Новый год – новая аттестация учителей: за и против. Новая модель аттестации учителей Сроки аттестации педагогических работников в году

Аттестация педагогических работников – проверка работников учебных заведений, случается каждые 5 лет. В процессе этой проверки аттестационная комиссия должна выяснить следующие вопросы:

  • Соответствуют ли педагогические работники должности, которую они занимают?
  • Умеют ли выстраивать ровные отношения с учениками и интересно преподносить информацию учащимся?
  • Повысил ли учитель свой профессиональный уровень в период времени между аттестациями?
  • Правомочно ли повышение его квалификационного уровня?

Подобного, рода мероприятия направлены на стимулирование учителей повышать, свой профессиональный уровень, помогают вышестоящему руководству адекватно формировать кадровый состав.

По результатам пройденной аттестации решается дальнейшая профессиональная судьба педагога.

Кому предстоит пройти аттестацию в 2019 году?

Выделяют 2 вида аттестационных проверок:

  • Обязательная – подлежат все работники сферы образования, которые не имеют отсрочки по тем или иным причинам;
  • Добровольная – организуется после написания соответствующего заявления по инициативе работника, преследующего цель продвижение по карьерной лестнице;

Кто освобождается от прохождения аттестации?

  • Молодые сотрудники педагогического коллектива, работающие в этой сфере не более 2 лет;
  • Беременные женщины и работники, пребывающие в отпуске по беременности и родам, а также лица, находящиеся в декретном отпуске;
  • Если учитель в течение длительного времени болеет (более 4 месяцев подряд);
  • Если работник уже имеет квалификационную категорию, полученную не более 5 лет назад;

Следует помнить, что после выхода педагогического работника из отпуска по уходу за ребенком до 3 лет на работу, такой работник подлежит аттестации не ранее, чем через 2 года.

Такой же срок установлен и для желающих в очередной раз продвинутся по карьерной лестнице. Необходимо выждать 2 года после последнего повышения квалификации.

Каков состав аттестационной комиссии?

Для этой цели избираются члены комиссии из рядов самой организации образования. Также сюда может входить председатель, его заместитель и секретарь. Состав должен быть утвержден руководителем учреждения.

Пакет документов, необходимых для успешного прохождения аттестации:

Написанное педагогом заявление со всеми реквизитами; В том случае, если аттестация не первая – следует предоставить также копии предыдущих документов (их результаты);

  • Копия диплома о педагогическом образовании;
  • При наличии у сотрудника квалификационной категории – предъявить ее заверенную копию;
  • Копия документа подтверждающего факт изменения фамилии, если таковой имел место быть;
  • Развернутая характеристика с рабочего места;
  • Информационная карта с итогами профессиональной деятельности;

Для работников организации образования, изъявивших желание повысить свой квалификационный уровень путем прохождения процедуры добровольной аттестации, необходимо к пакету документов, предложенному выше добавить видео-презентацию с двумя проведенными в меж аттестационный период занятиями в количестве 2 экземпляров.

Аттестация педагогов график

График заседаний Городской аттестационной комиссии:

№ п/п месяц 2017-2018 уч. г.
утв. приказом ДОгМ от 29.08.2017 № 725
Примерный график заседаний
Городской аттестационной комиссии

в соответствии со сроками ранее
проводимых заседаний
аттестационных комиссий в Москве

на 2019-2019 уч. г.
1. сентябрь 27.09.2017 25.09.2018
2. октябрь 25.10.2017 30.10.2018
3. ноябрь 29.11.2017 27.11.2018
4. декабрь 27.12.2017 25.12.2018
5. январь 31.01.2018 29.01.2019
6. февраль 28.02.2018 26.02.2019
7. март 28.03.2018 26.03.2019
8. апрель 25.04.2018 30.04.2019
9. май 30.05.2018 28.05.2019

Аттестация учителей в 2018 году: новая модель

Обязательным условием для работы в сфере образования является своевременное прохождение аттестации.Иными словами, учителя, преподаватели ВУЗов, воспитатели дошкольных учреждений не могут строит карьеру, если своевременно не проходят специальные курсы, цель которых – расширить имеющиеся знания, повысить квалификацию.

Подробнее

Преподаватели точно знают, что каждые пять лет они должны проходить процедуру переаттестации. Нужно это, в первую очередь для того, чтобы не терять имеющиеся навыки, а развиваться только вперед. В целом, мероприятие довольно значимое. Однако, как и все, с каждым годом оно меняется, дополняется какими-то новыми данными.

О процедуре

Прежде чем попасть на процедуру, стоит выяснить, где именно она проходит. Сделать это можно, ознакомившись со специальным положением.

1. Для успешного прохождения комиссии необходимо не только продемонстрировать имеющиеся знания, но и показать находчивость, способность реагировать в той или иной непредвиденной ситуации, которая часто может возникнуть в стенах школы или ВУЗа, и при этом не иметь отношения к знаниям.

2. В случае, если преподаватель показывает себя с положительной стороны, он вправе надеяться на то, что со стороны начальства ему может быть предложено повышение. Весомый стимул, однако доступен он не всем.

Но одно можно сказать точно – без пройденной аттестации рассчитывать на повышение не приходится. В некоторых случаях, если преподаватель отказывается от подтверждения своей компетентности, его могут попросить покинуть рабочее место. Во всяком случае спорных ситуаций избежать не получится – это точно.

Основные сведения

Итак, основные сведения относительно аттестации учителей, преподавателей, любых работников сферы образования будут сводиться к следующему:

1. Обязательная аттестация затронет сотрудников образовательной сферы. Периодичность прохождения процедуры – раз в пять лет. При этом освобождаются от аттестации в следующих случаях:

Преподаватели, уходящие в декретный отпуск (для них аттестация потребуется уже после выхода на работу);

Учители с квалификацией;

Новички, недавно пришедшие в сферу образования;

Педагог, недавно вышедший с больничного.

Однако здесь важно учитывать и желание самих преподавателей. В случае, если они попадают хотя бы под одну категорию, но хотят пройти проверку – им никто не запретит этого сделать.

Стоит сказать, что добровольная аттестация не запрещена, и только поощряется. Для того чтобы принять в ней участие, стоит заранее подать документы руководству.

Педагоги без квалификации или с одной, могут добиться повышения до одного разряда. А большее возможно при условии получения квалификации за два года до начала аттестации, не позднее.

Последние изменения в ходе аттестации

Начиная с 2018 года в действие планируется ввести новую модель аттестации учителей. Основная цель изменений – отсеять слабых педагогов и оставить только сильных, при этом, с повышением квалификации.

Сильно волнующий организаторов момент – завышение оценок, что часто встречается в провинциальных городках. В итоге получается, что баллы, набранные во время ЕГЭ, не соответствуют тем оценкам, которые были у ученика на протяжении всех лет обучения.

Вполне возможно, что это стоит связывать и с недостаточными знаниям самого педагога.

Новая форма проверки знаний преподавателей разрабатывается с участием самих учителей, а, следовательно, есть вероятность того, что она сможет предоставить объективные показатели.

В целом же, проверка будет включать в себя не только уровень знаний. Также в нее обязательно войдут:

Проверка реакции учителей на ту или иную психологическую ситуацию;

Проверка навыков преподавания.

И только в случае успешных результатов по всем параметрам, преподаватель будет считаться компетентным.

Также известно, что проверка преподавателей будет проводиться раз в четыре года, хотя ранее были сведения о том, что делать это нужно чаще, хотя бы раз в 2-3 года.

В настоящее время проверка учителей, ее новая схема находится на стадии утверждения, но уже успела получить много негативных откликов со стороны преподавателей.

Возмущает их сразу несколько моментов, среди которых: необходимость написания эссе, которое продемонстрирует развитость кругозора, психологические проверки.

В случае если в 2018 году работник не пройдет аттестацию, его направят на переподготовку. Однако чтобы эффективно подготовиться к грядущим проверкам у работников образовательной сферы еще есть время .


Новая модель аттестации, которая сейчас проходит апробацию, включает в себя:

Независимую оценку квалификации педагога на основе использования ЕФОМ (единых федеральных оценочных материалов) – от 0 до 60 баллов;

Анализ контекстуализированных условий профессиональной деятельности (справка работодателя) – от 0 до 10 баллов;

Анализ образовательных результатов деятельности учителя – от 0 до 25 баллов;

Учет мнения выпускников общеобразовательных организаций – от 0 до 5 баллов.

ЕФОМ (единые федеральные оценочные материалы) включают в себя:

1. Предметные компетенции (выполнение диагностической работы по предмету).

2. Методические компетенции.

3. Психолого-педагогические компетенции (оценка индивидуализации обучения, оценка формирования универсальных учебных действий обучающихся).

4. Коммуникативные компетенции (оценка воспитательных аспектов педагогической деятельности, оценка создания мотивирующей образовательной среды).

Компетенция понимается как способность совершения профессиональных действий (в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога) на основе профессиональных знаний, умений и профессиональных суждений.

Для оценки сформированности психолого-педагогической и коммуникативных компетенций на уровне действий проводится анализ образца профессиональной деятельности учителя, который включает в себя:

План (конспект) урока,

Видеоурок с указанными в нем видеофрагментами, иллюстрирующими проверяемые компетенции,

Образцы самостоятельной работы обучающегося (с оцениванием этих работ учителем),

Рефлексивный самоотчет.

Сформированность компетенции в части профессиональных знаний и суждений проверяется в решении кейсов (педагогических задач и ситуаций), направленных на оценку профессионального мышления педагогов.

Предусмотрены четыре ступени уровня квалификации учителя, в которых будут меняться лишь уровни сложности заданий:

  1. «Вход в профессию» (профессиональный экзамен) – обязательная аттестация. Для лиц, претендующих на занятие должности учителя из числа выпускников профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, лиц, имеющих среднее профессиональное образование или высшее образование, не имеющих стажа работы в должности учителя, а также не имеющих стажа работы в должности учителя в предшествующие пять лет.
  2. Соответствие занимаемой должности УЧИТЕЛЬ – обязательная аттестация.
  3. Первая категория – аттестация по желанию.
  4. Высшая категория - аттестация по желанию.

Переход к новой модели аттестации будет происходить в ближайшие годы. Сейчас ведется апробация разработанной модели, вносятся доработки.

Апробация не является аттестацией, то есть не имеет социально-трудовых последствий, в том числе не предполагает установления её участникам квалификационных категорий. Объектом исследования в данном случае являются не компетентности учителей, а сами аттестационные процедуры и материалы.

Важно также напомнить, что в соответствии с утвержденной «дорожной картой» формирования и введения НСУР 2018 год является годом апробации и доработки новой модели аттестации учителей, а в первом полугодии 2020 года должна быть проведена итоговая апробация новой модели аттестации педагогических работников - после разработки и апробации ЕФОМ по всем предметам, для которых определен период с марта 2017 года по декабрь 2019 года.


  • изменить
  • ответить

– Мы направим в Правительство согласованные с Минтрудом России предложения. Это будет введение новых должностей: старший учитель – методист и ведущий учитель – наставник. Эти наименования также были проработаны совместно с Общероссийским Профсоюзом образования с целью сохранения права на досрочное назначении страховой пенсии по старости, других льгот и социальных гарантий, которые предоставляются нашим учителям, – резюмировала заместитель директора Департамента.

В ходе мероприятия С. Д. Ермакова отметила, что в правовом поле будет закреплено право учителей проходить аттестацию в новом формате – с использованием ЕФОМ, а в переходный период введения новой модели аттестации педагоги смогут выбирать формат прохождения данной процедуры.

Работники образовательной сферы, а именно, педагоги в ВУЗах, школах, воспитатели в детских садах, а также в специалисты учреждений начального и среднего звена уже знают, что с 2017 года будут произведены некоторые изменения в аттестационном процессе. Проще говоря, аттестация педагогических работников (2017) будет проходить по совершенно иным правилам и положениям.

Многим известно, что любой работник из области педагогики должен каждые 5 лет проходить переаттестацию. Эта процедура необходима для того, чтобы повысить навыки и знания педагогов, а также понять, соответствует ли человек занимаемой должности (имеет ли все необходимые умения для нее). Тот, кто хоть раз сталкивался с данной проверкой, уверяет, что она является наиболее ответственной и значимой для всех работников сферы образования.

  • Во-первых, комиссия должна увидеть 100% подготовку участника аттестации, перед ней он должен раскрыть весь багаж знаний и навыков. Кроме того, часто требуется доказать педагогический профессионализм и находчивость. Именно эти критерии способны помочь комиссии определить квалификацию педагога и выставлять ему оценки.
  • Во-вторых, успешное прохождение аттестации позволяет работнику сферы образования рассчитывать на более высокую зарплату. Это, довольно-таки, весомый стимул к профессиональному росту и новым свершениям.

Общие сведения

Педагогическая аттестация бывает двух видов: добровольной и обязательной. Давайте рассмотрим каждый из видов подробнее.

Обязательная аттестация в 2016-2017 году “захватит” всех педагогических работников, которые проходили ее 5 лет назад. От обязательной проверки освобождаются:

  • беременные;
  • преподаватели с квалификационной категорией;
  • работники, которые являются “новичками” в сфере образования, т.е. проработали всего 2 года;
  • лица, находящиеся в декретном отпуске на момент осуществления проверки знаний (аттестацию они пройдут через 2 года после возвращения на законное место работы);
  • педагог, отсутствующий на работе больше 4 месяцев по причине болезни (аттестацию необходимо будет пройти через год, после официального выхода на работу).

Добровольную педагогическую аттестацию проходят лица, которые по собственной воле хотят повысить квалификационный уровень. Для этого необходимо обратиться к руководству с соответствующим заявлением. Отметим, что преподаватели, которые не имеют категории или обзавелись 1-й, могут добиться повышения до 1-го разряда. Чтобы получить наивысший разряд, требуется заработать 1-ю категорию не меньше, чем 2 года назад. Кроме того, если у педагога уже имеется высшая категория, он может подтвердить ее добровольной аттестацией.

Новые положение и правила

С наступлением 2017 года каждому необходимо будет ознакомиться с нововведениями, которые коснулись педагогической аттестации. Предполагается, что новая проверка будет основываться на двух главных этапах:

  • подтверждение соответствия занимаемой должности;
  • получение более высшей категории.

У каждого из этих этапов имеются отличительные черты и особенности:

  1. Подтверждение соответствия занимаемой должности. Во время этой части проверки, комиссия должна по достоинству оценить и проверить знания, навыки и умения преподавателя. Кроме этого, в процессе проверки определяются профессионализм и методика общения с детьми во время учебы. Проще говоря, на данном этапе члены комиссии устанавливают профпригодность учителя, а именно, имеет ли он право заниматься преподавательской деятельностью.
  2. Получение профессиональной квалификационной категории. В 2017 году у педагога будет право претендовать на 1 или высшую категорию. Однако чтобы заслужить первую категорию, работник должен соответствовать следующим параметрам:
  1. иметь вторую квалификационную категорию;
  2. иметь первую, но подошло время прохождения аттестации.

Если перед стоит цель получить высшую категорию, он должен подходить по другим условиям:

  • иметь первую категорию на протяжении двух лет;
  • иметь высшую категорию, но подошло время прохождения аттестационной проверки.

Документы для аттестации

Изменили чиновники и перечень документов, который необходим для начала прохождения педагогической аттестации в 2017 году. Напомним, раньше работник должен был просто написать заявление — на этом этап регистрации заканчивался. Теперь происходит несколько по-другому, ведь основная ответственность возложена на плечи общеобразовательных учреждений на уровне субъектов РФ.

Перечень обязательных документов:

  1. Заявление с личной подписью
  2. Копия результата с прошлой аттестации (если имеется)
  3. Копии дипломов о высшем или среднем профессиональном педагогическом образовании
  4. Копия, подтверждающая наличие высшей или первой категории аттестации (если такое было ранее получено)
  5. Копия документов о смене фамилии, если она была изменена
  6. Специально составленное сопроводительное письмо или развернутая характеристика с места работы, которая может подтвердить уровень компетенции и профессиональной деятельности.

Через месяц после подачи документов, заявителю на домашний адрес придет письмо с подробным описанием места и времени проведения аттестации.

График прохождения аттестации педагогических работников на I и высшую квалификационные категории на 2016-2017 учебный год

Подача заявлений в Управление образования Сроки осуществления экспертизы Заседание аттестационной комиссии МО
01.08.2016 с 07.09 по 23.09 19.10.2016
10.08.2016 и 11.08.2016 с 26.09 по 21.10 09.11. 2016
01.09.2016 и 02.09.2016 с 10.10 по 11.11 01.12.2016
09.11.2016, 10.11.2016, 11.11.2016 с 13.12 по 20.01 09.02.2017
14.12.2016, 15.12.2016, 16.12.2016 с 23.01 по 21.02 15.03.2017
19.01.2017 и 20.01.2017 с 20.02 по 24.03 19.04.2017

После того, как в Законе об образовании в РФ были приняты поправки, эксперты отрасли обратили внимания на некоторые трансформации в процедуре аттестации категории российских учителей. Повышение стандартов педагогической квалификации и тщательная проверка уровня подготовки кадров – такие тенденции могут стать реальными объективными требованиями к учителям уже в скором будущем. Рассмотрим более детально, что изменится в прохождении аттестации педагогов? Кто может отправиться на переподготовку? Обязательная и добровольная аттестация: особенности процедуры.

Какие изменения внесены в процедуру аттестации учителей

Согласно поправкам к Закону об образовании (ФЗ №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года), в 2018 году введена новая модель аттестации педагогических кадров. Со слов авторов-разработчиков концепции, она призвана усовершенствовать весь учительский состав, оставив после аттестации только квалифицированных и опытных кадров.

Начиная с 2018 года, педагоги будут проходить аттестацию последовательно, в два этапа:

Этап 1. Подтверждение профессиональных педагогических навыков и соответствие их должности в школе.

Этап 2. Защита педагогической квалификации: специальная комиссия будет анализировать, был ли правильно присвоен уровень квалификации учителю. В случае подтверждения категории, педагог получит повышение квалификации.

Надо сказать, что при прохождении аттестации специально созданная комиссия будет акцентировать внимание на качестве подготовки кандидата в следующих блоках:

    знание дисциплины;

    навыки преподавания;

    коммуникация и взаимодействие с учениками;

    проверка психологической подготовки: анализ реакций педагога на различные ситуации, в том числе, и стрессовые моменты.

Кого затронет проверка знаний педагогов в 2019 году

Согласно положениям о проведении плановой аттестации педагогов, проводится она 1 раз на 5 лет. Соответственно, в 2019 году проверка знаний, навыков и психологической подготовки будет обязательна для всех тех учителей, кто проходил ее еще в 2013 году.

    В первую очередь, это учителя, которые скоро уйдут в декрет (их прохождение аттестации будет запланировано после выхода из );

    во-вторых, это учителя уже с имеющейся квалификацией;

    в-третьих, от аттестации освобождаются педагоги-новички, чей стаж работы в школе не превышает двух лет;

Аттестацию могут не проходить те учителя, которые пребывали в длительном отпуске (4 месяца и дольше). Закон предписывает им проходить плановую подготовку через 12 месяцев после полноценного возвращения в штат.

Читайте также: Будет ли повышение зарплаты российским учителям в 2019 году

Добровольная аттестация на повышение квалификации работников образования

В 2019 году все работники образовательной сферы имеют возможность по собственному желанию повысить уровень своей квалификации внепланово. При этом, важно сказать, что пройти аттестацию в добровольном порядке могут не только специалисты без категории, но и те кадры, которым присвоена соответствующая квалификация. Для того, чтобы претендовать на внеплановую переаттестацию, учитель должен уже иметь категорию на протяжении 24 месяцев, то есть с момента прохождения комиссии в предыдущий раз должно пройти 2 года.

Для того, чтобы подать заявку на прохождение добровольной переаттестации, учителю нужно обратиться, в первую очередь, к руководству школы. Далее в департамент образования по месту нахождения школы подается соответствующее заявление. Если кандидат соответствует базовым требованиям для внеплановой переаттестации, в тестировании ему не имеют права отказать.

В заключение добавим важное замечание: те педагоги, которые по каким-либо причинам не пройдут аттестацию (в обязательном или добровольном порядке), будут направлены на дополнительную подготовку. В министерстве образования делают акцент на том, что здесь речь идет не об отстранении от учительской деятельности, а о комплексной и качественной переподготовке специалиста.