Круглый стол в редакции независимой газеты. Мобилизационная экономика в России: кого, как и на что мобилизуем? Что такое мобилизация в экономике

Регулирование вопросов, связанных с формированием и порядком использования государственного резерва и мобилизационного резерва Российской Федерации, регламентируется Федеральным законом от 26 февраля 1997 г.

№ 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве».

Под мобилизационной подготовкой понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

Под мобилизацией понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного

времени, переводу Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

К числу основных принципов мобилизационной подготовки и мобилизации относятся, в частности, следующие:

Разработка мобилизационных планов экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, мобилизационных планов Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований (далее - мобилизационные планы);

Подготовка экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовка организаций к работе в период мобилизации и в военное время;

Проведение мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу организаций на работу в условиях военного времени;

Создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований и нужд населения в военное время;

Создание, накопление, сохранение и обновление запасов материальных ценностей мобилизационного и государственного резервов, неснижаемых запасов продовольственных товаров и нефтепродуктов;

Создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием, и др.

В период мобилизационной подготовки и мобилизации Правительство Российской Федерации наделяется рядом дополнительных функций, в частности:

Определяет порядок заключения договоров (контрактов) о выполнении организациями мобилизационных заданий (заказов) и об обеспечении указанных заданий (заказов) материально-техническими ресурсами;

Определяет порядок и источники финансирования мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации;

Решает в пределах своих полномочий вопросы об ассигнованиях на мобилизационную подготовку и мобилизацию из федерального бюджета и о предоставлении льгот организациям, имеющим мобилизационные задания (заказы);

Определяет порядок создания, накопления, сохранения, обновления и использования мобилизационных запасов, материальных ценностей мобилизационного и государственного резервов, неснижаемых запасов продовольственных товаров и нефтепродуктов;

Определяет порядок создания, сохранения и использования страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием и др.

Федеральные органы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в период мобилизационной подготовки и мобилизации в пределах своих полномочий заключают договоры (контракты) о выполнении мобилизационных заданий (заказов) с предприятиями, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения.

В случае несостоятельности (банкротства) предприятий, имеющих мобилизационные задания (заказы), федеральные органы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры по передаче этих заданий (заказов) другим предприятиям, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения.

В период мобилизационной подготовки и мобилизации предприятия не вправе отказываться от заключения договоров (контрактов) о выполнении мобилизационных заданий (заказов) в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, если с учетом мобилизационного развертывания производства их возможности позволяют выполнить эти мобилизационные задания (заказы). Возмещение государством убытков, понесенных предприятиями в связи с выполнением ими мобилизационных заданий (заказов), осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Финансирование мобилизационной подготовки осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций.

«Тип экономических отношений, при которых все ресурсы страны направляются на одну или несколько приоритетных целей в ущерб другим отраслям, что нарушает гармоничность развития страны» .

«Экономическая деятельность, которая позволяет обеспечить максимально полное использование имеющихся производственных ресурсов».

«Антикризисная экономика, связанная с чрезвычайными обстоятельствами» .

История понятия

Признаки

Принципы

1. Принцип главного звена. Он предполагает концентрацию ресурсов в том звене экономической системы, от которой зависит успех противодействия нависшей над системой угрозе, в том числе за счёт их изъятия из других менее важных, с точки зрения достижения поставленной цели, звеньев экономики.

2. Принцип достижения цели любой ценой и преимущественное использование в этой связи неэкономических методов воздействия на тех, от кого зависит достижение цели.

3. Принцип командности. Он предполагает то, что все субъекты экономики представляют собой единую команду, совместно решающую общую задачу.

4. Принцип дискретности. Мобилизационность не может быть постоянно существующим явлением. Если достижение поставленной цели затянулось во времени, то неизбежно ослабление мобилизационности, в силу возникновения у вовлеченных в неё людей определенной усталости.

5. Принцип сознательности. Необходимость мобилизационности и связанных с ней жертв ради противодействия нависшей над системой угрозе должна осознаваться вовлеченными в неё субъектами. В этом случае данный принцип способен противодействовать предыдущему, и мобилизационность в обществе может поддерживаться относительно долго.

Примеры

Традиционно практику мобилизационной экономики ассоциируют с XX веком, когда возникают «тотальные войны» и государству необходимо задействовать весь имеющийся потенциал. Но и в более ранние периоды можно найти похожие примеры.

Согласно Н.М. Морозову, понятие мобилизационного типа развития, в узком смысле, используется для выделения в отечественной истории периодов действия краткосрочных стратегий, ориентированных на достижение чрезвычайных целей с использованием чрезвычайных средств и чрезвычайных организационных форм, охватывавших различные сферы жизнедеятельности общества и наступавших после очередного периода стабилизации, т. е. времени, когда на повестке дня не стоял вопрос о его выживании, но изъятие ресурсов производилось в пользу привилегированных социальных групп.

Использование данного понятия в широком смысле – в цивилизационном контексте (В. В. Амаева, О. В. Гаман-Голутвина, А. В. Лубский, В. П. Никифорук, А. Г. Фонотов, Н.М. Морозов) базируется на утверждении о том, что для крупных сообществ характерны свои, обусловленные комплексом детерминирующих факторов специфические соотношения между потребностями и условиями развития. Их особая пространственно-временная динамика определяется как историческая тенденция, означающая конкретный (мобилизационный) тип развития. В истории России выделены устойчивые стереотипы мобилизационного типа развития: направленность на экстенсивный рост, заимствование новаций, что косвенно свидетельствует о признаках проявления архетипического образа, что созвучно предположению И. В. Побережникова о ментальной природе мобилизационного типа развития российской цивилизации.

    Мобилизационная экономика это экономика, ресурсы которой сосредоточены и используются для противодействия угрозам существования страны как целостной системы. Содержание 1 Варианты определения 2 История понятия … Википедия

    Мобилизационная экономика - см. Система централизованного планирования и управления экономикой …

    Магистраль Мажоритарный акционер (Majority shareholder) Мажоритарная доля собственности (majority interest) Мажоритарный контроль (majority control) … Экономико-математический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Военное дело (значения). Трактат Сунь цзы, « … Википедия

    Запрос «ВС России» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Вооружённые Силы Российской Федерации ВС России … Википедия

    Дмитрий Анатольевич Медведев Президент Российской Федерации и Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами Российской Федерации (2008 2012). 2 марта 2008 года победил на Президентских выборах 2008 года с результатом 70,28 % голосов … Википедия

    Факультет управления и информационных технологий Санкт Петербургский государственный политехнический университет … Википедия

    Военно промышленные комитеты, (ВПК) организации российских предпринимателей, созданные с целью мобилизации промышленности для военных нужд, работавшие во время первой мировой войны. Содержание 1 Организация 2 Деятельность … Википедия

    Постоянный нейтралитет Швейцарии возник в результате подписания четырёх международно правовых актов: Акта Венского Конгресса от 8(20) марта 1815 года, Приложения к Акту Венского Конгресса № 90 от 8(20) марта 1815 г., Декларации держав о … Википедия

    Стратегия государства стратегия, определяющая направленность изменений баланса сил социальных слоев на определенном этапе исторического развития. Исходя из стратегических задач, государство поддерживает общественный порядок, регламентирует… … Википедия

Книги

  • Мобилизационная экономика. Может ли Россия обойтись без Запада? , Максим Калашников. Максим Калашников один из самых востребованных публицистов современной России. Его произведения отличаются яркостью и глубиной, в них много фактического материала, который отсутствует в…

Современная система мобилизационной подготовки была создана при администрации Трумэна. С 1947 по 1953 г. за мобилизационную готовность отвечал Совет по ресурсам национальной безопасности. С 1950 по 1958 г. просуществовало Управление оборонной мобилизации. В 1958 г. его переименовали в Управление гражданской и оборонной мобилизации и передали в ведение Федерального агентства гражданской обороны (ныне - ФЕМА).

Законом об оборонном производстве 1950 г. было предусмотрено создание системы оборонных приоритетов и распределения ресурсов (Defense Priority and Allocation System). Согласно титулу 15 CFR, секция 700, существует три градации заказов: с приоритетом DX, DO, без приоритета. Все заказы с одинаковым приоритетом должны выполняться в порядке поступления.

Полномочия ведомств в чрезвычайных ситуациях предусмотрены исполнительным указом президента от 16 марта 2012 г. Этим указом утвержден Комитет по закону об оборонном производстве в составе госсекретаря, министров финансов, обороны, юстиции, внутренних дел, сельского хозяйства, торговли, труда, здравоохранения, транспорта, энергетики, внутренней безопасности, директора национальной разведки, директора ЦРУ, председателя Совета экономических советников, глав НАСА и Управления общих служб, с обязательным участием с правом совещательного голоса директора Административно-бюджетного управления и директора Управления научно-технической политики.

Право требовать выполнения приоритетов при заказах имеют главы «ресурсных» министерств: сельского хозяйства - по продуктам питания, элеваторам и складам, скоту, ветеринарным средствам и средствам защиты растений, а также сельскохозяйственным машинам и удобрениям; энергетики - по всем формам энергии и энергоносителей; здравоохранения - по ресурсам в сфере здравоохранения; транспорта - по всем видам гражданского транспорта; обороны - по водным ресурсам; торговли - по всем остальным материалам, услугам и объектам, в том числе строительным материалам.

Президент США вправе установить ограничения на продажу и пользование ресурсами по обращению «ресурсных» министерств через советника по национальной безопасности или советника по борьбе с терроризмом. Право присваивать приоритет конкретным программам принадлежит президенту США, министрам обороны, энергетики и внутренней безопасности.

Управление системой приоритетов осуществляется Бюро промышленности и безопасности Министерства торговли. С 2008 г. было введено правило, по которому к определению права на уста- новение приоритета по заказам на оборудование и материалы в сфере топливно-энергетического комплекса подключилось Министерство энергетики. С 2010 г. на программы Министерства внутренней безопасности может устанавливаться приоритет . Информацию о промышленности в США для облегчения мобилизации собирает Агентство по управлению оборонными контрактами Министерства обороны и ВВС. Кроме того, есть обширные базы данных в Северном командовании США и Министерстве внутренней безопасности.

С 1987 г. между США и Канадой действует Североамериканская организация по технологии и промышленной базе (North American Technology and Industrial Base Organization, NAT1BO), координирующая совместные проекты и пытающаяся заниматься также вопросами поддержания мобилизационной готовности на межведомственном уровне (но не имеющая для этого ресурсов и полномочий).

Еще один инструмент, перенесенный из чрезвычайной обстановки Второй мировой войны в повседневную работу Министерства обороны и других органов исполнительной власти США, - государственные инвестиции. Согласно титулу III Закона об оборонном производстве 1950 г. 1 государство может предоставлять займы, гарантии по займам, приобретать или принимать на себя обязательство приобретения в будущем материалов и оборудования для использования на частных предприятиях. По сравнению со статусом объекта, находящегося в государственной собственности (казенного арсенала), оборудование по титулу III не связано с риском окончания контракта на управление и передачи этого контракта другой фирме. Вместе с тем есть четыре критерия, которым должна отвечать государственная помощь по титулу III:

  • производимые промышленные ресурсы или объекты критической технологии необходимы для национальной обороны;
  • без государственной помощи по титулу III отрасль не может самостоятельно обеспечить своевременное удовлетворение потребности государства;
  • действия, предпринимаемые в соответствии с титулом III, являются наиболее эффективным и практичным методом из всех альтернатив, имеющихся для удовлетворения потребности государства;
  • производственные мощности на данном рынке (включая мощности, создаваемые с государственной поддержкой) должны быть меньше либо равны сумме государственного спроса и прогнозируемого негосударственного спроса на продукцию (с тем, чтобы избежать бесцельной траты средств) .

В 1979 г. был принят Закон о запасах стратегических и критических материалов, в соответствии с которым был создан Национальный оборонный резерв под управлением Министерства обороны. При закупках и продажах из резерва управляющему должен предоставлять информацию Комитет по воздействию на рынок, куда входят представители государственного департамента, министерств торговли, сельского хозяйства, энергетики, обороны, внутренней безопасности, внутренних дел и финансов. Почву для злоупотреблений создало введенное в 2003 г. положение о том, что Комитет должен консультироваться с представителями отраслей, которые производят, перерабатывают или используют материалы из резерва