Культурно исторические предпосылки. Возникновение философии, ее культурно - исторические предпосылки. Философия и наука

Термин "философия" от слова phileo-любовь, sofia-мудрость. С древнеиндийского "философия"-видение истинного.

Философия-это форма духовной деят-ти людей, направленная на постановку, анализ решения коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место чел-ка в нем. Зарождение философии как специфической формы духовной деят-ти относится примерно к 1 тысячелетию до н.э. Сам термин "философия" ввел в оборот древнегреч. математик Пифагор (употребил впервые слово "философ" по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни 6в.до н.э.).Первое достаточно развернутое объяснение содержания смысла понятия "философия" принадлежит Платону (427-347гг до н.э.). Также существенную роль в осмыслении этого понятия сыграл Аристотель. До Платона и Аристотеля философское знание в основном совпадало с систематизацией так называемой житейской мудростью, т.е. повседневного жизненного опыта людей, выраженного в символической художественно-образной форме. Начиная с Платона и Аристотеля философия уже не удовлетворяется простой любовью к мудрости, а стремиться стать развернутым последовательным учением, опирающемся на надежный фундамент представлений не только о человеке, но и о мире в целом, в котором осуществляется её жизнедеятельность.Философия ставит своей целью познание истины, т.е. первоначало вечного и неизменного бытия, или как говорил один из первых греч. философов Гераклит: "Познание самого могущественного в мире и самого важного в человеческой жизни". Истинное знание обо всём даёт только разум, а не чувство человека, поэтому философия выступала как "наука о всеобщем", которая "исследует сущее само по себе, первые начала и причины" (Аристотель).

Сначала всё теоретическое знание, которое имелось у человека называлось "философия", постепенно от неё стали отделяться будущие науки: математика, астрономия, физика(до 18-19вв). Долгое время философия считала, что представителям конкретных наук дано собирать опытный материал, а обобщать его на теоретическом уровне должны философы. Всё это привело к конфронтации. Современная же философия преодолела эту позицию и считает, что для успешного развития как философии, так и конкретных наук необходим их тесный союз и взаимопонимание.

Философия даёт ответ на многие смысло-жизненные вопросы:

Что представляет собой окружающий мир?

Каково место и роль в нем человека?

В чем заключается смысл и цель жизни?

Каковы отношения между людьми, обществом и природой, добром и злом и т.д.?

Эти и подобные вопросы, которые неизменно встают перед каждым человеком и обществом в целом и составляют главное содержание философии.

Предпосылки: (возможности появления и потребности в появлении)

1. Возможности человека:

Выделение умственного труда;

Появление товарно-денежных отношений (возможность заказать и купить знания);

Возникновение государственных структур и правовых норм регулирования общественной жизни;

Постепенное накопление элементов научного знания, используемого на практике и способствующего развитию мировоззрения людей;

И, как результат всего этого, появление возможностей осмысления человеком существующего мира и своего места в нем;

2. Потребности человека:

Интерес человека не только видеть (созерцать) мир, но и понимать (иметь суждение, мировоззрение) как он устроен, желание использовать на практике полученные знания.

В Европе рождение философии было одной из составных частей великого культурного переворота в Древней Греции VIII-V веков до н. э., в контексте котороговозникла и наука (прежде всего греческая математика VI - IV веков до н. э.).

В Древней Греции философия формируется тогда, когда смысл человечес­кой жизни, ее привычный строй и порядок оказываются под угрозой. Возникновение античной философии при­ходится на тот период (VIвек до н. э.), когда прежние традиционно-мифологические пред­ставления обнаруживают свою недостаточ­ность, свою неспособность удовлетворять но­вые мировоззренческие запросы.

Кризис мифологического сознания был вызван целым рядом причин. Важны условия социально-экономического и политическогопорядка, определяющие рождение идей. В греческом мире по преимуществу благодаря им возникли первые формы институционализированнойсвободы и демократии, способствовавшие в свою очередь рождению философии и подпитывавших ее. Важную роль сыграло экономическое развитие Греции, эко­номический подъем в IX-VII веках до н. э.: расширение торговли и судоходства, возник­новение и расширение греческих колоний, увеличение богатства и его перераспределе­ние, рост народонаселения и прилив его в города. Рас­ширялся географический горизонт греков, и тем самым гомеровское представление о мире обнаружило свою неадекватность. Но самым важным было расширение связей и контактов с другими народами, открытие прежде незнакомых грекам обычаев, нравов и верований, что наводило на мысль об от­носительности, условности их собственных социальных и политических установлений. Эти факторы способствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели кризису традиционного укла­да и к утрате прочных нравственных ориен­тиров.

Разрушение сложившихся форм связи меж­ду людьми потребовало от индивида выработ­ки новой жизненной позиции. Философия была одним из ответов на это требование. Она предложила человеку новый тип самоопреде­ления: не через привычку и традицию, а через собственный разум. Философ говорил своему ученику: не принимай все на веру, думай сам. На место обычаев приходило образование , место отца в воспитании занимал учитель, а тем самым и власть отца в семье до известной степени ставилась под вопрос. Функции отца и учителя, таким образом, разделились, и на протяжении нескольких веков - с VII по IV век до н. э. - наблюдается жестокая схватка между родом и духом, началами, которые прежде выступали как нечто единое.

Философия, таким образом, возникает в момент кризиса традиционного уклада жиз­ни и традиционных ценностей. С одной сто­роны, она выступает как критика традиции, углубляющая сомнение в значимости устояв­шихся веками форм жизни и верований, а с другой - пытается найти фундамент, на ко­тором можно было бы возвести новое здание, новый тип культуры.

Философия (от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость) буквально означает «лю­бовь к мудрости» . По некоторым историчес­ким свидетельствам, слово «философ» впер­вые употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достой­ному образу жизни. Истолкование же и зак­репление в европейской культуре термина «философия» связывают с именем древнегре­ческого мыслителя Платона. В учении Пла­тона софия - это мысли божества, опреде­ляющие разумное, гармоничное устройство мира. Слиться с Софией способно лишь бо­жество. Людям же посильны стремление, лю­бовь к мудрости. Вставших на этот путь ста­ли называть философами, а область их заня­тий - философией.

В отличие от мифологического и религи­озного миросозерцания философская мысль принесла с собой принципиально новый тип миропонимания , прочным фундаментом для которого стали доводы интеллекта . Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства постепенно вытес­няют фантастический вымысел, сюжеты, об­разы и самый дух мифологического мышле­ния. Бытующие в народе мифы переосмысливаются с пози­ций разума, получают новое, рациональное истолкование. Слово «философия» было синонимом зарождаю­щегося рационально-теоретического миро­понимания . Философскую мысль вдохнов­ляло не накопление сведений, не освоение отдельных вещей, а познание «единого во всем» . Ценившие именно такое знание древ­негреческие философы полагали, что разум «управляет всем при помощи всего» (Герак­лит).

7. Становление древневосточной философии и ее особенность
В середине I тысячелетия до н.э. одновременно с Грецией возникает философия в Индии и Китае, являющихся очагами древних цивилизаций. На основе экономических, социальных, политических и духовных предпосылок складывалась духовная атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии. Философия возникает как разрешение противоречия между мифологической картиной мира, построенной по законам воображения, и новым знанием и мышлением. Однако философия появляется не непосредственно из мифологии как таковой, а из переходных мировоззренческих форм, которые можно назвать предфилософией. В ней, наряду с мифологическими формами, возникают и функционируют своеобразные «философемы», неразвитые философские формообразования.
Существуют общие закономерности развития древнеиндийской и древнекитайской философии. Во-первых, самосознание древних индийцев и древних китайцев конструируется по типу родовых субстанциально-генетических связей. Род объективирует свое сознание в природе, но себя из нее не выделяет. Такое соотношение природы, человека и сознания в первоначальной или первой индийской и китайской философии реализуется в мировоззренческих концепциях о духовном и телесном единстве человека и природы. Во-вторых, род выступает движущим основанием структурно-функциональных трансформаций родового сознания. Геометрия и стереометрия космического времени, пространства и пластики сознания древних индийцев и китайцев содержат в себе возможность числовой абстракции философской категории, которая затем проявляется в философских учениях. В-третьих, телесно-духовные оппозиции категорий верха и низа предваряют активную познавательную работу мышления во всех сферах возникающей философии. Выбор предфилософского типа фиксации сознания - мифа, ритуала или табу - в качестве исходной основы и философского направления диктуется не произволом философа, а его социальными условиями и классовыми интересами. В частности, у китайцев даосизм избирает миф, конфуцианство - ритуал, легизм - табу; у индийцев веданта избирает миф, миманса - ритуал и т.д.
При всей специфике индийской и китайской предфилософии, обусловленной культурным фоном и различием в языках у обоих народов, в целом она обусловлена общекультурными закономерностями.
Предфилософия начинается в родовом обществе коллективными формами сознания. Каждый этап ее развития сопровождается качественными изменениями самосознания: дорефлективное родовое сознание сменяется послеродовыми мировоззренческими нравственными исканиями мудреца. В классовом обществе с государственным устройством предфилософия сменяется философским познавательным творчеством, первой философией. Понятийные образы предфилософии попадают в философскую разработку и выливаются в абстрактную всеобщность. При этом философия сохраняет в своем категориальном арсенале понятийный образ первопредка, хотя и трансформирует его, придавая ему другие значения.
Первая философия закладывает прочные основания традиционализма в сознании. Тем самым она начинает обслуживать устойчивые социально-экономические системы, сохранившиеся в Индии и Китае вплоть до ХХ в. На каждом историческом этапе развития индийского и китайского обществ духовная древность тесно соседствовала с современностью.
Общность генезиса не исключала своеобразия путей формирования систематизированного философского знания. Если в Индии многочисленные философские школы так или иначе соотносились главным образом с брахманизмом и буддизмом, то в Китае - преимущественно с конфунцианской ортодоксией. В Индии размежевание на отдельные школы не привело к официальному признанию приоритета какого-либо одного из философских направлений, а в Китае конфуцианство во II в. до н.э. добилось официального статуса государственной идеологии, сумев сохранить его до начала ХХ в.
Отметим некоторые, наиболее общие черты древневосточной философии, отличающие ее от философии древнегреческой. Во-первых, индийская философия как и китайская, характеризуется неполной отчлененностью от предфилософии. Но если в древнеиндийской философии преобладало религиозно-мифологическое мировоззрение, задававшее древним индийцам свои высшие ценности, то в древнекитайской предфилософии преобладало обыденное сознание. Во-вторых, для древневосточной философии является характерным то, что естественнонаучные знания (астрономия, физика) не находили, за небольшим исключением, более или менее адекватного выражения в философии. В-третьих, для древневосточной философии был характерен глубокий традиционализм. Если, например, в западноевропейской традиции философия постоянно ассоциируется со скепсисом, неустанностью поиска истины, то для китайской типично осуждение сомнений, утверждение их бесплодности, а потому вредности. Восточная традиция, несмотря на разнообразие школ, демонстрировала постоянство и преемственность на протяжении многих столетий. В это же время западная философия развивалась через борьбу идей, в процессе которой новые теории вызревали в недрах старых и, преодолевая их, приходили им на смену.
Выявление и объяснение специфических черт философии Востока и Запада, а также выявление общих черт между ними сегодня стоит на повестке дня. Это необходимо для того, чтобы представить философское развитие человечества как единый и многообразный процесс.

Колыбель культуры ― это колыбель человека как такового, субъекта, который способен к|до| рациональному мышлению, проявлению творчества и производительной деятельности. Первого человека, но не примитивного! Колыбель культуры ― это детство общества в самих ранних формах его организации.

Современная наука связывает возникновение культуры с появлением у человека способности открывать, развивать, создавать новый мир и воссоздавать|воспроизводить| природный в его полезных и прекрасных чертах , комбинировать из|с| первого и второго что-то третье ― не только полезное, но и радующее взгляд. Способности эти появились от сочетания случайных и закономерных обстоятельств, в которых|каких| пребывал предок человека.

Как же теория объясняет возникновение культуры?

Вот|вот|, например|например|, мнение выдающегося|выдающегося| историка-философа ХХ ст. К.Ясперса : "Первое становление человека - самая глубокая тайна, до сих пор|доныне| нам абсолютно|полностью| недоступная, непонятная|до сих пор|. Можно, ко|совершенно|нечно, фан|вполне,целиком|тазировать по поводу возникновения человека, однако|однако| эти фантазии быстро оказываются|оказываются| несостоятельными. К тому же нам неизвестен даже оконча|проявляются|тельный, удовлетворительный ответ на вопрос: что такое человек?" При этом, он не отказывался от попыток реконструировать начало нашего прошлогопонятливость.

Существуют различные подходы к проблеме происхождения человека и культуры, разные|различные| способы ее решения.

Появление культуры связывают с появлением человека, а человека - с|с| появлением культуры. Но это - не тождественные субстанции. Есть субъекты, далекие от ку|дальние|льтуры,|и| противостоящие ей и|и| стремящиеся ее разрушить|разрушить|.

Наиболее древней|стародавней| точкой зрения на эту проблему является религиозна . Согласно|согласно| ей, человек является творением Божьим, которое создано по его образу|изображению| и|и| подобию|подобию|. Культура в этом контексте понима|облику|ется как проявление в человеке божьего дара|подарка|, как послание верующим|верующим| высших духовных ценностей, как при|ниспослание|влечение к богоугодной жизни.

В культурологии существуют и космологическая точка зрения , которая допускает|предусматривает||припускает| "транспортировку" умного существа на землю с|из| одной из ближайш|с|их планет. Это существо, которому|из| свойственны определенные культурные навыки|навыками|, привычки, способности, и|и| является нашим достопочтенным предком.

Согласно|согласно| марксистскому пониманию человека и|и| культуры, культура есть производным от общества|общества|, продуктом и|и| субъекто|товарищества|м общественно-трудовой деятельности. Если животное приспосабливается к естественным условиям с|приспособляет|ущ|до|ествования, т|природным|о люди, которые объединяются в общем|совместимом| труде, преобразуют эти условия, создав|совместном|ая мир материальной и|и| духовной культуры в соответствии со своими развивающимися |соответственно|потребностями. Марксистская (форма|надобностью,нуждой|ционная) концепция рассматривает|рассматривает| эту проблему сквозь призму становления первобытнообщинной общественно-экономической формации.


К.Ясперс разделяет предысторию или доисторию (то есть незафиксированный период прошлого|прошедшего| человечества, которое не имеет описания в памяти людей) и историю (период, который имеет такое описание).

В предыстории Ясперс выделяет два аспекта: биологическое и |и| историческое развитие человека . В первом случае создаются унаследованные|наследуемые| качества, во втором осуществляется передача опыта|опыта| с помощью языка|речи|, поведения, труд|посредством|а. У ч|речи|еловека складываются своеобразные биологические с|состоят|войства, которые позволяют ему сознательно с|какие|троить|построить, построить| сво|разрешают|е бытие иным об|заведомо|разом, чем животные, приспосабливаться к любой среде|среды|. Он биологически склонен к научению бы|приспособлять|ть|до| социу|какой-нибудь|мом, к духовной деятельности.

В предыстории, по мнению Ясперса, существенными|существенными| достижениями были: использование огня и|и| орудий,|употребление| появление языка|речи|, способов самокон|речи|троля человека (например, в форме табу ), образование социальных групп и|и| содружеств|союзов, сообществ|, формирование мировоззрения с помощью мифов.

История же начинается с таких реальных событий, как организация ирригационных систем, использование|употребления| коня|лошади|, открытие письменности, создание государства, формирование наций. Прыжок|скачок| из природного состояния|стана| в историю связан с использованием техники, передачей духовного опыта|достояния|, наличием людей, которые|какие| становятся|стают| примером|прикладом| и образцом для подражания, освобождая других от страха и открывая перед ними возможности самосознания.

Сущность мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия.

2,5.т.л. назад возникает античная философия, которой предшествовали мифология, искусство, религия. Мифология (от греческого mifos - предание, logos - слово) - мироощущение человека, воспроизведение... действительности. Мифы заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении и устройстве мира, о возникновении явлений природы и многое другое. Человек не мог найти логического объяснения всем этим явлениям, поэтому в мифах боги были причиной всех явлений на земле. Много внимания в мифах уделялось происхождению людей, рождению, смерти. В мифах сюжеты переплетались с обрядами, обеспечивая сохранение традиций и культуры. Мифы объединяли в себе зачатки знаний, религиозных верований, искусства и философии. Мифические сюжеты вошли в культуру различных народов, в литературу, живопись, мировые религии - ислам, христианство. Религия - форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через земной и небесный мир. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование сверхъестественных сил. Внешней формой веры является культ - система ритуалов. Поклонение высшим силам приводит к понятию бога - высшего существа. Желание людей умилостивить богов сочетается с бескорыстным почитанием, стремлением следовать высокому образцу. С этим моментом связано развитие этических норм, идеалов. Близость религии и философии состоит в том, что они решают сходные задачи миро объяснения, поведения людей. Но существуют и различия: для философии характерно свободомыслие, а религия его не терпит. Религиозно настроенные люди черпают моральные установки из церковных источников. Философия выносит на первый план интеллектуальные аспекты, знания, разум человека. Философия (любовь к мудрости). Появление философии связано с разделением труда в обществе на материальный и духовный. Люди, занимающиеся нематериальным трудом, имели много свободного времени и следовательно больше возможностей думать, наблюдать и постепенно они стали выявлять некоторые закономерности окружающего мира, что и привело к развитию философии. Источниками формирования философии являлись первоначальные наблюдения за природой и обществом. В Древней Греции - теогония - учение о богах сменяется на космогонию - учение о мире. Первые греческие философы сделали предметом изучения природу. Их интересовали вопросы возникновения и строения мира, солнце... Также предметом их исследования выступал человек, его природа, ум, чувства. Философия - система общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека и т.д. В отличие от мифологии и религии философия избрала в качестве своего ориентира не слепую веру, не сверхъестественное объяснение явлениям окружающего мира, а свободное размышление о мире и человеке, основанное на принципах логики и разума. Философия - наука о всеобщем в мире и познании; наука о наиболее общих сторонах мира как целого.

2. Специфика филосовского знания. Предметное поле философии.

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

Имеет очень много общего с научным знанием - предмет,

методы, логико-понятийный аппарат;

Однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

2. Можно выделить следующие особенности философского знания:

Имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику)

Носит предельно общий, теоретический характер;

Содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;

Во многом субъективно - несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

Является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

Изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

Испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

В то же время динамично - постоянно развивается и обновляется;

Ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

Предметная область философского знания очерчивается кругом основных проблем, которыми занимается философия.

– Во-первых, это проблема окружающего мира, поиск первоосновы всего сущего. Эта тема конкретизируется в ряде вопросов: «есть ли неизменное первоначало мира или он пребывает в вечном становлении?», «мир конечен или бесконечен, един или множествен?», «в чем различие чувственно воспринимаемого бытия и постигаемой умозрительной реальности?» и т.д – Во-вторых, проблема познания человека и смысла его существования.

– В-третьих, проблема отношений человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального

Так возникли материализм и идеализм как два основных направления в философии.

– И, наконец, четвертая философская проблема связана с разрешением субъектно-субъектных отношений, рассматривающих человека в «мире людей». Здесь философия стремится разрешить сложнейшие вопросы, связанные с поиском идеальной модели общества (начиная с идеального государства Платона и Конфуция, «Утопии» Мора, «Города Солнца» Кампанеллы и заканчивая марксистской моделью так называемого гармоничного коммунистического общества), проблемой самосовершенствования индивида, проблемой отчуждения. Поиск согласия, взаимопонимания, идеалы толерантности, гибкости, коммуникативного решения всех возникающих конфликтов становятся ведущими философскими темами современной философской мысли.

3. Место и роль философии в культуре. Основные функции философии. Философия и идеология.

1. мировозренческая: философия разрабатывает систему взглядов на мир и места в нем человека; 2. методологическая: философия раскрывает всеобщие законы, принципы развития мира, разрабатывает метод познания; 3.гносеологическая: философия выявляет закономерности научного познания и исследует динамику познавательного процесса, определяет законы мышления, основания истины; 4.культурологическая: философия раскрывает общие идеи представления, образующие фундамент культуры; 5. Функция рационализации: философия переводит в понятийную форму результаты человеческой деятельности; 6. Функция систематизации (упорядочивания) различных форм человеческой деятельности; 7. критическая: философия обобщает и осмысляет разнообразные формы человеческого опыта, производит мировоззренческую силекцию (отбор) этого опыта. Критическую философию по отношению к философии будет выполнять сама же философия.

Философия и идеология.

Самым широким и обычным среди этих понятий является понятие идеологии, поскольку она включает в себя, а точнее, опирается в большей или меньшей мере на философские, экономические, политические и другие гуманитарные науки. Но нам целесообразнее начать анализ поставленной проблемы с философии. Это оправдано не столько тем, что по времени появления философия предшествует всем другим наукам, сколько тем – и это является определяющим, – что философия выступает тем фундаментом, основой, на которые опираются все другие социальные, то есть занимающиеся изучением общества, науки. Конкретно это проявляется в том, что поскольку философия изучает самые общие законы общественного развития и самые общие принципы исследования общественных явлений, то их знание, и самое главное – применение, являются той методологической основой, которую используют другие общественные науки в том числе идеология и политика.

Итак, определяющая и направляющая роль философии по отношению к идеологии и политике проявляются в том, что она выступает методологической основой, фундаментом идеологических и политических доктрин. Действительно, в зависимости от того с каких философских позиций – материалистических или идеалистических, теологических или телеологических – смотрят идеологи и политики на мир, от этого в значительной степени зависят их идеологические и политические воззрения.

Культурно-исторические предпосылки возникновения философии. Философия Др.Востока (Индия, Китай).

Философия возникает в 7-6в.до н.э.в др. Греции,Китае,Индии.Тогда же в 7-6в. возникают первые попытки объяснить фил. Знания.Концепции фил-и:1)Платон,его идеи:философия возникает из удивления перед неизвестным.2)Аристотель:философия возникает из мифа; мифы существовали у всех народов мира,а философия возникает в 3-ёх историч.центрах.3)философия возникает как продолжение научного знания о действительности.

Особенности философии Древнего Востока (Древняя Индия, Китай) определяется спецификой его культуры. Основные черты культуры: - деспотизм государственной власти; - патернализм общественных отношений (характеризует культуру Китая) власть старшего; - культ личности. Философия – это вид творчества, творчество возможно исключительно в условиях свободы, а личной (индивидуальной) свободы Восток не знает. Философия на Востоке имела специфические формы своего выражения и долгое время развивалась в русле мифологических и религиозных представлениях. Философия на Востоке именуется пред-философией или дофилософским знанием.

Философия Древней Индии

Философия буддизма: Буддизм возникает в Индии, а в 3в. до н. э. – это государственная религия. В 7-9вв. до н. э. вытесняется из Индии индуизмом. Согласно Будде : 1. Жизнь – это страдание; бедность, старость и смерть – это то, что он увидел; 2. Причиной страдания являются желания; 3. Можно избежать страданий, для этого необходимо отказаться от желаний. Самое большое желание – это желание жить

Философия Древнего Китая

Расцвет древнекитайской философии дотируется 7-6в.до н. э. Философия Древнего Китая направлена не внутрь человека, а во вне (на мир, на общество). Основными школами Древнего Китая были: конфуцианство, даосизм, легизм. Главными понятиями философии Древнего Китая являются Дао (тоже самое что и Брахман в Древней Индии) – универсальность закономерности бытия (путь богов). Дао образуется взаимодействием Инь и Ян. Ян – это небо, мужское начало, свет, добро. Инь – это земля, женское начало, тьма, зло. В конфуцианстве понятие Дао приобрело другое начало – это социальный порядок. В конфуцианстве идеал политического и государственного устройства находился в историческом прошлом. Идеальным считалось то государство и общество, которое исключает несправедливость и невежество.

Предпосылки появления античной философии.

1. Предпосылки появления античной философии.

ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ.

Природные предпосылки возникновения философии в Древней Греции.

1. Особые природные предпосылки. Благодаря природным условиям (невысокие горы и холмы, не глубокие и не широкие реки, изобилии фауны) мир выглядит предсказуемым, соразмерным человеку, рациональным, познаваемым.

Социально – политические предпосылки возникновения философии в Древней Греции.

1. Общественное разделение труда: Древняя Греция – развитая рабовладельческая страна, рабы выполняли всю тяжелую работу, у свободных же людей Древней Греции было много свободного времени для досуга (то есть для своего культурного развития), денег - нажитых ремеслами и торговлей.

В греческом мире, по преимуществу благодаря им, возникли первые формы институционализированной свободы и демократии, способствовавшие в свою очередь рождению философии и подпитывавших ее.

a. Специфические социальный статус для Греции, гречанин это гражданин, а не подданный. (Свободомыслие в пределах нравственности, не подавлялось.)

b. Существовала прочная традиция свободных дискуссий, связанная с демократией, то есть в Древней Греции проходили общественные собрания где обсуждались важные вопросы касающие общественной жизни и для того что бы убедить жителей, греки должны были владеть искусством выражать свои мысли. Вот этой возможностью и способностью рассуждать, особым, рациональным складом ума, необходимым для философствования, греческий народ и отличался от других.

Культурно – исторические предпосылки возникновения философии в Древней Греции.

1. Создание письменности

2. Возникновение образовательных учреждений.

3. Наличии в обществе мифологии и религии как здоровых начал культур.

4. Возникновения и развитие различных видов искусств. (Театральное искусство, скульптура, музыка, архитектура.)

СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ.

1. Осознание древним человеком бытия в целом, самого себя и своих границ. Перед человеком открывается глубина мира и собственная значимость. Человек начинает осмысливать мир и себя как проблему, начинает ставить радикальные вопросы, ищет по­нимания и спасения.
Этот духовный процесс имел решающее значение для фор­мирования философии и начался он за тысячелетие до нашей эры, в Древней Греции он же происходил наиболее хорошо (см – объективные предпосылки)

2. Сформировавшиеся возможности человеческого сознания и психики, связанные с абстрактным, рационально-чувствен­ным отображением мира.

В античной Греции философия формируется в тот период, когда смысл человеческой жизни, ее привычный строй и порядок оказываются под угрозой, когда прежние традиционно-мифологические представления рабовладельческого общества обнаруживают свою недостаточность, свою неспособность удовлетворять новые мировоззренческие запросы. Кризис мифологического сознания был вызван рядом причин. Главную роль здесь сыграло экономическое развитие Греции, экономический подъем в IX – VII веках до н.э.: расширение торговли и судоходства, возникновение и расширение греческих колоний, увеличение богатства и его перераспределение, рост народонаселения и прилив его в города. В результате развития торговли, мореходства, колонизаций новых земель расширялся географических горизонт греков, Средиземное море стало известным до Гибралтара, куда достигали ионийские торговые суда, а тем самым гомеровское представление о Вселенной обнаружило свою неадекватность. Но самым важным было расширение связей и контактов с другими народами, открытие прежде незнакомых грекам обычаев, нравов и верований, что наводило на мысль об относительности, условности их собственных социальных и политических установлений. Эти факторы способствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели к кризису традиционного уклада и к утрате прочных нравственных ориентиров. В Греции в VI веке до н.э. происходит постепенное разложение традиционного типа социальности, предполагавшего более или менее жесткое разделение сословий. В качестве той формы знания, которая была общей для всех сословий, выступала мифология; и хотя каждая местность имела своих собственных богов, по характеру своему и способу отношения к человеку эти боги принципиально друг от друга не отличались. Социально-экономические изменения, происходившие в VII – VI веках до н. э., вели к разрушению сложившихся форм связи между людьми и требовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия и была одним из ответов на это требование. Философия, таким образом, возникает в момент кризиса традиционного уклада жиз­ни и традиционных ценностей. С одной сто­роны, она выступает как критика традиции, углубляющая сомнение в значимости устояв­шихся веками форм жизни и верований, а с другой - пытается найти фундамент, на ко­тором можно было бы возвести новое здание, новый тип культуры. Она предлагала человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традицию, а через собственный разум. В отличие от мифологического и религи­озного миросозерцания философская мысль принесла с собой принципиально новый тип миропонимания , прочным фундаментом для которого стали доводы интеллекта . Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства постепенно вытес­няют фантастический вымысел, сюжеты, об­разы и самый дух мифологического мышле­ния. Бытующие в народе мифы переосмысливаются с пози­ций разума, получают новое, рациональное истолкование. Слово «философия» было синонимом зарождаю­щегося рационально-теоретического миро­понимания . Философскую мысль вдохнов­ляло не накопление сведений, не освоение отдельных вещей, а познание «единого во всем» .