Святой старец Иоанн Оленевский - ermil_67 — LiveJournal. Село соловцовка пензенской област Иоанн оленевский биография

Васильевич Калинин (29.08.1854 (по др. данным, 1860 или 1861), с. Оленевка Пензенского у. и губ. (ныне Пензенского р-на и обл.) - 6.08.1951, там же), священноисп. (пам. 18 апр., 24 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Рожден незамужней крестьянкой Ксенией Ивановной Калининой. Отец неизвестен, отчество получил от имени крестного отца, вероятно своего дяди Василия Ивановича. Учился в оленевской земской школе. Занимался сапожным делом, вязал перчатки и шарфы. С детства был строгим постником и молитвенником. Жил с матерью, а потом с овдовевшей сестрой в маленьком старом домике около церкви. После смерти сестры заботился о 4 племянниках. Пел в сельской Введенской ц. на клиросе, читал псалмы, был канонархом. Странствовал по св. местам, посещал местных подвижников благочестия. Согласно устному преданию, совершил паломничество в Св. землю. Пользовался большим авторитетом среди верующих, приезжавших к нему за советом даже из отдаленных мест; почитался за праведную жизнь, способность утешить в бедах и печалях, дать ответ на любой вопрос, даровать исцеление души и тела. Когда в 1918 г., во время революционных беспорядков, сгорел старый дом И. при церкви, прихожане своими силами выстроили ему новый под железной крышей.

В 1920 г. Пензенским архиеп. сщмч. Иоанном (Поммером) рукоположен целибатом во диакона. Служил вне штата во Введенской ц. с. Оленевка. Как диакон был лишен избирательных прав. И. был широко известен, многие стремились получить у него духовное наставление или исцеление от болезней. В 1924 г. в местной печати против И. была начата клеветническая кампания. У него отобрали дом, И. жил у родственников или духовных детей в соседних деревнях. В 1930 г. после ареста настоятеля был закрыт Введенский храм в с. Оленевка, И. стал служить диаконом в Троицкой ц. с. Соловцовка, а также в храме с. Николаевка. В июне того же года он вместе с клиром и прихожанами не допустил захвата Троицкого храма обновленцами во главе с прибывшим в Соловцовку обновленческим «архиепископом» Николаем Розановым.

8 апр. 1932 г. И. был арестован. Проходил по групповому делу «контрреволюционной организации церковников «Истинно православные»» вместе с большой группой сельского духовенства правосл. Пензенской епархии. Обвинялся в «агитации через посещающих богомольцев», в том, что «сеет религиозную заразу и ведет скрытую работу, направленную на срыв мероприятий советской власти». На допросе отказался определить, к какому «направлению» в Православной Церкви он принадлежит. Заявил, что поминает за богослужением Патриаршего Местоблюстителя сщмч. Петра (Полянского) и Пензенского еп. Кирилла (Соколова ; с янв. 1931 в заключении), а о митр. Сергии (Страгородском ; Заместитель Патриаршего Местоблюстителя; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) и Гдовском еп. Димитрии (Любимове ; лидер иосифлян) ничего не знает. 14 мая 1932 г. Особой тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ в Средневолжском крае приговорен к высылке за пределы края на 3 года, но 22 мая освобожден под подписку о невыезде.

Вернулся на жительство в с. Оленевку, где у него появился свой дом-келья, куда к нему приходили верующие. Пензенские священнослужители пользовались его советами по организации помощи неимущим, интересовались его мнением, как относиться к разного рода самозваным «пророкам». 30 янв. 1934 г. И. был задержан, помещен в тюрьму, но на следующий день освобожден под подписку о невыезде. На следствии дал показания: «Народ меня считает за праведника и прозорливца, я его не разубеждал в этом... Всем, кто приходил ко мне с жалобами или за советами, я давал эти советы, успокаивал и призывал к терпению». 26 февр. дело в отношении И. было прекращено «вследствие его болезни и преклонного возраста».

И. вопреки запретам властей продолжал принимать искавших у него совета и наставления. Служил в Троицкой ц. с. Соловцовка, а после ее закрытия в 1935 г. ездил служить в Успенской ц. с. Князевка. 24 окт. 1936 г. по доносу о чтении духовных стихов после службы был арестован, помещен в районную тюрьму с. Кондоль, затем в тюремную больницу. 28 нояб. перемещен в тюрьму в Пензе. Обвинялся в том, что «распространял о себе слухи как о «прозорливом старце», а посещение его верующими ряда сел служило ему возможностью для возбуждения недоверия к советскому строю». На суде заявил: «Виновным себя не признаю. Люди ко мне ходили с горем поговорить. Про Советскую власть я никому и ничего не говорил». 19 марта 1937 г. выездной сессией Спецколлегии Куйбышевского обл. суда приговорен к 6 годам заключения. 26 мая Коллегией по спецделам Верховного Суда РСФСР приговор был отменен, И. освобожден.

Во время Великой Отечественной войны молился о победе над фашистами. В окт. 1945 г. верующие добились решения об открытии в с. Соловцовка ранее закрытого Троицкого храма. 2 сент. 1946 г. храм был торжественно освящен Пензенским еп. Михаилом (Постниковым) . В тот же день еп. Михаил рукоположил И. во иерея. За многолетнее служение Церкви И. был награжден наперсным крестом «с украшением». Последние годы жизни его почитали как старца, он ежедневно принимал богомольцев, являя дар прозорливости, духовничества, исцеления и утешения. Давал короткие советы и наставления, исполненные глубокого смысла, исцелял болящих. Не только православные, но и местные мусульмане-татары относились к И. с глубоким уважением и часто обращались к нему за советом. По-прежнему вел строжайше постнический образ жизни. Не ел ни рыбы, ни мяса, коленопреклоненно молился ночами, спал в гробу. Продолжал служить по праздникам в соловцовской Троицкой ц., что вызывало недовольство уполномоченного Совета по делам РПЦ, требовавшего от епархиальных властей «прекратить указанные нарушения». Предвидел день своей кончины. Перед смертью И. приобщился Св. Таин. Панихиду в соловцовской Троицкой ц. служили 4 иерея. 8 авг. гроб с телом И. несли на руках от Соловцовки до кладбища с. Оленевка в сопровождении большой процессии верующих. 5 авг. 1996 г. по благословению Пензенского архиеп. Серафима (Тихонова) состоялось открытие гроба И., затем он был перенесен в соловцовский храм и похоронен за алтарем. 27 дек. 2000 г. определением Свящ. Синода РПЦ имя И. внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских. Мощи святого почивают в храме во имя Живоначальной Троицы с. Соловцовка.

Арх.: Архив УФСБ по Пензенской обл.Д. 1641, 2180, 9671.

Лит.: Краткое жизнеописание прозорливого старца Иоанна Оленевского. СПб., 1996; Торжество прославления в лике святых священноисповедника Иоанна Оленевского 30-31 мая 2001 г. // Пензенские ЕВ. 2001. № 3. С. 68-76; Послание Преосвящ. Филарета, епископа Пензенского и Кузнецкого, клиру и пастве Пензенской епархии по случаю канонизации старца-иерея Иоанна Оленевского (Ивана Васильевича Калинина) // Там же. С. 76-84; Сказание о жизни и чудесах блаженного старца Иоанна Оленевского. СПб., 2001; Жизнь и чудеса блаженного старца Иоанна Оленевского: Рассказ бывшей безбожницы / Сост.: М. С. Гладкова, А. И. Дворжанский. М., 2001; Дыбко Д., свящ. Светильник земли Пензенской - священноисповедник Иоанн, чудотворец Оленевский. Кузнецк, 2004; Блаженный старец Иоанн Оленевский: Краткое жизнеописание, воспоминания, акафист. Пенза, 2004; Священноисповедник Иоанн Оленевский. Пенза, 2006; Зелёв С. В., Зелёв В. П. Святой старец Иоанн Оленевский и его время: Житие, история, фотомат-лы. Пенза, 2008.

Д. Н. Никитин

Краткое жизнеописание святого старца Иоанна Оленевского

Есть местечко в сурском крае
На Ардым-реке,
Где Господь явил святого
В давнем далеке.

Это местечко находится в Оленевке на улице Центральная, 37 «А». Теперь здесь расположен музей-келья. А в 1854 году на этом месте в маленькой материнской келейке родился Ваня Калинин, предвозвещенный за год странствующими монахами, которые сказали: «На этом месте родится святой». Вряд ли тогда кто серьезно отнесся к их словам. Но мальчик с юных лет отличался от своих сверстников. Он никогда не ел мяса, играя, крестил, венчал, отпевал, хоронил, из глины у родника, про который он говорил: «Я родился и родник родился», лепил церковки, крестики.

… Пробился тот родник живой,
Когда в сторонке той
Родился мальчик Иоанн -
Наш будущий святой!..

Он с малых лет прислуживал во Введенской церкви, в нескольких метрах от которой и была его келья. Вся эта земля исползана, исхожена маленькими ножками будущего святого, на которой и теперь происходят удивительные чудеса исцелений. Ваня Калинин учился в церковноприходской школе, в церкви пономарил, пел на клиросе. У него был прекрасный голос, бывало, как запоет: «Благослови, душе моя, Господа!», вся церковь на воздусях. Благочестивые люди так и рассуждали, собираясь в праздник на службу, пойдем, мол, в Оленевскую церковь, хоть Ивана Васильевича послушаем. Его с малых лет Иваном Васильевичем звали, уважая за духовную жизнь.

Во Введенском храме рос он,
Духом возрастал.
В середине жизни старцем
Чудотворным стал.

Еще в молодые годы Иван Калинин на духовный подвиг получал благословение от блаженной старицы Феоктисты. Он с юных лет вел подвижническую, буквально, монашескую жизнь, странствовал по святым местам, а когда, возвращаясь, рассказывал людям о Киеве, Афоне, о Святой земле, то они, восхищаясь, завидовали ему. Он же утешал их: «Я один, живу как монах, а у вас семьи, дети, хозяйство. Вы в храм ходите, тут вам и Киев, и Иерусалим».

Тебя Господь наш, отче Иоанне,
Венцом нерукотворным наградил.
За то, что ты простейшим русским словом
О Царствии Небесном говорил.
Ты говорил, сзывая в храм к молитве:
«Тут вам и Киев, и Иерусалим».
И мы идем в твой храм благословенный,
Тебя и Бога здесь благодарим.

Во время Первой мировой войны к нему люди приходили с вопросом: жив ли, как поминать? Он, скрывая свои духовные дары, отвечал кратко или иносказательно. Кому скажет: «Поминай за упокой», кому: «Жив, придет», а кому: «Заблудился». И люди, может не сразу, но понимали, что означало в те годы «заблудился». А к одной женщине сам вышел из кельи навстречу говоря: «Беги скорее на станцию, встречай мужа», а она хотела спросить: «Как поминать?».
До революции Оленевка была богатейшим селом, с крепким хозяйством, на основе которого в сентябре 1913 года проходила знаменитая сельскохозяйственная выставка. Но… пришел 1917 год, и в буре лихолетий сгорели все самые лучшие постройки села. Сгорела и материнская келейка старца. К тому времени его уже почитали за святого, духовного наставника, прозорливца и целителя душевных и телесных недугов.
После пожара, уже к лету 1918 года, благочестивые миряне миром-собором построили своему любимому батюшке на месте сгоревшей материнской кельи новый домик под железной крышей, в котором он стал жить со своими племянницами: Марфой и болящей Татьяной, продолжая служить в своей родной Введенской церкви.
В 1920 году епископом Пензенским и Саранским Иоанном (Поммером) в пензенском Спасо-Преображенском монастыре Иван Васильевич Калинин был рукоположен в сан диакона. С тех пор к отцу диакону в еще большем количестве стекался православный народ, ища помощи в то непростое богоборческое время. В течение всей жизни старец скрывал свои подвиги, молился тайно, но не мог скрыть Божией благодати и сиял, как светильник, зажженный на вершине горы…
Еще в юности, лет в 14-ть, будучи в Кочетовке Каменского района, где жил блаженный старец Иоанн Кочетовский, услышал от него: «Ты будешь выше меня. К тебе будут слетаться люди, как птицы с небес». Иван Васильевич служил в церкви, но за труд никогда ничего не брал. Сам помогал людям, воспитывал четверых сирот от овдовевшей сестры, сапожничал, вязал платки, шил лоскутные одеяла, лечил скотину, помогал многочисленным родственникам в сезонных работах. Кроткий наставник, воспитатель и врач духовный почитался не только простыми людьми, но и духовенством всей епархии. К нему приезжали служители церкви за советом, за благословением.
В тяжелые революционные годы старца преследовали, его били, в него стреляли, топили, привязывали к дереву, всячески нападали, но он никогда не жаловался, всех прощал и за всех молился. Он был человеком строгой жизни, великого смирения, за что и был награжден Господом способностью к чудотворению, то есть способностью утешать и исцелять всякую болезнь духовную и телесную.
У батюшки Иоанна был свой родник, как у преподобного Серафима Саровского, про который он говорил: «Это мой родник: я родился и родник родился. Я его благословил, пусть освящаются и исцеляются». В настоящее время этот родник вновь открыт, очищен и освящен. Рядом с ним построена купальня, в которой люди по обещанию старца, получают исцеления.

Многострадальный Иоанн,
Оленевский святой,
Благослови на радость всем
Родник с живой водой.

За родником, через плотину пруда, в лесочке, саратовскими почитателями за милость чудотворца, огорожен дуб, на котором люто страдал праведный Иоанн, привязанный к дереву.

Теперь здесь люди молятся
У дуба - у креста,
Где старец муки претерпел
За веру во Христа.

Когда батюшка жил в своей келье, построенной ему духовными чадами за его святые молитвы, когда служил в своей родной Введенской церкви, когда народ притекал к нему, как к духовному наставнику, прозорливцу и целителю тогда враг рода человеческого еще больше чинил ему всякие козни и напасти. А святой Божий не жаловался и не обвинял обидчиков. «Бог с ними!», - трижды повторял старец со смирением и говорил: «Духа лукавого нельзя совсем отгонять. Господь его до Себя даже допустил. И нам он нужен для спасения».
Смирение у него было великое. Когда во время раскулачивания, он был изгнан из своей новой кельи, где разместили пуховую артель, то скитался по родным и духовным чадам, взяв с собой только посох, да епитрахиль. Сначала двоюродная сестра Наталья не принимала его в дом, говоря: «Мне пригрозили, если ты ко мне придешь, то меня посадят».
Но впоследствии он в течение трех лет проживал у нее на улице Колончик и служил дьяконом в Оленевской церкви вплоть до ее закрытия. В эти годы за религиозную деятельность он часто подвергался поношениям на страницах газеты «Новая деревня». В 30-х годах Иоанн Оленевский организовывал крестные ходы, не допуская обновленцев во Введенский храм своего родного села Оленевки, а затем и в храмы соседних сел: Соловцовки, Борисовки (Ленино), Старой Каменки, Большой Валяевки. Старец дерзновенно призывал православных людей к выступлению против обновленческого архиепископа Николая (Розанова), в результате чего храм в Соловцовке остался за тихоновским духовенством.
Враг жестоко мстил святому старцу за его подвижническую жизнь. В апреле 1932 года его арестовали, заключили с тюрьму, как ярого защитника истинно- православной церкви, затем приговорили к высылке из пределов СВК, минус 12 центральных регионов с прикреплением к определенному месту жительства на три года.
Но Господь не оставил святого Своей милостью. Уже в мае 1932 года старец чудным образом освобождается и поселяется в своем родном селе у родственников на улице Колончик. К нему снова идет народ со своими бедами, и он помогает всем нуждающимся, кому словом, кому делом, кому только прикосновением своей святой руки. Духом Святым он видит сердца людей, читает их судьбу, как в книге и помогает верующим.
Спустя два года старец снова подвергается аресту. И снова промысел Божий: 26 февраля 1934 года дело прекращается. Иоанн Оленевский продолжает духовно окормлять народ и, обладая большим авторитетом в епархии, влияет на положение церковных дел. В 1936 году епископом Пензенским Феодором (Смирновым) отец дьякон назначается на богослужение в село Князевка, но спустя некоторое время его снова арестовывают за религиозную деятельность. Сначала, больше месяца, старца содержали в кондольском арестном доме, а затем, тяжело больным, он находился в Пензенской тюрьме около 8 месяцев, и был приговорен к 6-ти годам лишения свободы с последующим поражением в правах на 5 лет.
Но если промыслом Божиим Введенская церковь взлелеяла такого святого, то неужели Господь забудет его? Милостью Божией 26 мая 1937 года (это в такой-то страшный год) по ходатайству двоюродного племянника, наркома юстиции Мордовской АССР Калинина Г.Н., дело было пересмотрено спецколлегией Верховного Суда СССР. В результате, освобожденный летом, тяжело больной старчик проживал в Пензе у духовных чад, а к концу лета вернулся в Оленевку, но из-за опасения ареста не был принят двоюродной сестрой. С плачем: «Везде гонения… и родные…», еле шевеля ногами побрел в село Елизаветино, взяв только посох и епитрахиль. Только через два года смог отец дьякон вернуться в родную Оленевку.
Господь утешал своего избранника явлениями Божией Матери, Серафима Саровского, Николая Угодника.

…Видно в утешенье старцу, да и людям
Появились трое, в равных ризах все:
Серафим Саровский, Николай Угодник,
Иоанн Калинин - в удивленье всем.

Во время Великой Отечественной войны старец продолжал духовно окормлять многочисленных верующих. Молитвенной помощью, прозорливыми советами и наставлениями поддерживал людей в столь тяжелые времена. Когда его спрашивали: «Не придет ли к нам враг, не возьмет ли Москву?». Он отвечал: «Мы с девицей молимся, Господь не допустит», имея в виду Матронушку Московскую.
Как и в Первую мировую войну прозорливец отвечал почти на одни и те же вопросы. За сотни километров он видел и слышал людей, о которых спрашивали родственники и вымаливал сына или дочку, если мать сокрушенно умоляла сохранить им жизнь.
В те годы почти все церкви были закрыты или разрушены, священники были сосланы или расстреляны. Куда, к кому преклонить головушку православному народу, куда пойти со своими нуждами, болезнями? Господь сохранил для людей святого Своего, к которому нескончаемым потоком текла людская река. Всех утешал старец Иоанн, а про себя говорил: «Я простым не умру, буду священным».
В 1943 году Сталин приказал открыть уцелевшие храмы. В Соловцовке храм был под зернохранилищем, но к весне 1946 года его очистили кое-как и отдали верующим. Старенький отец дьякон служил там с 25 марта 1946 года, а осенью, 2 сентября 1946 года, воспринял благодать священства из рук епископа Михаила (Постникова). В конце жизни старца епископ Феодор (Смирнов) сообщил о нем патриарху, который наградил его наперстным крестом, говоря в послании: «Не оставляй чад моих, за твое пастырство награждаю…». Так сбылись пророческие слова Иоанна Оленевского, когда он говорил: «Я простым не умру, буду священным…».
Перед Пасхой 1951 года старца сильно избили, поболев, он умер 6 августа 1951 года и был похоронен на кладбище села Оленевка, там, где он читал по себе отходную два последних десятилетия и куда приглашал своих почитателей: На могилку приходите, оттуда буду помогать, никого не забуду, кто придет на могилку, тому буду помогать своими молитвами у престола Царя Небесного».

После кончины о.Иоанна не прекращалось его почитание, как чудотворца, целителя и прозорливца.
В 1996 году, 5-6 августа, состоялось обретение честных останков старца и перенесение их в село Соловцовку, где они были перезахоронены у алтаря Сергиевской церкви до дня канонизации.
27 декабря 2000 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви старец Иоанн Оленевский был причислен к Собору новомученников и исповедников Российских.
Дни его памяти установлены: 31 мая - в день прославления в лике святых, и 6 августа - в день кончины. Почитается Иоанн Оленевский, как святой Всероссийского значения.

В 2016 году, 11 сентября, на родине старца в селе Оленевка был освящен великим чином храм в честь священноисповедника Иоанна Оленевского. Также был вновь обретен святой (истинный) источник старца, восстановлена его келья, в которой расположился музей, сохранена келья, в которой он жил последние годы.

Как в юности, так и теперь зовет нас старец в храм спасать свои души:

… Туристы и паломники - заходят все сюда
И на молитвы старца надеются всегда.
А дивный чудотворец их не заставит ждать:
Помолится пред Богом им исцеленья дать…

Страница 1 из 7

Блаженный старец Иоанн Оленевский

Вместо предисловия

Послание Преосвященнейшего Филарета, епископа Пензенского и Кузнецкого, клиру и пастве Пензенской епархии по случаю обретения мощей старца-иерея Иоанна Оленевского (Ивана Васильевича Калинина)

Досточтимые отцы, всечестное монашество, дорогие братья и сестры!

В юбилейный 2000-й год от Рождества Христова Русская Православная Церковь на своем Освященном Архиерейском Соборе, состоявшемся в Москве в августе 2000 года в Храме Христа Спасителя, прославила целый сонм своих верных сыновей и дочерей, пострадавших за веру Христову, причислив их к лику святых новомучеников и исповедников Российских XX века. В число их, как мы знаем, от Пензенской епархии вошли епископ Феодор (Смирнов Владимир Алексеевич) и священники Смирнов Василий Сергеевич и Архангельский Гавриил Иванович, претерпевшие мученическую кончину в Пензе в 1937 году. К сожалению, могила их, как и большинства убиенных в годину жестоких гонений на Православную Церковь, неизвестна, и мы лишены возможности воздавать их честным останкам то достодолжное почитание, какое обязаны, согласно с нашей верой, оказывать святым мощам.

Но Господь не оставил нас без Своего утешения и ниспослал нам сей великий дар - цельбоносные мощи старца-иерея Иоанна Оленевского, чье почитание началось задолго до его общецерковной канонизации. Не было, пожалуй, ни одного верующего человека в Пензенской епархии, кто бы не слышал о прозорливом старце Иоанне Оленевском, обладающем благодатной молитвой исцеления души и тела.

Иван Васильевич Калинин, как звали Иоанна Оленевского, прожил долгую жизнь. Как свидетельствуют документы, родился будущий подвижник в 1854 году в селе Оленевка теперешнего Пензенского района и рос сиротой, лишившись своих родителей в самом раннем детстве. Обладая слабым здоровьем, зарабатывал себе на хлеб мелким ремеслом - вязанием шарфов, перчаток и прочего. Но главное, чему он отдавался со всем жаром своей души, была благодатная молитва и посещение Введенского храма села Оленевки, где он помогал священнику как алтарник, с семи лет читал Часослов и пел на клиросе. С малолетства он вел аскетический и уединенный образ жизни: ночами вставал на молитву, молился истово, со слезами, и ограничивал себя в еде и развлечениях.

В 1920 году архиепископом Иоанном (Поммером), будущим главой Латвийской Церкви, претерпевшим мученическую кончину, Иван Васильевич в возрасте 65 лет был рукоположен в сан диакона и служил в храмах Оленевки и Соловцовки, находясь за штатом.

Еще с дореволюционных времен среди богомольцев он почитался за «святого старца-прозорливца», способного утешить в бедах и печалях, дать ответ на любой вопрос, даровать исцеление души и тела. Большая известность в народе и подвижническая деятельность Иоанна Оленевского пришлась не по нраву богоборческой советской власти. Многочисленные посещения старца самыми широкими слоями населения дали повод ей обвинить его в антисоветской агитации и контрреволюционной деятельности. Несмотря на преклонный возраст его трижды арестовывали, подвергали допросам и несколько месяцев содержали в пензенской тюрьме.

Господь уберет его от ссыпок и сохранил как духовного наставника, утешителя земли Пензенской в годину тяжких испытаний, которые выпали на долю народа в страшные 30-е годы и в Великую Отечественную войну. Именно в это время, когда Русская Православная Церковь была обескровлена жесточайшими репрессиями и когда были закрыты почти все церкви, духовный подвиг отца Иоанна приобрел особую значимость.

К концу войны произошло послабление государственной политики в отношении Церкви. В Пензенской епархии, где к началу Великой Отечественной войны оставалось всего два действующих храма из тысячи, бывших в ней до революции, - Митрофановский в Пензе и Казанский в Кузнецке - в 1945-1946 годах были возобновлены богослужения в 28 церквах, в том числе и в соловцовской Сергиевской церкви, где на должность диакона вновь был назначен Иоанн Оленевский. А 2 сентября 1946 года епископом Михаилом (Постниковым) он был рукоположен в сан иерея. Тем самым Господь дал возможность отцу Иоанну передать горение своей непреклонной веры и непрестанного служения Богу возрожденному приходу, прихожанам, а через них и последующим поколениям.

6 августа 1951 года в возрасте 97 лет Господь призвал его в Свои обители. Почитаемый иерей был похоронен на кладбище в с.Оленевке на том самом месте, которое он выбрал себе еще при жизни. И как при жизни к нему шел нескончаемый поток людей за помощью, так и после смерти многочисленные богомольцы продолжали идти к Иоанну Оленевскому на его могилку, обращая свои молитвенные просьбы к тому, кто не оставлял их и за гробом.

В 45-летнюю годовщину его кончины, 6 августа 1996 года, по благословению Владыки Серафима останки великого прозорливца были перенесены в Соловцовку к Сергиевской церкви для достойного поклонения.

За его исповедническую деятельность и подвижническую жизнь, непрекращающееся народное почитание и многочисленные случаи исцелений по ходатайству архиепископа Серафима определением Священного Синода от 27 декабря 2000 года иерей Иоанн Калинин-Оленевский был включен в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века.

Таким образом, дорогие братья и сестры, Пензенская епархия обрела еще одного святого - ходатая и молитвенника перед престолом Божиим за всех нас. Будем же достойны светлой памяти священноисповедника Иоанна Оленевского, прославившего Пензенскую землю, и своими стремлениями к праведной жизни и благочестию приумножим духовные сокровища нашей родной Святой Русской Православной Церкви, чьим верным сыном был и остается новопрославленный святой.

Всю свою жизнь о. Иоанн всячески старался скрывать свои подвиги, но не мог скрыть полученной от Бога благодати и сиял как светильник, зажженный на вершине горы. «Открывай чистое сердце и молись», - постоянно говорил старец. Пусть же эти слова станут для всех нас его духовным завещанием.

Божией милостью епископ Пензенский и Кузнецкий
Филарет. 30(17) мая 2001 года

Глава 1

Великий блаженный чудотворец, старец иерей Иоанн (в миру Иван Васильевич Калинин) родился в 1854 году в праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя, 29 августа (11 сентября по новому стилю), в селе Оленевка Пензенской губернии*.

* Год и точное место рождения старца Иоанна до сих пор официально считаются неустановленными, т.к. документального их подтверждения пока не найдено.

Еще до рождения великого младенца в Оленевку прибыли два монаха и сообщили православным людям пророчество Божие: «Скоро здесь у вас родится младенец, который будет велик среди верных». По отбытии этих монахов прошел год, и родился сын у девы Ксении. При крещении дано было ему имя Иоанн. С рождения до самой смерти он не пропускал ни одной церковной службы, кроме того времени, когда был в тюрьме полгода. Сначала его носила в церковь мать, а потом сам бегал. Рано научился читать при помощи Духа Святого, и с семи лет начал читать в церкви своим мелодичным, звучным тенором и дискантом.

Вероятно, за обильные слезы своей обиженной матери, Ксении, Господь щедро наградил ее сына великой благодатью и святостью с малых лет. «Что ты тут строишь, Ванюша?» - спрашивали мальчика взрослые. «Целькву», - отвечал малыш, которому было в ту пору только два года. И действительно, из сырой глины, камешков и чурочек у ребенка получалась маленькая, хотя и нестройная церквушка.

Отец Ксении строго наказал свою дочь за ее грех и выгнал из дома. Позднее, все же пожалев ее, построил ей келию около сельской церкви.

Иван так и рос под благодатью этой церкви, не пропуская ни одной службы, сначала с матерью, а потом самостоятельно, услаждая посетителей своим приятным благозвучным сильным тенором или дискантом. Народ так и рассуждал: «Чего мы в Борисовскую церковь пойдем, лучше в Оленевскую, мы хоть послушаем Ивана Васильевича, насладимся его пением». Только запоет, вся церковь «на воздусях». Пел он дискантом, высоко и чисто. Как запоет:

«Хвалите имя Господне», без слез нельзя было слушать.

Мать его, Ксения, рано оставила Ивана сиротой, и воспитывался мальчик у родственников. Родственники рассказывали, что он маленький в куклы играл, делал церковь из глины, куклы шли в церковь молиться, а кто из них умирал, он их нес на кладбище, устроенное тут же около церкви, и хоронил. Шил им платья, вязал чулки и шапки, пел с куклами. Играл в кругу с 12-13-летними детьми и купался с ними. А по ночам тайно молился. Наташа, двоюродная сестра, чинила его одежду и ворчала на него: «Все коленки изъерзал и изодрал».

Еще мальчиком он стал приучать себя к строгой жизни: спал мало, сидя или согнувшись на полу, как котенок. Пищу принимал редко и помалу. С малых лет Иван отказался от вкушения мяса и всю жизнь не знал его вкуса. Он пил обыкновенно стакан чая, который сам заваривал; картошку на шестке круглую испечет и чаем запивает без хлеба. Сласти не принимал с малых лет, а конфеты детишкам раздавал, чай же у него был лишь слегка подслащен. Яичко принимал только одно на Пасху, когда разговлялись. Изредка стаканчик молока выпьет, когда горло заболит. Однажды, чувствуя себя нездоровым, попросил сварить кашки гречневой на молоке. Ему сварили, а он только попробовал.

Любил он церковь, ни одну службу не пропускал, в церкви пел, читал, в алтаре с малых лет помогал и людей в церковь звал: «Что ты не ходишь в церковь, Матерь Божия накажет. Здесь и Киев, и Иерусалим». Так говорил он про церковь Соловцовскую.

Мать его была Ксения, а отца никто не знал. Васильевичем назвали его по крестному. Два раза материнскую келию поджигали, они с матерью заново строились, миром-собором собирали. Когда же мать умерла, келию совсем отняли и поместили в ней пушную артель, а сироту переселили в келию племянниц Марфы и Татьяны, у них он и воспитывался дальше. Девушки шили, а он лоскутки соберет и детишкам раздает.

После их смерти мальчик стал жить в келий двоюродной сестры Наталии. В школе Иван Васильевич не учился. В пекарню бегал, навещал сирот, платки вязал, чулки, как женщина, псаломщиком работал в церкви. Но за работу никогда ничего не брал.

Ночь у него была посвящена молитве. Спал мало, с перерывами, вскакивал на молитву, в темноте слышны были только слезы... В армию его не брали. Родственники рассказывали, что Иван Васильевич воспитывал сироту-сапожника, вместе с ним сапоги шил и похоронил его 18-летним. Однажды лет 14-ти от роду попал Иван в Кочетовку Каменского района, где жил блаженный старец Иоанн Кочетовский - блаженный Ванюшка. Подошел этот старец к юноше Ивану Васильевичу, положил свою руку ему на плечо и, улыбаясь своими грязными нечесанными усами и «заржавленными зубами», протянул: «Ты будешь выше меня. К тебе будет слетаться народ, как птицы с небес».

Приходил Иван Васильевич в церковь первым, уходил последним. С детства в алтаре прислуживал. Селиванов, барин, начальник губернии, впоследствии хотел его в диакона произвести, но он был незаконнорожденный. По праведной жизни-то достоин, а незаконнорожденному не положено было в дьяконы...

Иван Васильевич кроме церкви нигде не работал, а дома сапожничал, вязал пуховые платки, лечил скотину, зубы лечил всем, кто обращался к нему. В церкви работал, а дома молился тайно, не показывая свои подвиги. И людям внушал: «Не показывайте, не молитесь напоказ!»

«Я отроду живу только в церкви, - говорил Иван Васильевич, - а дома из гроба встаю и в гроб ложусь, из дома, как из могилы, вылезаю». Так говорил батюшка, когда жил у Наталии, двоюродной сестры.

Много мест служения пришлось поменять батюшке за свою жизнь по мере того, как большевики одну за другой закрывали все новые и новые церкви. Но больше всего в его жизни было связано, конечно, с церковью Оленевской, при которой он рос и где был рукоположен во диакона, и с церковью Соловцовской, где он служил последние свои годы и был возведен в сан иерея.

В течение всей жизни батюшка несколько раз пропадал в лесу. Что он там делал, никто не знал, кроме Бога... Ищут, ищут его и не находят. Любил он лес и, бывало, говорил: «Пойду в лес безгрешный».

Великомученица Марина Антиохийская. Православный календарь на 30 июля Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня Автор: Тюренков Михаил 30 июля (17 июля по «старому стилю» - церковному юлианскому календарю). Вторник 7-й седмицы по Пятидесятнице (седьмой недели после праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). Поста нет. В Русской Православной Церкви совершается память четырёх святых и празднование в честь одной святыни. Далее коротко расскажем о них. Победившая бесов: жизнь и чудеса святой Марины Антиохийской *** Великомученица Марина (Маргарита) Антиохийская. Одна из многочисленных христианских страдальцев времён лютого гонителя императора Диоклетиана, правившего Римской империей в 284-305 годах от Рождества Христова. Марина родилась в семье языческого жреца из Антиохии. Услышав в возрасте 12 лет рассказ о Непорочном зачатии и Рождестве Спасителя, Марина уверовала в Него и решила уйти из мира, стать невестой Христовой. Когда Марине исполнилось 15 лет, местный правитель Олимврий попытался склонить её к сожительству и отказу от Христа, сначала искушая несметными богатствами, затем истязая страшными пытками. На что святая Марина ответила мучителю: Делай дела отца твоего сатаны, пёс бесстыдный! Я же исполню заповеди моего Владыки, Жениха Христа. Видя мою женскую немощь, ты напрасно надеешься сломить меня силой. Я готова на любые муки, ибо мне помогает Христос. К пленённой святой явился бес в виде дракона. Молитвой и крестным знамением она одолела его. После чего на неё напал сам сатана. На этот раз Марина оказала физическое сопротивление, победив лукавого при помощи медного молотка. Но сопротивляться людям святая не стала - язычники обезглавили юную мученицу в 304 году вместе с тысячами других христиан. И сегодня великомученица Марина является одной из самых почитаемых святых как на христианском Востоке, так и на Западе, где её именуют Маргаритой. *** Преподобный Иринарх Соловецкий. Русский святой первой половины XVII столетия, игумен легендарной Соловецкой обители, многое сделавший для укрепления этого монастыря, жемчужины Русского Севера. В царской грамоте Соловецкой обители от 1621 года от Рождества Христова инокам повелевалось: Жить по правилам Святых отцов в полном послушании у игумена Иринарха и старцев. Последние два года земной жизни отец Иринарх провёл в молитвенном уединении и подвиге молчальничества. Преподобный мирно отошёл ко Господу в 1628 году от Рождества Христова. *** Преподобный Леонид Устьнедумский. Младший современник преподобного Иринарха Соловецкого, отец Леонид совершал свои монашеские подвиги в первой половине XVII столетия от Рождества Христова, отойдя ко Господу в более чем 100-летнем возрасте в 1654 году, накануне трагического раскола Русской Церкви. Первые полвека своей земной жизни преподобный Леонид жил в миру и занимался земледелием. В 1603 году ему в чудесном видении явилась Сама Пресвятая Богородица и повелела будущему старцу направиться в Моржевскую Николаевскую пустынь на Двине, взять образ Одигитрии и перенести в устюжские пределы, где построить в честь Неё храм и жить там до смерти. Так и было сделано, и ещё около 50 лет старец подвизался при возведённом им храме. Леонид Преподобный Леонид Устьнедумский. Фото: pravoslavie.ru Перенесение мощей преподобного Лазаря Галисийского. Этот святой совершал свои молитвенные подвиги близ города Ефеса, на пустынной горе Галисийской. Там он удостоился чудесного видения: огненный столп, восходящий на небо, окружали Ангелы, поющие: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его». Святой Лазарь скончался в 1053 году от Рождества Христова. Святогорская икона Божией Матери. Этот чудотворный образ Пресвятой Богородицы был явлен в 1569 году от Рождества Христова, во времена Иоанна Грозного, уроженцу Вороничей, пригорода Пскова, юному пастуху – юродивому Тимофею. В том же 1569 году в его честь на псковской Святой горе был основан знаменитый Святогорский Успенский монастырь, сегодня широко известный как место погребения Александра Сергеевича Пушкина. икона Святогорская икона Божией Матери. Фото: pravoslavie.ru Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или в чине монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям - злат венец, а вам - доброго здоровья!» Нашим же усопшим родным и близким - вечная память!

Блаженный старец Иоанн Оленевский. Краткое жизнеописание. Воспоминания. Акафист. Настоящее издание - это попытка систематизировать имеющиеся сведения о жизни священноисповедника старца Иоанна Оленевского и воспоминания его современников и духовных чад. Добавлены некоторые свидетельства, не публиковавшиеся ранее.

Читать книгу Блаженный старец Иоанн Оленевский онлайн

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Послание Преосвященнейшего Филарета,

Епископа Пензенского и Кузнецкого,

Клиру и пастве Пензенской епархии

По случаю обретения мощей

Старца-иерея Иоанна Оленевского

(Ивана Васильевича Калинина)

Досточтимые отцы, всечестное монашество, дорогие братья и сестры!

В юбилейный 2000-й год от Рождества Христова Русская Православная Церковь на своем Освященном Архиерейском Соборе, состоявшемся в Москве в августе 2000 года в Храме Христа Спасителя, прославила целый сонм своих верных сыновей и дочерей, пострадавших за веру Христову, причислив их к лику святых новомучеников и исповедников Российских XX века. В число их, как мы знаем, от Пензенской епархии вошли епископ Феодор (Смирнов Владимир Алексеевич) и священники Смирнов Василий Сергеевич и Архангельский Гавриил Иванович, претерпевшие мученическую кончину в Пензе в 1937 году. К сожалению, могила их, как и большинства убиенных в годину жестоких гонений на Православную Церковь, неизвестна, и мы лишены возможности воздавать их честным останкам то достодолжное почитание, какое обязаны, согласно с нашей верой, оказывать святым мощам.

Но Господь не оставил нас без Своего утешения и ниспослал нам сей великий дар - цельбоносные мощи старца-иерея Иоанна Оленевского, чье почитание началось задолго до его общецерковной канонизации. Не было, пожалуй, ни одного верующего человека в Пензенской епархии, кто бы не слышал о прозорливом старце Иоанне Оленевском, обладающем благодатной молитвой исцеления души и тела.

Иван Васильевич Калинин, как звали Иоанна Оленевского, прожил долгую жизнь. Как свидетельствуют документы, родился будущий подвижник в 1854 году в селе Оленевка теперешнего Пензенского района и рос сиротой, лишившись своих родителей в самом раннем детстве. Обладая слабым здоровьем, зарабатывал себе на хлеб мелким ремеслом - вязанием шарфов, перчаток и прочего. Но главное, чему он отдавался со всем жаром своей души, была благодатная молитва и посещение Введенского храма села Оленевки, где он помогал священнику как алтарник, с семи лет читал Часослов и пел на клиросе. С малолетства он вел аскетический и уединенный образ жизни: ночами вставал на молитву, молился истово, со слезами, и ограничивал себя в еде и развлечениях.

В 1920 году архиепископом Иоанном (Поммером), будущим главой Латвийской Церкви, претерпевшим мученическую кончину, Иван Васильевич в возрасте 65 лет был рукоположен в сан диакона и служил в храмах Оленевки и Соловцовки, находясь за штатом.

Еще с дореволюционных времен среди богомольцев он почитался за «святого старца-прозорливца», способного утешить в бедах и печалях, дать ответ на любой вопрос, даровать исцеление души и тела. Большая известность в народе и подвижническая деятельность Иоанна Оленевского пришлась не по нраву богоборческой советской власти. Многочисленные посещения старца самыми широкими слоями населения дали повод ей обвинить его в антисоветской агитации и контрреволюционной деятельности. Несмотря на преклонный возраст его трижды арестовывали, подвергали допросам и несколько месяцев содержали в пензенской тюрьме.

Господь уберет его от ссылок и сохранил как духовного наставника, утешителя земли Пензенской в годину тяжких испытаний, которые выпали на долю народа в страшные 30-е годы и в Великую Отечественную войну. Именно в это время, когда Русская Православная Церковь была обескровлена жесточайшими репрессиями и когда были закрыты почти все церкви, духовный подвиг отца Иоанна приобрел особую значимость.

К концу войны произошло послабление государственной политики в отношении Церкви. В Пензенской епархии, где к началу Великой Отечественной войны оставалось всего два действующих храма из тысячи, бывших в ней до революции, - Митрофановский в Пензе и Казанский в Кузнецке - в 1945-1946 годах были возобновлены богослужения в 28 церквах, в том числе и в соловцовской Сергиевской церкви, где на должность диакона вновь был назначен Иоанн Оленевский. А 2 сентября 1946 года епископом Михаилом (Постниковым) он был рукоположен в сан иерея. Тем самым Господь дал возможность отцу Иоанну передать горение своей непреклонной веры и непрестанного служения Богу возрожденному приходу, прихожанам, а через них и последующим поколениям.

6 августа 1951 года в возрасте 97 лет Господь призвал его в Свои обители. Почитаемый иерей был похоронен на кладбище в с.Оленевке на том самом месте, которое он выбрал себе еще при жизни. И как при жизни к нему шел нескончаемый поток людей за помощью, так и после смерти многочисленные богомольцы продолжали идти к Иоанну Оленевскому на его могилку, обращая свои молитвенные просьбы к тому, кто не оставлял их и за гробом.

В 45-летнюю годовщину его кончины, 6 августа 1996 года, по благословению Владыки Серафима останки великого прозорливца были перенесены в Соловцовку к Сергиевской церкви для достойного поклонения.

За его исповедническую деятельность и подвижническую жизнь, непрекращающееся народное почитание и многочисленные случаи исцелений по ходатайству архиепископа Серафима определением Священного Синода от 27 декабря 2000 года иерей Иоанн Калинин-Оленевский был включен в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века.

Таким образом, дорогие братья и сестры, Пензенская епархия обрела еще одного святого - ходатая и молитвенника перед престолом Божиим за всех нас. Будем же достойны светлой памяти священноисповедника Иоанна Оленевского, прославившего Пензенскую землю, и своими стремлениями к праведной жизни и благочестию приумножим духовные сокровища нашей родной Святой Русской Православной Церкви, чьим верным сыном был и остается новопрославленный святой.

Всю свою жизнь о. Иоанн всячески старался скрывать свои подвиги, но не мог скрыть полученной от Бога благодати и сиял как светильник, зажженный на вершине горы. «Открывай чистое сердце и молись», - постоянно говорил старец. Пусть же эти слова станут для всех нас его духовным завещанием.

Божией милостью епископ Пензенский и Кузнецкий

Филарет.

Великий блаженный чудотворец, старец иерей Иоанн (в миру Иван Васильевич Калинин) родился в 1854 году в праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя, 29 августа (11 сентября по новому стилю), в селе Оленевка Пензенской губернии (год и точное место рождения старца Иоанна до сих пор официально считаются неустановленными, т.к. документального их подтверждения пока не найдено).

Еще до рождения великого младенца в Оленевку прибыли два монаха и сообщили православным людям пророчество Божие: «Скоро здесь у вас родится младенец, который будет велик среди верных». По отбытии этих монахов прошел год, и родился сын у девы Ксении. При крещении дано было ему имя Иоанн. С рождения до самой смерти он не пропускал ни одной церковной службы, кроме того времени, когда был в тюрьме полгода. Сначала его носила в церковь мать, а потом сам бегал. Рано научился читать при помощи Духа Святого, и с семи лет начал читать в церкви своим мелодичным, звучным тенором и дискантом.

Вероятно, за обильные слезы своей обиженной матери, Ксении, Господь щедро наградил ее сына великой благодатью и святостью с малых лет. «Что ты тут строишь, Ванюша?» - спрашивали мальчика взрослые. «Целькву», - отвечал малыш, которому было в ту пору только два года. И действительно, из сырой глины, камешков и чурочек у ребенка получалась маленькая, хотя и нестройная церквушка.

Отец Ксении строго наказал свою дочь за ее грех и выгнал из дома. Позднее, все же пожалев ее, построил ей келию около сельской церкви.

Иван так и рос под благодатью этой церкви, не пропуская ни одной службы, сначала с матерью, а потом самостоятельно, услаждая посетителей своим приятным благозвучным сильным тенором или дискантом. Народ так и рассуждал: «Чего мы в Борисовскую церковь пойдем, лучше в Оленевскую, мы хоть послушаем Ивана Васильевича, насладимся его пением». Только запоет, вся церковь «на воздусях». Пел он дискантом, высоко и чисто. Как запоет:

«Хвалите имя Господне», без слез нельзя было слушать.

Мать его, Ксения, рано оставила Ивана сиротой, и воспитывался мальчик у родственников. Родственники рассказывали, что он маленький в куклы играл, делал церковь из глины, куклы шли в церковь молиться, а кто из них умирал, он их нес на кладбище, устроенное тут же около церкви, и хоронил. Шил им платья, вязал чулки и шапки, пел с куклами. Играл в кругу с 12-13-летними детьми и купался с ними. А по ночам тайно молился. Наташа, двоюродная сестра, чинила его одежду и ворчала на него: «Все коленки изъерзал и изодрал».

Еще мальчиком он стал приучать себя к строгой жизни: спал мало, сидя или согнувшись на полу, как котенок. Пищу принимал редко и помалу. С малых лет Иван отказался от вкушения мяса и всю жизнь не знал его вкуса. Он пил обыкновенно стакан чая, который сам заваривал; картошку на шестке круглую испечет и чаем запивает без хлеба. Сласти не принимал с малых лет, а конфеты детишкам раздавал, чай же у него был лишь слегка подслащен. Яичко принимал только одно на Пасху, когда разговлялись. Изредка стаканчик молока выпьет, когда горло заболит. Однажды, чувствуя себя нездоровым, попросил сварить кашки гречневой на молоке. Ему сварили, а он только попробовал.