Внеклассные мероприятия по культуре речи презентации. Поговорим о культуре русской речи”. Инсценировка сказки В.Даля “Мышь и воробей”

«За культуру речи!».

Цель: 1. развивать правильное произношение,

Употребление слов в речи;

2. прививать любовь к русскому языку;

3. воспитывать у учащихся культуру речи и

Поведения.

Оборудование: 1. плакаты

2. рисунки

3. названия станций

Нет мысли,которую нельзя было бы высказать просто и ясно.

А.И.Герцен

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовётся,-

И нам сочувствие даётся,

Как нам даётся благодать.

Ф.И.Тютчев

Слово хорошо тогда, когда оно верно выражает мысль.

К.Д.Ушинский

Язык народа и богат и точен,

Но есть,увы, неточные слова,

Они растут как сорная трава

У плохо перепаханных обочин.

И.Рыленков

Язык особенно требует тщательного отбора всего лучшего, что в нём есть, ясного, звучного, и дальнейшего любовного развития этого лучшего.

М.Горький

Вед.1 Мы живём в знаменательное время, когда особенно остро человек

Осознаёт своё место в мире, осознаёт землю как единый дом для

Всего на ней живущего. Происходит глобальное понимание связи

Всего со всем, взаимозависимости и взаимовлияний, о которых не

Думали ещё совсем недавно. Широко развивается наука экология,

Обсуждаются последствия вмешательства человека в природу. При-

Шла пора поговорить и об экологии общения, поскольку часто обща-

Емся мы неумело, плохо, невразумительно, порой нанося друг другу

Почти смертельные раны!

Вед.2 Человек рождается,растёт и очень быстро овладевает языком, не зная

Его строения. Но потом, уже в школе, он знакомится и с тем, как ус-

Троен язык, из чего состоит и как функционирует. Если же человека

Этому не учить, в его осмыслении, понимании культуры вообще, и

Своей национальной культуры в частности, наступит глубокое зияние.

Вед.1 Ребята! Нашу встречу мы посвящаем культуре речи! Культура речи в

Огромной степени определяет культуру человека. Но как овладеть

Языком, как сделать так, чтобы родная речь была нашей стихией, в

Которой мы ориентировались бы быстро и безошибочно?

Вед.2 Нельзя думать, что существует рецепт, который поможет правильно

Высказать свою мысль во всех случаях жизни. Язык-море необъятных

Размеров, со множеством рифов и мелей, во многом неизвестных

Течений и глубин. Всеобщей лоцманской карты этого моря ещё не

Существует, но на ней уже нанесены многочисленные маршруты.Надо

Непременно знать их, чтобы как можно меньше ошибаться в речи.

Мы хотим вас познакомить с отдельными маршрутами,которые

Ведут к точности и выразительности общения.

Ученик 1. Слово о словах.

Когда ты хочешь молвить слово, мой друг,

Подумай- не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полёт.

Им можно радости прибавить,

И радость людям отравить.

Им можно лёд зимой расплавить

И камень лёд зимой расплавить,

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит и ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Вед.1 Ребята, как бы вы определили искусство общения?

Все почти считают, что общение –это умение общаться с людьми, а

Дар общения - это умение пользоваться речью(вести беседу, спо –

Рить, пользоваться формулами речевого этикета). Мы исходим из

Того, что язык- главное средство общения.

Вед.2 Но общаться можно не только с помощью языка, поэтому мы пред-

Лагаем вам посетить 1 станцию:

ЖЕСТЫ И МИМИКА

Жесты и мимика точнее позволяют передать содержание высказы-

Вания, они тесно связаны со словом, но и предупреждают слово.

Вед.1 (конкурсная работа с иллюстрациями).

Отгадайте, какие жесты изображены на плакатах:

1.высунут язык (жест-дразнилка)

2. стукнуть по лбу (жест-воспоминание)

3. грозить кулаком (жест-угроза)

4. поднять брови (жест-удивление)

5. обхватить голову руками (жест-испуг)

Ученик 2 Многие жесты имеют свою историю и связаны с националь-

Ными особенностями. Вам,без сомнения, знаком такой жест:

Палец, пОднятый или опущенный вниз, как знак одобрения или

Неодобрения, подводил итог поединка гладиатора: таким

Образом, император показывал, оставляет он жизнь гладиато-

Рам или нет.

Ученик 3. Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Этот жест

Сейчас понятен всем. Хотя, например, китайцы в старые времена,

Здороваясь, пожимали руки самим себе. В наши дни этим

Жестом оратор приветствует слушателей.

Ученик 4 При встрече тибетцы снимают свой головной убор правой рукой,

Левую прикладывают за ухо, да ещё высовывают язык. Это озна-

Чает: «Я ничего не замышляю против тебя, будь спокоен». Но вряд

Ли стоит пользоваться этим жестом,если вы не в Тибете.

Ученик 5 А вот эскимосы, приветствуя друг друга, легонько стучат друг

Друга кулаком по голове и плечам. Лапландцы трутся носами.

Вед.2 Владимир Левин, известный психолог, определил искусство

Общения,как искусство быть другим, т.е. вживаться в образ того

Человека, с которым вы общаетесь. Попробуем это сделать.

Конкурс.

(приглашаются желающие 3-4 чел.)

1. Улыбнитесь, как улыбается очень вежливый японец;

Собака своему хозяину; кот на солнышке; мать –младенцу.

2. Не сходя со стула, посидите так, как сидит председатель экзаме-

Национной комиссии, пчела на цветке, наказанный Буратино,

Наездница на лошади, побитая собака.

Ученик 6 О языке.

Я с ученицей был знаком:

Выписывая цифры,

Она водила языком,

Как обезьяна в цирке.

Нельзя об этом промолчать,

Ведь это очень грустно!

Нам дан язык, чтоб отвечать,

Не письменно, а устно.

(Ю. Поринец)

Вед.2. Продолжаем путешествие. Следующая станция

СТРАНА «ОШИБЛИКА».

Вед.1 Это новое государство предоставляет убежище всем ошибкам.

В этой стране они перестают быть ошибками и живут нормальной

Полноценной жизнью. По улицам Ошиблики ходят она-девочка, оно-

«девочко», он-«девочк».В столовой можно купить то вкусный

Компот, то невкусную компоту, то непонятно какое «компото».

Вед.2 Добро пожаловать в Ошиблику! Здесь вы встретитесь со многими

Своими ошибками-живыми и здоровыми, даже процветающими.

Только должны предупредить: как раз из-за этого много в стране

Странного и загадочного, много невероятного. Но очень надеемся,

Что вы во всём разберётесь.

Вед.1 Вот первое, что вы можете увидеть,подъезжая к Ошиблике:

Очень-очень

Странный вид:

Речка за окном

Горит,

Чей-то дом

Хвостом виляет,

Пёсик

Из ружья стреляет,

Мальчик

Чуть не слопал мышку,

Кот в очках

Читает книжку,

Старый дед

Влетел в окно,

Воробей

Схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

Вот что значит

Запятая!

(Б.Заходер)

Вед.1 Интересно, а при чём тут запятая?(ответы учащихся).

Как все нормальные люди, жители этой страны любят домашних

Животных, ухаживают за ними, кормят. О своих заботах по этому

Поводу Стёпа Непонимайлов рассказывает вот что:

Ученик 7 Мне с постели вставать неохота:

Я боюсь наступить на КАВОТА,-

У меня под кроватью живёт

Симпатичнейший в мире КАВОТ.

И ещё с ним такая забота:

Накормить невозможно КАВОТА,

Так как каждый кусок почему-то

Попадает в желудок КАМУТА.

(Б. Заходер)

Вед.1 Почему КАВОТА и КАМУТА так зовут?

(ответы уч-ся)

Вед.2 Ничто так убедительно не свидетельствует о культурном уровне

Человека, как его речь. Из разговора с людьми мы не только узнаём об

Их мыслях, чувствах, но и получаем сведения об общем развитии, гра-

Мотности, начитанности.

Прежде всего речь должна быть грамматически правильной. Доста-

Точно услышать «У меня ухи болят» или «бежи к ихнему дому»,что-

Бы составить самое неблагоприятное мнение о культуре человека.

Вед.1 Одно из требований,которое предъявляется к устной речи- это

Правильное литературное произношение. Поэтому следующая наша

Станция «РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ И
УДАРЕНИЕ».

Ученик 8 Рассказ школьного портфеля.

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.

Ему уже 12-ть лет.

Но говорит он до сих пор

Не «коридор»,а «колидор».

«Дилектор» входит в кабинет…»

«Закрой магАзин на обед….»

«Хозяйка моет стаканЫ…»

«Секёт свеклу…»

«Пекёт блины…»

И до меня дошёл черёд:

Портфель он пОртфелем зовёт.

Но мне не зря родную речь

Судьбой доверено беречь.

И я придумал не шутя:

Пусть и его зовут ПетЯ.

ПетЯ!- несётся со двора,-

Тебе домой идти пора!

Не трогай малыша, ПетЯ!

Ведь ты большой,а он дитя!

ПетЯ обижен на ребят:

Скажите, в чём я виноват?

Я не ругался, не грубил

И никого не оскорбил.

За что же среди бела дня

Отняли имя у меня?

(Ю.Тимянский)

Ученик 9 Чтобы овладеть литературным произношением, надо внима-

Тельно прислушиваться к речи артистов, дикторов радио и телеви-

Почаще заглядывать в словарь.

Ученик 10 Ну, вот, отсюда, значит, следует, знаете ли… вывод, что необхо-

Димо понимаете, обращаться,так сказать, за помощью, понимаете

Ну и того,значит, за справками, ну вот,к этому…к словарю. Что

Вы,знаете ли, на меня, так сказать странно смотрите? Может быть,

Я так сказать, говорю неправду?

Ученик 11 Беда в том, что из 30-ти сказанных слов достаточно было 9-ти,

Чтобы сказать: «Необходимо обращаться за помощью и за

Справками к словарю», а остальные слова лишние, слова-

Вед.2 Слова в разговоре следует произносить ясно и отчётливо, чтобы

Всякий вас мог понять и не было у вас во рту каши, какая была у

Саши.

Ученик 12 Сашина каша.

Живёт на свете Саша.

Во рту у Саши каша-

Не рисовая каша,

Не гречневая каша,

Не манка,

Не овсянка

На сладком молоке.

С утра во рту у Саши

Слова простые наши-

Слова простые наши

На русском языке.

Но то, что можно внятно

Сказать для всех понятно,

Красиво, чисто, ясно-

Как люди говорят,-

Но Саша так корёжит,

Что сам понять не может.

Произнесёт словечко-

И сам тому не рад!

Он скажет: «До свидания!»

А слышится: «До знания!»

Он спросит: «Где калоши?»

А слышно: «Это лошадь!»

Когда он вслух читает, поймёшь едва-едва;

И буквы он глотает, и целые слова.

Он так спешит с налёта

Прочесть, спросить, сказать,

Как будто тонет кто-то,

А он бежит спасать…

Он может, но не хочет

За речью последить.

Нам нужен переводчик

Его переводить.

Сценка. Несуразные вещи.

Здравствуй!

Привет!

Что ты несёшь?

Несу разные вещи.

Несуразные?! Почему они несуразные?

Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные!

Понял? Вот несу мел.

Что не сумел?

Отстань.

Да ведь говоришь: «Не сумел? Что не сумел?»

Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел Мишке. Ему же надо будет.

Ну, если ему жена добудет, так зачем же ты несёшь?

Какая жена? Это у Мишки жена? Ах, ты,шутник. Я сказал: «Ему же

Надо будет. Понадобится значит.

Вот оно что…

А ещё новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, кото-

Рую он давно искал.

Тамарка?

Ага.

И ничего, симпатичная?

Красивая, зелёная такая…

То есть как?

Зелёного цвета.

Постой-постой… Это что же у ней волосы что ли зелёные стали?

У кого волосы?

Да у Тамарки-то.

Что?

Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка!»

Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая,которую Миша давно ищет

Понял? Зелёная такая… Там арка нарисована.

Ага, всё-таки нарисована Тамарка. На марке,значит,Тамарка, нари-

Сована,да? Так бы и говорил.

Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова. Там арка

Нарисована.Арка!!! Неужели ты даже этого понять не можешь?

Прощай, некогда мне.

Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.

А, ну тебя…

Да,стой, стой!

Ну что ещё?

Привет передавай.

Кому?

Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.

Вед.1 Русский язык является одним из наиболее развитых и красивых языков

Современности. И все мы должны бережно и требовательно относиться

К родному языку.

Вед.2 Говорить правильно, красиво- это значит не только соблюдать прави-

Ла произношения, но и умело строить предложения, подбирать

Нужные по смыслу слова, в логической последовательности излагать

Свои мысли. Иначе у вас может появиться болезнь, которой болел Петя

Крутилкин.

Сценка. (на сцену выходит доктор в белом халате, в очках и Петя. Доктор

Жестом предлагает Пете стул и сам усаживается напротив).

Доктор: На что жалуетесь, молодой человек?

Петя: Захворнул я малость, доктор. Только делов, что в роте что-то

Пухнет и в горлу дерёт.

Доктор: Во рту говоришь? Сейчас посмотрим. (ставит Пете термометр)

А в каком классе учитесь, молодой человек?

Петя: В 8-м «Бы»

Доктор: В 8 –м «Бы». Не знаю такого класса. А дружно вы живёте в

Своём классе?

Петя: Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело…

Доктор: Жутко и весело! Да… А учитесь как?

Петя: Порядочек! Железно! Особенно девчонки жмут… Их учитель-

Ница в пух и прах хвалит…

Доктор: Порядочек… Железно… (берёт у Пети термометр) .Ну-ка,

Открой рот. (Петя открывает рот, высовывает язык).Я так и

Знал. У тебя серьёзно болен язык. И врач тут ничем не поможет.

Вылечиться ты можешь только сам. Я тебе дам хороший

Рецепт. Вот он. (извлекает из стола и показывает грамматику

Русского языка). Из неё ты узнаешь, как нужно говорить.

(доктор и Петя уходят).

Вед.1 Ясность и точность мысли нарушается при неправильном выборе

Слов или неудачном сочетании их. Нелепо звучат сочетания слов

« ужасно дружно», «жутко весело»,которые употреблял Петя. Слова

« ужасно, страшно, жутко» обозначают тяжёлые, гнетущие чувства,

И их нельзя использовать для оценки положительных явлений.

Вед.2 Какие же отрицательные привычки, связанные с культурой пове-

Дения, мы особенно часто наблюдаем у школьников,не только

Младших, но и старших классов. Прислушаемся прежде всего к речи

Некоторых подростков.

Сценка. – Петька, экзамен сдал?

Запросто.

А что у тебя за книга?

Железно.

Вед.1 Какое ужасное коверкание нашего чудесного русского языка мы,

К сожалению, нередко слышим из уст школьника. Некоторые пере-

Сыпают свою речь бранными словами, усиленно жестикулируют,

Громко смеются, толкаются, друг друга перебивают. Всё это очень

Дурные привычки, демонстрирующие отсутствие культуры.

Вед.2 Большой вред наносят слова-сорняки. Они делают речь смешной и

Бессмысленной. Это ярко показал А.П.Чехов в пьесе «Предложения».

Помещик ЧубукОв встречает гостя такими словами: «Голубушка моя!

Я так рад и прочее, вот именно и тому подобное» Упавшему в об-

Морок гостю он пытался дать воды и восклицает: «Выпейте!», «Нет,

Не пьёт … Значит, умер и тому подобное».

Ученик 13. Слова бывают разные.

Слова бывают разные,

Слова бывают всякие,

Слова бывают ясные,

Твёрдые и мягкие,

Слова бывают смелые,

Упрямые, суровые,

Но непременно дело стоит за каждым словом.

(С.Баруздин)

Сценка Сильное кино.

Заранее, заранее

Всё было решено:

У школьников собрание,

Потом у них кино.

Домой придёт мой старший брат,

Он мне расскажет всё подряд.

Он объяснит мне, что к чему,

А я большая, я пойму.

И вот он начал свой рассказ:

Брат Они ползут, а он им- раз!

А тут как раз она ползла,

А он как даст ему со зла!

Она им- раз!

Они ей- раз!

Но тут как раз её он спас,

Он был с неё заодно.

Ух, сильное кино!

Сестра Нет, видно я ещё мала,

Я ничего не поняла.

Вед.1 Наше путешествие продолжается,отправляемся в страну

«Вежливость».

Вед.2 Очень важно, каким тоном говорит человек. Иногда самые обык-

Новенные слова могут стать грубыми и обидными.

Ученик 14 Горят,как жар слова.

Горят,как жар, слова

Иль стынут,словно камни,-

Зависит от того,

Чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час
Притронулся руками

И сколько отдал им

Душевной теплоты.

(Н. Рыленков)

Вед.1 Очень важно умение употреблять в речи местоимение ВЫ как форму

Вежливого обращения к одному лицу. Послушайте историю упот-

Ребления в русском языке местоимений ВЫ и ТЫ.

Вед.2 Местоимение Вы в обращении к одному лицу появилось в русской

Речи в 18 веке и употреблялось,главным образом, среди образован-

Ных людей дворянского происхождения. К простолюдинам, кресть-

Янам, слугам обращались только на ты, как бы подчёркивая это со-

Циальное неравенство. Например, в разговоре с нищей черницей

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина моло-

Дая царевна обращается к ней только на ты:

«… бабушка, постой немножко,-

Ей кричит она в окошко,-

Прикажу сама ей псу

И кой-что тебе снесу».

Вед.1 В рассказе И.С. Тургенева «Муму» барыня ко всей прислуге обра-

Щается только на ты.

Ученик 15 – Скажи, пожалуйста, начала она, как только Гаврила, не без некоторого внутреннего трепетания, приступил порог её кабинета, -что это за собака у нас во дворе всю ночь лаяла? Мне спать не дала!

Собака-с… Какая-с… может быть немного собака-с, -произносит он не совсем твёрдым голосом…

Чтоб её сегодня же здесь не было … Слышишь!

Слушаюсь-с…

Сегодня же. А теперь ступай. К докладу я тебя потом позову.

Вед.2 Сейчас таких различий в употреблении местоимений нет, но

Всё же есть определённые правила употребления местоимений

ВЫ и ТЫ, и можно обидеть человека, если нарушить эти правила

И неоправданно использовать местоимение ТЫ вместо ВЫ.

Ученик 16 Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут …а впрочем лучше

Мы здесь его не назовём.

«Спасибо, здравствуйте,простите»

Произносить он не привык,

Простого слова «извините»

Не одолел его язык…

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече «Добрый день!»

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит…

Вед.1 Некоторые ученики следят за своей речью только в школе. Но стОит

Им выйти из класса, как появляются ненужные слова, а подчас и

Грубые выражения. Когда ребята писали сочинение о весне, то

Лучшая работа была у Серёжи. Всем она понравилась. Прочти нам,

Серёжа, свое сочинение.

Сценка.

Серёжа. Пришла весна. Почернели сугробы, подул тёплый ветер, и солн-

Це ласково засветило на голубом небе. Наконец и речка не

Выдержала и освободилась ото льда. Побежали прозрачные ручейки по

Дорогам и оврагам.

(Серёжа уходит за кулисы и сразу возвращается. Шапка у него сбита

Набок, в руках расстёгнутый портфель)

Вед.2 Хорошо написал Серёжа о наступлении весны, интересно было

Слушать его сочинение. Но вот кончились уроки, и во дворе вы не

Узнаете Серёжу.

Серёжа (взмахивает портфелем). Эй, Миша, да оглох ты что ли? Вали сюда!

(На сцене появляется Миша).

Миша Ну как контрольная работа прошла?

Серёжа Классно! На все пять! Ну что, Миша, махнём сегодня в кино?

Там, говорят, фильм идёт такой- блеск!

Миша Что это ты, Серёжа, так странно заговорил?

Серёжа. А у меня два языка: один для занятий, а другой – для приятелей.

Гудбай! Мы отчаливаем.

(Серёжа и Миша уходят).

Ученик 17. Есть слова пострашнее,чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами.

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

(звучит музыка Б.Окуджавы «Давайте восклицать»).

Ученик 18

Папа разбил драгоценную вазу.

Бабушка с мамой нахмурились сразу.

Но папа нашёлся:

Взглянув им в глаза,

И робко, и тихо «простите» сказал.

И мама молчит, улыбается даже:

Мы купим другую,

Есть лучше в продаже…

«Простите!»-

Казалось бы, что в нём такого?

А вот ведь какое чудесное слово!

(Н.Юсупов)

Вед.1 Великий писатель А.М.Горький говорил: «Я выражаю протест

Против засорения нашего языка хламом придуманных слов».

(Все участники выходят на сцену).

Ученик 1 . Л.Н.Толстой говорил: «Где нужно- нежный, трогательный, где

Нужно-строгий, серьёзный, где нужно- страстный, где нужно-

Бойкий и живой,- таков наш русский язык».

Ученик 2 Великим, могучим,правдивым и свободным называл наш рус-

Ский язык И.С.Тургенев. Он призывал беречь «чистоту языка как

Святыню».

Ученик 3 Язык свободный, мудрый и простой.

Нам поколения в наследство подарили:

Ученик 4 Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой

Его в своих твореньях сохранили.

Ученик 5 Язык писателей нам служит образцом,

Он мудростью народною отмечен.

Все Овладевайте же литературным языком!

Боритесь за культуру речи!

« За культуру речи!»

Внеклассное мероприятие

По русскому языку.

Разработала учитель высшей

МКОУ «Гимназия №13»

Г. Черкесска

Ольховская Е.Н.


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»

МО «город Бугуруслан»

Час общения

«Культура речи»

Классный руководитель 3а класса

Прыткова Светлана Николаевна

Аннотация

Сегодня чрезвычайно актуально все, что связано с понятием «культура». Культура внешнего вида, культура умственного труда, культура поведения, общения, культура речи. Ничто так убедительно не свидетельствует о культурном уровне человека как его речь. Из разговора с людьми мы не только узнаем об их мыслях, чувствах, но и можем получить представление об их общем развитии, грамотности, об уровне речевой культуры.

Целью данного классного часа является формирование культуры поведения учащихся через закрепление правил культурного общения.

Также учащимся предстоит задуматься о том, как освободить свою речь от словесного «мусора», рождаемого незнанием русского языка и небрежным, безжалостным отношением к нему.

Тема: «Культура речи»

Цели: Способствовать формированию культуры поведения учащихся, культуру речи; закрепить правила культурного общения; развивать интерес к русскому языку.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с пословицами, карточки со словами, памятки для учащихся.

Ход классного часа.

    Самоопределение.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне, садитесь.

    Вступительное слово учителя. Мотивация. Формулирование цели классного часа

Культура …

В чем проявляется культура человека? (в поступках, в одежде, в отношении к взрослым, в любви к родине)

СЦЕНКА №1.

Доктор: На что жалуетесь, молодой человек?

Петя: Захворнул я малость, доктор. Только и делов-то, что в роте пухнет и в горлу дерет.

Доктор: Во рту говоришь? Сейчас посмотрим. А в каком классе учишься, молодой человек?

Петя: В 3-ем «бы»

Доктор: В 3- ем «бы»? Не знаю такого класса. А дружно ли вы живете в классе?

Петя: Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.

Доктор: Жутко весело. Гм… А учитесь как?

Петя: Порядочек! Железно! Круто! Особенно перваши жмут. Их учительница в пух и прах хвалит.

Доктор: Порядочек… Железно… Круто(берёт градусник). Откройте рот (Петя открывает рот, высовывает язык). Я так и знал. У тебя серьезно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Я дам тебе хороший рецепт. Вот он (достает из стола и показывает учебник русского языка).

Какую болезнь обнаружил доктор у Пети? Согласны ли вы с диагнозом? Какой рецепт дал доктор?

В чём же еще проявляется культура человека? (проявляется очень ярко в его речи, в том, как человек говорит).

Как вы думаете, о чем мы будем говорить? (о речи)

Тема нашего классного часа: «Культура речи» (на экране)

Это очень трудное дело – говорить ясно, четко, понятно всем. Этому мы с вами учимся в школе, и прежде всего на уроках русского языка и литературного чтения.

В качестве эпиграфа мы взяли слова Ивана Васильевича Тургенева – замечательного знатока и мастера русского языка:«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками!»

Учитель: Мы с вами постараемся выяснить, что значит «беречь» русский язык, от кого или от чего «беречь». Разве у языка есть враги или ему грозят какие-то опасности?

    О культуре речи.

Ребята, как вы думаете, что же такое культура речи? (это умение говорить и писать правильно; это способность излагать свои мысли просто, доступно, логично, точно, кратко и т.д.)

А всегда ли мы выражаем свои мысли ясно, точно, правильно?

Говорить правильно, красиво – это значит не только соблюдать правила произношения, но и умело строить предложения, подбирать нужные по смыслу слова.

Иначе у вас может появиться болезнь, которой болен герой сценки – Петя.

Ясность и точность мысли нарушаются при неправильном выборе слов или неудачном их сочетании. Нелепо звучат сочетания слов УЖАСНО ДРУЖНО, ЖУТКО ВЕСЕЛО, которые употребил Петя. Слова УЖАСНО, СТРАШНО, ЖУТКО обозначают тяжелые, гнетущие чувства, и их нельзя использовать для оценки чего-то положительного, хорошего.

Чтобы речь была правильной, грамотной, правильно произносите слова.

Чтобы овладеть литературным произношением, надо внимательно прислушаться к речи артистов, дикторов радио, телевидения, читать больше книг. Надо следить за ударением в словах. Вот к чему может привести неправильная расстановка ударения. Послушаем рассказ школьного портфеля о мальчике Пете, который не ставит ударений в словах.

Знакомьтесь: Петя мой сосед-

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор

Не коридор, а колидор.

Дилектор входит в кабинет,

Закрыт маг а зин на обед.

Хозяйка моет стакан ы ,

Секёт свеклу, пекёт блины.

И до меня дошёл черёд:

Портфель он п о ртфелем зовёт.

Но мне не зря «Родную речь»

Судьбой доверено беречь.

И я придумал не шутя.

Пусть и его зовут Пет я .

-Петя! – несётся со двора-

Тебе домой идти пора!

Не трогай малыша, Пет я ,

Ведь ты большой, а не дитя!

Пет я обижен на ребят,

Скажите, в чём я виноват?

Я не ругался, не грубил

И никого не оскорбил.

За что же среди бела дня

Отняли имя у меня?

Как же помочь Пете, ребята? (Высказывания детей.)

Да, во всех словах нужно правильно ставить ударение.

А теперь мы посмотрим, как вы умеете ставить ударение в словах. (Работа в парах):

Красивее Позвонишь

Звонит алфавит

Баловать Балованный

Газопровод Договор

Завидно Искра

Компас Медикаменты

Свекла Торты

Щавель Ирис (цветок)

(Самопроверка, правильный вариант на экране)

Ребята, посмотрите, а не встречались ли вы с героями следующей сценки. Она называется «Прочь с дороги».

СЦЕНКА №2.

Комната, в ней стол, стулья. Девочка читает. Мама шьет.

Юля: Мама, сколько время? Ой! Я покушаю и побегу в школу.

Мама: Что за спешка?

Юля: Да наш класс сегодня собирает и сдает… Как это?.. Макулатуру.

Мама: Обед на плите.

Юля: Суп? Ладно. А мясо я разрежу: себе возьму меньшую половинку, а тебе оставлю большую половинку. Хорошо?

Миша (вбегает): Юля, ты что так долго?

Юля: Сейчас. Только попью. Мама, у нас есть холодный кипяток? (наливает воду, пьет). Что мне одеть? Я одену свитер. Хорошо?

Мама: Возьми пальто, еще холодно.

Юля: Хорошо, одену пальто.

Мама: Не могу понять, почему Юля, да и другие ребята не следят за своей речью. Кажется, и книги читают, и в школе по русскому языку хорошие отметки получают, а говорить правильно по-русски не умеют.

Появляются ВРЕМЯ, ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ПОЛОВИНА, НАДЕТЬ, ОДЕТЬ, КУШАТЬ, КАК ЭТО (ребята с табличками, на которых четко прописаны эти слова) и все хором говорят:

Мы поражаемся, мы удивляемся, мы возмущаемся, ведь неправильно употребляют нас при общении ребята.

ВРЕМЯ: Вы слышали, что со мной сделали? Во-первых, мой родительный падеж – ВРЕМЕНИ, а во-вторых, вопрос «Сколько времени?» требует продолжения, например: «Сколько времени я вас жду?». А в том смысле, как спросила Юля, надо сказать: «Который час?» Видите, как со мной небрежно обращаются?

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ: Нет, имена существительные, уж если кому тяжело, так это нам, именам прилагательным. С нами вовсе не считаются, присоединяют, не думая, к любому существительному, пользуясь нашей дружбой с вами. Вот и получается «ХОЛОДНЫЙ КИПЯТОК». Ведь если кипяток остыл, он перестал быть кипятком, а стал КИПЯЧЕНОЙ ВОДОЙ. И говорить «ХОЛОДНЫЙ КИПЯТОК» так же нелепо, как «СЛАДКАЯ СОЛЬ».

ПОЛОВИНА: Да, имена прилагательные, вы совершенно правы. Вы же знаете, что я – половина – одна из двух равных частей чего-нибудь целого, и разве не смешно слышать, когда говорят: «большая половина, меньшая половина и даже третья половина». Очевидно, меня путают с существительным ЧАСТЬ, про которую можно сказать и большая, и меньшая, и третья часть. Ох, как тяжело!

НАДЕТЬ, ОДЕТЬ (спутанные вместе).

НАДЕТЬ: Да, уважаемая ПОЛОВИНА, мы вас очень хорошо понимаем и сочувствуем вам, так как нас так часто путают, что мы скоро сами не сможем разобраться, где должен стоять я – НАДЕТЬ, а где мой брат – ОДЕТЬ.

ОДЕТЬ: ОДЕТЬ можно КОГО-ТО, одушевленный предмет. ОДЕТЬ ребенка. НАДЕТЬ НА ЧТО-ТО или НА КОГО-ТО: НАДЕТЬ кольцо на палец, НАДЕТЬ пальто.

НАДЕТЬ и ОДЕТЬ (вместе, хором): А нас путают и путают. Помогите нам распутаться.

КУШАТЬ: Вы два брата, очень похожи, поэтому вас и путают. А я… Меня литературный язык не допускает в первое лицо. Вместо «я кушаю, мы кушаем», говорят: «Я ем, мы едим». И даже в третьем лице меня употребляют ограниченно. Лишь о ребенке можно сказать: «Он кушает». В остальных случаях: «Он ест». Вот в вежливой форме при приглашении к еде мною пользоваться не запрещено: «Пожалуйста, кушайте, сколько хотите».

КАК ЭТО: Конечно, вы все можете обижаться, что вас употребляют неправильно. Но что сказать мне? Меня совершенно замучили: прибавляют без всякого смысла к любому слову. Зачем? Не знаю!

Мама: Как интересно вы рассказали о себе. Мне понятны ваши обиды. В разговоре Юли и Миши мы видели ошибки. Ребята, а вы заметили эти ошибки? Дружите ли вы с обиженными словами? Давайте скажем все вместе, дружно: «ПРОЧЬ С ДОРОГИ ВСЕ, ЧТО ПОРТИТ НАШУ РЕЧЬ!»

4) Ералаш «Почему мы так говорим?»

Как называются такие и им подобные слова? (Сленг или жаргон).

А что представляет собой жаргон? Можно ли эти слова назвать общеупотребительными и понятными всем?

- К сожалению, устная речь современных подростков и молодежи просто усыпана жаргонами.
Жаргон – это искусственно созданный « язык», который не понятен большинству людей.

Работа в группах:

Сейчас мы с вами проведем небольшой практикум. Вам будут предложены слова, которые вы часто употребляете в своей речи. Подберите к ним слова-синонимы.

Крутой – (характер) – Решительный, суровый, строгий, повелительный.
Иди на фиг – убирайся, проваливай.
Офигенно – хорошо, весело, великолепно, радостно, комфортно, уютно, красиво.
Прикольный – (от слова – прикол т.е. свая, кол, укрепленные в земле для привязи лодки, судна). (Удивительный, интересный, своеобразный, разносторонний, веселый)
Колбаситься – (весело проводить время) – куролесить (спьяну), озорничать, безобразничать (во хмелю), хулиганить.
Уупс – междометие недовольства, удивления, типа «ох», «ух».

Мы с вами убедились, что в русском языке есть великое множество слов, при помощи которых можно высказать любую мысль, объяснить свои чувства.

Слово – удивительный дар, которым обладает только человек. В русском языке есть великое множество слов. Сколько их? На этот вопрос не может убедительно ответить ни один специалист, ни одна статистика.

Около 200 тысяч русских слов собрал в своем толковом словаре Владимир Иванович Даль. В словаре С.И. Ожегова – 57 тысяч слов. В произведениях А.С. Пушкина было использовано 20 тысяч слов.

Можно ли продолжить список «врагов» русского языка?

Согласно словарю В. Даля “скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное”.

Что же такое сквернословие – порок или болезнь?

История возникновения сквернословия.

История возникновения мата уходит в глубину тысячелетий, в далекую языческую древность. Во времена язычества произносить эти слова-заклинания имел право только жрец на праздниках, когда имитировалось зачатие сущего мира. И ни одному человеку не могло прийти в голову, чтобы произнести эти слова мысленно или вслух. Тогда люди знали, какой мощной энергией были наделены эти слова, какую опасность несли, если употреблялись без надобности.

Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову свои близких.

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат - это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Позднее, сквернословящего человека подвергали публичной порке.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни.

При Петре I была выпущена книга "Юности Честное Зеркало", где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием от бранной ругани. Нелишне будет вспомнить, что за нецензурную брань в общественном месте даже по Уголовному кодексу СССР полагалось 15 суток ареста.

Каковы причины, побуждающие человека сквернословить?

(Слайды 16-17-18). перечислить следующие причины употребления скверных слов (см. слайд).

    Плохое воспитание, низкий уровень культуры, нехватка словарного запаса, неумение говорить по-другому.

    Отрицательное влияние окружающих и неспособность противостоять ему.

    Злоба, гнев, ненависть, неадекватность поведения, агрессия.

    Стремление быть лидером, демонстрация принадлежности к “своим”.

    Скверный характер, вредные привычки.

    Неуважение к окружающим.

    Отсутствие внутреннего самоконтроля.

    Использование для эмоциональной разрядки в тяжёлых ситуациях.

    Неправильная трактовка понятия “свобода слова”.

Опасно ли сквернословие?

Как влияет мат человека?

Надо сказать, что проблемой сквернословия, изучением его влияния на организм человека, на его духовное и физическое здоровье занимались и занимаются многие учёные, исследователи разных стран.

А) . В числе первых ученых, которые занимались этим вопросом вплотную, был и доктор биологических наук Иван Борисович Белявский. Он попытался выяснить, каким образом на человеческий организм влияют не какие-то огромные блоки информации, а простые односложные слова.

Семнадцатилетнее исследование Белявского и его коллег увенчалось настоящим открытием. Ученым удалось доказать, что каждое произнесенное нами слово очень отчетливо влияет на срок жизни!

Одним словом, мат способствует быстрому старению.

Не рискуя экспериментировать на людях, ученые провели исследования на растениях. Опытам подверглись семена растения арабидопсис. В течение нескольких недель регулярно - по три-четыре часа в день - магнитофон поблизости от них “начитывал” грубые фразы. В результате большинство семян погибли, а выжившие стали генетическими уродами. Эти монстры, перенеся множество болезней, передали их по наследству, и через несколько поколений выродились. Интересно, что мутагенный эффект не зависел от силы слова, они не могли произноситься то громко, то шепотом..

Проведен был и обратный эксперимент: ученые “благословляли” семена, убитые радиоактивным облучением в десять тысяч рентген, молились над ними, и тогда убитые семена ожили.

В XX веке японский ученый Масаро Эмото с помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом.

То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости – с виду очень похожие на снежинки.

Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристалла отражает удивительные свойства воды. Глядя на фотографии на слайдах, можно сделать вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту.

Слова с негативным смыслом даже не способствуют образованию формы, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. А ведь человек состоит на 80-90% из воды. Страшно представить, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же тогда они могут сотворить с человеком.

Не по этой ли причине так мало здоровых людей остается, не оттого ли так часто болеют дети, чьи родители постоянно матерятся?

Нужно ли бороться со сквернословием и как? Как борется с матом закон.

А чтобы правильно и разумно владеть речью, что нужно предпринять? (работа в группах)

Правила «Культура речи»

1.Старайся говорить правильно, не употребляй в разговоре грубых выражений.

2.Говори только о том, что знаешь. Помни, что «говорить, не думая, всё равно, что стрелять, не целясь».

3.Не спеши высказывать свои мысли.

4.Не будь многословен. Подбирай в беседе те слова, которые лучше других выражают твою мысль.

5.При разговоре не размахивай руками. Мысль надо выражать словами, а не жестами.

6.Не говори быстро, не проглатывай слова.

7.Не старайся перекричать собеседника, если он говорит слишком громко. Начни говорить тихо – собеседник тоже перестанет кричать.

8.Будь ласков и приветлив в разговоре с малышами.

9. Не давай кличек своим товарищам.

ЗАПОМНИ ЭТИ ПРАВИЛА И ВЫПОЛНЯЙ ИХ.

    Итог. Рефлексия.

А сейчас вновь вернемся к словам Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык…»

- Вы согласны с этим утверждением писателя? Нужно ли беречь язык? От кого или от чего? (Освобождать нашу речь от словесного «мусора», рождаемого незнанием русского языка и небрежным, безжалостным отношением к нему)

Язык свободный, мудрый и простой

Нам поколения в наследство подарили.

Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой

Его в своих твореньях сохранили.

Язык писателей нам служит образцом.

Он мудростью народною отмечен.

Овладевайте литературным языком,

Боритесь за культуру речи!

    Что нового вы узнали сегодня?

    Полезен ли был сегодняшний разговор?

    Какие выводы вы сделали?

Лингвистический форум «Великое русское слово»

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 9-11 классов.

Цели : дать понятие «культура речи», научить слушать собственную речь и речь окружающих, научить выбирать языковые средства, воспитывать ответственность за грамотную речь и письмо.

Задачи: установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой; воспитывать любовь и уважение к родному языку, формировать навыки речевого общения.

Оформление: плакаты с высказываниями о русском языке, стенд о выдающихся русских лингвистах.

План форума

I. Вступительное слово учителя о понятии «культура» и культуре речи и просмотр видеоролика «Босоногая Россия» (к песне – притче С.Копыловой).

II. Проблемный вопрос: «К чему может привести безобразное отношение к языку?».

III. Слово ведущим:

1) «Что такое слово? Что такое язык?»

2) «Современная речевая ситуация»

IV. Чтение стихов о русском слове и об отношении к языку. (И.С.Тургенев, «Русский язык»; А.Ахматова, «Мужество»; А. Лысов «Дикарь»; Э.Асадов «О скверном и святом»)

V. Лингвистическая разминка «Переведи с русского на русский».

VI. Лексическая разминка. Орфоэпическая разминка.

VII. Заключительное слово и выводы.

Ход форума

I. Вступительное слово

Учитель : Один из актуальных вопросов нашего общества - вопрос о культуре. Сегодня, когда большая часть населения имеет высшее образование, НТП изменил жизнь в лучшую сторону, казалось бы, этот вопрос не должен стоять. Но получается наоборот.

Просмотр видеоролика «Босоногая Россия» (к песне – притче С.Копыловой).

Учитель : Все ли вам здесь понравилось?

(Ответы учеников)

Учитель : Да, это тоже культура. Но такой ли она должна быть? Почему такое происходит с нами? Вот об изменениях, происходящих с нами и с нашим языком мы и поговорим.

Что такое культура? Из чего она складывается?

О культурном облике человека мы судим не только по тому, как он одет, какой образ жизни ведет, но и по тому, как он выражает свои мысли и чувства. Ведь в устной и письменной речи раскрываются содержание и глубина мыслей, эмоциональная культура человека.

Итак, поговорим о СЛОВЕ. Слово… Дар слова... Испокон веков его главное назначение в том, чтобы объединять людей. Каждое наше слово, хотим мы этого или нет, - это поступок. И только от нас зависит, будет этот поступок добрым или злым.

Считается само собой разумеющимся, что на родном языке говорить нормально и правильно легко. Но коли есть тьма свидетельств тому, что с русским языком у многих, мягко говоря, нелады, то почему бы и не приняться повсеместно за пропаганду подлинно эстетического и разумного слова?

Бережно относиться к родной речи - обязанность не только специалистов, филологов и литераторов, это гражданский долг каждого из нас, ибо в слове отражается национальная культура и история, духовный талант и сила народа.

Ничто так убедительно не свидетельствует о культурном уровне человека, как его речь. Из разговора с людьми мы не только узнаем об их мыслях, чувствах, но можем получить представление об их общем развитии, грамотности, начитанности.

Ведущий 1. Язык - это наша история, наше богатство, культура, это язык Александра Сергеевича Пушкина, Ивана Сергеевича Тургенева, Льва Николаевича Толстого и других великих хранителей красоты и образности родного языка.

Ведущий 2. К сожалению, современное состояние русского языка заставляет «бить тревогу». В речи современных людей, желающих «идти в ногу со временем», мы слышим большое количество жаргонизмов, заимствованных и просторечных слов и выражений, слов с ярко выраженной отрицательной окраской. Конечно же, можно сказать, что подобное разнообразие только украшает язык, делает его ярким, эмоциональным, выразительным, но какова цена этой яркости и всегда ли она уместна? По данным исследований, проведённых учеными-лингвистами вместе с учителями, современная речевая ситуация выглядит так: наибольшее количество жаргонизмов в своей речи употребляют старшеклассники – около 10,5 % от общего количества опрошенных; просторечными словами и выражениями сравнительно одинаково пользуются и старшеклассники, и учащиеся среднего звена – около 6 %; книжную лексику, как ни странно, чаще используют родители школьников – около 9 %; а использование нейтральной лексики в преобладающем количестве свойственно всем.

Ведущий 1. К чему может привести подобная ситуация? На этот вопрос попытались ответить журналисты газеты «Аргументы и факты». Согласно их исследованиям и статистическим подсчётам в 90-е гг. XX века на русском языке говорили около 358 млн. человек, к 2004 году это число сократилось до 278 млн. человек, а по прогнозам к 2025 году может составить не более 152 млн. человек. При таком положении дел русский язык утратит статус международного, а его место займут язык хинди, арабский и португальский языки.

Так, может быть, именно сейчас пришло время задуматься о чистоте, красоте, культуре нашего языка? Много ли знаем мы о нормах, правилах русского языка и всегда ли их используем и соблюдаем?

Ведущий 2 . Русский писатель Максим Горький говорил: «Язык – это оружие, как ружьё солдата, чем лучше оружие – тем сильнее воин…». Николаю Васильевичу Гоголю принадлежат слова: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово». Это ли не доказательство того, что язык имеет огромное значение в жизни человека и является величайшим богатством и достоянием в жизни человечества. Это ли не доказательство того, что богат, величав, живописен великий и могучий русский язык.

Поэтесса ХХ века Анна Андреевна Ахматова в своих стихотворениях о Великой Отечественной войне приоритетное значение отдавала сохранению именно языка, «великого русского слова», как символа свободы народа.

(Чтение стихотворения Анны Ахматовой «Мужество».)

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём . Февраль 1942 г

Чтение стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Русский язык»

Ведущий 2 . Наш народ и наш язык и сегодня находятся в непростой ситуации. Сколько отклонений в использовании нашего русского языка! Большой вред языку наносят слова - сорняки. Они делают речь смешной и бессмысленной. О низкой культуре языка свидетельствует также засорение речи неуместными иностранными словами, которые вдобавок употребляются иногда неправильно. Например, вполне уместны в речи английские слова трактор, комбайн, которые вошли в наш язык, но странно и дико слышать" окей", вместо русского "хорошо", "гуд-бай"- вместо "до свидания".

Ведущий 1. Ильф и Петров в романе «Двенадцать стульев» дали гротескный образ Эллочки-людоедки: «Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12 тысяч слов. Словарь негра из людоедского племени "Мумбо- Юмбо" составляет 300 слов, Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью». Ученые скажут о том, что Эллочка и ей подобные разговаривают на жаргоне. Жаргон - это буквально «испорченный язык», цель которого обособить какую-то группу людей от остальной части общества.

Ведущий 2. Щеголяют жаргоном подростки, которым хочется отмежеваться от мира взрослых, подчеркнуть свою независимость. Они используют слова общеупотребительные в особом значении (предки - родители, старшее поколение) или же заимствования из арго.

Арго - речь низов общества, уголовного мира, которую иногда называют блатной, блатом или феней. По фене ботать - говорить так, как беседуют между собой преступники. Атас, атанда, шухер - предупреждение об опасности; кодда, шарага - компания; чувиха - девушка. Надеемся, что подобный словесный мусор не засоряет ваше общение. Было бы обидно узнать, что ваши друзья - это кодла, а любимая девушка - чувиха.

Существует молодежный сленг. ЭТО то же, что и жаргон, - это буквально: испорченный язык. Англ.- слова или выражения, употребляемые людьми определенных возрастных групп, профессий или классовых прослоек. Щеголяют сленгом те ребята, которым хочется подчеркнуть свою независимость, самостоятельность, выделиться.

Учитель. Давайте проведем лингвистическую разминку «Переведи с русского на русский». Объясните значение сленговых фраз и выражений:

Без сипа. (Все хорошо, удовлетворительно.)

Мне параллельно. (Выражение безразличного отношения к чему-либо, состояние максимальной отстраненности.)

Отхомячиться. (Избавиться от неприятного занятия.)

Оттопыриться. (Приятно провести время.)

Я торчу от этой песни (она мне нравится).

Ловлю кайф (получаю удовольствие).

Выделываться (вести себя вызывающе).

Понтово (получаю удовольствие).

Прикол (шутка).

Отпад (замечательно).

Тащиться (быть в восторге).

Ведущий 1. Отдельное внимание хотелось бы уделить нецензурщине - одному из отреченных пластов русской лексики, который настолько оскорбляет нравственное и эстетическое чувство всякого воспитанного человека, что справедливо не допускается в печать. Брань, конечно, была свойственна подросткам и молодым людям и раньше. Она традиционна, передается из поколения в поколение. Возникла она много веков назад, причем сложилась в течение жизни многих поколений. Ругательства с упоминанием матери когда-то в древности вовсе не были бранью. Когда были живы традиции родового строя, представитель старшего поколения мог обращаться к молодому человеку со словами, напоминающими последнему, чтобы он уважал старших. Таким образом, подобные выражения имели первоначально воспитательное значение, напоминали об авторитете старших в кровнородственном коллективе и лишь с течением долгого времени превратились в непристойное ругательство.

Ведущий 2. С течением времени, с ростом физическим и умственным, с нарастанием жизненного опыта привычка к матерной брани превращается у многих людей в некое средство, «облегчающее душу», снимающее стрессовые нагрузки. Вот и тянется «хвост» нецензурщины и в служебные кабинеты, и на производство, получая прописку на рабочем месте, в курилке, даже в общении начальников с подчиненными (но очень ред. ко - наоборот!). Подросток тоже стремится, вслед за взрослыми, скрыть свою чрезмерную обидчивость - и вот начинается словесное хулиганство.

Ученик читает стихотворение А. Лысова “Дикарь»

Я видел нынче дикаря

И говорил с ним даже,

Но, откровенно говоря,

О нём всего не скажешь.

Пусть лексикон дикарский пуст, –

Зато как речь цветиста:

Что шаг, то мат слетает с уст

Такого “шаг-матиста”.

Сказать лишь можно, что с лица

И не дикарь он вовсе:

Не носит он в носу кольца

Монет в ушах не носит.

Дикарь на площади. Он рад

стать мастером особым,

Чтоб сделать трёхэтажный мат

Скабрёзным небоскрёбом.

Его одежду описать

Словами можно тоже:

Он по одёжке, так сказать,

На всех на нас похожий.

И дикарей вокруг щадят,

Обходят стороною,

Как будто речь на площадях

Должна стать площадною.

Но передать его язык

Поэт не правомочен:

В таком бы случае мой стих

Был сплошь из многоточий.

А надо, что ни говори,

Пресечь их брань вначале –

Пресечь, покуда дикари

Совсем не одичали!

Вы догадались: речь идёт

Опять про мат и матик,

Про речь, которую ведёт

Подобный “мате-матик”.

Ведущий 1. Что же делать? Что противопоставить нецензурному валу в речи подростков и юношей?

Ведущий 2 . Прежде всего - устыдиться, поняв, что грязное слово и нечистая мысль выдают человека с головой, дурно характеризуя его. Оглянуться вокруг и увидеть, как отвратительны «носители словесной дряни», как пачкают человека речевые нечистоты. А затем припасть к чистому роднику народной мудрости, к образцам настоящей речевой культуры, к классической литературе. Больше читать, чаще бывать в театре. Банально? Но ведь это лекарство уже вылечило не одно поколение. Попробуйте его применить к себе.

(Ученик читает стихотворение Эдуарда Асадова «О скверном и святом»)

Что в сердце нашем самое святое?

Навряд ли надо думать и гадать.

Есть в мире слово самое простое

И самое возвышенное - Мать!

Так почему ж большое слово это,

Пусть не сегодня, а давным-давно,

Но в первый раз ведь было кем-то, где-то

В кощунственную брань обращено?

Тот пращур был и темный, и дурной

И вряд ли даже ведал, что творил,

Когда однажды взял и пригвоздил

Родное слово к брани площадной.

И ведь пошло же, не осело пылью,

А поднялось, как темная река.

Нашлись другие. Взяли, подхватили

И понесли сквозь годы и века...

Пусть иногда кому-то очень хочется

Хлестнуть врага словами, как бичом

И резкость на язык не только просится,

А в гневе и частенько произносится,

Но только мать тут все-таки при чем?

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.

И все же трудно попросту понять,

Что слово "мат" идет от слова "мать",

Сквернейшее - от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,

За то, что родила нас и растила,

Мать лучшего уже не заслужила,

Чем этот шлейф из непристойных слов?!

Ну как позволить, чтобы год за годом

Так оскорблялось пламя их сердец?!

И сквернословам всяческого рода

Пора сказать сурово наконец:

Бранитесь или ссорьтесь как хотите,

Но не теряйте звания людей:

Не трогайте, не смейте, не грязните

Ни имени, ни чести матерей

Учитель : Люди всегда, во все времена размышляли о слове, о его неисчерпаемых возможностях, посвящали ему свои научные, творческие труды, свою жизнь. Н.В. Гоголь призывал всех людей «обращаться со словом честно», а поэт Шефнер предупреждал:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести…

Слово - неоценимый дар Божий» (Избранные письма и проповеди, стр. 161). Задумывались ли вы когда-нибудь, какой великой силой владеете?

Какую силу имеет наше слово? Послушайте притчу.

«Жили два человека, горячо любившие друг друга. И вот один из них позавидовал другому и начал распространять о нем в народе плохой слух: якобы последний живет не по-христиански, делает зло и хищением и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришел в большую бедность. Впоследствии оклеветавший своего друга раскаялся и пришел просить у него прощения. Но тот ему сказал: "Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне". Последний все сделал, как ему было повелено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но повелевший ему сделать это сказал: "Теперь иди собери до единой пушинки", на это клеветник ответил: "Это невозможно, потому что ветер разнес пух по всей Вселенной". И сказал ему бывший друг: "Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой"» (Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Избранные письма и проповеди, стр. 162).

Ученик читает стихотворение В. А. Солоухина «Слово о словах»

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай - не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить,

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздробить.

Оно одарит иль ограбит.

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Ведущий 2: Что же такое культура речи? Почему идет снижение речевой культуры?

Ответы учеников

Ученик: Под культурой речи мы понимаем умение правильно говорить, ясно, чётко, точно и коротко излагать свои мысли. А это очень трудное дело – говорить ясно, чётко, понятно всем. Этому нас учат в школе, прежде всего на уроках русского языка, литературы и других предметах.

Ученик: Наше поколение мало читает, много времени проводит в соцсетях, общаясь со сверстниками, ни на что не обращает внимания…

Ведущий 1 : «Наш язык - важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело», - так писал Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Ведущий 2. Так на каком же языке мы с вами говорим? В чем, по-вашему, причина сложившейся столь неблагоприятной языковой ситуации сегодня в России? Что делать? Кто виноват? Грозит ли образцовому русскому языку исчезновение? Как к этому относиться?

Ведущий 1. Давайте запомним некоторые требования к нашей речи. Пусть они станут руководством к построению своей речи.

Как строить свою речь

    Точно, ясно и ярко выражайте свои мысли и чувства.

    Создавайте правильную целесообразную этически-корректную речь в заданных условиях общения.

    Всегда сохраняйте уважение и любовь к языку.

    Говорите правильно, соблюдая нормы.

    Употребляйте языковые средства с учётом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной целью.

    Читайте больше книг и справочников, постоянно пополняйте свой словарный запас

    Не допускайте чрезмерного употребления иностранных слов.

    Не засоряйте свою речь ненормативной лексикой.

    Помните об изобразительных средствах языка и говорите красиво, выразительно.

    Стремитесь говорить и писать правильно.

Учитель. В заключение нашего разговора хочу напомнить бессмертные слова Ивана Сергеевича Тургенева, обращенные к нам, его потомкам: «...Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием (языком); в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».

Учиться правильной и хорошей речи нужно всю жизнь, об этом писал и Н.М.Карамзин: "В шесть лет можно выучиться всем языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному".

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАХОДКИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ (ВИКТОРИНЫ)

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

«ЗНАЮ ЛИ Я РОДНОЙ ЯЗЫК?»

Для студентов 3 курса группы 231, 331

г. Находка, 2014

Викторина: «Знаю ли я родной язык?»

Форма проведения – внеклассное мероприятие.

Продолжительность урока – 90 минут.

Участники: студенты групп 331, 231

Оборудование : компьютер, экран, проектор.

Методическое обеспечение: заранее заготовленные задания, раздаточный материал.

Цель урока :

В игровой форме привлечь внимание студентов к изучению русского языка и культуры речи,

Определить лучшего в знании изученных разделов и тем русского языка и культуры речи,

Обобщить и систематизировать знания, полученные в результате изучения курса по русскому языку.

Прививать любовь к родному языку;

Закреплять знания и умения, полученные на занятиях;

Задачи :

Обогатить словарный запас учащихся;

Систематизировать знания студентов по основным разделам русского языка и культуры речи;

Сформировать умение работать в команде;

Развивать логическое мышление, творческую мыслительную деятельность, память;

Повысить языковую культуру

Сформировать интерес к дисциплине русский язык и культура речи.

План урока .

Организационный момент.

Приветствие преподавателя.

Постановка целей и задач.

Основная часть (выполнение заданий).

Подведение итогов викторины (определение победителей).

Ход внеклассного мероприятия

Знаете ли вы, что…..

В мире в настоящее время существует около пяти тысяч языков.

Русский язык занимает пятое место в мире по числу говорящих на нем людей.

Одним из самых богатых, колоритных и образных является русский. Русский язык чрезвычайно богат, гибок, живописен. С русским языком можно творить чудеса!!!

Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, игра света, спектральный блеск красок, шум и тень садов, рокот грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения!

Как он красив и многогранен

Любимой родины язык!

Березки шелест, птицы крик…..

Сегодня мы с Вами повторим, обобщим и систематизируем знания, которые вы получили ранее на уроках русского языка и культуры речи.

Участвовать будут 3 команды. За каждый конкурс начисляется по 1 балу. На выполнение задания отводится определенное время.

Разминка. Слайд №

    «Плясать под чужую дудку» - беспрекословно выполнять волю

    «Водить за нос» - обманывать

    «Сесть на шею» -быть обузой для другого человека.

    «Тянуть кота за хвост» -надолго затягивать какое-либо решение или дело.

    «Не разлей вода» - дружные ребята

    «Витать в облаках» - мечтать

Конкурс № 1 «Диалектизмы». Слайд №

Определите лексическое значение диалектизма

    Ноговицы – Носки

    Издевленок - Шутник

    Хлопанцы - Шлепанцы

    Шмыгало – Подвижный человек

    Провинка - Ошибка

    Седмица - Неделя

    Рех – Дыра, отверстие, прореха

    Подколотник – Помощник

Конкурс №2 «Потерянная буква» . Слайд №

Вставьте пропущенные буквы Ж или Ш

    Варе….ка (Ж)

    Коври….ка (Ж)

    Деревя….ка (Ш)

    Костя….ка (Ш )

Конкурс №3 «Архаизмы». Слайд №

Подберите к устаревшим словам современное слово в русском языке

    Око - Глаз

    Чело – Лоб

    Выя - Шея

    Чрево - Живот

    Перст - Палец

    Вежды - Веки

    Ланиты - Щеки

    Уста - Губы

Конкурс № 4 «Загадочный писатель». Слайд №

Какой русский писатель подписывал иногда свое произведение Нави Волырк?

1) Денис Иванович Фонвизин;

2) Иван Андреевич Крылов;

3) Александр Сергеевич Грибоедов;

4) Александр Сергеевич Пушкин;

5) Николай Васильевич Гоголь.

Конкурс №5 «Узнай слово». Слайд №

Догадайтесь по звучанию или по корню значение слова

    Мыльня - Баня

    Представщик – Актер

    Говядо - Скот

    Топталище - Тротуар

    Лечезнание - Медицина

    Силоделие - Механика

    Ветродуй - Вентилятор

    Костотряс – Велосипед

Конкурс №6 «Найди окончание» . Слайд №

В каком из слов нет окончания?

    Степной (- ой)

    Стеной (- ой)

    Герой (Нулевое окончание)

    Долой (Нет окончания, это наречие)

    Второй (- ой)

Конкурс №7 «Интересные фамилии». Слайд №

Из данных в ряду фамилий определите, чей предок:

    Служил в церкви – Г)Пономарев

    Выделывал кожу – В)Сыромятников

    Шил тулупы – Б)Скорняков

    Лепил горшки – Д)Гончаров

    Рубил избы – А)Плотников

Конкурс №8 «Обращение». Слайд №

Как правильно обратиться к человеку в Испании???

    Пан

    Сеньор

    Месье

    Мистер

    Дон

Конкурс №9 «Жители». Слайд

Жителей Москвы называют москвичами, жителей Петербурга – петербуржцами. А как будут называться жители:

    Архангельска – Архангелогородцы

    Копейска – Копейчане

    Нижнего Новгорода – Нижегородцы

    Перми – Пермяки

    Тулы – Туляки

    Ростова – на – Дону – Ростовчане

    Вологды – Вологодцы

    Курска – Куряне

    Пензы - Пензенцы

Конкурс №10 «Образуйте форму слова». Слайд №

Образуйте форму родительного падежа множественного числа от слов:

    Кочерга – Кочерег

    Простыня – Простынь (Простыней)

    Дно – Доньев

Конкурс №11 «Кто он???». Слайд №

В старину в России была такая профессия – стряпчий. А чем он занимался?

    кулинарией;

    торговлей;

    юриспруденцией;

    военным делом;

    сельским хозяйством.

Стряпчий занимался юриспруденцией (так в XIX веке назывался чиновник по судебному надзору)

Конкурс №12 «Ох, уж эти существительные». Слайд №

Какого рода существительные сани, сутки, ножницы

в русском языке?

У существительных, имеющих только форму множественного числа (pluralia tantum) род не определяется.

Конкурс №13 «Значение слова». Слайд №

Какое значение в литературном русском языке имеет слово прикол:

    шутка, анекдот;

    свая, вколоченная в землю;

    булавка;

    часовой, охраняющий посаженного на кол

Конкурс №14 «Определи род». Слайд №

Определите род несклоняемых имен существительных:

Кенгуру (м), шимпанзе (м), филе (ср), тире (ср), домино (ср.), такси (ср), алоэ (ср), кофе (м), какао (ср), мадам (ж), ателье (ср), пианино (ср), метро (ср), шоссе (ср), пальто (ср), эскимо (ср),

Кино (ср), миссис (ж), жалюзи (ср), меню (ср), кольраби (ж), суфле (ср), желе (ср), колибри (ж), какаду (м), фламинго (м), жюри (ср), пенсне (ср), турне (ср), табло (ср), Баку (м), Миссисипи (ж)

Конкурс №15 «Наборщики». Слайд №

Вам необходимо из слова ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ составить как можно больше слов и самое большое слово.

Конкурс №16 «Перевертыши». Слайд №

Перед вами «перевертыши» - устойчивые выражения, в которых каждое слово заменено антонимом. Восстановите их первоначальный вид.

    С безделья ты отпустишь всех кальмаров в океан (Без труда не выловишь и рыбку из пруда)

    Четыре дурака плохо, но пять хуже (Один ум хорошо, а два лучше)

    Продай коляску зимой и самосвал летом (Готовь сани летом, а телегу зимой)

    Над стоячим песком молоко-то кипит (Под лежачий камень вода не течёт)

Конкурс №17 «Расшифровщики». Слайд №

Расшифруйте пословицы, для этого вставьте гласные

К примеру, СМРЗТМРДНРЗТРЖ – «Семь раз отмерь, один раз отрежь»

    ЛБШКТТСЛБСНЧКВЗТ (Любишь кататься – люби и саночки возить)

    НВКСЦВТТВРЩНТ (На вкус и цвет товарищей нет)

    ПДЛЖЧКМНВДНТЧТ (Под лежачий камень вода не течет)

    РБТНВЛКВЛСНБЖТ (Работа – не волк, в лес не убежит)

Разрядка. Слайд №

«Доскажи фразеологизм»

Дружнее этих двух ребят

на свете не найдешь.

О них обычно говорят….

Водой не разольешь

Мы исходили городок

Буквально…..

Вдоль и поперек

И так устали мы в дороге,

Что еле-еле…..

Волочили ноги

Фальшивят, путают слова,

Поют……

Кто в лес, кто по дрова

Товарищ твой просит украдкой

Ответ списать из тетрадки.

Не надо!!! Ведь этим другу

Окажешь……

Медвежью услугу

«Найдите вторую часть фразеологизма». Слайд №

    Не спеши языком………..

    Два сапога………

    Буря…………

    С кем поведешься…….

    Зарубить себе…….

    Крокодиловы…

    За семь верст……

    Принять за ……..

    По одежке встречают…..

    Решетом……

«Эти забавные животные». Слад №

Делить шкуру убитого….. (медведя)

Купить……в мешке (кота)

Набить как…..в бочке (сельдей)

Брать….за рога (быка)

Писать как…..(курица лапой)

Сесть на любимого…..(конька)

Дуется как….на крупу (мышь)

Грязный как…..(поросенок)

Смотреть как…..на новые ворота (баран)

Заключение!

Данное мероприятие посвящено русскому языку и проводится в преддверии:

    Дня Родного языка– февраль;

    Всероссийского тотального диктанта по русскому языку – апрель;

    Пожелание:

Ребята, изучайте и открывайте для себя русский язык!!!

И зазвучит легко и прямо

Любимой родины язык.

Как с детства нас учила мама,

Как я люблю, как я привык!

Всем участникам викторины выдается раздаточный материал «Интересные факты о русском языке».

Разработчик: И.В. Черномашенцева, Е.А. Пасечная

Методическая разработка внеклассного мероприятия рассмотрена на заседании предметно (цикловой) комиссии цикла гуманитарных и социально-экономических, общепрофессиональных и специальных дисциплин УГС 050000, 080000, 030000.

Протокол № ________от «___» ______________ 2015 года

Председатель ПЦК С.К.Исаченко

Предметно-тематический праздник «Русская речь» для 3 класса

Ведущий: сегодня мы с вами собрались для того, чтобы решить вопрос: чем отличается речь культурного человека от речи человека, страдающего от плохого воспитания и недостатка образования. Какую речь приятнее всего слушать?

(Дети отвечают)

— Послушайте стихотворение Ю. Тимянского «Рассказ школьного портфеля» и подумайте, почему мальчик Петя обиделся на ребят?

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор

Не «коридор», а

Петя: «Колидор».

«Дилектор входит в кабинет...»

«Закрой магазин на обед...» «Хозяйка моет стаканы...»

«Секет свеклу...»

«Пекет блины...»

И до меня дошел черед:

Портфель он «портфелем» зовет.

Но мне не зря «Родную речь»

Судьбой доверено беречь.

И я придумал не шутя:

Пусть и его зовут Петя,

Ученик:

— Петя! — несется со двора, —

Тебе домой идти пора!

Не трогай малыша, Петя,

Ведь ты большой, а он дитя!

«Петя» обижен на ребят:

Петя: Скажите, в чем я виноват?

Я не ругался, не грубил

И никого не оскорбил,

За что же среди бела дня

Отняли имя у меня?

(Дети отвечают на ранее поставленный вопрос)

Ведущий: Очень часто можно услышать, как кто-то неправильно произносит слова или употребляет их не по назначению. Приятно ли слушать такую речь?

— А какие пословицы на эту тему вы знаете?

Дети:

— Сначала подумай, а потом скажи.

— Коротко да ясно.

— Короткую речь слушать хорошо, под длинную думать хорошо.

— Языком не расскажешь, так и пальцами не растычешь.

— Выстрелив, пулю не схватишь, а слово, сказав, не поймаешь.

— И дорого б дал за словечко, да не выкупишь.

— Язык мой — враг мой, прежде ума глаголет.

— Говорить не думая, что стрелять не целясь.

Ведущий : А из чего состоит наша речь? Вы знаете название многих частей речи и частей слова. Я предлагаю провести игру, которая покажет, насколько хорошо вы их знаете. (Проводится игра с карточками. На одних карточках написаны части речи, а на других части слова. Все карточки разложены на столах в хаотичном виде. Дети делятся на две группы, какая группа быстрее разложит верно карточки на две группы, та и победит)

Ведущие: На доске записаны предложения. Можно ли сказать, что в «заключено одно и то же смысловое значение?

Они обедают в три часа.

Они обедают три часа.

(В первом предложении числительное «три» указывает, когда начинают обедать. Отсутствие предлога во втором предложении показывает длительность действия)

Ведущий : А с какой частью речи предлоги не употребляются никогда? (Проводится игра «Кто быстрее?» Для этого на доске заранее записаны слова. Ученики должны их быстро записать в две колонки: 1 склонение, 2 склонение, 3 склонение:

Учитель, степь, конь, лошадь, армия, летчик, спутник, космос, планета, звезда, склонение, география, кран, поле, грач, молоко, медаль, зелень, трава, луг, цветок, сирень, гараж, плащ, печь)

Ведущий: Хочу вам, ребята, задать хитрый вопрос. Как заменить словосочетание «сухая трава»одним словом. Состоящим из четырех звуков, которые можно записать четырьмя буквами? (Сено)

Ведущий : Сегодня, друзья, у меня для вас приготовлено совершенно особое задание. Я вам предлагаю слова, а вы из них должны будете составить рассказ, интересный и обязательно веселый. Запомните эти слова: метро, пальто. Кино, кашне, кенгуру, шоссе, шимпанзе, домино, фортепьяно, пенсне, кафе.

1-й ученик : Тут и запоминать нечего!

2-й ученик: И сейчас из этих слов не только рассказ, мы поэму в стихах напишем! И не только стихи сочиним, но и музыку к ним.

1-й ученик:

Правильно! Музыку!

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру!

Слушай, а почему все смеются? Я что-то не так сказал? Ладно, исправлюсь, слушайте дальше.

2-й ученик:

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим опять в кине

Без пальта и без кашне.

А чего все опять смеются. Теперь ты говори.

1-й ученик:

А вернее: я и ты

Без пальта и без кашне.

2-й ученик:

Любит кина детвора,

Если в кинах кенгура.

Ходит-бродит по шоссу,

Носит в сумке шимпанзу.

1-й ученик:

Кенгуру в кафу зашел,

Занял там свободный стол.

2-й ученик:

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

1-й ученик:

Вдруг огромный обезьян

Стал играть на фортепьян.

А потом еще с мышом,

Бедным серым малышом.

2-й ученик:

Тут и взрослый, сняв пенсию.

Хохотал на всю киню.

Интересное кино!

1-й ученик: Жаль, что кончилось оно.

2-й ученик:

В гардероб пора бежать —

Будут польта выдавать!

Ведущая: Ну что ж, друзья. У вас получилась песенка как раз про то, как не надо говорить.

1-й и 2-й ученики вместе : Почему?

Ведущая : Да потому, что все эти имена существительные не склоняются, совсем не изменяются по падежам. Запомнили?

1-й ученик : Теперь все ясно, я понял, почему ребята смеялись.

Ведущая : Подождите, еще не все. Вот представьте себе: в зоопарке сидят шимпанзе — брат и сестра. Нельзя сказать, что брат — шимпанзе, а сестра — шимпанза. Нельзя потому, что по родам такие слова тоже не изменяются.

2-й ученик : Значит, эти слова вообще никогда не изменяются?

Ведущая : Никогда! И эти слова должны знать все ребята.

Ведущая: Вам помогут словари, книги по риторике автора Т. Ладыженской, по культуре общения Стернина. Вот послушайте двустишия И.А. Стернина и Е.И. Грищука о правильном употреблении слов и постановке ударений.

1-й ученик:

Чтобы было плоско,

Мы положим доску.

2-й ученик:

На столе лежит футляр,

В нем пилу держал столяр.

3-й ученик:

Он весь день за ней шпионил

Снова ничего не понял.

4-й ученик:

Прибежали звери,

Прислонились к двери.

5-й ученик:

У меня в ушах звенит.

Телефон весь день звонит.

6-й ученик:

Перейти здесь нелегко —

Здесь вода и глубоко!

7 ученик:

Кот нашел себе покой

В нашей новой кладовой.

(Дополнительный материал по теме «Ударение» для данного мероприятия можно взять из книги «Учим русский язык с увлечением» авторов Жиренко О.Е., Гайдиной Л.И., Кочергиной А.В)

Ведущий: Из-за нечеткого произношения иногда невозможно понять, о чем идет речь.

(Дети читают стихотворение Н. Матвеевой «Путаница»)

1-й ученик:

Вот бутон,

А вот — батон.

Вот бидон,

А вот — питон.

Ну, а вот - бетон.

2-й ученик:

В печке выпечен

А в петлицу вдет

По траве ползет

Молоко течет

А на стройке есть

3-й ученик:

Повтори и ты мне в тон:

Где бутон,

А где бутон,

Где бидон.

А где питон.

Ну и где — бетон.

4-й ученик:

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаю повторять:

В печке выпечен Бутон,

По траве ползет Бидон,

Молоко течет в Бетон,

А на стройке есть Питон.

5-й ученик:

Нет, не так!

Нет, не так!

4-й ученик:

Ну, тогда вот так:

В печке выпечен

А в петлицу вдет

По траве ползет

Молоко течет в

А на стройке есть

5-й ученик:

Нет, не так!

Нет, не так!

Подскажите сами: как?

Разберитесь сами в том,

Где бутон,

А где батон,

Где бидон,

А где питон,

Ну, и где — бетон.

Ведущая: Веселый урок русской речи подходит к концу. Со всеми заданиями, которые выполняли, вы смогли справиться потому, что вам помогла грамматика, которую вы изучаете в школе.

Речь народа красная, будто ткань атласная,

Слово золотом расшито, жемчугом покрыто.

В речь затейную основу положил народ,

И от маленького слова гул большой идет.

Веками речь хранена, умом она гранена.

Просторов километрами промыта и проветрена,

Судьей надежным — временем — внимательно проверена,

Раздумьями обильна речь наша молодильная...

У народа речь — союзница,

Он в нее всю душу влил,

В самом сердце, словно в кузнице,

Все слова он закалил.