Создание арабского государства. Глава VII. Аравия к началу VII в. Арабские завоевания и арабский халифат (VII—X вв.) Арабы и арабский халифат

Аравийский полуостров с древнейших времен был заселен арабскими племенами. Традиционно подавляющую часть населения полуострова составляли бедуины - кочевники-скотоводы. В меньшей степени здесь было развито земледелие, носившее оазисный характер. Некоторые области (Йемен, район Мекки) специализировались на посреднической торговле со странами Северной и Северо-Восточной Африки, Средиземноморья, Индией.

Кааба - главная святыня ислама. Представляет собой каменное здание в центре мечети аль‑Харам в Мекке. Кааба с вмурованным в нее черным камнем, якобы посланным Аллахом с неба, является главным объектом паломничества мусульман всего мира. Паломники 7 раз обходят вокруг Каабы и целуют заключенный в серебряное обрамление черный камень.

Мечеть Омейядов в городе Дамаске. Построена при халифе Валиде I (705-712). В средние века эта мечеть, названная Великой, считалась чудом света. Она неоднократно подвергалась ограблениям и пожарам, но и сегодня считается одним из великолепных образцов архитектурного искусства.

Древние ворота Багдада.

50‑метровый минарет мечети апь‑Мальвийа в виде усеченного конуса с наружной спиральной лестницей в Самарре (Ирак).

Бухара. Мавзолей Исмаила Самани. IX-X вв.

Завоевания арабов в VII-IV вв.

В VII в. в Аравии протекали процессы разложения первобытнообщинного строя и классообразования, усилилось социальное расслоение, выделилась племенная знать, завладевшая огромными землями, крупными стадами, рабами. В наиболее развитых районах уже возникли рабовладельческие, а кое‑где и раннефеодальные отношения. Сложились благоприятные условия для государственного объединения арабов. Ему во многом способствовало возникновение и распространение монотеистического учения ислама, основной идеей которого было единство всех мусульман (см. Религия). Мусульманская община стала ядром политического объединения страны.

В начале 30‑х гг. VII в. арабы приступили к военным походам, завершившимся завоеванием стран Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Египта. Было создано обширное государство - Арабский халифат, в котором в руках халифа («преемника и заместителя посланника Аллаха - пророка Мухаммеда») была сосредоточена светская и духовная власть.

В ходе военных кампаний арабы столкнулись с двумя могущественными державами того времени - Византией и Сасанидским Ираном. Ослабленные длительной борьбой друг с другом, обострением внутриполитических противоречий, они потерпели ряд поражений от арабов и уступили им значительные территории в Западной Азии и Северной Африке.

В 30-40‑е гг. VII в. арабами были покорены Сирия и Палестина, Месопотамия, Египет, практически вся Северная Африка (включая Барку, Триполитанию, Ифрикию), Кипр. К 651 г. завершилось завоевание Ирана. Византийская Малая Азия подверглась многочисленным грабительским набегам со стороны арабов, предпринявших несколько неудачных попыток взять Константинополь. В начале VIII в. в состав арабского государства вошли Закавказье, области Средней Азии (Мавераннахр - территория между реками Амударьей и Сырдарьей). В 712 г. арабы вторглись в Индию и завоевали Синд (область по нижнему течению Инда), в 711-714 гг., разгромив государство вестготов, захватили большую часть Пиренейского полуострова.

Подчинение чужих земель стало для арабской знати важным средством обогащения. Арабы получили огромные земли, военную добычу, пленников-рабов, собирали дань с покоренных народов. Первоначально в захваченных странах сохранялись местные порядки, старый государственный аппарат. Господствовавшие социально-экономические отношения не претерпели никаких существенных изменений. Сохранилась существовавшая система эксплуатации крестьянства, характерная для раннефеодального общества; в сельском хозяйстве и ремесле арабская знать широко использовала труд рабов, захваченных в военных походах. Рабский труд применялся на государственных работах - рытье и очистке каналов и т. д. (см. Рабство , Работорговля).

В покоренных странах началась постепенная арабизация местного населения. Особенно активно этот процесс протекал там, где уже задолго до VII в. проживали довольно обширные группы арабов, - в Палестине, Сирии, Месопотамии, Египте. Закавказье, Иран и Средняя Азия так и не были арабизированы. Арабы воспринимали многие элементы культуры завоеванных народов.

Вместе с расселением арабов по обширной территории распространялся ислам. Во всех частях халифата быстро росло число приверженцев мусульманской религии. По отношению к представителям других религий и культов - христианам, иудеям, зороастрийцам - соблюдался принцип веротерпимости. Иноверцы не преследовались, однако пользовались ограниченными правами по сравнению с мусульманами.

В начале 2‑й половины VII в. халифат становится ареной острой внутриполитической борьбы между представителями различных знатных арабских родов. Междоусобная война положила начало расколу мусульман на сторонников Али (зятя пророка Мухаммеда) - шиитов и его противников - суннитов, привела к возникновению движения хариджитов.

После убийства Али к власти приходит династия Омейядов, представлявшая один из родов племени курейш. Дамаск становится столицей, Сирия - столичной провинцией халифата. В период правления династии Омейядов (661-750) государство достигает больших успехов в социально-экономическом развитии. Совершенствованию товарно-денежных отношений способствует введение единой денежной системы во всем халифате, проводятся мероприятия по упорядочению налогово-податной системы, централизации государственного аппарата. Широкое распространение получает арабский язык, на котором ведется делопроизводство.

В середине VIII в. в халифате вновь обострилась внутриполитическая борьба. На этот раз с претензиями на престол выступили Аббасиды - богатые иракские землевладельцы, потомки Аббаса, дяди пророка Мухаммеда. При Аббасидах было решено перенести столицу халифата из Дамаска. С этой целью был основан новый город - Багдад, официально называвшийся «Мадинат ас‑салям», что значит «город мира». Халифат периода правления Аббасидов (750-1258) называют Багдадским. При первых аббасидских халифах, включая Харуна ар‑Рашида (786-809), халифат являлся достаточно сильным и относительно централизованным феодально-теократическим государством. Он продолжал вести завоевательные походы (были захвачены Сицилия, Мальта, Крит), вел непрерывные войны со своим давним врагом - Византией. В государстве Аббасидов шли процессы дальнейшего совершенствования феодальных отношений. Усилившийся гнет и эксплуатация крестьян, ремесленников, трудового населения городов, незаконные поборы и притеснения со стороны администрации вызывали крупные народные движения, которые часто проходили под религиозными лозунгами. Восстания вспыхивали в разных уголках халифата. Особой силой и упорством отличались восстание под руководством Муканны (776-783) в Средней Азии, восстание Бабека (816-837), охватившее Южный Азербайджан, Армению и Западный Иран, восстание зинджей - темнокожих рабов в Ираке, привезенных из Африки, которых первоначально поддержали ремесленники и бедуины (869-883), карматское религиозное движение, потрясшее халифат в IX - начале X в. и проходившее под лозунгами социального равенства и справедливости.

В 1‑й четверти IX в. начался политический распад Арабского халифата, единство которого держалось лишь на военной силе. Наблюдается быстрый рост крупной земельной собственности отдельных феодалов и семей, усиление их позиций в политической жизни, что в итоге привело к сепаратистским устремлениям, к обособлению отдельных частей халифата и их постепенному превращению в самостоятельные государства. Например, Хорасан, сохраняя номинальную зависимость от багдадского халифа, фактически управлялся членами династии Тахиридов (821- 873), в Египте к власти пришла тюркская династия Тулунидов (868-905), на территории современных Марокко - Идрисиды (788-974), Туниса и Алжира - Аглабиды (800-909). В IX в. возродилась местная феодальная государственность в Средней Азии, Армении, Азербайджане, Грузии. Халифат фактически распался на отдельные части, так и не сумев в дальнейшем восстановить свое былое могущество. Оплотом власти аббасидских правителей стал Ирак. В 945 г. западноиранская династия Бундов захватила Багдад, лишила Аббасидов политической власти, сохранив за ними только власть духовную. Окончательно халифат прекратил свое существование в середине XIII в., когда в 1258 г. его столицу покорили монгольские завоеватели.

В период существования Арабского халифата высокого уровня развития достигла культура . Следствием длительного культурного взаимодействия арабов с завоеванными ими народами явилось взаимопроникновение элементов разных культур, их взаимное обогащение. На этой основе возникла богатейшая средневековая арабская культура. Известны имена замечательных арабских средневековых поэтов и писателей - Абу Нуваса (762-815), Омара ибн Аби Рабиа (644-712), Абу Таммама (ок. 796-843), Абу‑ль‑Фараджа аль‑Исфахани (897-967), аль‑Мутанабби (915-965), Абу Фираса (932-967) и других. На основе переработанных сюжетов персидских, индийских и других сказок стал складываться популярный сборник увлекательнейших сказок «Тысяча и одна ночь». Широкое распространение получил оформившийся классический литературный арабский язык и письменность на основе арабского алфавита. Накапливались и совершенствовались научные знания, развивались математика, астрономия, химия, медицина, география, философия, исторические и филологические дисциплины. Многие города стали крупными научными и культурными центрами. В Багдаде даже возникло особое учреждение - «Байт аль‑Хикма» («Дом мудрости»), при котором имелись богатейшая библиотека и обсерватория. Багдад стал центром переводческой деятельности, на арабский язык переводились научные и литературные памятники древности.

На весь мир славились многие города халифата как крупнейшие центры ремесленного производства и торговли, известные великолепными памятниками средневековой арабской архитектуры. Это Багдад и Басра, Дамаск и Иерусалим, Мекка и Медина, Куфа и Нишапур, Бухара и Самарканд, Александрия, Кайруан и Кордова и многие другие города.

История Арабского халифата в кратком изложении.

Арабы с незапамятных времён заселяли огромный Аравийский полуостров. Его территория расположена в пустынной и полупустынной засушливой зоне со знойным климатом. В период истории Древнего мира она не завоёвывалась ближневосточными империями, не видевшими в этих неплодородных землях особой ценности. Арабские племена вели кочевой образ жизни, перемещаясь в поисках пастбищ для скота. На западе полуострова у восточного побережья Красного моря пролёг стратегический путь для торговых караванов. По его маршруту в оазисах образовались торговые центры, важнейшим из которых к середине I тыс. н. э. стал г. Мекка.

Возникновение ислама и основание халифата

В VII в. в Мекке родился Мухаммед. По профессии он был караванным торговцем. До конца своих дней он был неграмотным, но в ходе своих торговых экспедиций познакомился с обычаями и верованиями многих народов. Он начал проповедовать новую религию – ислам. С его слов записана священная книга мусульман Коран. При жизни Мухаммеда вера в ислам объединила всех арабов. После его смерти в 632 г. править арабами стали ближайшие единомышленники и помощники пророка Мухаммеда, не оставившего сыновей. Глава образовавшегося арабского государства получил титул халифа. Это слово означает наместник, заместитель. Считалось, что халиф замещает на земле умершего пророка и совмещает в своих руках и светскую и духовную власть. Первых четырёх правителей халифата Абу-Бакра, Омара, Османа и Али исламская традиция именует «праведными халифами». С 661 г. к власти пришёл халиф, основавший династию Омейядов, правившую до 750 г.

Арабские завоевания

При преемниках Мухаммеда арабы начали завоевания за пределами Аравийского полуострова, вмешавшись в давнюю борьбу между Византийской империей и Сасанидской Персией, существенно ослабившую обе эти державы. Арабы успешно распространяли ислам среди иных народов. Византия была сотрясаема религиозными распрями между последователями различных течений в христианстве, обвинявшими друг друга в ереси. Эта религиозная междоусобица шла не на жизнь, а на смерть. Ислам же требовал полного истребления лишь тех, кто исповедовал языческие верования. В отношении христиан и иудеев в халифате вводились лишь некоторые ограничения, и для приверженцев этих религий, которых мусульмане именовали «людьми Книги», вводилось повышенное налогообложение. В таких условиях многим христианам было спокойнее жить по законам халифата, нежели под властью византийского императора, если он был приверженцем иного течения в христианстве. Арабская конница в сражениях продемонстрировала свою эффективность и мобильность. Эти факторы предопределили значительный успех арабских завоеваний. В 637 г. после долгой осады арабы овладели Иерусалимом. Этот важнейший для иудеев и христиан город считается священным и у мусульман наряду с Меккой и Мединой. За несколько лет власть халифата распространилась в Сирии, Палестине, Месопотамии и в Персии, откуда арабы вскоре проникли в Северную Индию и в Среднюю Азию. Дальнейшее проникновение мусульман на Восток было остановлено китайскими войсками. В 751 г. они сумели разбить арабов в генеральном сражении.
Не меньших успехов войска халифата достигли и в западном направлении, овладев Египтом и странами Магриба. Мусульманский полководец Тарик ибн Зарид высадился в Гибралтаре с войском, состоявшим из арабов и берберов, и разгромил армию вестготов, овладев к 714 г. всем Пиренейским полуостровом, кроме отдельных горных районов в северной его части, населённых народом басков. Арабы, получившие в средневековых европейских хрониках прозвище «сарацины» (саранча), продолжили своё продвижение и за Пиренеи, овладев многими городами в южной Франции. Но в 732 г. войско франков во главе с Карлом Мартеллом сумело разбить их под Пуатье и остановить дальнейшее продвижение арабов на европейском континенте. Продолжались столкновения между христианами и мусульманами на Средиземном море. Некоторое время арабы удерживали под контролем южную Италию и Сицилию и безуспешно пытались осаждать Константинополь.
На Пиренейском полуострове христианские монархи более 700 лет вели войны за изгнание арабов. Они получили название Реконкиста (отвоевание). В ходе этих войн и сложилась современное государство Испания.
К середине VIII в. власть халифата распространялась на гигантскую территорию от Атлантики до р. Инд. И от Балканского полуострова до Нильских порогов. Позже ислам проник в страны Индокитая и тропической Африки.

Халифат под властью династии Абассидов

При Омейядах резиденция халифов разместилась в сирийскиом Дамаске. В 750 г. они были свергнуты династией Абассидов, которые перенесли столицу в Багдад. Одним из наиболее прославленных правителей этой династии был Гарун аль Рашид (786-809). О нём сложено множество легенд и преданий. Он якобы любил бродить по улицам города инкогнито. При нём шло грандиозное строительство дворцов, мечетей и караван-сараев (постоялых дворов), превративших Багдад в архитектурную жемчужину Ближнего Востока, поражавшую своим великолепием иноземных купцов.
Этот период раннего Средневековья в Европе после краха Римской империи сопровождался заметным упадком культуры, образования и науки. На этом фоне в Арабском халифате происходил заметный расцвет в этих областях. Особо ярких достижений арабские учёные достигли в области математики, астрономии и медицины.

Распад Арабского халифата

На рубеже VIII-IX вв. единство халифата начинает стремительно ослабевать. По разным регионам прокатилась волна мятежей и народных восстаний. Реальная власть во многих областях стала переходить в руки местных правителей, основывавших собственные династии. Чаще всего они носили титулы эмиров, не претендуя на верховенство над всеми мусульманами. Одним из первых отделился Пиренейский полуостров, правители которого носили титул халифа. Там с 756 г. правила испанская ветвь Омейядов, считавшая Абассидов нелегитимными узурпаторами. Династии независимых правителей образовались в Марокко, в Алжире, в Тунисе, в Ливии, в Египте, в Иране, в странах Средней Азии, на побережье Персидского залива.
К X в. халифат фактически перестал существовать как единое государство, разделившись на множество совершенно независимых владений, нередко враждовавших между собой. В 945 г. Багдад завоевали правители из иранского рода Бюидов. Они оставили за Багдадскими халифами исключительно религиозную власть, сведя к минимуму их политическое влияние. В 1258 г. в ходе монгольских завоеваний Багдад оказался под властью монголов. Это событие принято считать датой окончательного краха Багдадского халифата. Однако потомки последнего халифа бежали в Египет, и там, продолжали передавать этот номинальный титул по наследству вплоть до 1517 г., когда Каир был завоёван султаном турок-османов Селимом I. Он провозгласил себя халифом правоверных, и в дальнейшем этот титул сохранялся за правителями Османской империи до конца её существования.
Современные страны арабского мира являются историческими преемниками Арабского халифата. Их по прежнему объединяют общий язык, богатая культура и религия, имеющая большое количество ревностных приверженцев.

В VII в. у арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров, началось разложение родоплеменных отношений. Факторы определившие возникновение АХ (нового классового общества): 1. глубокий социально-экономический кризис: усилиление имущественной, а затем и социальная дифференциация, в собственность шейхов и племенных старейшин перешел лучший скот и лучшие земли оазисов, появились рабы, право занимать общественные должности стало наследственной привилегией наиболее богатых семей, усилилась межплеменная рознь, происходили постоянные взаимные военные набеги сопровождались убийствами, угоном людей и скота. Так в обстановке рождалось новое (классовое) общество; 2. Возникновение новой религии (ислама). Связано с именем Мухаммеда (около 570-632). Мухаммед провозглашал необходимость исключить межплеменную рознь. Все арабы независимо от своего племенного происхождения призваны были составить единую народность.

Новые идеи нашли ревностных сторонников среди бедняков. Они приняли ислам, так как давно потеряли веру в могущество племенных божков, не защитивших их от бедствий и разорений. К этому времени (20-30-е гг. VII в.) было завершено организационное оформление мусульманской религиозной общины, возглавляемой Мухаммедом. Созданные ею военные отряды вели борьбу за объединение страны под знаменем ислама. К середине VII в. объединение Аравии было в основном завершено.

Общественный строй (халифат в VII - X вв.) Под руководством халифов («заместителей пророка») в VII-VIII вв. были завоеваны огромные территории, включая Ближний и Средний Восток, Северную Африку и некоторые другие районы. Одним из важных стимулов движения арабов на новые земли явилась относительная перенаселенность Аравии. В итоге на завоеванных землях возникло новое большое государство - Арабский Халифат . В его состав вошла и Аравия.

Вступив в районы древней культуры (Месопотамию, Сирию, Египет), они оказались во власти развертывающегося здесь глубокого социального переворота по формированию феодализма. Под воздействием этого процесса разложение первобытно-общинного строя у арабов быстро завершилось. Степень развития феодализма в отдельных областях Халифата пыла неодинаковой. Она находилась в прямой зависимости от предшествовавшего завоеванию уровня их социально-экономического развития.

Государственный строй. Государственный аппарат Халифата был достаточно централизованным. Высшая власть - духовная (имамат) и светская (эмират) - принадлежала халифу. Первые халифы избирались мусульманской знатью из своей среды. Однако довольно быстро власть халифа стала наследственной. Арабское государство приобрело форму централизованной теократической монархии.

Центральными органами государственного управления являлись следующие ведомства (диваны):

    Диван, ведавший оснащением и вооружением войска. Под его контролем работали чиновники, составлявшие списки ополченцев и наемников, а также определявшие размеры оплаты и земельных пожалований за службу;

    Диван, контролировавший деятельность центральных финансовых органов, занятых учетом налоговых и иных поступлений в казну;

    Диван, занимавшийся дорогами и почтой, руководивший строительством дорог, колодцев и т. д. Являясь фактически единственной организацией, способной весьма быстро обеспечить передачу информации, это ведомство осуществляло и тайное наблюдение за деятельностью и политическим настроением местных властей и населения. Это определяло его значимость. Чиновники почты не подчинялись должностным лицам в провинциях.

Высшие чины ведомств назначались халифом и были непосред ственно перед ним ответственны. Среди них первое место принад лежало везиру (или визирю).

Местные органы государственного управления. Первоначально в завоеванных византийских и иранских провинциях функционирова ли оставшиеся почти без изменений местные административно-фи нансовые учреждения. Знать, захватив земли и другую военную добычу, ограничивалась учреждением высшего управления, включавшего военное управление и надзор за сбором различных платежей.

Территория Халифата делилась на провинции, обычно создававшиеся в границах покоренных государств или областей Как правило, управляли ими военные наместники - эмиры, от ветственные только перед халифом. В их ведении находились воо руженные силы. Специальные отряды наемников, возглавляемые мутасибами, несли полицейскую службу. Эмирам подчинялись местный аппарат, административно-финансовое управление.

Исторические предпосылки возникновения

Первоначальным ядром халифата стала созданная пророком Мухаммедом в начале VII века в Хиджазе (Западная Аравия) мусульманская община - умма . В результате мусульманских завоеваний было создано огромное государство, включавшее Аравийский полуостров , Ирак , Иран , большую часть Закавказья (в частности Армянское нагорье , Прикаспийские территории, Колхидскую низменность , а также районы Тбилиси), Среднюю Азию , Сирию , Палестину , Египет , Северную Африку , большую часть Пиренейского полуострова , Синд .

От основания халифата () до династии Аббасидов ()

Этот период включает в себя эпоху первых 4 халифов, «шедших правым путём», (ар-рâшидин) - Абу Бакра (632-634), Умара (634-644), Усмана (644-656) и Али (656-661) и господство Омейядов (661-750).

Арабские завоевания

По своим размерам их империя, которая образовалась менее чем за сто лет, превзошла Римскую, и это оказалось тем изумительнее, что вначале, после смерти Мухаммеда, можно было опасаться, что рухнут даже те небольшие успехи ислама, каких он достиг в Аравии . Мухаммад , умирая, не оставил наследника, и после его кончины (632) возник спор между мекканцами и мединцами по вопросу о его преемнике. В процессе дискуссий халифом был выбран Абу Бакр. Между тем, с известием о смерти Мухаммада почти вся Аравия , кроме Мекки, Медины и Таифа, сразу отошла от ислама. При помощи верующих мединцев и мекканцев, Абу Бакр сумел возвратить обширную, но разъединённую Аравию назад к исламу; больше всего помог ему в этом так называемый Сайфуллах «меч Аллаха» - опытный полководец Халид ибн аль-Валид, который всего 9 лет назад разбил пророка при горе Уход; Халид разбил 40-тысячную армию последователей лжепророка Мусайлимы в так назыв. «ограде смерти» при Акрабе (633). Немедленно же по усмирении восстания арабов Абу Бакр, продолжая политику Мухаммада, повёл их на войну против владений византийских и иранских.

Пределы халифата несколько сузились: спасшийся Омейяд Абд ар-Рахман I положил в Испании первое начало () независимому Кордовскому эмирату , который с 929 года официально титулуется «халифат» (929-). 30 лет спустя Идрис , правнук халифа Али и потому одинаково враждебный как Аббасидам, так и Омейядам, основал в Марокко алидскую династию Идрисидов ( -), столицей которой был город Тудга; остальная часть северного берега Африки (Тунис и пр.) была фактически потеряна для Аббасидского халифата, когда назначенный Харуном ар-Рашидом наместник Аглаб явился основателем в Кайруане династии Аглабидов ( -). Возобновлять же внешнюю завоевательную политику против христианских или других стран Аббасиды не считали нужным, и хотя по временам возникали военные столкновения и на границах восточных, и на северных (вроде двух неудачных походов Мамуна на Константинополь), однако, в общем, халифат жил мирно.

Отмечается такая черта первых Аббасидов , как их деспотическая, бессердечная и притом часто коварная жестокость. Иногда, как у основателя династии, она составляла открытый предмет халифской гордости (прозвище «Кровопроливец» было избрано самим Абу-ль Аббасом). Кое-кто из халифов, по крайней мере хитрый аль-Мансур, любивший облекаться перед народом в лицемерную одежду набожности и справедливости, предпочитал, где можно, действовать коварством и казнил опасных людей исподтишка, сперва усыпив их осторожность клятвенными обещаниями и милостями. У аль-Махди и у Харуна ар-Рашида жестокость затушевывалась их щедростью, однако, вероломное и свирепое свержение визирской семьи Бармакидов , чрезвычайно полезной для государства, но налагавшей известную узду на властелина, составляет у Харуна один из отвратительнейших актов восточного деспотизма. Добавить надо, что при Аббасидах введена была в судопроизводство система пыток. Даже веротерпимый философ Мамун и его два преемника слишком не свободны от упрёка в тиранстве и жестокосердии по отношению к неприятным для них людям. Кремер находит («Culturgesch. d. Or.», II, 61; срв. Мюллер : «Ист. исл.», II, 170), что у первых же Аббасидов замечаются признаки наследственного кесарского безумия, которое у потомков ещё более усиливается.

В оправдание можно бы сказать лишь то, что для подавления той хаотической анархии, в которой находились страны ислама при водворении Аббасидской династии, волнуемые приверженцами свергнутых Омейядов, обойдённых Алидов, хищных хариджитов и не перестающими восставать на северных окраинах государства различными персидскими сектантами радикальных толков, крутые, террористические меры были, быть может, и простой необходимостью. По-видимому, Абу-ль Аббас так и понимал значение своего прозвища «Кровопроливец». Благодаря грозной централизации, которую удалось ввести бессердечному человеку, но гениальному политику аль-Мансуру, подданные получили возможность наслаждаться внутренним спокойствием, а государственные финансы были поставлены блестящим образом. Даже научное и философское движение в халифате датируется от того же жестокого и коварного Мансура (Масуди : «Золотые луга»), который, несмотря на свою пресловутую скупость, относился к науке с поощрением (имея в виду, прежде всего, цели практические, медицинские). Но, с другой стороны, остаётся несомненным, что расцвет халифата едва ли был бы возможен, если бы Саффах, Мансур и их преемники правили государством непосредственно, а не через талантливую визирскую семью персов-Бармакидов. Пока эту семью не низверг () нерассудительный Харун ар-Рашид, отяготившийся её опекой, некоторые из её членов были первыми министрами или близкими советчиками халифа в Багдаде (Халид, Яхья, Джафар), прочие - находились на важных государственных должностях в провинциях (как Фадл), и все вместе сумели, с одной стороны, поддерживать в течение 50 лет нужное равновесие между персами и арабами, дававшее халифату его политическую крепость, а с другой стороны - восстановить старинную сасанидскую жизнь, с её общественным устройством, с её культурой, с её умственным движением.

«Золотой век» арабской культуры

Обыкновенно называют эту культуру арабской, потому что органом умственной жизни для всех народов халифата сделался язык арабский , - говорят поэтому: «арабское искусство», «арабская наука» и т. п.; но в сущности это были больше всего остатки культуры сасанидской и вообще староперсидской (которая, как известно, восприняла также многое из Индии , Ассирии , Вавилона и, опосредственно, из Греции). В западно-азиатских и египетской частях халифата мы наблюдаем развитие остатков культуры византийской , подобно тому, как в Северной Африке, Сицилии и Испании - культуры римской и римско-испанской, - и однородности в них незаметно, если исключить связующее их звено - арабский язык. Нельзя сказать, чтобы унаследованная халифатом чужая культура поднялась при арабах качественно: архитектурные постройки иранско-мусульманские стоят ниже старопарсийских, равным образом мусульманские изделия из шёлка и шерсти, домашняя утварь и украшения, несмотря на свою прелесть, уступают изделиям старинным.

Но зато в мусульманский, аббасидский период в обширном объединённом и упорядоченном государстве при заботливо обставленных путях сообщения усилился спрос на предметы иранского производства, увеличилось количество потребителей. Мирные отношения с соседями позволили развить замечательную заграничную меновую торговлю: с Китаем через Туркестан и - морем - через Индийский архипелаг, с волжскими булгарами и Русью через царство Хазарское , с испанским эмиратом , со всей Южной Европой (за исключением, пожалуй, Византии), с восточными берегами Африки (откуда, в свою очередь, вывозилась слоновая кость и негры) и т. д. Главный порт халифата был Басра . Купец и промышленник - это главные герои арабских сказок; различные высокопоставленные лица, военачальники, учёные и т. д. не стыдились добавлять к своим титулам прозвище Аттар («москательщик»), Хейят («портной»), Джавхарий («ювелир») и проч. Однако, характер мусульманско-иранской промышленности - не столько удовлетворение практических потребностей, сколько роскоши. Главные предметы производства - шёлковые ткани (кисея-муслин , атлас, муар , парча), оружие (сабли , кинжалы, кольчуги), вышивки на холсте и коже, работы позументные, ковры, шали, чеканенные, гравированные, резные слоновая кость и металлы , работы мозаичные, изделия фаянсовые и стекольные; реже изделия чисто практические - материи бумажные, суконные и из верблюжьей шерсти.

Благосостояние земледельческого класса (из соображений, впрочем, податных, а не демократических) было поднято восстановлением оросительных каналов и плотин, которые при последних Сасанидах были запущены. Но даже по сознанию самих арабских писателей, халифам не удалось довести народную податеспособность до такой высоты, какая была достигнута податной системой Хосрова I Ануширвана , хотя халифы и приказывали нарочно с этой целью переводить сасанидские кадастральные книги на арабский язык.

Персидский дух овладевает и арабской поэзией, которая теперь вместо бедуинских песен даёт утончённые произведения басрийца Абу-Нуваса («арабского Гейне ») и других придворных поэтов Харуна ар-Рашида. По-видимому, не без персидского влияния (Броккельман: «Gesch. d. arab. Litt.», I, 134) возникает правильная историография, и после «Жития Апостола», составленного Ибн Исхаком для Мансура, появляется также ряд историков светских. С персидского языка Ибн аль-Мукаффа (около 750 г.) переводит сасанидскую «Книгу царей» , пехлевийскую обработку индийских притч про «Калилу и Димну» и разные греко-сиро-персидские философские произведения, с которыми прежде всех знакомятся Басра, Куфа , потом и Багдад . Ту же задачу исполняют люди более близкого арабам языка, бывшие персидские подданные христиане-арамейцы Джондишапура, Харрана и др. Причём о переводе на арабский язык греческих произведений медицинских, а заодно уж - математических и философских заботится ещё Мансур (Масуди: «Золотые луга»). Харун отдаёт рукописи, привезённые из малоазиатских походов, для перевода джондишапурскому врачу Иоанну ибн Масавейху (который занимался даже вивисекцией и был затем лейб-медиком у Мамуна и двух его преемников), а Мамун устроил, уже специально для отвлечённых философских целей, особую переводческую коллегию в Багдаде и привлекал к себе философов (Кинди). Под влиянием греко-сиро-персидской философии комментаторская работа по истолкованию Корана обращается в научную арабскую филологию (басриец Халиль, басрийский перс Сибавейхи ; учитель Мамуна куфиец Кисâий) и происходит создание арабской грамматики, филологическое собирание произведений доисламской и омейядской народной словесности (Муаллакат, Хамаса, Хозейлитские стихотворения и т. п.).

Век первых Аббасидов известен также как период высшего напряжения религиозной мысли ислама, как период сильного сектантского движения: персы, которые теперь переходили в ислам массами, взяли мусульманское богословие почти совсем в свои руки и возбудили оживлённую догматическую борьбу, среди которой еретические секты, наметившиеся ещё при Омейядах, получили своё развитие, а правоверное богословие-законоведение определилось в виде 4 школ, или толков: при Мансуре - более прогрессивного Абу Ханифы в Багдаде и консервативного Малика в Медине, при Харуне - сравнительно прогрессивного аш-Шафии , при Мамуне - ибн Ханбаля . Отношение правительства к этим ортодоксам не всегда было одинаково. При Мансуре, стороннике мутазилитов , был до увечья высечен Малик. Потом при 4 следующих царствованиях правоверие взяло верх, но когда Мамун и два его преемника возвели (с 827 года) мутазилизм в степень государственного вероисповедания, последователи правоверных толков подвергались официальным гонениям за «антропоморфизм », «многобожие » и т. п., и при аль-Мутасиме был высечен и пытаем святой имам ибн-Ханбаль (). Разумеется, секте мутазилитов халифы могли покровительствовать безбоязненно, потому что её рационалистическое учение о свободной воле человека и о сотворённости Корана и её наклонность к философии не могли представляться политически опасными. К сектам политического характера, как, например, хариджитам , маздакитам , крайним шиитам , которые поднимали иногда очень опасные восстания (лжепророк перс Моканна в Хорасане при аль-Махди, 779 год , храбрый Бабек в Азербайджане при Мамуне и аль-Мутасиме, и др.), отношение халифов было репрессивным и беспощадным даже во времена высшего могущества халифата.

Распад Халифата

Потеря политической власти халифов

Свидетелями постепенного распада X. были халифы: упомянутый уже Мутаваккиль (847-861), арабский Нерон , очень восхваляемый правоверами; его сын Мунтасир (861-862), который взошёл на престол, убив отца при помощи тюркской гвардии, Мустаин (862-866), Ал-Мутазз (866-869), Мухтади I (869-870), Мутамид (870-892), Мутадид (892-902), Муктафи I (902-908), Муктадир (908-932), Ал-Кахир (932-934), Ал-Ради (934-940), Муттаки (940-944), Мустакфи (944-946). В их лице халиф из повелителя обширной империи превратился в князя небольшой багдадской области, враждующего и мирящегося со своими иногда более сильными, иногда более слабыми соседями. Внутри государства, в своей столице Багдаде , халифы сделались зависимы от своевольной преторианской тюркской гвардии, которую счёл нужным сформировать Мутасим (833). При Аббасидах национальное самосознание персов ожило (Гольдциэр: «Muh. Stud.», I, 101-208). Опрометчивое истребление Харуном Бармакидов, умевших сплачивать персидский элемент с арабским, привело к разладу между двумя народностями. При Мамуне сильный политический сепаратизм Персии выразился в основании династии Тахиридов в Хорасане (821-873), которое оказалось первым симптомом наступающего отпадения Ирана. После Тахиридов (821-873) образовались самостоятельные династии: Саффариды (867-903; см.), Саманиды (875-999; см.), Газневиды (962-1186; см.), - и Персия ускользнула из рук халифов. На Западе Египет вместе с Сирией отделился под властью Тулунидов (868-905); правда, после падения Тулунидов Сирия и Египет в течение 30 лет снова находились под управлением аббасидских наместников; но в 935 г. Ихшид основал свою династию (935-969), и с тех пор ни одна область к западу от Евфрата (Мекка и Медина тоже принадлежали Ихшидам) не подчинялась светской власти багдадских халифов, хотя их права духовных владык признавались повсюду (кроме, разумеется, Испании и Марокко); с их именем чеканилась монета и читалась общественная молитва (хутба).

Гонения на свободомыслие

Почувствовав своё ослабление, халифы (первый - Аль-Мутаваккиль , 847) решили, что им следует снискать себе новую поддержку - в правоверном духовенстве, а для этого - отречься от мутазилитского вольнодумства. Таким образом со времён Мутаваккиля наряду с прогрессирующим ослаблением власти халифов идёт усиление правоверия, преследование ересей, свободомыслия и иноверства (христиан, евреев и пр.), религиозное гонение на философию, на естественные и даже на точные науки. Новая могущественная школа богословов, основанная Абуль-Хасаном аль-Ашари (874-936), покинувшим мутазилитство, ведёт научную полемику с философией и светской наукой и одерживает победу в общественном мнении. Однако, фактически убить умственное движение халифы, с их всё более и более падающей политически властью, не были в силах, и наиболее славные арабские философы (басрийские энциклопедисты, Фараби , Ибн Сина) и др. учёные жили под покровительством вассальных государей как раз в ту эпоху ( - в.), когда официально в Багдаде, в исламской догматике и в мнении народной массы философия и несхоластические науки были признаваемы за нечестие; а литература к концу названной эпохи дала величайшего вольнодумного арабского поэта Маарри (973-1057); в то же время и суфизм , очень хорошо привившийся к исламу, переходил у многих своих персидских представителей в полнейшее вольномыслие.

Каирский халифат

Последние халифы из династии Аббасидов

Халиф аббасидский, то есть в сущности мелкий багдадский князь с титулом, был игрушкой в руках своих тюркских военачальников и месопотамских эмиров: при Ал-Ради (934-941) учреждена была особая должность майордома («эмир-аль-умарâ»). Между тем по соседству, в западной Персии, выдвинулась шиитская династия Буидов , отложившаяся от Саманидов в 930 г. (см.). В 945 г. Буиды захватили Багдад и владели им более ста лет, с титулом султанов, а в это время там номинальными халифами были: Мустакфи (944-946), Ал-Мути (946-974), Ал-Таи (974-991), Ал-Кадир (991-1031) и Аль-Каим (1031-1075). Хотя из политических расчётов, для противовеса Фатимидам, шиитские султаны-Буиды называли себя вассалами, «эмирами аль-умарâ» суннитского Багдадского халифата, но, в сущности, они обращались с халифами как с пленниками, с совершенным неуважением и презрением, покровительствовали философам и вольномыслящим сектантам, и в самом Багдаде делал успехи шиизм .

Вторжение сельджуков

Луч надежды на избавление от притеснителей мелькнул халифам в лице нового завоевателя, тюркского султана Махмуда Газневи (997-1030), который, создав вместо низринутого им саманидского государства свой собственный огромный султанат, показал себя ярым суннитом и всюду вводил правоверие; однако, только у мелких Буидов он отнял Мидию и ещё кое-какие владения, а столкновений с главными Буидами избегал. В культурном отношении уж и походы Махмуда оказались для завоёванных им стран очень губительными, а в 1036 г. страшное несчастье поразило всю мусульманскую Азию: турки -сельджуки приступили к своим опустошительным завоеваниям и нанесли первый смертельный удар азиатско-мусульманской цивилизации, потрясённой уже тюрками-Газневидами. Но халифам стало лучше: в 1055 г. вождь сельджуков Тогрул-бек въехал в Багдад, освободил халифа от власти еретиков-Буидов и вместо них сам сделался султаном; в 1058 г. он торжественно принял от Аль-Каима инвеституру и окружил его внешними знаками почтения. Аль-Каим (ум. 1075), Мухтади II (1075-1094) и Аль-Мустазхир (1094-1118) жили в материальном довольстве и уважении, как представители мусульманской церкви, а Аль-Мустаршиду (1118-1135) сельджукид Мас’уд даровал для самостоятельного светского управления Багдад и большую часть Ирака, которые остались и за его преемниками: Ар-Рашидом (1135-1136), Аль-Муктафи (1136-1160), Аль-Мустанджидом (1160-1170) и Аль-Мустади (1170-1180).

Конец X. Фатимидскому, столь ненавистному для Аббасидов, положил верный суннит Саладин (1169-1193). Основанная им египетско-сирийская династия Айюбидов (1169-1250) почитала имя багдадского халифа.

Вторжение монголов

Пользуясь слабостью распавшейся сельджукской династии, энергичный халиф Ан-Насир (1180-1225) задумал расширить пределы своего маленького багдадского X. и отважился вступить в борьбу с могущественным хорезмшахом Мухаммедом ибн Текешем , который выдвинулся вместо сельджуков. ибн Текеш велел собранию богословов перенести X. с рода Аббаса на род Али и направил войска на Багдад (1217-1219), а Ан-Насир послал посольство к монголам Чингисхана , приглашая их вторгнуться в Хорезм . Ни Ан-Насир (ум. 1225), ни халиф Аз-Захир (1220-1226) не видели конца навлечённой ими катастрофы, которая погубила исламские страны Азии и в культурно-материальном, и в умственном отношении. Последними багдадскими халифами оказались Аль-Мустансир (1226-1242) и совершенно ничтожный и бездарный Аль-Мустасим (1242-1258), который в 1258 г. сдал столицу монголам Хулагу и через 10 дней был казнён с большей частью членов своей династии. Один из них бежал в Египет, и там мамлюкский султан Бейбарс ( -) с целью иметь для своего султаната духовную поддержку, возвёл его в ранг «халифа» под именем Мустансира (). Потомки этого Аббасида оставались номинальными халифами при султанах каирских до тех пор, пока власть мамлюков не была свергнута османским завоевателем Селимом I (1517). Чтобы иметь все официальные данные духовного главенства над целым исламским миром Селим I заставил последнего из этих халифов и последнего в роду Аббасидов, Мотаваккиля III, торжественно отречься от своих халифских прав и титула в пользу османских султанов .

Карты

Источники

Главные источники для истории X. - арабские:

  1. историки, каковы Белазури (ум. 892), ибн-Котейба (ум. 889), Абу-Ханифа Динаварий (ум. 895), Мухаммад ат-Табари (ум. 923), Аль-Масуди (ум. 956) и др.;
  2. географы (изд. у де Гуе в «Bibl. geogr. arabicorum») и старейшие юристы, особенно ханифит Абу-Юсоф (ум. 798) и Яхъя ибн-Адам (ум. 818);
  3. ранние комментарии на произведения арабских поэтов (так, для эпохи Омейядов - на диван Ахталя, Джарира и Фараздака) и разъяснённые поэтические и прозаические антологии, например «Книга песен» Абуль-Фараджа Испаханского (ум. 973) - для эпохи Омейядов, «Кâмиль» Мобаррада (ум. 898) - для хариджитского движения, «Ятимет-ад-дахр» Таâлибия (ум. 1037) - для истории Хамданидов и Буидов; богатый источник для культурной истории X. - всесторонние полубеллетристические сочинения Джâхыза (ум 868; издаёт фан-Флотен);
  4. хадисы (см. соотв. статью), которые по отношению к Мухаммаду, цитируемому в них, недостоверны, но хорошо характеризуют ту эпоху, когда были сочинены (см. ниже о работах Гольдциэра);
  5. нумизматические памятники, изд. и исследованные у В. Г. Тизенгаузена («Монеты вост. X.»), Френа («Recensio», с дополн.), Ст. Лэн-Пуля (в каталоге восточных монет Британского музея).

Пособия: 1) Г. Вейль, «Gesch. der Chalifen» (Маннг. и Штуттг., 1846-1862, 5 тт.; резюме своих 30-летн. работ Вейль дал в «Gesch. der i sl. Vö lker von Mohammed bis zur Zeit des Sultan Selim», Штуттг., 1866);

§ 9. Завоевания арабов и создание Арабского халифата

Начало завоевательных походов арабов

Смерть Мухаммеда привела к восстаниям противников исламского государства, вспыхнувшим в разных концах Аравии. Однако эти выступления были быстро подавлены, и мусульмане приступили к завоеванию других стран. Главными противниками арабов оказались Византийская империя и Иран.

Арабский воин

Ещё Мухаммед направил византийскому императору послание с призывом принять ислам. В нём говорилось: «Покорись (прими ислам), и ты спасёшься. Аллах воздаст тебе двойную награду. О люди Писания! Объединяйтесь вокруг общего для нас и вас Слова!» Константинопольский владыка не счёл нужным ответить пророку, но вскоре он ощутил силу оружия мусульман. Византийское войско не смогло противостоять натиску арабской конницы, окрылённой новой религией. Мусульмане с радостью принимали смерть, надеясь вкусить райское блаженство, обещанное пророком.

Военные успехи мусульман

В ходе завоевательных походов войско арабов во главе с халифами подчинило себе богатейшие страны Ближнего Востока. Сирия, Палестина, Междуречье были отняты им у византийцев. Арабы овладели крупнейшим городом Сирии Дамаском и священным городом христиан и иудеев Иерусалимом. После нескольких поражений перестала существовать Иранская держава. В Африке арабы захватили Египет. Византийская армия и здесь не смогла противостоять завоевателям. Крупнейший город Египта Александрия без боя сдался мусульманам, которые обещали за богатый выкуп не трогать христианские храмы. Из своих восточных владений византийские императоры сумели сохранить лишь Малую Азию. Арабы не раз осаждали Константинополь, но взять его не смогли.

Мусульмане штурмуют крепость в Сирии. Средневековый рисунок

Подчинив себе Северную Африку, арабы в начале VIII века переправились через Гибралтарский пролив и высадились в Испании. Небольшое войско арабов разгромило армию вестготского короля. Несмотря на упорное сопротивление, города вестготов пали один за другим. К 718 году вся Испания, кроме небольшой области на севере страны, оказалась в руках арабов. Затем они вторглись в пределы Франкского королевства и были остановлены только Карлом Мартеллом в битве при Пуатье.

Вспомните, в какую эпоху и кем был основан город Александрия.

К середине VIII века в результате завоеваний возникло огромное мусульманское государство – Арабский халифат. В его состав вошли земли с плодородными почвами – Египет и Междуречье, которые раньше были житницами Древнего Рима и Византии. Арабы захватили все известные в то время месторождения золота. Они поставили под свой контроль морские и сухопутные торговые пути, соединявшие рынки Средиземноморья со странами Дальнего Востока, Центральной Азии, внутренними районами Африки. Всё это сделало халифат богатейшим государством мира.

Походы и завоевания арабов. Арабский халифат

Первые халифы и раскол в исламе

Первые халифы по своему образу жизни мало чем отличались от простых мусульман. Как и пророк Мухаммед, они обладали светской и духовной властью. В период завоеваний халифы должны были быть и военачальниками. Талантом полководца прославился халиф Омар (634–644). Он слыл суровым, но справедливым правителем, который не стремился к личному обогащению, хотя арабское войско овладело огромными сокровищами.

Мечеть Омара в Иерусалиме

После смерти Омара халифом был избран Осман (644–656). Новый халиф происходил из рода, первоначально враждебного Мухаммеду, но затем принявшего ислам. При распределении богатств, захваченных во время походов, и назначении на важные должности Осман отдавал предпочтение своим родственникам. Наместники завоёванных областей, обладавшие реальной военной силой, всё меньше прислушивались к халифу, жившему в Медине. Мусульманская знать организовала против Османа заговор, и халиф был убит на пороге собственного дома. При этом кровь правителя попала на список Корана, который он держал в руках.

Ещё более драматичные события развернулись при халифе Али (656–661). Междоусобная война и последовавшее за ней убийство Али привели к расколу мусульман на враждующие группировки – суннитов и шиитов. После гибели Али в 661 году халифом объявил себя наместник Сирии. Он не поехал ни в Мекку, ни в Медину, а остался в Дамаске, основав династию Омейядов.

Внутренняя жизнь Арабского халифата

В конце VII века халифы из «заместителей» пророка Мухаммеда превратились в неограниченных правителей, а их власть из выборной стала наследственной. В руках халифов сосредоточились несметные богатства, стекавшиеся из завоёванных стран. Ежегодно в их столицу в виде дани поступали тонны серебра и золота. Ими правители могли распоряжаться по своему усмотрению. Большое влияние на дела государства оказывала мусульманская знать, состоявшая не только из арабов, но и из представителей других народов, населявших халифат. Знатные мусульмане – полководцы и наместники провинций быстро забыли призывы пророка Мухаммеда презирать богатство и делиться своим имуществом с бедными. Подражая вельможам захваченных стран, они возводили великолепные дворцы, наполненные сокровищами.

Торговля на мусульманском базаре. Средневековый рисунок

Завоёванные арабами земли были объявлены собственностью всей мусульманской общины. Люди, жившие на этих землях, должны были платить поземельный налог или принять ислам. На завоёванных землях арабы сначала насильно не принуждали местное население становиться мусульманами. «Людям Писания» – христианам и иудеям, признававшим единого Бога, разрешалось жить по законам их веры, но они должны были платить особую подушную подать. К язычникам мусульмане относились нетерпимо: под страхом истребления им предлагалось принять ислам. Населению завоёванных стран было выгодно переходить в новую веру, так как оно сразу освобождалось от налогов. Мусульмане платили только милостыню в пользу бедных.

Почему мусульмане терпимо относились к вере христиан и иудеев?

Однако через несколько десятилетий отношение мусульман к людям других религий изменилось, и начались их притеснения. Один из халифов издал указ, в котором приказывал христианам и иудеям «носить отныне платье жёлтое; не носить белого платья, дабы не походить на мусульман; разрушить заново построенные храмы, удвоить поголовную подать; не позволять им входить в мусульманские бани… не брать себе мусульман для личных услуг…». Христианин, посмевший ударить мусульманина, подвергался смертной казни.

Халиф Гарун аль-Рашид со своими приближёнными. Средневековая миниатюра

Что изменилось в отношении мусульман к представителям других религий?

Распад Арабского халифата

Правление Омейядов вызвало недовольство в народе, которым воспользовались противники халифов. В 750 году власть Омейядов была свергнута, а сами они истреблены. Новыми правителями мусульманского государства стали Аббасиды, сделавшие столицей халифата город Багдад на реке Тигр в Междуречье. В VIII–IX веках Арабский халифат достиг вершины своего могущества. Однако закат этой державы был уже близок. На землях халифата проживало около 80 миллионов человек. Большинство населения составляли завоёванные народы, принявшие ислам. Управлять таким большим государством было сложно, и халифы сохраняли свою власть только силой оружия. То тут, то там вспыхивали мятежи и восстания, которые расшатывали исламское государство. Его силу подрывала также непрекращающаяся вражда между суннитами и шиитами. Наместники отдалённых провинций отказывались подчиняться власти багдадского халифа и не посылали ему положенной дани. Постепенно они создавали собственные независимые государства.

Мусульманские воины. Арабская миниатюра

Постепенно к X веку халифат лишился большинства владений, сохранив под своей властью только земли вокруг Багдада. Став простой игрушкой в руках своей армии, халифы потеряли светскую власть, сохранив авторитет только в делах религии. На месте огромной державы возникло множество мусульманских государств, в которых говорили на арабском языке. Несмотря на распад Арабского халифата, вера пророка Мухаммеда распространилась далеко за пределы Аравии. В страны Азии, Африки, Европы её несли не только воины, но и купцы и проповедники.

Пользуясь картой, перечислите страны и народы, завоёванные арабами. Назовите места важнейших побед и крупнейших поражений арабов.

Мусульманская культура

Культура Арабского халифата и государств, образовавшихся на его месте, была тесно связана с мусульманской религией.

Обучение в медресе. Арабский рисунок

Обучение чтению, письму и арифметике считалось необходимым для понимания и усвоения Корана. Его текст заучивали наизусть, стремясь применять мудрость этой книги во всех жизненных ситуациях. Для обучения детей 5-10 лет создавались начальные школы.

Государство заботилось об образовании своих подданных. По приказу халифов создавались медресе, где подростки и взрослые продолжали образование.

Мусульманская библиотека. Средневековый рисунок

Они собирались вокруг учителя, который зачитывал древние тексты и труды учёных, объясняя непонятные места. В медресе изучали историю и основы ислама, математику, медицину, геометрию и другие науки.

Страницы из арабской рукописи по медицине

Уважение к знаниям, которое проявляли мусульмане, сочеталось с нетерпимостью ко всему, что, по их мнению, противоречило исламу. Нередко во время завоеваний мусульмане разрушали и уничтожали то, что считали чуждым своей вере. При дворе халифов в Багдаде и в других крупных городах возникали «Дома мудрости» – своеобразные академии наук. Здесь учёные занимались переводами на арабский язык сочинений авторов разных стран и эпох, в том числе известных мудрецов древности: Платона, Аристотеля, Архимеда. С некоторыми из этих трудов средневековых европейцев познакомили именно арабы.

Вспомните, чем были знамениты Платон, Аристотель, Архимед.

Торговля и путешествия сделали арабов знатоками географии. На составленных ими картах и в географических трудах содержалось описание всех областей тогдашнего мусульманского мира от Испании до Индии. Знали мусульмане о Китае, Корее, Сибири. В сочинениях «Чудеса стран», «Диковинки Земли», в «Книге путей и государств», а также в «Книге картины Земли» содержались подробные сведения о природе, народах, городах, занятиях жителей самых различных земель.

Миниатюра из арабской книги

Из далёкой Индии арабские учёные заимствовали удобную десятичную систему счёта, переняв у индийцев цифры, которые мы и сейчас именуем арабскими. Наука алгебра, появившаяся также в Индии, стала известна в Европе именно под арабским названием «ал-джебр».

Большая мечеть в Дамаске. VIII век

Далеко за пределами мусульманского мира было известно имя жившего в конце X – начале XI века учёного Ибн Сины (в Европе его звали Авиценна). Его перу принадлежали медицинские труды «Книга исцеления» и «Канон врачебной науки».

Слияние различных культурных потоков привело к возникновению мусульманской поэзии. Она прославляла победы в боях, возвышенные чувства любви, радости жизни.

Арабы любили слушать и рассказывать сказки. Бродячие сказители собирали, сочиняли и приносили в разные концы мусульманского мира фантастические рассказы. Постепенно они составили огромный сборник, получивший название «Тысяча и одна ночь». В него вошли сказки не только арабов, но также греков, персов, индийцев и других народов. Наиболее известны повествования об отважном багдадском купце Синдбаде-мореходе, совершавшем свои рискованные путешествия в дальние страны.

Вид города Алеппо в Сирии. Средневековый рисунок

Законы мусульманской религии запрещают изображать Бога. Поэтому на стенах зданий, в книгах можно видеть лишь замысловатые узоры и орнаменты, составленные из арабских букв, складывающихся в слова. Нередко это были цитаты из Корана или высказывания пророка Мухаммеда. На мусульманском Востоке широкое распространение получила каллиграфия. Арабский язык и арабская письменность были известны во всех странах, жители которых исповедовали ислам.

Подведём итоги

Арабские завоевания привели к возникновению огромного Арабского халифата. В странах, вошедших в его состав, жизнь людей была организована в соответствии с требованиями исламской религии. Арабы-мусульмане стремились расширить свои знания об окружающем мире. Они создали особый мир культуры, которая была тесно связана с мусульманской религией. Многое из достижений учёных Арабского халифата превосходило уровень науки европейских стран того времени.

Сунниты – сторонники одной из группировок в исламе, почитающие не только Коран, но и устное предание о деяниях и высказываниях Мухаммеда – Сунну.

Шииты – сторонники одной из группировок в исламе, признающие Коран единственной священной книгой, считающие законным халифом только Али и его потомков.

Медресе – учебное заведение в исламских странах.

Каллиграфия – искусство красивого и чёткого письма.

661 год. Начало правления династии Омейядов.

750 год. Свержение Омейядов, начало правления династии Аббасидов.

«Все знания в конечном счёте связаны с религией и обретаются во имя Аллаха».

Пророк Мухаммед

1*. Расскажите о ходе арабских завоеваний. Почему арабам-мусульманам удалось быстро завоевать многие страны Востока?

2. Каково было отношение арабов к завоёванным народам? Как оно изменялось? Почему?

3. Какой властью обладали халифы?

4. Какие изменения произошли в Арабском государстве к Х веку по сравнению со временем первых халифов?

5. Назовите причины распада Арабского халифата.

6. Какое влияние оказал ислам на культуру Арабского халифата?

7. Какие знания больше всего ценили мусульманские учёные? Как вы думаете, почему?

8. Что из научных знаний европейцы восприняли у мусульман?

1. В знаменитой книге сказок «Тысяча и одна ночь» рассказывается о разговоре халифа и учёной девушки. «О Таваддуд, какие науки ты хорошо знаешь?» – спросил халиф. Девушка отвечала: «Я знаю грамматику, поэзию, законоведение, толкование Корана и лексику, знакома с музыкой и наукой о долях наследства, и счётом, и делением, и землемерием, и сказаниями первых людей… я изучала науки точные, и геометрию, и философию, и врачевание, и логику, и риторику, и изъяснение и запомнила многое из богословия. Я была привержена к поэзии и играла на лютне, узнала, где на ней места звуков, и знаю, как ударять по струнам, чтобы были они в движении или в покое… Говоря кратко, я дошла до того, что знают лишь люди, утвердившиеся в науке».

Назовите науки, которые были знакомы арабской девушке. Какие из них считаются науками и сегодня?

2. Пользуясь текстом параграфа и иллюстрациями, составьте рассказ о жизни в средневековом мусульманском городе, используя слова: халиф, дворец, мечеть, минарет, медресе, базар.

Из книги История. Всеобщая история. 10 класс. Базовый и углублённый уровни автора Волобуев Олег Владимирович

§ 10. Арабские завоевания и создание Арабского халифата Возникновение ислама. Самая молодая из мировых религий – ислам – зародилась на Аравийском полуострове. Большинство его жителей, арабов, занималось скотоводством и вело кочевой образ жизни. Несмотря на это, здесь

Из книги Русь арийская [Наследие предков. Забытые боги славян] автора Белов Александр Иванович

Как дракон превратился в арабского царя Весьма интересно, что Атар, получивший в последующей авестийской трактовке образ смертного воина-богатыря, борется не с кем-нибудь, а с драконом. Борьба между драконоборцем и трехглавым драконом идет за обладание символом

автора Коллектив авторов

ЗАВОЕВАНИЯ АРАБОВ И ОБРАЗОВАНИЕ ХАЛИФАТА

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

ОТ АРАБСКОГО ГОСУДАРСТВА К МУСУЛЬМАНСКОЙ ИМПЕРИИ Переход власти от Омейядов к Аббасидам не просто знаменовал смену правящей династии, он сопровождался радикальными социально-политическими изменениями, в результате которых Халифат превратился из империи арабов в

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

ЗАВОЕВАНИЯ АРАБОВ И ОБРАЗОВАНИЕ ХАЛИФАТА. ХАЛИФАТ АББАСИДОВ И РАСЦВЕТ АРАБСКОЙ КУЛЬТУРЫ Бартольд В.В. Сочинения. М., 1966. Т. VI: Работы по истории ислама и Арабского Халифата.Белл R, Уотт УМ. Коранистика: Введение: Пер. с англ. СПб., 2005.Бертельс Е.Э. Избранные труды. М., 1965. Т. 3:

Из книги История Византийской империи. Т.1 автора

Завоевания арабов до начала VIII века. Константин IV и осада арабами Константинополя После смерти Мухаммеда (632) в качестве главы мусульман был избран его родственник Абу-Бекр, с титулом халифа, т.е. «наместника». Следующие три халифа, Омар, Осман и Али, также были избираемы, но

Из книги Семь столпов мудрости автора Лоуренс Томас Эдвард

Книга II. Начало арабского наступления Мои начальники были изумлены такими благоприятными новостями, но пообещали помощь, а пока что послали меня, во многом против моей воли, назад в Аравию. Я достиг лагеря Фейсала в тот самый день, когда турки прорвали оборону

Из книги Очерк о золоте автора Максимов Михаил Маркович

Страны Арабского халифата Золотые маураведины, или динары, чеканились во многих странах Арабского халифата, включавшего территории юга Испании и юга Франции на западе, Средиземноморского побережья Африки, Среднего Востока и современной Средней Азии на востоке. На этой

Из книги История Византийской империи. Время до крестовых походов до 1081 г. автора Васильев Александр Александрович

Завоевания арабов до начала VIII века. Константин IV и осада арабами Константинополя После смерти Мухаммеда (632) в качестве главы мусульман был избран его родственник Абу-Бекр, с титулом халифа, т. е. «наместника». Следующие три халифа. Омар, Осман и Али, также были избираемы,

Из книги Калиф Иван автора Носовский Глеб Владимирович

7.2. Итог Великого = «Монгольского» завоевания XIV века - создание Великой Русской Средневековой Империи Согласно нашей реконструкции, в итоге великого = «монгольского» завоевания мира, вышедшего в начале XIV века н. э. из Руси-Орды, большая часть восточных и

Из книги Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока автора Нефедов Сергей Александрович

9.9. РАСПАД АРАБСКОГО ХАЛИФАТА Вернемся теперь к истории Ближнего Востока. Как отмечалось выше, в 810-830-х гг. Арабский халифат был охвачен тяжелым кризисом, который проявлялся в династических распрях, в восстаниях простого народа и в гражданских войнах. В ходе этих войн

Из книги Тайны Русского каганата автора Галкина Елена Сергеевна

Ученые Арабского халифата о географии Восточной Европы Очевидно, что Балтика и земли ильменских славян и кривичей из сферы поиска территории русов должны быть исключены. Другой интересующий нас ориентир в арабо-персидской географии, весьма легко поддающийся

Из книги Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень автора Волобуев Олег Владимирович

§ 10. Арабские завоевания и создание Арабского халифата Возникновение исламаСамая молодая из мировых религий – ислам – зародилась на Аравийском полуострове. Большинство его жителей, арабов, занималось скотоводством и вело кочевой образ жизни. Несмотря на это, здесь

Из книги 500 великих путешествий автора Низовский Андрей Юрьевич

Путешественники арабского Востока

Из книги Всеобщая история. История средних веков. 6 класс автора Абрамов Андрей Вячеславович

§ 10. Завоевания арабов и создание Арабского халифата Начало завоевательных походов арабовСмерть Мухаммеда привела к восстаниям противников исламского государства, вспыхнувшим в разных концах Аравии. Однако эти выступления были быстро подавлены, и мусульмане

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Транслитерация с арабского языка Транслитерация, обозначенная в таблице как «Английский», обычно используется в англоязычных научных публикациях. В эту систему включены несколько диграфов (например, th или sh). В некоторых публикациях эти диграфы объединяются чертой,