Особенности работы на логопункте ДОУ. Об организации работы логопедического пункта дошкольного общеобразовательного учреждения Логопед на логопункте в детском саду

Мы прошли медико-психолого-педагогическую комиссию и нам НЕ ДАЛИ направление в логопедический детский сад. Что нам делать? Ведь мой ребенок не выговаривает звуки?

В последнее время наблюдается увеличение числа детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи () и общим недоразвитием речи (). И по разным причинам не всем этим детям удается попасть в логопедические детские сады. Поэтому получить помощь логопеда они могут только в детских садах общеразвивающего вида (обычных детских садах).

Если ваш ребенок не попал в специализированный логопедический детский сад, а проблема неправильного произношения отдельных звуков очень вас волнуют, есть основание попасть на логопункт в обычном детском саду.

Ваша задача — найти в вашем районе такой детский сад, в котором есть логопедическая группа или логопункт. И обязательно сообщите заведующей и логопеду о своем желании попасть на логопедические занятия.

Что такое ЛОГОПУНКТ?

Логопедический пункт (сокращенно «логопункт») — это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) группу.

Основной задачей дошкольных образовательных учреждений общеразвивающего вида (то есть обычных детских садов) является реализация общеобразовательной программы.

А, как известно, в такой программе специально не предусмотрено времени на занятия с учителем-логопедом.

Другими словами, логопедические занятия являются дополнительной услугой.

Поэтому расписание занятий в ДОУ составляется таким образом, чтобы учитель-логопед мог заниматься с детьми только во время их свободной деятельности не в ущерб общеобразовательным занятиям.

Каких детей берут на логопункт?

На логопедический пункт зачисляются дети с 5 лет с несложными (по сравнению с диагнозами для логопедических садов) речевыми нарушениями.

На логопедические пункты берут не всех детей обычного детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи.

В первую очередь зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу. То есть ребята из подготовительной группы. А так же те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году.

На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы.

Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся на очередь.

Дети более младшего возраста из средней группы могут получить логопедическую помощь, только если на логопункте работает не один логопед, а два.

С каким диагнозом (логопедическим заключением) можно попасть на логопункт?

Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями:

  • нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) — ФНР
  • фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с , или стертой формой дизартрии) —
  • третьего уровня у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии, или НВОНР — нерезко выраженное общее недоразвитие речи или ОНР четвертого уровня.

В каком режиме проходят занятия на логопункте?

Фронтальные (с группой детей) — 1 раз в неделю, индивидуально-подгрупповые занятия — 2 или 3 раза в неделю.

Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия.

Как часто проводятся с вашим ребенком индивидуальные занятия и их продолжительность определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста малыша и его психофизических особенностей. В сновном индивидуальные занятия на логопункте длятся от 10 до 20 минут.

Цель индивидуальных логопедических занятий — коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

В первую половину дня логопед работает 3-4 дня в неделю.

Во вторую половину дня — 1 — 2 раза в неделю. Чаще всего во второй половине дня проводятся индивидуальные занятия и консультации с родителями.

Сколько детей зачисляется на логопункт?

Количество детей, одновременно занимающихся на логопедическом пункте, не должно превышать 20-25 человек.

Так как логопедическая помощь требуется большому количеству детей с разными видами речевых диагнозов, то сроки работы с каждым из детей могут сильно различаться.

Поэтому с логопункта в детском саду дети выводятся не всей группой, а индивидуально, по мере исправления речевого нарушения. А на освободившееся место сразу же зачисляется другой ребенок из стоящих на очереди.

Таким образом, логопункт в детском саду — это открытая и крайне подвижная система.

В одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело. Поэтому он усиленно привлекает к работе и родителей, и специалистов детского сада.

Для успешного исправления речи детей просто необходима помощь родителей! Они должны выполнять все рекомендации логопеда, регулярно посещать консультации со специалистом, выполнять домашние задания, которые выдаются один раз в неделю. И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью малыша.

Грустно только, что сейчас логопункты закрываются один за другим, по причине отсутствия финансирования. А специалисты там, действительно, замечательные.

Но есть еще 2 пути исправления речи:

  • найти ;
  • посещать частные логопедический занятия.
МБДОУ «Детский сад № 6 «Цветик»
Подготовила: учитель-логопед Бабкова Ольга Сергеевна
Каких детей берут на логопункт?
На логопедические пункты берут не всех детей детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи.
В первую очередь на логопедический пункт зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу, то есть ребята из подготовительной группы. А так же те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году.
На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы.
Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся на очередь. Дети более младшего возраста, из средней группы, могут получить логопедическую помощь только в виде консультаций в специально отведённое для этого время.
Расписание работы консультационного пункта на доске объявлений.
С каким диагнозом (логопедическим заключением) можно попасть на логопункт?
Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями:
— нарушение произношения отдельных звуков – НПОЗ — (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) - ФНР,
— фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с дислалией , дизартрией или стертой формой дизартрии) - ФФНР ,
— общее недоразвитие речи — ОНР — третьего уровня речевого развития у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии, или НВОНР - нерезко выраженное общее недоразвитие речи.
Эти заключения ставит логопедическая комиссия, которая приезжает в ДОУ в апреле-мае и набирает детей для занятий на логопункте в новом учебном году.
В каком режиме проходят занятия на логопункте?
Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия.
Частоту и продолжительность занятия с вашим ребёнком определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста малыша и его психофизических особенностей. В основном индивидуальные занятия на логопункте длятся от 15 до 20 минут.
Цель индивидуальных логопедических занятий - коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов.
Сколько детей зачисляется на логопункт?
Количество детей, одновременно занимающихся на логопедическом пункте, не должно превышать 25 человек.
Так как логопедическая помощь требуется большому количеству детей с разными видами речевых диагнозов, то сроки работы с каждым из детей могут сильно различаться (от 3-х до 9-12 месяцев)
Поэтому из логопункта в детском саду дети выводятся не всей группой, а индивидуально, по мере исправления речевого нарушения. На освободившееся место сразу же зачисляется другой ребенок, стоящий на очереди.
Таким образом, логопункт в детском саду - это открытая и крайне подвижная система.
В одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело. Поэтому он усиленно привлекает к работе и родителей, и специалистов детского сада.
Для успешного исправления речи детей просто необходима помощь родителей! Они должны выполнять все рекомендации логопеда, регулярно посещать консультации со специалистом, выполнять домашние задания, которые выдаются один раз в неделю. И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью малыша.
В чем заключается помощь родителей?

Если Ваш ребенок зачислен на логопункт нашего ДОУ, Вам необходимо до 1 сентября принести чистую тетрадь в твердой обложке (24-32 листа) для домашних заданий. Каждую неделю, по пятницам, Вы забираете ее домой, в понедельник приносите обратно. В тетрадях Вы увидите упражнения для язычка, речевой материал для автоматизации поставленных звуков. Упражнения необходимо выполнять ежедневно (5-10 минут). Так как в понедельник Вы приносите тетрадь в сад (для новых заданий), целесообразно переписать или запомнить тот речевой материал, по которому Вы будете работать с ребенком до следующих выходных. Дополнительный материал для автоматизации поставленных звуков можно найти в интернете. На моей странице сайта МБДОУ «Детский сад № 6 «Цветик» есть образцы для работы с детьми над конкретным звуком.

Нормативно-правовые документы.

При организации работы логопункта педагог должен опираться на следующие нормативно-правовые документы.

1. Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения Письмо Минобразования России от 14 декабря 2000 г. №2

Данное письмо определяет порядок организации деятельности логопункта в рамках школы. Согласно этому документу предельная наполняемость логопункта составляет 25 человек. Так как аналогичного документа, распространяющегося на дошкольные логопункты, не существует, логопеды, планируя свою работу, могут руководствоваться настоящим инструктивным письмом. На дошкольный логопункт также может быть зачислено до 25 детей с диагнозами: дислалия, сложная дислалия, дизартрия. Но с детьми дошкольного возраста в основном ведется индивидуальная и подгрупповая работа. Поэтому оптимальная наполняемость группы зависит от речевых диагнозов детей.

Если ребенку поставлен диагноз «дислалия» или «сложная дислалия», он зачисляется в группу для детей с фонетическими нарушениями. Работа с такими детьми рассчитана на полгода. Оптимальная наполняемость этой группы составляет 10-12 человек. А работа с группой детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи занимает целый год, поэтому ее наполняемость может достигать 15 человек.

Положение об организации работы учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп

Утверждено на заседании актива дефектологов г. Москвы на основании решения коллегии Московского комитета образования от 24 февраля 2000 г.

Это положение регламентирует работу учителя-логопеда на дошкольном логопункте. В нем:

Определена почасовая нагрузка в неделю и распределение рабочего времени логопеда в течение дня;

Указано на возможность проведения логопедических занятий в первую и во вторую половину дня;

Указана продолжительность индивидуального и подгруппового логопедического занятия.

В документе говорится также о необходимости работы логопеда по профилактике речевых нарушений и заполнению документации, но, к сожалению, времени на выполнение этих видов работы документ не предусматривает.

3. Об организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования

Приказ Департамента образования

г. Москвы № 2-34-20 от 11.08.2005

В данном документе обозначены возрастные границы детей, с которыми учитель-логопед проводит работу на логопункте - 4,5-7 лет. Однако в предыдущих документах указывалось, что работу логопед проводит только с детьми старшей и подготовительной к школе групп.

В документе также указывается, что в течение года учитель-логопед также должен провести и обследование детей 3 лет. Таким образом, речь детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет) обследуют два специалиста-логопеда: логопед детской поликлиники и логопед логопункта.

Согласно рассматриваемому документу периодичность и продолжительность индивидуальных логопедических занятий определяет логопед - в зависимости от характера речевого нарушения ребенка. Это позволяет логопеду проводить не столько занятий, сколько «положено», а столько, сколько необходимо для данного ребенка.

В данном приказе также приведен список документов, которые должны заполняться специалистами логопункта. Одним из документов является тетрадь взаимодействия логопеда с воспитателями групп, с детьми которых проводится логопедическая работа. Однако педагоги массовых групп детских садов не проводят такой работы. Это делается только в речевых детских садах или логопедических группах, за что воспитатели получают надбавку к зарплате.

Планирование работы

Эффективность работы логопункта обеспечивается следующими документами:

Годовым планом работы логопеда на логопункте;

Перспективным планом проведения подгрупповых занятий с детьми 5-6 лет с диагнозом «фонетические нарушения речи»;

Перспективным планом проведения подгрупповых занятий с детьми 5-6 лет с диагнозом «фонетико-фонематическое недоразвитие речи»;

Индивидуальным планом коррекционной работы;

Примерным графиком работы логопеда;

Графиком проведения индивидуальных занятий;

Планом подгруппового занятия;

Отчетом о работе, проделанной за учебный год;

Протоколами по приему и выпуску детей.

Планы на следующий учебный год составляются в мае и утверждаются заведующим ДОУ.

1. Годовой план работы логопеда на логопункте

В годовом плане определены три основных направления работы специалиста логопункта: с детьми, воспитателями и родителями детей, проходящих обучение. Отдельным перечнем приведен список мероприятий, проводимых логопедом в течение всего года и не имеющих привязку к конкретным срокам. Приведенный ниже годовой план работы логопункта выполнен в виде таблицы. Однако логопед может оформить его в виде списков по отдельным направлениям работы.

2. Перспективный план проведения
подгрупповых занятий с детьми 5-6 лет с диагнозом
«фонетические нарушения речи»

У детей данной группы помимо нарушений звукопроизношения могут быть и элементы фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития речи, недостаточно сформирована связная речь. С учетом этого был разработан комплекс занятий, носящих комбинированный характер. На них помимо развития моторики речевого аппарата, навыков звукового анализа и активизации высших психических функций проводится работа по обогащению словаря и коррекции грамматического строя речи.

Коррекционная работа по плану рассчитана на полгода. Занятиям основного этапа предшествует цикл из 12 подготовительных занятий (логотренинг). Продолжительность этих занятий составляет 30 минут. Они проводятся 4 раза в неделю в строгой последовательности.

Затем логопед 2 раза в неделю проводит тематические занятия основного этапа. Каждая тема отрабатывается в течении 1-2 недель и закрепляется на индивидуальных занятиях. Тематика занятий основного этапа может меняться в зависимости от того, какие темы вызывают сложности у детей. Занятия основного этапа не требуют строгой последовательности выполнения.

Планом также предусмотрено проведение четырех занятий по развитию связной речи. Итоговое занятие проводится в форме праздника.

3. Перспективный план проведения подгрупповых занятий с детьми 5-6 лет с диагнозом «фонетико-фонематическое недоразвитие речи»

У детей данной группы помимо нарушений звуковой стороны речи отмечается несформированность фонетико-фонематического восприятия. С такими детьми должна проводиться планомерная работа по развитию фонематического слуха. План предусматривает систему поэтапного формирования фонематической стороны речи. На занятиях логопед знакомит детей со звуками и буквами, проводит работу по развитию навыков звукового анализа и синтеза. На каждом занятии дошкольники упражняются в правильном произношении новых звуков, учатся их дифференцировать, знакомятся с буквами, которые обозначают эти звуки.

Индивидуальные занятия с детьми с ФФНР проводятся дважды в неделю. Планом предусматривается проведение восьми занятий по развитию связной речи (один раз в месяц). Итоговое занятие проводится в форме праздника, на который приглашаются родители.

4. Индивидуальный план коррекционной работы (составляется на каждого ребенка)

Индивидуальный план коррекционной работы и речеваякарта являются базовыми документами, опираясь на которые логопед проводит коррекционную работу с каждым конкретным ребенком.

В индивидуальном плане должны быть указаны исходный уровень состояния речи ребенка, формы и виды необходимой коррекционной работы. Ведение этого документа позволяет проследить динамику состояния звукопроизношения и речи ребенка по месяцам. Осуществляя подобный контроль, логопед может более эффективно проводить коррекционную работу.

Примерный график работы логопеда и циклограмма рабочего времени

Документы, приведенные под номерами 5-8, являются организационными: они помогают логопеду планировать и проводить работу на разных этапах коррекционного процесса.

График работы логопеда составляется ежегодно, утверждается заведующей дошкольного образовательного учреждения и хранится в руководящих документах логопеда. Циклограмма позволяет проанализировать, как используется рабочее время логопеда.

7. График проведения индивидуальных занятий

В графике отражена информация:

О дате и времени проведения каждого занятия;

О том, на какой стадии закрепления находится автоматизируемый у ребенка звук;

План подгруппового занятия

Приведенным планом подгруппового занятия удобно пользоваться при проведении комбинированных логопедических занятий. При желании логопед может оформить занятие в виде конспекта.

Оформление уголка логопеда и памятки для родителей

После того как группы для зачисления на логопункт будут окончательно сформированы, логопеду рекомендуется провести первое родительское собрание (как правило, это происходит в середине сентября). На этом собрании логопед должен объяснить родителям, почему их детям необходимо посещать логопедические занятия, рассказать о том, как они проводятся, напомнить о необходимости своевременного выполнения домашних заданий. Также родителям нужно разъяснить, что нарушения устной речи ребенка могут привести к нарушениям письменной речи в школе, и это может в значительной мере сказаться на успеваемости. Именно поэтому и возникает необходимость проведения коррекционных логопедических занятий в дошкольном возрасте.

Для осуществления контроля за выполнением домашних заданий родителями в папку для индивидуальных занятий вкладывается обычный школьный дневник, на обложку которого наклеивается фото ребенка. В нем логопед делает соответствующие записи, а родители могут записывать возникающие по ходу выполнения заданий вопросы к логопеду. Такой дневник способствует поддержанию контакта родителей и логопеда в течение всего периода пребывания ребенка на логопункте.

Для информирования родителей о ходе коррекционного процесса в группе оформляется Уголок логопеда. Чтобы напомнить родителям о том, как правильно провести домашнее занятие с ребенком, используются специальные памятки.

Также в Уголке логопеда указываются фамилии детей, чьи родители должны прийти на консультацию, и время для логопедических консультаций. Консультации проводятся во второй половине дня (с 16 до 18 часов) - время, наиболее удобное для родителей.

Родителям должны быть известны обязанности логопункта и свои обязанности по отношению к детям. Эта информация помещается в Уголке логопеда.

Если педагоги логопункта сочтут необходимым, они могут оформить представленные сведения в виде соглашения и заключить такое соглашение с родителями каждого ребенка.

Работа с воспитателями

Особое внимание следует обратить на организацию работы с воспитателями во всех группах детского сада, начиная со второй младшей группы.

Опыт показывает, что организация профилактической работы способствует снижению количества фонетических нарушений у детей. Сначала логопед проводит подгрупповые занятия с детьми, а затем воспитатели по заданиям логопеда проводят аналогичные занятия самостоятельно. На занятиях логопед предлагает различные упражнения по развитию речевого дыхания и голоса, артикуляционной и мелкой моторики.

Для осуществления взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя рекомендуется использовать листок взаимодействия и карту обследования мелкой моторики Листок взаимодействия логопеда и воспитателя по автоматизации поставленных звуков поможет воспитателю увидеть, над какими звуками работает логопед с каждым ребенком группы, и проконтролировать правильное произношение этих звуков детьми в режимных моментах.

Диагностику мелкой моторики детей проводит логопед. Анализ полученных результатов позволит разработать ряд упражнений для детей, у которых мелкая моторика отстает от возрастной нормы. Эти упражнения воспитатель выполняет с детьми в рамках своих занятий.

Логопедическое обследование

Речевая карта

На каждого ребенка, зачисленного на логопункт, заводится речевая карта, в которой фиксируются особенности фонетической стороны речи ребенка (общее звучание речи, состояние фонематического слуха, особенности звукопроизношения); состояние лексико-грамматического строя и связной речи.

Логопункт. Логогруппа. Различия. Специфика.

Логопункт Логопедическая группа
Организуется в общеразвивающем, комбинированном, компенсирующем вида ДОУ, или как дополнительная услуга на договорной основе в комбинированном, компенсирующем вида ДОУ, является основной образовательной деятельностью, финансируемой за счет бюджетных средств
Основание к зачислению диагностика логопеда ДОУ с 1 по 15 сентября направление ПМПК
Охват (из расчета 1 ставки) несколько общеразвивающих групп одна коррекционная группа
Контингент детей преимущественно с нетяжелыми речевыми нарушениями (ФНР, ФФНР), но в силу рядя факторов (отдаленность от места жительства ДОУ с реч. группами, нехватка мест в реч. группах и др.), дети со сложными или сочетанными речевыми дефектами могут быть зачислены на логопункт со сложными речевыми нарушениями (ОНР I, II, III уровень, осложненные формы ФФНР, заикание)
Наполняемость максимальная – 35 человек, минимальная – 20 в зависимости от расположения (город, сельская местность) для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) – 10 человек; для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) – 12 человек; для заикающихся детей – 12 человек
Возраст 5-7 лет 3-7 лет
Формы работы индивидуальная, индивидуально-подгрупповая групповая (фронтальная), подгрупповая, индивидуальная
Длительность занятия 10-15 минут фронтальные – 25-30 мин., индивидуально-подгрупповые – 15-20 мин.
Частота посещений 3-5 раз в неделю 1-2 раза в день, определяется тяжестью нарушения речевого развития, вариативность форм занятий
Основные задачи коррекционного процесса преодоление фонетических и фонематических недостатков речи; предупреждение нарушений чтения и письма Кор-ция нарушений устной речи: формирование прав. произношения, усвоение лексич. и грамматич. средств языка, развитие навыков св. речи; предупреждение наруш-й чтения и письма; активизация познават. деят-ти детей; коррекция недостатков эмоционально-личност. и соц-го развития; пропаганда логоп. знаний среди педагогов, родителей (закон. предст-лей)
Длительность пребывания зависит от тяжести речевого дефекта и колеблется от 1,5 месяцев до 1 года зависит от тяжести речевого дефекта и времени поступления, колеблется от 1 года до 4 лет
Пропускная способность 20-35 воспитанников в год зависит от срока коррекционно-развивающего обучения
Выпуск осуществляет логопед или ПМПк ДОУ осуществляется ПМПК
Взаимосвязь преимущественно родители (лица их заменяющие), воспитатели воспитатели, педагоги, специалисты, медицинские работники, родители (лица их заменяющие)
Тарифные надбавки ------------------- педагогическим работникам на 20%; врачам, младшему медицинскому персоналу на 15%

Дошкольный логопедический пункт

♦ Дошкольный логопедический пункт – наиболее «молодая» форма организации коррекционно-речевой помощи детям с недостатками речи. К сожалению, по данной модели организации логопедической помощи до сих пор нет ни одного нормативного документа федерального уровня. Публикации в ряде изданий, особенно в научно-методическом журнале «Логопед», помогают эффективнее решать вопросы профилактики и коррекции недостатков речи. Тем не менее, у логопедов порой возникают проблемы, требующие неординарного подхода, как к организации, так и к отбору содержания коррекционно-речевой работы.

♦ При анализе имеющихся к настоящему времени положений о дошкольных логопедическим пунктам по отдельным городам и областям РФ обнаруживается много расхождений и несоответствий, касающихся специфики логопедической работы с детьми дошкольного возраста. Эти расхождения и несоответствия касаются:

♦ - перечня видов и форм речевых недостатков, с которыми зачисляются дети;

♦ механизма зачисления;

♦ - количества одновременно занимающихся в логопункте детей;

♦ - перечня документации учителя-логопеда.

Несоответствия в ряде положений вызваны главным образом тем, что за основу в них взято письмо Министерства образования России от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». Формулировка названия письма дает возможность предполагать, что оно относится и к деятельности логопедического пункта ДОУ, так как детские сады являются тоже общеобразовательными учреждениями. Но данное письмо целиком и полностью определяет порядок организации деятельности только школьного логопункта, что следует из содержания письма и приложений к нему.

Логопедический пункт при дошкольном образовательном уч­реждении (учреждениях) может быть открыт по решению адми­нистрации дошкольных образовательных учреждений и при со­гласовании с местными органами управления образованием на основании данных обследования детей и выявления тех, кто нуж­дается в логопедической помощи.

В основе работы логопедического пункта лежит «кустовой» прин­цип, в соответствии с которым логопедом могут обслуживаться одно (базовое) или базовое и несколько рядом расположенных (прикрепленных к нему) ДОУ, а также дети, воспитывающиеся в семье и проживающие рядом с логопедическим пунктом.

Обязательным условием для открытия логопедического пункта при дошкольном образовательном учреждении является наличие в базовом (или в базовом и прикрепленных к нему) учреждении не менее 10 групп детей в возрасте от 3 до 6-7 лет.

Логопедический пункт может быть организован при ДОУ вида:

Общеразвивающего

Комбинированного

Компенсирующего

Организация логопедического пункта при общеразвивающих ДОУ возможна только при наличии в базовом учреждении специально выделенного помещения - логопедического кабинета, площадью не менее 15 м 2 , отвечающего педагогическим и санитарно-гигие­ническим требованиям, правилам пожарной безопасности и при­способленного для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми, консультаций для родителей. Логопедический пункт должен быть оборудован необходимым инвентарем, игруш­ками и пособиями в порядке, установленном для компенсирую­щих групп дошкольных образовательных учреждений

Если логопедический пункт организуется при ДОУ комбини­рованного или компенсирующего вида, помещением для него может служить ранее созданный и оснащенный кабинет логопе­да, но лишь при наличии отдельного, изолированного от группо­вых помещений входа в него и только в те часы, когда логопед компенсирующей группы не проводит там занятий с детьми.

Рабочее время, размер заработной платы, длительность еже­годного отпуска и другие условия труда логопеда определяются нормативами, соответствующими компенсирующим группам до­школьных образовательных учреждений. ло­гопеда в условиях работы на дошкольном логопедическом пункте составляет 20 часов, из которых 15-16 часов отводится на непос­редственную коррекционно-речевую работу с детьми, а 4-5 ча­сов - на организационно-методическую и консультативную ра­боту с педагогическим персоналом ДОУ и родителями.

Зачисление детей на коррекционные занятия проводит сам ло­гопед по результатам обследования детей всех возрастных групп базового (базового и прикрепленных к нему) ДОУ в начале и конце учебного года. При зачислении детей необходимо учиты­вать характер, степень тяжести речевых нарушений, возраст де­тей, в первую очередь оказывая коррекционную помощь старшим дошкольникам с теми нарушениями речевого развития, которые будут препятствовать их успешному включению в процесс систе­матического школьного обучения, а также детям младшего и сред­него дошкольного возраста со сложными речевыми нарушениями (общее недоразвитие речи, заикание, фонетико-фонематическое ее недоразвитие). В том же порядке на логопедические занятия принимаются дети, не посещающие ДОУ и воспитывающиеся в семье.

Количество детей , одновременно занимающихся на логопеди­ческом пункте, не должно превышать 20-25 человек. Для опти­мизации логопедической работы рекомендуется объединять детей одной возрастной группы, имеющих сходные по характеру и сте­пени выраженности речевые нарушения в подгруппы (до 5-7 де­тей) или подвижные микрогруппы (2-3 ребенка). Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий, максимальный объем недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы, допустимые СанПиН (п.12.10).

Продолжитель­ность подгрупповых коррекционно-речевых занятий составляет с детьми 6-го года жизни - 25 минут, 7-го года жизни - 30 минут, индивидуальных - 10-20 минут.

Частота их проведения определяется характером и степенью выраженности речевого на­рушения, возрастом и индивидуальными психофизическими осо­бенностями детей. (2-3 раза в неделю). Занятия с детьми проводятся в дневное время, а 1 раз в неделю - вечером, для того чтобы родители могли присутствовать на них и получить необходимые рекомендации, советы, консультацию.

Сроки логопедической работы также находятся в прямой за­висимости от степени выраженности у детей речевых наруше­ний, их индивидуально-личностных особенностей, условий вос­питания в дошкольном образовательном учреждении и семье. Они могут варьироваться от 2-3 месяцев до 1,5-2 и более лет. По мере завершения коррекционной работы и нормализации речи у детей старшего дошкольного возраста на освободившие­ся места зачисляются дети младших возрастных групп. По окон­чании занятий с ребенком или при выпуске его из дошкольно­го образовательного учреждения логопед при необходимости дает родителям рекомендации по организации условий его дальней­шего обучения (например, продолжение коррекционно-рече­вых занятий с логопедом в начальной школе, обучение в спе­циальной (речевой) школе и др.).

Практика показывает, что для нормализации речи детей с фонетическим недоразвитием необходимо от 1,5 до 6 месяцев, тогда как работа с дошкольниками, имеющими фонетико-фо­нематическое недоразвитие речи, обычно продолжается в тече­ние целого учебного года и более. Дети с тяжелыми, стойкими нарушениями в речевом развитии (общее недоразвитие речи, заикание) могут посещать логопедические занятия до 1,5-2 и более лет.

Решение о прекращении систематических занятий с ребен­ком логопед принимает, руководствуясь степенью приближе­ния уровня его речевого развития к возрастным нормам, степе­нью успешности овладения им дошкольной образовательной программой и лишь тогда, когда уверен, что близкие взрослые ребенка - педагоги и родители - достигли определенной сте­пени независимости в оказании ему необходимой помощи и владеют достаточно широким репертуаром приемов развития детской речи и профилактики ее недостатков.

Все дети, завершившие курс занятий, должны оставаться в поле внимания логопеда, чтобы он мог при необходимости оказать им консультативную помощь. На освободившиеся места зачисляются другие дети, нуждающиеся в логопедической помощи.

Ответственность за порядок зачисления детей на занятия, ход и результаты коррекционно-речевого воздействия несут логопед и администрация базового и прикрепленных к нему дошкольных образовательных учреждений.

Таким образом, даже достаточно краткая характеристика орга­низационной и содержательной составляющих работы логопеда в условиях логопедического пункта при дошкольном образова­тельном учреждении (учреждениях) убеждает в том, что новая модель коррекционно-речевой поддержки не подменяет собой уже существующие формы специальной логопедической работы с до­школьниками, а эффективно и органично дополняет их, позволяя оказывать необходимую и своевременную помощь значительно­му числу остро нуждающихся детей с разной степенью выражен­ности речевых нарушений. Кроме того, она помогает уже сегод­ня дать определенный ответ на чрезвычайно актуальный для со­временной практики дошкольного образования вопрос о том, как обеспечить поддержку детей с разными отклонениями в раз­витии в рамках сложившейся системы образовательных учрежде­ний и без дополнительных финансовых затрат, предоставляя широкие перспективы для конструирования на ее основе моде­лей организации коррекционной психолого-педагогической под­держки других категорий детей с отклонениями в сенсорном, интеллектуальном и двигательном развитии.

Однако гарантиро­ванное качество и высокая результативность при их разработке и внедрении будут обеспечены только при соблюдении следующих базовых условий:

♦ индивидуализированное, комплексное и систематическое воздействие на все стороны развития и личность ребенка-дошкольника с нарушениями в развитии;

♦ наличие квалифицированного специалиста-дефектолога в ка­честве главного организатора и координатора коррекцион­ной поддержки детей;

♦ вовлечение близких взрослых ребенка (педагогов ДОУ, ро­дителей) в коррекционно-педагогический процесс на пра­вах его активных субъектов и организация преемственности ДОУ и семьи в работе по профилактике и коррекции откло­няющихся вариантов в детском развитии.

Направления коррекционно-развивающей работы:

· формирование полноценных произносительных навыков;

· развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового
анализа и синтеза;

· развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

· обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-
оценочному значению слов;

· воспитание умений правильно составлять простое и сложное распространенное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

· развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи
по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;

· формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты.

Формирование правильной и чистой речи одна из важнейших задач в общей системе работы по развитию речи в детском саду. В последнее время наблюдается увеличение числа детей с различными речевыми нарушениями. Поэтому основная задача учителя-логопеда ДОУ помочь таким детям в условиях детского сада общеразвивающего вида. Занятия с детьми, имеющими нарушения речи, проводятся на логопункте ДОУ.

Дошкольный логопедический пункт – наиболее «молодая» форма организации коррекционно-речевой помощи детям с недостатками речи.

Целью работы логопункта в дошкольном образовательном учреждении является оказание необходимой логопедической помощи детям 5 - 7 лет.

Основными задачами и должностными обязанностями учителя-логопеда в логопункте являются:

  • обследование воспитанников и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи;
  • изучение речевого развития детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них;
  • систематическое проведение необходимой коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальным перспективным планом;
  • формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, помощь им в организации полноценной речевой среды;
  • координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми.

Для того чтобы подробнее описать специфику работы учителя-логопеда в условиях логопедического пункта, целесообразно сравнить данную форму организации коррекционной помощи с работой в логогруппе (специализированной логопедической группе, для детей с речевым заключением):

1) в логопедической группе состав детей не меняется в течение года, на одного логопеда приходится до 12 человек, в зависимости от речевого заключения. На логопункте дети поступают и выбывают в течение года, при этом одновременно у одного логопеда занимаются 20-25 человек;

2) в логопедической группе дети имеют одинаковое речевое заключение, что определяет программу занятий. На логопункте одновременно занимаются дети с различными речевыми заключениями (ФФНР, ОНР, дизартрия, дислалия и др.);

3) для работы логопунктов в настоящее время не существует коррекционной программы, в своей работе мы опираемся на современные технологии и разработки Филичевой Т.Б., Ушаковой О.С., Ткаченко Т.А., Грибовой.О.Е., Громовой О.Е., Соломатиной Г.Н., Коноваленко В.В и С.В. и др.;

4) логопед на логопункте работает в отличном от речевого сада режиме. Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Наши занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны от 6-ти месяцев до 1,5 лет;

5) логопед на логопункте вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедического сада.

Исходя из условий работы с детьми на логопункте, эффективность коррекционной работы по исправлению нарушений речи зависит от совместных усилий логопеда и семьи!

Каких детей берут на логопункт?

На логопедический пункт зачисляются дети с 5 лет с несложными (по сравнению с диагнозами для логопедических садов) речевыми нарушениями.

На логопедические пункты берут не всех детей обычного детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи. В первую очередь зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу. То есть ребята из подготовительной группы. А так же те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году. На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы. Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся на очередь.

С каким диагнозом (логопедическим заключением) можно попасть на логопункт?

Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями:

  • нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) - ФНР;
  • фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) - ФФНР;
  • ОНР третьего уровня у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии, или НВОНР - не резко выраженное общее недоразвитие речи.

Зачисление детей на логопедический пункт происходит на основании результатов диагностики устной речи (звукопроизношения) в начале учебного года (до 15 сентября).

В каком режиме проходят занятия на логопункте?

Индивидуальные и подгрупповые занятия - 2 раза в неделю.

Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия. Как часто проводятся с вашим ребенком индивидуальные занятия и их продолжительность определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста малыша и его психофизических особенностей. В основном индивидуальные занятия на логопункте длятся от 10 до 15 минут. Подгрупповые до 20 минут.

Пожелания учителя-логопеда родителям

Подводя итог, необходимо отметить, что в одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело. Для успешного исправления речи детей просто необходима помощь родителей! Они должны выполнять все рекомендации логопеда, регулярно посещать консультации со специалистом. И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью малыша.

Результативность коррекционной помощи ребенку зависит от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Важная роль в сотрудничестве родителей и учителя-логопеда отводятся упражнениям и играм, заданиям которые рекомендует логопед. Задания усложняются при переходе ребенка в подготовительную к школе группу.

Логопедические задания – это различные виды заданий, направленных на закрепление у детей в домашних условиях тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены на подгрупповых и индивидуальных занятиях по формированию лексико-грамматического строя и связной речи, при подготовке к обучению грамоте, воспитанию правильного звукопроизношения, то есть по всем направлениям развития речи, предусмотренным программным содержанием. Большое внимание уделяется автоматизации и дифференциации, поставленных логопедом на занятиях звуков.

Пермский областной институт повышения квалификации

работников образования

Примерное положение

г. Пермь 1998 г.

О типовом положении

“О логопедическом пункте при дошкольном

образовательном учреждении (ДОУ)”

Разработано в соответствии с Законом РФ “Об образовании”, “Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении”, “Типовым положением о дошкольном учреждении и группах детей с нарушениями речи”.

Изложены основные направления, регулирующие правовую, образовательную и коррекционную деятельность логопункта при ДОУ, гарантированны возможности для получения логопедической помощи детьми, имеющими речевую патологию, обеспечены условия для их личностного развития, педагогической реабилитации.

Использована литература:

1. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.: Просвещение, 1991.

2. Каше Г. А., Филичева Т. Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. М.: Просвещение, 1978.

3. Ястребова А. В., Бессонова Т. П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. М.: КОГИТО-Центр, 1996.

4. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. М., 1995.

5. Типовое положение о дошкольном учреждении и группах для детей с нарушениями речи. М., 1970.

6. Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов. / Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н./ – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998.

Примерное положение

“О логопедическом пункте при дошкольном

Образовательном учреждении (ДОУ)”.

I. Общее положение.

Настоящее положение регулирует работу дошкольных логопедических пунктов при ДОУ.

1. Логопункт при ДОУ организуется для оказания практической помощи детям дошкольного возраста (3 – 7 лет) с фонетическим, фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

2. Основными задачами логопункта являются:

Осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста;

Предупреждение нарушений устной и письменной речи;

Развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи;

Пропаганда логопедических занятий среди педагогов ДОУ, родителей воспитанников (лиц их замещающих);

Воспитание стремления детей преодолеть недостатки речи, сохранить эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде;

Совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника;

Возможность интегрировать воспитание и обучение в обычной группе с получением специализированной помощи в развитии речи.

3. Логопункт при ДОУ открывается органом управления образованием или ДОУ в зависимости от количества детей 3–7летнего возраста с речевой патологией.

При достаточном количестве детей с необходимыми дефектами речи в одном ДОУ на основании решения совета коллектива создается логопедический пункт, фиксируется в уставе и приписывается “Положение о логопункте при ДОУ”.

4. Органом управления образованием за логопунктом закрепляется определенное количество групп (открытие логопункта при городском ДОУ осуществляется при обследовании 8-10 групп; при сельском ДОУ должно быть обследовано 6-8 групп). В целях оказания эффективной логопедической помощи воспитанникам сельских ДОУ логопункты открываются:

При одном из ДОУ районного центра;

При одном из ДОУ районного центра с обязательным обслуживанием одного или нескольких сельских ДОУ, расположенных на расстоянии 3-5 км.

5. Выявление воспитанников для зачисления на логопункт проводится с 1 – 15.09 и с 15 – 30.05. Зачисление и выпуск воспитанников на логопункте проводится на основании решения постоянно действующей медико-педагогической комиссии, в состав которой входят: специалист из РОО, заведующий ДОУ, логопеды ДОУ, психолог. На МПК для зачисления ребенка необходимы те же документы, что и для зачисления в логопедическую группу. Дети с речевой патологией регистрируются в журнале движения и учета посещаемости (приложение №1).

6. На каждого воспитанника, зачисленного на логопункт, учитель-логопед заполняет речевую карту.

II. Организация деятельности логопункта при ДОУ.

7. На логопункте при ДОУ предусматривается четкая организация всего коррекционного процесса. Она обеспечивается:

Своевременным обследованием детей;

Рациональным составлением расписаний (“сетки”) занятий;

Планированием подгрупповой и индивидуальной работы;

Оснащением логопункта необходимым оборудованием и наглядными пособиями (приложение № 2);

Совместной работой логопеда с воспитателями и родителями.

На логопункт зачисляются воспитанники ДОУ, имеющие фонетическое, фонетико-фонематическое недоразвитие речи (одновременно занимается не более 12 – 15 человек).

В территориях, где нет ДОУ с логопедическими группами, в порядке исключения логопункты комплектуются и с детьми с тяжелыми нарушениями речи (одновременно зачисляется не более 8 – 10 человек, сроком до 2-х лет, в зависимости от диагноза).

Прием детей производится в течение всего учебного года по мере освобождения мест. Комплектование групп и выпуск детей производится медико-педагогической комиссией, созданной при управлении образованием или ДОУ.

В ДОУ, где воспитание и обучение ведется на родном языке, на логопункт зачисляются воспитанники, у которых имеются отклонения речевого развития на родном языке.

Срок коррекционной работы на логопункте при ДОУ – от 3 месяцев до 1 года при ФНР и ФФНР.

8. Основной формой организации учебно-коррекционной работы являются занятия, которые проводятся по общеразвивающим и коррекционным программам ДОУ.

Занятия с детьми на логопункте проводятся ежедневно как в часы, свободные от занятий в режиме дня, так и во время их проведения, но по согласованию с администрацией ДОУ (исключение составляют занятия по развитию речи и ФЭМП).

Занятие на логопункте сельского ДОУ в зависимости от местных условий может быть внесено в “сетку” занятий данного учреждения.

9. Темы групповых, индивидуальных занятий, а так же посещаемость детей фиксируется в журнале (приложение № 1). Продолжительность логопедических занятий в каждой возрастной группе определяется реализуемой программой. Ответственность за обязательное посещение занятий несут учитель-логопед, воспитатель, администрация ДОУ.

10. Начало и продолжительность учебного года на логопункте соответствует работе ДОУ.

11. Наряду с занятиями на логопункте, в группе выделяются в вечернее время специальный логочас для работы воспитателя с детьми по коррекции речи по заданию логопеда. Воспитатель планирует свою работу с учетом программных требований и речевых возможностей детей. Воспитатель обязан знать индивидуальные отклонения в формировании речи ребенка, слышать ее дефекты, обращать внимание на чистоту произношения. Преемственность в работе логопеда и воспитателя фиксируется в специальной тетради.

III. Участники образовательного процесса:

Ребенок;

Воспитатель;

Родитель;

Учитель-логопед.

12. Учителем-логопедом назначаются лица, имеющие дефектологическое или высшее педагогическое образование (фил.фак., пед.фак.) с обязательным прохождением курсов по переподготовке по специальности “Логопедия” или стажировки. Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном для педагогов образовательных учреждений, предусмотренном законодательством РФ.

13. Учитель-логопед:

а) несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, оптимальное комплектование групп, качество коррекционного обучения детей с нарушениями речи;

б) оказывает консультативную помощь воспитателям и родителям детей;

в) работает в тесном контакте с психологом ДОУ, логопедом, врачами-специалистами поликлиники и членами медико-педагогической комиссии;

г) информирует педагогические советы ДОУ о задачах, содержании и результатах работы на логопункте;

д) участвует в работе методических объединений логопедов ДОУ;

е) повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам;

ж) составляет ежегодный отчет по схеме:

2. Логопункт при ДОУ № ________________________________

3. Количество детей: обследовано ____________________ , из них с ФНР ______________ , с ФФНР _________________ , зачислено на логопункт _______________________________ .

4. Количество детей, выведенных в массовые группы (в школу) с чистой речью ______________________________________ .

5. Количество детей, оставленных для продолжения занятий (причина) ___________________________________________ .

6. Дидактический и наглядный материал, изготовленный в текущем учебном году.

7. Пропаганда логопедических занятий (работа логопеда с родителями, воспитателями).

8. Повышение квалификации логопеда (посещение курсов, подготовка вопросов на педсовет, МО и т.д.).

14. Для фиксирования коррекционного процесса учитель-логопед ведет на логопункте следующую документацию:

Речевая карта на каждого ребенка;

Журнал движения детей, посещаемости занятий на логопункте;

Перспективный план работы на каждого ребенка на период занятий с отслеживанием результатов коррекционной работы;

Общий план методической работы на год;

Ежедневные планы работы на каждого воспитанника;

Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения (находятся в группе);

Расписание занятий групп, индивидуальных занятий, заверенное заведующим ДОУ;

Паспорт логопункта или картотека с перечнем оборудования и пособий;

Копия отчета о проделанной работе за год.

15. На учителя-логопеда логопункта распространяются все льготы и преимущества (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения), предусмотренные законодательством РФ для учителей городских и сельских образовательных учреждений. Оплата труда учителя-логопеда, работающего на логопункте при ДОУ, производится из расчета 20 часов в неделю, из них 2 часа на организационную и методическую работу.

IV. Руководство работой логопункта при ДОУ.

16. Непосредственное руководство работой учителя-логопеда осуществляется органом управления образованием, в ведении которого находится логопункт, а так же администрацией ДОУ, в штате которого имеется учитель-логопед.

V. Материально-техническая база и финансовое обеспечение работы логопункта.

17. Для логопункта выделяется кабинет площадью не менее 20 кв. м, отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям.

На администрацию ДОУ возлагается ответственность за оборудование логопункта, его санитарное состояние и ремонт. Логопункт обеспечивается оборудованием согласно приложению № 3.

18. Логопункт финансируется органом управления образованием или ДОУ, в ведении которого находится.

19. Учителю-логопеду, обслуживающему сельские ДОУ, находящиеся на расстоянии, выплачиваются денежные средства для оплаты командировочных расходов.

Журнал

движения и учета посещаемости

детей дошкольного возраста с нарушениями речи

на логопункте при ДОУ № ____ района.

1. В разделе “Движение детей” логопед фиксирует количество обследованных детей по форме:

Дата обсл

Логоп. заключ.

Зачислен в логоп. группу;

Зачислен на логопункт;

Поставлен на очередь (указать срок);

II. В разделе журнала “Сведения о родителях” логопед помещает список детей, зачисленных на логопункт в текущем учебном году по форме:

Список детей с указанием ДОУ, группы;

Ф.И.О. матери (отца), домашний адрес, телефон.

III. Список детей, зачисленных на логопункт:

IV. Для индивидуальных и подгрупповых занятий отводится по 3–4 страницы журнала.

На левой половине страницы вверху указывается № группы и логопедическое заключение, например “группа №2 с ФФНР”.

На правой половине страницы вверху указываются дни и часы работы с этой группой, например: понедельник, среда, пятница – 16.00 – 16.30.

В остальном страницы заполняются аналогично классному журналу, т.е. на левой половине находится список детей данной подгруппы или фамилии и имена детей, занимающихся индивидуально, даты проведения занятий и отметки о присутствии или отсутствии детей на занятии, а на правой – темы проводимых занятий (темы указываются в соответствии с рабочим планом).

На страницах, отведенных для индивидуальных занятий, на левой половине вверху вместо номера группы указываются нарушенные группы звуков, над которыми ведется работа, в остальном они заполняются аналогично.

На одной из последних страниц журнала отводится место для учета рабочего времени логопеда в период обследования речи детей и в период каникул, например:

Оснащение и оборудование логопедического пункта

На дверях кабинета логопункта должно висеть расписание работы логопеда, например:

Логопедический кабинет

Время работы:

П-н, ср., пятн. – 8 – 12

Вт., четв. – 15 – 19

Ф.И.О. логопеда

В кабинете логопункта должно находится следующее оборудование:

1. Парты – столы по количеству детей. Подставки для карандашей и ручек. Пеналы с раздаточным материалом.

2. Классная доска, расположенная на уровне роста детей.

3. Шкафы или полки в достаточном количестве для наглядных пособий, дидактических игр и методической литературы.

4. Настенное зеркало 50x100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением, оно должно висеть около окна (или с дополнительным освещением).

5. Зеркало 9x12 см по количеству детей, занимающихся коррекцией звукопроизношения.

6. Стол возле настенного зеркала для индивидуальной работы с ребенком и несколько стульев.

7. Набор логопедических зондов, этиловый спирт для обработки зондов.

8. Фланелеграф или наборное полотно

9. Технические средства (магнитофон, фильмоскоп, проигрыватель и т.д.).

10. Экран для демонстрации диафильмов и диапозитивов.

11. Настенная касса букв.

12. Настенная слоговая таблица.

13. Индивидуальные кассы букв и слогов на каждого ребенка.

14. Стандартная таблица букв.

15. Наглядный материал, используемый при обследовании детей.

16. Наглядный материал по развитию речи, систематизированный в конвертах или папках.

17. Учебные пособия в виде карточек-символов (графических изображений звуков, слов, предложений и т.д., карточек с индивидуальными заданиями, альбомов для работы над звукопроизношением).

18. Различные речевые игры.

19. Наборы цветных карандашей, фломастеров на каждого ребенка.

20. Методическая литература.

21. Настенные часы.

22. Полотенце, мыло и бумажные салфетки.

Кабинет логопункта должен быть эстетично оформлен. Не рекомендуется вешать на стены эстампы, картины, рисунки и таблицы, не связанные с коррекционным процессом.