СПП с придаточным сравнительным.pptx - Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения. Придаточные сравнительные предложения в русском языке Спп с придаточными сравнительными

Отвечает на вопросы - как? как что? подобно чему?

Придаточное сравнения распространяет всю главную часть. Содержание главной части сравнивается с содержанием придаточной. Придаточное присоединяется сравнительными союзами как, будто, словно, точно, подобно тому как, так же как, как будто, как бы, будто бы, словно бы, как будто бы. В главной части СПП с придаточным сравнительным может использоваться указательное слово так, которое, однако, не является обязательным.

Особую группу внутри СПП со сравнительными придаточными образуют такие, которые относятся не ко всей главной части, а к одному слову в ней -- к форме сравнительной степени прилагательного или наречия или к словам иной, другой, по-иному, по-другому, иначе.

Придаточная часть присоединяется к главной с помощью союзов чем, нежели. Отношения между частями -- сравнительные или сопоставительные.

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия

Отвечает на вопросы - как? каким образом?

Относится к одному слову в главной части -- указательному местоименному наречию так или сочетанию таким образом (иногда они бывают опущены) и присоединяется к главной части союзным словом как. Придаточные образа действия располагаются за главной частью.

Сложноподчиненные предложения с придаточными меры и степени

Отвечают на вопрос - до какой степени?

Придаточные меры и степени обозначают меру или степень того, что можно измерить с точки зрения количества, качества, интенсивности. Они присоединяются к главной части союзами что, чтобы, как, словно, будто и др. или союзными словами сколько, насколько.

Придаточные с союзами что, чтобы относятся к словам так, такой, настолько, столь и оборотам до такой степени, в такой мере и имеют дополнительное значение следствия.

Отдельную группу среди СПП с придаточными меры и степени составляют такие, в которых придаточная часть присоединяется к словам столько, настолько с помощью союзных слов сколько, насколько. В этих предложениях выражается только значение меры и степени и отсутствует дополнительный оттенок следствия. Придаточные меры и степени могут иметь дополнительный оттенок сравнения; в этом случае они присоединяются сравнительными союзами.

Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными

В русском языке представлен еще один тип придаточных предложений. Это придаточные присоединительные. Их особенность заключается в том, что они не эквивалентны ни одному из членов предложения, к ним не может быть поставлен вопрос от главной части, что является причиной их выделения в отдельную группу. Средства связи придаточной части с главной в этом типе придаточного -- союзные слова что (в форме любого падежа с предлогом или без него), отчего, почему, зачем, вмещающие в себя содержание главной части.

Конспект урока русского языка в 9 классе

Тема урока: Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения.

Цели урока:

повторить сведения о способах выражения в языке значения сравнения (сравни­тельный оборот, творительный сравнения, сочетание сравни­тельной формы прилагательного и существительного, придаточ­ное сравнения); формировать умения пользо­ваться приемом синонимиче­ской замены, конструировать сложноподчи­ненные предложения с прида­точным сравнения, находить сложноподчи­ненное предложение с придаточ­ным сравнения и сравнительны­ми оборотами в художественных текстах, уместно употреблять в своей речи подобные синтакси­ческие конструкции.

Конспект урока.

I . Орг этап

II Проверка домашнего задания.

1. Упражнение 159, чтение и объяснение составленных схем по цепочке.: 1)объяснение смысла каждой пословицы,

2) назвать морфологические признаки наречий,3) прочесть 10 слов по заданной модели (каждый называет 1 слово, не повторяя прозвучавшее

упр 160 –конспект проверят дежурные по образцу.

(вопросы, сложности при выполнении).

II Работа с учебником.

    Чтение лингвистического материала § 20

На какой вопрос отвечают языковые конструкции, которые помогают выразить значение сравнения? Назовите данные языковые конструкции

1.Оскалить зубы

2.Радость ползёт улиткой.

3.Под ним струя светлей лазури

4.Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием.

СПП с придаточным сравнения.

Как, точно, словно, будто, как будто, как если бы

1)Стало мне вдруг хорошо на душе, как будто детство моё вернулось. (М.Пришвин)

2)Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.

ВЫВОД: СПП с придаточным сравнения более полно и ярко выражает сходство предметов и явлений.

    Упражнение 166

Проверка

Наречие образа действия

Творительный сравнения

(глагол +сущ в тв.п)

Сравнит ф прилаг +сущ

Сравнительный оборот

СПП с придат сравнения

Вывод. Сравнительные союзы могут присоединять придаточные предложения и сравнительные обороты. В этом случае запятая перед сою­зами ставится. А могут стоять при сказуемом, тогда запятая не ставится.

(Море как ртуть.)

IV . Закрепление материала.

Записать предложение (строки из стихо­творения Анны Ахматовой).

Для мирной жизни новых поколений,

От Каспия и до полярных льдов,

Как памятники выжженных селений

Встают громады новых городов.

Вывод. Придаточные сравнительные, как и сравнительные обороты, используются в поэтической речи и прозе и служат для создания вырази­тельности речи.

V . Работа с художественными текстами.

Фигура поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления, предмета или состояния с другим, называется сравнением.

Разберем несколько примеров, распределяя предложения по груп­пам.

Карточка.

1. Как стих без мысли в песне модной, дорога зимняя гладка. 2. Она, как с давними друзьями, своими рощами, лугами ещё беседовать спешит (А. С. Пушкин). 3. Спорили, советуясь друг с другом, как спорят гордые в правде люди с сильными мира сего, не сдаваясь силе, но стараясь её убе­дить (М. Пришвин). 4". Мелкий грибной дождь не звенит, а шепчет что-то своё, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой (К. Паустовский). 5. Анчар, как грозный часовой, стоит - один во всей вселенной (А. С. Пушкин).

6. Исчезли юные забавы, как сон, как утренний туман (А. С. Пушкин).

7. Сосновый лес как золотой орган, пронизанный легчайшим свежим вет­ром (Дудин). 8. И эта песнь была нежна, как будто для земли она была на небе сложена! (М. Ю. Лермонтов.)

Проверка

Почему седьмое предложение не записано ни в одной колонке? (потому что сравнительный союз как входит в состав сказуемого: лес как орган).

Чем осложнены предложения? (деепричастными, сравнительными оборотами, обособленным определением, однородными членами предло­жения).

Данные предложения позволяют повторить правописание гласных в личных окончаниях глаголов, перед суффиксом -л- в прош. вр. глагола, в падежных окончаниях существительных; -н- и -нн- в полных и кратких причастиях и прилагательных.

VI . Обобщающий вывод.

С помощью каких союзов и союзных слов присоединяются прида­точные сравнительные?

Какие конструкции могут присоединять сравнительные союзы, кро­ме придаточных?

В каких случаях перед сравнительным союзом не ставится запятая?

Как называется поэтическая фигура (троп), основанная на сопостав­лении предметов, явлений, состояний и т. д.?

Для чего употребляются в поэтической речи сравнения?

VII . Домашнее задание. § 20, упражнение 168

Рассмотренные выше типы обстоятельственных придаточных по значению соответствуют одноимённым разрядам обстоятельств в простом предложении. Однако есть три типа придаточных (сравнительные , следствия и присоедини тельные), которым нет соответствия среди обстоятельств в простом предложении. Общая особенность сложноподчинённых предложений с этими типами придаточных - не­возможность, как правило, задать вопрос от главного пред­ложения к придаточному.

В сложноподчинённых предложениях с придаточными сравнительными содержание главного предложения сравнивается с содержанием придаточного. Придаточные сравнительные относятся ко всему главному предложению и присоединяются к нему союзами как, точно, словно, бу то, как будто, подобно тому как, будто бы, чем... тем, чем и др. Например:

1) (Как летом роем мошкара летит на пламя), [сле­тались хлопья со двора к оконной раме] (К. Пастернак] (как), ["].

2) [Мелкие листья ярко и дружно зеленеют ], (словно кто их вымыл и лак на них навёл ) (И. Тургенев) - , (словно).

3) [Мы втроём начали беседовать ], (как будто век были знакомы ) (А. Пушкин) - , (как будто).

Особую группу среди придаточных сравнительных составляют предложения с союзом чем и с двойным союзом чем... тем. Придаточные с двойным союзом чем... тем имеют сравнительно-сопоставительное значение, взаимную обусловленность частей. Придаточные же с союзом чем, кроме того, относятся не ко всему главному, а к слову в нём, которое выражено формой сравнительной степени прилагательного или наречия.

1) (Чем меньше женщину мы любим ), [тем легче нра­ вимся мы ей] (А. Пушкин) - (чем), [тем].

2) [Время шло медленнее], (чем ползли тучи по небу) (М. Горький) - [сравн.степ.нар.], (чем).

Сравнительные придаточные могут быть неполными: в них опускается сказуемое, если оно совпадает со сказуе­мым главного предложения. Например:

[Существование его заключено в эту тесную програм­му], (как яйцо в скорлупу) (А. Чехов) - , (как).

О том, что это именно неполное двусоставное предложение свидетельствует второстепенный член группы сказуемого - в скорлупу.

Неполные сравнительные придаточные не следует путать со сравнительными оборотами, в которых не может быть сказуемого.


Продолжи высказывание: - сложные предложения делятся на… - средствами связи в сложном предложении являются… - сложноподчиненное предложение состоит из… - на вопросы косвенных падежей отвечают придаточные… - на вопрос какой? - придаточные… - на вопросы где? куда? откуда? – придаточные … - на вопросы когда? как долго? в каких пор? – придаточные …


Готовимся к ГИА А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности является сравнение. 1. Моряки, не отрывая глаз, следили за ползущей вверх якорной цепью. 2. Издали слышался шум мокрых деревьев, будто вдалеке шумела вода в шлюзах. 3. И вот из глубокой блистающей синевы выползли гигантские металлические лапы. 4. И хотя из зеркала на него глядело все то же молодое отважное лицо, капитан чувствовал, что в душе он стал на несколько лет старше.


Готовимся к ГИА А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности является сравнение. 1.Старуха выпрямилась, и глубоко запавшие чёрные глаза её вспыхнули молодо и зло. 2. «Гений и злодейство несовместимы!» – не моргнув глазом, выпалил Мишка. 3. Откуда-то тянуло затхлой сыростью, точно в погребе. 4. Лопахин чуть не задохнулся от охватившего его негодования.




СПП с придаточными сравнительными - придаточное поясняет главное предложение Простое предложение со сравнительным оборотом - сравниваются предметы, действия, признаки - в придаточном есть грамматическая основа - придаточная часть отделяется запятой - сравнительный оборот является обстоятельством - сравнительный оборот обособляется






ЗАКРЕПЛЕНИЕ 1) Плюшкин даже думал о том, как ему возблагодарить гостя за такое великодушие. 2) Ветер колеблет жесткие листья, словно тысячи металлических струн протянуты в густой листве. 3) Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу. 4) Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.




ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЮЗОМ КАК Я смотрел, как мама улыбается. Он так сверкал глазами, как лампочка в гирлянде. Смутно белели старые берёзы по сторонам шоссе, как будто их стволы присыпало снегом. Он бился с этой задачей как рыба об лёд. Он пришел как гость. Лёд как стекло.


ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ - С какими видами СПП сегодня познакомились? - На какие вопросы отвечают придаточные сравнительные? - С помощью чего они присоединяются к главной части? - Как различить СПП с придаточными сравнительными и предложения со сравнительными оборотами?


Сложноподчиненные предложения с придаточными цели

Придаточные цели содержат указание на цель или назначение того, о чем говорится в главной части предложения.

Придаточные цели присоединяются к главной части союзами чтобы, дабы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы и выступаю­щими в роли союзов частицами только бы, лишь бы. Придаточные цели, присоединяемые частицами-союзами лишь бы, только бы, употребляются только в постпозиции, выражая более силь­ное желание, и имеют добавочный присоединительный оттенок. Основное значение целевых придаточных то, что в них обозначается событие или явление желаемое, причем подчеркивается, что для его возникновения необходима активная деятельность.

Придаточная часть обычно относится ко всей главной части в целом: Чтоб мерить все надежной меркой, чтоб с правдой сущей быть не врозь, многостороннюю проверку прошли мы – где кому пришлось (Ахм.).

Придаточные цели указывают на факты не реальные, а лишь желательные, поэтому сказуемые могут быть выражены только сослага­тельным наклонением (частица бы входит в состав союзов) или инфи­нитивом: Он употребил все свое красноречие, дабы отвратить Акулину от ее намерения (Пушкин).

В придаточных цели в сказуемом могут быть две глагольные формы: 1) сослагательное наклонение; 2) инфинитив с частицей бы (частица бы входит в союзы чтобы, дабы). Сослагательное наклонение употреб­ляется, если в главной и придаточной частях субъекты различные: Я закрыл двери, чтобы Володя мне не мешал. Инфинитив употребляется, если в главной и в придаточной частях один и тот же субъект: Я закрыл двери, чтобы не мешать Володе.

Составные союзы могут употребляться расчлененно, вследствие чего в придаточной остается лишь союз чтобы, а первая часть союза переходит в главную и приобретает характер соотносительного слова, к которому и прикрепляется придаточная: Для того чтобы привести землю в порядок, надо было вместе с землеустроителями заново разработать планы севооборотов (Г. Ник.). Членение союза обязательно, если ему предшествуют ограничительные, сравнительные и другие частицы, а также вводные слова: Он разрешал молчание разве только для того, чтобы журить своих дочерей (П.);

Сравнительные придаточные поясняют главную часть предложения путем сравнения, основываясь на ассоциативной связи явлений. Оттенки значений сравнительных придаточных разнообразны (собственно сравнение, уподобление, соответствие и др.) и определяются лексическим значением союзов. Сравнительные отношения выражаются союзами как, подобно тому как, словно, будто, как будто, точно, как если бы.

Придаточные сравнительные могут выражать реальные (с сою­зами как, подобно тому как) и предположительные сравнения (с сою­зами как будто, будто, словно, точно, как сели бы : Каждый звук рождал какие-то искры и смутные запахи, как капля рождает дрожь воды (Казаков) (сравниваются факты действительно сходные); Мелкие листья ярко и дружно зеленеют, словно кто их вымыл и лак на них навел (Тургенев) (сравниваемые факты связаны только воображаемыми связями).



Значение соответствия, равенства сравниваемых предметов или явлений передается придаточными с союзом как и что : Борис еще поморщится немного, что пьяница пред чаркою вина (П.). То же значение, но со стилистическим оттенком книжности передается союзом подобно тому как : Галлия и большая часть Германии были разделены жребием, подобно тому как было за полвека при разделении Хлодованова наследия между его детьми (Герц.).

Придаточные с союзами словно, точно, будто, как будто, как если бы содержат сравнение, которое представляется не как нечто реальное, а лишь как возможное или воображаемое. Союзы словно, точно указывают на значительное сходство сравниваемых предметов или явлений: Море все в живых белых пятнах, словно бесчисленные стаи птиц опускались на его синюю равнину (М. Г.).

Союзы как будто, будто указывают на приблизительность сравнения: Она была возбуждена, будто только что получила известие самое радостное в своей жизни (Сол.).

Союзом как если бы подчеркивается, что сравнение предположительно: В комнате стало свежо, как если бы откуда-то проник холодный воздух.

Примечание . От придаточных сравнительных нужно отличать сравни­тельные обороты, являющиеся частью простого предложения. В сравнительных обо­ротах, в отличие от придаточных сравнительных, не может быть сказуемых: В Германии я был, как рыба, нем... (Некрасов); Черноброва, статна, словно сахар, бела! (Некрасов).

Несвободные конструкции .

1) Чем кумушек (читать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться (Крылов); Чем на мост нам идти, поищем лучше броду (Крылов). В таких предложениях придаточная часть не осмысляется как объ­ект сравнения; имеются формы сравнительной степени лучше, приятней и др. При этом возникают своеобразные отношения – сопоставление отвергаемого и предпочитаемою. В препозитивной придаточной части заключается то, что отвергается, а в главной то, что считается правильным, необходимым, полезным и т. д. Поэтому в главной части обязательно присутствует форма сравнительной степени, указывающая на положительную оценку, или форма повелительного наклонения, указывающая на предпочи­таемое действие, а в придаточной союз чем.

2) Чем ближе подходит дневная съемка к концу, тем ворчливее и бесцеремоннее делается землемер (Куприн); Чем шире социальный опыт литератора, тем выше его точка зрения (Горький). В каждой части СПП с взаимоподчи­ненными частями, связанными двойным союзом чем... тем, обяза­тельно имеется форма сравнительной степени прилагательного или наречия; положение частей строго закреплено. Часть с союзом чем стоит в препозиции. В таких СПП сопоставляются развивающиеся явления: развитие явления, о котором говорится в первой части, зависит от развития явления, о котором говорится во второй части.

Необходимо заметить, что значение сравнения выражено в не­свободных конструкциях гораздо менее отчетливо, чем в свободных.