением и воспроизведением действительности в мышлении человека. Познание выступает необходимым элементом и трудовой, и коммуникативной деятельности. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе;
    • o информационная: накопление, хранение и систематизация информации, что обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса; в современную эпоху объем неизученных проблем увеличивается прямо пропорционально объему накопленных знаний. Ситуация "информационного взрыва" потребовала создания качественно новых способов обработки, сохранения и передачи информации, более совершенных информационных технологий;
    • o нормативная: любая культура содержит нормы поведения, которые поддерживают порядок в обществе, регулируют поведение людей и социальных групп. Функция общезначимых норм, признанных в той или иной культуре, направлена на обеспечение определенности, понятности, предсказуемости поведения. Можно выделить юридические нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми, социальными институтами, отдельными людьми и социальными институтами; технические нормы, вызванные производственной практикой; этические нормы регламентации повседневной жизни; экологические, нравственные нормы и др. Многие нормы тесно связаны с культурной традицией и укладом жизни народа;
    • o гуманистическая функция - формирование нравственного облика личности (культура как способ социализации человека, развития его способностей, умений, его физических и духовных качеств);
    • o ценностная функция - культура как формирование ценностей, идеалов, культурных норм. Культурная жизнь людей невозможна без ценностей, так как они придают обществу необходимую степень порядка и предсказуемости. Через систему ценностей, накопившихся в культуре, осуществляется регуляция человеческой деятельности. Ценности - общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения. Каждая культура имеет свое уникальное ценностное ядро, воплощающее ее специфику, положение в мире, а также накопленный исторический опыт. Благодаря этому ядру обеспечивается целостность данной культуры, ее неповторимый облик. Именно за счет трансформации своих ценностей культура поддерживает непрерывность своего существования;
    • o семиотическая, или знаковая (греч. - "знак"), функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знакомую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры не представляется возможным. Языком культуры называют те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. В частности, литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами;

    гедонистическая функция заключается в том, что культура может доставлять удовольствие человеку: например, наслаждение музыкой, литературой и пр.

    Особое внимание следует обратить на то, что каждый элемент культуры (наука, искусство, мораль, право, экономика и др.) может выполнять несколько различных функций. Так, мораль, регулируя человеческое поведение, пронизывает практически все сферы жизнедеятельности человека, нравственный аспект присутствует в каждом элементе культуры. Например, искусство, наряду с художественно-эстетической, играет и духовно-нравственную, воспитательную роль. Нравственность становится основой построения религиозных систем. В экономической культуре, предпринимательстве, политике также существуют свои "моральные заповеди".

    Однако не все в культуре может быть объяснено с помощью функционального анализа. Наряду с функциональным, существует и феноменологическое описание культуры, которое признает самостоятельную ценность как культуры в целом, так и отдельных ее феноменов.

    Наименование параметра Значение
    Тема статьи: Гуманистическая функция
    Рубрика (тематическая категория) История

    Познавательная функция

    Функции культуры

    Вопр.
    Размещено на реф.рф
    Структура и функции культуры

    Культуру можно структурировать по различным принципам. Один из них был уже найден в XVIII-XIX веках Гердером и братьями Якобом и Вильгельмом Гримм. Собирая народные песни и сказки, они обратили внимание на характерные отличия, которые каждый из европейских народов вносит в свое творчество, и сделали заключение, что по этим отличительным чертам можно выделять культуру Греции или Рима, немецкую или французскую культуру. В XIX веке Данилевский ввел в науку понятие “культурно-исторический тип”, выделив в мировой истории 10 типов культуры, базирующихся на религиозной, художественной, политической и социально-экономической основах. Данилевский рассмотрел такие типы культуры, как египетский, иранский, индийский, китайский, древнегреческий и другие, описал особенности каждого типа и наметил основные тенденции его развития. При этом он не ставил целью рассмотрение многочисленных связей и отношений между различными элементами культуры внутри всœей системы, выяснение ее структуры, нахождение общих элементов, входящих в любую культуру.

    Традиционно принято делить системную целостность культуры на два вида - материальную и духовную культуры, при этом каждый из них также делится на определœенные подвиды, обладающие своей спецификой и в то же время несущие в себе всœе качественные характеристики целого.

    Адаптивная функция (конспект)

    Каждый человек, как и каждое поколение, приходит в мир, находящийся на определœенном уровне развития культуры. Чтобы жить в данном мире, человеку необходимы всœе культурные завоевания, достигнутые обществом. Οʜᴎ адаптируют человека в мире, приспосабливают его к действительности, помогая ему осуществлять свою жизнедеятельность. Культура предлагает каждому систему действий, которые связывают его с окружающей действительностью, пути и способы решения встающих перед ним проблем.

    Культура, как носитель и транслятор социального типа памяти (конспект)

    Культура, как хранитель особенностей и ментальных черт этноса (конспект)

    Мировоззренческая – способствует выработке определœен.мировоззрения (конспект)

    Любая деятельность человека становится источником познания. В обществе существуют формы сохранения знания: морал ь хранит знания о человеческих отношениях; искусство и религия делают попытки дать системное знание о мире;наука рассматривает сущностные стороны и связи мира. Культура позволяет успешно осваивать эти формы знания в любой сфере деятельности.

    Коммуникативная функция .

    коммуникацию понимают как общение-общение между поколениями, народами, эпохами во времени и пространстве. Именно культура делает такое общение возможным и продуктивным. Культура сохраняет в себе формы и способы общения и передача информации, предлагает определœенные традиции, накопленный опыт, нормативы, идеалы и другое.

    Регулятивная функция (конспект)

    Механизм регулирования отношений между людьми в виде определœенных норм, традиций, обычаев.

    Главным объектом и субъектом любой культуры является человек. Культура не существует вне человека, аналогично тому, как и человек - вне культуры.Каждое общество может предложить только два вида организации отношений между людьми: индивидуализацию и социализацию.

    В индивидуализации высок интерес к каждой отдельной личности, общество имеет потребность в том, чтобы было как можно больше неповторимых, своеобразных людей, активно способствующих общественному прогрессу. Социализация здесь главное место отводятся обществу. социализация создает царство стандарта͵ инициатива не чересчур одобряема, а часто и наказуема.

    Гуманистическая функция - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Гуманистическая функция" 2017, 2018.