Роль сергия радонежского в становлении русской государственности. Роль прп Сергия Радонежского в истории Егорьевского райна проект по истории (8 класс) на тему. Благодаря широкому установлению им и учениками его новых обителей, школ суровой подвижнической

О роли преподобного Сергия в ис­тории русской государственности сказано очень много в предшест­вующую знаменательную дату – 500-летие его кончины (25 сентября 1392 г.). Трудно дать новую характе­ристику значению преподобного Сергия в духовно-нравственной жизни Руси после знаме­нитой речи В.О. Ключевского, произнесенной им в Московской Духовной академии во время празднования такой же юбилейной, даты сто­летием ранее . Однако осталась одна черта, или область, духовной и мистической жизни преподобного, которая не раскрывалась, а лишь называлась в жизнеописаниях. Привлечь к ней внимание и указать ее значение в ду­ховной жизни Русской земли я и ставлю своей задачей.

Троекратный крик младенца, еще находив­шегося во чреве матери, во время Херувимской песни, разговор отрока Варфоломея с встре­ченным им в лесу старцем и слова последнего, обращенные к родителям Варфоломея, тради­ционно истолковываются как пророчества о создании Сергием обители в честь Святой Тро­ицы, о роли его в духовном возрождении Руси, находившейся в унынии и «нравственном оце­пенении». Напомним слова старца: «Господь даровал благословенное детище, которое ради добродетельного жития будет великим пред Богом и людьми человеком». Дивный старец был ангелом, он дал Варфоломею частицу про­сфоры как дар овладения грамотой, постиже­ния Святого Писания, благодати Божией и богоизбранности.

Для того чтобы спасти Русь, должна была явиться некая «Присноблаженная Троица». В начале 1340-х годов совершилось три знаме­нательных события: из московского Богоявленского монастыря был вызван 40-летний инок Алексей; тогда же 20-летний искатель пустыни, будущий преподобный Сергий, в дре­мучем лесу поставил маленькую деревянную келию с церковью; а в Устюге у бедного со­борного причетника родился сын Стефан, бу­дущий просветитель пермской земли .

Все они послужили духовному возрожде­нию Руси. Святитель Алексей сделался митрополитом Московским и советником трех ве­ликих князей. Он ездил в Орду «отмаливать» Русскую землю от жестокости ордынских ханов, но, главное, он видел свою задачу в укреплении значения «Москвы как церков­ного средоточия политически разбитой Рус­ской земли». Стефан продолжал «дело обру­сения и просвещения заволжских инородцев» , способствуя колонизации заволжских земель вплоть до русского Севера.

Исключительную роль в духовном возрож­дении Руси сыграл именно преподобный Сер­гий Радонежский.

Он не оставил никаких письменных пору­чений, даже в устной традиции предание не сохранило его речей. Однако он учил своим примером, примером великих монашеских подвигов в глубоком уединении своей лесной келии.

Мы знаем из жития, составленного Епифанием Премудрым, о непрестанной молитве, посте, смирении преподобного, долгое время отказывавшегося принять на себя игуменство над теми 12-ю иноками, которые поселились около его келии и желали отдать себя ему в послушание. С благословения Патриарха Кон­стантинопольского Филофея и митрополита Московского Алексея преподобный Сергий ос­новал общежительный монастырь нестяжате­лей. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до нашего времени вещи преподобного и ха­рактеристика, данная обители крестьянином, посетившим игумена-подвижника: «Все худо­сти, все нищетно, все сиротинско».

В общежительном монастыре игумен рабо­тает «как раб купленный», заботясь о пропи­тании братии, быте монастыря, его строитель­стве, а главное, неуклонно руководя духовной жизнью каждого монаха.

Ряд фактов позволяет оценить историчес­кое значение государственной деятельности Сергия Радонежского. Прежде всего речь должна идти о главном его «деянии» – победе на Куликовском поле. Он благословил Димит­рия Донского на битву, дал ему двух опытных воинов – Пересвета и Ослябю – и на протяже­нии всего хода битвы не переставал молиться о победе, поминая убитых воинов, чьи отхо­дящие души, как повествует житие, он видел «духовными очами». Миротворческая деятель­ность преподобного Сергия Радонежского также имела большое государственное значе­ние. «Тихими и кроткими речами», «благоуветливыми глаголами» ему удалось убедить, по выражению В.О. Ключевского, «самого уп­рямого русского человека XIV в.» – Олега, князя Рязанского, и отговорить «суровейшего Рязанца» от войны с Москвой.

Другим реальным результатом его деятель­ности является увеличение в это время монас­тырского строительства. Создание ряда монас­тырей, куда в качестве строителей, игуменов, духовных наставников были направлены уче­ники преподобного, говорит о том, сколь боль­шое значение придавал Сергий Радонежский роли иночества в самом процессе духовного возрождения Руси.

Я попытаюсь «реконструировать» сущность духовного опыта Сергия, передаваемого его ученикам, содругам и «собеседникам».

Именно духовный опыт служения Святой Троице, полнота его личного богообщения, так поразившая современников во время совмест­ной молитвы, позволяет говорить о существо­вании почти не раскрытой для нас стороны его духовной жизни, которая собственно и по­зволила ему осуществить духовное возрожде­ние русских людей (не только в XIV в.!).

Как повествует житие, когда преподобный совершал Божественную Евхаристию, огонь по­крывал Престол. Когда же Пресуществление Даров совершилось, огонь «свился», наполнил Чашу, и этим Божественным огнем причастил­ся преподобный.

Ни в житии, ни в известных нам фактах его личного духовного опыта (в отличие от Нила Сорского) нет упоминаний об учении Симеона Нового Богослова или Григория Па ламы. Как и многие другие аскеты (начиная еще с традиций Феодосия Печерского), препо­добный, что можно заключить из особенностей его руководства иноками Троицкой обители, полагал в основу своих подвижнических под­вигов «Лествицу» Иоанна Лествичника, а также опыт о поучении великих учителей IV–XI вв., начиная с Григория Богослова, Василия Ве­ликого, Григория Нисского, Иоанна Златоуста. Григорий Нисский, по-видимому, был особен­но дорог преподобному в силу его особой любви и прославления Божией Матери. Все эти ут­верждения основаны, главным образом, на кос­венных данных.

Есть и еще один источник – икона «Свя­тая Троица», написанная преподобным Анд­реем Рублевым «в похвалу Сергию Радонеж­скому». Именно она позволяет сделать ряд предположений о сущности учения преподоб­ного Сергия Радонежского, о том, что же собственно послужило духовному возрождению Руси его времени, что продолжало одушевлять его последователей. Речь идет об учении пре­подобного Сергия о деяниях трех Лиц Святой Троицы для спасения человека.

Все писавшие об иконе утверждают, что Андреем Рублевым запечатлен момент, когда Бог Отец обрекает Сына своего на крестную смерть для искупления всего человечества, а Дух Святой свидетельствует эту жертву. Таким образом, это первая Божественная Евхаристия, знаком чего и является Чаша, стоящая перед Ангелами. Позади левого Ангела, т.е. Бога Отца, изображен дом, символ божественного домостроительства, позади среднего Ангела – дерево, символ Древа Крестного, а позади пра­вого Ангела – гора, символ богомыслия и Гор­него Царства Духа Святого. Исполнены сим­волики и одежды ангелов, особенно сияющий голубец. Однако средний ангел в знак своего богочеловечества облачен в двуцветную одеж­ду, но украшенную клавом в знак божественного достоинства.

Хотелось бы обратить внимание на своеоб­разие ритма расположения ангельских фигур, что имеет первостепенное значение для рас­крытия образности рублевской иконы. Левый и средний Ангелы ведут тихую беседу. Ее смысл угадывается во властном жесте левого Ангела – Бога Отца, – по неизреченной любви обрекающего Сына единородного в жертву.

Легкое склонение среднего Ангела в сторону Бога Отца выражает согласие на Крестную Жер­тву. Эти два Ангела связаны между собой: «тако возлюбил Бог» человека, что отдал Сына своего на крест, чтобы кровию Его искупить грех и избавить от смерти весь род человечес­кий. Это деяние Пресвятой Троицы обращено ко всему человечеству без исключения. В строе иконы есть едва уловимая пространственная цезура между фигурой правого Ангела, знаме­нующего Дух Святой, и фигурами левого и среднего Ангелов.

По-видимому, особая роль преподобного Сергия в служении Пресвятой Троице заклю­чается в стяжении благодати Святого Духа как раскрытии основной цели человеческой жизни. Это учение и определило духовное воз­рождение Руси XIV в. Вера и надежда на жизнь вечную, содержащиеся в этой цели, должны были оживотворить дух русских людей, указать им на необходимость жертвен­ного спасения родной земли. Отсюда – и Ку­ликовская победа.

Искупительная жертва, явившаяся актом любви человечеству, учила жертвенной любви друг к другу, необходимой в условиях тата­ро-монгольского завоевания. Но основным путем духовного восхождения по лествице ос­тавалось самоочищение и борьба со страстями. Всему этому учил личный пример и повсе­дневный опыт руководства своими иноками преподобного.

Чтобы продолжить характеристику того, что сделано преподобным Сергием, следует дать обзор святоотеческих учений о Духе Святом.

Круг учителей Церкви, писавших о благо­дати Духа Святого, включает: 1) мужей апо­стольских; 2) древнейших апологетов; 3) св. Иринея Лионского; 4) Тертуллиана; 5) св. Киприана Карфагенского; 6) Климента Алек­сандрийского; 7) Оригена; 8) свт. Кирилла Иерусалимского; 9) свт. Василия Великого; 10) свт. Григория Богослова; 11) свт. Григория Нисского; 12) прп. Макария Египетского; 13) свт. Иоанна Златоуста. В виде прямых и скрытых цитат их речения обнаруживаются в писаниях ближайших «содругов» Сергия и яв­ствуют из самого его подвижнического опыта.

К сожалению, мистические отсветы особой на­правленности подвигов преподобного можно увидеть лишь в описаниях видений, созерца­тельном характере подвигов таких близких по духу учеников и содругов, как Михей, Исаакий и Симон.

Литургические мистические явления (вплоть до постоянного сослужения ему Ангела Божия) свидетельствуют о том, как мало из­вестно о подлинном содержании духовной жизни преподобного Сергия. Можно со всей опре­деленностью повторить утверждение Г.П. Фе­дотова о том, «что в лице прп. Сергия мы имеем первого русского святого, которого в православном смысле этого слова можем на­звать мистиком, то есть носителем особой, та­инственной духовной жизни, не исчерпываю­щейся подвигом любви, аскезой и неотступ­ностью молитвы. Тайны его духовной жизни остались скрытыми для нас. Видения суть лишь знаки, отмечающие неведомое».

В какой мере его «ученики, содруги и со­беседники» воплотили в своих подвигах эту мистическую сторону духовного делания пре­подобного, нам неизвестно. Именно эта сторона подвига не может раскрываться миру, а лич­ность преподобного была единственной, и если раскрывался он в своих дарованиях, то только перед ближайшими (все теми же Михеем, Исаакием и Симеоном). Преподобный Сергий – первый русский святой, удостоившийся не только видения Богоматери, но и эпитета «любимиче мой».

Значительность и неповторимость роли Сергия Радонежского в духовной жизни древней Руси нашла свое отражение прежде всего в исторических событиях: молитвенный под­виг вдохновил на ратный подвиг Димитрия Дон­ского и всех русских воинов, сражавшихся и одержавших победу на Куликовском поле.

Окружавшие преподобного Сергия Радо­нежского близкие ему по духу люди, которых современники определяли тремя категориями близости, позволили распространить на весьма значительное пространство (включая Завол­жье, русский Север) духовное воздействие лич­ности Сергия Радонежского. И оно было не кратковременным, поскольку выстроенные его ближайшими сподвижниками монастыри в свою очередь превратились в очаги интенсив­ной духовной жизни, а идеалы преподобного воплотились как в формах, так и в росписях монастырских храмов.

Эпоху преподобного Сергия отличает ис­ключительный подъем русской художественной культуры, отдельные памятники кото­рой – а, может быть, и вся их совокупность – должны быть вновь оценены в непосредствен­ной связи с ее содержанием.

Примечательна (и требует своего осмысле­ния в исторической перспективе) идея избран­ности Русской земли в качестве хранительни­цы ценностей собственно духовной жизни, идея особого покровительства со стороны Бо­жией Матери.

Личность Сергия Радонежского, его роль в возрождении Руси, «поверженной духовно» татаро-монгольским нашествием, будут малопо­нятны, если мера национального бедствия будет смягчена или неправильно оценена. Главное же, что является первоочередным, – это оценка и понимание исключительности мистического облика преподобного и достигну­того им духовного величия. Именно в этом ве­личии, при полноте смирения – подлинное значение исторического прошлого Русской земли.

О.И. Подобедова

Древнерусское искусство. Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV-XV вв. - СПб., 1998.


Примечания

Ключевский В.О. Значение прп. Сергия для русского народа и государства // Богословский вестник. 1892. Вып. 11. С. 199–215 (далее – Ключевский, 1892). Переизд.: Очерки и речи: Второй сборник статей В. Ключевского. – М., 1913.

Ключевский, 1892. С. 202.

Там же. С. 201.

Там же. С. 203.

Там же.

Там же. С. 205.

Там же. С. 205.

Напомню, что епифаниевская редакция жития сохранилась в составе Второй Софийской и Никоновской летописей и в Лицевом летописном своде второй полови¬ны XVI в. Что же касается остальных списков жития, в частности лицевого Жития 1590-х годов (РГБ), то там текст несет следы переработки и редактуры Пахомия Серба. См. об этом: Арциховский А. В. Древнерусские ми¬ниатюры как исторический источник. – М., 1944; Голубинский Е. Преподобный Сергий и созданная им Лавра. – М., 1909. С. 11; Подобедова О.И. Миниатюры русских исторических рукописей. – М., 1965. С. 274; Щепкина М.В. Царские лицевые рукописи конца XVI – начала XVII века: (Художественные и бытовые особенности): Дис. ... канд. искусствоведения. – М., 1947. Что касается состава текста и содержания иллюстрирующих его мини¬атюр, вошедших в Лицевой летописный свод, то они от¬личаются особой конкретностью и независимы ни от ико¬нографии клейм житийных икон преподобного Сергия, ни от известных иллюстраций лицевых житий (тем более, что все они возникли позднее). «Повесть о препо¬добном Сергии» в Лицевом летописном своде имеет 77 миниатюр. Характерно, что столь же самостоятельны по иконографии и содержанию миниатюры «Сказания о Сте-фане Пермском» в Лицевом летописном своде (см. так на¬зываемый «Древний летописец», Т. 3. – Л. 571–677 об.). Том хранится в ВАН.

Ключевский, 1892. С. 208.

Ключевский, 1892. С. 199–215. (см.: Лицевой летописный свод второй половины XVI в.). Там же, на л. 54 тома 2 «Древнего летописца» изображено «затворение» преподобным новгородских храмов.

В.О. Ключевский приводит примечательные данные о числе монастырей, возникших на протяжении 1240–1340 гг. Их было всего несколько десятков, тогда как за 100 лет – с 1340 по 1440 г. – было по¬строено 150 (Ключевский, 1892. С. 210).

Голубинский Е. Преподобный Сергий и создан¬ная им Лавра: Жизнеописание прп. Сергия и путево¬дитель по Лавре: Изд. 2, испр. и доп. – М., 1909. С. 19. Весьма интересно сопоставить эту часть Жития со «Сказанием о преподобном Сергии», читающемся в Со-фийской II, Никоновской летописях и Лицевом лето¬писном своде. Софийская II летопись содержит житие преподобного Никона, где повествуется о том, что именно он поручил Андрею Рублеву написать икону Пресвятой Троицы «в похвалу» Сергию Радонежскому. См.: ПСРЛ. – СПб., 1853. Т. 6 (под 1408 г.).

Первым, кто дал, с моей точки зрения, самое точное истолкование как содержания, персонификации Ангелов, так и символики отдельных деталей иконы, был И.Э. Грабарь. Его работа и сегодня не утратила своего значения (см.: Грабарь И. Андрей Рублев: Во¬просы реставрации. – М., 1926. Т. 1. Не утратила, впро¬чем, свой основной пафос и работа Н.П. Лихачева (Лихачев Н.П. «Манера письма Андрея Рублева»: Реф., чит. 17-го марта 1906 г. / Изд. ОЛДП. – СПб., 1907. Т. 126). Сегодня почти забыты и статьи Н. Пу¬нина (Пунин Н. Андрей Рублев // Аполлон. 1916. № 2, особенно С. 19), а также наблюдения А.Н. Свирина (Щербаков Н., Свирин А. К вопросу о творчестве Анд¬рея Рублева. – Сергиев, 1928).

Богатый материал см.: Катанский А.Л. Учение о благодати Божией в творениях св. Отцов и учителей Церкви до блаженного Августина. – СПб., 1902 (далее: Катанский, 1902). Известно, что и сам преподобный, и его ближайшее окружение не только читали, но и перепи¬сывали святых Отцов. Митрополит Алексий перевел с гре¬ческого и собственноручно написал текст Евангелия. К этому тексту не раз обращались русские справщики (пе¬чатники) и в эпоху Ивана IV, и в эпоху Патриарха Ни¬кона как к тексту, не имевшему погрешностей. Что ка¬сается других учеников и «собеседников», то можно уве-ренно говорить о высокой образованности Нила Сорского, отчасти Кирилла Белозерского и Саввы Сторожевского. Однако наибольшие данные о круге чтения содержат пи¬сания Нила Сорского. См.: Преподобный Нил Сорский и его устав о жительстве скитском (изложенный еп. Иустином). – Берлин, 1939. «Устав» Нила Сорского – это, как свидетельствуют исследователи, «почти исчерпывающий трактат по православной аскетике. Недаром его называют „Малым Добротолюбием"» (см.: Там же. С. 17).

Катанский, 1902. С. 21.

Федотов Г.П. Святые Древней Руси. – М., 1990. С. 150.


17 Июля 2019

I. История основания Троицкого монастыря. Роль Преподобного Сергия Радонежского.

Троицкий монастырь был основан в середине XIV века (вероятнее всего в 1345г.) в глухих лесах северного Подмосковья. На холме Маковец, при слиянии рек Вондюги и Кончуры братья Варфоломей и Стефан, из города Радонеж, построили небольшую деревянную келью. Варфоломей приняв монашество войдет в историю под именем Преподобного Сергия. После основания монастыря его территория расширяется, сюда стекаются люди. В 1355 году в монастыре вводится общежитейный устав.

Основатель монастыря Сергий Радонежский (1314 - 1392) поддерживал политику московских князей по единению сил для борьбы за национальную независимость. Он становится духовным наставником московского князя Дмитрия Ивановича, крестит его детей, участвует в разрешении междоусобных споров.

Во второй половине XIV века произошло значительное изменение в политической жизни Руси. Все больше ослабевает ее зависимость от Золотой Орды. Дмитрий Иванович отказался от выплаты ей дани. Правитель Орды темник Мамай начал готовится к большому походу на русские земли. Летом 1380 года, собрав огромные военные силы, он двинулся к русским границам. Ему противостояли не разобщенные княжеские дружины, а общерусское войско. Перед решающим сражением князь Дмитрий приезжает в Троицкий монастырь, чтобы получить у Сергия Радонежского благословение на ратный подвиг. Игумен посылает с князем на битву двух монахов- воинов Александра Пересвета и Андрея Осляблю.

Русские войска действовали быстро и решительно, навязав ордынцам сражение в невыгодных условиях. С поединка между богатырями Пересветом и Темир- Мурзою (Челубеем) началось историческое сражение на Куликовом поле. Значение Куликовой битвы было огромно. Она укрепила влияние вдохновителей великой победы - Сергия Радонежского и его монастыря. Для того чтобы почтить память погибших в битве князь Дмитрий, уже получивший прозвище Донской, вновь посещает Троицкий монастырь.

После смерти Сергий был погребен на территории монастыря. В 1422 году он причислен к лику святых и провозглашен “покровителем земли Русской” и “заступником перед богом”. Над гробом Преподобного Сергия в том же году закончено строительство Троицкого собора, который и в наши дни является действующим.

II. Роль Троицкого собора в архитектурном ансамбле лавры

Белокаменный Троицкий собор (1422- 1423) стоит на месте трех последовательно сменявшихся деревянных церквей - 1345, 1356 и 1412 годов. Он отмечает собой исторический центр, вокруг которого происходило все последующее формирование монастырского ансамбля. Небольшая площадь перед ним до сих пор сохранила те же размеры что и во времена скромной обители Сергия. Но за шесть столетий вокруг этого здания появилось такое количество первоклассных памятников разных времен и стилей, какое вряд ли можно увидеть вместе где - либо еще. Так, непосредственно к Троицкому собору примкнул небольшой одноаписный храм - Никоновский придел (1548), недалеко от них разместилась Духовская церковь (1478); восточнее расположен величественный пятиглавый Успенский собор (1559- 1585), рядом с ним видна филигранная Надкладезная часовня (конец XVII в.); с северной стороны взметнулась в высь свеча пятиярусной колокольни (1740 - 1770), а всю западную сторону занимает протяженный Казначейский корпус келий (XVII - XIX вв.). В просветах между этими зданиями и как бы обрамляя их видны Митрополичьи покои (1778), монументальная Трапезная на высоких арках гульбища (1686- 1692) с миниатюрной восьмигранной Михеевской церковью (1734) у ее подножия, букет золотых глав высокой надвратной церкви (1693- 1699) над главным входом в монастырь, великолепно убранные изразцами торжественные царские Чертоги (конец XVII в.), вычурная ротонда Смоленской церкви на своеобразном стилобате из четырех криволинейных лестниц- папертей (1745) и нарядные Больничные палаты с шатровой церковью Зосима и Савватия (1635- 1638). Центр этой главной монастырской площади отмечен памятным четырехгранным обелиском из песчяника (1792), на гранях которого, говоря словами Н.М. Карамзина, “ изображены четыре эпохи славы монастыря и незабвенные услуги, оказанные им России”.

Троицкий собор, как главная святыня монастыря, больше и чаще других зданий подвергался различным дополнениям и переделкам. В следствии этого к началу XX века облик Троицкого собора оказался существенно искаженным.

III. Архитектура Троицкого собора .

Исследования, а затем полная реставрация памятника (1966) показали, что он представляет собой образец того нового типа храма, который был выработан на московской земле в годы высокого подъема национального искусства, последовавшего за знаменательной победой на Куликовом поле. Это относительно небольшая четырехстолпная церковь с одной главой и тремя невысокими апсидами; строгую гладь ее стен завершают киливидные закомары, форму которых подхватывают два ряда кокошников, создавая переход к башнеобразному барабану, увенчанному шлемовидным куполом и крестом простого рисунка. Однако, несмотря на небольшие размеры, Троицкий собор производит впечатление величественного и мощного сооружения; весь его облик как бы подчеркивает мемориальное назначение храма, поставленного над гробом Сергия Радонежского. Так, необычен эффектный наклон стен к центру здания (до 45 см), придающий ему особую зрительную устойчивость и вместе с тем устремленность ввысь. Это впечатление усиливается пирамидальным сужением кверху высокого барабана и его постамента, а также последовательным применением подобного приема построения порталов, окон, кокошников и т.д.

Стены собора выложены из правильных блоков белого камня; узкие, редко расположенные щелевидные окна подчеркивают толщину и массивность его конструкций. Членение фасадов сохраняет традиционную трехчастность, но это уже не обычная владимиро- суздальская разбивка поверхности стен лопатками тонкого профиля с полуколонками, переходящими в обрамление закомар. Плоские лопатки Троицкого собора очень массивны и приобретают значение конструктивных пилястр; на их копители опирается арочная кладка килевидных закомар, поле которых отделено от плоскости стен дополнительным уступом. Таким образом, здесь впервые в русской архитектуре появляется оригинальная трактовка классической ордерной системы, получившая затем своебразное развитие в сооружениях последующего столетия.

Единственным украшением фасадов собора служит широкий пояс из трех лент искустно высеченного орнамента; он как бы стягивает тело храма, разделяя его на две неравные по высоте части, а также огибает верх алтарных апсид и высокого барабана главы.

Благодаря строгой закономерности в построении каждого элемента интерьера наклон стен и пилонов, крутые формы арок и сводов создают впечатление значительно большей высоты в храме, нежели это есть на самом деле. Такая стройная система хорошо продуманных искусственных ракурсов и оптических поправок (курватур) лучше всего свидетельствуют о высоком профессиональном мастерстве строителей этого храма, в совершенстве владевших сложным искусством архитектуры.

Торжественная архитектура Троицкого собора, строгость и монументальность форм хорошо соответствовала его назначению в качестве усыпальницы одного из популярных поборников единения земли Русской.

Список используемой литературы

1. Балдин В. Загорск, М., “Искусство”, 1989

2. Балдин В. Загорск, М., “Стройиздат”, 1981

3. Граф Сергей Шереметьев Свято- Троицкая Сергиева лавра, М., Типо-Лит. Н.И. Куманина, Мясницкая, близъ Почтампа., 1898

4. Греков А. Загорский музей заповедник, М., “Московский рабочий”, 1991

5. Нефедов А.Н. На древнем Маковце, М., “Московский рабочий”, 1987

Преподобный Сергий Радонежский был первым русским святым, который целостно и всецело выразил русское национальное самосознание . Старец Троице-Сергиевой обители соединил разные традиции православного монашества. Будучи отшельником и аскетом, человеком высокопросвещённым, он был сторонником деятельной миссии Церкви. Монастырь преподобного Сергия как духовный центр, источник хозяйственной колонизации обширных земель, неприступная крепость, влиял на все стороны жизни Руси. Преподобный Сергий был безусловным авторитетом для народа и власти ; в житиях он назывался строителем Руси.

В.О. Ключевский называл преподобного Сергия «благодатным воспитателем русского народного духа». Священник Павел Флоренский характеризовал преподобного Сергия как «особого нашего Российского царствия хранителя и помощника»: «И если вся Русь, в метафизической форме своей, сродна эллинству, то духовный родоначальник Московской Руси воплотил в себе эту эллинскую гармонию совершенной, действительно совершенной, личности с такою степенью художественной проработки линий духовного характера Руси, что сам, в отношении к Лавре, или точнее - всей культурной области, им насквозь пронизанной, есть, возвращаясь к прежнему сравнению, - портрет портрета, чистейшее выражение той духовной сущности, которая сквозит многообразно во всех сторонах Лавры как целого.

Преподобный Сергий Радонежский был первым русским святым,
который выразил русское национальное самосознание

Если Дом Преподобного Сергия есть лицо России , явленное мастерством высокого искусства, то основатель её есть первообраз её, этого образа России, первоявление России… - лик лица её, ибо под «ликом» мы разумеем чистейшее явление духовной формы, освобождённое ото всех наслоений и временных оболочек, ото всякой шелухи, ото всего полуживого и застящего чистые, проработанные линии её…

Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры, мы не найдём ни одной нити, которая не приводила бы к этому первоузлу; нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская школа, русская наука - все эти линии русской культуры сходятся к Преподобному. В лице его русский народ сознал себя; своё культурно-историческое место, свою культурную задачу и тогда только, сознав себя, получил историческое право на самостоятельность».

В Сергия Радонежского русский народ сознал себя и свое предназначение

Д.С. Лихачёв писал о преподобном: «Сергий Радонежский был проводником определённых идей и традиций: с Церковью связывалось единство Руси. Князья ссорились, наводили татар на Русскую землю , как когда-то половцев. Шло постоянное соперничество за великое княжение, за титул великого князя. А Церковь-то была едина. И поэтому главная идея рублёвской Троицы – идея единства, столь важная во тьме разделения нашего. Дмитрий Донской начинает не с объединения территории, а с объединения духовно-нравственного.

Этим-то и замечателен московский князь, ставший во главе русского войска. И Москва от этого выиграла в глазах всей Руси. Она выиграла не потому, что, как пытаются это доказать, стояла на очень выгодных торговых путях, а потому, что в этой сложнейшей ситуации возглавила политику объединения Русской земли . То есть Москва выиграла духовно. Москва не была экономически сильней Твери или Новгорода, она оказалась духовно сильней». И духовность эта питалась из Троице-Сергиевой лавры.

Главная идея рублёвской Троицы – идея единства

Сергий Радонежский сыграл решающую роль в освобождении Руси от монгольского ига. Князь Дмитрий Донской робко избегал решающего столкновения с татарами, но благословение преподобного Сергия подвигло князя на битву и вдохновило на победу. Акт религиозного сознания оказался всеобъемлющим, включал осознание исторической миссии Руси, поэтому ему подчинилась политическая воля.

Ключевым событием в освобождении от татарского ига, в национальной солидаризации, в духовном возрождении русского народа стала Куликовская битва 1380 года . С этого момента формируется русское национальное сознание, начинается возрождение русской средневековой культуры, строится великое Московское государство. «На Куликовом поле оборона христианства слилась с национальным делом Руси и политическим делом Москвы. В неразрывности этой связи дано и благословение преподобного Сергия Москве, собирательнице государства русского» (Г.П. Федотов).
Божественная любовь, явленная в полноте во взаимной любви Божественных Ипостасей Святой Троицы, – это вечное истечение любви для мира сего.

С победы в Куликовской битве начинается формирование
русского национального самосознания

Христианство – религия любви, Православие – установка на преображение мира любовью. Русская идея – утверждение соборной любви в жизни . Идеал Православия – любовь на земле по образу небесной любви Ипостасей Святой Троицы: «Дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх розни мира сего» (преп. Сергий Радонежский). «Русское Православие воспринимает Бога любовью, воссылает Ему молитву любви и обращается с любовью к миру и людям» (И.А. Ильин). Любовь является силой единения соборно-персоналистических начал и играет огромную созидательную роль в истории.

«Троица» Андрея Рублева выразила идеал и реальное возрастание чувства соборности в русском народе – духовного национального единения после веков раздора и расчленения. «Для русских людей конца XIV – начала XV вв. идея триединого божества была важна не только сама по себе, но и как символ всеобъемлющего единства и единения: небесного и земного, духовного и материального, Бога и человека, наконец и прежде всего – людей между собой; как символ уничтожения всяческой вражды и раздора, как воплощение идеала бесконечной, всепрощающей и всепобеждающей любви.

Русская идея – утверждение соборной любви в жизни

Не случайно икона была написана в память Сергия Радонежского – неутомимого борца с «ненавистной раздельностью мира» (Епифаний), одного из главных вдохновителей и инициаторов объединения русских земель вокруг Москвы в единое государство, живого воплощения глубочайшей духовности и нравственной чистоты… С удивительной ясностью воплощен в иконе идеал человека Древней Руси – мудрого, добродетельного, нравственно совершенного, готового к самопожертвованию ради ближнего своего, духовно и физически прекрасного; выражена мечта русского человека о всеобъемлющей любви» (С.С. Бычков).

«Троица» написана в память о преподобном Сергии и выразила молитвенный умысел обоих святых – преподобного Сергия Радонежского и преподобного Андрея Рублева . «А молитвенным умыслом их было то, что именуется в нашей литургической молитве «соединением всех» под знаком «Нераздельной Троицы»… Как стала некогда икона – победой над «ненавистной враждой мира сего», утешением для тех, чьё сердце вправду горит жаждой «соединения всех», указанием пути к той цели, которая названа в т.н. Первосвященнической молитве Самого Иисуса Христа: «Да будут все едино» (Ин 17:21)» (С.С. Аверинцев).

Русская идея проникнута здравым реализмом и
признанием самоценности этой жизни

В силу бережного отношения к жизни русская идея не склонна к крайностям, но ориентирована на поиск мудрого равновесия между разрывными антиномиями. Истина есть единство многообразия и гармоническое равновесие противоположного. Истина ни одесную, ни ошуюю, а на царском пути. Отсюда русская идея проникнута здравым реализмом , признанием самоценности этой жизни, ценности земного устроения. В одновременной устремлённости к горнему и к земному нет болезненного разрыва, как то представлялось многим. Гармония антиномий лежит в основе христианства, религии Богочеловека, религии преображения и спасения в Боге всего тварного мира.

Сохраняя эту бытийную двуполярность, а не срываясь в близорукий спиритуализм или слепой натурализм, русская идея остаётся наиболее верной истине христианства : цель жизни – за пределами земной жизни, но путь к ней лежит только в пределах мира сего; в этом высшее значение жизни. Религиозный радикализм – устремлённость к горнему – делает русскую идею умеренно реалистичной в прагматике жизни. Русскую государственную, общественную, церковную и бытовую жизнь устрояют здравый смысл, жизненная мудрость и опыт.

Русская идея остаётся наиболее верной истине христианства:
цель жизни – за пределами земной жизни

Мудро-покойны и светло-реалистичны святые Сергий Радонежский, Нил Сорский, Серафим Саровский. Инстинкт упорных строителей, а не радикальных реформаторов господствует у большинства русских князей и царей, у русских тружеников. Главная магистраль русской истории ведёт через поиск разрешения конфликтов и противоречий жизни, поиск узкого пути истинной жизни. Без инстинкта равновесия и спасающей середины русский народ был бы раздавлен испытаниями. Маниакальный энтузиазм проистекает из слепой и ложной веры: в иосифлянстве, в опричнине Грозного, у никонианцев и раскольников, у Петра I.

Все крайние цели, методы и средства в русской истории были срывами в русской идее и изменой русскому характеру. Осторожное напряженное устроение жизни, а не радикальные переломы позволяли создать условия для духовного воспитания людей. Реалистичность русской идеи замыкается на её онтологичности, земля соединяется с небом.

Суть русской идеи - это духовное созерцание и активное мирское делание

Сергий Радонежский сочетал установки на духовное созерцание и активное мирское делание. После преподобного Сергия из единого корня образовались две традиции . Влияние созерцательного мистицизма Троице-Сергиева монастыря распространилось на север, в Заволжье, а на юге – в Центральной России и Москве возобладала активная общественная направленность. Московское монашество занято культурными, общественными и политическими проблемами.

В споре нестяжателей (последователей преп. Нила Сорского) и стяжателей (сторонников преп. Иосифа Волоколамского) столкнулись выросшие из единого источника две религиозные установки:

  1. отказ от мира ради духовного самосовершенствования, правда Царства Небесного внутри человека и мистическое единение души с Богом;
  2. общественное служение Церкви и воздействие её на мир.

Поляризация проходила по основным проблемам жизни. «Спор шёл о самых началах и пределах христианской жизни и действия… Сталкивались два религиозных замысла, два религиозных идеала… В этот спор были вовлечены сами религиозные массы» (прот. Георгий Флоровский).

Светочам русской святости Феодосию Печерскому, Сергию Радонежскому, Нилу Сорскому было присуще бескорыстное стремление к истине, которое открывает путь положительным проявлениям национальной культурной самобытности. Ориентация на вселенскость и универсализм не подавляет индивидуального, а наделяет его общезначимостью. Иосифлянство было оторвано от основ русской религиозности и Вселенского Православия, привносило чуждый агрессивный партикуляризм. Тоталитарность мышления, агрессивное неприятие других церковных позиций, узость духовного горизонта привели к вырождению положительного в иосифлянстве, ибо частная истина превращается в ложь, когда её противопоставляют истине целостной.

Из Сергиевых учеников мы укажем на Ферапонта и в особенности на Кирилла белозерского: оба они были основателями монашества в пустынных северных краях, соседних с Белоозером. Первый основал монастырь Ферапонтов, второй - Кирилло-Белозерский монастырь, приобретший особенную знаменитость в XV и XVI в., славный своею богатою библиотекою. Ученики Кирилла белозерского были в свою очередь важными распространителями монашества. Таковы были между прочими Дионисий глушицкий и Корнилий комельский, основатели монастырей в диких вологодских странах. Не говорим уже о многих других, которые, не будучи учениками Сергия или его учеников, были возбуждаемы его примером и всеобщим распространившимся стремлением к основанию монастырей в пустынных странах.

3. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

Сергий Радонежский жил на Руси в XIV веке. Свою небесную миссию Российского путеводителя он исполнил указанием задач ближайшей и всей последующей истории России: свержение татарского ига и независимость государства, прекращение усобиц и свободное объединение под единодержавною властью Московского государя.

Преподобный Сергий не только благословил Дмитрия Донского на решительную битву с татарами, но и помог своим непосредственным участием до конца побороть нетерпимое иго ислама. И на Куликовском поле, и под Казанью он сам чудесно являлся Русским героям и своим явлением уже заранее решал их победу. Недаром татары и после смерти Преподобного, взявши Москву, не считали еще законченным свое дело разорения Русского государства, но шли еще сжечь и Троицкую Лавру Преподобного, как это было, например, при Едигее в 1408 году. Они отлично знали, что там именно поднято вечно живое знамя, перед которым во прах падет их ислам. Мы не говорим уже о других величайших посмертных чудесах Преподобного в деле освобождения Русской земли от врагов, как, например, поднятие Минина и нижегородцев в 1612 году и т.п.

Вместе с этим Преподобный Сергий дал положительные начала внутренней жизни России. Он сам ходил к мятежным князьям Нижнего Новгорода, Рязани, Твери и Ростова и всеми мерами склонил их помириться с Москвой и дружно стать на общую взаимную службу под единой державой великого князя Московского. Он сам утвердил, а может быть, и внушил духовную грамоту Дмитрия Ивановича, завещавшего престол своему старшему сыну Василию Дмитриевичу, и этим прекратил повод к усобицам, указав порядок самодержавную власть Московского государства. Можно сказать, великая самодержавная Россия стоит Преподобным Сергием.

Во главу своего дела освобождения, собирания и укрепления России Преподобный Сергий положил собственноручное создание в 1340 году храма Святой Троицы, около которого и основалась потом его знаменитая Троице-Сергиева Лавра, залог единства земли и независимости Московского государства от материального подчинения Востоку, а в будущем – и от материального подчинения Западу. В Троице им было указано не только святейшее совершенство вечной жизни, но и образец для жизни человеческой, знамя, под которым должно стоять все человечество, потому что в Троице, как Нераздельной, осуждаются усобицы и требуется собирание, а в Троице Неслиянной осуждается иго и требуется освобождение. И если в области, куда население удалялось от татарских и других вражеских погромов, возник и процвел монастырь с именем Святой Троицы, то несомненно, что в этом имени крылась надежда спасения всей земли и ее независимости. Если он сам с покорностью объединился около Москвы, ничего не утратив из своего духовного богатства, если он собирал под ее державу многоразличные племена и языки, если в этом множестве он сумел найти объединяющий центр в самодержавной власти Московского государя, то очевидно, что свое кафолическое, вселенское православие, собирающее всех в одно стадо к одному пастырю, не уничтожая национальности и языки. Само собой разумеется, что вся история Московского государства может служить только началом, только далеко не совершенным выражением Образца, которому воздвиг храм Преподобный Сергий.

Как скоро почитание Святой Троицы стало внешним выражением стремления Русского народа к Святейшему Образцу жизни, Троицкие храмы явились сами собой. Вслед за первым Троицким храмом, построенным в 1340 году руками самого Преподобного Сергия, в течение одного столетия их построено так много, что нет возможности сосчитать их на всем пространстве России. Явились даже целые Троицкие города и села.

Но русский народ не забыл того, кто научил его почитать Святую Троицу. Вскоре после смерти Преподобного на его родине был создан монастрыь Святой Троицы и при главном храме его – придел Преподобного Сергия (Варницкий Троицкий монастырь в 4 верстах от Ростова). Можно сказать, было даже правилом при Троицких храмах строить Сергиевские приделы. Даже в наше время они редко где разъединены. Это присоединение имен Троицы и Сергия и это постоянство в храмосоздании ясно свидетельствуют, кому Россия обязана почитанием Троицы и Троицкими храмами.

Немаловажно значение Преподобного Сергия и в экономическом плане. Он сумел создать и развить новый для русских земель XIV в. тип монастырей - общежительных, опиравшихся не на подаяние, а на собственную хозяйственную деятельность, что привело к образованию богатой и влиятельной монашеской корпорации. Благодаря этому с XIV века монастыри и церковь в общем стали иметь все более влияния на светскую власть вследствие их возросших возможностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе написания реферата я выполнила поставленные в начале цели и пришла к изложенным ниже выводам.

Основанная Сергием Троицкая обитель осталась до сих пор первенствующею среди всех других, построенных как им и его учениками, так и последующими основателями монастырей. Великие князья и цари имели обычай ежегодно ездить к Троице на праздник Пятидесятницы и, кроме того, считали долгом отправляться туда перед каждым важным делом, нередко пешком, и просить содействия и заступничества чудотворца Сергия. Великие события смутного времени в особенности возвысили историческое значение Троицкой Лавры.

Сам Преподобный Сергий сыграл значительную роль в русской истории XIV века. Он не только благословил Куликовскую битву, он сделал гораздо большее – он поднял дух измученных татаро-монгольским игом людей. Это не менее важно, чем правильная тактика полководца или хорошо вышколенное войско. К этому добавляется вклад Преподобного Сергия в развитие церкви – создание нового типа монастырей и множество его конкретных проявлений.

В конце своей работы я бы хотела привести слова патриарха Московского и всея Руси Алексия I: "Преподобный Сергий, явившийся началом монашеского делания в Московской Руси, явился и его непревзойденном венцом, великим делателем на стезях спасения. Он, основавший малую обитель, стал чрез своих учеников, близких и дальних, устроителем всей русской монашеской жизни; его, искренне избегавшего руководства малой братией, Господь уготовал быть игуменом всей земли Русской. Верим, что и поныне предстоит он Престолу Вседержителя как горячий молитвенник и неустанный ходатай за всю Русскую землю и за каждого из нас, с верою к нему обращающегося". Мне остается лишь согласится с ним и добавить, что мне было очень интересно писать о Преподобном Сергии Радонежском. Великие люди навсегда остаются в веках, если они действительно велики. И Преподобный Сергий один из ярчайших их представителей.

Предварительный просмотр:

Введение

В этом году отмечается 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, одного из самых почитаемых русских святых.

Тема моего проекта актуальна , поскольку славное имя Сергия хранится в народной памяти, и, словно маяк, озаряет исторический путь нашего народа к вечности, к нравственному преображению нашего Отечества, к правде и взаимной любви.

Я хочу рассказать о жизни и деяниях преподобного Сергия Радонежского и о его связи с историей моего края.

Передо мной стоят следующие задачи:

Воспитание уважительного отношения к святыням родной земли, к наследию культуры, осознание себя потомками славного прошлого России и родного края;

Расширить знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли;

Воспитание христианской нравственной культуры и демонстрация примеров ее воплощения.

I. Методики исследования

При работе над проектом мною использовались различные методики исследования:

1) изучение документов и экспонатов школьного краеведческого музея, поиск и исследование дополнительной литературы, материалов СМИ;

2) встречи со старожилами и священнослужителями сельского поселения Раменское;

3) опрос;

4) интервьюирование.

II. Житие и деяния прп. Сергия Радонежского

Сергий (в миру – Варфоломей) родился в 1314 году (Приложение 1). В детстве он никак не мог научиться читать, и это его очень огорчало. Однажды юноша долго бродил по полянам и вдруг увидел старца, который стоял под деревом и молился (Приложение 2). Увидев мальчика, старец спросил: «Что хочешь и чего ищешь, отрок». И Варфоломей ответил ему, что больше всего на свете он хочет научиться читать Слово Божие. Старец помолился и сказал: «С этого дня Бог просветит тебя и дарует знание грамоты. И случилось чудо: Варфоломей открыл книгу и начал читать.

«Но, наконец, настал прозренья

Неповторимый вечный миг,

И я смысл жизни и спасенья

Сердечным разумом постиг!»6

После смерти родителей Сергий вместе с братом Стефаном в 1335 году построил на холме Маковец, среди глухого Радонежского бора, небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы. Однако Стефан не смог вынести суровой, полной тягот и лишений подвижнической жизни и ушел в московский Богоявленский монастырь. Варфоломей же, принявший при пострижении имя Сергий, остался жить в полном одиночестве, совершая каждодневный подвиг труда и молитвы в глухом лесу.

Со временем к Сергию стали присоединяться другие монахи.

В общении с ними святой сочетал кротость и требовательность. Даже став Игуменом, он продолжал трудиться на пользу братии: строил кельи, пек хлеб, носил воду. Постепенно слава его росла.3

Однажды Преподобный, когда братия начала роптать на то, что рядом нет воды, взял одного из иноков, спустился вниз из обители и, найдя небольшую лужу дождевой воды, встав на колени, молился: «Господи, Господи Боже наш, услыши нас грешных в час сей и яви чудо». И услышал Господь молитву своего угодника и явил чудо: забил, заискрился ручей.

Широко известно чудо, которое Преподобный Сергий сотворил с ребенком. Один человек принес ему своего умирающего сына и пока просил Сергия о помощи, ребенок умер. Отец впал в отчаяние и ушел, а когда вернулся, то ребенок его оказался жив.

Много еще разных чудес совершил Сергий Радонежский (Приложение 4).

В середине XIV века Сергий основал монастырь, который впоследствии получил название Свято-Троицко-Сергиевского и статус лавры5.

Роль монастыря и Сергия Радонежского в жизни Московской Руси постоянно росла. Сергий ратовал за объединении и освобождение российских земель.

Перед Куликовской битвой Дмитрий Иванович Донской посетил Сергия Радонежского в его обители. Преподобный Сергий после молебна за успех предстоящего похода благословил князя на великий подвиг и отправил с ним двух иноков - Пересвета и Ослябю, хорошо знавших военное дело.

«На подвиг князя провожая,

Он, волю Неба выражая,

Монахов дал ему с собой-

На зримый и незримый бой…»

Этим Сергий подчеркнул, что война против завоевателей священна и доля каждого, в том числе священнослужителей, принять в ней участие (Приложение 5).

К концу XIV века Троице-Сергиевский монастырь стал одним из влиятельных центров политической и культурной жизни Древней Руси (Приложение 3). Земная жизнь прп. Сергия Радонежского завершилась 25 сентября 1392 года. Через 30 лет он был прославлен в лике святых (Приложение 6).

«Призвал Господь избранного раба

В небесные и вечные селенья;

Исполнил он свое предназначенье;

Окончилась великая борьба!»

Святая церковь празднует память Преподобного Сергия 25 сентября (8 октября), 5 (18) июля, 6 (19) июля.

Наиболее известным источником сведений о нем является легендарное Житие Сергия, написанное его учеником Епифанием Премудрым, а в середине XV века значительно переработанное и дополненное Пахомием Логофетом. В последующем число вариантов жития Сергия существенно увеличилось.

Одним из важных проявлений духовно-нравственной культуры человека является любовь к родному краю. Стержнем духовности на протяжении веков являлась православное христианство. Многие православные христиане были прославлены и почитались на Руси, как святые. Среди них прп. Сергий Радонежский.

Изучение священной топографии Подмосковья позволяет узнать, что многие христианские храмы в разных городах, поселках, селах Подмосковья освящены в честь прп. Сергия Радонежского. Я думаю, это объясняется тем, что во все века – вражеских нашествий, житейских бед, природных потрясений – христиане прибегали к помощи Сергия Радонежского: молились, плакали, рассказывали о своих бедах, просили, радовались и благодарили Сергия за помощь, называли его Заступником, верили, что он заступится за христиан, пожалеет и не даст в обиду. Глубокая любовь к Сергию выразилась в почитании его святого образа, в освещении храмов в его честь.

Значительную роль в распространении православия в нашем крае и устройстве церквей играли монастыри – Николо-Радовицкий, затем коломенские монастыри – Голутвинский, Сергиевский2. Сергий Радонежский сыграл большую роль в распространении православия, основав не только свой монастырь, но и бесчисленные обители. Его ученики основали до сорока монастырей, а ученики его учеников – не менее пятидесяти.

И куда бы из Москвы в окрестности не двинуться – всюду следы Сергия: в Звенигороде – монастырь прп Саввы Сторожевского, в Серпухове – Высоцкий монастырь, учреждённый прп Афанасием, Голутвинский монастырь в Коломне, это прп Григорий, Боровенский монастырь, в Калужской губернии, на севере – Ферапонтов и Кирилло-Белозерский монастырь – везде монастыри Сергия, везде его ученики, трудно перечислить всех. Вот, что писал об этом наш земляк, известный писатель Е.Г. Санин (монах Варнава) в своей поэме «Святая крепость. Преподобный Сергий Радонежский».

Ибо вершились Божие дела:

Варфоломей стал – Сергием, монахом,

Игуменом, обитель возросла…

И только ли она? Подобно чуду,

Из- под благословляющей руки

Святого Аввы возводили всюду

Обители его ученики!

Москва, Коломна, Серпухов, Обнора,

Звенигород, Калязин, речка Тьма…

И просто(без названья!) – чаща бора,

Киржач, Пешноша, Боровск, Кострома…

Все перечесть удастся нам едва ли-

Ведь в те года, куда ни посмотри,

Спасая души русские, вставали

В сиянии Крестов, монастыри!»

1). Церковь преподобного Сергия Радонежского в с. Ивановское (ныне пос. Сергиевский Егорьевского района)

В Егорьевском районе в 1705 году была построена церковь прп. Сергия Радонежского. Вместе с ней возник погост Сергиевский. По переписи 1715 года погост был назван с. Ивановским. В 1783 году церковь сгорела от молнии. В следующем году приступили к строительству новой церкви, через два года она была освящена. В 1863 году у церкви прп. Сергия Радонежского колокольня была заменена на новую. Кроме храмовой иконы прп. Сергия, в храме хранилось икона «Божией Матери», особенно чтимая гуслицкими раскольниками. В 1888 году была построена церковноприходская школа. В приход церкви приписаны деревни: Михали, Ивановское, Русаки, Сазоново, Тимшино. В них проживало 980 мужчин и 1016 женщин. По Всесоюзной переписи населения 1926 года здесь появился посёлок Сергиевский Михалеского сельсовета7. В начале 30-х годов в поселке возник лесопильный цех по переработке леса лиственных пород, называемого «Черным лесом», а отсюда впоследствии в 70-ых годах поселок стал называться Чернолесьем или Чернолесским. Церковь прп. Сергия Радонежского в 30-е годы была закрыта и разобрана, а поселок в настоящие время опять носит название Сергиевский.

2). Голутвинский монастырь и его связь с Раменским краем. Прп Григорий Голутвинский (Коломенский) – ученик Сергия Радонежского

В Коломенском районе так же есть поселок Сергиевский. Раньше большая часть территории Коломенского уезда входило в Раменскую волость. Село Раменки, где я живу, один из старейших населенных пунктов на территории Егорьевского края и центр Раменской волости с конца XIV века. По письменным источникам оно известно из духовной грамоты Московского великого князя Дмитрия Ивановича Донского от 1389 года, где он назвал Раменки в числе коломенский волостей. Раменская волость с начала XVII века была крупной вотчиной Голутвинского монастыря (Приложение 7). Отсюда определенная связь этого монастыря с Раменским краем. Среди учеников Сергия Радонежского был прп. Григорий Голутвинский, первый игумен Голутвинского монастыря (Приложение 8), основанного в XIV веке Дмитрием Ивановичем Донским, по благословению прп. Сергия Радонежского, который прекрасно понимал его духовное значение и военную важность, как крепости. Сергий Радонежский благословил стать игуменом обители инока Григория, вручив ему игуменский жезл из черного дуба. Преподобный Григорий Голутвинский (Коломенский) был причислен к лику святых. Он построил каменный Богоявленский собор на месте деревянного, заложенного Сергием Радонежским. В XV веке здесь была построена церковь во имя святого основателя монастыря – прп. Сергия Радонежского. Сюда христиане шли поклониться главной святыне монастыря: старинному образу Сергия Радонежского. Почти рядом с Голутвинским монастырем расположено селение Сергиевское, носящее имя Сергия Радонежского9 .

3). Колычевский Казанский женский монастырь (Егорьевский район)

Колыческий Казанский женский монастырь в Егорьевском районе так же связан с именем Сергия Радонежского (Приложение 9). Основателем монастыря считают уроженца крестьянской семьи Тульской губернии Матвея Петрова (старец Макарий). В 13 лет помещик отпустил его в Коломенский Голутвинский монастырь, где он стал учеником уважаемого старца Ионикия. Затем Матвей приехал в д. Сазоново к своему товарищу, где хотел купить имение, но купил землю и основал Богадельню, ставшую Колычевской женской общиной, где позднее возник Колыческий Казанский женский монастырь, который стал играть большую роль в истории нашего края.

Матвей Петров (старец Макарий) стал продолжателем духовных традиций Голутвинского монастыря и святого дела Сергия Радонежского. Позднее он был вынужден покинуть женский монастырь и переселился в мужской Николо-Радовицкий. 11

4). Николо-Радовицкий мужской монастырь. Е. Г. Санин (монах Варнава) – автор поэмы о Сергии Радонежском

Этот монастырь был широко известен в Егорьевском районе. Николо-Радовицкий монастырь был построен в XVI веке старцем Пахомием, пришедшим в Россию с Московским митрополитом Фотием (Приложение 10). Монастырь был расположен на окраине села Радовицы, при озере Святом (Радовицком). С 1778 года он был приписан Егорьевскому уезду. В XVIII-XIX веках здесь было построено 5 каменных церквей. В разрушенном Никольском соборе один из пределов был посвящен прп. Сергию Радонежскому. В стенах Николо-Радовицкого монастыря написал свою поэму «Святая крепость. Сергий Радонежский» наш земляк – известный писатель Е.Г. Санин (монах Варнава) и посвятил ее 700-летию со дня рождения Игумена Земли Русской прп. Сергия Радонежского. Он является автором исторических повестей и романов, цикла стихов и рассказов для детей и более 1500 публикаций в газетах и журналах (Приложение 11).

5). Святыни сельского поселения Раменское Егорьевского муниципального района.

Подмосковье… Как много говорит это название и как красиво звучит. Старинные монастыри и церкви, основанные Сергием Радонежским и его учениками, каждый из которых оставил свой след в истории.

Найдите время и посетите один из уголков нашего родного края, который так богат своей историей, архитектурой, природой. Может он вам напомнит о жизни и деяниях прп. Сергия Радонежского. Я уверенна, что вас ждут новые интересные встречи, открытия, ведь в жизни нашего родного края есть еще много интересного и неизведанного. Никогда не проходите равнодушно мимо седой старины, которая заслуживает уважения к себе. Научитесь любить и понимать прекрасное, то чем богато наше Подмосковье. Пройдут годы… Может быть тебе придется посетить другие страны, но и это небольшое путешествие по своей малой Родине научит тебя ценить историю своих предков, беречь святыни родной земли и понимать, что ты очень счастливый человек – ты можешь гордиться славной историей и культурой Отечества, жизнью и деяниями людей. Таким человеком был прп. Сергий Радонежский.

В каждом Подмосковном храме находятся иконы прп. Сергия Радонежского. Они находятся и в храмах нашего сельского поселения Раменское: Храм Рождества Богородицы с. Раменки, Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Никиткино (Приложение 14), Церковь Николая Чудотворца с. Круги (Приложение 15), Церковь Троицы Живоначальной с. Лелечи (Приложение 16). 12

Малая Родина - она есть у каждого. Без любви к ней невозможна любовь к большой Родине. А разве можно не полюбить эту проселочную дорогу и церковь, сияющую на солнце своими куполами. Я живу в селе Раменки, где находится храм Рождества Богородицы (Приложение 12). Впервые он упоминается в коломенских писцовых книгах за 1578 год. Сначала он был деревянным. Существующий каменный храм начал строиться в 1815 году.

В советское время храм не раз закрывался. В 1993 года богослужение в храме возобновилось. Благодаря местным жителям здесь сохранился иконостас с иконами и роспись на стенах. Несмотря на все трудности, храм постепенно восстанавливается. Этот храм назван в честь Рождества пресвятой Богородицы. Перед походом на Куликово поле Дмитрий Донской собирал свои войска в Коломне и поэтому мы с уверенностью можем говорить, что жители деревень и сел Коломенского удела, в том числе и Раменок, выходили на поле Куликово. Победа на Куликовом поле была одержана как раз в день большого церковного праздника – Рождества Богородицы. Это было воспринято современниками, как еще одно явное свидетельство небесного покровительства Богородицы Русской земле. Молитва пресвятой Богородицы сопровождала весь иноческий путь Сергия.

С давних времен прп. Сергий Радонежский является покровителем учащихся – школьников, студентов. По традиции Православной церкви в начале каждого учебного года в православных храмах совершаются молебны для учащихся (Приложение 13). Такие молебны совершаются ежегодно и в нашем поселении. В эти дни церковь молится о том, чтобы Господь «ниспослал на отроков дух премудрости и разума, чтобы они могли разуметь и памятствовать доброе и душеполезное учение»

Перед началом молебна настоятели напоминают о том, что учеба – это большой труд и призывает с усердием и настойчивостью, с помощью Божией осваивать и совершенствовать знания. А родителям и учителям, чтобы они с великим терпением и самоотречением помогали всем детям в учебе.

Недалеко от нас в селе Лелечи есть Церковь Троицы Живоначальной, которая названа в честь святой Троицы. Здесь так же есть определённая связь с прп. Сергием Радонежским. Священник и ученый Павел Флоренский впервые обратил внимание на еще одну сторону деятельности Сергия Радонежского. В Византии, да и на Руси до Сергия не было ни праздника Троицы, ни Троичных икон, а значит, не было культа Троицы. То есть богослужение еще не полностью отвечало сущности Бога, которому христиане поклонялись4. Правильное понимание Бога и способности правильно славить его – залог правильного понимания мира и жизни вообще. 13

Такое понимание Пресвятой Троицы и дал России и всему миру Сергий Радонежский. И праздник Троицы, первоначально возникший, как местный праздник храмовой иконы, вскоре стал великим днем не только для всей Руси, но и для всего православного мира. Этот праздник ежегодно отмечается и в нашей местности.

Что же мы будем понимать под словом «святыня», чему будем отдавать предпочтение, среди обширного религиозного почитания?

Владимир Даль так определил это понятие: «Святыня - святость, это, чему мы поклоняемся, что чтим нерушимо. То есть святынями являются особые реликвии, чтимые верою»8.

На протяжении своей истории Россия повидала и перенесла всякое – и радости, и горести, и успехи побед, и печали поражений и утрат. Одни поколения сменяли другие и от родителей к детям переходили святыни.

История – это прежде всего люди, и их дела. Особенную память оставил о себе Сергий. Православная церковь на протяжении веков шла неотрывно от народа и в лишениях, и в радостях, и ее святыни – это народные реликвии.

Даже по прошествии веков, русский народ сохранил какое-то особенно трогательное, внимательное и серьёзное отношение к Сергию Радонежскому. Мы оглядываемся на эту фигуру и как бы вспоминаем о правильности выбранного пути, мы ищем в Сергии поддержку и успокоение.

Важное событие произошло в нашем городе и районе 12 апреля 2004 года. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II наградил епископа Егорьевского Марка, заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, орденом преподобного Сергия Радонежского (II степени).

Его Святейшество вручил орден Владыке Марку в Патриарших палатах в Кремле.

Славное имя Сергия Радонежского хранится в народной памяти и недаром его именем назван этот орден.

В этом году отмечается славный юбилей со дня рождения, наверное, самого известного и почитаемого русского святого Сергия Радонежского. Основные торжества пройдут в июле в обители святого - в Троице-Сергиевой лавре. Верующие всей Святой Руси придут в эти дни в лавру для того, чтобы вознести свои молитвы прп. Сергию. Но и на местах в нашей местности люди, не имеющие возможности быть в лавре, смогут помолиться святому. В каждую епархию будет привезена для поклонения икона с частицами мощей преподобного Сергия Радонежского, и все верующие, посетив храмы, смогут приложиться к святым мощам.

Сергий Радонежский остается самым почитаемым среди святых Русской земли. 14

IV. Маршрут « Путешествие к святыне»

Большую роль в духовной жизни народа играет путешествие по святым местам родного края.

Готовясь к этому путешествию мною, была проделана большая работа: изучались материалы по духовному краеведению школьного музея, было прочитано много дополнительной литературы: энциклопедий, справочников и т.д., материалов СМИ. Были встречи со старожилами и священнослужителями сельского поселения Раменское, велись беседы, делались необходимые записи, выбирался материал непосредственно связанный с жизнью и деяниями Сергия Радонежского.

Были собраны сведения о церквях и монастырях, расположенных в сельском поселении Раменское и ближайших поселениях, связанных с именем прп. Сергия Радонежского. Намечен сам маршрут «Путешествие к святыне». Были составлены таблицы с наименованием святынь и их историей. Указано, где они находятся, как к ним проехать. Была составлена карта этого маршрута с расположением этих святынь.

Я думаю, что маршрут «Путешествие к святыне» позволит узнать много нового о важной странице русской истории, событиях которые связаны с жизнью и деяниями прп. Сергия Радонежского и о почитании его в истории моего края.

По-моему мнению Сергий Радонежский – идеал нравственного человека. Всю свою жизнь он усердно трудился и верой служил Господу, служил своему народу и своей стране.

Святой прп. Сергий по молитве к нему защитит Вас от любых жизненных проблем. Святого просят защитить детей от дурного влияния, от неудач в учебе. Он привил мне желание учиться, узнавать и возрождать наши традиции, почитать старших. Преподобный Сергий пришел на свою Маковицу скромным и безвестным юношей Варфоломеем, а ушел прославленным старцем, одним из величайших людей России. Я считаю, что Сергий Радонежский является самым любимым и самым почитаемым русским святым.

III. Почитание прп. Сергия Радонежского в истории моего края

Одним из важных проявлений духовно-нравственной культуры человека является любовь к родному краю. Культура России является видимым отражением духовной жизни, ее народа. Стержнем этой духовности на протяжении веков являлась православное христианство. Многие православные христиане были прославлены и почитались на Руси, как святые. Среди них прп. Сергий Радонежский. Изучение священной топографии Подмосковья позволяет узнать, что многие христианские храмы в разных городах, поселках, селах Подмосковья освящены в честь прп. Сергия Радонежского. Я думаю, это объясняется тем, что во все века – вражеских нашествий, житейских бед, природных потрясений, христиане прибегали к помощи Сергия Радонежского: молились, плакали, рассказывали о своих бедах, просили, радовались, и благодарили Сергия за помощь, называли его Заступником, верили, что он заступится за христиан, пожалеет и не даст в обиду. Глубокая любовь к Сергию выразилась в почитании его святого образа в освещённости храмов в его честь, икон и различных святынь. Значительную роль в распространении православия в нашем крае и устройстве церквей играли монастыри – Николо-Радовицкий, затем коломенские монастыри – Голутвинский, Сергиевский2.. Способствовали укреплению религии многие купцы и предприниматели. Разбогатев, они щедро дарили свое нажитое богатство церквям и монастырям. Примерами были наши местные фабриканты – Хлудовы и Бардыгины. Так Давид Хлудов, будучи купцом, пожертвовал почти все свое состояние на восстановление разрушенных монастырей, украшений и строительство церквей. Большую роль в распространении православия сыграл Сергий Радонежский, который основал не только свой монастырь, но и бесчисленные обители. До 40 монастырей основали ученики Сергия Радонежского, и еще не менее 50-ти – ученики его учеников.

И куда бы из Москвы в окрестности не двинуться – всюду следы Сергия: в Зенигороде – монастырь прп Саввы Сторожевского, в Серпухове – Высоцкий монастырь, учреждённый прп Афанасием, Голутвинский монастырь в Коломне, это прп Григорий, Боровенский монастырь, в Калужской губернии, на севере – Ферапонтов и Кирилло-Белозерский монастырь – везде монастыри Сергия, везде его ученики, трудно перечислить всех. Вот, что писал об этом наш земляк, известный писатель Е.Г. Санин (монах Варнава) в своей поэме «Святая крепость. Преподобный Сергий Радонежский».

«Пиши об этом со священным страхом,

Ибо вершились Божие дела:

Варфоломей стал – Сергием, монахом,