Цивилизация майя – загадочная и величественная. Религия майя: история, культура древнего народа, основные верования Верования майя

Цивилизация майя просуществовала несколько тысячелетий; предполагается, что начало ее восходит к 3–2 тысячелетиям до н.э. Однако расцвет ее приходится на период со II по X в. н.э. – это время называют эпохой классических майя. Она охватывала своим влиянием полуостров Юкатан, а также территории, где сейчас располагаются Гватемала, Белиз, часть Гондураса, Сальвадора и некоторые штаты Мексики. Крупные города-государства этого региона (Копан, Тикаль, Вашактун, Волактун, Балакбаль) населяли несколько племен – майя, киче, уастеки, какчикело, тсентало, дакандоне, итса, из которых особенно выдающимися культурными достижениями отличалось племя майя-киче: именно этим племенем была создана священная книга "Пополь-Вух" – "Книга народа", объем которой составляет 8500 страниц и которая повествует о творении мира и человека, об устройстве космоса, о подземном царстве мертвых и т.п.

Пантеон богов майя, включивший в себя многих персонажей более ранних мифологий, был весьма многочислен и сложно структурирован. Отдельные сферы жизни людей, природные явления, стихии и т.п. представлены здесь не одним богом, а группами богов: есть боги плодородия, боги воды, боги огня, боги звезд, планет и т.п. Группа богов – повелителей небес именовалась Ошлахун-Ти-Ку, она враждовала с группой богов – повелителей подземного мира, Болон-Ти-Ку.

Творцом мира и людей майя считали бога Унаба, или Хунаба Ку. В священной книге "Пополь-Вух" говорится, что Унаб сотворил человечество из кукурузы. Из теста кукурузной муки были созданы первые четыре человека: Балам-Кице, Балам-Акаб, Махукутах и Ики-Балам.

Однако в своих молитвах майя обращались к Хунабу редко, считая его совершенно недоступным. Общепризнанным же верховным богом был его сын, владыка небес Ицамна. В кодексах он изображен глубоким стариком, беззубым, с впалыми щеками, орлиным носом, а в некоторых сюжетах – еще и бородатым. Он являлся также богом дня и ночи. Легенды и мифы майя рассказывают, что он же был первым жрецом, который изобрел иероглифы. Существовали и зооморфные изображения Ицамны, на которых он предстает как небесный дракон (рептилия-птица-ягуар). В дальнейшем в его культе появляются хтонические аспекты, он становится богом вулканов, подземного огня, а еще позднее появляется множество ипостасей Ицамны, каждая из которых имеет свою "специализацию": Ицамна-Кавиль связан с урожаем, Ицам- на-Кинич-Ачав – с солнцем, Ицамна-Каб – с землей и т.п. Его супругой, по некоторым версиям мифа, была богиня Иш-Чсль (радуга) – покровительница ткачества, медицинских знаний и деторождения, а также богиня луны.

Популярным божеством был также бог кукурузы, имя которого достоверно неизвестно. Некоторые исследователи считают, что им был бог лесов Йум Ках (или Каш). Во всех упоминаниях это самое молодое божество с сильно деформированной головой, обремененное многочисленными заботами о хорошем урожае. Не меньшей популярностью пользовался и бог смерти Ах Пуч (или А Пуч). Его изображения в кодексах соответствуют божественному промыслу, который он призван осуществлять: вместо головы – череп; ребра и позвоночник обнажены. Почитанием пользовалась также богиня Иштаб – покровительница всех наложивших на себя руки. Некоторые боги сохраняли зооморфный облик; так, сохранился культ богов-ягуаров, имевших отношение к охоте, подземному миру, смерти, воинским культам.

Согласно представлениям майя, мир состоит – кроме собственно наземного мира людей – из 13 небес и девяти подземных миров. В центре Вселенной находится мировое дерево, пронизывающее все небеса, а по сторонам света – четыре других дерева. С каждой стороной света был жестко связан определенный цвет, а также по одному богу дождя (чаку), ветра (павахтуну) и так называемому бакабу – носителю и держателю неба. Соответственно, на востоке находились красные чак, павахтун и бакаб, на западе – черные, на севере – белые и на юге – желтые. Мир создавался четырежды и три раза разрушался Всемирным потопом. Вначале был мир карликов, построивших большие города. Они делали это в темноте, поскольку еще не было создано солнце. Когда оно впервые взошло, карлики превратились в камни, а города были разрушены первым потопом. Впоследствии мир был населен преступниками, которых смыло новым потопом. Третий мир оказался заселенным самими майя, однако также был смыт потопом. Четвертый, современный мир населяют люди, появившиеся на свет в результате смешения всех ранее существовавших на полуострове Юкатан племен. К сожалению, и ему уготована та же судьба: неизбежен четвертый Всемирный потоп. Имея удивительно точную и детально разработанную календарную систему, майя конкретно указывали дату предстоящей катастрофы – 2012 г. н.э.

Религия майя имела сложный и пышный культ, для отправления которого строились монументальные культовые центры (игравшие, впрочем, немалую роль и в светской жизни). Многие из этих памятников (Пирамида Надписей и Храм Солнца в Паленке, Храм Воинов, Храм Ягуаров и Пирамида Кукулькана в Чичен-Ице, Пирамиды Солнца и Луны в "городе богов" Теотиуакане и многие другие) сохранились до наших дней.

Отправлением культа ведало многочисленное жречество. Жрецы должны были подвергать себя строгим ограничениям и суровым испытаниям (пост, запрещавший употребление мяса, соли, перца; половое воздержание; кровопускание прокалыванием различных частей тела или пропусканием колючей проволоки через язык). В их функции входила подготовка и проведение праздников, кульминационным пунктом которых неизменно было принесение человеческих жертв.

Известно, что человеческие жертвоприношения не всегда имели место в культуре майя, а появились относительно поздно. Первоначально существовали лишь бескровные жертвы богам фруктами, птицей, рыбой и различными украшениями. Однако в эпоху классических майя существовало представление о том, что человеческая кровь – сила человеческой жизни – необходима Космосу для постоянного обновления, что через вскрытый кровоток открывается канал общения с потусторонним миром, а с потоком льющейся крови в мир приходят божества, которые оказывают благотворное воздействие на дела людей. Считалось, что солнце и жизнь Вселенной существуют благодаря жертве, лишь с помощью этой жертвы они могут сохраниться и продолжать выполнять свои функции. Таким образом, жертвоприношение поддерживало установленный миропорядок. Поэтому ревностные служители богов проливали кровь не только убиваемых ими жертв, но и свою собственную, делая надрезы на собственном теле.

Согласно наиболее распространенному варианту ритуала, жертве, помещенной на жертвенном камне, рассекали грудь и вырывали сердце. Приносимого в жертву человека окрашивали в голубой цвет (официальный цвет жертвоприношения) и вели на специально отведенное место в храме или на вершину пирамиды, где лежал большой камень округлой формы также голубого цвета. Четыре помощника жреца (во всем голубом) располагали жертву так, чтобы грудная клетка была наиболее доступной частью тела для накома – жреца, вырывающего сердце. Острым кремневым ножом с красивой рукоятью вскрывалась грудная клетка, вырывалось сердце и, еще живое и продолжавшее сокращаться, на блюде подносилось чилану – церемониальному жрецу. Он торжественно собирал струящуюся кровь и обмазывал ею лицо идола того бога, в честь которого совершалось жертвоприношение. Если жертвоприношение устраивалось на вершине пирамиды, то после того, как вырывалось сердце, жертву сбрасывали вниз, где с нее сдирали кожу (кроме кожи рук и ног). Жрец снимал с себя церемониальную одежду и облачался в еще теплую окровавленную кожу, а затем вместе с другими участниками этого акта кружился в ритуальной пляске, являясь ее главным исполнителем. Ноги и руки жертвы также принадлежали жрецу. Иногда в жертву приносили одного из самых доблестных солдат племени (считая, что богам надо отдавать лучшее), и тогда большой честью для участников церемонии было отведать его мясо. Тело разрезалось на мелкие куски, которые сначала пробовала знать, а потом все остальные. Приносились в жертву также женщины и дети.

Существовал и такой своеобразный ритуал, как игра в мяч. Происходила она всегда на специально построенных для этого кортах, отдаленно напоминающих современные стадионы; там находились площадка для игры и трибуны. Площадки огораживались стенами, красиво украшенными резьбой и росписью, внутренний пол тоже был украшен фигурами богов и демонов, которым посвящалась игра. Игроки двух команд соревновались в умении забросить тяжелый литой каучуковый мяч в кольцо, возвышавшееся на 12 локтей над площадкой. Ударять по мячу разрешалось только локтем или коленом, а также резной битой. Капитан проигравшей команды должен был быть принесен в жертву сразу после игры, и осуществлял это жертвоприношение капитан команды победителей.

Представление о посмертном существовании связывалось в мировоззрении майя с подземными мирами. В книге "Пополь-Вух" подземный мир Шибалъба предстает как опасное место, в котором боги и человеческие души борются друг с другом, приносят жертвы и обманывают, чтобы одержать победу. В этом тексте рассказывается о том, как близнецы Хун-Ахпу и Шбаланке получают приглашение в Шибальбу от ее правителей (идиома "был приглашен в Шибальбу" в языке майя означала "умер"), чтобы сыграть с ними в мяч. Преодолевая многочисленные препятствия и опасности, братья достигают Шибальбы, где узнают имена ее правителей – Одна Смерть, Семь Смертей, Угол Дома, Собиратель Крови, Хозяин Гноя, Владыка Костей и т.п. Эти правители подвергают героев тяжким испытаниям, из которых те, конечно, выходят с честью. Один из близнецов все-таки встречается со смертью, но другой находит способ его воскресить. Узнав секрет, как преодолеть смерть, близнецы, осознавшие ее неизбежность, добиваются того, чтобы их умертвили определенным способом, который позволял им потом воскреснуть и победить смерть. Воскреснув, они при помощи хитрости одержали победу над правителями Шибальбы, после чего приказали им прекратить злодеяния, а сами "поднялись прямо на небо, и солнце стало принадлежать одному, а луна – другому" .

Цивилизация майя внезапно и стремительно приходит к упадку в IX в. н.э. В период между 800 и 850 гг. н.э. происходит так называемый загадочный коллапас этой культуры: резко сокращается население (по некоторым оценкам, до 90%), прекращается строительство монументальных сооружений, заметно падает уровень науки и искусства, приходит в забвение календарь долгого счета. Причины этого краха ученым неизвестны – предполагают социальные, демографические, экологические катастрофы, эпидемии и т.п. На Юкатане до сих пор живут представители народности майя, сохранившие – хотя и со значительными видоизменениями – язык, а отчасти и верования прежней великой цивилизации.

  • Цит. по: Религиозные традиции мира. Т. 1. М., 1996. С. 146.

«Майя – одна из самых удивительных цивилизаций Древнего мира. Ее называют «культурой-загадкой», а споры о ней продолжаются до сих пор. Народ майя известен своими способностями в живописи, производстве керамики, скульптуре и архитектуре.»

Религия много значила для цивилизации майя. С ней связывали абсолютно все сферы жизни: архитектуру, астрономию, отсчет времени, сельское хозяйство.

Майя представляли, что в космосе находится 13 небес и 9 преисподних. Небо – это покоившиеся друг на друге горизонтальные слои, обитель богов. Небесная опора – стоявшие в разных противоположных местах четыре бога. Они олицетворяли 4 стороны света, поддерживая весь мир. У каждого бога были свои символы и цвета, что для майя считалось очень важным.

По версии этого древнего народа, уже около четырех раз мир чуть не погибал от разрушающих природных катаклизмов. По календарю выяснили, что майя жили в пятом, заново отстроенном мире. У них также были легенды о потопе. Даже на одной из впечатляющих страниц «Дрезденского кодекса » символически изображена гибель мира во время потопа под названием «хайококаб », что в переводе означает «земля под водой ». Но богам, держащим небеса, удалось выжить и отстроить новый мир.

Ицамна был главным богом народа майя. Его имя переводится как «ящерица», и чаще всего его изображали старым человеком с телом ящерицы. Он имел несколько сущностей: к нему относились как к богу медицины, покровителю сельского хозяйства и даже создателю письменности на Земле. После него во всех сферах жизни и деятельности стали появляться множество различных богов. У всех профессий и ремесел были свои покровители. Боги появились у пчеловодов и купцов, путешественников и воинов, земледельцев и рыбаков, и даже у танцоров и комедиантов. Даже у самоубийц был покровитель – богиня Иштаб , «богиня веревки». Ишчель , спутница Ицамны была богиней луны и покровительницей беременных женщин и ткачих. До начала родов абсолютно все женщины посещали ее святилище с надеждой благополучно родить здорового ребенка, и в народе были уверена, что каждая должна там побывать хотя бы один раз в жизни.

Создание идолов – успокаивающее средство. В религии есть свои тайны, и все люди страдают от одного и того же мучительного неведения. Как и все первобытные люди, майя старались заслужить благосклонность богов, принося им жертвы и проводя ритуалы. На всех изображениях бога дождя Чака можно заметить странную форму его глаз, напоминающую букву «T». Это символизировало слезы, то есть воду, а вода необходима всем. У него было четыре разных сущности, дождь его мог достигнуть как достойных, так и неблагочестивых людей. Однако и этого бога нужно было умилостивить.

Бога кукурузы Юму Кааша изображали держащим цветущее растение молодым парнем. А скелетом был бог смерти, Апух (Ах Пуч) . У бога войны символическими цветами считались красный и черный, ведь именно такими красками перед сражениями себя раскрашивали воины.

Религия – это не только описание богов, но и система обрядов. Один из самых известных – обряд жертвоприношения. Оно было своего рода настоящим заклинанием. Майя считали, что у всех богов есть обычные человеческие недостатки и желания, которые нужно исполнять. Если люди в поселении начинали болеть или долго не было дождя, значит, бога умилостивили недостаточно.

Приносящего в жертву человека раскрашивали синим. Способов для жертвоприношения также существовало множество: умерщвление стрелами, распятие на деревянной раме, бросание в колодец и даже вырывание сердца. Кровь для майя имела мистическое значение. Ее размазывали по изображению одного из богов, того, для которого совершалось жертвоприношение.

Большинство исследователей считают, что жертвы богам и подобная жестокость были несвойственны майя. За последние сто лет ученые все чаще поднимают данный вопрос. И, конечно же, до сих пор само исчезновение этого удивительного народа остается предметом спора ученых и исследователей.

О традиционной религии Майя часто говорят как о costumbre , то есть для неё характерны привычные религиозные действия, основанные на обычаях, что отличает её от ортодоксальных римских католических ритуалов. В большой степени религия Майя представляет набор ритуальных практик, поэтому Юкатанских сельских священников называют просто jmen , "практик". Среди основных концепций, связанных с ритуалами Майя, выделяют следующие.

Ритуальная топография и летоисчисление

В процессе ритуальной топографии Майя, различным элементам ландшафта, таким как горы, ущелья и пещеры, назначает отдельных предков и божеств. Так, например, город Цоциль в Синакантане окружён семью "купальнями" живущих в горах предков. Один из этих священных источников служит жильём для "служанок и стиральщиц" предков. Как и в до-Испанском прошлом, важные ритуалы проводятся возле или внутри таких мест, а в Юкатане также вокруг карстовых впадин.

Этот ритуал связан не только с географическим расположением храмов и усыпальниц, но и с проекцией календарных моделей на ландшафт. В современном Кичеанском Момостенанго, например, отдельным сочетаниям названий дней и чисел приписываются различные специальные усыпальницы в горах, указывающие на подходящее время для проведения ритуала. В северо-западных горных районах Майя четырём дням, или "Владыкам Дней", которые могут начать год, назначают четыре горы. В раннем колониальном Юкатане, тринадцать периодов катун и соответствующие божества, нанесённые на ландшафт, воспринимались как "колесо", и считались успешно «установившимися» в отдельных городах.

Основными календарями, управляющими ритуалами, был божественный цикл из 260 дней, важный для отдельных ритуалов, год из восемнадцати месяцев (Хааб) и ежемесячные общие гуляния, которые совместно со значительными празднованиями Нового года, приписывал Диего де Ланда Юкатанскому королевству Мани. Неизвестно, насколько этот цикл фестивалей разделяли другие Юкатанские королевства, и был ли он характерен для более ранних королевств Майя.

Пожертвования и жертвоприношения

Пожертвования служат для установления и возобновления отношений (контрактов, пактов и соглашений) с другим миром, а набор, количество, подготовка и порядок жертвуемых предметов (среди которых особый маисовый хлеб, напитки, медовый ликёр, цветы и сигары) подчиняются строжайшим правилам. Например, в до-Испанский новогодний ритуал жертвовался напиток, изготовленный из ровно 415 зёрен кукурузы, а по другому поводу следовало сжигать ровно 49 зёрен маиса, смешанного с копалом. Хорошо известным примером ритуальной трапезы является Юкатанская «Месса на кукурузном поле» (misa milpera ), празднуемая в честь божеств дождя. В частности, Лакандонский ритуал был целиком посвящён "кормлению" божеств.

Жертвы могли принимать различные формы. В современных ритуалах жертвования существует общий акцент на окроплении кровью, особенно кровью индеек. В до-Испанском прошлом, жертва обычно состояла из небольших животных, таких как перепёлки и индейки, мяса оленей и рыбы, но в исключительных случаях (таких как восхождение на трон, серьёзная болезнь правителя, королевские похороны или засуха) также включали людей. Проведение жертвоприношений было повсеместным, но ритуальная антропофагия (каннибализм) была исключительно редкой. Характерной чертой древних ритуалов Майя (хотя и не исключительной) были сеансы «кровопускания», проводимые высшими правящими чинами и членами королевских семей, в течение которых мочки ушей, языки и мужские половые органы разрезались небольшими острыми ножами, кровь капала на полосы бумаги, которые впоследствии сжигались.

Духовенство

По традиции у Майя существуют свои религиозные лица, часто имеющие иерархическую организацию и обязанные молиться и приносить жертвы от имени поколений, местных групп или целого сообщества. Во многих местах они работают в католических братствах и так называемых гражданских религиозных иерархиях, организациях, которые играли существенную роль в сохранении до-Испанских религиозных традиций. Деятельность многих священников, а в особенности целителей, демонстрирует черты, схожие с шаманизмом .

Наше представление о раннем духовенстве Майя практически целиком основано на том, что о них говорил их испанские коллеги-миссионеры (Ланда про Юкатан, Лас Казас и другие про горы Гватемалы). Верхний эшелон духовенства состоял из хранителей знаний, в том числе исторических и генеалогических. Около 1500 года нашей эры духовенство было организовано иерархически от высшего священника, жившего при дворе, до деревенских священников, а священные книги были распределены вдоль этих линий. Священники выполняли множество задач, от выполнения жизненно важных ритуалов до прорицания, и занимали специальные должности, например священник-катун, оракул, астролог и священник, приносящий в жертву людей. На всех уровнях, духовенству было доступно только для знати.

Удивительно мало известно о классическом духовенстве Майя, хотя можно предположить, что древние аскетичные рисунки, изображающие чтение и написание книг, обесславливание и инаугурацию королей, наблюдение за жертвоприношением, скорее всего, представляют придворное духовенство.

Церемония Майя - благословление ребёнка.

Очищение

Мероприятия очищения, такие как пост, сексуальное воздержание и (особенно в до-Испанском прошлом) исповедь в основном предваряют крупные ритуальные события. В Юкатане 16-го века очищение (изгнание злых духов) часто являлось начальной фазой ритуала. Ритуалы кровопускания также могли иметь функцию очищения. Вообще очищение требовалось перед входом в зоны обитания божеств. В современном Юкатане, например, принято пить стоячую воду из углубления в камне при первой же возможности после входа в лес. Вода затем выплёвывается на землю, что означает, что человек стал "непорочным" (suhuuy ), и получил право делать свои человеческие дела в священном лесу.

Молитвы

Молитвы Майя практически неизменно сопровождают процессы пожертвования и жертвоприношения. Часто они принимают вид длительных литаний, в которых особо выделяются имена персонифицированных дней, святых, элементов ландшафта связанных с историческими или мифическими событиями и гор. Эти молитвы, с их гипнотическим ритмом, часто имеют структуру двустишья, которая также характерна для текстов классического периода. Некоторые общины Майя в северо-западных горных районах Гватемалы имеют особую группу "молитвотворцев".

Паломничества

Через паломничества религия Майя превосходит пределы своей общины. Сегодня паломничества часто включают взаимные посещения деревенских святых (представленных своими статуями), а также визиты дальних святилищ, например паломничество Q’eqchi" в тринадцати священных горах. Около 1500 года, Чишен Итза привлекали паломников из всех близлежащих королевств, другие паломники посещали местные святыни, такие как Икс Шель и другие богини островов восточного побережья Юкатана.

Празднования и театральные выступления

Празднования обычно организуются религиозными братствами, большая часть затрат на которые покрывается высшим руководством. Аналогично в до-Испанском королевстве Мани некоторые религиозные празднования были спонсированы богатыми и выдающимися людьми, видимо отражая общую тенденцию пост-классических и более ранних королевств. Через пиршества, богатства перераспределялись в виде еды и напитков. Продолжительное и обязательное выпивание, о котором отрицательно отзывались как ранние, так и современные внешние источники, укрепляет связи в сообществе, как между людьми, так и между людьми и божествами.

И в современном и в классическом периоде, более сложные ритуалы включали музыку, танцы, процессии и театральные постановки. Сегодня, выполнение важных танцев и танцевальных драм (не всегда религиозных) часто производится на пиру в честь главного святого деревни и в некотором наборе случаев, определённых католическим календарём. Ланда упоминает, что в позднем пост-классическом периоде некоторые танцы исполнялись при новогодних ритуалах (например, xibalba okot , танец Шибалбы) или ежемесячных пиршествах (например, holkan okot , танец вождей войны).

Театральные зарисовки животных и божеств, будучи распространённой Мезоамериканской практикой, часто имели место в контексте драматических постановок. Ритуальные трансформации в way (оборотень или привидение) сопровождались танцем. Ритуальный юмор (часто являющийся средство социального критицизма) был частью до-Испанских драматических постановок (как связанных со сменой года, так и не связанных), включающих опоссумов, обезьян и престарелых Бакабов, с которыми женщины иногда исполняли эротические роли. В классический период чаще всего танцующим изображали Бога Маиса с Тонзурой, покровителя пиршеств.

Ритуальные области

Единственно обширное описание до-Испанских ритуалов Майя почти современником относится к Юкатану, в частности к королевству Мани, и было написано Диего де Ланда (около 1566 года). Однако, основные ритуальные области, такие как сельское хозяйство и царствование, в работе Ланда затронуты лишь едва.

Календарь

Религиозное творчество

В недавних религиозных произведениях есть существенное разнообразие, которое покрывает как стереотипные, морализующие истории о встречах с духами гор и сверхъестественными "Владыками", так и мифы. В частности в рассказах о сотворении земли и происхождении полезных растений, часто заметен след переработки католических тем. Среди наиболее известных мифов выделяют мифы об открытии Маисовой горы богами Молнии, битве Солнца и его Старших Братьев, и свадьба Солнца и Луны. Ранний колониальный кичеанский миф, описанный в Пополь-Вух , не дошёл до нас, однако его фрагменты узнаются в недавних повестях. Имя одного из его героев, Шбаланке, на рубеже 20-го века известно в Альта Верапазе. Ранняя мифология может быть найдена в Пополь-Вух и в некоторых книгах Чилам Балам.

Вопреки прогрессу в расшифровке иероглифов, наиболее важными источниками классической мифологии всё ещё являются изображения на посуде (так называемый "керамический кодекс") и монументальной иконографии.

Этика

Трудно сравнивать этические системы политеистических религий, как Майя, с мировыми монотеистическими религиями. Однако, идея "сделок" между божествами и людьми распространена в обоих. Выполнение ритуальных требований таких "сделок" должна приводить к гармонии. Архаическая практика человеческих жертв должна рассматриваться в первую очередь в этом контексте.

Список литературы

  • Abigail E. Adams and James E. Brady, "Ethnographic Notes on Maya Q’eqchi" Cave Rites: Implications for Archaeological Interpretation", in James E. Brady and Keith M. Prufer eds., In the Maw of the Earth Monster. Studies of Mesoamerican Ritual Cave Use . Austin: University of Texas Press 2005.
  • Sarah C. Blaffer, The Black-man of Zinacantan . University of Texas Press, Austin 1972.
  • Michael D. Coe, "A Model of Ancient Maya Community Structure in the Maya Lowlands", Southwestern Journal of Anthropology 21 (1965).
  • Michael D. Coe, "Death and the Ancient Maya", in E.P. Benson ed., Death and the Afterlife in Pre-Columbian America . Dumbarton Oaks, Washington 1975.
  • David Freidel, Linda Schele, Joy Parker, Maya Cosmos . William Morrow, New York 1993.
  • Marianne Gabriel, Elemente und Struktur agrarischer Zeremonien und deren Bedeutung für die Mayabauern Ost-Yukatans. Acta Mesoamericana Bd. 11 (2000).
  • Rafael Girard, Los mayas eternos . LibroMex, Mexico 1962.
  • Calixta Guiteras Holmes, Perils of the Soul. The World View of a Tzotzil Indian . New York: The Free Press of Glencoe.
  • Kerry Hull, Verbal Art and Performance in Ch’orti" and in Maya Hieroglyphic Writing . Dissertation (online), University of Texas, Austin 2003.
  • Ulrich Köhler, Chonbilal Ch’ulelal - Alma Vendida. Elementos fundamentales de la cosmología y religión mesoamericanas en una oración en maya-tzotzil. Universidad Nacional Autónoma de México, Mexico 1995.
  • Olivier LaFarge, Santa Eulalia. The Religion of a Cuchumatán Indian Town . The University of Chicago Press, Chicago 1947.
  • Matthew Looper, To be like Gods. Dance in Ancient Maya Civilization. University of Texas Press, Austin 2009.
  • Bruce Love, "Yucatec Sacred Breads Through Time". In William F. Hanks and Don Rice,
  • Susan Milbrath, Star Gods of the Maya . University of Texas Press, Austin 1999.
  • S.W. Miles, The Sixteenth-Century Pokom-Maya . The American Philosophical Society, Philadelphia 1957.
  • Mary Miller and Karl Taube, An Illustrated Dictionary of the Gods and Symbols of Ancient Mexico and the Maya . Thames and Hudson, London 1993.
  • John D. Monaghan, Theology and History in the Study of Mesoamerican Religions . Handbook of Middle American Indians, Supplement to Vol. 6. University of Texas Press, Austin 2000.
  • Victor Montejo, El Kanil, Man of Lightning . Signal Books, Carrboro N.C.
  • Ralph L. Roys, The Book of Chilam Balam of Chumayel . University of Oklahoma Press, Norman 1967.
  • Ralph L. Roys, Ritual of the Bacabs . University of Oklahoma Press, Norman 1965.
  • Seler, Eduard, Die Tierbilder der mexikanischen und der Maya-Handschriften . Gesammelte Abhandlungen IV.
  • Karl Taube, The Major Gods of Ancient Yucatan . Dumbarton Oaks, Washington 1992.
  • Karl Taube, "Ritual Humor in Classic Maya Religion". In William F. Hanks and Don S. Rice, Word and Image in Maya Culture . Salt Lake City: University of Utah Press 1989.
  • Barbara Tedlock, Time and the Highland Maya . University of New Mexico Pres, Albuquerque 1992.
  • Popol Vuh: the Definitive Edition of the Mayan Book of the Dawn of Life and the Glories of Gods and Kings. Revised Edition. - New York: Simon and Schuster, 1996. - ISBN 0-671-45241-X
  • J.E.S. Thompson, Maya History and Religion . University of Oklahoma Press, Norman 1970.
  • Alfred M. Tozzer, Landa’s Relación de las cosas de Yucatán. A Translation . Peabody Museum, Cambridge MA 1941.
  • Alfred M. Tozzer, A Comparative Study of the Mayas and the Lacandones . Archaeological Institute of America. The Macmillan Company, New York 1907.
  • Evon Z. Vogt, Tortillas for the Gods. A Symbolic Analysis of Zinacanteco Rituals . Harvard University Pres, Cambridge 1976.

Среди цивилизаций доколумбовой Америки обычно выделяют культуры майя, ацтеков, инков, которые достигли наибольшего расцвета. Формировались они в районах, которые были относительно обособлены друг от друга. Так, местом проживания майя были полуостров Юкатан и нынешняя Гватемала, ацтеков - Мексика, инков - Перу.

Тем не менее, по мнению исследователей, при всем их различии культуры майя, ацтеков и инков имеют ряд общих черт. У этих народов начали создаваться государственные системы, оформилось социальное расслоение общества. Высокого уровня достигли ремесла, изобразительное искусство, астрономические знания, строительство, земледелие. В сегодняшнем обзоре будет представлена информация о религии и культуре майя.

Периодизация истории

Историю культуры майя кратко можно представить в виде трех следующих периодов:

  • I период (с древних времен до 317 года) - возникновение городов-государств. Примитивное подсечное земледелие. Изготовление хлопчатобумажных тканей.
  • II период (IV-X век), классический, или период Древнего царства, - рост городов, таких как Тулума, Паленке, Чичен-Ица. Таинственный уход из них жителей в начале X века.
  • III период (X-XVI век) - постклассический, или Новое царство, - приход конкистадоров из Европы. Принятие новых законов и стилей в искусстве и в самой жизни. Смешение культур. Братоубийственные войны.

Представляется, что для более детального ознакомления с необычной и интересной культурой народов майя следует обратиться к исследованиям специалистов. На сегодняшний день имеется немало книг, посвященных археологии, истории, искусству этого народа. Одной из таких является «Культура древних майя» Кинжалова Ростислава Васильевича, советского и российского историка, этнографа, писателя. Издана она в далеком 1971 году, но не теряет своей актуальности и по сей день. По словам самого автора, задача его работы — «дать (впервые на русском языке) общую характеристику древней культуры народов майя за все ее более чем двухтысячелетнее развитие, начиная с самых ранних этапов и кончая трагической гибелью от меча испанских конкистадоров». Этнограф касается таких тем, как хозяйство и материальная культура, их общественное устройство, научные знания, архитектура и изобразительное искусство цивилизации, литература, танцы, музыка и, конечно же, религиозные представления.

Архитектура

В архитектуре существовало два типа сооружений - жилые и церемониальные.

Жилые дома строились из камня на платформах, были прямоугольными с островерхой крышей из соломы. В центре находился очаг из камней.

Ко второму типу относились высокие пирамиды, служившие основанием для храма, поднимая его к небу. Они представляли собой квадрат с толстыми стенами и были украшены внутри орнаментами и надписями. Здания строились через 5, 20, 50 лет. В алтарных записях отмечались какие-либо важные события.

Скульптура и живопись

В культуре древних майя архитектура гармонично сочеталась со скульптурой и живописью. Основными темами изображений являлись божества, правители, сцены из общественной жизни. Применялось множество скульптурных жанров: барельеф, горельеф, резьба, моделированный и круглый объем.

Майя использовали различные материалы, например, кремень, обсидиан, нефрит, дерево, кость, раковины. Из глины делались предметы культа, которые покрывались росписью. Большое значение имело выражение лиц, детали одежды. Традиции индейцев майя в скульптуре и живописи характеризовались яркостью, энергией и реализмом.

Космология майя

В течение продолжительного периода майя обожествляли природные явления. Первыми объектами их поклонения были Солнце, Луна, ветер, дождь, молния, леса, горы, водопады, реки. Но с течением времени у них сформировался пантеон богов, соответствовавший их космологическим представлениям, которые заключались в следующем.

Вселенная состоит из 13 миров, находящихся на небесах, и 9 - под землей. Повелители небес враждебны владыкам подземного мира. Между небесными и подземными мирами находится плоская прямоугольная земля. После смерти душа попадет в один из миров. В рай, к богу Солнца, сразу попадают души погибших на поле битвы воинов и женщин, умерших при родах. Большинству же умерших грозит темное царство.

Мировое Древо

Согласно верованиям майя, в центре Вселенной находится Мировое Древо, которое пронизывает все небесные слои. Рядом с ним, по сторонам света, находятся еще четыре дерева:

  • на севере - белое;
  • на юге - желтое;
  • на западе - черное;
  • на востоке - красное.

На деревьях живут боги ветра, дождя и держатели неба. Эти божества также соотносятся со сторонами света и различны по цвету.

Творец мира

Творец мира у майя - бог Унаба (Хунаба Ку). В священной книге под названием «Пополь-Вух» сказано, что все человечество он создал из кукурузы. Его еще называли Великим Отцом (Кукумай). Но в превращении кукурузы в человека большая роль отводилась также и Великой Матери (Тепеу).

Сначала из кукурузного теста были сотворены четыре первых мужчины, а затем для них были созданы прекрасные женщины. От этих первых людей и пошли малые и большие племена. В соответствии с более поздними верованиями, мир создавался четыре раза, и три раза был разрушен вследствие Всемирного потопа.

Добрые и злые боги

В религии древних делились на добрых и злых. Первые дарили людям дожди, помогали выращивать хороший урожай кукурузы, способствовали изобилию. Вторые занимались в основном разрушением. Они насылали засухи, ураганы, войны.

Существовали и божества, имевшие двойственную природу. К ним относятся четверо братьев-богатырей. По указанию Творца, после создания им мира они встали по четырем углам Вселенной и держали на плечах небо. Тем самым они делали доброе дело. Но в начале потопа братья испугались и убежали.

Пантеон богов

Главным в пантеоне богов у майя был Ицмана - Владыка мира. Он изображался в виде старика с морщинистым лицом, беззубым ртом и огромным орлиным носом. Одновременно он выступал в роли Творца мира, бога Дня и Ночи, основателя жречества, изобретателя письменности.

Особенным почтением пользовался бог кукурузы, которому придавался облик юноши. Он носил головной убор, напоминавший по форме кукурузный початок.

Также майя поклонялись богам Солнца, дождя, долин, охотников, оленей, богам-ягуарам, богу смерти Ах Пуч и множеству других.

Еще к самым почитаемым богам относился и Кецалькоатль, или Кукулькан, который был богом ветра и планеты Венеры.

Особого внимания заслуживает и имевшим весьма древнее происхождение, берущее начало в ольмекской культуре. Эти боги были связаны с подземным миром, смертью, охотой, культом воинов. «Красный» и «черный» ягуары связывались также с богами сторон света и дождя. По мнению исследователей, ягуар выступал в качестве родового божества некоторых правящих династий.

Кроме круга главных божеств, в религии майя большая роль отводилась и местным божествам, обожествленным предкам и героям.

Женщины-богини

В религии майя имелось также много женских божеств. Особенно среди них почиталась так называемая красная богиня - Иш-Чебель-Йаш. Зачастую она изображалась со змеей, заменявшей ей головной убор, и с лапами, как у хищного зверя.

Другой богиней, пользовавшейся особым почтением, была богиня Радуги - Иш-Чель. Она являлась супругой главного бога, Ицмана, а также богиней Луны, покровительствующей медицине, деторождению и ткачеству.

У индейцев майя были божества, необычные для других народов. Например, такой была богиня Иштаб - покровительница самоубийц.

Связь с богами

Для того чтобы привлечь внимание богов, майя соблюдали длительные посты, которые иногда достигали периода трех лет. Они не употребляли мяса, перца, соли, острой приправы чили, воздерживались от интимной близости. Нужно отметить, что такие строгости касались в основном жрецов. Но остальные стремились подражать им, чтобы умилостивить богов.

Майя обращали к богам молитвы, которые прежде всего содержали просьбы об облегчении жизненных тягот, избавлении от болезней, обеспечении урожая, удачи на охоте и в рыболовстве, успехов в военных действиях.

Связь с богами осуществлялась через жрецов, которые погружались в молитвы и медитации. А также практиковалось «отправление посланников к богам», то есть жертвоприношения, в числе которых были и человеческие.

Ритуальная жизнь

Большую роль в религии майя играли такие ритуалы, как пророчества, гадания и оракулы, а также различные церемонии. Подготовка и осуществление каждой религиозной церемонии проходили в шесть основных этапов:

  1. Предшествующий пост и воздержание.
  2. Назначение жрецом, который находился в состоянии божественного озарения, подходящего дня для проведения праздника.
  3. Обряд изгнания злых духов с того места, где предполагалось проводить празднество.
  4. Окуривание идолов.
  5. Произнесение молитв.
  6. Кульминация - жертвоприношение.

Как правило, человеческие жертвы приносились нечасто. В основном ограничивались животными, птицей, рыбой, фруктами, украшениями. Но были дни, когда, согласно представлениям майя, необходимо было жертвовать своими соплеменниками или пленниками, чтобы боги предотвратили беду или послали удачу. Это случалось во времена тяжелых поражений либо громких военных побед, эпидемий, в периоды засухи и следовавшего за ней голода.

Пока не улетела душа

Существовало несколько разновидностей жертвоприношений. Самым торжественным и популярным было то, во время которого у жертвы вырывалось сердце. Происходило оно следующим образом.

Жертву покрывали лазурью и клали на алтарь из яшмы. Это делали четыре жреца, почтенных старца в черных одеждах, вымазанных черной краской. Верх алтаря был округлым, что способствовало поднятию груди. Это давало возможность легко и удобно рассечь грудь жертвы острым ножом и вырвать бьющееся сердце. Оно считалось носителем души, которую отправляли к богам в качестве посланника с очень важными просьбами или поручениями.

Сердце нужно было вырывать как можно быстрее, чтобы приблизить его к статуе бога, пока оно еще трепетало, то есть пока душа еще не «улетела». При этом жрец-прорицатель орошал кровью пульсирующего сердца статую бога.

Затем тело жертвы сбрасывалось жрецами со ступенек пирамиды. Другие жрецы, которые находились внизу, сдирали с теплого трупа кожу. Один из них натягивал ее на себя и на глазах у тысяч зрителей исполнял ритуальный танец. После этого тело погребали, но если это было тело мужественного воина, оно съедалось жрецами. Они считали, что тем самым к ним переходят лучшие качества жертвы.

Важна чистота души

Существовал ритуал, по которому в качестве жертвы выбирали невинного юношу, так как для жрецов очень важной была чистота «души-крови». Кроме этого, необходимым было исключение постороннего влияния. Жертва привязывалась на площади к столбу, и ее неторопливо расстреливали, как мишень, из луков или копьями. Такое изуверство имело свое объяснение. В начале ритуала было строго запрещено наносить смертельную рану жертве. Она должна была умирать долго и мучительно от потери крови. С этой кровью и «улетала» душа к богу.

Наряду с описанными ритуалами существовало и жертвование крови, которое не требовало гибели человека. Жертве лишь делали надрезы на лбу, ушах, локтях. А также ей протыкали нос, щеки, половой орган.

Большое значение придавалось обрядовому танцу огненного очищения. Его совершали в те годы, которые по календарю майя считались наиболее опасными и несчастливыми. Эту церемонию проводили глубокой ночью, что придавало ей торжественности и производило большой эффект. Пылающие угли, остававшиеся от большого костра, разбрасывались вокруг и выравнивались. Главный жрец шел во главе процессии босых индейцев, шагавших по углям. Некоторые из них обжигались, другие обгорали очень сильно, а кто-то оставался невредимым. Этот ритуал, как и многие другие, сопровождался музыкой, танцами.

Храмы

В религии майя большое значение придавалось городским центрам. Самые древние из них сформировались на рубеже новой эры. Это были Вашактун, Копан, Тикаль Волактун, Балакбаль и другие. Они носили характер религиозно-светских. Например, в Копане проживали около 200 тысяч человек. В VIII веке там воздвигли три храма, высота каждого из которых достигала 30 метров. Кроме этого, в самом центре города находились террасы, украшенные стелами и статуями богов.

Такие религиозно-светские центры находились и в других городах. Они присущи всей Мезоамерике в целом. Многие из памятников сохранились до наших дней. К ним относятся:

  • В Паленке: Пирамида надписей, Храм Солнца, пирамиды-усыпальницы.
  • В Чичен-Ице: Храм Ягуаров, Храм Воинов,
  • В Теотиуакане - «городе богов»: Пирамиды Солнца и Луны.

Согласно одному из поверий, когда человек перестает отражаться в зеркале, он приближается к смерти. К концу X века цивилизация майя перестала отражаться в зеркале. Пришел ее закат. Множество городов покинули их жители, и они оказались разрушены. Цивилизация майя угасла. Почему? Точного ответа нет, есть лишь гипотезы: войны, землетрясения, эпидемии, внезапное изменение климата, снижение плодородности почвы... Однако истинная причина не известна никому.