Рождение русского государства. История России (кратко) Где русское государство было образовано и когда

В России, в отличие от Германии, «труп» прошлого вовремя не похоронили, и сегодня тот «поднялся как зомби», сказал известный русский писатель Rus.lsm.lv в Брюсселе, где в международном книжном доме Passa Porta прошла презентация вышедшего в Роттердаме голландского перевода его книги «День опричника». Именно на «сознании опричника» продолжает держаться в России пирамидальная система власти и ее силовых структур, подчеркнул Владимир Сорокин. Он предположил, что европейцы — для лучшего понимания опричнины — могли бы вспомнить SS: «Это отдельный орден, сформировавшийся вокруг власти, охраняющий эту власть и выполняющий любые ее приказы. С этого, с опричников Ивана Грозного, началось русское государство».


Писатель изложил Rus.lsm.lv свои представления о том, как машина власти, которая держится на «сознании опричника», экспортирует свою ментальность. В частности, почему, по его мнению, часть людей в соседних с Россией странах — уже демократических и европейских — таких, как Латвия, оказывается под воздействием «опричнической пропаганды»: «Это последствие того, что советский миф, когда он рухнул в 1991 году, не был похоронен. Как было в Германии? Вырыли могилу, свалили в нее весь этот нацизм и закопали. И сегодня, слава богу, Германия — это флагман Европы». В России же этого не случилось: «Этот советский труп отодвинули в угол, сказали, что он уже умер. А он поднялся, как зомби». В этих условиях сегодня «машина пропаганды работает очень мощно. А не очень умные люди этому верят просто. У них в сознании еще шевелится что-то — а не возродить ли империю?» «Это очень опасные призраки прошлого», — считает писатель.

За пять веков со времен Ивана Грозного в России изменилась лишь атрибутика власти, сказал Сорокин в ходе презентации книги: «Если раньше опричники ездили на лошадях, то сейчас они пересели на «мерседесы», раньше в руках у них были плетки, теперь — айфоны. Изменилась формальная атрибутика, а ментальность осталась прежней. В этом — парадокс нашей русской жизни: средневековое сознание людей не изменилось. Я имею в виду сознание власти и силовых структур, которые эту власть охраняют». То, что переход к демократии в России не был успешным, Сорокин объясняет с точки зрения литератора: «Явление опричнины не описано в русской литературе. Попытки были (А.Толстой, «Князь Серебряный»), но очень робкие. Никто из наших великих бородатых старцев не взялся за эту тему. Понятно почему — ни одна цензура не пропустила бы описание их деяний.

Если же явление не описано в литературе, то оно вытесняется из народного сознания, живет в подсознании. Только этим я могу объяснить то, что идея опричнины жива до сих пор. Трудно объяснить это просто традицией русской власти». Пирамидальная система российской власти, согласно Сорокину, была выстроена в Средневековье, укреплена в советское время и сегодня переживает «ренессанс»: «Грозный при помощи опричнины построил русскую систему власти. Она пирамидальна. Он использовал два источника. От монголо-татарской орды он взял пирамиду, в которой все замыкалось на хане, на одном человеке, и его психосоматика распространялась на остальных. А из Византии он взял закрытость. Это и есть реактор русской власти. Его никто не демонтировал, он только видоизменился. Ленин, который писал, что мы разрушим до кирпича старое здание и построим впервые в России общество полного равноправия, просто модернизировал эту пирамиду. А Сталин сделал ее железной, устроив небывалый террор, уничтожив десятки миллионов людей.

Когда рухнул Советский Союз, появилась возможность ее демонтировать, сделать горизонтальной, как во всем мире. Но Ельцин на это не пошел. Она осталась, а Путин ее принял и начал восстанавливать». Сорокин с усмешкой относится к тому, что часто его называют литературным пророком, предсказавшим в «Дне опричника» (повесть написана и издана в 2006 г.), развитие ситуация в России. По его словам, изначально «большинство критиков написали: это мрачные фантазии Сорокина, мы его знаем! Один военный друг сказал: ты написал книгу, как какой-то магический заговор — чтобы этого с Россией не произошло. Шли годы, и мой друг мне с печалью через несколько лет сказал, что все-таки это не магический заговор, а некое предсказание». «Потом это стало уже общим местом, а сейчас говорят, что это уже просто настольная книга Путина, — мрачно пошутил Сорокин. — Как литератор я доволен, как гражданин — нет».

Писатель объяснил, почему постоянно возвращается к теме насилия в своих произведениях: «Я родился и вырос в тоталитарном государстве. Жил в обеспеченной семье научных работников, но очень чувствовалось, что все вокруг пропитано насилием. Оно распространялось на все, включая детский сад и школу. Сейчас я вспоминаю те годы, они удаляются, и я все больше и больше различаю это насилие. Любой растущий организм позитивен, даже если человек родился в лагере — человек стремится радоваться. Но сейчас я лучше понимаю, насколько это государство было бесчеловечным и ужасным».

Сорокин сравнил описания в литературе истории тоталитарного насилия в ХХ веке, упомянув в этой связи нашумевший роман американо-французского писателя Джонатана Литтелла «Благоволительницы» об офицере SS, участнике нацистских преступлений: «Каждый, кто читал этот роман, думал — я бы точно здесь не оказался. Но этот роман как раз об этом — обстоятельства того ужасного века в том, что люди становились тем, кем они не хотели стать, а потом уже были вынуждены были продолжать делать эту… работу. Такая необратимость. Это один из художественных текстов, который попытался изобразить машину тотального уничтожения людей, как некое существо. В России, только один человек сделал нечто подобное: Варлам Шаламов, изобразив сталинскую машину. Она была не такой быстрой, и в этом было ее коварство. Она была растянута во времени, по лагерям, где человека медленно жевала эта система. Сталин грозил своим врагам: превратим в лагерную пыль. У эсэсовцев [расстрелянный] человек падал в яму сразу же, а в сталинских лагерях человека годами жевала система.

«День опричника» — книга о том, что эта практика жива».

В ночном окне чуть слышен звук
О чем то вечном струны говорят.
И голос грустный вторит в такт струне.
Как жаль, что ветер песню вдаль унес.

Откуда и когда появилась Русь

Начало Русского государства покрыто неизвестностью, как и в любом ином случае и с любым государством.
У византийского писателя первой половины XIV века Никифора Григоры говорится о русском князе, занимавшем в первой трети IV века придворную должность при императоре Константине. В конце того же IV века некие «русские вои» воевали с византийским императором Феодосием, а также напали на «Селунский град».
Начиная с VI века, имя «русов» уже постоянно встречается в различных источниках - в арабских, западноевропейских, византийских. Причем, эти русы действуют на пространстве всей Европы: от Кавказских до Пиренейских гор, от побережья Балтийского моря до побережья моря Средиземного. Вот только несколько малоизвестных примеров:
- VI век. Прикаспийский автор XV века Захир-ад-дин Мар’аши упоминает русов в районе Северного Кавказа.
- 643 год. Арабский автор ат-Табари (838–923) дважды называет русов как врагов мира, в особенности арабов.
- 773–774 гг. Во французской поэме об Ожье Датчанине (XII–XIII вв.) упоминается русский граф Эрно, возглавлявший русский отряд, защищавший Павию - столицу лангобардов - от войска Карла Великого. В Северной Италии русы занимали район Гарды близ Вероны.
- Ок. 778 г. «Песнь о Роланде» (записи XII–XIV вв.) называет русов в числе противников франкского войска.
- Конец VIII - начало IX века. В поэме «Сэси» русский великан Фьерабрас выступает на стороне Гитеклена-Видукинда Саксонского против Карла Великого. «Фьерабрас из Руссии» - исполин «с прекрасной гривой русых и курчавых волос, рыжеватой бородой и рубцеватым лицом».
- Ок. 821 г. Географ Баварский называет русов рядом с хазарами, а также неких росов где-то в междуречье Эльбы и Салы: Аторосы, Вилиросы, Хозиросы, Забросы.
- 844 г. Ал-Якуби сообщает о нападении русов на Севилью в Испании.
Список этих упоминаний можно продолжать довольно долго. Причем, в данном случае, приведены упоминания, так сказать «нетрадиционные», не имеющие отношения к будущему Русскому государству, возникшему в конце IX века в землях восточных славян.
В целом же, ученые выяснили, что на карте древней Европы I-IX вв., то есть тогда, когда Древнерусского государства еще не существовало, имя «русь» было очень распространено. Сегодня известно, что какие-то четыре разные Руси были в Прибалтике. В Восточной Европе имя «Русь» можно найти на берегах Днепра, на Дону, в Карпатских горах, в устье Дуная, на побережье Азовского и Каспийского морей, в Крыму. В Западной Европе - на территории современной Австрии, а также в Тюрингии и Саксонии. Кроме того, какая-то «Русь» («Руззика») входила в состав королевства вандалов в Северной Африке.

Свет на события тех лет проливает «Книга Велеса». Но будем рассматривать этот период истории, как начало государственности Руси.
В дощечках рассказывается, что во времена Само, на Русь стали приходить хазары: «Явился Каган, и он не радел о нас. Вначале он пришел с купцами на Русь, и были они велеречивы, а потом стали злы и стали Русичей притеснять».
Хазары поставили своих князей, а потом сии князья стали передавать власть «от отца к сыну и от сына к внуку» против решения веча, нарушив правило, идущее от отца Ария. Но русы не хотели князей, которые были «противны вечу». Они поднялись на борьбу.
Восстание Русов, бушевавшее почти 50 лет, хазары пытались подавить. И надо полагать, что сия война продолжалась с 651 г. и до конца века.
В 651 г. у Хазар развязались руки на Востоке. Хазария отделилась от Тюркского каганата и в последующие годы разгромила Булгар, а вслед за ними и приднепровских славян. «Книга Велеса» говорит: «Хазары Русичей брали на работы, взимали с нас дань, и брали детей, и жен, и очень зло били, и творили зло». Дальнейшее продвижение хазар на Запад остановил князь Само.
Не смогли продвинуться хазары также и на север в Русь Новгородскую.
В это время в Новгороде правили потомки Венеда.
Новгородские летописи называют имена его сыновей Владимира Древнего, Избора и Столпосвета. Сии князья правили в Новгородских землях в начале VII в., до первой войны с хазарами.
Хазары брали отнюдь не военной силой. В открытом бою, русы, легко разбивали их, как это показывает история. И, тем не менее, хазарское иго явило собой для нашей земли болезнь, причиной была коварная тактика Хазар, которую вполне можно было бы назвать завоеванием без войны, как бы огнем без дыма.
«Тюрко-еврейское государство Хазария находилось на Волге, в устье которой был главный город, Итиль... и простиралось до Саркела на Дону... В сущности, эти два города были огромными складами товаров, а также богатым рынком рабов...
Хазары считали своего Кагана собственником всей земли и всего, что на ней... Что можно сказать о хазарском иге, под которым страдала Русь в течение, по крайней мере, двух веков? Хазары постепенно внедрялись в Русь, её захватывали... Хазары усиленно продавали задолжавших им Русов: женщин, подростков и детей.
Юношей, хазары холостили, превращая их в двуногих волов, живущих только кормежкой и работой... Хазарское иго было весьма тяжелым, но хазары его внедряли весьма ловко и тихо. Сначала они ставили свои фактории и устраивали стражу при них. Во внутреннюю жизнь Русов они не вмешивались, а порой даже защищали их от врагов. Вскоре дирекция фактории под предлогом защиты от врагов увеличивала охранные отряды. Потом начинали заводить свою администрацию, которая отнюдь не давила на Русов. После же десятка лет существования этой администрации оказывалось, что всё принадлежит хазарам и что без их воли нельзя ничего делать.
Эта изощренная завоевательная тактика, рассчитанная на многие десятилетия, если не на века вперед, должна иметь под собой некую “священную” стратегию, теорию, из поколения в поколение направляющую волю нации на постепенное завоевание всё новых земель и последовательное подчинение народов мира. Тора и Талмуд приоткрывают суть этой основополагающей теории - учения относительно “избранного народа” и обещанного ему его богом мирового господства.
Но терпение Русов лопнуло, и хазары были разгромлены.
(Когда Иосиф Сталин узнал эту историю, и нашел на карте Ростовской области село Саркел, было принято решение, затопить территории занимавшие поселением Саркел. Так появилось Цимлянское водохранилище.)
В те времена, когда Русь рвали хазары, 860-е г.г. византийцы (Греки-Ромеи), отобрали у Киевской Руси Сурожский край, византийское христианство утвердилось в Таврике. Очевидно, что «Фотиево» крещение коснулось только Сурожской Руси (входившей в состав Скифии). Тогда в Скифию были направлены из Византии миссионеры, которые начали проповедовать среди Русов, стали строиться христианские храмы на месте древних «храней», где боги Русов «были повержены в прах» (Троян II, 3:1), как и во времена Перикла. Об этом же говорит и «Книга Велеса» Лют III, 6:6): «А греки хотят нас окрестить, чтобы мы забыли своих богов и так обратились к ним, чтобы стричь с нас дань, подобно пастырям, обирающим Скифию». “Древнерусский князь – это не император и даже не монарх, ибо над ним стояло вече, или народное собрание, которому он был подотчетен” .
Русский князь этого периода и его дружина не демонстрировала феодальных “гегемонских” признаков. Без учёта мнения авторитетнейших членов общества: глав родов, мудрых “дидов” и уважаемых военоначальников – решение не принималось. Хорошим примером этого был знаменитый князь Светослав.
“…Обратимся к оригинальному тексту Льва Диакона… Встреча эта произошла у берега Дуная 23 июля 971 года, после того, как накануне Цимисхий запросил у Светослава мира и пригласил его к себе в ставку для переговоров, но тот ехать туда отказался… Пришлось Цимисхию, укротив свою гордыню, самому отправиться к Светославу.
Однако, мысля по-ромейски, император Византии желал, если не удалось воинской силой, то хотя бы пышностью своего облачения и богатством нарядов сопровождающей его свиты произвести впечатление на Русов… Лев Диакон:
“Государь Цимисхий, покрытый парадными, золотой ковки, доспехами, подъехал верхом к берегу Истра; за ним следовали многочисленные сверкающие золотом всадники. Скоро показался и Святослав, переплывший реку в скифской лодке (это лишний раз подтверждает, что Скифами Греки называли Русов).
Он сидел на веслах и греб, как все, ничем среди других не выделяясь.
Внешность у него была такая: среднего роста, не очень большого и не очень малого, с густыми бровями, с голубыми глазами, с прямым носом, с бритой головой и с густыми длинными волосами, свисавшими с верхней губы. Голова у него была совсем голая, и только с одной её стороны свисал клок волос… Одежда на нём была белая, которая ничем другим, кроме заметной чистоты, не отличалась от одежд других. Сидя в лодке на скамье гребцов он поговорил немного с государём об условиях мира и уехал… Государь с радостью принял условия Русов…”.

Со второй половины 20-го века в распоряжение исследователей стали поступать новые письменные источники; берестяные грамоты. Первые берестяные грамоты были найдены в 1951 г. в ходе археологических раскопок в Новгороде. Уже обнаружено около 1000 грамот. Общий объём словаря берестяных грамот составляет более 3200 слов. География находок охватывает 11 городов: Новгород, Старая Русса, Торжок, Псков, Смоленск, Витебск, Мстиславль, Тверь, Москва, Старая Рязань, Звенигород Галицкий.
Самые ранние грамоты относятся к 11-му веку (1020 год), когда указанная территория ещё не была христианизирована. К этому периоду относятся тридцать грамот, найденных в Новгороде, и одна; в Старой Руссе. До 12-го века ни Новгород, ни Старая Русса ещё не были крещены, поэтому имена людей, встречающиеся в грамотах 11-го века, языческие, то есть настоящие русские. К началу 11-го века, население Новгорода переписывалось не только с адресатами, находящимися внутри города, но и с теми, кто был далеко за его пределами - в деревнях, в других городах. Даже деревенские жители из самых отдалённых деревень писали на бересте хозяйственные поручения и простые письма.
Для домонгольской эпохи результат был таков: половина книжных писцов оказалась мирянами; для 14 - 15 вв. подсчёты дали, следующие результаты:
митрополитов - 1;
дьяконов - 8;
монахов - 28;
дьяков - 19;
попов- 10;
«рабов божьих»-35;
поповичей-4;
паробков-5.
Поповичей нельзя считать в разряде церковников, так как почти обязательная для них грамотность («попов сын грамоте не умеет; изгой») не предрешала ещё их духовной карьеры. Под расплывчатыми наименованиями вроде:
«раб божий», «грешник», «унылый раб божий», «грешный и дерзый на зло, а на добро ленивый» и т.п., без указания на принадлежность к церкви, мы должны понимать светских ремесленников. Иногда встречаются более определенные указания «Писал Евстафие, мирской человек, а прозвище ему Шепель», «Овсей распоп», «Фома писец». В таких случаях у нас уже не остаётся сомнений в «мирском» характере писцов.
Всего по нашему подсчёту 63 мирянина и 47 церковников, т.е. 57% ремесленников-писцов не принадлежало к церковным организациям. Основные формы в изучаемую эпоху были те же, что и в домонгольскую: работа на заказ и работа на рынок; между ними существовали различные промежуточные стадии, характеризовавшие степень развитости того или иного ремесла. Работа на заказ характерна для некоторых видов вотчинного ремесла и для отраслей, связанных с дорогим сырьём, как, например, ювелирное дело или литьё колоколов».
Выдумки про то что Монголов не было в Руси это смешные байки дилетантов или глухо – слепых, не умеющих читать. Простое опровержение – это раскопки и язык Российский.

Монголы были, а Россия тогдашняя Киевская лоскутная Русь, о которой так много спекуляций была удаленным улусом Монгольского государства.
Князья Русичи служили Монголам. Кто просто за деньги, кто из личной корысти, но то же за деньги и не видели они в этом ничего плохого. Так постепенно сбор дани перешел от самих Монголов к Русским князьям. Все переменилось не после Куликовской битвы, эта битва была внутренней Монгольской, против самозванца Мамая. Все началось с Московской Руси и с Ивана 3. Тогда Золотая Орда уже начинала разваливаться. Впитав от Киевской Руси любовь к княжению в своей вотчине, Татары обрекли себя на гибель. Внутри Орды шла кровавая грызня. Потомки Чингиза- уничтожались планомерно.
Шла полнейшая децентрализация власти созданной Чингиз ханом. И вот пошел развал. Монголов было слишком мало. Причем многие уже растворились в коренных племенах и приобрели множество жадных родственников. А законы Чингиз хана, уже были напрочь позабыты. Те кто ушел к Русским- исповедовали Ислам и Православие. Законы "Великого синего неба", были напрочь забыты. Потому и начались самозваные ханы и междоусобные войны среди татар. Ну, а что же Россия? России надоело предательство которое окружало,вот она и ушла от Киева и построила свое государство. Цементирующим стержнем этого государства была Христианская вера. Почему?
К тому времени Византию уже разрушили Турки. Великое государство похожее на Рим с его пацификом Папой Римским - пало.
Религия была взята Россией, но в последний момент – как спасительная. Христианство объединило Москву и соседние села в довольно мощную структуру. Базисом для формирования государства, была та же идея что и у Чингис хана. Вертикальное непререкаемое подчинение. Обычный солдат - гражданин подчинялся своему начальнику. Начальник верхнему, самый высокий – подчинялся Хану Москвы Ивану 3, а Иван Васильевич только всевышнему.
Вся цепочка напрямую несла ответственность перед Всевышним.
При этом допускалось что граждане могут исповедовать не только Христианство, но и любую иную религиозную концессию. Ведь Бог един на небесах!!! Главное было подчинение вышестоящей власти и единому руководителю БОГУ.
Это уже после рождения и возмужания другого Ивана Васильевича 4 Грозного, когда были взяты Казань и Астрахань, Иван 4 начал приводить всех к единобожию. Но и это было не главной причиной разгрома северо- западных городов старой России. Основной причиной было обычное неповиновение.
Очень многое для победы над Ордой, сделала жена Ивана Васильевича 3. Это историки назвали его смелым царем, а в начале своего княжения, был он весьма нерешителен, но то что умен был, этого никто не отрицает. София Палеолог,(бабушка Ивана Васильевича 4 Грозного) Византийская принцесса, была тем необходимым Ивану 3 помощником, которая своей настойчивостью и умом царицы из рода Палеологов, не позволяла Ивану 3 расслабиться или просто быть слабодушным. Время его правления было очень сложным и от правильного решения зависело очень многое. Именно многолетнее напряжение и участие в решении глобальных проблем, повлияло на его здоровье. И нет ничего странного в его поведении. Софья (Зоя) Палеолог (ум. 1503) - племянница последнего византийского императора Константина XI Палеолога, жена Ивана III Васильевича с 1472 года. Дочь Фомы Палеолога, который в 1453 году, после взятия турками Константинополя, бежал с семьей в Рим. После смерти отца жила на попечении папы римского, который по ряду своих соображений решил выдать ее замуж за овдовевшего в 1467 Ивана III, ответившего согласием. Современники говорили о ее редкой полноте и остром уме. Ее влиянию приписывали важнейшие государственные деяния. В.О. Ключевский считал: "Ей нельзя отказать во влиянии на декоративную обстановку и закулисную жизнь Московского двора, на придворные интриги и личные отношения; но на политические дела она могла действовать только внушениями, вторившими тайным или смутным помыслам самого Ивана". Родила в 1479 сына, будущего Василия III Ивановича, и добилась объявления его великим князем вместо венчанного на царство внука Ивана III - Дмитрия. Брак с Софьей был использован Иваном III для укрепления международного авторитета Руси.
Но Россия победила Орду. России достались все земли Золотой Орды, и теперь встал вопрос, какая будет идеология. Оставлять Татарскую, значит остаться подданным татарского общества, нужна была новая идея, и эта идея была взята у Византии. Погибшей и растоптанной Турками. Вот так Россия получила не только землю, но и поддержку своего населения. Многие Татары перешли в Христианство сознательно. Как в свое время это было с Русскими в Орде. Теперь Орда управлялась новым ханом Иваном III , но что бы избежать параллелей в политике, Иван стал не Ханом. А ЦАРЕМ.
Сегодня у России примерно такая же ситуация. Все границы обложены НАТО - вскими войсками. Бывшие союзники – превратились в ярых врагов, налицо старый вирус разделения на мелкие княжества. Это действительно болезнь. Потому что у какой - то группы людей возникла иллюзия что они станут хозяевами того малого государства которое захватили. Но, увы и ах… как это уже было и с нами и с Европой, придет некто с государственной установкой Ивана N, и маленькое государство станет большим и великим. Так уже бывало много раз с Россией, думаю, что и в этот раз история повторится снова. Но нужно терпение и холодный ум руководителя.

Официальной датой считается 862 год. Он увековечен в памятнике в Великом Новгороде «Тысячелетие России», поставленном в 1862 году. Но есть сомнения как в самой дате, так и в значении события, которое традиционно берётся за точку отсчёта истории России.

Когда Русь так прозвалась

В лето 6370-е по счёту древнерусских летописей, то есть в 862 году по нашему летоисчислению, варяжские конунги Рюрик с братьями пришли княжить в Новгород (по некоторым спискам – сначала в Ладогу, потом в Новгород), будучи приглашены туда словенами, а также чудью, мерей, весью и кривичами. С этого времени ещё средневековые русские летописцы вели начало династии Рюриковичей. А династия в те времена считалась главным компонентом государства.
Ни в каких иностранных источниках, в том числе скандинавских сагах, которые, казалось бы, должны были посвятить особенное внимание этому событию, нет подтверждения сказанию о призвании. В некоторых в эти годы упоминается славный Рёрик Ютландский (он же Фрисландский), но нет ни малейших указаний на то, что он княжил в славянских землях.
Но даже если так было, какое основание класть именно данное событие в начало русской государственности? Ведь очевидно: если словены и прочие племена, упомянутые в древнерусской «Повести временных лет», пригласили править Рюрика с братьями, то у них уже и без варягов была государственность. Следовательно, призвание князей это эпизод из истории уже существовавшей русской государственности, а её начало относится к какому-то более раннему времени.
Происхождение же термина «Русь» неизвестно. В той же «Повести временных лет» есть указание на то, что «в лето 6360-е, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля». 6360 год «от сотворения мира» это 852 год в нашем летоисчислении. Михаил это византийский император Михаил III, но он начал царствовать в 842 году. Правда, правил он до 867 года, поэтому, с известной натяжкой, 852 год можно отнести к началу его правления. В любом случае, даже известную из летописей дату «прозывания» (тут могут быть два значения: называться и приобрести известность) Руси как страны следует отнести минимум на десять лет раньше традиционной.

839 год – первое упоминание о Руси

Древнерусские летописи рассказывают, что в 866 году русы совершили поход на Константинополь. Однако по византийским источникам, где подробно описано это событие, оно произошло в 860 году, и сейчас эта дата является общепринятой. Так что, опять же, раньше 862 года прослыла Русская земля в соседних странах.
Впрочем, в иноземных источниках есть ещё более раннее указание на существование Русского государства. В 839 году послы кагана русов, как рассказывают «Бертинские анналы», прибыли к франкскому императору Людовику I на обратном пути к себе домой из Константинополя. По их словам, они не могли возвращаться прямым путём, боясь нападения тамошних враждебных народов.
В науке не прекращаются споры о том, где же находился этот Русский каганат и что он собой представлял. Немногие упоминания о нём носят очень отрывочный характер и могут иметь несколько противоречивых объяснений. Как бы то ни было, 839 год – первое упоминание в литературе о государстве, носившем имя Руси.

Россия – не то же, что Киевская Русь

Однако возникает вопрос: какие есть у нас основания начинать историю Российского – именно Российского – государства от той Руси IX века? Ведь непрерывная традиция независимой российской государственности, объединяющей большую часть русского народа (причём именно русского народа, в отличие от украинского и белорусского), возникает только после падения Золотой Орды в конце XV века. Претензия московских великих князей (а впоследствии царей) на монопольное правопреемство от Киевской Руси возникла в конце XV – XVI вв. и имела политическое значение – попытку завоевать западнорусские земли, входившие в состав Великого княжества Литовско-Русского. Это княжество, располагавшееся на большей части Киевской Руси, имело не меньше оснований считаться его преемником. Кстати, упомянутый памятник в Новгороде отражает эту точку зрения: среди великих государственных деятелей истории России на нём изображены литовские князья Гедимин, Ольгерд и Витовт.
Династическое правопреемство Москвы (вспомним знаменитое «Рюриковичи мы») вряд ли может считаться достаточным основанием для современных историков считать Москву единственной продолжательницей древнерусской государственности. Ведь само существование Рюрика в значительной степени легендарно.
Российское государство это новое образование, возникшее в конце XV веке путём разрастания одного из княжеств, возникших в результате распада древнерусской государственности и народности. Это, кстати, подчёркивает и его название. Оно стало называться на греческий манер «Росией», а не Русью.

Различие историй страны, народа и государства

Так какую же дату класть в основание именно российской государственности? Очевидно, важнейшей отправной точкой тут является приобретение внешней независимости – 1480 год, «стояние на Угре» и падение Золотой Орды. Кстати, в ознаменование этой победы тогда же было велено отмечать её каждый год крестным ходом 23 июня (старого стиля; хотя бегство хана случилось в ноябре).
Понятно, что у этой даты есть своя предыстория – возвышение Москвы, которое кажется правильнее начинать с того момента, когда Москва приобретает свою княжескую династию. То есть с вокняжения в ней сына Александра Невского – Даниила – в 1263 году. Предшествующее время это возникновение, расцвет и упадок Древнерусского государства.
Некий аналог мы можем наблюдать в истории Франции. Хотя государство франков на землях Галлии, будущей Франции, давшее ей своё имя, возникло в V веке, но начало Французскому королевству было положено распадом империи Карла Великого в IX веке.
До конца XV века это история русского народа, русской цивилизации, но это ещё не история Российского государства, это его предыстория. Представляется, что так точнее были бы обозначены вехи нашего исторического пути. Ведь и само понятие «государство» требует соответствия себе в реальности.
В этой связи можно вспомнить, что видный русский историк Сергей Соловьёв (1820-1879), автор 29-томной «Истории России», считал что государство Российское сложилось только в XVI веке. То, что было раньше, он считал догосударственной эпохой. Настоящим государством для него было только централизованное государство, а оно и возникает у нас не ранее конца XV столетия.
Таким образом, историю России как страны можно начинать вообще с незапамятных времён, рассказывая о первобытных людях на её территории. История народа, носившего имя Руси, и страны, им населённой, начинает приобретать какие-то контуры с IX века. На протяжении семи столетий тут возникают и распадаются различные государства, пока, наконец, в конце XV века не складывается то государство, которое непрерывно существует по сей день.

Дорогие посетители! Предлагаем небольшую познавательную статью, повествующую о зарождении русского государства. Рассказ небольшой, и даже если Вы знаете его суть, все равно советуем освежить в памяти наше далекое прошлое без которого не было бы будущего.

Велико и сильно наше отечество, но таким оно стало не вдруг, а сложилось в течение многих столетий. Не мало пережила Россия тяжелых бедствий и не раз испытала разорения от врагов, но Бог помог ей терпеливо перенести все невзгоды - Русская земля выросла, окрепла и стала обширным государством. Более тысячи лет тому назад нынешние русские области были населены разными народами, которые жили отдельно и независимо друг от друга; в числе этих народов были и наши предки славяне. Славяне жили небольшими селениями по берегам реки Днепра, верховьям Волги и около озера Ильменя. Для зашиты от неприятеля селения были огорожены стеною или валом и окопаны рвом; такие селения назывались городами. Городов в то время было очень мало; самые известные были: Новгород, Смоленск и Киев. Славяне занимались земледелием и другими промыслами: разводили скот, ловили рыбу, охотились а также вели торговлю с соседними народами. Охота особенно была прибыльна, так как в те времена большая часть России была покрыта лесами, в которых водилось много пушных зверей. Все славяне были язычники; они поклонялись многим богам и особенно почитали солнце. Хотя славяне были язычники, однако они были люди добрые и особенно славились своим гостеприимством. Каждого странника славянин считал дорогим гостем и старался накормить и напоить его как можно лучше. Выходя из дому, славянин не запирал дверей и оставлял на столе разную еду на тот случай, если зайдет какой-нибудь странник. На войне славяне отличались храбростью и бились до последней капли крови; трусость считалась у них большим позором. Племена славянские ссорились и воевали между собою, а соседние народы пользовались этими ссорами и нередко нападали на славян и брали с них дань. Чтобы положить конец всем этим беспорядкам, некоторые из славянских племен решили выбрать себе князя, но не из своих, а из чужих, чтобы не потакал родственникам. Послы пришли к племени Русь и сказали: «Земля наша велика и обильна, а порядка на ней нет; приходите княжить и владеть нами». Тогда три варяга - Рюрик и два брата его, пришли к славянам и начали княжить. Рюрик поселился в Новгороде, а братья его - в других городах. Случилось это в 862 году по Рождестве Христове. С того времени земля наша стала называться Русскою, с того времени считается и начало Русского государства.

Начало Русского государства и первые государи русские

802–944 годы

Варяги-русь были рады такой чести, и три брата из князей их – Рюрик, Синеус и Трувор – тотчас поехали к славянам. Рюрик сделался государем в Нове-городе, самом старинном из городов славянских, Трувор – в Изборске, Синеус – в земле, лежащей около Белого озера. От этих-то варяго-русских князей славяне начали называться русскими, а земля их Русью, или Россией. Синеус и Трувор скоро умерли, и Рюрик сделался одним великим князем русским и основателем Русского государства. Он княжил счастливо два года с братьями и пятнадцать лет один.

Есть стихи, написанные одним из лучших поэтов наших, Державиным, на победы, одержанные русскими в Италии, во времена позднейшие, и в этих стихах есть изображение Рюрика. Так как всякое поэтическое описание гораздо живее действует на ум и долго остается в нем, нежели сделанное прозой, то я уверена, что вы навсегда оставите в памяти черты, в которых великий поэт представил первого государя России:

Но кто там белых волн туманом

Покрыт по персям, по плечам,

В стальном доспехе светит рдяном

Подобно синя моря льдам?

Кто, на копье склонясь главою,

Событье слушает времен? -

Не тот ли, древле что войною

Потряс парижских твердость стен?

Так, он пленяется певцами,

Поющими его дела,

Смотря, как блещет битв лучами

Сквозь тьму времен его хвала.

Так, он! – Се Рюрик торжествует

В Валкале звук своих побед

И перстом долу показует

На росса, что по нем идет.

После Рюрика остался маленький сын его Игорь, который еще не мог быть государем, и для того Рюрик просил своего родственника и товарища – Олега управлять государством, пока не вырастет Игорь. Олег был храбр и умен, победил много соседних народов и так увеличил Россию, что при нем она простиралась почти до гор Карпатских, которые лежат в Венгрии. Но Олег не совсем заслуживал похвалы. Вы увидите это сами.

Вместе с Рюриком приехали к славянам многие варяги, которые еще на родине служили ему и, любя доброго начальника, не хотели расстаться с ним. Рюрик за это усердие дарил некоторым из них деревни и селения славянские: от этого появились у нас помещики, т.е. такие бояре, которые владели людьми и землями. Но не все помещики были довольны своими поместьями: иным казалось веселее искать счастья на войне, нежели сидеть дома. Надобно сказать, что тогда люди очень любили войну. Это потому, что, будучи язычниками, они почитали непременным долгом мстить за обиды, а обижали они друг друга очень часто. К тому же они мало учились и не понимали приятностей мира, который доставляет нам возможность предаться занятиям тихим, сладостным для сердца и полезным для ума. Они думали только о том, чтобы сражаться и побеждать своих врагов.

Двое из таких смелых воинов, Аскольд и Дир, отправились с товарищами к югу от Новгорода и на прекрасных берегах реки Днепр увидели маленький городок, который им очень понравился. Этот городок был Киев. Они, недолго думая, завладели им и сделались государями киевскими. Это государство можно назвать Южным, потому что оно лежало к югу от Новгородского.

Олег, управляя Новгородом после смерти Рюрика, слышал, что все приезжавшие из Киева хвалили новое княжество, и вздумал завоевать его. Но он знал, что князья киевские и народ их храбры, что они будут сражаться с такою же смелостью, как и его воины, и потому решил употребить хитрость. Подойдя к Киеву, он оставил войско сзади, приплыл к киевскому берегу в небольшой лодке только с Игорем и несколькими воинами и послал сказать государям киевским, что с ними желают видеться купцы варяжские из Новгорода, их друзья и земляки. Аскольд и Дир были очень рады таким гостям и тотчас отправились на лодку. Но только они вошли туда, воины Олега окружили их, а сам Олег, подняв на руках маленького Игоря, сказал: «Вы не князья, но я князь, и вот сын Рюрика!» В эту самую минуту воины бросились на обоих князей киевских и убили их. Вот одно дурное дело Олега, а впрочем, он был хорошим опекуном маленького воспитанника своего, старался о пользе народа русского, соединил оба новых государства варягов в одно, сделал столицей Киев и так прославился своей храбростью, что даже греки в Константинополе боялись его и имени русского. Олег вел с ними войну, подходил к самым стенам славной столицы их, в знак победы повесил свой щит на воротах ее, собрал дань с греков, и, когда он возвратился в Киев, народ назвал его вещим – это значит почти то же, что всеведущий.

Славные дела его кратко и прекрасно описал Языков в стихотворении «Олег». Он представил, как наследовавший ему государь, молодой Игорь, вместе с народом справлял торжественную тризну, или поминки, по нем, и на этой тризне был, по обыкновению славян, певец, долженствовавший воспеть дела умершего. Но прочтите стихи Языкова с того самого места, как певец, или, как звали его славяне, баян, приходит в середину народа, торжествовавшего память знаменитого князя своего:

Вдруг, – словно мятеж усмиряется шумный

И чинно дорогу дает,

Когда поседелый в добре и разумный

Боярин на вече идет, -

Толпы расступились – и стал среди схода

С гуслями в руках славянин

Кто он? Он не князь и не княжеский сын,

Не старец, советник народа,

Не славный дружин воевода,

Не славный соратник дружин;

Но все его знают, он людям знаком

Красой вдохновенного гласа…

Он стал среди схода – молчанье кругом,

И звучная песнь раздалася!

Он пел, как премудр и как мужествен был

Правитель полночной державы,

Как первый он громом войны огласил

Древлян вековые дубравы;

Как дружно сбирались в далекий поход

Народы по слову Олега;

Как шли чрез пороги под грохотом вод

По высям днепровского брега;

Как по морю бурному ветер носил

Проворные русские челны;

Летела, шумела станица ветрил,

И прыгали челны чрез волны!

Как после, водима любимым вождем,

Сражалась, гуляла дружина

По градам и селам с мечом и огнем

До града царя Константина;

Как там победитель к воротам прибил

Свой щит, знаменитый во брани,

И как он дружину свою оделил

Богатствами греческой дани!

Умолк он – и радостным криком похвал

Народ отозвался несметный,

И братски баяна сам князь обнимал;

В стакан золотой и заветный

Он мед наливал искрометный

И с ласковым словом ему подавал.

И, вновь наполняемый медом,

Из рук молодого владыки славян

С конца до конца меж народом

Ходил золотой и заветный стакан.

Олег управлял государством 33 года: добрый Игорь не хотел напоминать ему, что сам уже может княжить, и сделался государем русским только тогда, когда умер Олег.

Игорь, как и все русские князья, был храбр, но не так счастлив, как Олег: при нем явились в первый раз в Россию печенеги – народ, который потом всегда был страшным врагом наших предков.

Печенеги поселились между реками Дон и Днепр, на лугах, где паслись стада их. Они не строили домов, но делали подвижные шатры или шалаши. Когда стада не находили более корма на лугах, они переносили шалаши на другое место и оставались там, пока была трава. Они сами и лошади их бегали очень скоро, по рекам же умели плавать почти как рыбы. Это помогало им нападать на соседей своих, уводить в плен бедных жителей и избавляться от наказания. Злые печенеги даже нанимались на службу к таким народам, которые вели с кем-нибудь войну, и тогда-то злодействовали сколько им хотелось. Игорь, хотя и наложил на них дань, т.е. заставил каждого платить в казну свою, не мог прогнать их подалее от границ своего государства.

Еще несчастнее был поход его к древлянскому народу, который жил там, где теперь Волынская губерния. Древляне также были славянского племени, их покорил Олег. Игорь ездил к ним для того, чтобы взять более дани, нежели сколько они всегда платили. Древлянам показалось это так обидно, что они забыли все почтение, какое должно иметь к государю своему, и совершили ужасный грех: убили Игоря.

Так погиб этот несчастный государь. Он княжил 32 года, но не отличался никакими особенно примечательными делами.

Из книги История России в рассказах для детей автора

Начало русского флота и первая победа Петра 1689–1697 годы Петр осматривал однажды в селе Измайловском старые вещи, оставшиеся в доме прапрадеда его, Никиты Ивановича Романова. Вдруг замечает он между ними какую-то брошенную без употребления лодку, вовсе не похожую на те,

Из книги История России в рассказах для детей автора Ишимова Александра Осиповна

Начало русского государства и первые государи русские от 862 до 945 года Варяги-Русь были очень рады такой чести, и три брата из их князей: Рюрик, Синеус и Трувор тотчас поехали к Славянам. Рюрик стал государем в одном из первых городов, основанных Славянами, - в Новгороде,

Из книги Независимая Украина. Крах проекта автора Калашников Максим

Истоки государства Русского Сейчас существует огромное количество версий и гипотез о происхождении русского народа и первых веках нашей истории. Какая из них истинная - сказать невозможно. Ясно только, что русская история гораздо более древняя, чем считали

автора Милов Леонид Васильевич

§ 3. Зарождение классов и государства. Первые протогосударства и государства. Переход к производящему земледельческому хозяйству в лесной зоне Греческие города-государства Северного Причерноморья. С VIII в. до н. э. в письменных источниках появляются сведения о племенах,

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Милов Леонид Васильевич

Глава 15. Внешняя политика Русского государства (вторая половина XV - начало XVII в.) Объединение русских земель привело к тому, что иным стало и положение русских земель в системе международных отношений, и политический кругозор их правителей - великих князей

автора Йегер Оскар

ГЛАВА ПЯТАЯ Древнейшая история восточных славян. - Образование Русского государства на севере и на юге. - Утверждение христианства на Руси. Раздробление Руси на уделы. - Русские князья и половцы. - Суздаль и Новгород. - Появление Ливонского ордена. - Внутреннее

Из книги Всемирная история. Том 2. Средние века автора Йегер Оскар

Из книги Исторические портреты автора Ключевский Василий Осипович

Правители Русского государства

автора Ишимова Александра Осиповна

Начало Русского государства и первые государи русские 802-944 годы Варяги-русь были рады такой чести, и три брата из князей их - Рюрик, Синеус и Трувор - тотчас поехали к славянам. Рюрик сделался государем в Нове-городе , самом старинном из городов славянских, Трувор - в

Из книги История России в рассказах для детей (том 1) автора Ишимова Александра Осиповна

Начало русского флота и первая победа Петра 1689-1697 годы Из описания детских игр Петра и его потешных вы уже видели начало сухопутного войска его. Хотите ли знать теперь, как образовались морские силы нашего царя-героя? Можно сказать, что каждая игрушка показывала его

Из книги Новый взгляд на историю Русского государства автора Морозов Николай Александрович

Из книги Период Македонской династии (867 - 1057 гг.) автора Успенский Федор Иванович

Глава XXI ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЦАРСТВОВАНИЯ ВАСИЛИЯ БУНТ ВАРДЫ СКЛИРА. НАЧАЛО ВОЙНЫ С БОЛГАРИЕЙ Со времени смерти сына Константина Порфирородного Романа II (963) в течение 13 лет престол занимали, за малолетством царевичей Василия и Константина, не принадлежавшие к Македонской

Из книги Вопросы и ответы. Часть II: История России. автора Лисицын Фёдор Викторович

Первые годы строительства молодого советского государства ***> Чего стоит деятельность «ГлавбабыЕсли вы про Коллонтай - то там с ее деятельностью есть некоторые легенды, а не факты, а если про Инессу Арманд - то она болела сильно.В общем как не покажется странным

Из книги Проклятые солдаты. Предатели на стороне III рейха автора Чуев Сергей Геннадьевич

Русские на Балканах или эпопея «Русского Корпуса» Как я уже отмечал выше, значительная часть русской эмиграции вынашивала планы «весеннего похода Белых ратей», приурочивая его к нападению Германии на СССР. Предполагалось, что основной объединяющей силой этого похода

Из книги История религий. Том 1 автора Крывелев Иосиф Аронович

ЦЕРКОВЬ В ПЕРИОД ЗАВЕРШЕНИЯ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА (XVI- начало XVII в.) Великие князья московские Иван III и Василий III сделали, кажется, все, чтобы полностью подчинить церковь сформировавшемуся самодержавному государству. Но после смерти Василия III борьба

Из книги Хрестоматия по истории СССР. Том1. автора Автор неизвестен

Глава XII НАЧАЛО ПРЕВРАЩЕНИЯ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ГОСУДАРСТВО В XVI ВЕКЕ 99. ИВАН ПЕРЕСВЕТОВ. ПЕРВАЯ ЧЕЛОБИТНАЯ Иван Пересветов - служилый человек, много лет служивший за московским рубежом королям польскому, чешскому, угорскому