Космонавт Шкаплеров: они прилетели из космоса и поселились на МКС. © Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос Как быстро происходит адаптация

Космонавты МКС

ШКАПЛЕРОВ АНТОН НИКОЛАЕВИЧ

Герой Российской Федерации

космонавт-испытатель 2-го класса (РОСКОСМОС, Россия)

ПОРЯДКОВЫЙ НОМЕР: 111-й космонавт России/521-й мира

ПОЛЕТЫ: 2

НАЛЕТ: 364 суток

ВЫХОДЫ В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС: 2

СУММАРНАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 14 час. 27 мин

СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: женат. В семье двое детей. Родители, Николай Иванович и Тамара Викторовна Шкаплеровы, проживают в г. Севастополе.

ОБРАЗОВАНИЕ:

  • В 1989 году окончил среднюю школу в г. Севастополе и поступил в Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков.
  • В 1992 году перевелся в Качинское высшее военное авиационное училище летчиков, которое окончил с отличием по специальности «Командная тактическая авиации» с присвоением квалификации «летчик-инженер» в 1994 году.
  • После окончания училища был зачислен на первый курс в Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н.Е. Жуковского и окончил ее в 1997 году по специальности «Испытание летательных аппаратов» с присвоением квалификации «летчик-инженер-исследователь».
  • С 2006 года по 2010 год проходил обучение в Российской академии государственной службы при Президенте РФ и окончил ее с отличием по специальности «Юриспруденция» с присвоением квалификации «юрист».
  • В 2014 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук в Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина.

ОПЫТ РАБОТЫ:

  • После окончания академии имени Н.Е. Жуковского проходил службу в частях ВВС на должностях летчика, старшего летчика. С 1998 года служил старшим летчиком-инструктором авиационной группы высшего пилотажа «Небесные гусары» Центра показа авиационной техники ВВС на авиабазе Кубинка Московской области. Освоил самолеты ЯК-52, Л-39, МиГ-29. Общий налет составляет более 500 часов. Выполнил более 300 прыжков с парашютом.
  • Военный летчик-инструктор 2-го класса, инструктор парашютно-десантной службы, офицер-водолаз.

ПОДГОТОВКА К КОСМИЧЕСКИМ ПОЛЕТАМ:

  • В 2003 году был зачислен в отряд космонавтов РГНИИЦПК имени Ю.А. Гагарина.
  • С июня 2003 года по июль 2005 года проходил общекосмическую подготовку. В июле 2005 года А.Н. Шкаплерову была присвоена квалификация «космонавт-испытатель».
  • С июля 2008 года по ноябрь 2009 года проходил подготовку в составе дублирующего экипажа МКС-22/23 в качестве командира ТПК «Союз ТМА», бортинженера МКС.
  • С декабря 2009 года по март 2011 года готовился к космическому полету в составе дублирующего экипажа МКС-27/28 в качестве командира ТПК «Союз ТМА», бортинженера МКС.
  • С апреля по сентябрь 2011 года проходил подготовку в составе основного экипажа МКС-29/30 в качестве командира ТПК «Союз ТМА» и бортинженера МКС.
  • С января 2013 года по май 2014 года готовился к космическому полету в составе дублирующего экипажа МКС-40/41 в качестве командира ТПК «Союз ТМА-М» и бортинженера МКС.
  • С июня по ноябрь 2014 года проходил подготовку в составе основного экипажа МКС-42/43 в качестве командира ТПК «Союз ТМА-М» и бортинженера МКС.
  • С октября 2016 года по март 2017 года проходил подготовку в составе дублирующего экипажа МКС-54/55.
  • С марта по сентябрь 2017 года проходил подготовку в составе дублирующего экипажа МКС-53/54 в качестве командира ТПК «Союз МС-06» и бортинженера МКС.

    С сентября 2017 года проходит подготовку в составе основного экипажа МКС-54/55 в качестве командира ТПК «Союз МС-07», бортинженера МКС-54 и командира МКС-55.

ОПЫТ КОСМИЧЕСКИХ ПОЛЕТОВ:

  • 1-й космический полет А.Н. Шкаплеров совершил с 14 ноября 2011 года по 27 апреля 2012 года в качестве командира ТПК «Союз ТМА-22» и бортинженера МКС-29/30. В ходе полета выполнил выход в открытый космос длительностью 6 часов 15 минут. Продолжительность полета составила 165 суток.
  • 2-й космический полет совершил с 24 ноября 2014 года по 11 июня 2015 года в качестве командира ТПК «Союз ТМА-15М» и бортинженера МКС-42/43. В соответствии с программой полета А.Н. Шкаплеров выполнил работу с российскими транспортными грузовыми кораблями «Прогресс М-М» и европейским ATV, встретил ТПК «Союз ТМА-16М». В период деятельности на борту МКС космонавт провел около 50 научно-прикладных исследований и экспериментов, выполнил бортовые фото-, видеосъемки. Продолжительность полета составила 199 суток.
  • Находится в 3-м космическом полёте.

ПОЧЕТНЫЕ ЗВАНИЯ И НАГРАДЫ:

  • Герой Российской Федерации, медаль «Золотая Звезда»;
  • почетный знак «Летчик-космонавт РФ»;
  • орден «За заслуги перед отечеством» IV степени;
  • медали Министерства обороны Российской Федерации: «За воинскую доблесть» II степени, «За отличие в военной службе» I, II и III степени, «За службу в Военно-воздушных силах».
  • Почетный гражданин города-героя Севастополя и города Гагарина Смоленской области.

УВЛЕЧЕНИЯ: теннис, футбол, бадминтон, гольф, рыбалка.

"Три вещи непостижимы для меня и четыре я не понимаю: пути орла в небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к сердцу женщины", - признавался мудрец Соломон. Позвольте продолжить: "Я не понимаю бесконечности Вселенной, бессчетности звезд и почему на Земле рождаются люди, для которых естественным состоянием является полет, словно у них за плечами невидимые крылья". Кто объяснит, отчего балаклавский мальчишка, любивший летом нырять со скалы в море, душою жил небом, бескрайним, высоким, голубым океаном? Почему был готов идти за линию горизонта навстречу крылатой, дерзкой мечте? Ведь поначалу, кроме детской мечты, ничего у Антона Шкаплерова не было. Взрослые улыбались, когда на вопрос "Мальчик, а кем ты хочешь быть, когда вырастешь?" он отвечал: "Космонавтом".

Однажды с женой мы забрали сына из детского садика и повезли погулять в Комсомольский парк на аттракционы, - вспоминает Николай Иванович Шкаплеров, отец летчика-космонавта. - Повстречали знакомую, которая работала библиотечным коллектором. В шутку она спросила Антона: "Кем ты будешь?", и сын серьезно ответил: "Сначала летчиком, а потом - космонавтом". Спустя какое-то время женщина передала нам книгу о космосе. Мы почитали. Позже я стал покупать еще книги на космическую тему, видя неподдельный интерес сына. Антона увлекало все, что было связано с авиацией. Карманные деньги он тратил, например, на приобретение конструктора для сборки разных авиамоделей. Вся его комната была завешана самолетами, потом и вся лоджия. Это "богатство" по сей день хранится у меня в гараже, - говорит с улыбкой отец.

А ведь следуй Антон семейной традиции, быть бы ему сейчас моряком. Николай Иванович Шкаплеров флотскую службу нес на подводной лодке. Как-то раз, когда заболела и внезапно попала в больницу жена, Тамара Викторовна, пришлось отцу семейства брать сына с собой на дежурство.

Срочно надо было заступать. Антошка - рядом, одного не оставишь. Когда прошел развод, я незаметно пронес его в каюту, уложил спать. Ночью - проверка. Дежурный по бригаде увидел ребенка и просто обалдел: "Кто это?" Кое-как объяснился. Зато утром Антон с удовольствием перископ крутил. Романтика!

В закрытой на тот период времени Балаклаве праздники было принято отмечать дружно. Семьям моряков разрешалось посещать воинские части, и Антон чувствовал себя комфортно в этой среде. Мальчишек угощали в дни открытых дверей тем же, чем кормили моряков срочной службы в столовой. Будущему покорителю космоса нравились макароны по-флотски и компот. Это "меню" он требовал и дома.

С большой теплотой Николай Иванович перебирает детские фотографии сына, который в этот момент на Международной космической станции со скоростью 9 км в секунду проносится над Землей. Вздыхает:

Конечно, у меня не было возможности проводить с Антоном столько времени, сколько хотелось бы. Все-таки я военный человек. Но иногда я брал с собой его и друзей, таких же мальчишек. Мы уходили в горы, жгли костры, смотрели на море... Знаю, что Балаклава занимает особое место в сердце Антона. Это для него не просто точка на географической карте. Это среда, в которой он вырос. Одним словом - Родина.

В неспешной беседе выяснилось, что корни у семьи Шкаплеровых белорусские. Родители будущего "небожителя" родом из Быховского района Могилевской области.

Я родился в деревне Кипячи. Сегодня уже нет населенного пункта с таким названием. А вот лес, уверен, стоит, который мы высаживали с отцом-лесником, - продолжает рассказ Николай Иванович. - Обучение в школе мне давалось легко, но местные условия позволяли окончить только 8 классов. В 16 лет родственники забрали меня в другой город. В Кургане я пошел работать на военный завод, где были великолепные мастера, мои учителя. На подводной лодке я ведь тоже служил механиком. И пускай кто-то называл нас "маслопупами", благодаря технической грамотности я чувствую себя востребованным всю жизнь. В любом механизме разберусь, включая электронику...

- Вы рассказываете, а я невольно вспоминаю биографию первого космонавта Земли Ю.А. Гагарина.

Он тоже был родом из деревни. Так же за образованием поехал в большой город - родственники помогли. Первая специальность была рабочая - формовщик-литейщик. Из Саратовского индустриального техникума пришел в аэроклуб. То поколение советской молодежи буквально бредило небом...

Да я ведь тоже летать хотел! Надеялся поступить в Курганское летное училище летчиков-штурманов. Но на медкомиссии недоразумение вышло. Это я сейчас понимаю, а тогда отступил. Зато когда настал черед Антона и история с медкомиссией едва ли не повторилась, я уже по-другому отреагировал. Потребовал перепроверки, и оказалось, был прав. Антон здоров без всяких замечаний!

- В одном интервью журналисты спросили Антона Николаевича, человеком какой национальности он считает себя. Космонавт ответил, что корни, дескать, белорусские. Родился и вырос в Севастополе, когда существовал Советский Союз. Но прежде всего он российский офицер и служит России. Думается, что не без вашего личного примера сын выбрал профессию военного.

Я вам больше скажу. Когда Антон поступил в Черниговское высшее военное летное училище, мы с женой и дочерью Леной присутствовали на принятии присяги. Позже курсантам предложили переприсягнуть на верность Украине. Это было начало 90-х годов. Антон встревоженный позвонил домой, и я сказал: "Сынок, я уже был у тебя на присяге. Больше не приеду". Он правильно понял меня. Переприсягать отказался, и его отправили в Россию по собственному желанию, где он поступил и окончил с отличием Качинское высшее военное авиационное училище летчиков в Волгограде.

В семье вспоминают: права на управление самолетом Антон получил в школьные годы, то есть намного раньше, чем водительские права. Будущий космонавт дни напролет проводил на летном поле Севастопольского ДОСААФ. Вот как он сам вспоминает тот период жизни:

Моим инструктором был Михаил Федорович Дудатин. Вначале у меня не все получалось. Но к концу вывозной программы (полеты до первого самостоятельного вылета) я вкусил кайф от полета на самолете. Вылетел в числе первых. Далее еще второй год полетов был. Так вот, к концу учебы в школе мои одногруппники, ребята из Качи, не могли приезжать на аэродром. Они усиленно готовились к выпускным экзаменам в школе. Я же упор сделал на самолеты. Чтобы не простаивала авиатехника, я под прикрытием Михаила Федоровича летал под чужими позывными, немного меняя интонацию голоса.

Бывали дни, когда я один из группы летал целый день, как у летчиков говорят, не вылезая из кабины. Количество переходило в качество, и к концу обучения я летал уже как молодой спортсмен. Тогда-то я и решил непременно связать свою жизнь с небом! Сейчас я поддерживаю связь с начальником Севастопольского аэроклуба Олегом Анатольевичем Охонько. В мое время он был инструктором в соседней авиагруппе. Сейчас он старается сохранить аэроклуб в новых, российских рамках. Надеюсь, что аэроклуб подготовит еще много будущих летчиков ВВС России и космонавтов "Роскосмоса". Я с удовольствием в следующий приезд в Севастополь загляну на аэродром в Юхариной балке и, возможно, полетаю на маленьком винтовом самолете, как 25 лет назад...

После окончания Качинского высшего военного авиационного училища летчиков А.Н. Шкаплеров был зачислен на первый курс в Военно-воздушную академию им. Н.Е. Жуковского, которую окончил в 1997 году по специальности "испытание летательных аппаратов" с присвоением квалификации "летчик-инженер-исследователь". В 2014-м в этой же академии он защитил диссертацию с присвоением ученой степени кандидата технических наук. В 2003 году А.Н. Шкаплеров был зачислен в отряд космонавтов и в течение нескольких лет проходил общекосмическую подготовку. Квалификация "космонавт-испытатель" была присвоена ему в 2005-м. Дважды Антон Николаевич проходил подготовку в составе дублирующих экипажей. Наконец, в сентябре 2011-го состоялся его первый космический полет.

Балаклава с нетерпением ждала возвращения космонавта. Его визит в родную школу N 30 в 2012 году произвел фурор. На встречу с А.Н. Шкаплеровым пришли многие: преподаватели, бывшие одноклассники, дети и их родители. Всех интересовал путь обычного балаклавского мальчишки к звездам, и для многих школьников памятными стали такие слова:

Мне есть что сказать. Возможно, для кого-то мой успех станет живым примером того, что к мечте нужно идти, несмотря ни на что! Если кто-то вам скажет, что то, что вы задумали, невозможно, не верьте. Я всегда говорю: "Если сильно захотеть, можно в космос полететь!" Вы сейчас в том возрасте, когда нужно ставить себе жизненную цель. Нет ничего невозможного!

20 февраля Герой России, летчик-космонавт севастопольского происхождения А.Н. Шкаплеров встретит на околоземной орбите 43-й день рождения. Это будут 88-е сутки его второго по счету космического полета. Коллектив газеты "Слава Севастополя" присоединяется к многочисленным поздравлениям, которые обязательно прозвучат в этот день. Искренние, теплые пожелания мы постараемся передать в космос от всех наших подписчиков и читателей.

До встречи на Земле!

На снимке: семья Шкаплеровых, конец 80-х.

Фото из семейного архива.

Антон Шкаплеров родился 20 февраля 1972 года в городе Севастополь, Республика Крым. В 1989 году окончил среднюю школу № 30. Далее, три года учился в Черниговском высшем военном авиационном училище. В 1994 году окончил с отличием Качинское высшее военное авиационное училище летчиков, а в 1997 году получил диплом Военно­-воздушной инженерной академии имени Николая Жуковского, факультета «Летательные аппараты». Позднее, прошел обучение в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по специальности «Юриспруденция».

До 1998 года проходил службу в строевой части военно-воздушных сил Калужской области, в поселке Шайковка. Далее в течении пяти лет работал старшим летчиком-инструктором пилотажной группы «Небесные Гусары» Центра показа авиационной техники ВВС. Затем стал командир эскадрильи авиационного полка ВВС в поселке Кубинка, Московской области.

На заседании Межведомственной квалификационной комиссии 5 июля 2005 года Антону Николаевичу присвоена квалификация «космонавт-­испытатель». Через пять лет аттестован в качестве космонавта отряда Научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина.

Первый полет в космос совершил 14 ноября 2011 года в качестве командира космического корабля «Союз ТМА-­22». Общая продолжительность полета составила 165 суток 7 часов 31 минуты 34 секунды. Во время полета совершил один выход в открытый космос, продолжительностью 6 часов 15 минут.

Указом Президента Российской Федерации от 2 ноября 2013 года за мужество и героизм, проявленные при осуществлении длительного космического полета на Международной космической станции, Шкаплерову Антону Николаевичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия - медали «Золотая Звезда».

Второй полет стартовал 24 ноября 2014 года в качестве командира корабля «Союз ТМА-15М», члена 42-й и 43-й основных экспедиций МКС вместе с Самантой Кристофоретти и Терри Вертсом. В тот же день, через 5 часов 46 минут после старта, корабль успешно пристыковался к малому исследовательскому модулю «Рассвет» российского сегмента Международной Космической Станции. Позднее, 11 июня 2015 года корабль отстыковался от станции. Спускаемый аппарат ТПК «Союз ТМА-15М» благополучно приземлился в заданном районе Казахстана. Продолжительность полета космонавтов составила 199 суток 16 ч 42 мин 48 секунд.

Третий полет стартовал 17 декабря 2017 года в качестве командира корабля «Союз МС-07» вместе со Скоттом Тинглом и Норисигэ Канаи. Во время полета 2 февраля 2018 года совершил один выход в открытый космос, продолжительностью 08 ч 13 минут. Продолжительность третьего полета космонавтов составила 199 суток 16 ч 42 мин 48 секунд.

Общая продолжительность полетов Шкаплерова составляет 533 суток 05 часов 31 минута. Во время экспедиций два раза выходил в открытый космос продолжительностью 14 часов 28 минут.

Указом Президента России Антон 29 мая 2019 года Шкаплеров награжден Орденом «За заслуги перед отечеством III степени», за мужество и высокий профессионализм, проявленные при осуществлении длительного космического полета на МКС.

Кроме космоса Антон Николаевич увлекается теннисом, футболом, бадминтоном, гольфом. Много времени уделяет рыбалке и путешествиям.

Награды и Признание Антона Шкаплерова

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (26 января 2017) - за мужество и высокий профессионализм, проявленные при осуществлении длительного космического полета на Международной космической станции.

Летчик-космонавт Российской Федерации

Космонавт первого класса (14.08.2018, «За образцовое выполнение пилотируемых космических полетов по программе МКС, а также в соответствии с Положением о космонавтах РФ»)

Медаль «За воинскую доблесть» II степени

Медаль «За отличие в военной службе» I, II, III степени

Медаль «За службу в Военно-воздушных силах».

«Почетный гражданин города-героя Севастополя» (11.09.2012)

Ведомственная награда Роскосмоса знак Королева.

С 9 марта 2013 года почетный гражданин города Гагарин «за большие заслуги в области исследования, освоения и использования космического пространства, многолетнюю добросовестную работу, активную общественную деятельность, продолжение звездного подвига Юрия Алексеевича Гагарина»



Ш каплеров Антон Николаевич – лётчик-космонавт РФ, 111-й космонавт России и 524-й космонавт мира, космонавт-испытатель отряда космонавтов ФГБУ «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина», полковник.

Родился 20 февраля 1972 года в городе Севастополь (Крым). В 1989 году окончил среднюю школу № 30 в Севастополе. В 1989-1992 годах учился в Черниговском высшем военном авиационном училище лётчиков. В 1994 году окончил с отличием Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков, в 1997 году – факультет «Летательные аппараты» Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е.Жуковского, в 2010 году – Российскую академию государственной службы при Президенте РФ по специальности «Юриспруденция».

В 1997-1998 годах проходил службу в строевой части ВВС в Калужской области, в посёлке Шайковка. В 1998-2003 годах старший лётчик-инструктор пилотажной группы «Небесные Гусары» Центра показа авиационной техники ВВС, затем командир эскадрильи авиационного полка ВВС в посёлке Кубинка Московской области. Освоил самолёты Як-52, Л-39, МиГ-29. Общий налёт более 500 часов. Выполнил свыше 300 прыжков с парашютом. С августа 2012 года полковник А.Н.Шкаплеров ‒ в запасе.

Ещё в 1995 году, во время обучения на втором курсе Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е.Жуковского, в течение двух недель проходил медицинскую комиссию в рамках 12-го набора в отряд космонавтов Центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина (ЦПК). 12 сентября 2002 года получил положительное заключение (допуск к специальным тренировкам) на заседании Главной медицинской комиссии.

29 мая 2003 года на заседании Межведомственной комиссии по отбору космонавтов был зачислен в отряд космонавтов для прохождения общекосмической подготовки. С 16 июня 2003 года приступил к общекосмической подготовке, которую завершил 28 июня 2005 года, сдав государственные экзамены в ЦПК с оценкой «отлично». На заседании Межведомственной квалификационной комиссии 5 июля 2005 года ему была присвоена квалификация «космонавт-испытатель».

В июле 2008 года появились сообщения о его назначении в дублирующий экипаж 22-й экспедиции на Международной космической станции (МКС-22, до июля 2008 года обозначалась как МКС-20В). Согласно планам экипаж основной экспедиции должен был стартовать на корабле «Союз ТМА-17» в ноябре 2009 года. 21 сентября 2008 года это назначение было подтверждено в опубликованном пресс-службой Федерального космического агентства (Роскосмос) плане полётов на МКС.

В июле 2009 года появилась информация о его назначении в дублирующий экипаж 27-й экспедиции на МКС (МКС-27, старт на корабле «Союз ТМА-21» 31 марта 2011 года) и о возможности его назначения в основной экипаж 29-й экспедиции на МКС (МКС-29, старт на корабле «Союз ТМА» 30 сентября 2011 года). А 7 октября 2009 года это назначение было подтверждено Национальным управлением США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА).

В ноябре 2009 года прошёл клинико-физиологическое обследование и 19 ноября был признан годным к космическому полёту. 19 декабря 2009 года Межведомственной комиссией был утверждён в качестве командира дублирующего экипажа корабля «Союз ТМА-17» и члена 22/23-й основных экипажей МКС. Во время старта корабля «Союз ТМА-17» 20 декабря 2009 года был дублёром командира корабля.

В период с 20 января по 2 февраля 2010 года в составе условного экипажа вместе с А.А.Иванишиным и Даниэлом Кристофером Бёрбанком (США) участвовал в двухсуточных тренировках на умение выжить в безлюдной местности в случае аварийной посадки спускаемого аппарата. Тренировки проходили в подмосковном лесу. На заседании Межведомственной комиссии по отбору космонавтов и их назначению в составы пилотируемых кораблей и станций 26 апреля 2010 года был аттестован в качестве космонавта отряда ФГБУ «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина».

4 марта 2011 года в ЦПК вместе с А.А.Иванишиным и Д.К.Бёрбанком сдал экзаменационную тренировку на тренажёре ТДК-7СТ (тренажёр корабля «Союза ТМА»). 5 марта 2011 года экипаж сдал предполётную экзаменационную тренировку на российском сегменте МКС. Комиссия ЦПК оценила работу экипажа в ходе комплексной двухдневной тренировки на «отлично». 11 марта 2011 года Межведомственной комиссией в ЦПК был утверждён в качестве командира дублирующего экипажа корабля «Союз ТМА-21». 4 апреля 2011 года на заседании Государственной комиссии на космодроме Байконур был утверждён в качестве командира дублирующего экипажа корабля «Союз ТМА-21». Во время старта корабля «Союз ТМА-21» 4 апреля 2011 года был дублёром командира корабля.

22 августа 2011 года на заседании Государственной медицинской комиссии в ЦПК был признан годным к космическому полёту в качестве командира основного экипажа корабля «Союз ТМА-22». 1 сентября 2011 года в ЦПК вместе с А.А.Иванишиным и Д.К.Бёрбанком сдал экзаменационную тренировку на российском сегменте МКС. 2 сентября 2011 года экипаж сдал предполётную экзаменационную тренировку на тренажёре ТДК-7СТ. 12 ноября 1011 года на заседании Государственной комиссии по проведению лётных испытаний пилотируемых космических комплексов был утверждён в качестве командира основного экипажа корабля «Союз ТМА-22».

Свой первый полёт в космос совершил в качестве командира космического корабля «Союз ТМА-22» и бортинженера 29-й и 30-й основных экспедиций на МКС с 14 ноября 2011 года по 27 апреля 2012 года. Стартовал вместе с А.А.Иванишиным и Д.К.Бёрбанком. 16 ноября 2011 года «Союз ТМА-22» успешно пристыковался к МКС, а 27 апреля 2012 года отстыковался от МКС и в тот же день спускаемый аппарат корабля совершил успешную посадку на территории Казахстана в 88 км северо-восточнее города Аркалык. Общая продолжительность полёта составила 165 суток 7 часов 31 минуты 34 секунды. Во время полёта совершил один выход в открытый космос, продолжительностью 6 часов 15 минут.

20 декабря 2012 года решением Межведомственной комиссии назначен в основной экипаж экспедиции МКС-42/43 (командир ТК «Союз ТМА-15М» (планируемая дата старта – 30 ноября 2014 года) и МКС-43, бортинженер МКС-42) и в дублирующий экипаж МКС-40/41 (командир ТК и МКС-41, бортинженер МКС-40). С 31 января по 1 февраля 2013 года успешно прошёл тренировку в подмосковном лесу по отработке действий после приземления в лесисто-болотистой местности зимой в течение 48 часов.

У казом Президента Российской Федерации от 2 ноября 2013 года за мужество и героизм, проявленные при осуществлении длительного космического полёта на Международной космической станции, Шкаплерову Антону Николаевичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия – медали «Золотая Звезда».

Полковник (30.12.2009), лётчик-космонавт РФ (2013), военный лётчик-инструктор 2-го класса, инструктор парашютно-десантной службы, офицер-водолаз. Награждён медалями.

Почётный гражданин города Севастополя Республики Крым (11.09.2012) и города Гагарина Смоленской области (6.03.2013).

Летчик-космонавт РФ, отряд ФГБУ ЦПК

Дата и место рождения:

ОБРАЗОВАНИЕ:

В 1989 году окончил среднюю школу в г. Севастополе и поступил в Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков.

В 1992 году перевелся в Качинское высшее военное авиационное училище летчиков, которое окончил с отличием по специальности «Командная тактическая авиации» с присвоением квалификации «летчик-инженер» в 1994 году.

После окончания училища был зачислен на первый курс в Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н.Е. Жуковского и окончил ее в 1997 году по специальности «Испытание летательных аппаратов» с присвоением квалификации «летчик-инженер-исследователь».

С 2006 года по 2010 год проходил обучение в Российской академии государственной службы при Президенте РФ и окончил ее с отличием по специальности «Юриспруденция» с присвоением квалификации «юрист».

В 2014 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук в Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина.

ОПЫТ РАБОТЫ:

После окончания академии имени Н.Е. Жуковского проходил службу в частях ВВС на должностях летчика, старшего летчика. С 1998 года служил старшим летчиком-инструктором авиационной группы высшего пилотажа «Небесные гусары» Центра показа авиационной техники ВВС на авиабазе Кубинка Московской области. Освоил самолеты ЯК-52, Л-39, МиГ-29. Общий налет составляет более 500 часов. Выполнил более 300 прыжков с парашютом.

Военный летчик-инструктор 2-го класса, инструктор парашютно-десантной службы, офицер-водолаз.

ПОДГОТОВКА К КОСМИЧЕСКИМ ПОЛЕТАМ:

В 2003 году был зачислен в отряд космонавтов РГНИИЦПК имени Ю.А. Гагарина.

С июня 2003 года по июль 2005 года проходил общекосмическую подготовку. В июле 2005 года А.Н. Шкаплерову была присвоена квалификация «космонавт-испытатель».

С июля 2008 года по ноябрь 2009 года проходил подготовку в составе дублирующего экипажа МКС-22/23 в качестве командира ТПК «Союз ТМА», бортинженера МКС.

С декабря 2009 года по март 2011 года готовился к космическому полету в составе дублирующего экипажа МКС-27/28 в качестве командира ТПК «Союз ТМА», бортинженера МКС.

С апреля по сентябрь 2011 года проходил подготовку в составе основного экипажа МКС-29/30 в качестве командира ТПК «Союз ТМА» и бортинженера МКС.

С января 2013 года по май 2014 года готовился к космическому полету в составе дублирующего экипажа МКС-40/41 в качестве командира ТПК «Союз ТМА-М» и бортинженера МКС.

С июня по ноябрь 2014 года проходил подготовку в составе основного экипажа МКС-42/43 в качестве командира ТПК «Союз ТМА-М» и бортинженера МКС.

С октября 2016 года по март 2017 года проходил подготовку в составе дублирующего экипажа МКС-54/55.

С марта по сентябрь 2017 года проходил подготовку в составе дублирующего экипажа МКС-53/54 в качестве командира ТПК «Союз МС-06» и бортинженера МКС.

С сентября 2017 года проходит подготовку в составе основного экипажа МКС-54/55 в качестве командира ТПК «Союз МС-07», бортинженера МКС-54 и командира МКС-55.

ОПЫТ КОСМИЧЕСКИХ ПОЛЕТОВ:

1-й космический полет А.Н. Шкаплеров совершил с 14 ноября 2011 года по 27 апреля 2012 года в качестве командира ТПК «Союз ТМА-22» и бортинженера МКС-29/30. В ходе полета выполнил выход в открытый космос длительностью 6 часов 15 минут. Продолжительность полета составила 165 суток.

2-й космический полет совершил с 24 ноября 2014 года по 11 июня 2015 года в качестве командира ТПК «Союз ТМА-15М» и бортинженера МКС-42/43. В соответствии с программой полета А.Н. Шкаплеров выполнил работу с российскими транспортными грузовыми кораблями «Прогресс М-М» и европейским ATV, встретил ТПК «Союз ТМА-16М». В период деятельности на борту МКС космонавт провел около 50 научно-прикладных исследований и экспериментов, выполнил бортовые фото-, видеосъемки. Продолжительность полета составила 199 суток.

ПОЧЕТНЫЕ ЗВАНИЯ И НАГРАДЫ:

Герой Российской Федерации, медаль «Золотая Звезда»;

почетный знак «Летчик-космонавт РФ»;

орден «За заслуги перед отечеством» IV степени;

медали Министерства обороны Российской Федерации: «За воинскую доблесть» II степени, «За отличие в военной службе» I, II и III степени, «За службу в Военно-воздушных силах».

Почетный гражданин города-героя Севастополя и города Гагарина Смоленской области.

УВЛЕЧЕНИЯ: теннис, футбол, бадминтон, гольф, рыбалка.