Игумен дамиан залетов стукач. Игумен Дамиан (Залетов): Отдых не должен расслаблять духовно. О главном в служении

ДАМИАН (ЗАЛЕТОВ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Дамиан (Залетов) (род. 1974), игумен, клирик Московского храма Живоначальной Троицы в Конькове.

В миру Залетов Вячеслав Евгеньевич, родился 22 апреля 1974 года в городе Москве. В 1991 году окончил среднюю общеобразовательную школу в Москве.

В период с 1991 по 1995 год обучался в Московской духовной семинарии, которую окончил по первому разряду.

5 марта 1995 года пострижен во чтеца в Покровском храме Московской духовной академии епископом Верейским Евгением.

С июня по август 1995 года согласно распоряжению патриарха Московского и всея Руси Алексия II нес послушание чтеца-псаломщика в храме Живоначальной Троицы подворья Свято-Троице-Сергеевой Лавры в Москве.

В сентябре 1995 года поступил в Московскую духовную академию.

5 апреля 1996 года в Троицком Соборе Троице-Сергиевой Лавры был пострижен в монашество с именем Дамиан, в честь преподобного Дамиана Целебника, Киево-Печерского . Постриг совершил епископ Верейский Евгений. Тот же епископ совершил в Покровском храме Московской духовной академии его рукоположения во иеродиакона 20 апреля 1996 года и во иеромонаха 4 апреля 1999 года.

В период обучения в академии нес послушания помощника проректора академии по воспитательной работе, коменданта академии, исполнял обязанности старшего помощника проректора академии и семинарии по воспитательной работе.

В июне 1999 года окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за представленную диссертацию на тему: " Русская Православная Церковь после распада Советского Союза ".

После окончания академии оставлен при ней для несения административных послушаний.

В период с 1999 по 2001 год обучался в филиале Аспирантуры Московской духовной академии при Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата, который окончил, защитив аспирантскую работу на тему: " Раскольническая деятельность Русской Православной Церкви Зарубежом и различных направлений т. н. катакомбной церкви в России".

В августе 2000 года Учебным Комитетом при Священном Синоде направлен в Санкт-Петербургскую духовную академию на административную и преподавательскую работу. В сентябре был принят в клир Санкт-Петербургской епархии и назначен на преподавательскую работу и старшим помощником проректора Санкт-Петербургских духовных академии и семинарии по воспитательной работе.

12 октября 2001 года был назначен исполняющим обязанности, а 21 января 2002 года утвержден в должности проректора Санкт-Петербургских духовных академии и семинарии по воспитательной работе.

21 мая 2003 года, по указу патриарха Московского и всея Руси Алексия II , митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром возведён в сан игумена .

1 октября 2003 года назначен заведующим Церковно-археологическим музеем при Санкт-Петербургских духовных академии и семинарии.

16-22 ноября 2003 года прошел курс повышения квалификации руководящего состава Русской Православной Церкви в Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

В декабре 2006 года победил в конкурсе исследовательских работ молодых авторов, который проводился редакцией журнала «Родина» совместно с историческим альманахом «Русский сборник» за представленную статью на тему: «“Достойный пастырь душ”… Судьба священнослужителя в годы царствования Александра I».

Церковные:

набедренник (1999)

знак св. Татьяны степени "Наставник молодежи" (за просветительскую и социальную работу, 25 января 2002)

Светские:

памятный нагрудный знак Санкт-Петербургского юридического института Генеральной Прокуратуры Р.Ф. (1 февраля 2005)

грамота почтения и благодарности Военно-Космической Академии имени А.Ф. Можайского (3 июня 2005)

Научные труды

Дамиан (Залетов), иеромонах. Русская Православная Церковь после распада Советского Союза. - Машинопись. - Сергиев Посад, 1999.

Дамиан (Залетов), иеромонах. Раскольническая деятельность Русской Православной Церкви Зарубежом и различных направлений т. н. катакомбной церкви в России. - Машинопись. - М., 2001.

Отзывы и рецензии

Отзыв на дипломную работу студента 5 курса Санкт-Петербургской Православной Духовной Семинарии Полевого Богдана на тему: "Жизнь и труды профессора СПбДА Николая Никаноровича Глубоковского (1863-1937)".

Отзыв на дипломную работу студента 5 курса Санкт-Петербургской Православной Духовной Семинарии иеродиакона Силуана (Конева) на тему: "Жизнь и труды профессора Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии Покровского Н.В. (1848-1917)".

Отзыв на дипломную работу студента 5 курса Санкт-Петербургской Православной Духовной Семинарии Зверева Никиты на тему: "Жизнь и труды профессора СПбДА А.П. Лопухина".

Отзыв на дипломную работу студента 5 курса Санкт-Петербургской Православной Духовной Семинарии иромонаха Арсения (Казарова) на тему: "Жизнь и труды профессора СПбДА Василия Васильевича Болотова(1854-1900)".

Отзыв на дипломную работу студента 5 курса Санкт-Петербургской Православной Духовной Семинарии Тепляшина Андрея на тему: "История Коневского Рождество-Богородичного монастыря".

Отзыв на дипломную работу студента 4 курса Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии Йовича Илии на тему: "Страдание Сербской Православной Церкви в независимом государстве Хорватия в 1941-1945 годы".

Отзыв на дипломную работу студента 4 курса Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии Жарка Лазаревича на тему: "Сербская Православная Церковь в Боснии и Герцеговине в 1463 по 1557 год".

Отзыв на дипломную работу студента 4 курса Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии Милутина Янича на тему: "Миссия Сербской Православной Церкви в Чехии и Словакии во главе с епископом Нишским Досифеем (Васичем) в 20-е и 30-е гг. 20 века и передача её дел в ведение Русской Православной Церкви в 1946 году".

Рецензия на курсовое сочинение выпускника СПбДА 1994 г. архимандрита Геннадия (Гоголева) на тему: "Жизнь и труды протоирея Александра Горского".

Рецензия на курсовое сочинение выпускника СПбДА 2002 г. диакона Гупало Вадима по кафедре Пастырского богословия на тему: "Миссионерско-педагогическая практика студентов духовных школ в качестве подготовки к пастырскому душепопечению современного юношества".

Рецензия на кандидатскую диссертацию студента 4 курса Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии иеромонаха Кирилла (Зинковского) по кафедре Пастырского богословия на тему: "Старческое служение в учении и жизни Церкви".

Публикации

Залетов В. Состояние духовного образования в Русской Православной Церкви // Единение: орган инициативной группы всесоюзного центра - мужество и гуманизм. М., 1990.

Дамиан (Залетов), иеродиакон. Значение мученичества в истории Святой Церкви // Православная газета. Издание Екатеринбургской епархии. - №1(59),1997.

Дамиан (Залетов), иеродиакон. О смысле служения воина христианина // Православная газета. Издание Екатеринбургской епархии. - №1(59),1997.

Дамиан (Залетов), иеродиакон. Слово о жизни и смерти христианской при гробе // Православная газета. Издание Екатеринбургской епархии. - №2(60),1997.

Дамиан (Залетов), иеродиакон. Слово о жизни и смерти христианской при гробе // Православная газета. Издание Екатеринбургской епархии. - №3-4(81),1998.

Дамиан (Залетов), иеродиакон. Юбилейный Филаретовский вечер в Московской Духовной Академии // Зеркало Сергиева Посада. - №49,1998.

Дамиан (Залетов), иеромонах. Иконописная школа при Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии // Журнал Московской Патриархии. - №6,2003.

Дамиан (Залетов), иеромонах. Отчет о состоянии Санкт-Петербургских Духовных Академии и Семинарии за 2001-2002 учебный год// Христианское чтение. - №22,2003.

Дамиан (Залетов), игумен. Требуются ревностные! // Православная Выкса. Вестник Выксумского благочиния. - №5(48), 2003.

Дамиан (Залетов), игумен. Новый учебный год в Санкт-Петербургских Духовных Академии и Семинарии // Журнал Московской Патриархии. - №11,2003.

Дамиан (Залетов), игумен. Величавая Жена // Град Духовный. Санкт-Петербургский Православный журнал. - №1(2),2004.

Дамиан (Залетов), игумен. Наши будущие пастыри // Град Духовный. Санкт-Петербургский Православный журнал. - №2(3),2004.

Дамиан (Залетов), игумен. Юбилей Всероссийского Архипастыря Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия // Всерусский Собор. Междунарождный литературно-художественный журнал. - №2(8),2004.

Дамиан (Залетов), игумен. Профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии Александр Павлович Лопухин (к 100-летию со дня кончины) // Церковный вестник. Ежемесячное издание Санкт-Петербургской епархии. - №8-9,2004.

Дамиан (Залетов), игумен. Заслуженный профессор Санкт-Петербургской Духовной Aкадемии Иван Федорович Нильский (к 110-летию со дня кончины) // Церковный вестник. Ежемесячное издание Санкт-Петербургской епархии. - №10-11,2004.

Дамиан (Залетов), игумен. Связующая нить времён: к 50-летию со дня кончины протоиерея Василия Максимовича Верюжского, профессора Санкт-Петербургской (Ленинградской) Духовной Академии // Санкт-Петербургский церковный вестник. - №4 (64), 2005.

Дамиан (Залетов), игумен. Святитель Иннокентий (Смирнов), епископ Пензенский и Саратовский // Православная вера. Издание Саратовской епархии. - №8 (285), 2005.

Дамиан (Залетов), игумен. Почему необходимо утром помолиться Богу? // Гимназист. Спб. - №2, 2005.

Дамиан (Залетов), игумен. Святитель Иннокентий (Смирнов), епископ Пензенский и Саратовский // Угрешский вестник. - №3, 2006.

Дамиан (Залетов), игумен-Колыванов Г.Е. Досифей (Глебов Диомид), бывш. еп. Ростовский и Ярославский // Православная Энциклопедия. М., 2007, т. XVI. (с.61)

Использованные материалы

Страница сайта Андреевского благочиния Московской (городской) епархии:

http://butovo.orthodoxy.ru/person.php?page=21

Http://www.mitropolia-spb.ru/eparhialnie-smi/vestnik/archive....php

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ДАМИАН (ЗАЛЕТОВ) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ДАМИАН в Краткой биографической энциклопедии:
    Дамиан преподобный, умер в 1071 г. Мощи его почивают в Киеве, в пещерах преподобного Антония. Сведения о нем в …
  • ДАМИАН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    патриарх александрийский (ум. в 601 г.). Наклонен был к монофизитству и держался касательно Св. Троицы взглядов, похожих на взгляды Савелия. …
  • ДАМИАН в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Иерский (Сирийский) (5 в.), христианский монах-пустынножитель, подвизался в уединении в обители Иера в Сирии; ученик преподобного Полихрония. Память в Православной …
  • САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Санкт-Петербургская православная духовная академия, высшее духовно-учебное заведение Русской Православной Церкви. Адрес: Россия, 193167, …
  • КОСМА И ДАМИАН РИМСКИЕ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Косма и Дамиан Римские (+ 284), мученики, чудотворцы и бессребреники. Память 1 июля …
  • КОСМА И ДАМИАН АСИЙСКИЕ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Косма и Дамиан Асийские (+ не позднее IV в.), чудотворцы и бессребреники. Память 1 ноября …
  • КОСМА И ДАМИАН АРАВИЙСКИЕ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Косма и Дамиан Аравийские (III в.), мученики, чудотворцы и бессребреники. Память 17 октября …
  • КОСМА И ДАМИАН в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Косма и Дамиан, родные братья, чудотворцы и бессребреники. Православный месяцеслов и служба Собора святых …
  • ДАМИАН СИРИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Дамиан Сирийский (V в.), преподобный. Память 23 февраля. Ученик прп. Полихрония, удалился …
  • ДАМИАН РИМСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". См. Косма и Дамиан Римские ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru О проекте | Хронология | …
  • ДАМИАН ПЕЧЕРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Дамиан Печерский, целебник (+ 1062 - 1074 ), пресвитер, преподобный. Память 5 октября …
  • ДАМИАН ЕСФИГМЕНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Дамиан Есфигменский (+ 1280 ), преподобный. Память 23 февраля. Преподобный Дамиан безмолвствовал на …
  • ДАМИАН ГРАХОВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Дамиан Граховский (1912 - 1941), священномученик (Сербская Православная Церковь). Память 18 мая …
  • ДАМИАН АСИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". См. Косма и Дамиан Асийские ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru О проекте | Хронология | …
  • ДАМИАН АРАВИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". См. Косма и Дамиан Аравийские ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru О проекте | Хронология | …
  • ДАМИАН АГРАФСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Дамиан Аграфский (+ 1568), священномученик. Память 14 февраля (греч.). Родился в деревне Мириховос епархии …
Московской епархии

В миру Залетов Вячеслав Евгеньевич, родился 22 апреля года в городе Москве .

После окончания академии оставлен при ней для несения административных послушаний.

8 февраля года был назначен ответственным за наполнение и богословско-каноническое соответствие Преданию Церкви информации на сайте Юго-Западного викариатства Москвы . 9 июля того же года назначен помощником управляющего Юго-Западным викариатством Москвы по информационному служению, с возложением ответственности за формирование сайта Юго-Западного викариатства и поручением курировать сайты благочиний и приходов викариатства. 17 июля того же года был назначен исполняющим обязанности благочинного Андреевского ставропигиального мужского монастыря города Москвы и ответственным за создание и наполнение сайта монастыря.

Награды

  • Церковные:
    • наперсный крест (21 июня 2001)
    • знак св. Татьяны степени "Наставник молодежи" (за просветительскую и социальную работу, 25 января 2002)
    • юбилейная бронзовая медаль ап. Петра (в связи с 300-летием Санкт-Петербурга, 9 октября 2003)
    • юбилейная медаль к 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года (9 сентября 2012)
  • Светские:
    • памятный нагрудный знак Санкт-Петербургского юридического института Генеральной Прокуратуры Р.Ф. (1 февраля 2005)
    • грамота почтения и благодарности Военно-Космической Академии имени А.Ф. Можайского (3 июня 2005)

Труды

Научные труды

  • Дамиан (Залетов), иеромонах. Русская Православная Церковь после распада Советского Союза. - Машинопись. - Сергиев Посад, 1999.
  • Дамиан (Залетов), иеромонах. Раскольническая деятельность Русской Православной Церкви Зарубежом и различных направлений т. н. катакомбной церкви в России. - Машинопись. - М., 2001.
  • Залетов В.Е. Методы и средства для устойчивого развития сельских территорий на основе байесовских интеллектуальных технологий. - Машинопись. - М., 2010.

Отзывы и рецензии

  • Отзыв на дипломную работу студента 5 курса Санкт-Петербургской Православной Духовной Семинарии Полевого Богдана на тему: "Жизнь и труды профессора СПбДА Николая Никаноровича Глубоковского (1863-1937)".
  • Отзыв на дипломную работу студента 5 курса Санкт-Петербургской Православной Духовной Семинарии иеродиакона Силуана (Конева) на тему: "Жизнь и труды профессора Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии Покровского Н.В. (1848-1917)".
  • Отзыв на дипломную работу студента 5 курса Санкт-Петербургской Православной Духовной Семинарии Зверева Никиты на тему: "Жизнь и труды профессора СПбДА А.П. Лопухина".
  • Отзыв на дипломную работу студента 5 курса Санкт-Петербургской Православной Духовной Семинарии иромонаха Арсения (Казарова) на тему: "Жизнь и труды профессора СПбДА Василия Васильевича Болотова(1854-1900)".
  • Отзыв на дипломную работу студента 5 курса Санкт-Петербургской Православной Духовной Семинарии Тепляшина Андрея на тему: "История Коневского Рождество-Богородичного монастыря".
  • Отзыв на дипломную работу студента 4 курса Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии Йовича Илии на тему: "Страдание Сербской Православной Церкви в независимом государстве Хорватия в 1941-1945 годы".
  • Отзыв на дипломную работу студента 4 курса Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии Жарка Лазаревича на тему: "Сербская Православная Церковь в Боснии и Герцеговине в 1463 по 1557 год".
  • Отзыв на дипломную работу студента 4 курса Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии Милутина Янича на тему: "Миссия Сербской Православной Церкви в Чехии и Словакии во главе с епископом Нишским Досифеем (Васичем) в 20-е и 30-е гг. 20 века и передача её дел в ведение Русской Православной Церкви в 1946 году".
  • Рецензия на курсовое сочинение выпускника СПбДА 1994 г. архимандрита Геннадия (Гоголева) на тему: "Жизнь и труды протоирея Александра Горского".
  • Рецензия на курсовое сочинение выпускника СПбДА 2002 г. диакона Гупало Вадима по кафедре Пастырского богословия на тему: "Миссионерско-педагогическая практика студентов духовных школ в качестве подготовки к пастырскому душепопечению современного юношества".
  • Рецензия на кандидатскую диссертацию студента 4 курса Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии иеромонаха Кирилла (Зинковского) по кафедре Пастырского богословия на тему: "Старческое служение в учении и жизни Церкви".
  • Рецензия на дипломную работу слушателя заочной формы обучения 3 курса 5 группы Высших богословских курсов при Московской Православной Духовной Академии инокини Афанасии (Ерохиной) на тему: «Формирование христианского богослужения в I и II веках».

Публикации

  • Залетов В. Состояние духовного образования в Русской Православной Церкви // Единение: орган инициативной группы всесоюзного центра - мужество и гуманизм. М., 1990.
  • Дамиан (Залетов), иеродиакон. Значение мученичества в истории Святой Церкви // Православная газета. Издание Екатеринбургской епархии. - №1(59),1997.
  • Дамиан (Залетов), иеродиакон. О смысле служения воина христианина // Православная газета. Издание Екатеринбургской епархии. - №1(59),1997.
  • Дамиан (Залетов), иеродиакон. Слово о жизни и смерти христианской при гробе // Православная газета. Издание Екатеринбургской епархии. - №2(60),1997.
  • Дамиан (Залетов), иеродиакон. Слово о жизни и смерти христианской при гробе // Православная газета. Издание Екатеринбургской епархии. - №3-4(81),1998.
  • Дамиан (Залетов), иеродиакон. Юбилейный Филаретовский вечер в Московской Духовной Академии // Зеркало Сергиева Посада. - №49,1998.
  • Дамиан (Залетов), иеромонах. Иконописная школа при Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии // Журнал Московской Патриархии. - №6,2003.
  • Дамиан (Залетов), иеромонах. Отчет о состоянии Санкт-Петербургских Духовных Академии и Семинарии за 2001-2002 учебный год// Христианское чтение. - №22,2003.
  • Дамиан (Залетов), игумен. Требуются ревностные! // Православная Выкса. Вестник Выксумского благочиния. - №5(48), 2003.
  • Дамиан (Залетов), игумен. Новый учебный год в Санкт-Петербургских Духовных Академии и Семинарии // Журнал Московской Патриархии. - №11,2003.
  • Дамиан (Залетов), игумен. Величавая Жена // Град Духовный. Санкт-Петербургский Православный журнал. - №1(2),2004.
  • Дамиан (Залетов), игумен. Наши будущие пастыри // Град Духовный. Санкт-Петербургский Православный журнал. - №2(3),2004.
  • Дамиан (Залетов), игумен. Юбилей Всероссийского Архипастыря Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия // Всерусский Собор. Междунарождный литературно-художественный журнал. - №2(8),2004.
  • Дамиан (Залетов), игумен. Профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии Александр Павлович Лопухин (к 100-летию со дня кончины) // Церковный вестник. Ежемесячное издание Санкт-Петербургской епархии. - №8-9,2004.
  • Дамиан (Залетов), игумен. Заслуженный профессор Санкт-Петербургской Духовной Aкадемии Иван Федорович Нильский (к 110-летию со дня кончины) // Церковный вестник. Ежемесячное издание Санкт-Петербургской епархии. - №10-11,2004.
  • Дамиан (Залетов), игумен. Связующая нить времён: к 50-летию со дня кончины протоиерея Василия Максимовича Верюжского, профессора Санкт-Петербургской (Ленинградской) Духовной Академии // Санкт-Петербургский церковный вестник. - №4 (64), 2005.
  • Дамиан (Залетов), игумен. Святитель Иннокентий (Смирнов), епископ Пензенский и Саратовский // Православная вера. Издание Саратовской епархии. - №8 (285), 2005.
  • Дамиан (Залетов), игумен. Почему необходимо утром помолиться Богу? // Гимназист. Спб. - №2, 2005.
  • Дамиан (Залетов), игумен. Святитель Иннокентий (Смирнов), епископ Пензенский и Саратовский // Угрешский вестник. - №3, 2006.
  • Дамиан (Залетов), игумен-Колыванов Г.Е. Досифей (Глебов Диомид), бывш. еп. Ростовский и Ярославский // Православная Энциклопедия. М., 2007, т. XVI. (с.61)
  • Дамиан (Залетов), игумен. Духовное руководство необходимо для спасения (интервью) // Православная газета. Издание Екатеринбургской епархии. - №30(639),2011.

Клирик храма Троицы Живоначальной в Конькове, кандидат богословия игумен Дамиан (Залетов) в гостях на телеканале «Союз»

Тема сегодняшней беседы – христианский отпуск.

Почему люди устают

– Батюшка, наступила теплая пора, многие уже решили, как проведут отпуск. Каким он может быть?

– Действительно, тема актуальная. Отпуск чаще всего стараются брать в летний период, занимает он приблизительно месяц; это довольно значительная часть жизни. Соответственно, стоит вопрос, как мы должны провести это время, как отпуск может повлиять на нашу христианскую жизнь. Отдых не должен нам повредить, не должен расслаблять духовно. Первое, что хочется сказать – почему у человека вообще должен быть отпуск. С одной стороны, это некое социальное достижение ХХ века. Почему люди почувствовали потребность в периоде, когда необходимо не работать, поменять образ жизни? Как же раньше люди жили без этого? Вряд ли они меньше работали, меньше уставали. Можно сделать вывод, что человеку понадобился отдых и отпуск, потому что обычная рабочая жизнь стала для него в чем-то тягостной. Соответственно, встает вопрос: правилен ли такой образ жизни, если необходим период, когда надо отказаться от него? Может, нужда в отпуске – следствие нарушения гармонии в жизни человека?

Вспомним устройство жизни в старину. Это связано, конечно, больше с сельской жизнью: гармония, сезонность, последовательность. Наверное, одна из причин необходимости отдыха связана с особенностями городской жизни, ее суетой. Казалось бы, надо радоваться жизни, а люди от нее устают. Видимо, сказывается отрыв от земли, от природы, а человек создан от земли, и связь с землей очень важна. Так что отпуск надо проводить ближе к природе.

Стоит всмотреться в себя

– Есть звонок – город Железнодорожный на связи.

– Моя работа связана с молодежью. Как вы правильно сказали, социальные коллизии накладывают огромный отпечаток на жизнь. Молодые люди связывают работу с обогащением, а отдых – с пьянством. Как это правильно понимать христианину?

– Я рад, что телезрители правильно понимают логику рассуждений. Работа – это ведь не стремление к удовлетворению страстей, цель ее – созидательная: принести обществу, людям и себе пользу. Обогащение же – это средство достичь комфорта, в итоге – удовлетворить свой эгоизм. Такая работа не может удовлетворять, она разъедает человека изнутри. Ведь труд заповедан нам Богом в раю, это одна из форм нашего внутреннего совершенствования. На земле это – горькое лекарство, необходимое для удержания от страстей и греха. «Поработай в поте лица, – было сказано Адаму, – на земле». Этот существенный момент будем помнить. Это некий сотворческий акт с Богом.

Несозидательная работа, повторю, вызывает тяжесть, неудовлетворенность. И как накопленный потенциал греха, несовершенства разряжается? Чаще всего безудержным самоудовлетворением страстей.

– Следующий звонок – из Красноярска.

– Может быть, во время отпуска стоит в себя всмотреться, остепениться? Почитать хорошую духовную литературу, на природе побывать, набраться духовных сил? Может быть, после этого и на работу легче пойти будет?

– Я рад, что нас телезрители правильно понимают. Отдых – это приостановление нашего монотонного образа жизни, выход из ритма, который не мы устанавливаем. Но выход этот должен быть не праздный. Любая перемена позволяет нам что-то по-другому увидеть. Отпуск – это время, чтобы и почитать, и время близости к природе, которой нам так не хватает. Природа – это Божий мир, это естественное Откровение, надо удивиться Божию творению, восхититься им, увидеть какой-то цветочек, бабочку, чего так не хватает в городах. Правильно (очень важно для христианина и просто здравомыслящего человека) увидеть себя, осмыслить прожитое, побыть наедине с собой.

Ищущий найдет

– Следующий вопрос – из Белгородской области.

– Отец Дамиан, есть такое хорошее выражение: «Чем больше человек стремится к наслаждениям, тем меньше он получает удовлетворения»; эта гонка потребления бессмысленна, мы прибежим не туда, куда надо.

– Спасибо за реплику. Действительно, бурный и нездоровый активный отдых говорит о неудовлетворенности людей, которые пытаются не просто отдохнуть, а забыться. Отдых необходим, но надо грамотно использовать это время, особенно семейным людям, которые имеют детей: отпуск – замечательное время для общения, взаимного понимания.

Одна из важных форм христианского отпуска – паломничества, которые могут быть сопряжены и с какой-то физической формой отдыха, и с культурным, историческим, эстетическим, духовным разнообразием.

– Давайте о паломничестве поговорим после того, как ответим на звонок. Сейчас Чувашия на связи.

– Многие верующие – люди небогатые, но во время отпуска хотелось бы побывать в монастырях. Проезд туда стоит денег, а проживание? Могут ли монастыри принять на какой-то срок паломников бесплатно?

– Проблема понятная, но надо понимать, что Церковь – это система, состоящая из людей, из простых тружеников, наших граждан; каковы граждане, такова и Церковь, и ее благосостояние зависит от благосостояния людей, а предоставление каких-то услуг тоже требует материальных вложений. Поэтому есть места, где это могут себе позволить, а где-то и не могут – куда-то можно приехать, предварительно договорившись, где-то поработать. В наше время паломничество развивается, и, наверное, всегда найдутся возможности. Но, поймите, любое хорошее дело требует подвига, поэтому что-то можно сэкономить и на хорошее дело собрать. Но не надо унывать, если нет такой возможности. Можно посетить ближайший храм, отдохнуть, посмотреть, найти там для себя что-то новое, не обязательно куда-то ехать. Конечно, хочется побывать у какой-то святыни, но часто мы не замечаем рядом с собой чего-то удивительного, и радостного, и глубокого. Ищущий найдет.

Паломничество – не туризм, а духовный подвиг

– Чем паломничество отличается от православного туризма?

– Понятие православного туризма – новое, и трудно сформулировать, что подразумевается под этим. Думаю, это туризм православных. А паломничество – очень важное религиозное действие, направленное на духовный рост человека, на его религиозное развитие, без стремления уже к отдыху, праздности и каким-то формам, свойственным туризму. Это древняя форма одного из духовных подвигов и работы над собой. Очень важно не путать эти вещи, и если человек стремится паломничать, то он должен настроиться на духовный подвиг и получить от него радость духовную.

– А есть ли отпуск у священников?

– И по законодательству, и по здравому смыслу священнослужители уходят в отпуск. Можно тоже задаться вопросом – отдых от чего? Конечно, не от священнослужения, от этого священник никогда не устает. Но работа с людьми – одна из самых сложных. Священнику нужен отдых и физический, и психологический. Но, как и любому христианину, ему нужна работа над собой, нужно обращение к себе, пребывание в духовном размышлении. И ему надо эту возможность дать. Священники тоже семейные люди, имеющие детей, а часто заняты с утра до вечера на приходах и не имеют возможности общаться с детьми, что необходимо для их воспитания.

На время отпуска священнику нужна замена, чтобы церковь не закрывалась. Это намного сложнее, чем в светских заведениях, но это актуально и нужно. Каждый, кто приходит в церковь, хочет, чтобы священник был бодрый, укрепленный духовно и физически, чтобы у него были крепкие тылы. Поэтому хочется только порадоваться за батюшку, поддержать и укрепить его в это отпускное время.

– Слушаем звонок из Белгородской области.

– У меня погиб сын в аварии, и во время отпуска я бы хотела потрудиться, чтобы помочь ему в его загробной участи. Что Вы посоветуете?

– Мы привыкли использовать те формы помощи нашим близким, живым или усопшим, которые нам легко реализовать: поставить свечку, заказать молебен, панихиду. Это правильно, но это не все. Наше живое, непосредственное, личное участие намного важнее. Оно помогает нам самим или почувствовать деятельную радость, или утешиться в скорбях. Есть огромная сфера, которую еще нужно освоить: добрые дела, социальная работа, помощь бедным, нуждающимся. То есть надо делать добро, добро Евангельское, оно осуществимо только под эгидой Церкви. Если есть такое желание, оно вполне осуществимо, вам стоит поинтересоваться в женских монастырях – это места особых трудов, где более всего связаны молитва и труд. Приехать в монастырь и потрудиться, чтобы не быть нахлебником, а, с другой стороны, на благо души. И, может быть, вы найдете духовное упокоение в монашестве, или просто это будет ваш второй дом, место, где вы с кем-то познакомитесь, будете переписываться, куда вы будете ездить не только в отпуск. Практически в каждой епархии есть женские монастыри, и, думаю, в каждом храме вам помогут узнать адреса.

Во всем нужна мера

– Вопрос задает диакон Владимир из Испании: «Может ли священнослужитель ходить на общий пляж и раздеваться там до плавок, и если да, то как священник при этом может общаться с мирянами?».

– Это тоже проблема нашего времени – отдых на пляже в плавках или бикини. Это дух нашего времени, секулярного и теряющего стыд и культуру. Не так давно это вообще было не принято, по крайней мере, в культурном обществе, а для священнослужителей немыслимо. Был просто отдых на побережье, сидение на стульчиках, прогулки по берегу – в море никто не купался раньше (мы не говорим про что-то народное и стихийное, а, по крайней мере – о культурно-эстетических, элитарных и духовных слоях). Потом были купальники, которые закрывали все тело. Все мы люди, и нужно находить здравый подход к этому.

По поводу общения с мирянами, думаю, что пляж – не место для проповедей, не место, где у батюшки надо брать благословение. Мне кажется, что всегда можно найти место священнослужителю более изолированное, в сторонке. А если кого-то мучает совесть, для этого есть духовник.

Не будем при этом забывать, что под солнцем жариться очень опасно, надо разумно к этому относиться. Купаться в море – это здоровый момент, но и здесь нужно знать меру.

– Еще вопрос диакона Владимира из Испании: «К нам на территорию храма очень часто приходят туристы в шортах и с открытым верхом. При входе висит объявление о правилах посещения храма, но не все его читают. Как должны поступать работники храма, если в таком виде люди пытаются зайти?».

– Я видел, как это решается, как мы говорим, на цивилизованном Западе, в Католической Церкви; там все это очень строго соблюдается, есть свои нюансы, платочки не надевают, – но хождение с голыми руками и ногами недопустимо. Любой приличный человек не позволит себе неприлично выглядеть, когда идет в храм. Люди, стремящиеся пренебречь этим, не уважают в себе веру и веру как таковую. Должно быть деликатно указано на правила.

К сожалению, в отпуске люди как-то забывают об этом, расслабляются, эта проблема летом не только в Испании, но и у нас в России; это хорошо видно в наших храмах и монастырях, когда предлагают накинуть шаль, юбку. При этом надо не терять деликатности, но и твердость и мудрость проявлять.

Нашей ответственности никто не отменял

– Следующий вопрос задает Илья: «Должен ли православный человек сам планировать свой отпуск или все оставить на волю Божию, ведь Он лучше нас знает, что для нас благо и когда нам отдыхать?».

– Действительно, есть Промысел Божий, есть воля Божия, но она никак не отменяет нашей ответственности перед жизнью. Наша задача, чтобы наши поступки совпадали с волей Божией. Не Бог должен за нас все решать, а мы не должны сидеть и ждать, когда Он устроит нас на работу, научит каким-то добродетелям, отправит в отпуск. Нет, мы должны жить, проявляя свою личность. Отдыхаешь ты или работаешь, надо всегда быть со Христом, об этом хорошо сказал апостол Павел; если христианин всегда со Христом, то все остальное вторично. И даже на отдыхе мы не должны забывать, что мы – христиане и всегда должны духовно трудиться. Мы молим, чтобы Господь благословил все ваши пути в отпуск и даровал вам отдохновение от ваших праведных трудов. Всем желаю помощи Божией в период отдыха. Храни всех Господь.

Максим Шевченко

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ духовная академия несколько выпала в последнее время из поля зрения средств массовой информации.

Между тем разгром, учиненный в ней в прошлом году среди студенческого и преподавательского состава, продолжается. Напомним, что его причиной послужил канонический протест студентов, предпринятый по всем церковным правилам и в соответствии с нормами церковной жизни.

Учащиеся протестовали против рукоположения своего однокашника, про которого они точно знали, что он стукач и вымогатель (денег и продуктов). На вопрос епископа о том, достоин ли кандидат в священники (вопрос во время службы звучит по-гречески - "аксиос?"), студенты единогласно ответили "анаксиос" - "недостоин". В наивности своей они полагали, что церковную службу Священноначалие РПЦ воспринимает всерьез и буквально, полагая, что слова, произносящиеся в храме и особенно в алтаре, не просто ритуальное сотрясение воздуха, но имеющие соборный и мистический смысл служебные формы. Что когда участников службы (верных) спрашивают о чем-то, то они могут и обязаны ответить так, как им то подсказывает их христианская совесть. Студенты ошиблись. Епископ Тихвинский Константин, ректор санкт-петербургских духовных школ, растоптал канонические нормы, показал, что церковная служба для него - пустая формальность. Он раз и навсегда объяснил студентам, что ложь в храме Божием не только допустима, но и является чуть ли не обязанностью "богобоязненного" верующего.

Мстительность, не входящая в список христианских добродетелей, оказалась присуща Священноначалию Санкт-Петербургской епархии в полной мере.

Первого октября митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров) подписал указ о смещении с должности проректора СПбДА по воспитательной работе профессора-протоиерея Георгия Тельписа. Заслуженный педагог, 40 лет отдавший Духовной академии, назначен вторым священником в церковь Образа Спаса Нерукотворного в г. Всеволожск (Ленинградская область). Исполняющим обязанности проректора назначен 27-летний иеромонах Дамиан (Залетов). Последний, по мнению наблюдателей, причастен к установке подслушивающего устройства в одной из комнат общежития, которое студенты обнаружили в декабре 2000 г.

Решение было принято, как полагают, под давлением ректора СПбДА епископа Тихвинского Константина (Горянова). Назначенный на должность в 1996 г. ректор стремился к созданию режима личной власти, что сопровождалось нарушением академического устава и пренебрежительным отношением к студентам и преподавателям. Результатом этого был целый ряд скандалов и студенческих бунтов в 2000-2001 гг. Несогласные с политикой ректора учащиеся изгонялись в каникулярный период, а преподаватели увольнялись с нарушением трудового законодательства или лишались лекционных часов. Протоиерей Георгий Тельпис был одним из тех, кто пытался настаивать на соблюдении прав студенчества и соблюдении традиций санкт-петербургских духовных школ.

Однако ректор перед лицом митрополита и Патриарха Московского и всея Руси Алексия II перенес вину за углубляющееся противостояние на проректора, обвинив его в организации студенческих беспорядков. Именно эти обвинения и предъявил профессору Академии митрополит Владимир, подписывая рапорт об отставке.

Православные верующие, сохранившие хотя бы минимальное понимание того, что есть "соборность" и "каноническое право", расценивают решение митрополита как нарушение традиционных прав Священного Синода. До сих пор процедура утверждения и снятия с должности второго лица в иерархии духовных академий находилась в его компетенции. Очевидно, митрополит Владимир и епископ Константин заручились поддержкой Патриарха Алексия II, посетившего СПбДА 10 сентября. Отсутствие гласной реакции Патриарха на обострение ситуации в Академии расценивается как одобрение действий митрополита и ректора.

Отставка священника, пользовавшегося авторитетом у студентов семинарии и академии, по мнению аналитиков, приведет к еще большему отчуждению ректора и его окружения от преподавателей и студентов. Результатом такой атмосферы будет дальнейшее снижение образовательного уровня в области богословских наук, потеря академией авторитета в обществе и новые конфликты и скандалы.

Напомним, что никакого гласного расследования событий в Санкт-Петербургской академии не было. А церковный суд, в котором верующие могли бы искать защиты от произвола отдельных распоясавшихся иерархов, остается фикцией, несмотря на бесчисленные решения по этому поводу Архиерейских Соборов последних лет.