Пропаганда охраны труда. Пропаганда вопросов охраны труда на предприятии Беседа на тему охрана труда

ГБС(К)ОУ «Верхнечелнинская коррекционная школа –интернат 8 вида»

Клубный час на тему: «Остров безопасности»

(беседа по материалам инструктирования основам техники безопасности и охраны труда)

Участники: ученики 6 класса, воспитатель 1 категории Гилазиева Ф. Д. и воспитатель Садыкова С. Г.

Цель: дать обобщенные теоретические знания, которые помогут детям в опасных жизненных ситуациях принять правильное решение.

Задачи: усвоить положение инструкций по ОБЖ в занимательной игровой форме; учить анализировать и правильно оценивать поступки; осуществлять коррекцию поведения детей через анализ поступков; подготовить к элементарной личной безопасности.

Оборудование: плакаты по ТБ и ОТ, рисунки, пенёчки для сидения, магнитофон, класс оформленный под остров.

3. Дополнительные вопросы и правила.

1. Где лучше всего переждать грозу? Выбери правильные ответы:

Под отдельно стоящими деревьями;

Под высокими деревьями;

В кустарнике.

2. Если гроза застала в воде, нужно скорей нырнуть или выбраться на берег?

3.Если ты немного обморозил нос или ухо, что примешь?

(Потру его рукой или шерстяным шарфом, но некогда нельзя растирать обмороженное место снегом. Придя домой, нужно подставить обмороженное место под холодную воду, но не греть его у батареи или огня. Это первая помощь, а настоящую помощь окажет врач или родители.)

4. Если твой друг случайно обжёг руку что посоветуешь ему делать? (Ставь быстрей обожженное место под холодную воду и держи, пока не стихнет боль. Нельзя мазать спиртом, одеколоном, лосьоном, кремом, жиром. Забинтовать и показать врачу.)

5. Если в глаз попала соринка, глаз надо промыть, желательно кипяченой водой, или заплакать –слезы помогут вымыть соринку. Нельзя треть глаз грязными руками.

6. Почему нельзя приближаться к большим собакам охранных пород? (Их часто учат бросаться на людей, подошедших близко).

7. Не трогай щенков и не пытайся отобрать предмет, с которым собака играет. Чем это опасно?

8. Почему нельзя подходить к собаке, сидящей на привязи, а также трогать ее во время сна или еды?

9. Если ты потерялся на вокзале или в большом магазине, что следует предпринять? Выбери правильный ответ:

Жди родителей на том месте, где они тебя оставили;

Обратиться к администратору;

Беги скорей искать родителей;

Проси любых прохожих найти родителей;

Плачь и кричи как можно громче.

10. Если тебя насильно уводит незнакомый человек, что делать? (Кричать об этом громче, звать людей на помощь

Ход занятия

    Организационный момент .

Дети, одетые в легкую спортивную одежду, уютно расположились на «острове безопасности» среди зелени. Каждый ребенок сидит на пенёчках. Остров украшен рисунками, планшетами, плакатами по ТБ и ОТ.

Звучит текстовая переделка песни « остров безопасности» в исполнении детей (на мотив мелодии из к/ф «бриллиантовая рука»).

ПЕСНЯ ВЕСЁЛЫХ ОСТРОВИТЯН

Весь покрытый зеленью, абсолютно весь,

Остров безопасности в нашей школе есть.

Остров безопасности в нашей школе есть,

Весь покрытый зеленью, абсолютно весь…

Там живут весёлые дети-школяры,

На лицо приятные, умные внутри,

На лицо приятные, умные внутри.

Там живут весёлые дети-школяры!

Всё у них получится, ладятся дела-

Видно в воскресенье их мама родила.

Видно в воскресенье их мама родила-

Всё у них получится, ладятся дела!

ВЕДУЩИЙ: Дорогие островитяне! Песня у вас весёлая и радостная, и пели вы её дружно да задорно. А почему ваш остров называется «островом безопасности»?

УЧЕНИК: Потому что в нашем острове существуют правила безопасного поведения.

ВЕДУЩИЙ: Как интересно! Тогда давайте начнём знакомство с правилами безопасного поведения дома.

2.Изучение и повторение правил безопасного поведения .

ВЕДУЩИЙ: Ребята! Каждая хорошая, чистоплотная хозяйка покупает для поддержания чистоты в доме средства бытовой химии. Это стиральные порошки, отбеливатели, средства для мытья посуды, чистка унитазов, раковин, удаление накипи, ржавчины, яд для уничтожения блох, муравьев, тараканов. Но тараканий яд действует и на детей. Поэтому ни в коем случае нельзя вскрывать упаковки, банки, аэрозоли, содержащие средства бытовой химии. Химические вещества при попадании в глаза, на кожу, в дыхательные пути, в желудок могут нанести здоровью непоправимый вред.

УЧЕНИК: Химикаты – это яд!

И не только для ребят.

Жили в доме великаны,

И жили в доме тараканы.

Что же делать? Как тут быть?

Тараканов уморить!

И купили великаны

Средство против тараканов.

Но остались тараканы,

А не стало великанов.

Аккуратней надо быть,

Чтоб себя не отравить.

ВЕДУЩИЙ: Запомните ребята это правило.

А еще какие опасности подстерегают нас дома, в классе, на уроках? (это могут быть острые, колющие, режущие предметы.)

УЧЕНИК: Неприятно сесть на кнопку,

Можешь ты поранить попку!

Дом в порядке содержи:

Вилки, ножницы, ножи,

И иголки, и булавки

Ты на место положи!

ВЕДУЩИЙ: Порядок в доме нужен не только для красоты, но и для безопасности. Где определено место всем полезным, нужным, но опасным предметам? (Иголки и булавки должны храниться в игольницах, кнопки в коробке, ножи и вилки – в специальном ящике стола.)

Молодцы островитяне, вы хорошие хозяева, живете по принципу: «Каждой вещи –свое место!» Ребята, а какие электроприборы, которыми вы пользуйтесь в быту, опасны? (Телевизор, магнитофон, компьютер, водонагреватель, электрический камин, стиральная машинка, электрическая плита, настольная лампа, люстра, бра, электрический фен, пылесос и пр.)

Чем опасны эти предметы? (Электрические приборы могут ударить током и стать причиной пожара.)

Давайте поговорим о правилах безопасного пользования электроприборами.

УЧЕНИК: Правило первое:

Прочь от машины руки, когда стираешь брюки!

ВЕДУЩИЙ: Нельзя: совать руку в стиральную машину, руку может затянуть и искалечить; открывать боковую дверку, тебя может ошпарить кипятком.

УЧЕНИЦА: Правило второе:

Не суй в розетку пальчик ни девочка, ни мальчик!

УЧЕНИК: Правило третье:

Прежде чем пойдете на свидание,

Чтобы навестить своих подруг,

Сделайте домашнее задание

И не забудьте выключить утюг!

ВЕДУЩИЙ: Да, ребята, умные электроприборы требуют особого к себе отношения, их надо уважать относиться к ним бережно и осторожно. Теперь назовите ещё одного сильного, умного и очень коварного помощника он живёт в каждом доме.

Что идёт для нас по трубам

Из далёкой стороны?

Он приносит радость людям,

Он- тепло для всей страны.

(это газ! Опасность невидимая и неслышимая).

ВСЕ: Выключай в квартире газ.

За газом нужен глаз да глаз

Запах чувствую в квартире

Позвоните 04.

ВЕДУЩИЙ: Обратите внимание на картинку(показывает рисунок газопровода).Вот он какой газ! Газ очень опасен, он может взорваться им можно отравится.Какие правила пользованием газа вы знаете?

    Срочно позвать взрослых при появлении запаха газа.

    Надо сразу же открыть окна и проветрить квартиру.

    Проверить, закрыты ли краны на плит или на газовой колонке.

    Не включать свет и не зажигать спички.)

ВЕДУЩИЙ: Основные правила вы запомнили, молодцы. Как вы думаете, перила, лестница, балконы – это опасная зона.

УЧЕНИК: Человек - не птица! Удобнее по лестнице спуститься.

Без парашюта с высоты прыгают только коты.

Больно падать с этажа мягким местом на ежа.

Тот, кто ездит по перилам, может стать больным и хилым.

Он в больницу попадает или в мусоропровод!

ВЕДУЩИЙ: Ребята, а какие опасности подстерегают ребёнка, если он один дома?

УЧЕНИК: Не пускайте дядю в дом,

Если дядя не знаком.

И не открывайте тете,

Если мама на работе.

Ведь преступник – он хитер,

Притворится, что монтер.

Или даже скажет он,

Что пришел к вам почтальон.

В жизни всякое бывает

С тем, кто двери открывает.

Чтоб тебя не обокрали,

Не схватили, не украли,

Незнакомцам ты не верь,

Закрывай покрепче дверь!

Если кто –то лезет в дом,

Пробивая двери лбом,

Двери держатся едва…

ВСЕ: Позвони скорей 02!

ВЕДУЩИЙ: Давайте подумаем, к какому короткому слову сводятся все правила личной безопасности для детей.

УЧЕНИК: Все правила личной безопасности сводятся к одному короткому слову: НЕ. Не задерживайся на улице по дороге из школы; не играй с наступлением темноты; не пускай в дом незнакомца; не ходи никуда с незнакомым человеком; не садись в машину с чужими.

УЧЕНИК: Каждый грамотный ребенок

Должен твердо знать с пеленок:

Если вас зовут купаться,

В телевизоре сниматься,

Обещают дать конфет,

Отвечайте твердо: «Нет!».

Вам предложат обезьянку

Или даже денег банку,

Или даже в цирк билет -

Отвечайте твердо «Нет!».

Позовут летать к луне,

Покататься на слоне…

Есть на все простой ответ.

Ты ответить должен: «Нет!».

ВЕДУЩИЙ: Молодцы, островитяне, вы, действительно, на лицо приятные, умные внутри, как в вашей песенке поется. Видно, вы устали? Давайте поиграем: попробуем изобразить животных, которые живут на вашем красивом острове.

ИГРОВАЯ ПАУЗА

    Игра «Покажи животное».

Цель – расслабление, стимулирование внимания, обучение быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.

Процедура игры: дети стоят группой. Свободно звучит музыка. Дети маршируют. Дается команда, дети её реализуют:

    «зайчики» - имитация прыжков зайца;

    «лошадки» - ударяют ногой об пол;

    « раки» - пятятся назад;

    «птицы» - имитация полета птиц;

    «аист» - стоит на одной ноге;

    «лягушки» - приседают и прыгают;

    «собачки» - сгибают руки и лают;

    «курочки» - ходят, ищут зерно, клюют;

ВЕДУЩИЙ: Ну и остров, чудо – остров, все животные есть на нем.

    ИГРА «Четыре стихии» (фрагмент )

Есть четыре стихии: «вода», «земля», «воздух», «огонь». Я буду называть одну из стихий и бросать кому –то из вас мяч, а вы должны, поймав его, назвать предмет, относящийся к этой стихии.

Коль у нас речь зашла о такой грозной стихии, как огонь, позовем на помощь правила пожарной безопасности.

УЧЕНИК: Знает каждый гражданин

Этот номер -01

Если к вам пришла беда,

Поскорей звони туда.

А если нету телефона,

Позови людей с балкона!

ВЕДУЩИЙ: С огнем шутить нельзя, от одной маленькой спички может сгореть целый дом, улица, деревня!

УЧЕНИК: Запомнить и взрослым необходимо:

Чаще в пожарах гибнут от дыма.

Дети взяли в руки спички -

Нет жилья у бедной птички,

После страшного огня

Не осталось даже пня!

ВЕДУЩИЙ: Пожары очень опасны. При пожаре могут сгореть вещи, дом, могут погибнуть люди. Давайте вспомним правила противопожарной безопасности:

    Не балуйся дома со спичками и зажигалками

    Уходя из дома, выключай электрические приборы.

    Не суши бельё над плитой.

    Не зажигай свечи, фейерверки, бенгальские огни дома без взрослых.

    В деревне или на даче без взрослых не подходи к печке и не открывай печную дверцу (от выскочившего уголька может загореться дом).

Много людей гибнет от огня, но не меньше жизней уносит дорога.

Правила дорожной безопасности

Просим вас, островитяне, огласить.

Не ради обычной формальности

Вы должны знать как поступить.

УЧЕНИК: Что такое переход?

Это знает каждый кот!

Уважают эти знаки

Даже кошки и собаки.

Дорога не тропинка,

Дорога не канава…

Сперва смотри налево,

Потом смотри направо!

ВЕДУЩИЙ Дети, а как надо вести себя на мостовой?

УЧЕНИК: Наша Таня громко плачет:

Уронила новый мячик,

Мяч попал под «Москвича»,

Больше нет у нас мяча!

Игры на проезжей части

Могут привести к несчастью.

Скажет каждый постовой:

«Не играй на мостовой!»

ВЕДУЩИЙ: Уважаемые островитяне, а как нужно правильно обходить трамвай, автобус, троллейбус?

УЧЕНИК: Когда переходите площадь,

Представьте: трамвай - это лошадь!

Его обойди впереди,

А сзади не обходи!

ВЕДУЩИЙ: Да, трамвай обходи спереди, а автобус, такси, троллейбус –сзади.

На вашем острове есть реки, его окружает ласковое море. А что делать, если в речке тонет друг?

УЧЕНИК: Если в речке тонет друг,

Если он идет на дно,

Кинь ему веревку, круг,

Балку, мяч или бревно…

Ученик демонстрирует предметы применяемые при спасении утопающего на водоёме.

ВЕДУЩИЙ: Какие правила безопасного поведения необходимо знать на зимних водоёмах?

УЧЕНИК: Человек! Ты – не пингвин,

Не гуляй один среди льдин!

Не ходи весной по льду,

Можешь ты попасть в беду -

В лунку или полынью -

И загубишь жизнь свою.

В тех местах, где бьют ключи,

И бегут к реке ручьи,

Или где стоит завод -

Знай, что там не прочен лёд!

ВЕДУЩИЙ: Молодцы, вы и сами на льду в беду не попадете и друга убережете. Как нам быть, если ребенок расшиб колено, ободрал локоть или получил синяк в ребячьей потасовке? Какой совет нам даст наш медик. Давайте позвоним ей, номер какой? Правильно 03.

Советы мед. сестры.

ВЕДУЩИЙ: Что же, друзья, убедили вы меня, ваш остров –это остров Безопасности, и живут на нем мудрые и добрые правила безопасности, а симпатичные островитяне знают, ценят и соблюдают эти правила.

Звучит песня «Остров безопасности».

Дети дарят гостям полезные и симпатичные сувениры - игольницы в виде маленьких шляпок.

Пропаганда в области охраны труда является одним из основных направлений работы, способствующей улучшению состояния условий и охраны труда работников предприятий, снижению уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Задачами пропаганды в области охраны труда являются:
- ознакомление работников предприятий с теми мероприятиями, которые проводят федеральные законодательные и исполнительные власти и органы управления для улучшения состояния условий и охраны труда;
- пропаганда технических знаний в области охраны труда;
- обобщение и распространение передового опыта, достижений науки и техники в области охраны труда.
Решение задач пропаганды в области охраны труда достигается путем:
- демонстрации кинофильмов и диафильмов;
- проведения лекций, докладов и бесед;
- информации об издании новых книг и плакатов;
- организации периодических выставок;
- использования заводского радиовещания, заводской многотиражки и стенных газет, стендов охраны труда.

Пропаганда в области охраны труда должна способствовать:
- доведению до сознания каждого рабочего значения создания благоприятных условий труда, необходимости безусловного выполнения всех норм и правил техники безопасности и производственной санитарии, соблюдения технологической и трудовой дисциплины, проведения мероприятий по профилактике травматизма и профессиональных заболеваний;
- быстрейшему внедрению современных средств техники безопасности и санитарно - гигиенических устройств;
- повышению технического уровня трудящихся.
Научно - популярные и учебные кинофильмы по технике безопасности, производственной санитарии, технической эстетике и другим вопросам являются эффективным средстве пропаганды.
Демонстрация кинофильмов, диафильмов, рисунков, схем и чертежей осуществляется с помощью технических среде (фильмоскопов, диапроекторов, эпидиаскопов, диаскопов, диафонопроекторов, кинопередвижек, кинопроекторов, стендовых кинопроекционных устройств, магнитофонов, телевизоров и др.).
К эффективным формам пропаганды вопросов охраны труда относятся лекции, доклады, беседы.
Лекции по охране труда должны проводиться как по общим, так и по конкретным вопросам.
Задачей лекций по общим вопросам является расширение кругозора слушателей и привлечение внимания к вопросам охраны труда для активизации работы в этой области.
Лекции на конкретные темы охраны труда должны пропагандировать комплекс мероприятий или отдельные мероприятия, способствующие улучшению условий труда в цехах и на производственных участках.
Темы лекций следует излагать с учетом специфических особенностей соответствующего производства, его оборудования, условий труда. Необходимо на примерах состояния охраны труда и анализа конкретных недостатков давать рекомендации по их устранению.
Лекции целесообразно сопровождать показом наглядных пособий - чертежей, схем, плакатов, фотографий.
Темами таких лекций могут быть вопросы охраны труда в отдельных производствах, меры безопасности на некоторых видах оборудования, профилактические меры при работах, связанных с вредностями или повышенной опасностью, способы устранения причин производственно травматизма и профессиональных заболеваний, вопрос применения спецодежды и других средств индивидуальной защиты.
К чтению лекций следует привлечь сотрудников научно-исследовательских институтов, врачей органов санитарно-эпидемиологического надзора, государственных инспекторов по охране труда, специалистов органов управления охраны труда, инженерно-технических работников предприятия и др.
Лектор должен не только хорошо знать тему лекции, но и иметь основательные знания местных условий труда. От него требуется умение вызвать у слушателей интерес к положительному опыту и желание использовать его в своей работе. Освещая конкретные недостатки, имеющиеся в условиях данного производства, лектор должен намечать перед слушателями конкретные пути их устранения.
Кроме лекций службы охраны труда и кабинеты охраны труда (при наличии) должны организовать подготовку докладов о состоянии травматизма на цеховых участках или на отдельных видах оборудования с разбором причин и возможных путей их устранения, о планах оздоровительных мероприятий и мероприятий по охране труда на предприятии и в отдельных цехах и др.
В качестве докладчиков должны выступать руководители цеха, специалисты, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда или государственные инспектора по охране труда, врачи органов санитарно-эпидемиологического надзора, специалисты органов управления охраной труда и др.
Беседы по вопросам охраны труда предназначены, главным образом, для работников отдельных производственных участков.
Темы бесед определяются наиболее злободневными проблемами, возникающими на участках. Например, если на участке увеличилось количество случаев засорения глаз, беседа может быть посвящена изложению способов их предупреждения.
Темой бесед может быть несчастный случай, происшедший на участке (с анализом причин и изложением необходимых профилактических мер), а также отдельные случаи нарушения рабочими инструкций по безопасным способам работы или разбор содержания инструкции по охране труда.
Основная цель беседы - мобилизовать слушателей на устранение конкретных причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Беседы должны быть краткими, выразительными, с конкретными примерами.
Службы охраны труда, а при наличии кабинеты охраны труда, должны регулярно информировать работников предприятий о новых книгах в области охраны труда, периодических изданиях, работах научно-исследовательских институтов, нормативных правовых актов по охране труда, плакатах по охране труда и др.
Для своевременной информации об опыте работы и новейших достижениях предприятий и других организаций в области охраны труда на предприятии должны устраиваться небольшие выставки эпизодического характера.
Для пропаганды вопросов охраны труда на предприятии следует использовать радиопередачи через радиоузел.
Передачи по радио должны посвящаться отдельным вопросам охраны труда в цехах предприятия. При этом приводятся как положительные, так и отрицательные примеры с соответствующими выводами.
По радио можно передавать отдельные извлечения из правил техники безопасности и сообщать о последствиях их нарушений.
Длительность радиопередач должна быть, как правило, не более 10 минут.
Службы охраны труда, а при наличии кабинеты охраны труда, должны организовывать пропаганду материалов по охране труда через заводскую многотиражку.
В многотиражке следует сообщать о причинах травматизма на отдельных производственных участках; освещать работу уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, комиссий охраны труда предприятий; помещать описания рационализаторских предложений и изобретений, направленных на улучшение условий труда; публиковать материалы об опыте работы без несчастных случаев и др.
Газета должна отражать как положительный опыт, так и недостатки в работе, мобилизуя рабочих, администрацию и общественные организации на устранение недостатков.
Целесообразно периодически давать в многотиражке раздел "Вопросы и ответы по охране труда", включая туда наиболее актуальные вопросы, которыми интересуются работающие на данном предприятии.
Службам охраны труда, а при наличии кабинетам охраны труда, следует через администрацию цехов организовать цеховые стенные газеты по вопросам охраны труда или стенды охраны труда и консультировать лиц, занятых их выпуском.
Следует периодически напоминать администрации цехов и предприятий о том, что наличие производственного травматизма и заболеваний подрывает экономику предприятия. Важно, чтобы критика выявляла производственные резервы, связанные с улучшением условий труда, и призывала руководителей цехов, предприятия и общественные организации усилить борьбу за снижение травматизма и профзаболеваний.
В работе по пропаганде вопросов охраны труда важно использование средств наглядной агитации (оборудование стендов с нормативными правовыми актами по охране труда, электробезопасности, противопожарной защиты, средств индивидуальной защиты и др.; пропаганды передового опыта работы по охране труда; папки с комплектами СНиПов и ГОСТов ССБТ, санитарных и пожарных норм и правил, отраслевых правил и инструкций по охране труда, правил Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и др.).

  • 1.2. Определение приемлемого риска
  • 1.3. Понятие безопасности
  • 1.4. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности деятельности
  • Глава 2 человеческий фaktоpв обеспечении производственной безопасности
  • 2.1. Характеристики основных форм деятельности человека
  • 2.2. Работоспособность человека и ее динамика
  • 2.3. Антропометрические характеристики человека
  • 2.4. Физиологические характеристики человека
  • 2.5. Психофизическая деятельность человека
  • 2.6. Психология в проблеме безопасности
  • 2.7. Надежность человека как звена сложной технической системы
  • Глава 3 формирование опасностей в производственной среде
  • 3.1. Производственная среда и условия труда
  • 3.2. Производственный микроклимат и его влияние на организм человека
  • 3.3. Влияние химических веществ
  • 3.4. Влияние постоянных магнитных полей на организм человека
  • 3.5. Влияние электромагнитных излучений
  • Светового климата
  • 3.6. Влияние ионизирующего излучения
  • 3.7. Влияние звуковых волн
  • 3.8. Влияние вибрации
  • 3.9. Взрывоопасность как травмирующий фактор производственной среды
  • 3.10. Пожароопасность как фактор производственной среды
  • 3.11. Электроопасность на производстве
  • 3.12. Опасности автоматизированных процессов
  • Глава 4 технические методы и средства защиты человека на производстве
  • 4.1 . Производственная вентиляция
  • 4.2. Средства защиты от электромагнитных полей радиочастот
  • 4.3. Меры защиты от действия инфракрасного излучения
  • 4.4. Требования к искусственному производственному освещению
  • 4.5. Средства защиты от ультрафиолетовых излучений (уфи)
  • 4.6. Защита при работе с лазерами
  • 4.7. Обеспечение безопасности при работе с ионизирующими излучениями
  • 4.8. Средства и методы защиты от шума и вибрации
  • 4.9.Защита от опасности поражения электрическим током
  • 4.10. Защита при работе с сосудами, работающими под давлением
  • 4.11. Пожарная безопасность промышленных предприятий
  • Глава 5 организация охраны труда на рабочем месте
  • 5.1. Классификация, расследование и учет несчастных случаев
  • 5.2. Организация проведения аттестации рабочих мест по условиям труда
  • 5.3. Порядок проведения сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах на соответствие требованиям охраны труда
  • 5.4. Организация обучения, инструктирования и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов
  • 5.5. Порядок разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда
  • 5.6. Организация безопасности производства работ с повышенной опасностью и работ, на проведение которых требуется наряд-допуск
  • 5.7. Порядок разработки и согласования проектно-сметной документации на строящиеся (реконструируемые) объекты производственного и социального назначения
  • 5.8. Порядок приемки в эксплуатацию новых и реконструированных объектов производственного и социального назначения, оборудования и средств производства
  • 5.9. Порядок согласования нормативно-технической документации на применяемую и выпускаемую продукцию, выдача гигиенических сертификатов
  • 5.10. Санитарно-бытовое обеспечение работников. Оборудование санитарно-бытовых помещении, их размещение
  • Глава 6 управление охраной труда на предприятии
  • 6.1. Предмет и содержание управления охраной труда на предприятии
  • 6.2. Служба охраны труда на предприятии, ее функции и основные задачи
  • 6.3. Планирование работы по охране труда
  • 6.4. Создание, оборудование и оформление кабинетов по охране труда
  • 6.5. Пропаганда вопросов охраны труда на предприятии
  • 6.6. Организация проведения предварительных и периодических медицинских осмотров
  • Глава 7 правовые вопросы охраны труда
  • 7.1. Основные положения действующего законодательства рф об охране труда
  • 7.2. Государственные правовые акты по охране труда
  • 7.3 . Права и гарантии работников на охрану труда
  • 7.4. Обязанности работодателей по обеспечению охраны труда на предприятии
  • 7.5. Обязанности работников по соблюдению требований охраны труда, действующих на предприятии
  • 7.6 . Особенности охраны труда женщин
  • 7.7. Особенности охраны труда молодежи
  • 7.8. Льготы и компенсации за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда, порядок их предоставления
  • 7.9 . Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства рф об охране труда
  • 7.10. Общественный контроль за охраной труда
  • Литература
  • Павел Павлович Кукин,
  • 6.5. Пропаганда вопросов охраны труда на предприятии

    Пропаганда в области охраны труда является одним из основных направлений работы, способствующей улучшению состояния условий и охраны труда работников предприятий, снижению уровня производ­ственного травматизма и профессиональных заболеваний.

    Задачами пропаганды в области охраны труда являют­ся:

      ознакомление работников предприятий с теми мероприятиями, которые проводят федеральные законодательные и исполнительные власти и органы управления для улучшения состояния условий и охраны труда;

      пропаганда технических знаний в области охраны труда;

      обобщение и распространение передового опыта, достижений науки и техники в области охраны труда.

    Решение задач пропаганды в области охраны труда достигается путем:

      демонстрации кинофильмов и диафильмов;

      проведения лекций, докладов и бесед;

      информации об издании новых книг и плакатов;

      организации периодических выставок;

      использования заводского радиовещания, заводской многоти­ражки, стенных газет, стендов охраны труда.

    Пропаганда в области охраны труда должна способствовать:

      доведению до сознания каждого рабочего значения создания благоприятных условий труда, необходимости безусловного выполне­ния всех норм и правил техники безопасности и производственной санитарии, соблюдения технологической и трудовой дисциплины, проведения мероприятий по профилактике травматизма и професси­ональных заболеваний;

      повышению технического уровня трудящихся.

    Научно-популярные и учебные кинофильмы по технике безопасности, производственной санитарии, технической эстетике и другим вопросам являются эффективным средством пропаганды. Демонстра­ция кинофильмов, диафильмов, рисунков, схем, чертежей осуществ­ляется с помощью технических средств (фильмоскопов, диапроек­торов, эпидиаскопов, диаскопов, диафонопроекторов, кинопередви­жек, кинопроекторов, стендовых кинопроекционных устройств, маг­нитофонов, телевизоров и др.).

    К эффективным формам пропаганды вопросов охраны труда отно­сятся лекции, доклады, беседы. Лекции по охране труда должны проводиться как по общим, так и по конкретным вопросам. Задачей лекций по общим вопросам является расширение кругозора слушателей и привлечение внимания к вопросам охраны труда для активизации работы в этой области. Лекции на конкретные темы охраны труда должны пропагандировать комплекс мероприятий или отдельные ме­роприятия, способствующие улучшению условий труда в цехах и на производственных участках. Темы лекций следует излагать с учетом специфических особенностей соответствующего производства, его оборудования, условий труда. Необходимо на примерах состояния охраны труда и анализа конкретных недостатков давать рекомендации по их устранению.

    Лекции целесообразно сопровождать показом наглядных пособий - чертежей, схем, плакатов, фотографий. Темами таких лекций могут быть вопросы охраны труда в отдельных производствах, меры безопас­ности на некоторых видах оборудования, профилактические меры при работах, связанных с вредностями или повышенной опасностью, спо­собы устранения причин производственного травматизма и професси­ональных заболеваний, вопросы применения спецодежды и других средств индивидуальной защиты.

    К чтению лекций следует привлечь сотрудников научно-исследо­вательских институтов, врачей органов санитарно-эпидемиологическо­го надзора, государственных инспекторов по охране труда, специалистов органов управления охраны труда, предприятия и др. Лектор должен не только хорошо знать тему лекции, но и иметь основательные знания местных условий труда. От него требуется умение вызвать у слушателей интерес к положительному опыту и желание использовать его в своей работе. Освещая конкретные недо­статки, имеющиеся в условиях данного производства, лектор должен намечать перед слушателями конкретные пути их устранения.

    Помимо проведения лекций службы охраны труда при наличии кабинета охраны труда должны организовать подготовку докладов о состоянии травматизма на цеховых участках или на отдельных видах оборудования с разбором причин и возможных путей их устранения, о планах оздоровительных мероприятий и мероприятий по охране труда на предприятии и в отдельных цехах и др.

    Докладчиками должны выступать руководители цеха, специалисты, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда или государст­венного инспектора по охране труда, врачи органов санитарно-эпиде­миологического надзора, специалисты органов управления охраной труда и др.

    Беседы по вопросам охраны труда предназначены главным образом для работников отдельных производственных участков. Темы бесед определяются наиболее злободневными проблемами, возникающими на участках. Темой беседы может быть несчастный случай, происшед­ший на участке (с анализом причин и изложением необходимых профилактических мер), а также отдельные случаи нарушения рабо­чими инструкций по безопасным способам работы или разбор содер­жания инструкции по охране труда.

    Основная цель беседы - мобилизовать слушателей на устранение конкретных причин несчастных случаев и профессиональных заболе­ваний. Беседы должны быть краткими, выразительными, с конкрет­ными примерами. Они должны воспитывать в коллективе соз­нательность и инициативу.

    Службы охраны труда, а при наличии кабинеты охраны труда должны регулярно информировать работников предприятий о новых книгах в области охраны труда, периодических изданиях, работах научно-исследовательских институтов, нормативных правовых актов по охране труда, плакатах по охране труда и др. Для своевременной информации об опыте работы и новейших достижениях предприятий и других организаций в области охраны труда на предприятиях должны устраивать небольшие выставки эпизодического характера.

    Для пропаганды вопросов охраны труда на предприятии следует использовать радиопередачи через радиоузел. Эти передачи должны посвящаться отдельным вопросам охраны труда в цехах предприятиях. При этом приводятся как положительные, так и отрицательные при­меры с соответствующими выводами. По радио можно передавать отдельные извлечения из правил техники безопасности и сообщать о последствиях их нарушений. Длительность радиопередач должна быть, как правило, не более 10 мин.

    Службы охраны труда, а при наличии кабинеты охраны труда должны организовывать пропаганду материалов по охране труда через заводскую многотиражку. В ней следует сообщать о причинах травма­тизма на отдельных производственных участках; освещать работу упол­номоченных (доверенных) ими комиссий охраны труда предприятия, помещать описания рационализаторских предложений и изобретений, направленных на улучшение условий труда; публиковать материалы об опыте работы без несчастных случаев и др. Многотиражка должна отражать как положительный опыт, так и недостатки в работе, моби­лизуя рабочих, администрацию и общественные организации на уст­ранение недостатков. Целесообразно периодически давать раздел «Вопросы и ответы по охране труда», включая туда наиболее актуальные вопросы, которыми интересуются работающие на данном предприя­тии.

    Службы охраны труда, а при наличии кабинеты охраны труда следует через администрацию цехов организовать цеховые стенные газеты по вопросам охраны труда или стенды охраны труда и консуль­тировать лиц, занятых их выпуском. В этих газетах и на стендах должны отражаться наиболее злободневные вопросы, волнующие рабочих, и вскрываться существенные недостатки в состоянии условий труда.

    Следует периодически напоминать администрации цехов и пред­приятий о том, что наличие производственного травматизма и заболе­ваний подрывает экономику предприятия. Важно, чтобы критика выявляла производственные резервы, связанные с улучшением условий труда, и призывала руководителей цехов, предприятий и общественные организации усилить борьбу за снижение травматизма и профзаболе­ваний.

    Хотелось бы сегодня поговорить об охране труда в бюджетных организациях, в частности в общеобразовательной школе.

    Довелось мне как то целый год проработать в общеобразовательной школе, сначала в качестве специалиста по охране труда, чуть позже «дослужился» до начальника отдела охраны труда и пожарной безопасности. 🙂 До этого проработал на производстве инженером группы производственного контроля и охраны труда два с половиной года. А тут поступило предложение от знакомого, пообщался на собеседовании с директором и принял решения переходить в школу.

    Для начала скажу, что понятие «охрана труда» в школе крайне растянуто и искажено. Охрана труда конечно присутствует, но вот что это и как это знает наверное только один инженер по охране труда. Хотя эта проблема бывает зачастую не только в бюджетных организациях. 🙂

    Если вы стали инженером (специалистом) по охране труда в школе , то будьте готовы к тому, что на вас «повесят» и безопасность детей . Вам придется писать не только инструкции по охране труда для работников, но и инструкции для детей, как им вести себя при разных жизненных обстоятельствах. Почувствуйте себя педагогами. 🙂

    Когда я пришел работать в школу, то первое что увидел — это куча инструкций по охране труда для работников и обучающихся, непонятные журналы проведения инструктажей с росписями детей! , много бредовых приказов от департамента образования (кто работает в бюджете, тот знает что это за «орган»). Общий итог увиденного — полная безграмотность работников в области охраны труда и пожарной безопасности, смешивание охраны труда работников с безопасностью детей.

    С самого начала вы должны четко дать понять директору школы, что охрана труда в школе распространяется только на работников. Что на детей распространяется только понятие безопасность . Дети должны выжить и уйти здоровыми с уроков, а работники должны выжить и уйти здоровыми с работы. Хоть и уходят они домой с одного и того же места. 🙂 При этом конечно стоит дать понять директору, что вы вроде бы как бы и не отказываетесь содействовать безопасности учебного процесса школьников, но в первую очередь это обязанность преподавательского состава. Учитель должен обеспечить безопасность ученика!

    Если обязанность писать инструкции и для работников и для детей легла на вас, то четко разграничьте все инструкции. Я столкнулся с тем, что по инструкциям по охране труда проводили инструктажи детям . Работник заключает трудовой договор, ученики участвуют в обучающем процессе! Не забывайте об этом! Все инструкции у меня делились на «инструкции по охране труда» для работников и «инструкции по безопасности» для обучающихся. Приведу пример: в кабинете труда находится станок по обработке дерева. При работе на этом станке учитель труда руководствовался «Инструкцией по охране труда при работе на деревообрабатывающем станке», а ученик «Инструкцией по безопасности при работе на деревообрабатывающем станке». Нет инструкций по охране труда для детей, называйте вещи своими именами! Охрана труда — система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности .

    В книгах, посвященных охране труда в школах видел примеры инструкций по охране труда для учителя . Не пишите и не утверждайте такую инструкцию у себя, она ни о чем. И кстати поменьше читайте таких книг, они тоже мало полезного несут в себе. 🙂

    Об обучении мерам безопасности достаточно подробно расписано в ГОСТ 12.0.004-90. Документ старенький, но никто его не отменял. Этот ГОСТ требует проводить инструктажи детям перед началом любого вида деятельности в школе! Любого! Так и сделаем. Только не думайте взваливать это на себя, уважаемый инженер, это участь педагогов. Проверьте, кстати, чтобы в должностной инструкции каждого учителя присутствовала фраза об ответственности за жизнь и здоровье учеников в полном объеме. Обеспечьте их отдельными журналами инструктажей (произвольной формы), либо пусть делают отметки в классных журналах. То есть, перед лабораторной работой в кабинете химии, учитель зачитывает «Инструкцию по безопасности при работе в кабинете химии» и делает отметку в журнале. Естественно подпись ребенка никакой юридической силы не имеет, так что собирать их (подписи) не стоит, а то я видел и такое.

    А вообще, советую разработать положение об инструктажах, где четко пропишите как процесс инструктирования детей, так и работников.

    Ну с обучением и проверкой знаний работников все просто: обучите 3-5 человек в учебном центре, создайте свою комиссию и проведите проверку знаний у всех работников, по разработанным вопросникам. Это как везде. Если есть деньги у директора, то всех учителей загоняйте на обучение и проверку знаний в учебный центр.

    Особое внимание по вопросам безопасности как трудового процесса, так и учебного уделите кабинетам информатики, физики, химии, трудового обучения, спортзалам . Именно там велика вероятность травмирования как детей, так и работников. Кабинет труда вообще можно сравнить с маленьким производственным цехом.

    Работники рабочих профессий в школе (плотники, маляры, уборщики служебных помещений и т.д.) должны «почувствовать» на себе охрану труда в полной мере. Для них всё как на производстве ни больше, ни меньше.

    По пожарной безопасность ничего нового в школе не придумали, единственное — это регулярные плановые эвакуации работников и обучающихся. Всё остальное — как у всех, разве что еще инструкций по пожарной безопасности будет побольше.

    Частенько департамент образования присылал письма, приказы и много другой бумаги. От этого никуда не деться — это вышестоящая организация. Эти «писульки» исполняйте, но свою линию всегда гните. Очень часто департамент любил писать «в срочном порядке провести инструктажи по антитеррористической безопасности». 🙂 Хотя такого вида инструктажа вообще не существует в природе. Для таких целей советую завести отдельный журнал для инструктажей, чтобы не гадить в журналах инструктажей на рабочем месте.

    Департамент то требует много, а денег на это даёт крайне неохотно. С финансированием в школах, как и в любых других бюджетных организациях, крайне туго. Лишнего рубля на реализацию мероприятий по охране труда не выпросишь.

    Не забываем о несчастных случаях и их расследовании. Да да, теперь вам придется еще и расследовать несчастные случаи с детьми. А их, поверьте мне, гораздо больше, чем с работниками. Порядок расследования несчастных случаев с детьми, схож с процедурой расследования несчастных случаев на производстве. Этот порядок регламентирован в Приказе Государственного комитета СССР по народному образованию №639 от 01.10.1990г. Действующий документ кстати.

    Ну вот, пока что всё. Задавайте свои вопросы по организации охраны труда в школе , обязательно отвечу. Так всего сразу и не вспомню, много интересного тогда было. Там всё так же, просто еще есть дети, и с этим инженеру по охране труда тоже приходиться считаться.

    По информации Международной организации труда, в мире ежегодно происходит около 270 млн несчаст­ных случаев и примерно 160 млн новых случаев профессиональных заболеваний. Порой травмы и раз­витие болезней провоцируют сами работники, не умеющие, не знаю­щие, а иногда и не желающие выполнять технику безопасности. Поэтому в каждой организации необходи­мо прививать культуру труда и зани­маться пропагандой его охраны. Ка­ким образом это делать?

    Информационное и эмоциональное воздействие на работников способствует созданию положительного отношения к труду, улучшению состояния условий труда, оно снижает риск возникно­вения аварийных и иных нештатных ситуаций и, соответственно, связанных с ними материальных потерь. В то же время примене­ние активных методов агитации мотивирует сотрудников на без­опасный труд, тем самым способствуя повышению корпоративной этики.

    Цели и задачи

    Массовую работу по пропаганде в основном проводят в кабине­тах по охране труда, имеющихся во многих организациях. Каби­нет служит методическим центром, используется для проведения обширного комплекса мер, направленных на соблюдение техники безопасности. Здесь проводится обучение, инструктаж, семинары, собрания, лекции, беседы и другие мероприятия, способные при­влечь работников к действиям по оздоровлению условий труда и снижению уровня травматизма.

    Но что делать, если в учреждении для этих целей не предусмо­трен отдельный кабинет? В этом случае стоит организовать уго­лок охраны труда, разместив там всю необходимую информацию. Однако не стоит забывать, что наличие кабинета или уголка охраны труда является требованием трудового законодательства (По­становление Минтруда РФ от 17.01.2001 № 7 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда»).

    Агитацию за безопасность можно проводить и непосредственно на рабочих местах. Главное - руководитель или другое ответствен­ное лицо с помощью пропаганды должен донести до сознания каждого работника важность создания благоприятных усло­вий труда, необходимость выполнения норм и правил техники безопасности и производственной санитарии, соблюдение тех­нологической и трудовой дисциплины, проведение мероприятий по профилактике травматизма и профзаболеваний.

    Действенная система безопасности труда уменьшает количество опасных факторов производства или снижает уровень их воздей­ствия на работников, а также предполагает обеспечение средства­ми индивидуальной защиты. Кроме того, она способствует повышению профессиональных умений человека, и в результате увели­чивается производительность труда.

    В свою очередь, главной задачей пропаганды является создание позитивного настроя по отношению к безопасности труда - при ее достижении почти все методы будут давать положительный эффект в любых опасных ситуациях. Если заниматься пропагандой актив­но и регулярно, она также будет способствовать быстрому вне­дрению современных средств обеспечения техники безопасности и точному соблюдению санитарно-гигиенических требований.

    Информирование

    Впрочем, агитация не всегда вызывает положительную реакцию работников. Здесь многое зависит от качества распространяемой информации. В пропагандистских материалах не стоит использо­вать общие призывы к безопасному труду. Пользу может принести только информация, указывающая на конкретный способ действий и выгоду от них. Неэффективны также общие указания на потен­циальную опасность (даже с подтверждением фактами о частоте и тяжести несчастных случаев) без объяснения, как и когда она проявляется и как ее предотвратить.

    О безопасности труда надо всегда говорить конкретно и по делу, избегать стандартных и заученных фраз. Ни в коем случае нельзя запугивать: это может вызвать только чувство страха и общее негативное отношение к работе.

    Существующие приемы пропагандистского воздействия можно разделить на две группы. При одноканальных коммуникациях есть канал воздействия, но от­сутствует обратная связь. Инфор­мация здесь доводится до работ­ников с помощью печатных изда­ний (брошюр, информационных листков), плакатов, информаци­онных стендов, выставок, лекций и докладов, аудиовизуаль­ных средств (телевидение, кино, диафильмы, радиопередачи). Двухканальная коммуникация предполагает, что в процессе воздействия на сотрудников органи­зации существует возможность контролировать восприятие пере­данной информации. Этот способ пропаганды реализуется посред­ством бесед и коллективного обсуждения проблем.

    Плакаты и стенды

    Самым распространенным средством пропаганды безопасности труда является плакат. Его назначение - раскрыть природу опас­ности, разъяснить работнику, в чем и как она может проявиться, и благодаря этому усилить мотивацию к безопасной работе. Пла­кат является наиболее простым и дешевым способом агитации, в то же время он эффективен, поскольку плакаты на стендах сотрудники изучают более часто и детально по сравнению с други­ми источниками информации. Главное здесь - заинтересовать ра­ботника: материал должен привлекать внимание, заставлять заду­маться. Плакаты целесообразно размещать не только в кабинетах или уголках охраны труда, но и на рабочих местах. В этом случае их эффективность возрастает.

    Наиболее убедителен плакат, который передает сюжет, позво­ляющий составить представление о характере опасности, ее воз­действии, способе защиты и эффекте. Такая подача информации дает возможность противопоставить положительные эмоции за­щищенного от опасности работника отрицательным эмоциям на­рушителя, получившего травму. Обратите внимание, что рядового сотрудника заинтересуют в плакате не столько последствия ошиб­ки, сколько причина произошедшего.

    Лекции

    Хорошим способом повышения уровня информированности кол­лектива являются тематические лекции, хотя в последнее время данный способ агитации применяется все реже. На смену приш­ли близкие ему по сути семинары, презентации, выставки и пр. Правда, из всего коллектива на семинар или выставку направля­ют, как правило, лишь несколько сотрудников одной организации. Естественно, эффективность пропаганды при этом снижается.

    Поэтому для всего коллектива учреждения полезно хотя бы ино­гда читать доклады (это могут делать руководители подразде­лений). Их задача - расширить кругозор слушателей и привлечь внимание к вопросам охраны труда, на примерах состояния охра­ны труда и анализа конкретных недостатков дать рекомендации по их устранению. Темами таких лекций, например, могут быть:

    Меры безопасности при работе за компьютером;

    Профилактические мероприятия по снижению утомляемости глаз;

    Способы устранения причин профессиональных заболеваний;

    Профилактика профзаболеваний.

    Какой способ выбрать?

    Конкретный способ пропаганды должен выбираться в зави­симости от того, какую задачу предстоит решить учреждению. В представленной ниже таблице показано, насколько пригоден тот или иной способ одноканальной коммуникации для решения основных задач пропаганды охраны труда. Число плюсов в таблице указывает на степень эффективности способа (+ - средняя степень, + + - высокая степень).

    Эффективность способов одноканальной коммуникации

    Задачи пропаганды охраны труда

    Способы пропаганды охраны труда

    Доклады,
    лекции

    Печатный
    текст

    Кино,
    слайды

    Обучение безопасному выпол­нению простой работы

    Краткие пояснения по ходу работы

    Пояснения причин несчастных случаев

    Иструктаж, разъяснение целей использования средств защиты

    Сообщение о несчастных случаях

    Беседы по охране труда

    Беседы, темами которых становятся наиболее злободневные про­блемы, возникающие в процессе работы, предназначены в основ­ном для небольших групп сотрудников. К примеру, если в коллек­тиве возросло число случаев заболеваний верхних дыхательных пу­тей, беседа может быть посвящена способам их предупреждения. Иногда стоит поговорить о случаях нарушения инструкций по без­опасным способам работы или разобрать содержание инструкции по охране труда. В любом случае беседы должны быть краткими, выразительными, с конкретными примерами.

    Подобный способ взаимодействия с коллективом позволяет в не­формальной обстановке заострить внимание сотрудников на име­ющихся недостатках в работе, способах их устранения, а также получить информацию о состоянии дел непосредственно от испол­нителей. Эта форма пропаганды имеет высокую эффективность, поскольку нацелена на обсуждение вопросов, актуальных для ор­ганизации в настоящий момент.

    Творческий подход к пропаганде

    В последнее время при пропаганде охраны труда приветству­ется (особенно в молодых коллективах) применение новых, «не­формальных» способов. Пример такого неформального подхода - организация различных конкурсов на тему охраны труда, ис­пользование возможностей современной вычислительной техники и коммуникационных средств для распространения информации, а также внедрение собственных систем оценки состояния охра­ны труда, в том числе предусматривающих материальное стиму­лирование работников (например, систему премирования/депремирования). Можно предусмотреть и нематериальное поощрение (наказание), например, в том же уголке охраны труда размещать информацию о работниках, которые нарушили правила техники безопасности.

    Традиция ежегодно 28 апреля отмечать Всемирный день охраны труда также поможет организации привить работникам культуру безопасности труда. В этот день можно провести тематические бе­седы, прочитать доклад или лекцию, рассказать о планах в области улучшения условий труда (какие технологии планируется внедрить, сколько средств на это потратить) или, наоборот, о том, какие меро­приятия были проведены в прошлом году. Зная о действиях орга­низации в этом направлении, работники, как правило, начинают положительно относиться к вопросам безопасности труда.

    В качестве иллюстрации рассмотрим следующий пример. Авто­номное образовательное учреждение два раза в год проводит смотр учебных кабинетов, в котором участвует руководство АУ. Цель ме­роприятия - выявить, соответствуют ли помещения требованиям санитарных норм и правил, способствуют ли качественному про­ведению учебных занятий. Для этого в учреждении разработаны критерии оценки учебных классов, мастерских, методических центров, а по итогам смотра предусмотрены меры материального стимулирования, которые прописаны в коллективном договоре. По результатам последнего смотра в январе 2011 года пять сотруд­ников учреждения получили премию в размере 3 тыс. руб.

    Именно творческий подход к информированию работников по­зволяет добиться наиболее заметных успехов в повышении каче­ства охраны труда, обеспечивает выполнение требуемых норм и правил техники безопасности, улучшает трудовую дисциплину, а также содействует более эффективному функционированию ор­ганизации в целом.

    Обратите внимание, что при выборе способа воздействия следует учитывать степень интереса отдельных работников или всего кол­лектива к вопросам безопасности труда, приоритетность для них данных вопросов. В частности, существуют следующие закономер­ности:

    • работники, которые интересуются вопросами безопасности труда, считают эффективным средством воздействия плакат, а те, кто безразличен к указанным вопросам, предпочитают кинофильмы;
    • беседы считают полезными только те сотрудники и руководители подразделений, которые положительно относятся к вопросам безопасности;
    • литературу считают полезной те, у кого высок интерес к вопросам безопасности труда.

    В заключение отметим еще один момент. Эффект от пропаган­ды охраны труда может быть усилен, если руководители среднего звена и рядовые работники непосредственно подключатся к оценке уровня безопасности труда в коллективе. В этом случае их личная степень ответственности возрастет, а сами сотруд­ники окажутся активно вовлечены в процесс оздоровления усло­вий труда.