А. Толстой в музыке. «Любовная лирика А.К. Толстого в романсах русских композиторов» методическая разработка по музыке (10 класс) на тему Молодые годы Алексея Толстого


«Средь шумного бала, случайно…» Нет, этот романс я услышала позднее, а сначала были «Колокольчики мои, Цветики степные!», завораживающая сказка «Садко». В юности особенное впечатление на меня произвел «Князь Серебряный». Я переживала и не могла успокоиться несколько недель.

Матерью Алексея была незаконнорожденная дочь графа А. К. Разумовского Анна Алексеевна Перовская. Воспитывалась Анна в семье Разумовского и замуж вышла в 1816 году за графа Толстого.

Но брак, скорее всего, был не по взаимной симпатии, вдовый граф был намного старше супруги. Едва поженившись, родители Алексея Толстого стали ссориться и разошлись вскоре после его рождения.

Дядей Толстого со стороны отца был художник-медальер Федор Толстой.

Но воспитывали мальчика мать и её брат известный в те времена писатель А. Перовский, который писал под псевдонимом Антоний Погорельский.

Детство Алексея прошло в имении матери, а затем дяди по материнской линии на Украине в селе Погорельцы.

Позднее сам Толстой писал в : «Ещё шести недель я был увезен в Малороссию матерью моей и моим дядей со стороны матери, Алексеем Алексеевичем Перовским, бывшим позднее попечителем Харьковского университета и известным в русской литературе под псевдонимом Антона Погорельского. Он меня воспитал, и первые мои годы прошли в его имении».

Алексей получил хорошее . С 10-летнего возраста мальчика возили за границу. Так в 1826 году он с матерью и дядей поехал в Германию. Там произошло событие, которое Толстой запомнил на всю жизнь – при посещении Веймара, семья побывала в гостях у Гёте, и Алексей сидел на коленях у великого немецкого писателя.

Большое впечатление произвело на мальчика путешествие по Италии. Как он сам потом писал: «Мы начали с Венеции, где мой дядя сделал значительные приобретения в старом дворце Гримани. Из Венеции мы поехали в Милан, Флоренцию, Рим и Неаполь, – и в каждом из этих городов рос во мне мой энтузиазм и влюблённость к искусству, так что по возвращении в Россию я впал в настоящую «тоску по родине», в какую-то безысходность, вследствие которой я днём ничего не хотел есть, а по ночам рыдал, когда сны меня уносили в мой потерянный рай».

Когда Толстому было 8 лет, они вместе с мамой и дядей переехали в Петербург. Близкий друг дяди, русский поэт В. Жуковский представил Алексея цесаревичу и с тех пор Алексей Толстой был одним из тех детей, что входили в детское окружение наследника престола, будущего Александра II.

По воскресеньям он приходил во дворец для игр. Детские отношения не испарились вместе с детством, а продолжались в течение всей жизни Толстого. К Толстому с большим уважением относилась жена Александра II, императрица Мария Александровна, высоко ценившая поэтический дар Толстого.

Писать Толстой начал на французском языке, именно на нём были написаны два его фантастических рассказа в конце 1830-х – начале 1840-х годов – «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет».

В мае 1841 года под псевдонимом «Краснорогский» была издана первая книга Толстого.

Книгу заметил сам В. Г. Белинский и отозвался о ней весьма благосклонно, увидев в ней «все признаки ещё слишком молодого, но, тем не менее, замечательного дарования».

В 1834 году Толстой стал так называемым «архивным юношей», поступив в московский архив Министерства иностранных дел. Как «студент архива», он выдержал в 1836 году экзамен «по наукам, составлявшим вектор движения бывшего словесного факультета» в Московском университете, и был причислен к русской миссии при германском сейме во Франкфурте на Майне.

В этом же году умер его дядя Перовский, оставив племяннику большое состояние.

1840 году Толстой получил службу в Петербурге при царском дворе, где служил во II отделении собственной Его Императорского Величества канцелярии, имел придворное звание, продолжая при этом путешествовать по разным странам и вести необременительную светскую жизнь.

В 1843 году им было получено придворное звание камер-юнкера.

В 1840-е годы Алексей Константинович начал работать над историческим романом «Князь Серебряный», который завершил только в 1861 году. В это же время он писал лирические стихотворенья и баллады.

Толстой был знаком с Панаевым, Некрасовым, Гоголем, Аксаковым, Анненковым. Именно он помог Тургеневу освободиться из ссылки в 1852 году.

Наверное, всем известны афоризмы Козьмы Пруткова. Так вот этот сатирический персонаж был создан Алексеем Константиновичем Толстым вместе с двоюродными братьями Жемчужниковыми.

Во время Крымской войны Толстой сначала хотел сформировать особое добровольное ополчение, но когда это ему не удалось, поступил на военную службу и был назначен флигель-адъютантом.

Он так и не успел принять участие в военных действиях, заразившись возле Одессы тифом. Многие его однополчане скончались от этой болезни. И сам Толстой был в очень тяжёлом состоянии, можно сказать, висел на волоске между жизнью и смертью.

Государь был настолько обеспокоен, что ему телеграфировали о состоянии здоровья Толстого несколько раз в день.

Выходила же Толстого жена конногвардейского полковника С.А. Миллер, в девичестве Бахметьева. И Алексей Толстой влюбился в свою спасительницу на всю жизнь.

Им далеко не сразу было суждено воссоединиться. Муж Софьи Андреевны не давал ей развода, да и развестись в те времена было весьма проблематично. Не хотела и мать Толстого, чтобы он женился на Софье Андреевне. Конечно, она мечтала о совсем другой невесте для единственного сына. Официально их брак был оформлен только в 1863 году.

Но письма, Толстого к Софье Андреевне, написанные в зрелом возрасте поражают своей несказанной нежностью. Все, кто знал эту пару, говорили, что их брак был счастливым от первого до последнего дня.

Во время коронации в 1856 году Александр II назначил Толстого флигель-адъютантом, но Толстой не захотел оставаться в военной службе, объясняя это тем, что «Служба и искусство несовместимы», и получил звание егермейстера, в котором и оставался до конца своих дней, не неся никакой службы.

С середины 60-х годов ухудшилось здоровье Толстого, и он большее время стал жить зимой на курортах Италии и Южной Франции, а лето проводил в своих русских имениях – Пустыньке на берегу реки Тосны под Петербургом и Красном Роге Мглинского уезда, Черниговской губернии, близ города Почепа.

В 1866-1870 годах Алексей Константинович опубликовал историческую трилогию, состоявшую из трагедии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович», «Царь Борис».

Но ухудшилось не только здоровье, но и финансовое положение писателя, так как он мало уделял внимания хозяйству.

В последние годы Толстой писал много стихотворений и баллад, печатался в журналах «Современник», «Русский вестник», «Вестник Европы» и других. В 1867 году он выпустил в свет сборник стихотворений.

Скончался писатель в возрасте 58 лет в имении Красный Рог Черниговской губернии. Врач назначил ему лечение морфием и во время очередного приступа головной боли 28 сентября 1875 года Алексей Константинович Толстой ошибся и ввёл себе слишком большую дозу морфия.

Теперь Красный Рог находится в Брянской области и в нём Музей-усадьба Алексея Толстого.

Там же находится Часовня-усыпальница, где похоронен А.К. Толстой. Каменный склеп был сооружён в 1875 году женой поэта Софьей Андреевной Толстой. Он стал усыпальницей и для самой С.А. Толстой, которая намного пережила мужа, скончавшись в 1892 году.

Наверное, многие удивятся тому, что Толстой имея колоссальную возможность для карьерного роста, предпочёл быть «только» художником.

В одной из своих первых поэм, посвящённой душевной жизни царедворца – поэта Иоанна Дамаскина – Толстой писал о своём герое: «Любим калифом Иоанн, ему, что день, почёт и ласка». Но Иоанн Дамаскин обращается к калифу с просьбой – «простым рождён я был певцом, глаголом вольным Бога славить... О, отпусти меня, калиф, дозволь дышать и распевать на воле».

Точно такой же доли желал для себя и сам писатель.

И все его произведения, начиная с лирических стихотворений, сатиры и баллад до исторического романа и драм являются ценными жемчужинами в сокровищнице русской литературы.

А его романсы проливают в сердца слушателей гимн неугасающей любви и щемящую нежность.

Стихи Толстого написаны в чисто народном стиле: пожалуй, он единственный в то время занимался обработкой русского былинного эпоса и исторических сюжетов.

Глубокая грусть, рождаемая в душе поэта контрастом между идеальным понятием любви и её действительными примерами, составляет основной мотив его красивых музыкальных романсов.

Исторические произведения о Родине и России в основном рассказывают об эпохе Ивана Грозного и Смутном времени: наиболее трагичных моментах борьбы царского самодержавия с боярством. Этой теме посвящены и песни, и драмы в стихах, и исторический роман.

Толстой был поэтом борьбы за красоту, за жизненные права человека. Он считал, что Бог и вера должны объединить всех людей в один союз: чувством христианской любви проникнуты многие его стихотворения.

В последние десять лет жизни им были написаны баллады, сатиры в стихах, лирические стихи и поэмы.

Творчество поэта проникнуто единством философских идей, мотивов, лирических эмоций. Можно отметить интерес к таким проблемам, как философия истории, национальная старина, любовь к природе, неприятие царской тирании — эти особенности творчества Толстого нашли отражение во многих его произведениях, относящихся к различным жанрам.

Лучшие короткие стихи для детей: о природе и временах года (осени и весне) — изучают в школе ученики 1, 2, 3 и 4 классов.

На этой страничке вас ждут также стихи из школьной программы для 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классов.

«Музыка в доме Толстых»

9 сентября 2013 года исполнилось 185 лет со дня рождения Льва Николаевича Толстого. Уже третий год я имею счастье последние дни августа проводить в Ясной Поляне, участвуя в Международном семинаре переводчиков. Мне очень нравятся дома-музеи и усадьбы-музеи. Дух прошлого, царящий там, мне порой гораздо ближе, чем атмосфера современных заведений. (Иногда кажется, что я всё-таки поздновато родилась — лет эдак сто бы назад!))) А вот в Ясной ощущения другие, нежели просто музейные: дом живёт, усадьба процветает, сад растёт, сено косится, лошади ходят, собаки бегают, кошки греются на солнце. Такое чувство, что ты один из многочисленных гостей Льва Николаевича и его семьи.

Может быть, поэтому на VIII семинаре переводчиков мне захотелось показать программу — «Музыка в доме Толстых», чтобы попытаться наполнить это пространство теми звуками, которые звучали здесь когда-то.

Толстые не только всегда любили музыку и слушали её, но и исполняли, и вдохновляли других на написание прекрасных произведений, и сочиняли сами.

Романс «Мы вышли в сад», написанный младшим сыном писателя на стихи своей жены — один из популярнейших и любимейших романсов в истории этого жанра. А романсы Татьяны Толстой (Толстой — в замужестве, Шиловской — в девичестве) на слуху у каждого, даже у того, ктотолько-только соприкоснулся с этим жанром: «О, позабудь былые увлеченья!», «Мираж», «Баюшки-баю» , «Я тебе ничего не скажу», «Тихо всё». Татьяна Константиновна сама прекрасно исполняла романсы. Хотя графский титул не позволял ей широко концертировать, она выступала по частным приглашениям и на благотворительных вечерах. По воспоминаниям современников, своим пением она буквально завораживала слушателей. Она не стремилась к эстрадному блеску, к эффектности, а покоряла искренностью, богатством чувств и психологических красок.

Пожалуй, самым популярным поэтом в роду Толстых был Алексей Константинович Толстой. «Средь шумного бала», «Колокольчики мои», «Благославляю вас, леса» — романсы любимые, популярные, исполняемые. А вот ещё один романс на стихи А. К. Толстого композитора В. Н. Пасхалова.

Романс В. Н. Пасхалова на стихи А. К. Толстого "Ты не спрашивай".

Романсы Пасхалова также любили слушать и исполнять в доме Толстых.

Виктор Никандрович Пасхалов родился в Саратове, учился в Казанском университете, в Московской консерватории, был вольнослушателем в Парижской консерватории, потом вернулся в Россию, последние годы жил в Казани. Создатель и заведующий первой бесплатной музыкальной школы в Казани, автор 60-ти романсов, оперы «Первый винокур» (не окончена), составитель сборника русских народных песен, Пасхалов сам был прекрасным исполнителем своей музыки. Из воспоминаний: «…Пасхалов играл чудно, играл, увлекаясь и забывая тоску, которая грызла его больное сердце. Странным, выразительным шепотом он пел свои романсы, аккомпанируя до художественной тонкости. Слушатели проводили с музыкантом целые ночи до самого утра, нервное напряжение, вызываемое его вдохновенной музыкой, заставляло некоторых дам падать в обморок, мужчин плакать. Такие концерты назывались в Казани „пасхаловскими ночами“…». Жизнь композитора закончилась трагически: проведя последние годы в нищете, Пасхалов покончил жизнь самоубийством в возрасте 44 лет.

Говоря о музыке, создаваемой Толстыми, нельзя не сказать о Вальсе, сочинённом самим графом Львом Толстым ещё в молодости. В феврале 1906 года Сергей Танеев уговорил Толстого исполнить это произведение, чтобы записать его. Впервые Вальс был опубликован в «Толстовском ежегоднике» в 1912 году.

Хоакин Фернандес исполняет "Вальс" Льва Николаевича Толстого.

По признанию сына писателя — Сергея, «первым лицом в музыкальном деле дома была тётя Таня Кузминская».


Толстой аккомпанирует Кузминской. Ясная Поляна. Рисунок Ильи Репина. 1891 г.

Родная сестра Софьи Андреевны Толстой — Татьяна Андреевна была очень музыкальна и обладала хорошим голосом.


Лев Николаевич, Софья Андреевна, Татьяна Андреевна.

В Ясной Поляне хранятся нотные сборники Т. А. Кузминской, по которым можно определить наиболее часто исполняемые романсы. Вот один из них.

Юлия Зиганшина и Хоакин Фернандес исполняют романс М. Балакирева на стихи М. Лермонтова "Слышу ли голос твой".

Все любители романса прекрасно знают романс Ширяева на стихи Фета «Сияла ночь». Но не все, я думаю, знают, что появлением этих стихов на свет мы обязаны именно Татьяне Кузминской, вдохновившей своим пением поэта на создание этого творения. Вот эта история со слов самой Татьяны Андреевны. (Из мемуаров Т. А. Кузминской (Берс) «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне»:

«В одно из майских воскресений собралось довольно много гостей, среди которых были Фет с женой. После обеда мужчины пошли курить в кабинет. Как сейчас помню, я пела цыганский романс, „Скажи зачем“. Все вернулись в гостиную. Я думала больше не петь и уйти, но было невозможно, так как все настойчиво просили продолжать.
Подали чай, и мы пошли в залу. Эта чудная, большая зала, с большими открытыми окнами в сад, освещенный полной луной, располагала к пению. Марья Петровна подходила ко многим из нас и говорила: „Вы увидите, что этот вечер не пройдет даром голубчику Фет, он что-нибудь да напишет в эту ночь“.
Пение продолжалось. Было два часа ночи, когда мы разошлись. На другое утро, когда мы все сидели за чайным круглым столом, вошел Фет и за ним Марья Петровна с сияющей улыбкой. Афанасий Афанасьевич подошел и положил около моей чашки исписанный листок бумаги: „Это вам в память вчерашнего эдемского вечера“.
Заглавие было — „Опять“. Произошло оно оттого, что в 1862 г., когда Лев Николаевич был еще женихом, он просил меня спеть что-нибудь Фету. Я отказывалась, но спела. Потом Лев Николаевич сказал мне: „Вот ты не хотела петь, а Афанасий Афанасьевич хвалил тебя. Ты ведь любишь, когда тебя хвалят“.
С тех пор прошло четыре года. Этот листок до сих пор хранится у меня. Напечатаны стихи были в 1877 г. — десять лет спустя после моего замужества, а теперь на них написана музыка.»

Романс "Сияла ночь" ("Опять") Музыка Ширяева, стихи Фета.

Её пением восхищались не только Толстой, Куприн, Чехов, Блок, Коровин, но и великие певцы Шаляпин и Собинов (в артистическом, особенно вокальном мире — восхищение одних певцов другими встречается не часто!)

Однажды, после концерта в Мариинском театре, к певице подошёл Император, сделал ей дорогой подарок и высказал сожаление, что в его коллекции пластинок нет записей Вари Паниной. В течение нескольких дней такая запись была сделана и выпущена в роскошном подарочном переплёте. Именно эти записи вошли в коллекцию и семьи Толстых.

Два романса из репертуара Вари Паниной: "Глаза"...

И "Возьми свою гитару".

В доме Толстых очень любили слушать русские народные песни. Рассказывает и поёт Татьяна Шенталинская.

Цыганские романсы и песни очень ценились и были любимы Толстыми: «Очи чёрные», «Не вечерняя», «В час роковой».

Любовь Льва Николаевича к музыке, в частности, к песням и романсам, конечно же, не могла не проявиться и в его произведениях. Так «Не вечерняя» звучит в пьесе «Живой труп» наряду с другими цыганскими песнями.

А вот романс «Ключ», который Толстой знал с юности, звучит в доме Ростовых в «Войне и мире». Этот романс был особенно почитаем в доме Толстых. Его пели и по одному, и дуэтом, и трио, и квартетом, и хором!

Романс "Ключ" исполняют Юлия Зиганшина, Хоакин Фернандес и хор переводчиков!

«Музыка в доме Толстых» — тема неисчерпаемая! Тем лучше для исполнителей романсов! Озвучить историю, обратить наши взгляды в глубь веков, оживить, наполнить звуками те пространства, где жили и творили великие поэты, писатели, художники, композиторы — вот одна из почётных задач современных исполнителей!

Видеозапись Сергея Красавина.
Большое спасибо за неоценимую помощь в подготовке программы Галине Алексеевой, Евгении Гриценко, Татьяне Шенталинской, Хоакину Фернандесу и Сергею Красавину!

Алексей Константинович Толстой (1817-1875) – замечательный русский поэт, прозаик и драматург. Его перу принадлежат поэмы («Иоанн Дамаскин», «Грешница», «Алхимик»), былины, баллады и множество лирических стихотворений. Как писатель-прозаик он прославился своим историческим романом «Князь Серебряный» из времен опричнины, а его драматическая трилогия «Смерть Ивана Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Борис Годунов» получила известность не только в России, но и за рубежом.

Творчество А.К. Толстого оказало заметное влияние на русскую камерно-вокальную музыку. Многие композиторы и в XIX, и в XX столетии обращались к лирике Толстого, привлекавшей их емкостью и правдивостью в изображении чувств и музыкальностью стиха. В результате не менее половины написанных Толстым стихотворений «превратились» в романсы и песни. Есть и крупное музыкальное сочинение на текст Толстого – кантата С.Танеева «Иоанн Дамаскин».

В концерте прозвучат романсы П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, С. Рахманинова, М. Мусоргского, А. Бородина, П. Булахова. Что касается Чайковского, то можно будет услышать и всеми признанные шедевры, давно ставшие шлягерами («Средь шумного бала» и «Благословляю вас, леса»), и сочинения гораздо менее известные, например, дуэт «Шотландская баллада» для сопрано и баритона. Стихотворение Алексея Толстого, легшее в основу этого романса, является переводом шотландской народной баллады. Сюжет, что довольно типично для этого жанра, построен вокруг кровавого события. Баллада повествует о трагедии сына-отцеубийцы, которого подтолкнула к преступлению собственная мать. Страсти героев «находят выход» в бурном фортепианном вступлении и заключении; его основная часть проходит на фоне жесткого маршевого аккомпанемента.

Романс Чайковского «Кабы знала я, кабы ведала» написан на текст, также отсылающий слушателя к фольклору, но на сей раз русскому. В стихотворении Толстого в характерных для русской народной поэзии выражениях передана тоска молодой девушки по полюбившемуся ей молодцу. Однако в романсе Чайковского отсутствует какая бы то ни было фольклорная стилизация: все сочинение выдержано в стиле, характерном именно для вокальной музыки Чайковского.

Среди романсов Римского-Корсакова, вошедших в программу, большой популярностью пользуются два сочинения – «Звонче жаворонка пенье» и «Не ветер, вея с высоты». В обоих господствует радостное, приподнятое настроение, которое задает оживленный фортепианный аккомпанемент. Два других романса Римского-Корсакова, которые тоже прозвучат в концерте, – «О, если б ты могла…» и «Вздымаются волны», напротив, – в полном соответствии с текстом – выдержаны в тонах очень мрачных.

Некоторые стихи А.К. Толстого были положены на музыку неоднократно. Например, стихотворение «Горними тихо летела душа небесами» известно в музыкальной интерпретации как минимум четырех композиторов – Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского и Кюи. В концерте прозвучат романсы, написанные Чайковским и Мусоргским. Их звуковой и эмоциональный облик весьма различен. В романсе Чайковского преобладает «оперное» начало: вокальная партия, следуя за текстом, подчеркивает наиболее значимые фразы экспрессивными интонациями; певец как бы перевоплощается в изображенную в стихотворении «душу». Романс Мусоргского, скорее, напоминает живописную фреску, передающую в скупых красках некую мистическую «надмирную» картину.

Столь же интересно сравнивать романсы «Не верь, мой друг» Чайковского и Рахманинова (оба прозвучат в концерте), «Спесь» Бородина и Мусоргского (в концерте будет исполнен вариант Бородина).

Помимо романсов, в программу вечера вошли фортепианные сочинения русских композиторов – «Сентиментальный вальс» Чайковского из «Шести пьес для фортепиано» op. 51, его же «Осенняя песня» из «Времен года» и «Элегия» Рахманинова. Все пьесы прозвучат в переложении для секстета в составе пяти струнных и фортепиано. Этот же состав заменит фортепианную партию и в романсах.

В концерте примут участие солисты оперной труппы Большого Мария Гаврилова (сопрано), Екатерина Морозова (сопрано), Александра Дурсенева (меццо-сопрано), Максим Пастер (тенор), Юрий Сыров (баритон), Михаил Казаков (бас) и Секстет оркестра Большого театра в составе Роман Денисов (скрипка), Кирилл Филатов (скрипка), Дмитрий Безинский (альт), Вячеслав Чухнов (виолончель), Кирилл Носенко (контрабас), Алла Басаргина (фортепиано).

Оксана Усова

А.К.Толстой в музыке

Алексей КонстантиновичТолстой– поэт, прозаик, драматург…Может показаться, что его имя меркнет на фоне блистательных однофамильцев-писателей, дальних родственников - Льва Николаевича и Алексея Николаевича. Но мы, жители Брянщины, должны хорошо знать жизнь и творчество Алексея Константиновича, свято хранить память о великом земляке.

Поэзия А.К. Толстого тематически разнообразна: любовь, дружба, природа, искусство, история. Поэт с любовью глядит на простые и даже невзрачные картины жизни и природы, стремится поведать о том, о чем невозможно рассказать на «ежедневном языке». И души читателей вслед за поэтом томятся по прекрасному в жизни, любви, природе, ищут гармонии, покоя, погружаясь в мелодию толстовского стиха. Именно необыкновенная музыкальность поэзии Алексея Константиновича привлекла наше внимание. Мы решили посвятить этому свой проект «А.К.Толстой в музыке», изучить лирику Толстого как источник текстов под музыку, разгадать тайну: почему стихи так легко ложатся на музыку.

Мы с большим интересом познакомились сбиографией поэта, открыв для себя необыкновенно талантливого, духовно красиво человека, которого современники называли «рыцарем добра и красоты».


Следуя совету великого Гёте («Кто хочет понять поэта, должен отправиться на его родину»), мы всем классом посетили родовое имение А.К. Толстого в Красном Роге, возложили цветы к могиле поэта, поставили свечи в церкви, которую посещал сам поэт. Было интересно бродить по аллеям парка, по тем дорожкам, где ходил Алексей Константинович. Родные пейзажи - это один из источников вдохновения поэта: «…я очень рано привык к мечтательности, вскоре превратившейся в ярко выраженную склонность к поэзии. Много содействовала этому природа, среди которой я жил».

Нам выпала честь читать стихи в доме поэта: мы приняли участие мероприятии, посвященномДнюпамяти Алексея Константиновича (10 октября).Мы не смогли сдержать волнения, не покидала мысль, что, может, именно здесь эти же строки произносил сам поэт.

В Красном Роге немного вещей, к которым прикасались руки Толстого. Среди них рояль, привезенный сюда специально для Софьи Андреевны, жены поэта, женщины, обладавшей завораживающим голосом. Сам же Алексей Константинович не умел играть на музыкальных инструментах, считал себя вовсе не музыкальным, но, несмотря на это, многие его стихи положены на му-зыку.

Мы выяснили: на толстовские тексты написано свыше 130 музыкальных произведений, главным образом романсов. Среди композиторов, охотно обращавшихся к лири-ке Толстого, были П.И.Чайковский, Кюи Ц., Рахманинов С, Гречанинов А., Балакирев М, Му-соргский М. и другие именитые композиторы. «Толстой - неисчерпаемый источник для текстов под музыку - это один из самых симпатичных мне поэтов»,- писалП.И. Чайковский.

Мы создали собственную фонотеку музыкальных произведений, написанных на стихи А.К.Толстого. С этой целью мы посетили музыкальный отдел Областной библиотеки им. Ф.И.Тютчева. Работники библиотеки предоставили нам собранный ими материал, который мы дополнили записями из Интернета. На отдельном диске у нас записано 30 романсов.

Главный этап нашей исследовательской работы – анализ стихотворений А.К. Толстого. Мы хотели понять, в чем секрет поразительноймузыкальности его стиха.


В результате проведенного анализа мы определилифакторы, которые придают произведениям Толстого напевность, мелодичность:

Особая эмоциональность, чувственность любовной, пейзажной лирики,

Особенности стихотворного размера (длинные пятистопные и шестистопные ямбические строки),

Особенности поэтики (близость русской народной песне).

Именно поэтому стихи Толстого легко ложатся на музыку и становятся столь популярными у композиторов.

Композитор и музыковед Цезарь Кюи писал: «Поэзия и звук - равноправные державы, они помогают друг другу: слово сообщает определенность выражаемому чувству, музыка усиливает его выразительность, придает звуковую поэзию, дополняет недосказанное: оба сливаются воедино и с удвоенной силой действуют на слушателя».

Согласно Кюи, слово определено не вполне, ибо его можно досказать толькомузыкой. Именно поэтому мы советуем при изучении творчества Толстого обязательно слушать романсы на его стихи, чтобы понять в стихотворении то недосказанное, о чем пишет Цезарь Кюи.

Кисленкова Виктория, Кузнецова Оксана,учащиеся 10 класса;

Дунина А.А.учитель русского языкаи литературы

МБОУ « Лицей №1 Брянского района"