Федеральная автомобильная дорога М3 «Украина. Федеральная автомобильная дорога М3 «Украина Схема и фотографии трассы М3

В Российской Федерации есть дороги разных категорий. В числе тех, которые ремонтируются за федеральный счет и обслуживаются государственными структурами, значатся федеральные трассы.

В их числе дороги, которые соединяют Москву с другими столицами стран или ключевыми городами разных субъектов РФ. Такие дороги обозначаются префиксом М. Одна из таких - трасса М3.

Куда ведет дорога?

Автомобильная трасса федерального значения М-3 «Украина» ранее называлась по-другому. Ее наименованием было Киевское шоссе. Многие не знают, где проходит трасса МЗ. Ответ простой: она пересекает территорию сразу трех субъектов РФ. Трасса пересекает Московскую область, затем Калужскую и после этого Брянскую. Заканчивается трасса М3 на границе с Украиной, на пропускном пункте «Троебортное».

Она является составной частью европейского направления Е101. По всему пути следования климат умеренный, резких перепадов температуры окружающей среды можно не опасаться. Местность, по которой пролегает трасса, по большей части равнинная. Но встречаются и довольно крутые холмо-лесистые участки. Двигаясь по маршруту, придется пересечь несколько крупных водоемов по оборудованным специально для этого мостам. В частности, придется переезжать такие крупные реки, как Ока и Нара.

Маршрут трассы

Без малого 500 км — такова длина этой федеральной трассы. Итак, разберемся, как пролегает трасса М3, какое шоссе ведет от Москвы до украинской границы. Начинается она на слиянии столичной кольцевой автодороги и Ленинградского проспекта. Затем она петляет на юго-запад региона, уходит дальше. Дорога пролегает южнее поселка Солнцево, а также аэропорта Внуково.

Извиваясь в этом направлении, дорога выходит в пределы Калужской области. Пролегает неподалеку от Обнинска, но следует мимо Калуги. Город остается примерно в 20 км от трассы. После этого М3 выходит на территорию Брянской области, но в столицу региона не попадает, а обходит ее на расстоянии примерно в 10 км. Совсем небольшой участок трассы пролегает затем в пределах Курской области, после чего дорога уходит на юго-запад. В итоге она тянется до границы с Украиной.

Когда была построена М3?

Строительство этой дороги федерального значения началось еще в 50-х гг. XX века. Окончательно дорога была сдана в эксплуатацию в 1976 году. Делали ее изначально из плит бетона. Следы такого строительства ощущались до последнего времени, несмотря на попытки дорожников выложить асфальтом дорогу трасса М3. Отзывы тех, кто ехал по этой дороге, указывают на то, что стыки между плитами на некоторых участках трассы ощущаются. Правда, так было до 2015 года. Особенность М3 в том, что она имеет по одной полосе движения в каждом из направлений движения. Впрочем, такая ситуация лишь на отрезке автодороги до Калуги. После этого по две полосы в обе стороны.

Ремонт

Самым лучшим, судя по отзывам, является участок на протяженности от столицы России до Калуги. По всей видимости, это связано с тем, что больше 15 лет назад дорога была улучшена с расширением полос движения. Капитальный ремонт разных отрезков дороги проводился и в 1999 году, и в 2007 году. Ремонту дорога подверглась и в 2015 году.

С этого года, как отмечают в своих отзывах многие автолюбители, ехать по трассе - одно удовольствие. Качество покрытия прекрасное. Эта дорога не сильно загружена. Обилие машин на ней наблюдается лишь в период отпусков.

Опасная дорога

Стоит отметить, что трасса М3 считается далеко не самой безопасной в России. По крайней мере так было всего несколько лет назад. В одном из рейтингов самых опасных дорог нашей страны она оказалась на третьем месте. Хуже нее с точки зрения безопасности тогда значились лишь трассы М5 Урал и М10 Россия. Платных участков на этой федеральной трассе в настоящее время нет. Да и платить пока особо не за что. Возможно, они появятся после реконструкции, которая запланирована. После этого максимально разрешенная скорость движения по ней должна составлять 120 км/час. В 2015 году был дан старт проекту по реконструкции дороги трасса М3 (фото в статье). Реализация проекта запланирована на несколько лет вперед. Уже проанонсировано, что некоторые участки дороги станут после окончания ремонта платными. Ранее было объявлено, что первый участок М3, за проезд по которому придется раскошелиться, будет введен в эксплуатацию в 2018 году. Это кусок федеральной трассы от 124 до 174 км, заканчивается он перед поворотом на Калугу. Бесплатная альтернатива при этом останется. Это будет трасса А-130, которая ведет из Москвы в Белоруссию и на указанном участке пролегает неподалеку от М3.

Особенности трассы

Есть ряд особенностей, о которых говорят те, кому довелось преодолеть участок от столицы РФ до границы с Украиной там, где проходит трасса М3.

Во-первых, автомобилисты отмечают, что с заправками по маршруту проблем нет. По пути размещены АЗС большинства крупных компаний. Нет проблем и с пунктами сервиса, общественного питания. Автомобилистам будет где передохнуть по пути или перекусить. Во-вторых, судя по отзывам, трасса пересекает небольшое количество населенных пунктов. Это значит, что «белых» знаков по трассе мало, а значит, ограничений скорости не так много. В-третьих, на трассе не так много ограничений в маневрах в виде сплошных линий, поэтому трудностей с обгоном у большинства не возникает. Впрочем, ограничения все же есть. Много спусков и подъемов со сплошными на участке от Калуги и до украинской границы. В-четвертых, трасса не является транспортной артерией, поэтому по ней ездит крайне мало фур и большегрузного транспорта.

Категория ТС
Стоимость проезда рабочие
дни
праздничные/выходные
дни
рабочие
дни
праздничные/
выходные
дни
рабочие
дни
праздничные/
выходные
дни
рабочие
дни
праздничные/
выходные
дни
124-150км

в Калужской области

(ПВП 136)

50 40 60 48 75 60 75 60 100 80 100 80 200 160 200 160
30 24 30 24 40 32 40 32 60 48 60 48 100 80 100 80
150-194км

в Калужской области

(ПВП 168)

80 64 90 72 120 96 120 96 160 128 160 128 330 264 330 264
50 40 50 40 70 56 70 56 90 72 90 72 180 144 180 144

Все участки трассы

124-194км
130 104 150 120 195 156 195 156 260 208 260 208 530 424 530 424
80 64 80 64 110 88 110 88 150 120 150 120 280 224 280 224
Экономия:
26 руб. 30 руб. 39 руб. 39 руб. 52 руб. 52 руб. 106 руб. 106 руб.
16 руб. 16 руб. 22 руб. 22 руб. 30 руб. 30 руб. 56 руб. 56 руб.
Оплата наличными или банковскими картами Проезд с транспондером
Время проезда с 07:00-00:00 Время проезда с 00:00-07:00

Тарифы действуют с 14.10.2019г. (00:00:00). Скидка на проезд по транспондеру: 20% днем / ночью - действует на участках км 124 - км 150 и км 150 - км 194 автомобильной дороги М-3 "Украина".

Рабочие дни (пн,вт,ср,чт), выходные дни (пт,сб,вс) и праздничные дни (вкл 30.04.2019, 08.05.2019, 31.12.2019).

Дополнительно предоставляется скидка на проезд с использованием транспондера при подключении к Получение скидки от 3% до 10% возможно после подключения к программе и накопления необходимого количества бонусных баллов за оплату проезда по платным участкам дорог Государственной Компании «Российские автомобильные дороги». Пользователь самостоятельно активирует скидку в личном кабинете. Активировать скидку возможно только на следующий месяц (или выбранный период), начиная с 1-го числа, на определенное устройство. Накопленные в рамках программы баллы действуют в течение 1 (одного) календарного года с момента их накопления. Платные участки, входящие в систему интероперабельности, не учитываются при накоплении баллов и не предоставляют скидки на проезд по Программе лояльности.

Определение класса и тарификация транспортного средства происходят непосредственно на Пункте взимания платы. Изменение классификации транспортного средства по категории происходит в зависимости от габаритной высоты с учетом перевозимого груза и количества осей. Аксессуары и багаж, закрепленные на крышах транспортных средств первой и второй категории, не входят в расчет габаритной высоты.

1. Аксессуары и багаж, перевозимые на крыше и задней двери транспортных средств 1-й и 2-й категорий, в расчет габаритной высоты не включаются.

2. Транспортное средство со специальными техническими устройствами типа климатической установки, закрепленными на крыше, классифицируются по наивысшей точке.

3. Транспортное средство I категории, высота которого с учётом перевозимого в кузове груза превышает 2,6 метра, классифицируется по II категории.

4. Транспортное средство 1-й и 2-й категорий с прицепом, высота которого, с учетом перевозимого груза, превышает 2,6 метра, классифицируется по II категории (за исключением автовозов, эвакуаторов и других транспортных средств, перевозящих автомобили).

5. Транспортное средство с имеющимися на крыше снегом и/или ледяным покровом, влияющими на расчет габаритной высоты, классифицируется по наивысшей точке.

6. Транспортные средства III и IV категорий с конструктивной возможностью подъема одной из задних осей для отрыва ее от дорожного полотна классифицируются по количеству фактически установленных на транспортном средстве осей вне зависимости от положения осей.

7. Транспортные средства, двигающиеся на жесткой сцепке, классифицируются как одно транспортное средство по классификационным признакам наивысшего транспортного средства с учетом общего количества осей.

При возникновении спорной ситуации при тарификации проезда необходимо обратиться в Центр продаж и обслуживания с письменной претензией к оператору платного участка в течение 30 календарных дней с момента совершения спорной операции. Неполучение письменной претензии в указанные сроки означает согласие пользователя с такой операцией.

Возможная корректировка лицевого счета Электронных средств регистрации проезда происходит в течение 3-5 рабочих дней. В случае возникновения несоответствия категории и вида транспортного средства (например, из-за перевозимого на крыше груза) владельцы Электронных средств регистрации проезда могут отправить претензию на электронный адрес (с пометкой "Тарификация проезда").

Тарифы по участкам, находящихся в Соглашении о межоператорском взаимодействии (интероперабельности), размещены на странице , а также на официальных сайтах Эмитентов.

Альтернативный бесплатный проезд:

Основание: распоряжение Правительства Российской Федерации № 364-р от 01.03.2017 г.
Альтернативный маршрут:
1. Съезд с автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-3 "Украина" на км 107 - автомобильная дорога общего пользования федерального значения А-130 Москва - Малоярославец - Рославль - граница с Республикой Белоруссия - автомобильная дорога общего пользования регионального значения 29 ОП РЗ 29К-009 "Калуга - Медынь" - Кондрово - автомобильная дорога общего пользования федерального значения М3 "Украина" (подъезд к г. Калуге) - автомобильная дорога общего пользования регионального значения 29 ОП РЗ 29К-001 Вязьма - Калуга - автомобильная дорога общего пользования регионального значения 29 ОП РЗ 29К-002 Бабынино - Воротынск - поворот Росва - до пересечения с автомобильной дорогой общего пользования федерального значения М-3 "Украина".

2. Съезд с автомобильной дороги М-3 "Украина" на км 107 - автомобильная дорога А-130 Москва - Малоярославец - Рославль - граница с Республикой Белоруссия - автомобильная дорога общего пользования регионального значения 29 ОП РЗ 29К-018 окружная дорога г. Калуги - Детчино - Малоярославец - автомобильная дорога общего пользования федерального значения Р132 Калуга - Тула - Михайлов - Рязань. Обход г. Калуги от М-3 "Украина" - автомобильная дорога общего пользования федерального значения М3 "Украина" (подъезд к г. Калуге) - автомобильная дорога общего пользования регионального значения 29 ОП РЗ 29К-001 Вязьма - Калуга - автомобильная дорога общего пользования регионального значения 29 ОП РЗ 29К-002 Бабынино - Воротынск - поворот Росва - до пересечения с автомобильной дорогой общего пользования федерального значения М-3 "Украина".

Слежение за соблюдением правил дорожного движения на дорогах уже несколько лет ведётся в автоматическом режиме. Нарушать скоростной режим стало слишком дорого. Раскрывая некоторые секреты расположения фоторадаров на М-3, мы отнюдь не призываем читателей превышать разрешённую скорость. Дело в том, что состояние М-3 на участке от МКАД до Селятино вполне соответствует всем требованиям автострады. На этом отрезке Киевского шоссе вполне можно идти 120. Почему это не разрешено правилами, сие неведомо.
Иногда превысить скорость просто необходимо для совершения манёвра обгона. Водителям лучше знать, где это можно сделать, а где не стоит.
Кстати, ещё в прошлом году все радары были хорошо заметны издалека. Висели они на специальных мачтах- опорах. Теперь таких опор осталось всего две-три, камеры повесили в незаметных и неочевидных местах – на надземных пешеходных переходах, на дорожных указателях, на щитах с указанием населённых пунктов. Если не знать, что они там есть, вероятность получения «письма счастья» очень высока. И чтобы и волки были сыты, и овцы целы, вооружаемся фотоаппаратом и блокнотом и внимательно фиксируем все фото-радары
Первый расположен сразу после МКАД. Висит он незаметно, закреплён на щите-указателе населённых пунктов над дорогой. Его я снять не успела. (Надеюсь, что и он меня тоже 🙂). Как не успела и зафиксировать второй – на 23-м км. Этот радар висит на пешеходном переходе.
Третий обнаруживаем рядом с дорожными указателями перед поворотом на Валуево – Рассказовку.

Заметили камеру? На статичном снимке едва разглядишь, что уж говорить про трассу!

Четвёртый через 3-4 км перед поворотом на аэропорт Внуково, также на опоре, где крепятся дорожные указатели.

Значит, до Внуково мы насчитали четыре фоторадара. Благополучно минуем самолёт, он установлен у дороги во Внуково.
Следующий, пятый радар незаметно притаился на пешеходном переходе. Перед ним установлен дорожный указатель «Новомосковский административный округ».


Вот щит. Вдали виден переход, где висит фото-радар
Радар крупным планом

Шестой радар поджидает на 36-м км. Мы минуем реку Незнайка.


На снимке камеру уже видно на переходе.

Сразу за указателем, на надземном переходе, скорость на дороге контролирует очередная камера.

Вот только самого радара в этой деревне нет. Раньше был, в 2014 году отсутствует.
Следующая фотофиксация скорости нас поджидает на 39-м км.


Ориентир – дорожный указатель на АЗС “Газпромнефть”
Камеру снова укрепили на пешеходном переходе.

Здесь на левой стороне дороги незаметно висит знак ограничения скорости – 90.

Потом мы проезжаем пешеходный мост, а сразу за ним – камера. Висит очень незаметно, издалека за переходом её не видно.

Девятая камера висит в Селятино – 51 км.

В этом посёлке следует ехать со скоростью, разрешённой в населённых пунктах. Камера висит на выезде из деревни.

Рассудово уже обозначено белым фоном. Стало быть скорость должна быть не более 60 км/ч.

Хоть камеры там до недавнего времени не было, мы не хамим, сбрасываем скорость.
В Киевском тоже следует снизить скорость.

Камеры там нет, а вот инспектора ГБДД иногда там стоят.
Но самый любимый пункт для установки передвижной камеры – 68 км М-3. Наше единственное “письмо счастья” с этой трассы мы получили именно оттуда. Устанавливают механизм, обычно, на автобусной остановке. Радар прикрыт не вызывающим подозрение гражданским автомобилем.
Предпоследняя камера участка МКАД – Балабаново установлена на 71-м км. Но её повесили перед дорожным знаком «Наро-Фоминск», поэтому смело можно ехать 100 км/ч.

Ещё один участок, где следует сбросить скорость – примерно 81-ый км. Там на подъёме ещё одно знаковое место передвижного радара.
84-ый км – последняя камера перед г. Балабаново.

Теперь едем в обратном направлении.
И ещё раз напомним о том, что М-3 часто патрулируется инспекторами ГИБДД с передвижными радарами. Мы рассказываем только о стационарных радарах.

Фоторадары на участке М-3 Балабаново-МКАД

Первый радар на этом отрезке М-3 – тот же 84-ый км. То есть сразу после границы Калужской и Московской области, установлен он уже в Московском регионе. Висит он очевидно, на мачте, хорошо заметен издалека.

Следующую замечаем уже после того, как пройдём Наро-Фоминск. Так же, как и на пути в область, камера висит после отбойного знака населённого пункта. Поэтому, совсем не обязательно красться 60 км/ч.

Третий на этом участке фоторадар наблюдаем только в Селятино. Но снова напоминаю, на 68-м км, на подъезде к населённому пункту Киевский будьте внимательны! Здесь очень часто устанавливают передвижную камеру, чаще всего – на автобусной остановке. Я сфотографировала это место.


Передвижной радар иногда ставят напротив остановки, на перекрёстке, на снимке он виден справа.

В Рассудово камеры нет. Но сбросить скорость следует, это “белая” деревня!

В Селятино нас предупреждают об ограничении скоростного режима.

Камера висит на мачте-опоре на выезде из населённого пункта.

Следующая видео-фиксация поджидает в Апрелевке. Она прикрыта дорожными щитами-указателями,

видна только при приближении к ней.

Пятый радар установлен на дорожном указателе, поворот на Кривошеино, Акиньшино, это 37-ой км.

Теперь не расслабляемся. Шестой радар висит на пешеходном переходе, это 34-ый км.


Здесь радар установлен на пешеходном переходе.

Перед поворотом на Валуево целых три камеры. Примерно на 28-м км, закреплён рядом с дорожным щитом.

И вскоре ещё один, на надземном переходе.

И ещё, снова на дорожном указателе.

Последняя перед МКАД камера установлена на 19-м км.

Если мы допустили неточности, поправьте нас, пожалуйста. И давайте соблюдать скоростной режим! Не будем шибко гонять! И “тошнить” перед камерой тоже не надо, она не кусается! Ехать заведомо медленней разрешённой скорости вряд ли имеет смысл.

Запоминать местоположение всех радаров вовсе не обязательно. Достаточно установить на смартфон или планшет программу “Стрелка” и Вам не придётся отслеживать штрафы за скорость на госуслугах.

Трасса М-3 «Украина» - автомобильная дорога федерального значения — проходит от Москвы по территории Калужской, Брянской и Курской областей в юго-западном направлении до государственной границы с Украиной.

Платный участок 124 — 173 км выделен темно-синим цветом см. карту

Протяженность автомобильной дороги по территории РФ — 509,4 км.

Статус — федеральная
Владелец — Российская Федерация
Управляется — ГК «Автодор»
Дорожное покрытие — асфальт, бетон
Дата открытия — 1976 год

М3 начинается на пересечении Ленинского проспекта и МКАД, и далее пролегает в юго-западном направлении по территории Московской области. Севернее трассы М3 расположены район Солнцево города Москвы и аэропорт Внуково.

До поворота на аэропорт Внуково представляет собой современную автомагистраль с развязками, надземными пешеходными переходами, разделительной полосой и 4-5 полосами движения в каждую сторону.

Трасса М3 проходит мимо города Наро-Фоминска, оставляя его с северной стороны.
Далее автомагистраль идет по территории Калужской области, пересекаясь в районе города Обнинска с автодорогой А-101 «Москва-Малоярославец-Рославль», проходит мимо Калуги на расстоянии в 20 километров к северо-западу от города, далее идет
по территории Брянской области в южном направлении, пролегая на расстоянии 10 километров к востоку от Брянска, проходит несколько километров по территории Курской области, поворачивает на юго-запад в районе примыкания трассы Орёл — Киев
и доходит до государственной границы с Украиной.

К автомобильной дороге М-3 «Украина» примыкают подъезды
к городам Наро-Фоминск, Обнинск, Калуга, Сухиничи, поселку Белые берега, городам Брянск, Навля, Локоть, Севск.

Трасса проходит через:
Московскую, Калужскую, Брянскую, Курскую области РФ
Населенные пункты через которые проходит: Москва, Калуга, Брянск, Наро-Фоминск, Обнинск, Севск

Карта М-3 «Украина». Платные участки трасса АЗС, километраж, пункты оплаты на карте

Темно-синим цветом выделен платный участок автомобильной дороги М-3
АЗС — на карте М3 Украина, кафе, мотели, пункты оплаты

АЗС — на карте М3 Украина

Тарифы на проезд по платному участку трассы М3 «Украина»

Пункты взимания платы расположены на 136км и 168км, съезды с трассы на альтернативный участок находятся на 107 км в районе города Белоусово и 173 км на съезде в г. Калуга. Для обеспечения пользователей Электронными средствами регистрации проезда на участке работают Центры продаж и обслуживания.

Размер платы за проезд транспортных средств на участке автомобильной дороги М-З «Украина» (км 124 - км 173) на ПВП км 136 в Калужской области

Период времени
1 с 07:00 до 00:00 50 40
с 00:00 до 07:00 25 20
2 с 07:00 до 00:00 75 60
с 00:00 до 07:00 35 28
З с 07:00 до 00:00 100 80
с 00:00 до 07:00 50 40
4 с 07:00 до 00:00 180 144
с 00:00 до 07:00 90 72

Размер платы за проезд транспортных средств на участке автомобильной дороги М-З «Украина» (км 124 - км 173) на ПВП км 168 в Калужской области

Категория транспортного средства Период времени Размер платы за проезд при оплате без использования транспондера (руб.) Размер платы за проезд при оплате с использованием транспондера (руб.)
1 с 07:00 до 00:00 40 32
с 00:00 до 07:00 20 16
2 с 07:00 до 00:00 60 48
с 00:00 до 07:00 30 24
3 с 07:00 до 00:00 80 64
с 00:00 до 07:00 40 32
4 с 07:00 до 00:00 160 128
с 00:00 до 07:00 80 64

История Трассы М3

В 1938 г. начато проектирование автодороги, которая в то время имела наименование «Москва — Севск».
Строительство автодороги как инженерного сооружения производилось следующими этапами:

в 1959-м году — с 107-го по 180-й километры

в 1963-м году — с 180-го по 300-й километры

в 1964-м году — С 300-го по 425-й километры

с 1959-го по 1963-й годы — С 425-го по 507-й километры.

с 1964-го по 1976-й годы — реконструкция автодороги с устройством цементобетонного покрытия, достроены и восстановлены 23 малых искусственных сооружения, на участке реконструкции 106-й – 110-й километры на поверхность бетонных плит было уложено двухслойное асфальто-бетонное покрытие, ширина проезжей части с 6 метров была увеличена до 7,5 метров.

Дорога была построена по техническим нормативам второй категории с цементобетонным покрытием.

В марте 2017 года введен в платную эксплуатацию участок 124 км – 173 км автомобильной дороги М-3 «Украина».

Схема и фотографии трассы М3

4,5 (263 голоса) М-3

Автодорога М-3 «Украина» (Киевское шоссе) — дорога федерального значения на территории России. Начинается в Москве, далее проходит через Калугу, Брянск и заканчивается на государственной границе с Украиной на КПП «Троебортное». Продолжается по территории Украины под номером M-02 . Является составной частью европейского автомобильного маршрута E 101 .

Общая протяженность — 500 км.

Стационарный пост ГАИ находится в деревне Алабино Наро-Фоминского района Московской области на 51 км трассы.

В сравнении с другими трассами федерального значения, ведущими на юг, дорога М-3 не отличается очень высоким трафиком. В летний период загруженность трассы возрастает. На границе собираются значительные очереди, которые могут достигать нескольких километров.

Количество полос

На протяжении 30 км от МКАД дорога имеет 8 полос для движения, далее до Селятино — 6 полос, на отрезке Селятно — Муромцево 4 полосы, остальная часть дороги имеет 2 полосы, по одной в каждую сторону.

Состояние

В целом дорога ровная, в хорошем состоянии. Дорожное покрытие портится на участке от поворота на Калугу до границы с Брянской областью.

Заправки

73 км — Газпромнефть (из Москвы)

73 км — Татнефть (из Москвы)

76 км — Лукойл (в Москву)

83 км — Татнефть (из Москвы)

85 км — Лукойл (из Москвы, кафе)

85 км — Татнефть (в Москву)

88 км — Shell (в Москву)

107 км — Лукойл (в Москву)

132 км — Лукойл (из Москвы)

143 км — Газпром (в Москву)

144 км — Лукойл (из Москвы, кафе)

149 км — Лукойл (в Москву, кафе)

158 км — Газпром (из Москвы)

166 км — Газпром (в Москву)

355 км — Лукойл (из Москвы, кафе)

424 км — Лукойл (в/из Москвы, кафе (правая и левая стороны))

515 км — Лукойл (в/из Москвы, кафе (правая и левая стороны))

Достопримечательности

г. Обнинск — усадьба Бугры (XIX в.), в XX веке являлась дачей художника П. П. Кончаловского, остатки усадьбы Белкино с церковью Бориса и Глеба (1773 г.), каскад Белкинских прудов, восстановленный Белкинский парк, 310-метровая метеорологическая мачта, входящая в метеокомплекс НПО «Тайфун»;

г. Калуга — каменные палаты Коробова (1697 г.), каменные жилые дома (XVIII в.), церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1687 г.) с колокольней (XVIII в.), Георгия за Верхом (1700 - 1701 гг.), Спаса Преображения (1709 г.), Знамения (1720 - 1731 г.), палаты Макарова (XVIII в.), дом Оболенского (XVIII в.), ансамбль Присутственных мест (1778 - 1787 гг.), Троицкий собор (1786 - 1819 гг.), Гостиный двор (1782 - 1796 гг.), дома Золотарёвых-Кологривовой (1805 - 1808 гг.), дом Мешковых (1826 г.), Дворянское собрание (1848 - 1850 гг.), Большой каменный мост — 160-метровый каменный виадук в романском стиле (1775 - 1778 гг.);

г. Брянск — Курган Бессмертия (1967 - 1972 гг.), парк-музей имени А. К. Толстого (1936 г.), бульвар Гагарина, Покровский собор (1698 г.), Спасо-Гробовская церковь (1900 - 1904 гг.), Свенский монастырь (предположительно 1288 г.).