Тоталитарная система власти, культ личности и сталинизм. Утверждение культа личности Сталина. Идеология и политика сталинизма. Массовые политические репрессии Примеры в истории

  • 6.Русь в условиях феодальной политической раздробленности.Владимир Мономах.
  • 7.Эволюция древнерусской государственности в начале 12-13 вв.Характеристика русских княжеств и земель в условиях политической децентрализации Руси.
  • 8.Русь и Орда: проблемы взаимоотношений и взаимовлияния.
  • 9.Судьба русских земель в 13-14вв.Северо-Западная Русь: борьба Новгорода и Пскова с экспансией крестоносцев на западных границах.Александр Невский.
  • 10.Юго-Западная Русь:вхождение княжеств в состав Великого княжества Литовского.
  • 11.Северно-Восточная Русь:борьба за великое княжение Владимирское.Возвышение Москвы.Куликовская битва и ее историческое значение.
  • 12.Формирование единого русского государства в 15 веке.Собирание земель и укрепление Московского княжества при Иване 3.Ликвидация зависимости от Орды.
  • 13.Правление Ивана 4 Грозного:поиск альтернативных путей социально-экономического развития Руси.
  • 14.Смутное время:причины,этапы,последствия
  • 15.Московское государство при первых Романовых.Система власти и эволюция сословного строя.
  • 16.Внешняя политика России в 17 веке.Вхождение под протекторат Московского государства Левобережной Украины-Гетьманщины.
  • 18. Эпоха «дворцовых переворотов» после Петра 1.
  • 19. Правление Екатерины іі и «просвещенный абсолютизм».
  • 20.Внешняя политика Екатерины 2.Борьба России за выход к Черному морю.Участие России в разделах Речи Посполитой.Вхождение в состав России Правобережной Украины и Белоруссии.
  • 21.Российская империя в первой половине 19 века.Правление Александра 1.Проекты либеральных реформ.Отечественная война 1812 года.
  • 22.Император Николай 1 и его политический режим.Государственный консерватизм и его проявления.Крымская война и ее последствия.
  • 23.Преобразования Александра 2.Отмена крепостного права и реформы 1860-70х годов России.
  • 24.Правление Александа 3.Особенности внутренней и внешней политики.
  • 25.Император Николай 2.Динамика и противоречия национального развития.Первая российская революция и начало парламентизма.Реформы п.Столыпина и их последствия.
  • 26.Россия в Первой мировой войне.Военные кампании 1914-1916гг.Власть,экономика и общество в условиях войны.
  • 27.Великая российская революция 1917г.Объективные и субъективные причины обострения экономическго и политического кризиса.Основные этапы и хронология революции 1917г.
  • 28.Свержение временного правительства в октябре и устаовление советской власти.Первые революционные преобразования большевиков.Созыв и разгон Учредительного собрания.Бретский мир.
  • 29.Гражданская война как общенациональная катастрофа.Причины этапы и основные события Гражданской войны.Интервенция.
  • 31.Советская Россия в 1920-е годы.Переход к новой экономической политике.Предпосылки и значение образования ссср.Принятие Конституции ссср 1924г.
  • 33.Внешняя политика:от курса на мировую революцию к концепции построения социализма в одной стране.Выход ссср из международной изоляции.
  • 34.Ссср в 1930-е годы.Реализация проекта сталинского социализма в ссср.Великий перелом 1929года:форсированная индустриализация и сплошная коллективизация.
  • 35.Утверждение культа личности Сталина.Идеология и политика сталинизма.Массовые политические репрессии.
  • 37.Внешняя политика ссср в 1930-е годы.Ссср накануне и в начале Второй мировой войны.
  • 37.Первый период Великой отечественной войны(июнь 1941-осень 1942).
  • 38.Нацисткий оккупационный режим и преступления фашизма.Начало массового сопротивления врагу.Движение Сопротивления: подпольщики и партизаны.Сотруднечество с врагом:формы,причины,масштабы.
  • 39.Начало коренного перелома. Сталинградская битва.Битва на Курской дуге.Завершение освобождения территории ссср.
  • 40.Внешняя политика ссср в годы войны.Ленд-лиз. Тегеранская конференция. Ялтинская и Потсдамская конференция 1945г.Создание оон.
  • 41.Советско-Японская война и окончание Второй мировой войны (1944 сентябрь-1945гг.)Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны.
  • 42.Особенности послевоенного периода в ссср.Ресурсы и приоритеты восстновления народного хозяйства.Рост влияния ссср на международной арене.Начало «холодной войны»
  • 43.Период «оттепели» в ссср:середина 1959-х- первая половина 1960-х гг.Н.С.Хрущев и 20 съезд кпсс.Частичная десталинизация:содержание и противоречия.
  • 44.Социально-экономическое развитие cccр и преобразования н.С.Хрущева.Новый курс советской внешней политики:от конфортации к диалогу.
  • 45.Советское общество в середине 1960-х начале 1980-хгг.Экономические реформы 1960-х гг.Социальная политика:достижения и проблемы.Неосталинизм и концепция «развитого социализма».Констицуция 1977г.
  • 46.Внешняя политика ссср в 1970-начала 1980-х гг.:между разрядкой и конфронтацией.
  • 47.Перестройка и распад ссср(1985-1991гг.)Гластность и плюрализм мнений,политизация и подъем общественной активности.Ноое мышление и изменения в советской внешней политике.
  • 48.Становление новой России.Б.Н.Ельцин и его окружение.Начало радикальных экономических преоброзований и их последствия.Причины и последствия.
  • 35.Утверждение культа личности Сталина.Идеология и политика сталинизма.Массовые политические репрессии.

    Культ личности Сталина - возвеличивание личности И. В. Сталина средствами массовой пропаганды, в произведениях культуры и искусства, государственных документах, законах, создание вокруг его имени полубожественного ореола

    К. л. Сталина возник в полном противоречии с природой социализма, сов. строя, с природойКоммунистической партии.

    Сталини́зм - тоталитарная политическая система в СССР в конце 1920-х - начале 1950-х годов и лежавшая в её основе идеология. Сталинизм характеризовался господством авторитаризма, усилением карательных функций государства, сращиванием государственных органов и господствовавшей Коммунистической партии, жёстким идеологическим контролем за всеми сторонами жизни общества. Ряд исследователей считают сталинизм одной из форм тоталитаризма.

    Идеология

      Подход первый – согласно этому подходу, у Сталина и сталинизма не было никакой особой собственной идеологии. По этой версии, Сталин не был политическим теоретиком или тем более философом, поэтому он и не изобретал каких-то особых идеологических положений. Сталин просто следовал направлением, которое заложил его предшественник, Ленин, и которое было сутью всего большевистского строя на территории бывшей Российской империи. Сторонники этого мнения полагают, что у сталинизма не было никакой особенной идеологии, потому что сталинизм ими воспринимается исключительно как построенная с опорой на партийную бюрократию и на репрессивные органы система личной власти одного человека. Сталинизм - это в чистом виде диктатура, которая использует для контроля над массами, помимо аппарата насилия, уже существующие идеологические лозунги и идеи. Так что вердикт данного мнения – у сталинизма не было никакой идеологии, разве что кроме идеологии личной абсолютной власти;

      Подход второй – его сформулировал потерпевший поражение в борьбе за власть в партии и в целом государстве наиболее яркий и влиятельный противник Сталина, Троцкий. Он также, по сути, отказывал Сталинув создании какой-то особенной идеологии, которая бы служила опорой его режиму. Троцкий полагал, что сам приход Сталина к власти и его поддержка со стороны большинства членов партии является ничем иным, как победой мелкобуржуазного сознания над чистыми социалистическими и коммунистическими идеями, которые якобы и совершили революцию 1917 года. Самого себя Троцкий считал блюстителем этих традиций, в числе которых на первом месте стояли лозунги интернационализма и приоритетности мировой революции. Сталинизм же с этой точки зрения был победой консервативного сознания, которым руководствовались многие члены партии, которые не могли подняться до теоретических высот мировой борьбы за глобальный коммунизм. Они мыслили мелкобуржуазными категориями, для которых построение коммунизма в отдельно взятой стране было понятной и осязаемой задачей, а мировая революция – чем-то далёким, размытым, неопределённым. Именно на такие умонастроения и опирался, по мнению Троцкого, Сталин, именно они и привели его к власти и помогли создать тоталитарное государство;

      Подход третий – противоположный мнению Троцкого. Сторонники этой гипотезы об идеологиисталинизмаполагают, что Сталин как раз был куда более последовательным и непреклонным «романтиком» в отношении идей коммунизма и социализма, нежели Троцкий, многие другие руководители большевиков и даже Ленин. Так как именно Ленин выступил в начале 1920-х годов с инициативой начала НЭПа, новой экономической политики, которая возвращала в экономику многие рыночные элементы. Именно Ленин в последние годы и месяцы активной сознательной жизни фактически отказался от прежних сугубо теоретических представлений о построении социализма и коммунизма – потому что большевики считали, что с помощью мобилизованной и дисциплинированной партии, захватившей власть, и ряда целенаправленных преобразований «проскочить» капиталистическую стадию общественно-экономического развития и сразу перейти к социализму. Ленин понял необходимость хотя бы частичного отступления от подобных настроений, чем вызвал нешуточный кризис в партии. Сталин же, согласно этому мнению, напротив, вернулся к истокам, он как раз и строил свою систему, сталинизм, в расчёте на то, что построение социализма без капиталистических элементов возможно. Только для этого нужно, с одной стороны, разрушить все мешающие этому старые социальные, экономические, культурные институты, а на их месте построить новые, уже ориентированные на социалистические принципы. Именно поэтому, как предполагается, большинство большевиков с энтузиазмом поддержали Сталина и вознесли его на вершину власти – в нём они увидели человека, который вернулся к истокам после временного отступничества Ленина, идеи которого нельзя было критиковать.

    Политика сталинизма

    Принятую 5 декабря 1936 года на VIII Всесоюзном чрезвычайном съезде Советов Конституцию СССР, которую принято именовать «сталинской», так как Сталин принимал в её создании непосредственно участие, некоторые историки небезосновательно называют одной из самых демократичных конституций своего времени. Например, советские женщины по этой Конституции обладали абсолютным равенством в правах с мужчинами, в том числе и в сфере политических прав – тогда как в большинстве западных стран подобного равноправия в то время не наблюдалось. Да и вообще граждане страны наделялись широким спектром всевозможных прав и свобод, в которые входили основные политические, экономические, личные права.

    По данной Конституции именно граждане страны путём голосования в рамках всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании формировали высший руководящий орган страны, Верховный Совет СССР, состоявший из двух палат, Совета Союза и Совета национальностей. Однако в реальности эти права были лишь декларацией, с практикой не имевшей ничего общего. Гораздо важнее для сталинской системы была декларация в Конституции «в основном победы» социализма и прежде всего устранения частной собственности и замены её двумя другими видами собственности – государственной и колхозно-кооперативной. Это было политической основой сталинизма, так как давало системе повод для продолжения своих действий, в первую очередь репрессивных – так как социализм уже «в основном построен», нужно строить его дальше, а все, кто ему противятся, являются врагами народа, высшего носителя власти.

    Слияние партии и государства

    Пожалуй, ключевым элементом политической системы сталинизма стало слияние партийных и государственных органов. Этот процесс прошёл три основные стадии. Первая состоялась ещё при жизни Ленина, когда советское государство фактически перешло к однопартийной системе – в ходе Гражданской войны, по мере развития успехов борьбы с белыми, большевики вытеснили различными способами и под различными поводами всех своих политических союзников. Потому как Октябрьский переворот 1917 года и начальная стадия Гражданской войны ознаменовалась достаточной широкой коалицией нескольких левых политических сил – большевиков, меньшевиков, эсеров. И лишь затем в стране фактически осталась одна партия.

    Второй этап уже проходил при непосредственном участии и даже руководстве Сталина, когда в середине 1920-х годов партийные органы взяли под контроль не только государственные, но и административные, и местные органы управления. Довольно быстро сложилась ситуация, когда без санкции партийных структур государственные органы не могли принять никаких решений. А уж потом произошло и непосредственное сращивание, когда и партийные деятели, и государственные чиновники стали одними и теми же лицами. Третий этап связан с развитием бюрократической системы: контроль над государством требовал от партии наличия всё большего аппарата чиновников, которые постепенно стали отдельной социальной группой населения – партийно-государственной номенклатурой. Именно появление мощного бюрократического аппарата, который и определяет всю деятельность государственной машины, в отличие от ничего не решающего населения, и выделяют как наиболее характерную черту сталинизма.

    Всё зависит от центра

    Наконец, политическая система сталинизма характеризуется отчётливым централизмом, то есть таким типом построения всей политической и государственной системы, когда все решения исходят из центра и их повсеместное и обязательное исполнение обеспечивается мерами принуждения. В этом отношении можно выделить два момента: во-первых, печально знаменитые репрессии сталинского времени были ничем иным, как способом заставить страну выполнять принятые высшим руководством страны решения. Без репрессивных мер Сталину просто не удалось бы подавить то социальное недовольство, которое вызывали коллективизации, индустриализация и другие меры. Наглядным же проявлением централизма сталинской системы явился знаменитый «культ личности».

    Во-вторых, ориентация на центр в политической системе сталинизма отчётливо проявилась в отношениях между государственным центром и национальными республиками СССР. Формально советские республики имели довольно широкие права и полномочия, на бумаге они мало чем отличались от независимых государств. Но на практике власть в национальных республиках осуществлялась при непосредственном и жёстком контроле из центра, руководители республик назначались из Москвы и контролировались партийными органами. При этом Сталин проявлял определённую гибкость, давая возможность занимать часть руководящих постов на местах представителям местных национальностей, однако их самостоятельность никогда не становилась слишком значительной.

    Культ личности Сталина - возвеличивание личности И. В. Сталина средствами массовой пропаганды, в произведениях культуры и искусства, государственных документах, законах, создание вокруг его имени полубожественного ореола

    К. л. Сталина возник в полном противоречии с природой социализма, сов. строя, с природойКоммунистической партии.

    Сталини́зм - тоталитарная политическая система в СССР в конце 1920-х - начале 1950-х годов и лежавшая в её основе идеология. Сталинизм характеризовался господством авторитаризма, усилением карательных функций государства, сращиванием государственных органов и господствовавшей Коммунистической партии, жёстким идеологическим контролем за всеми сторонами жизни общества. Ряд исследователей считают сталинизм одной из форм тоталитаризма.

    Идеология

    • Подход первый – согласно этому подходу, у Сталина и сталинизма не было никакой особой собственной идеологии. По этой версии, Сталин не был политическим теоретиком или тем более философом, поэтому он и не изобретал каких-то особых идеологических положений. Сталин просто следовал направлением, которое заложил его предшественник, Ленин, и которое было сутью всего большевистского строя на территории бывшей Российской империи. Сторонники этого мнения полагают, что у сталинизма не было никакой особенной идеологии, потому что сталинизм ими воспринимается исключительно как построенная с опорой на партийную бюрократию и на репрессивные органы система личной власти одного человека. Сталинизм - это в чистом виде диктатура, которая использует для контроля над массами, помимо аппарата насилия, уже существующие идеологические лозунги и идеи. Так что вердикт данного мнения – у сталинизма не было никакой идеологии, разве что кроме идеологии личной абсолютной власти;
    • Подход второй – его сформулировал потерпевший поражение в борьбе за власть в партии и в целом государстве наиболее яркий и влиятельный противник Сталина, Троцкий. Он также, по сути, отказывал Сталинув создании какой-то особенной идеологии, которая бы служила опорой его режиму. Троцкий полагал, что сам приход Сталина к власти и его поддержка со стороны большинства членов партии является ничем иным, как победой мелкобуржуазного сознания над чистыми социалистическими и коммунистическими идеями, которые якобы и совершили революцию 1917 года. Самого себя Троцкий считал блюстителем этих традиций, в числе которых на первом месте стояли лозунги интернационализма и приоритетности мировой революции. Сталинизм же с этой точки зрения был победой консервативного сознания, которым руководствовались многие члены партии, которые не могли подняться до теоретических высот мировой борьбы за глобальный коммунизм. Они мыслили мелкобуржуазными категориями, для которых построение коммунизма в отдельно взятой стране было понятной и осязаемой задачей, а мировая революция – чем-то далёким, размытым, неопределённым. Именно на такие умонастроения и опирался, по мнению Троцкого, Сталин, именно они и привели его к власти и помогли создать тоталитарное государство;
    • Подход третий – противоположный мнению Троцкого. Сторонники этой гипотезы об идеологиисталинизмаполагают, что Сталин как раз был куда более последовательным и непреклонным «романтиком» в отношении идей коммунизма и социализма, нежели Троцкий, многие другие руководители большевиков и даже Ленин. Так как именно Ленин выступил в начале 1920-х годов с инициативой начала НЭПа, новой экономической политики, которая возвращала в экономику многие рыночные элементы. Именно Ленин в последние годы и месяцы активной сознательной жизни фактически отказался от прежних сугубо теоретических представлений о построении социализма и коммунизма – потому что большевики считали, что с помощью мобилизованной и дисциплинированной партии, захватившей власть, и ряда целенаправленных преобразований «проскочить» капиталистическую стадию общественно-экономического развития и сразу перейти к социализму. Ленин понял необходимость хотя бы частичного отступления от подобных настроений, чем вызвал нешуточный кризис в партии. Сталин же, согласно этому мнению, напротив, вернулся к истокам, он как раз и строил свою систему, сталинизм, в расчёте на то, что построение социализма без капиталистических элементов возможно. Только для этого нужно, с одной стороны, разрушить все мешающие этому старые социальные, экономические, культурные институты, а на их месте построить новые, уже ориентированные на социалистические принципы. Именно поэтому, как предполагается, большинство большевиков с энтузиазмом поддержали Сталина и вознесли его на вершину власти – в нём они увидели человека, который вернулся к истокам после временного отступничества Ленина, идеи которого нельзя было критиковать.

    Политика сталинизма

    Принятую 5 декабря 1936 года на VIII Всесоюзном чрезвычайном съезде Советов Конституцию СССР, которую принято именовать «сталинской», так как Сталин принимал в её создании непосредственно участие, некоторые историки небезосновательно называют одной из самых демократичных конституций своего времени. Например, советские женщины по этой Конституции обладали абсолютным равенством в правах с мужчинами, в том числе и в сфере политических прав – тогда как в большинстве западных стран подобного равноправия в то время не наблюдалось. Да и вообще граждане страны наделялись широким спектром всевозможных прав и свобод, в которые входили основные политические, экономические, личные права.

    По данной Конституции именно граждане страны путём голосования в рамках всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании формировали высший руководящий орган страны, Верховный Совет СССР, состоявший из двух палат, Совета Союза и Совета национальностей. Однако в реальности эти права были лишь декларацией, с практикой не имевшей ничего общего. Гораздо важнее для сталинской системы была декларация в Конституции «в основном победы» социализма и прежде всего устранения частной собственности и замены её двумя другими видами собственности – государственной и колхозно-кооперативной. Это было политической основой сталинизма, так как давало системе повод для продолжения своих действий, в первую очередь репрессивных – так как социализм уже «в основном построен», нужно строить его дальше, а все, кто ему противятся, являются врагами народа, высшего носителя власти.

    Монополия большевистской партии на власть привела к формированию тотального, т.е. всеобщего контроля этой власти над всеми сферами жизни общества. Позднее эта система переросла в режим личной власти и культ личности И.В. Сталина.

    Еще в 1924 г. В.И. Ленин рекомендовал снять И.В. Сталина с поста Генсека, мотивируя это грубостью И.В. Сталина, его мстительностью, нетерпимостью к критике. Но, умело устраняя политических противников в ходе внутрипартийной борьбы (Каменева и Зиновьева, Троцкого, Бухарина, Рыкова, Томского), он удержался у власти. Будучи Генсеком партии, Сталин сумел подчинить себе партийно-политический аппарат, всюду расставляя «своих людей», готовых ради карьеры служить вождю.

    Идеология сталинизма

    К середине 30-х гг. марксизм-ленинизм - государственно-партийная идеология, отождествляется со сталинизмом (Сталин как продолжатель дела Маркса и Ленина).

    Всякое инакомыслие в партии подавлялось. Сталин писал труды по истории, философии, языкознанию, марксизму, выступал как главный теоретик партии, и все его идеи были вне критики. В школах и вузах все явления природы и общества изучались с точки зрения сталинизма. Активно велась антирелигиозная пропаганда. Союзы писателей, артистов, художники были поставлены под партийный контроль.

    Массовые репрессии

    Сталинский режим опирался на карательные органы ЧК - ГПУ - НКВД. И.В. Сталин сделал вывод, что по мере движения к социализму классовая борьба будет обостряться. Это стало теоретической основой для поиска «врагов народа». Был создан миф о «вредителях», которые, якобы, совершают экономические преступления, вредят делу социализма. Инженеров, агрономов, экономистов объявляли шпионами и диверсантами.

    В декабре 1934 г. был убит СМ Киров. Это послужило началом массового террора - было принято постановление, которое предписывало проводить следствие в течение 10 дней, без адвоката, приговор приводить в исполнение немедленно. Дела рассматривали особые совещания - «тройки» - куда входили секретарь райкома, работник НКВД и судья. Апогей репрессии - 1937-1939 гг. Были репрессированы 40 тыс. офицеров Красной Армии: М.Н. Тухачевский, А.И. Егоров, И.Э Якир, В.К. Блюхер; уничтожили из пяти маршалов три; почти всех командиров дивизий, бригад, военных округов, половину командиров полков. Репрессиям подвергались и видные деятели Советского государства, литературы, искусства, науки. Террор продолжался вплоть до смерти Сталина-1953 г.

    После Великой Отечественной войны репрессированными оказались целые народы. В 1946 г. за «коллективное предательство» были репрессированы чеченцы (400 тыс.), ингуши (100 тыс.), крымские татары (200 тыс.) до этого за сотрудничество с оккупантами, депортированы калмыки, карачаевцы, балкарцы.

    Крайняя, максимально завышенная оценка функций и роли политического лидера в истории - культ личности. Он представляет собой чрезмерное возвеличивание и даже обожествление человека. Наиболее часто он встречается в тоталитарных и авторитарных государствах, хотя его элементы порою складываются и в странах демократических, например, во Франции во времена президентства Шарля де Голля.

    Культ политических руководителей - неотъемлемый элемент сакрализации власти. По своей сути он является воскрешением языческого идолопоклонства и, в частности, таких его атрибутов, как памятники, мавзолеи, мемориальные комплексы, сложные религиозно-политические ритуалы и т.п. В тоталитарных государствах идейные истоки культа личности лежат в идеологии, ее претензии на монопольное обладание социальной истиной, универсальную, всеобщую значимость. «Отцы» такой «единственно верной идеологии» наделяются качествами пророков и ясновидцев.

    Благоприятной субъективной питательной средой культа личности являются патриархальная и подданническая политические культуры, которые исходят из веры в «хорошего царя» или руководителя, из принятия жесткой иерархической организации общества. Однако важнейшей непосредственной причиной культа обычно служит огромная концентрация политической, духовной, экономической и социальной властей в руках одного человека, а также тотальная личная зависимость всех нижестоящих не столько от результатов своей деятельности, сколько от благосклонности начальства.

    В тоталитарном обществе сфера такой зависимости по существу ничем не ограничена. Это и поступление на работу, и карьера, и получение жилья, премий и других социальных благ, и различного рода санкции к непослушным. Отражаясь в массовом сознании и сопровождаясь соответствующей систематической идеологической обработкой, все это порождает у населения веру во всемогущество руководителя, страх перед ним, рабскую покорность и угодничество. Тяжелое наследие такого отношения к политическому лидерству до сих пор проявляется во многих государствах мира, особенно в странах Востока.


    Другие статьи:

    Основные идеологические течения в современном мире
    а) Либерализм и неолиберализм. В историческом плане первым оформившимся идеологическим учением был либерализм, идейной основой которого послужила политическая философия английских просветителей 17 - 18 вв. - Дж.Локка, Т.Гоббса и А.Смита. ...

    Внешняя политика и ее основные направления
    Сегодня в российской внешней политике не наблюдается полноценной стратегии, но есть тактика, основанная на прагматизме и сохранении реактивной специфики. Между тем крайне важно определиться будет ли внешняя политика страны инструментом да...

    Основные рекомендации и предложения по формированию активного имиджа главы муниципального образования. Взаимодействие населения с местным органом власти как технология формирования имиджа
    Активный имидж власти предполагает активное взаимодействие населения с властью. Власть должна быть максимально приближена к населению, чтобы эффективно решать вопросы местного значения. О низкой активности населения участия в управлении г...

    Такое понятие как «культ личности» слышал, наверное, каждый. Что первым приходит на ум при его упоминании? Чаще всего, попытки объяснить его значение основываются на общих сведениях о наиболее известных диктаторах, известных еще из учебников истории и сводятся к перечислению некоторых их черт. Так что же это такое на самом деле?

    Говоря об этом понятии, мы говорим о возвеличивании или даже обожествлении человека, стоящего во главе страны или какой-либо религиозной организации (например, церкви). Его роль в жизни страны и те функции, которые он выполняет, завышены до невероятных размеров, а власть считается неоспоримой или даже священной (в зависимости от идеологии и отношения к религии). Власть вождя почитается как данная свыше, а сам он в сознании своего народа наделяется некими сверхчеловеческими способностями, например, по своему усмотрению менять ход истории или непосредственно ведать судьбой каждого гражданина страны. Чаще всего такое явление формируется в странах тоталитарного и авторитарного государственного строя.

    Причины возникновения

    Социальные психологи убеждены, что возникновение таких явлений как культ личности или поклонения идолам обусловливается определенной общественной средой. Именно общество создает следующие предпосылки для возникновения подобного культа личности:

    1. Политико-правовая незрелость людей, отсутствие сплоченности и гражданского общества.
    2. Большое количество отдельных индивидов, основной характеристикой которых является социально-психологический инфантилизм, то есть неспособность прогнозировать последствия собственных действий и нести какую бы то ни было ответственность за совершенное.
    3. Низкий уровень культуры и образования в обществе (у большинства его представителей). Культура и личность уступают место сознанию индивида.
    4. Нетерпимость к инакомыслию в обществе вплоть до его полного искоренения.
    5. К причинам возникновения культа личности также можно отнести необходимость идеологического подкрепления функционирования режима.
    6. Влияние личных качеств вождя (например, ораторское мастерство, харизма и исключительные свойства интеллекта и мышления).
    7. Манипуляция сознанием масс и его мифологизация, то есть формирование образа (художественного) на основе событий, которые действительно имели место быть.

    Все эти факторы создают идеальные условия для установления тоталитарного и авторитарного государственного строя с возвеличенным вождем во главе.

    Цели создания

    Помимо достижения всеобщего преклонения, создание такого явления как культ личности преследует четкие практические цели:

    • Внушить страх врагам

    Ощущение присутствия личности вождя повсюду внушает серьезные опасения всем, кто посмеет подумать о перевороте.

    • Видимость непобедимости

    Едва ли найдутся те, кто захочет побороться за власть с непогрешимым богоподобным существом. Главное – чтобы люди воспринимали вождя как гарант существования государства и собственного благополучия, как равного богу или его земное воплощение.

    • Неограниченная власть

    Лишь немногие из уверовавших в личность диктатора решаются оспаривать его решения или хоть как-то выражать протест.

    • Способы создания

    Путь создания каждого отдельного режима, безусловно, имеет свои особенности, однако, есть ряд общих методов, которыми с успехом пользуются вожди:

    • Создание изображений лидера

    Размещение портретов, статуй или иных изображений диктатора в местах скопления людей. Народ должен ежедневно видеть своего лидера и чем чаще, тем лучше. Все должны знать, кто именно стоит у руля.

    • Присвоение политическому лидеру титулов

    Помимо титула, обозначающего занимаемую в государстве должность, диктаторы часто присваивают себе и иные звучные эпитеты, говорящие о мужестве, силе, любви и их отцовской любви к своему народу.

    • Создание государственной идеологии со звучным названием

    Идеология создается по образу и подобию религии, а главная роль в ней отводится, конечно же, политическому лидеру.

    • Издание собственных книг

    Население страны должно знать какие политические воззрения у его вождя, какие идеи посещают его голову. Эти произведения должны содержать не только политические размышления, но и наставления морально-этического направления. Большой популярностью пользуется издание художественных книг или книг с собственными изречениями небольшого, удобного формата.

    • Присутствие во всех новостях

    Средства массовой информации должны внимательно следить за жизнью вождя и немедленно сообщать стране о любой, даже незначительной новости, за исключением несущих негативную информацию. Культура и личность вождя должны быть едины: необходимо поощрять деятелей искусства за создание произведений о главе государства.

    • Присвоение объектам имени вождя

    Имя диктатора могут носить улицы, школы, предприятия, площади, города, аэропорты, премии и даже горные вершины. Все зависит от фантазии того, кто занимается созданием идеологии.

    • Издание необычных законов

    Цель таких действий – показать народу, кто именно принимает решение в государстве. Законы могут казаться глупыми и бессмысленными, но они достигают своей цели.

    Преграда формирования культа лидера

    Стремление общества в целом и каждого человека отдельно к образованию и развитию – преграда на пути построения тоталитарного режима.

    Как уже было сказано выше, одной из основных предпосылок для возникновения тоталитарного и авторитарного режима является низкий уровень культуры личности и образования в обществе. Культура личности предполагает всестороннее развитие человека, дающее ему возможность самостоятельно оценивать сложившуюся ситуацию и через призму собственного многогранного мировоззрения критически смотреть на идеологию, которую пытается нести в массы тот или иной режим.

    Основная опора любого тоталитарного режима – малообразованные люди или те, кто не желает отвечать за принятие решений и их последствия. В обществе с развитой культурой личности едва ли удастся построить культ личности.

    Примеры в истории

    • Иосиф Сталин

    Наиболее известный советский лидер, создавший самый жесткий культ личности в истории СССР. Управлял страной с 1922 по 1953 год. Правление характеризуется массовыми репрессиями в отношении инакомыслящих. Ушел из жизни, находясь на посту Председателя Совета Министров СССР.

    • Саддам Хусейн

    Политический лидер Ирака, возглавлявший страну до 17 апреля 2003 года. Почитался народом Ирака как строитель школ и больниц. После поражения в войне с американскими войсками ему было предъявлено множество обвинений, среди которых были обвинения в геноциде и массовых казнях. Казнен 30 декабря 2006 года.

    • Ким Чен Ир

    Великий руководитель Кореи с 6 октября 1994 по 17 декабря 2011 года. Его культ личности в Северной Корее весьма близок к религии. Любые негативные высказывания об этом лидере до сих пор караются реальным тюремным заключением. В период его правления Северную Корею не раз обвиняли в злостном нарушении международных прав человека. После смерти вождя в стране был объявлен траур сроком на три года.

    • Адольф Гитлер

    Лидер нацистской Германии со 2 августа 1934 по 30 апреля 1945. Основатель немецкого национал-социализма и диктатуры Третьего рейха. Почитался как сверхчеловек, совершенная личность и абсолютный идеал. После поражения в развязанной им Второй мировой войне покончил жизнь самоубийством.

    Что такое полноценная личность гражданина

    Говоря о полноценно и всесторонне развитом человеке и гражданине, мы говорим о таком понятии как «культура личности».

    Культура личности – это, в первом случае, уровень развития человека, его потенциала, способностей и дарований, а во втором – совокупность социальных и политических компетенций, то есть способность:

    • брать на себя ответственность;
    • участвовать в обсуждении совместных решений;
    • разрешать конфликтные ситуации без применения насилия;
    • участвовать в принятии совместных решений по поводу деятельности тех или иных социальных Институтов;
    • понимать культурные и языковые различия и уважительно относиться к представителям других наций и культур.

    Формирование культуры личности происходит в процессе обучения и воспитания под влиянием ее социального окружения и зависит от ее индивидуальной потребности в развитии и совершенствовании.

    Культура делает человека личностью

    В психологии для обозначения человека может использоваться слово «личность», а может использоваться «индивид». Разница понятий в том, что индивидом каждый является с самого рождения как биологическое существо, а вот личностью нужно стать путем постоянного обучения и самосовершенствования. Культура и личность – понятия неразрывно связанные между собой, ведь именно культура делает человека личностью.