То было раннею весною выразительное чтение. Анализ стихотворения Толстого То было раннею весной…. Возможно вам будет интересно

«То было раннею весной…» Алексей Толстой

То было раннею весной,
Трава едва всходила,
Ручьи текли, не парил зной,
И зелень рощ сквозила;

Труба пастушья поутру
Ещё не пела звонко,
И в завитках ещё в бору
Был папоротник тонкий.

То было раннею весной,
В тени берёз то было,
Когда с улыбкой предо мной
Ты очи опустила.

То на любовь мою в ответ
Ты опустила вежды -
О жизнь! о лес! о солнца свет!
О юность! о надежды!

И плакал я перед тобой,
На лик твой глядя милый, -
Tо было раннею весной,
В тени берёз то было!

То было в утро наших лет -
О счастие! о слёзы!
О лес! о жизнь! о солнца свет!
О свежий дух берёзы!

Анализ стихотворения Толстого «То было раннею весной…»

Герой толстовской лирики связывает образ воскресающей природы с воспоминаниями о далекой юности. В произведении « » отображается состояние души, которое рождают ощущения первого весеннего тепла. Радостное волнение и веселые мечты молодости, подкрепленные картинами пробуждения живого мира, сменяются грустью, вызванной думами о «былом счастье».

Ретроспективный взгляд на события юности представлен и в стихотворении 1871 г.: изображаемое художественное пространство отделено от позиции лирического субъекта в настоящем.

Первые четверостишия, задающие медитативный тон тексту, посвящены пейзажной зарисовке. Зачин определяет временные координаты лирической ситуации - ранняя весна. Четко выраженная тематика вызывает комплекс природных образов: молодая трава, первая зелень деревьев, полноводные ручьи. Из общего ряда выделяется оригинальный образ раскрывающихся листьев папоротника, метафорически уподобленных завиткам. Здесь же сконцентрированы пейзажные доминанты, структура которых основана на отрицании: весеннее солнце не приносит жары, отсутствуют и громкие звуки пастушьего рожка.

В третьем катрене происходит плавная смена тематики - с пейзажной на любовную. Эффект естественности обеспечивается первым двустишием, содержащим рефрен и строку о «тени берез». Описывая детали природного мира, поэт одновременно указывает на пространственные ориентиры, служащие выразительными декорациями к любовной сцене.

Во второй части текста эмоциональный накал усиливается: приподнятые авторские интонации возрастают до восторженных, выраженных чередой риторических восклицаний. Эпизод насыщен реминисценциями из наследия Гете, который обращался к подобному стилистическому приему, изображая весенний восторг влюбленной души.

Традиционная, несложная на первый взгляд сцена свидания сообщает читателю о деталях психологического портрета молодой пары. Только что прозвучало признание в любви, и на сцене находятся он, вдохновленный, со слезами счастья в глазах, и она, смущенная, но встретившая искренние слова радостной улыбкой.

Оценивая события прошлого, лирический субъект прибегает к формуле «утро наших лет», сопровождая метафору уже упомянутым комплексом восклицаний. Восхищение, самозабвенное умиление дополняют светлая грусть и сожаление о прошедшей весне жизни.

Очень много нежных стихотворений этого поэта переложены на музыку, и они стали романсами. Так случилось и с этим стихотворением. По его содержанию видно, что А. К. Толстой был грустен, но счастлив, когда писал эти строки-воспоминания.

Эта встреча, свидание состоялось ранней весной, когда трава только-только всходила, уже растаяли ручьи, не было ни жарко, ни знойно. Когда пастух неслышно еще играл в рожок, собирая стадо.

Тогда, раннею весной, они сидели вдвоем в тени берез, и его любимая, опустив глаза, слушала с замиранием сердца пылкое объяснение поэта в любви к ней И как прекрасен был для поэта мир вокруг них: лес, солнце, юность, надежды, словом–весь мир!

От охватившей автора любви и нежности к любимой, поэт… плакал. В последних строках он с сожалением вспоминает свою ушедшую молодость и все, что с ним происходило той раннею весной. А не дает это забыть молодой свежий запах веснней березы.

Помоги другу. Поделись ссылкой

Анализ стихотворения Ахматовой “Постучи кулачком, я открою”

Пронзительны по своей трагической силе стихи, которые А. Ахматова посвятила соседу по квартире в Фонтанном Доме Вале Смирнову. Мальчик умер от голода во время блокады. В произведениях “Постучи кулачком – я открою… ” (1942) и “Памяти Вали” (1943) героиня творит обряд поминовения: помнить – значит не предавать, спасать от смерти. Строка пятая стихотворения “Постучи… ” первоначально читалась: “И домой не вернусь никогда”.

Анализ стихотворения Ахматовой «Когда в тоске самоубийства»

Существует общепринятое мнение о том, что Анна Ахматова является лирической поэтессой. Действительно, широкую популярность в литературных кругах ей принесли любовные стихи, благодаря которым был разрушен один из наиболее прочных стереотипов о том, что внутренний мир женщины не отличается богатством и разнообразием. Тем не менее, существует и другая Ахматова, которая обладает жестким и непримиримым характером. Она – патриот своей страны, и это высокое чувство заставляет эту хрупкую женщину принять одно из самых важных решений в своей жизни, связанных с отказом от эмиграции.

Анализ поэмы Некрасова «Мороз красный нос»

Тема поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» достаточно определенна, для поэта она является одной из основных в его творчестве – это сфера жизни, быта и бытия простого народа, крестьян, их счастья и несчастий, тягот и радостей, тяжелой работы и редких минут отдыха. Но, пожалуй, более всего интересовал автора именно женский характер.

Эта поэма целиком посвящена русской женщине – такой, какой видел ее поэт.

Анализ стихотворения Толстого “Звонче жаворонка пенье”

1) Тема. Скорее всего в стихотворении описывается начало весны. 2) Ассоциации. Приход весны. Пробуждение всего живого, свежий, юный воздух. Звонкие песни жаворонка, яркие цвета неба и земли. Сердце полное вдохновения, бодрости, увлеченности, страсти. Разрываются оковы тоски, печали, скуки, и начинается новая жизнь – недремлющая, свежая, лихая, энергичная. 3)Настроение: бодрое, веселое, отрадное.

Анализ стихотворения Бродского «Шум ливня воскрешает по углам»

Стихотворение сразу настраивает на что-то грустное.

Смотрите 1-ю строчку: Шум ливня воскреШает По углам: мало того, что сами звуки ливня – глухие, не «сонорные» , так еще и само стих-е начинается с шипящего звука. Смотрим, что выхватывает взгляд поэта из сгущающихся сумерек: букет, гаснущий в пыли (это явно букет, преподнесенный на свидании героине стих-я. И что? Его бросилиуронили в угол, в пыль (пыль должна показать случайность, убогость, временность, неуют пристанища для любовной встречи. Явный диссонанс.)

Анализ стихотворения Кушнера “Времена не выбирают”

“Времена не выбирают…” – самое известное стихотворение петербургского поэта Кушнера. Первая его строчка ушла в народ, став афоризмом. В произведении утверждается простая мысль: человеку не стоит ждать лучших времен. Нужно жить здесь и сейчас, ценить то, что дано. Согласно философии Кушнера, лучшие времена никогда не наступят. Людям всегда приходится преодолевать какие-то препятствия. Именно в этом заключается движение жизни.

Эти лирические строки Алексей Константинович написал в мае 1871 года. По его содержанию видно, что автор был грустен, но счастлив. Он повествует нам о встрече с его возлюбленной, рассказывает о том, как они сидели в тени берез и его любимая, опустив глаза, слушала, с замиранием сердца, пылкое признание поэта в любви к ней.. И так прекрасен был для поэта мир вокруг них: лес, солнце, юность, улыбка любимой. От охватившей автора любви к девушке он плакал. В последних строках он с сожалением вспоминает свою ушедшую молодость и все, что с ним происходило той весной А не дает это забыть молодой, свежий запах весенней березы.

Сам поэт назвал это стихотворение "маленькой пасторалью, переведенной из Гете". Однако это не перевод. Толстой хотел, очевидно, подчеркнуть, что какое-то стихотворение Гете дало толчок для создания "То было раннею весной.."

Стихотворение - крик души. Здесь и радость, и боль от понимания того, что этого больше не будет. Строки очень нежные и трогательные. С самого начала прочтения в моем воображении создалась романтическая атмосфера: приятный аромат свежести, молодая зелень - все прекрасно, все оживает. В зимние денёчки эти строки как никогда кстати, это именно то, чего так не хватает.

Прислала: Манаенкова Анастасия

Произведение относится к позднему творчеству поэта и представляет собой лирическое сочинение в виде ретроспективного взгляда на ушедшую юность.

Композиционная структура стихотворения состоит из шести четверостиший, раскрывающих основную тематику произведения, заключающуюся в изображении радостного волнения и веселого желания молодости, подчеркнутых пробуждающейся природой в преддверии наступления ранней весны.

В качестве стихотворного размера в произведении используется четырехстопный ямб в сочетании с перекрестной рифмовкой и двухсложной стопой, ставящей ударение на втором слоге. При этом повествование осуществляется от имени лирического героя.

Первая часть стихотворения «То было раннею весной…» концентрируется на описании пейзажной зарисовки в виде четко выраженных природных образов (молодой травы, первой зелени деревьев, полноводных ручьев). Затем тематика плавно меняется с изображения природного мира, демонстрирующего тени берез, на любовную сцену, подчеркнутую пространственными ориентирами.

Вторая часть стихотворения представляет собой усиливающийся эмоциональный накал страстей, в которых приподнятая авторская интонация возрастает путем использования восторженных восклицаний. В данной части произведения поэт использует реминисценции, заимствованные им из поэтического творчества Гете, применяющего подобный стилистический прием для выражения истинного весеннего восторга человеческой души, испытывающей влюбленность.

Среди средств художественной выразительности в стихотворении используются многочисленные метафоры, сравнения и олицетворения, акцентирующие внимание слушателей на художественном пространстве поэтического повествования, отделенном от сегодняшней авторской позиции.

Заключительная часть произведения выражается сожаление лирического героя о безвозвратно ушедшей молодости, о которой ему напоминает молодость и свежесть весенних запахов, в том числе березовой коры.

Отличительной особенностью стихотворения «То было раннею весной…» является сочетание романтической атмосферы гармонии, нежности и трогательности просыпающейся природы с тоской и болью об ушедшей юности.

Смысловая нагрузка произведения заключается в мастерском изображении поэтом счастья от испытанного настоящего чувства любви не только к возлюбленной женщине, но и к окружающей природе, соединившимися в душе лирического героя в единое целое в виде леса, солнца, юности, улыбки любимой.

Анализ стихотворения То было раннею весной по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Есенина Пороша 6 класс

    Автор очень любил в своих стихотворениях описывать великолепие родных просторов. Строки наполнены теплотой, чуткостью, восторгом. И это естественно, ведь у поэта было очень тонкое ощещения восприятия. Он с точностью мог подметить все, что его окружал

  • Анализ стихотворения Тютчева Еще земли печален вид…

    Федор Иванович Тютчев предположительно написал данное стихотворение в период расцвета творчества, но, как известно, опубликовано оно только после смерти поэта. Дата первой публикации равняется на 1876 год.

  • Анализ стихотворения Сельское кладбище Жуковского 9 класс

    Первый вариант стихотворения «Сельское кладбище» Василия Андреевича Жуковского был создан в 1801 году и является переводом одного произведения английского поэта Томаса Грея, несомненно, оно является очень красивым произведением

  • Анализ стихотворения Заря прощается с землёю Фета

    Тема смерти в один момент становится ключевой в повествованиях Афанасия Фета, особенно после 50-х годов в 19-ом веке. Причиной данной темы становится пессимистические настроения автора

  • Анализ стихотворения Друзьям Пушкина 9 класс

    Жанровая направленность произведения представляет собой лирическое послание раннего творчества поэта, основной тематикой которого является выражение любви и преданности верных товарищам.