Кому подойдет и как применяется якорь как оберег? Александр окороков, андрей кулагин корабельный якорь как древний символ веры и надежды Почему якорь символ надежды


Необходимость в якоре появилась тогда же, когда появилось "маломальское" судоходство. И если например, в оборудованном порту корабль мог "встать на бочку" или ошвартоваться, то в порту попроще или на рейде нужно было вставать на якорь.

Если стоянка приходилась у необорудованного берега и тем более в незнакомых водах бросить якорь было необходимостью. Конечно, любой капитан попытается скрыться за мысом или попробует разыскать залив защищенный от непогоды, но удержаться на месте и не стать игрушкой ветра и волн позволял именно якорь.
Не сложно догадаться почему однажды якорь стал символом надежде у моряков, да и не только:)

Как появилось слово "якорь"?

Русское слово «якорь» трансформировалось от древнерусского «анкура», которое, в свою очередь, перекочевало из древнегреческого. В общем-то оттуда оно пришло и в другие европейские языки.
По-английски якорь называется anchor (энкор), по-итальянски – аnсоrа (анкора), по-французски – ancre (анкэр), по-немецки – anker (анкер) и т.д.
Корень «анк» дословно переводится как «крюк», «кривой» или «изогнутый». То есть слово «анкура» или «якорь» обозначает «имеющий кривизну» или «имеющий изогнутость».

Зачем нужен якорь?

До изобретения парового двигателя якоря были нужны не только для того, чтобы удерживать судно на месте. Специальные якоря (верпы) помогали снимать корабль с мели и были единственным способом передвигаться по рекам против течения в безветренную погоду.

Современные якоря в зависимости от назначения делятся на 4 типа:

1. Становые якоря нужны непосредственно для удержания судна на стоянке. Они располагаются в носовой части судна. Вес становых якорей может достигать 30 тонн: такими закрепляют огромные авианосцы.

2. Вспомогательные якоря располагаются на корме и предназначены для предотвращения разворота судна, которое стоит на становом якоре.

3. «Мёртвые» якоря закрепляют плавучие объекты для длительного удержания на одном месте (маяки, буи, буровые суда).

4. Завозы служат для удержания специализированных плавучих средств (например, судна технического флота для дноуглубительных работ или добычи ископаемых).

Ликбез: конструкция якоря

Прежде чем окунуться с головой в увлекательнейшую историю якоря и разобраться в их многообразии, нужно освоить немного теории. Это легко!

Условно всю конструкцию можно разделить на 4 функциональные части:
1. Веретено - основа всей конструкции.
2. Рым (кольцо) и скоба обеспечивают крепление якоря к якорной цепи или канату.
3. Рога отвечают за «зарывание» и удержание в грунте. Рога заканчиваются лапами. Острие лапы называется носок. Рога крепятся на веретене двумя способами: неподвижно (тренд) или на шарнире в коробке.
4. Шток присутствует в конструкции лишь некоторых видов якорей. Его роль – перевернуть якорь на дне сразу после погружения. Это нужно, чтобы рога якоря не легли на дно горизонтально: иначе они не смогут зацепиться за грунт. Шток расположен перпендикулярно веретену и рогам.

История якоря

История якоря намного длиннее, глубже и интереснее, чем можно себе представить. Дело в том, что независимо друг от друга разные цивилизации по-разному решали насущный вопрос – как закрепить судно на воде.
Предлагаем краткую хронологию важных событий в истории якоря:

Якорный камень

Первым якорем в истории был камень с привязанной к нему лианой (а позже – верёвкой). Со временем закономерно появился ряд усовершенствований:
1) Жёлоб в камне, чтобы не соскальзывала верёвка.
2) Отверстия в камне для этих же целей.
3) Плетёные корзины, сети, мешки, колоды, в которые нагружали нужное количество мелких камней в зависимости от силы ветра и течения.

4) Дополнительные отверстия в камне, сквозь которые пропускали деревянные колья, заостренные с двух сторон. Под действием веса камня эти колья зацеплялись за грунт, увеличивая держащую силу якорного камня.

Разные народы мира изобрели и много других вариаций первого якоря.

Деревянный однорогий якорь.
По сути, это были деревянные крюки, которые делали из твердых, тонущих в воде пород дерева. Такие якоря держали судна значительно надёжнее, чем все разновидности якорных камней. Но была одна проблема: однорогий якорь иногда ложился плашмя и не зацеплялся за грунт. Так появилась должность «якорный ныряльщик»: он должен был нырнуть вслед за якорем и направить якорь рогом в грунт.

Двурогий якорь со штоком.
«Якорный ныряльщик» мог быть полезен лишь на небольшой глубине. Поэтому нужно было, чтобы якорь под действием силы тяги каната сам зацеплялся за грунт. Тогда якорь приобрёл конструкцию, которая считается классической до сих пор: веретено, 2 рога и шток. Также были распространены комбинированные якоря - деревянные с каменными штоками.

Железный якорь.
С развитием кузнечного мастерства появились железные якоря, которые стали ещё надёжнее. Такой якорь сохранял классическую форму, достигнутую инженерной мыслью предыдущего исторического этапа. Якорь стал одним из базовых изделий мастеров кузнечного дела наряду с мечом, топором, плугом.

Классический якорь с лапами.
На этом этапе у якоря появились лапы, которые облегчали вхождение рогов в грунт. Так якорь приобрёл свой окончательный, классический, привычный нам вид, который не менялся на протяжении многих столетий.

Есть мнение что все эти метаморфозы происходили с якорем до нашей эры. и вплоть до 19 века ни каких глобальных изменений символ надежды не претерпевал.

Виды якорей

Более 5000 видов якорей известно на сегодняшний день в мире. Столько патентов и авторских свидетельств на усовершенствование якоря выдано за всю историю.
Классический якорь именуется «адмиралтейским». Своё название он получил в 1821 году, когда был одобрен Британским Адмиралтейством для использования во флоте. Он прочно удерживает судно на месте. Но очень громоздкий: его опасно подвешивать у борта, поэтому необходимо снимать шток и переваливать через борт. К тому же, если меняется направление течения или ветра, цепь может намотаться на лапу, а якорь - сорваться.

Из-за несовершенства конструкции адмиралтейского якоря стали появляться всё новые модернизации этого важного устройства. Разработчики двигались в нескольких направлениях:
1. Разборный якорь: для удобства хранения и эксплуатации.
2. Якорь с качающимися рогами: для увеличения держащей силы и облегчения вхождения в грунт.
3. Попытки убрать шток: для удобства хранения и эксплуатации.
4. Изменение формы, длины и расположения лап: для облегчения «зарывания» в грунт, увеличения держащей силы, соответствия разным типам грунтов.

Одним из самых известных якорей альтернативной конструкции стал якорь Холла – с плоскими качающимися лапами. Он славится быстротой «забирания» грунта. Но при этом недостаточно прочно держит судно в разнородном грунте.

А якорь Дэнфорта имеет плоские лапы, которые находятся близко к веретену, а шток располагается в нижней части. С таким якорем судно надежно закрепляется в нетвёрдых грунтах, даже если его разворачивает на 360°.

В судоходстве используется много видов якорей, названных в честь их создателей.

Существуют даже плавучие якоря, которые удерживают судно носом к ветру, не давая стихии его развернуть лагом (боком) к волне и прибить к берегу.

Что символизирует якорь?

Символом якоря часто украшали монеты, медали, гербы. Римские императоры, русские князья, моряки, первооткрыватели придавали изображению якоря большой смысл. Вот основные значения:

- Символ надежды. Древние мореплаватели считали море царством тьмы и неизвестности. Именно якорь часто спасал их жизни. Поэтому они в прямом смысле слова доверяли ему свою судьбу. Изготовление каждого экземпляра заканчивалось пышным обрядом. А когда приходило время воспользоваться якорем, его не бросали, а бережно опускали. В латинском языке сохранилось древнее выражение: «Sacram anchoram solvere», что дословно обозначает «Спастись священным якорем», то есть избежать неминуемой гибели.

Символ мореплавания, дальних странствий, путешествий, морской торговли.

Символ радости возвращения на родину после долгих и тяжелых скитаний на чужбине.

Символ стабильности, спокойствия и безопасности.

Символ стойкости и умения противостоять встречным ветрам, течениям, страшным бурям, непредсказуемой стихии и не сбиться с намеченного пути.

***
Подытоживая значимость якоря в истории мореплавания и его символическом значении, приведём слова английского классика и капитана кораблей Джозефа Конрада:

«Нет другого предмета, столь несоразмерно малого
по сравнению с выполняемой им огромной задачей!»

Вера, надежда и любовь, вот три основных понятия, которые знакомы практически всем, в той или иной степени. Символ веры — крестик, символ любви — конечно сердце. А что же является символом надежды? И для чего здесь якорь:

Символы крест/якорь/сердце популярны и имеют огромное значение уже многие столетия. В символе крест обозначает Веру , якорь обозначает Надежду , а сердце - Любовь .

Но почему именно якорь обозначает Надежду?

В древних изображениях, особенно относящихся к раннему христианству, якорь обнаруживает близкое родство с символами креста и трезубца. В нем намек на прочное закрепление новых религиозных общин, на их стойкую веру в хаосе языческого окружения. Верхнюю часть можно рассматривать как изображение человека, стоящего вертикально и вытянувшего руки вверх, то есть к небу. Часть окружности (дуга внизу) — знак материального мира, Земля, которая вновь и вновь порождает человека. Крест был символом надежды воскресения и жизни вечной…

«По местам стоять, на якорь стано-виться»

После длительного плавания коман-да, отданная с главного командного пунк-та, — «По местам стоять, на якорь стано-виться» — звучит для экипажа морского судна, как музы-ка. Это значит, что предстоит скорая встреча с родными и близкими, что моряк под ногами вновь почувствует твердую почву, что закончатся бессонные ночи и непрерывная борьба с океаном, который в любую минуту может разъяриться и по-губить судно.

Давным давно, когда цивилизации строились исключительно в бассейнах озер, рек и морей, мореплавание развивалось стремительно и все больше мужчин в мирное время занимались либо рыболовством, либо (при большем количестве романтических настроений, тяге к славе и т.д.) мореплаванием - нанимались на корабли, идущие осваивать дальние земли,либо пиратством...

В жизни моряка якорь и земля неразрывно связаны между собой. Начало каждого похода начинается с поднятия якоря, а когда корабль причаливал к родному берегу, то вставал на якорь... И, конечно, те, кого моряки оставляли на берегу, мечтали об их скорейшем возвращении. Моряки античного мира, убедившись, что якорь не раз оказывался их единственным спасением в беде, стали считать его изображение символом надежды. Наверное так якорь и стал символизировать надежду на благополучное возвращение, да и вообще на благополучный исход любого начинания.

Анкура — значит «изогнутый»

Древние греки назвали железный якорь словом «avxvpa» — «анкура», происходившим от корня «анк», что по-русски означает «крюк», «кривой» или «изогнутый». Таким образом, слово «анкура» можно перевести на русский язык как «имеющий кривизну» или «имеющий изогнутость». Кто знает, может быть первые железные якоря и впрямь походили на большие крюки!

От древнегреческого «анкура» образовалось латинское слово «anchora», которое позже перешло на другие языки Древней Европы. Вот как оно пишется и произносится на нескольких современных европейских языках: итальянский — Ancora (анкора); французский — Ancre (анкэр); английский — Anchor (энкор); испанский — Ancla (анкла); немецкий — Anker (анкер); норвежский — Anker (анкер); датский — Anker (анкер); шведский — Ankare (анкар); голландский — Anker (анкер); финский — Ankkuri (анкури).

В русский язык слово «якорь» перекочевало из древнегреческого. В древнерусском языке встречается греческая форма «анкура», позже перешедшая в «якорь».

«Спасаться священным якорем»

Мореплаватели древности были очень набожны и суеверны. Поэтому, чтобы при-дать «священному якорю» силу для борь-бы со злыми духами, населяющими море, изготовление его завершалось особым ре-лигиозным обрядом. В Древней Греции, например, после того как мастер заканчи-вал работу, якорь торжественно перено-сили в храм Зевса. Там целую неделю яко-рю торжественно воздавались пышные почести, курились благовония, произноси-лись молитвы, приносились жертвы... Пос-ле этого служители храма вырезали на ро-гах якоря священные знаки, назначение которых было расположить добрых духов и отвести от мореходов (обладателей яко-ря) злой дух, болезни и смерть. На штоке выбивалось стандартное клеймо-девиз: «Зевс — Бог всемогущий и спаситель».

В память о былом значении «священ-ного» якоря в латыни осталось крылатое выражение: "Sacram anchoram solvere" — «Спасаться священным якорем», то есть прибегнуть к последнему средству.

Значение якоря как символа надежды можно встретить в афоризмах и крылатых выражениях литературных источников многих стран мира.

В английском литературном языке можно насчитать десятки идиом и фигу-ральных выражений со словом якорь, име-ющих, помимо своего прямого значения, и переносный смысл. Например:

Sheet anchor of happiness — надеж-ный якорь счастья;

То anchor one"s hore in (at) — возла-гать надежды;

To lay anchor to wind ward — предус-мотреть опасность, принять меры предо-сторожности.

Наиболее распространенная у англи-чан пословица со словом якорь — Hope is my anchor — Надежда — мой якорь.

В письменном виде слово якорь впер-вые упоминается в русском языке в лето-писи Нестора «Повесть временных лет» — древнейшем из дошедших до нас письмен-ных памятников истории нашей Родины.

Там говорится, что по условиям мир-ного договора, продиктованного Олегом грекам в 907 году, русские помимо про-чей дани должны получать для своего фло-та якоря, паруса и снасти. Слово якорь из-давна бытовало в старинных русских по-морских пословицах и поговорках: «Вера — мой якорь», «Язык — телу якорь» и в других.

Не забывали о якоре и русские писа-тели-классики. Например, И.С. Тургенев писал: «Наша жизнь не от нас зависит; но у нас всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься — чувство долга».

Стилизованное изображение адмирал-тейского якоря — неотъемлемая часть эм-блем, знаков и печатей морских ведомств почти всех стран, имеющих флоты.

Поэтому якорь, ставший с давних вре-мен символом мореплавания, со временем стал символом надежды вообще...

Надежда — мой якорь.

Любой человек живет надеждой, и мало кто надеется на плохое, человек, по обыкновению своему, стремится надеяться на лучшее. Хотя не задумывается о том, насколько он сам хорош. Почему-то мы себя превозносим и часто считаем себя выше других. Забываем то хорошее, что нам когда-то сделали, сами грешим, обижаем, огорчаем, но все равно надеемся для себя на лучшее и на то, что у нас все будет хорошо. Если бы вместе с надеждой в нашем сердце поселились бы любовь и вера, то наша надежда на лучшее была бы не столь эгоистичной, питала нашу душу, как дождь после долгой засухи. В жизни бывают разные моменты, и когда силы на исходе, когда кажется, что жизнь неумолимо давит своей тяжестью не только на сознание,но и на сердце, этот символ даст Вам Надежду и возможно, отведет грустные мысли...

Иисуса лестница на Небо Ей первым знаком послужила Им храм украшен горделиво И утешается могила Второй знак кованою лапой Мятущихся душой удержит Не зря в символике высокой Он нарекается "надеждой" А третий всем понятен с детства, Когда рукою неумелой Мы портили кору деревьев Зов ощутив души и тела.

viktoriiako в Ты помнишь как все начиналось? Как строили лодки и лодки звались Вера, Надежда, Любовь. Морской Крест

Продолжение темы русских морских заступниц: Вера, Надежда, Любовь и Мать их Софья - 30 Сентября



Faith Hope Charity__Spring Grove Cemetery, Hamilton County, Ohio


ST. MARTIN"S CHURCH. BRAMPTON, CUMBRIA. Hope, Charity, Faith" (Spes, Caritas, Fide), stained glass window designed by Burne-Jones and executed by Morris and Co.(William Morris) in 1886

Постепенно якорь и крест сраслись и получился хачкар

Купола домовых церквей теремного дворца на Соборной площади Московского Кремля
(увеличенное фото)

КАМЕНЬ - КАР родит ЯКОРЬ, ЯКОРЬ формирует ЯКОРНЫЙ воплощенный в камне, стоящий на камне, по существу представляющий веру в Христа - как обретение устойчивой основы, незыблемого фундамента, прочного основания, фундаментного камня (КАР) - ЯКОРЯ в жизни КРЕСТ, КРЕСТ по-армянски ХАЧ. В итоге имеем:

ХАЧ + КАР = КРЕСТ + ЯКОРНЫЙ = ЯКОРНЫЙ КРЕСТ!
Таким образом, ХАЧКАР есть древнейший символ христианской веры. Крест (ХАЧ) христианина

ВОИСТИНУ ХАЧКАР ЕСТЬ И ЯКОРЬ ВЕРЫ, И КРЕСТ СПАСЕНИЯ!

Купола домовых церквей теремного дворца на Соборной площади Московского Кремля с якорей точно начинались - якорь - это спасение.

И сегодня в Эрмитаже, на выставке "Византия сквозь века, я тоже обнаружила кресты с якорями, точно такие же как я видела в городе Орёл, которому в этом году исполнилось 450 лет, а я думаю больше. В Орле теперь даже памятник открыли римскому Императору Иоану Грозному, говоря что он создал город идя там на охоту с орлами и поэтому город Орёл.
Так ли это, попробуем разобраться, но уже в другой раз, чуть позже.

Продолжение Следует.

Александр Окороков, Андрей Кулагин
Корабельный якорь как древний символ веры и надежды

Окороков Александр Васильевич,
доктор исторических наук,
действительный член Академии военных наук,
действительный член Русского географического общества,
первый заместитель директора Российского научно-исследовательского
института культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва),

е-mail: [email protected]

Кулагин Андрей Валериевич,
первый заместитель директора
Национального заповедника « Херсонес Таврический » (Севастополь)

Аннотация. В статье рассматриваются типы якорей древности в их связи с религиозными ритуалами и представлениями, приведена история наиболее интересных и значимых находок, раскрывающих символическую роль якоря преимущественно в мифологии древних цивилизаций, в эпоху зарождения христианства и более поздних эпох.


Ключевые слова: семиотика, якорь, якорный камень, символика, знак, религиозный ритуал


Письменные источники и археологические материалы свидетельствуют о том, что корабельный якорь в связи с его особым назначением - спасать жизнь человека - с древнейших времен считался священным. Пример тому - якоря, найденные в «Башенном храме» древнего финикийского города Библоса (2300 лет до н.э.). Здесь пять якорей образуют как бы нижнюю ступень лестницы, ведущей к входу в храм. Еще одно подтверждение связи якоря с религиозными ритуалами - древний алтарь, найденный на побережье Красного моря. Он состоит из постамента, образованного лежащими на боку четырьмя якорями, на которых вертикально установлены еще три якоря .

Древний якорный камень был найден при раскопках храма Ваала в Угарите в Северной Сирии (датируется XIX в. до н.э.), во время раскопок Канопского канала, в храме Изодоруса. Якорный камень и каменный шток от деревянного якоря были обнаружены в святилище при археологических раскопках Бамбулы (квартала кипрского города Ларнаки, расположенного на месте античного города Китиона) - процветавшего порта, упоминаемого в Библии. Обе находки датируются концом VII - началом VI в. до н.э. Большое количество якорей выявили при исследовании другой части Китиона, в частности, «Района храмов». Один из них, относящийся к XI в. до н.э., достигал веса в 1471 кг. Более десяти якорей, датируемых VI в.до н.э., были найдены в ходе раскопок греческого святилища в Грависке, этрусском порту Тарквинии.

Интересна находка обрядового якоря в Египте, изготовленного из мелового известняка - модели высотой 11 см и весом около 295 гр. Ученые, занимавшиеся изучением этого якоря, идентифицировали его как «обрядовую (похоронную) якорную форму римской датировки». Не вызвало сомнения, что змея, изображенная на камне в угрожающей позе с раздвоенным хвостом и подвижным языком, являлась божеством. По мнению Эммы Бруннер-Трот, впервые опубликовавшей описание якоря, так была показана Исис - древнегреческая богиня моря. И это не единичная находка. Древние якорные камни с вырезанными на них клеймами, надписями и знаками были обнаружены в Средиземноморье и на Черном море у болгарских и российских берегов, в частности, на дне Севастопольской бухты, недалеко от древнего города Херсонеса.

В египетском искусстве якорь представлен как символ мироздания, объединения или пересечение мужского и женского начал.

Во многих странах мира, особенно Средиземноморья, якорь связывался с изображениями морских богов: римского бога моря Нептуна (Посейдона в Греции); греческой богини Амфитриты, которая защищает моряков и рождает дельфинов; Тритона, мифологического божества наполовину человека, наполовину рыбы; индусского морского бога Варуна, который по преданию брал под свою опеку умерших в море людей.

Культ якоря также являлся составной частью духовной жизни древних греков. Например, историк и писатель Аполлоний из Родоса, живший во второй половине III в. до н.э., сообщает, что когда Язон и его аргонавты приблизились к Черному морю, они должны были принести в жертву один из каменных якорей своего корабля. Сделали они это во искупление убийства Сизикуса.

В Древней Греции только что откованному якорю воздавались почести в храме Зевса. Затем служители храма выбивали на свинцовом штоке якоря клеймо-девиз «Зевс - бог всемогущий и спаситель» или же первую букву его имени. Считалось, что священные знаки отведут от мореходов злые силы, помогут быстро и с удачей возвратиться на родину. Якорный шток со священным знаком, датируемый 50 г. до н.э., хранится в Британском музее.

Иногда на якорных штоках вырезали изображение змееволосой Медузы Горгоны, под взглядом которой все живое превращалось в камень. Медуза тоже должна была оберегать моряков. Несколько десятков таких штоков найдены у берегов Испании, Ливии, Ливана. Это были штоки от так называемых «священных якорей», самых больших и тяжелых на корабле. Ими пользовались лишь в критические моменты, когда судну грозила неминуемая гибель.

Самые ранние греческие жертвенные якоря с каменными штоками датируются концом VII в. до н.э. Такие штоки, сделанные из мрамора, были найдены в Метапокто в храме Геры и связаны они с поклонением Аполлону . Возможно, шток именно от «священного якоря» был обнаружен в 2014 г. при подводных археологических исследованиях в Крыму, близ древнего Херсонеса. Он имеет длину 220 см, весит около 300 кг и изготовлен из белого мрамора. В том же году почти в полутора километрах к северо-западу от побережья Херсонеса было найдено несколько древних якорных камней, три из которых имели высеченные надписи и знаками.

Постепенно наряду с веслом, парусом, трезубцем Нептуна якорь начинает символизировать мореплавание, морскую торговлю и надежду на удачу в морских походах. Как символ мореплавания якорь встречается на гербе Селевкидов, правивших на Ближнем и Среднем Востоке в 312-64 гг. до н.э., на гербе Аполлонии - греческой колонии, на монетах Финикии, Карфагена, Сирии. Интересно отметить, что именно изображения якорей на монетах V в. до н.э. Аполлонии Понтике позволили выполнить реконструкцию деревянных античных якорей с каменными штоками.

В искусстве Римской империи якорь олицетворял радость и веселье. На монетах времен императора Адриана (117-138 гг.) представлена символизирующая их Гиларис - окруженная детьми женщина с пальмовой ветвью, скипетром, рогом изобилия, чашей или якорем. Интересна римская монета, отчеканенная в период правления императора Тита Веспасиана (79-81 гг.), который происходил из рода Флавиев. Во время его царствования, 24 августа 79 г. произошло сильнейшее извержение Везувия, уничтожившее города Помпеи, Геркуланум и Стабии. При Тите Веспасиане в Риме было закончено строительство Колизея и построены термы. На лицевой стороне монеты - современницы извержения Везувия изображен Тит Флавий Веспасиан, увенчанный лаврами, а на оборотной - двурогий якорь, который обвил дельфин.


Спустя века это изображение стало печатным знаком знаменитых книгоиздателей средневековой Италии - Альда Мануция Старшего и его сына Паоло. Издаваемые ими книги отличались текстологической точностью и изысканным оформлением. Девизом рода Мануциев было «Надежность и быстрота», и в печатном знаке якорь символизирует первое, а дельфин - второе.

С культом якоря связаны и многочисленные изображения якорей, обнаруженные в городах-портах Пантикапее, Ольвии, Херсонесе и других древних поселениях Северного Причерноморья. Многие из этих якорей имеют стилизованный, иногда даже условный вид.

В античное время в святилища морских алтарей, кроме самих якорей, жертвовались их миниатюрные модели из свинца. Такие модели найдены в храмах Фасоса и Рима, в святилище Марика на реке Карильяно, в Делосе. Форма для отливки таких моделей, датируемая приблизительно V-II вв. до н.э., была найдена в 1992 г. в Херсонесе. Ее раскопали при исследовании портовой части города неподалеку от храма. Находка представляет собой обработанный прямоугольный кусок мрамора размером 80х70х70 мм. На одной из сторон вырезана форма для отливки модели двурогого якоря со штоками . Еще одна форма для отливки вотивных (приносимых в дар) якорей была найдена при археологических раскопках в северной части города в 1931 г. По мнению Г.Д. Белова, она датируется X в.

В связи с этим хотелось бы отметить находку девяти моделей якорей, обнаруженных в 1987 г. в Крыму, в бухте Лимена-Кале близ Судака. Восемь из них изготовлены техникой литья, одна - из свинцового кованого прутка, согнутого вдвое и проклепанного.

По мнению Г.И. Шаповалова, найденные модели являются вотивными дарами средневековых мореходов подводным богам. Известно, что на территории порта Сугдеи (Сурожа) находилось раннесредневековое укрепление VI в. Позднее, в VIII-IX вв. здесь был довольно крупный ремесленный, торговый и религиозный центр. Находка вотивных моделей якорей позволила сделать предположение, что в бухте Лимен-Кале имелось святилище, в котором древние мореходы молились морским богам, приносили им жертвы и дары.

В 1985-2004 гг. в районе портовой части Судакской крепости, где, по мнению археологов, находилась искусственная гавань XII-XV вв., была собрана коллекция изделий (несколько тысяч экземпляров) из свинцовой и медной пластики: перстни, пряжки, фибулы, вотивные амулеты, гирьки для весов, торговые пломбы, моливдовулы. Среди находок были и модели древних якорей .

Упоминания о различного рода жертвоприношениях подводным богам морей и рек встречается у античных авторов . Есть сведения о поклонении богам подводного мира и в средневековое время . Жертвоприношения в виде миниатюрных свинцовых якорей известны в храмах Фасоса и Рима, а также в святилище Марика на р. Гарильяно .

С первых же лет христианства якорь становится у приверженцев новой религии символом надежды и спасения. Христианский теолог и писатель Климент Александрийский, стремившийся объединить эллинский философский гуманизм и христианскую веру, называет в ряду ее символов и якорь. По данным А.С. Уварова, автора книги «Христианская символика», к концу I в. н.э. христиане вырезали якорь на своих кольцах. Он символизировал образ спасения, непоколебимости и надежды в вере. При этом он отмечал, что «якорь принадлежит к самым первоначальным типам, и на христианских памятниках является признаком самых первых веков» .


Вместе с другим популярным символом - рыбой - якорь нередко встречается и в надписях, датируемых первыми веками нашей эры. Следует отметить, что рыба была одним из ранних символов христианства, в первую очередь символом Христа. В этом значении он был впервые использован Тертуллианом (ок. 160—230 гг.). По-гречески рыба — ichthys , что является акронимом греческого выражения «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Эта фраза встречается на каменных плитах - святых реликвиях в Иерусалиме. Изображение двух рыб по сторонам от вертикального якоря с верхушкой в виде креста использовалось как секретный «пропуск-пароль» во времена, когда первые христиане преследовались римлянами.


Сюжеты рыбы с якорем встречаются также на надгробных плитах в римских катакомбах, которые датируются первыми веками нашей эры. В этом случае они трактуются как знак незыблемости веры в Спасителя.

Интересно отметить, что античная эмблема якоря с дельфином в раннехристианском искусстве трактовалась в качестве «якоря спасения», причем верхняя перекладина с кольцом в изображениях на стенах катакомб ассоциируется с древнеегипетском крестом «анх» и с христианским символом.

Поскольку изображение креста распятия до VI в. не поощрялось, крестообразный якорь стал своеобразным изобразительным эвфемизмом (заменой) знака казни Христа. В качестве подобного эвфемизма использовали греческую букву «гамма», также похожую на якорь, или ее видоизменение - «якореобразный крест». Такие знаки встречаются в рукописях, рельефах и росписях катакомб III-V вв. Ранние христиане называли их «Crux dissimulata» (лат.) - «Крест потаенный». Такой знак, по некоторым предположениям, «прикрывал крест от поругания неверными».

Иногда в совокупности с другими символами он приобретал и более узкое значение. Например, две рыбы и якорь на брачных кольцах христиан символизировали души обоих супругов. А в целом эти изображения знаменовали таинство брака, причем якорь в данном случае олицетворял собою крест.

В христианской символике нередко встречается крест с полумесяцем у основания. Считается, что здесь крест как бы объединен с якорем. Основной ствол креста - это одновременно и веретено якоря, верхняя перекладина - стилизация якорного штока, а полумесяц - рог якоря.

Изучая появление крестов с полумесяцами, В. Нечаев еще в 1861 г. писал: «В христианстве якорь является в новом значении. Апостол Павел в послании к евреям говорит о христианской надежде, что она «для души есть как бы якорь надежный и твердый», т.е. христианин в своем плавании по житейскому морю находит для себя крепкую опору в уповании на Иисуса Христа» . Он же, сравнивая якорь с надеждой, с якорем, приводит изречение: «Блажен, кто возлагает свою надежду на Бога, крепко держись, от всего другого отделившись, за этот якорь».

В VI в. в Византии появляется изображение якоря-креста, рога которого украшает растительный орнамент. В трудах искусствоведов, археологов и историков XX в. это изображение получило определение «процветший якорь» наподобие «процветшего креста». Этот символ мы встречаем на мраморных архитектурных деталях, изготовленных в VII в. в Армении и привезенных в Херсонес для украшения христианского храма. Символами процветшего якоря-креста были украшены стены храма X в. в болгарском городе Преславе. Как и якоря на более ранних монетах античного и римского времени, процветшие якоря-кресты изображаются на монетах. С их изображением чеканились, например, монеты Антиохии в XI-XII вв. Подобный знак встречается и на монетах Болгарии XIV в. . Встречается также изображение «процветшего якоря» с двумя рыбами (монограмма Христа) и голубями (символ человеческой души). В таком же качестве якорь - атрибут аллегорической фигуры Надежды, Св. Климента, Папы Римского (язычники умертвили его, привязав к шее якорь и бросив в море), Св. Николая Мирликийского (покровителя мореплавателей), святых Плакида, Иоанна Непомука.

В память о былом значении священного якоря в латыни осталось крылатое выражение: «Sacram anchoram solvere» — «Спасаться священным якорем», то есть прибегнуть к последнему средству.

Значение якоря как символа надежды можно встретить в афоризмах и крылатых выражениях литературных источников многих стран мира. В английском литературном языке можно насчитать десятки идиом и фигуральных выражений со словом якорь, имеющих, помимо своего прямого значения, и переносный смысл: например, sheet anchor of happiness (надежный якорь счастья), tо anchor one"s hore in/at (возлагать надежды), to lay anchor to wind ward (предусмотреть опасность, принять меры предосторожности). В наиболее распространенной у англичан пословице Hope is my anchor так же упоминается якорь («Надежда - мой якорь»).

В русском языке в письменном виде слово якорь впервые упоминается в летописи Нестора «Повесть временных лет», древнейшем из дошедших до нас письменных памятников истории нашей Родины. Там говорится, что по условиям мирного договора, продиктованного Олегом грекам в 907 г., русские, помимо прочей дани, должны получать для своего флота якоря, паруса и снасти. Слово якорь издавна бытовало в старинных русских поморских пословицах и поговорках: «Вера - мой якорь», «Язык - телу якорь» и в других.

Не забывали о якоре и русские писатели-классики. Например, И.С. Тургенев писал: «Наша жизнь не от нас зависит; но у нас всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься - чувство долга».

Якорь не утрачивает своего символического значения и позже. Изображение адмиралтейского якоря украшало фамильный герб Христофора Колумба - «Адмирала Океана-Моря»; гербы русских князей и древних городов. Двурогий якорь входил в орнамент герба киевского митрополита Могилы в XVII в. Есть мнение, что от «символа веры и надежды» ведет свое начало и родовой знак Рюриковичей.

Стилизованное изображение адмиралтейского якоря и в настоящее время - неотъемлемая часть эмблем, знаков и печатей морских ведомств почти всех стран, имеющих флоты. Якорьки продолжают украшать ременные бляхи, части форменной одежды военных и гражданских моряков.



ПРИМЕЧАНИЯ


Окороков А.В. Символ мореплавания и надежды // Наука и религия. - 1985. - № 12. - С.21.

Шаповалов Г. Корабли веры: Судоходство в духовной жизни древней Украины. - Запорожье: Дикое Поле, 1997. - С. 114.

Шаповалов Г.I. Форми для вiдливки вотивних якорiв з Херсонесу // Древности степного Причерноморья и Крыма: Сб. науч. трудов Т.4. - Запорожье, 1993. - С.224.

Зеленко С.М. Подводная археология Крыма. - Киев: Стилос, 2008. - С.179-180.

Геродот. История / пер. Стратановского Г.А. - Л.: Наука, 1972. - С.330, 414.

Фукидид. История / подгот. Стратановским Г.А. - Л.: Наука, 1981. - С.276.

Шаповалов Г.И. Вотивные якоря из Черного моря // Советская археология, - 1990. - № 3. - С.260.

Уваров А.С. Христианская символика: Символика древне-христианского периода. - М., 1908. - С.164.

Нечаев В. Кресты с полумесяцами на главах храмов // Душеспасительное чтение. Ч.1. - М., 1861. - С. 62.

Шаповалов Г.И. Корабли веры... С. 131.

Окороков А.В., Кулагин А.В., текст, 2016.

Иллюстрации предоставлены авторами.



Такой знакомый и привычный символ якорь появился как морская эмблема еще в первые века нашей эры. Считается, что свой символичный смысл оберег приобрел еще у древних египтян и означал мироздание, таинство брака и спокойную семейную жизнь. По другой версии, создателем первого якоря может быть фригийский царь Мидас.

Значение якоря как символа

Версий о происхождении якоря множество, одно бесспорно - он был изобретен в районе Средиземноморья. Древние мореплаватели верили, что этот знак поможет им вернуться из плавания домой. Для них он был даром морских божеств, помогал не кануть в пучину, считался символом удачи. Мудрецы и философы древности также высказывались о нем, как о талисмане, который нес с собой уверенность, спасение, надежду и веру в лучшее будущее, прочность и безопасность. Интересно то, что якорь как оберег использовали даже жители тех стран, где моря нет географически. Сама форма символа удивительным образом напоминала крест, и потому якорь стал одним из тайных знаков зарождающейся христианской религии. Рисунок якоря вместе с дельфином, который олицетворял собой распятого Христа, - еще один популярный символ в христианской среде - «золотая середина», скорость и сдержанность.

Festina lente (с лат. «Поспешай медленно») - латинское крылатое выражение, употребляемое в значении «не делай наспех», связывают именно с этим амулетом.

Очень часто психологический прием привязки внешнего воздействия к некоторой эмоции человека носит данное название.

Якорь встречается на иконах с изображением св. Николая Мирликийского - святого покровителя моряков. Апостол Павел в своих трудах сравнивал веру с якорем. Ведь помимо внешнего сходства с крестом, греческое слово «якорь» ankura звучало похоже на латинские слова en kurio, то есть «в Господе Боге». Долгое время этот морской символ изображали даже на могилах, сравнивая церковь с судном, несущим души людей по морю жизни. В современной психологии существует термин «поставить якорь», что означает зафиксировать эмоциональное состояние человека какими-то внешними воздействиями, например, запахами, звуками.

Кому подходит?

Как талисман, его советуют носить спокойным людям, как раз таким, которые привыкли «поспешать медленно», то есть действовать рассудительно и обдуманно. В этом случае амулет будет усиливать ощущение надежности, безопасности, постоянства и стабильности. И совершенно не подходит быстрым, активным людям. Он будет «тянуть их на дно», сковывать движения, создавать чувство тяжести и помехи. Если энергичный стремительный человек долгое время носит такой оберег, то с этим настроением ему недолго дожить и до депрессии. Однако, если есть необходимость слегка снизить эмоциональность, возбудимость, якорь-амулет стабилизирует и гармонизирует внутреннее состояние человека.


Такой символ может быть украшением или элементом интерьера малыша, обладающего повышенной восприимчивостью.

Морской талисман может стать «лекарством» для беспокойного, чрезмерно ранимого и восприимчивого ребенка. Брошь или пуговица на одежде, обои в детской комнате, тетрадка с изображением на обложке помогут маленькому человечку сконцентрироваться на занятиях, уроках, вести себя тише и спокойнее.

Применение амулета

Практики отмечают, что имеет значение материал, из которого сделан амулет:

  • Янтарь. Поможет добиться успеха в новом начинании. Убережет от нервозности, страхов и боязни поражения. Придаст уверенность, что все сложится удачно на новом пути, погасит сомнения и защитит от непонимания окружающих.
  • Агат. Подойдет тем людям, которым приходится много общаться. Он усилит харизму, повысит привлекательность, добавит обаяния.
  • . Это талисман раскрытия внутреннего потенциала. Тем, кто находится в состоянии депрессии или творческого застоя, он поможет понять, что необходимо изменить в своей жизни, укажет на нераскрытые или неиспользованные таланты, поможет выбраться из полосы неудач. Кроме того, тем, кто ищет своего Учителя, якорь как компас укажет путь.
  • . Придаст владельцу мужества, наделит отвагой. Амулет поможет четко определиться с собственными намерениями и понять главную цель. Магической силы якоря вполне хватит победить обстоятельства, противостояния, враждебность и зависть.

С помощью татуировки человек защищает себя во время длительного плавания.

По сей день жены моряков вышивают морскую эмблему на их одежде для защиты в плавание, дарят якоря-подвески. Но мало что может сравниться с оберегом, нанесенным прямо на кожу его владельца. Он напитывается энергетикой человека и служит защитной печатью. Эта магия якоря использовалась с давних времен. Современные моряки также не пренебрегают этим мощным оберегом и продолжают набивать себе татуировки на руку или ногу, тем самым обеспечивая себе благополучное плавание и удачное возвращение домой.