Возникновение феодального строя в японии. Развитие феодального государства в японии. Формирование японской государственности

В I-II вв. население южных Японских островов (где значительны были группы переселенцев из Индонезии, Кореи и др.) находилось на стадии формирования надобщинной администрации. Основу социальной организации составляла клановая «семья» в несколько тысяч членов (известны и семьи численностью до 60-70 тыс. чел.). Возглавлял ее старейшина-патриарх, считавшийся одновременно жрецом клана. В семьях сложилась устойчивая социальная иерархия: низшие (гэко) и «большие люди» (дайдзин) . Иногда целые малые кланы находились в зависимом положении от высших. Было известно и рабство, однако рабы были дороги и редки. Семьи-кланы представляли обособленные объединения, и китайские летописи эпохи писали о японцах: «Они распадаются на более чем сто государств. Они ежегодно приезжают к нам и приносят нам дань».

С рубежа II-III вв. социальная иерархия в кланах стала довольно быстро превращаться в протогосударственные институты. Полномочия правителей стали наследственными, их освящал религиозный авторитет. Возрастанию роли правителей способствовало признание вассалитета по отношению к Китаю, а также военные походы. Постепенно сформировалось превосходство одного из таких племенных союзов. По имени такого союза получило название начальное государственное образование в Японии. Омельченко О.А.Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Издание третье, исправленное. Т. 1-М.: ТОН - Остожье, 2000. - с.278

Возникновению раннефеодального государства в Японии предшествовала длительная борьба племенных групп, приведшая к гегемонии племенной группы во главе с сильнейшим родом Ямото.

Представители дома Ямото стали рассматриваться как носители власти высших вождей, жрецов и судей. Опираясь на буддистскую церковь, имевшую значительное политическое влияние в стране, они присвоили себе титул "сынов неба"императоров, и вместе с родовой аристократией узурпировали власть племенных вождей, превратив ее в наследственную. Мелехина Е.В. История государства и права зарубежных стран-М.:Просвещение,2002г.-с.48

Объединение Ямато (сер. V - нач. VII в.) было типичным протогосударством. Сложилось оно под значительным китайским влиянием. Особенно возросло это влияние с VI в., после распространения в Японии буддизма; роль буддийских монастырей в укреплении очагов государственности была велика.

Власть главы господствующего союза постепенно была признана общегосударственной. Царь (окими) приобрел титул тэнно («небесного государя», императора). Правитель соединял в себе и религиозную, и собственно государственную власть. Постепенно ему были предоставлены и полномочия верховного судьи.

К VI в. местные клановые правители превратились в представителей центральной власти. Упрочила эту иерархию, уже вполне государственную, система социальных рангов - кабанэ (учрежденная в cep. V в.). Главы влиятельнейших родов и кланов закрепили за собой ранги, связанные с обособляющими функциями управления: оми - придворные, мурадзи - военные, и т. д.; всего выделилось до 9 таких специализаций. Племенные кланы стали превращаться в провинции со своими управляющими; число провинций достигло 120, они подразделялись на общины. В 569 г. зафиксирована первая перепись земель и повинностей зависимого населения. Налоговая система перешла от периодических подношений к регулярному обложению (рисом) и трудовым повинностям. Путем роста хозяйственного принуждения основной массы крестьянского населения у родовой власти стали формироваться крупные владения, а прежние соплеменники - превращаться в полусвободных (томобэ) с закреплением профессиональных занятий и функций.

На протяжении VI в. выдвинувшиеся в результате образования протогосударственной администрации знатные роды вели острую борьбу за лидерство. Борьба продолжалась примерно до 587 г., когда возобладал мощный клан Сога, захватив в свои руки императорский трон. Были предприняты централизаторские реформы в китайском духе, направленные на укрепление ранговой иерархии, формирование чиновничества, нового налогового аппарата.

С конца VI в. объединение Ямато стало стремиться к высвобождению из-под сюзеренитета китайской империи Сун (весьма условного) и превращаться в самостоятельное раннее государство.

Окончательное формирование государственной организации было следствием преобразований, получивших название переворота Тайка (645-646). Омельченко О.А.Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Издание третье, исправленное. Т. 1-М.: ТОН - Остожье, 2000. - с.279-280

Социально-экономические нововведения этого времени нашли отражение в серии реформ, закрепленных в Манифесте Тайка, дополненных специальным кодексом "Тайхо рё"*. Реформы призваны были реорганизовать систему управления и аграрные отношения по китайскому образцу. На основе последовавшего за этим введения надельной системы земля вместе с зависимыми людьми была изъята у частных лиц и передана в государственную собственность.

Земельные участки, наделы, подлежащие переделу раз в шесть лет, раздавались среди полноправных крестьян (рёминов) по числу едоков. Рабы также получали надел, равный трети надела свободного. Государство в качестве собственника земли предусмотрело тройные повинности крестьян: ренту (подать) зерном, налог изделиями ремесла и трудовую повинность, продолжительностью до ста и более дней в году.

Надельная система оказалась экономически неэффективной и недолговечной в Японии. Рамки ее применения с самого начала ограничивались областями, примыкающими к столице, нарушались сроки переделов земель, которые сопровождались злоупотреблениями чиновничества и пр. Ее основы все более подтачивал рост частного землевладения клановой феодализирующейся знати, которому не могла противостоять слабая центральная власть.

Дальнейшая феодализация японского общества привела к распаду надельной системы. Периодические переделы земли фактически прекратились в Х в., когда на смену надельной системе приходит среднее частновладельческое поместье (сёэн), создаваемое за счет экспроприации общинных земель, освоения целины, которое было под силу только богатой общинной верхушке, многочисленных императорских земельных пожалований за заслуги, службу и пр. Образование частновладельческих поместий сопровождалось постепенным превращением надельных крестьян в феодально-зависимых.

Новая поместная система смела все преграды на пути создания крупного феодального землевладения, а следовательно, и политической раздробленности страны с неизбежными междуусобными войнами, стимулирующими развитие отношений покровительства, господства и подчинения, вассально-ленных связей. Ряды нарождающегося феодального класса стали пополняться за счет дружинников правителей и крупных феодалов, получавших земельные участки на правах ленов как вознаграждение за несение военной службы. История государства и права зарубежных стран Учебник для студентов юридических вузов и факультетов

Часть 1/под ред.Крашенниковой Н.А.- М.- Издательство НОРМА, 1996.-с.243

В VI–VII вв. в Японии родовая община уступает место сельской общине, где происходят периодические переделы земли, на основе которых за каждой семьей закрепляется во временное пользование определенный надел. При этом лучшие земли присваиваются родоплеменной аристократией.

Борьба отдельных родов за верховенство в племенном союзе, стремление крестьян к улучшению своего положения создали условия для захвата власти одним из влиятельных родов, период царствования которого, начавшийся в 645 г., получил название Тайка. В этот период начался процесс создания централизованного японского государства. Процесс феодализации японского общества способствовал распаду надельной системы. Новая поместная система смела все преграды на пути дальнейшего упрочения крупных феодальных владений, а следовательно и политической раздробленности стран.

Возникновению раннефеодального государства в Японии предшествовала длительная борьба племенных групп, приведшая к гегемонии племенной группы во главе с сильнейшим родом Ямато. Опираясь на буддийскую церковь, они присвоили себе титул «сыновей неба» – императоров и превратили принадлежащую им верховную власть в наследственную. Важное место в государстве занимал Верховный государственный совет (Дадзекан) во главе с первым министром, которому были подчинены восемь департаментов. Власть императора не была неограниченной. Он делил ее с главами крупных феодальных домов. С 645 г. в Японии было введено территориальное деление страны на провинции (куни) и уезды (чун), во главе которых стояли соответственно губернаторы и уездные начальники. В это же время в Японии вводится система «пятидворок» – объединений пяти соседних крестьянских дворов, связанных круговой порукой в выполнении всех повинностей крестьян перед государством и общиной. В ранний период военное дело не было отделено от земледельческого труда. Отделение это произошло в период феодальной раздробленности, которая способствовала концентрации военной силы и формированию особого военно-феодального сословия самураев – профессиональных воинов, вассалов крупных феодалов. Начало второго периода развития феодального государства в Японии совпадает с возникновением в XII в. своеобразной политической формы японского феодального государства – сегуната, при котором вся политическая власть сосредоточивается в руках одного из крупнейших феодальных домов.


37. СЕГУНАТ (XII–XIX вв.)

Начало второго периода развития феодального государства в Японии совпадает с возникновением в XII в. своеобразной политической формы японского феодального государства – сегуната, при котором вся политическая власть сосредоточивается в руках одного из крупнейших феодальных домов. Сегунат – военно-феодальная диктатура сильнейшего в экономическом, военном и политическом отношении феодального рода, опиравшаяся на самураев – военно-служилое дворянство. Императорский двор со времени образования первого сегуната стал центром феодальной оппозиции. Формально власть императора сохранилась – ему отводились все причитавшиеся его рангу почести, но он не играл какой-либо существенной роли в политической жизни страны В XIII в. сегун присвоил себе право утверждать императора, определять порядок престолонаследия, назначать регентов и других высших придворных советников. Центральный государственный аппарат (бакуфу) состоял из главной административной палаты, ведавшей законодательством, главной военной палаты и главной судебной палаты. Во все провинции назначались военные губернаторы или протекторы (сюго). Ослаблению центральной власти в значительной мере способствовало то, что еще в начале XIV в. сегуны признали свою вассальную зависимость от самого могущественного в это время государства в Азии – Китая, к которому и перешло право утверждения японских императоров. Ослабляло силу бакуфу и возросшее значение в XV–XVI вв. буддийской церкви, которая стала претендовать на независимость в государстве.



С конца XVI в. в Японии начался процесс централизации страны. XVI в. был временем непрерывных антифеодальных восстаний, крайнего обострения социальных противоречий, что побуждало наиболее дальновидных представителей господствующего класса к созданию сильной центральной власти, направленной на укрепление феодальных порядков. В XVI в. в Японию проникают первые европейцы угроза потери политической независимости страны также диктовала необходимость объединения страны.



Центральная власть вплоть до середины XIX в. не решалась посягнуть на сам принцип существования феодальных княжеств. Во главе государства стоял сегун-полководец. При бакуфу был создан разветвленный бюрократический полицейский аппарат. В стране существовал особый слой самураев-хатомото, из которых комплектовался учетный, налоговый и административный аппарат сегуна, находившийся в его непосредственном подчинении. В ведении высших правительственных чиновников – родзю, составлявших правительство сегуна, находился императорский двор, государственные финансы и другие органы государства. Япония во времена правления династии сегунов Токугава была полицейским государством, в котором жестоко преследовались любые проявления антиправительственных настроений. Значительные изменения произошли и в принципе формирования армии. Указом 1891 г. крестьянам запрещалось становиться воинами, а самураям – крестьянами и горожанами.

Развитие феодального государства в Японии

Японская цивилизация начала свое формирование в I тыс. до н. э. Первые поселения людей в этой части Восточной Азии появи­лись намного раньше – около 40 тыс. лет до н. э., еще до отделения Японских островов от азиатского материка. Долгие столетия Япония была почти замкнутым – в культурном и политическом отноше­нии – миром. О самом существовании народа и государства знали только в соседних Китае и Корее, с которыми издавна сложились непростые отношения. Влияние китайской цивилизации на раннее становление Японии было значительным, даже иероглифическая письменность пришла из Китая. Однако в последующем японская цивилизация сформировала собственную и своеобразную традицию государственного и правового уклада, в котором выразились и свое­образие культурно-религиозного мира нации, и особенности военно-феодального строя, подчинившего с раннего времени социальную организацию Японии. Влияние древних традиций на последующее развитие государственной организации было особенно значительным. Это сделало японскую государственность эпохи Средних веков одной из наиболее устойчивых и самобытных.

В I-II вв. население южных Японских островов (где значительны были груп­пы переселенцев из Индонезии, Кореи и др.) находилось на стадии формирования надобщинной админист­рации. Основу социальной организации составляла клановая «семья» в несколько тысяч членов (известны и семьи численностью до 60-70 тыс. чел.). Возглавлял ее старейшина-патриарх, считав­шийся одновременно жрецом клана. В семьях сложилась устойчивая социальная иерархия: низшие (гэко) и «большие люди» (дайдзин) . Иногда целые малые кланы находились в зависимом положении от высших. Было известно и рабство, однако рабы были дороги и редки. Семьи-кланы представляли обособленные объединения, и китайские летописи эпохи писали о японцах: «Они распада­ются на более чем сто государств. Они ежегодно приезжают к нам и приносят нам дань».

С рубежа II-III вв. социальная иерархия в кланах стала довольно быстро превращаться в протогосударственные институты. Полномо­чия правителей стали наследственными, их освящал религиозный авторитет. Возрастанию роли правителей способствовало признание вассалитета по отношению к Китаю, а также военные походы. По­степенно сформировалось превосходство одного из таких племенных союзов. По имени такого союза получило название начальное государственное образование в Японии.

Объединение Ямато (сер. V - нач. VII в.) было типичным протогосударством. Сложилось оно под значительным китайским влиянием. Особенно возросло это влияние с VI в., после распространения в Японии буддизма; роль буддийских монастырей в укреплении оча­гов государственности была велика.


Власть главы господствующего союза постепенно была признана общегосударственной. Царь (окими) приобрел титул тэнно («небесного государя», императора). Правитель соединял в себе и религиозную, и собственно государственную власть. Постепенно ему были предоставлены и полномочия верховного судьи.

К VI в. местные клановые правители превратились в представите­лей центральной власти. Упрочила эту иерархию, уже вполне госу­дарственную, система социальных рангов – кабанэ (учрежден­ная в cep. V в.). Главы влиятельнейших родов и кланов закрепили за собой ранги, связанные с обособляющими функциями управления: оми – придворные, мурадзи – военные, и т. д.; всего выделилось до 9 таких специализаций. Племенные кланы стали превращаться в провинции со своими управляющими; число провинций достиг­ло 120, они подразделялись на общины. В 569 г. зафиксирована пер­вая перепись земель и повинностей зависимого населения. Налоговая система перешла от периодических подношений к регулярному обло­жению (рисом) и трудовым повинностям. Путем роста хозяйственно­го принуждения основной массы крестьянского населения у родовой власти стали формироваться крупные владения, а прежние сопле­менники – превращаться в полусвободных (томобэ) с закреп­лением профессиональных занятий и функций.

На протяжении VI в. выдвинувшиеся в результате образования протогосударственной администрации знатные роды вели острую борьбу за лидерство. Борьба продолжалась примерно до 587 г., когда возобладал мощный клан Сога, захватив в свои руки императорский трон. Были предприняты централизаторские реформы в китайском духе, направленные на укрепление ранговой иерархии, формирова­ние чиновничества, нового налогового аппарата.

С правлением принца-регента из дома Сога Умаядо связано по­явление первых законов – 12 Статей (603) и Законов 17 Статей (604-622). Законы были не столько правовыми нор­мами, сколько сводом политико-моральных поучений. Однако они были положены в основу государственной деятельности. Кланы при­зывались объединиться и служить общему благу. Все население де­лилось на три класса: правители – вельможи – народ. Правитель считался уже не просто главой высшего клана, а единоличным вла­стителем с особыми полномочиями власти. Соответственно китай­ским образцам, он выражал «всеобщий закон», считавшийся осно­вой правопорядка. В целях такого правопорядка правитель имел право требовать безусловного подчинения от низших должностных лиц. Вместе с тем правителя не признавали совершенно самовласт­ным: при нем обязаны быть советники. Провозглашалось, что «дела не должны решаться единолично государем».

С конца VI в. объединение Ямато стало стремиться к высвобож­дению из-под сюзеренитета китайской империи Сун (весьма услов­ного) и превращаться в самостоятельное раннее государство.

Окончательное формирование государственной организации было следствием преобразований, получивших название переворота Тай­ка (645–646) .

Используя недовольство крестьянской массы, другие кланы свер­гли режим правителей Сога и установили новую императорскую ди­настию. Самым важным социальным поворотом было объявление всей земли только государственной (императорской) собственно­стью. Была установлена государственная система наделения землей, следуя иерархии традиционных и заново установленных рангов. Это положило начало новому сословному строю страны.

Вследствие политических перемен во второй половине VII в. сло­жилась центральная администрация. Верховное управление осуще­ствлялось Государственным советом (дадзекан), куда входили главы правящих кланов и высшие администраторы. Реаль­ную работу по текущему управлению вершил государствен­ный секретариат из 2-х подразделений: правого и левого (по китайской традиции). Секретариат руководил 8 ведомствами: наказаний, сокровищ, военным, двора, центральных дел, чинов, управления, народных дел. Помимо этого, были особые ведомства: по делам культа синто и по расследованию преступлений (дадзедан). В деятельности чиновной администрации практически воплощалась вся государственная организация. Ее правильному течению власть уделяла особое внимание. В конце VII в. был издан специальный ад­министративный кодекс; старые ранги были отменены, на их месте сложилась новая разветвленная чиновная система (из 48 рангов). В конце VII в. в правительстве утвердилась должность первого министра.

Страна обрела новое жесткое деление на провинции, уезды и деревни. Деревни (до 50 дворов) стали основой новой налоговой и военной рекрутской системы. В местном управлении также ликвидирова­лись родовые традиции, и управление вверялось назначенным чиновникам. Основой существования разветвленной государственной организации стала т. н. триада обложения, известная с древне­го Китая: налог с земли, подати с крестьянских промыслов, трудовая повинность (по постройке зданий, дорог, оросительной системы).

По своей внутренней структуре монархическое государство рицуре (закона), установившееся после переворота Тайка, было подобно европейским варварским государствам. И так же, как в Ев­ропе, новое государство стало стимулом для переформирования со­циального строя в направлении феодальных отношений.

Эпоха средневековья (феодализма) -- это более чем тысячелетний период в истории общества, государства и права.

В средние века появились многие новые государства, в том числе и Япония. Время между III и VII вв. н. э. можно рассматривать как один из важнейших рубежей во всемирной истории, как начало средневековья.

Образование раннефеодального государства в Японии следует отнести ко второй половине IV в. В это время произошли изменения в отношениях между главами племенного союза -- царями Ямато (на острове Хонсю) и вождями других племенных групп, которые стали представителями центральной власти. Произошли изменения и в крестьянской общине, которая стала податной: крестьяне были обязаны платить оброк зерном и продукцией ремесла, они несли трудовую повинность, участвуя в строительных, ирригационных и других работах.

Феодальное государство периода развитого феодализма (XII -- XVII вв.). В результате междоусобной борьбы за власть победу одержала группировка, возглавляемая кланом Минамото, который в 1192 г. был провозглашен правителем государства (сегуном). Создается новый правительственный аппарат: бакуфу. Императоры рассматривались лишь как носители верховных жреческих функций. Центральный аппарат сегуна -- бакуфу состоял из главной административной палаты, ведавшей в основном законодательством; главной военной палаты, ведавшей воинским сословием, и главной судебной палаты. К XIII в. в Японии окончательно оформились ленные отношения: крупные феодалы стали сеньорами; мелкие -- вассалами, обязанными нести военную службу. Эти две группы класса феодалов составили привилегированное сословие. Большую часть населения составляли крестьяне,

Важнейшим источником раннесредневекового права является кодекс "Тайхо Еро ре" -- основной источник, характеризующий право Японии VIII -- X вв. Этот Свод законов обобщил и систематизировал законодательные акты о социально-экономических и политических реформах, направленных на ликвидацию первобытнообщинного сепаратизма и создание централизованного государства, на закрепление привилегированного положения новой аристократии; Свод в основных чертах определял социально-политический строй и жизненный уклад японцев на период более чем 500 лет. Этот правовой памятник включает в себя практически несколько разного рода как бы кодексов: гражданский, семейный, земельный

В феодальном праве Японии уже в ранних источниках закреплялись элементы розыскного процесса. В Японии существовало несколько административно-судебных инстанций. Низшей инстанцией считалось уездное управление; следующая инстанция -- провинциальное управление; далее следовало Министерство юстиции, и, наконец, Высшая инстанция -- Государственный совет, император.