Легкое дыхание краткий конспект. Легкое дыхание. Характер главной героини

Этого рассказа позволяет сделать вывод о том, что он относится к жанру новеллы. Автору удалось передать в короткой форме историю жизни гимназистки Оли Мещерской, но не только ее. Согласно определению жанра, новелла в уникальном, малом, конкретном событии должна воссоздать всю жизнь героя, а через нее - жизнь общества. Иван Алексеевич посредством модернизма создает уникальный образ девушки, которая еще только грезит о настоящей любви.

Об этом чувстве писал не только Бунин ("Легкое дыхание"). Анализ любви проводили, пожалуй, все великие поэты и писатели, очень разные по характеру и мировоззрению, поэтому в русской литературе представлено множество оттенков этого чувства. Открывая произведение очередного автора, мы всегда находим что-то новое. У Бунина тоже есть своя В его произведениях нередки трагические финалы, заканчивающиеся смертью одного из героев, но она скорее светла, чем глубоко трагична. С подобной концовкой мы сталкиваемся, дочитав "Легкое дыхание".

Первое впечатление

На первый взгляд события кажутся грязными. Девушка играет в любовь с некрасивым офицером, далеким от того круга, к которому принадлежала героиня. В рассказе автор использует так называемый прием "доказательства от возвратного", поскольку даже при столь пошлых внешних событиях любовь остается чем-то нетронутым и светлым, не касается будничной грязи. Придя на могилу Оли, классная руководительница спрашивает себя о том, как все это соединить с чистым взглядом на "то ужасное", что теперь ассоциируется с именем гимназистки. Вопрос этот не требует ответа, который присутствует во всем тексте произведения. Им насквозь пронизан рассказ Бунина "Легкое дыхание".

Характер главной героини

Оля Мещерская представляется воплощением юности, жаждущей любви, живой и мечтательной героиней. Ее образ, вопреки законам общественной морали, увлекает почти всех, даже младшие классы. И даже блюстительница нравов, учительница Оли, осуждавшая ее за раннее взросление, после гибели героини приходит на кладбище к ее могиле каждую неделю, постоянно думает о ней и при этом даже чувствует себя, "как все преданные мечте люди", счастливой.

Особенность характера главной героини рассказа в том, что она жаждет счастья и может найти его даже в столь уродливой действительности, в которой ей пришлось оказаться. Бунин "легкое дыхание" использует как метафору естественности, жизненной энергии. так называемой "легкости дыхания" неизменно присутствует у Оли, окружая ее особым ореолом. Люди чувствуют это и поэтому тянутся к девушке, при этом даже не умея объяснить, почему. Она всех заражает своей радостью.

Контрасты

Произведение Бунина "Легкое дыхание" построено на контрастах. С первых же строк возникает двоякое ощущение: пустынное, грустное кладбище, холодный ветер, серый апрельский день. И на этом фоне - портрет гимназистки с живыми, радостными глазами - фотография на кресте. Вся жизнь Оли также построена на контрасте. Безоблачному детству противопоставляются трагические события, произошедшие в последний год жизни героини рассказа "Легкое дыхание". Иван Бунин часто подчеркивает контраст, разрыв между реальным и кажущимся, внутренним состоянием и внешним миром.

Фабула рассказа

Фабула произведения довольно проста. Счастливая юная гимназистка Оля Мещерская сначала становится добычей друга своего отца, пожилого сластолюбца, после чего - живой мишенью для вышеупомянутого офицера. Ее гибель подвигает на "служение" ее памяти классную даму - одинокую женщину. Однако кажущуюся простоту этого сюжета нарушает яркое противопоставление: тяжелый крест и живые, радостные глаза, невольно заставляющее сжаться сердце читателя. Простота сюжета оказалась обманчивой, поскольку рассказ "Легкое дыхание" (Иван Бунин) не только о судьбе девушки, но и о несчастной доле классной дамы, которая привыкла жить чьей-то чужой жизнью. Интересны и взаимоотношения Оли с офицером.

Взаимоотношения с офицером

Уже упомянутый офицер по сюжету рассказа убивает Олю Мещерскую, введенный поневоле в заблуждение ее игрой. Он это сделал потому, что был близок с ней, верил в то, что она его любит, и не мог пережить разрушение этой иллюзии. Далеко не любой человек может вызвать в другом столь сильную страсть. Это говорит о яркой личности Оли, считает Бунин ("Легкое дыхание"). Поступок главной героини был жесток, но ведь она, как нетрудно догадаться, обладая особым характером, одурманила офицера неумышленно. Оля Мещерская в отношениях с ним искала мечту, но ей не удалось ее найти.

Виновата ли Оля?

Иван Алексеевич считал, что рождение не является началом, а следовательно, смерть - не конец существования души, символом которой и является определение, которое использовал Бунин, - "легкое дыхание". Анализ его в тексте произведения позволяет сделать вывод о том, что это понятие - души. Она не исчезает бесследно после смерти, а возвращается к источнику. Об этом, а не только о судьбе Оли, произведение "Легкое дыхание".

Иван Бунин не случайно затягивает объяснение причин смерти героини. Возникает вопрос: "Может быть, она виновата в случившемся?" Ведь она легкомысленна, кокетничает то с гимназистом Шеншиным, то, пусть неосознанно, с другом отца Алексеем Михайловичем Малютиным, соблазнившим ее, затем почему-то обещает офицеру выйти за него замуж. Для чего ей понадобилось все это? Бунин ("Легкое дыхание") анализирует мотивы поступков героини. Постепенно становится ясно, что Оля прекрасна, как стихия. И столь же вненравственна. Она стремится во всем дойти до глубины, до предела, до сокровенной сути, а мнение окружающих не интересует героиню произведения "Легкое дыхание". Иван Бунин хотел сказать нам о том, что в поступках гимназистки нет ни чувства мести, ни осмысленного порока, ни твердости решений, ни боли раскаяния. Получается, что ощущение полноты жизни способно быть губительным. Трагична (как у классной дамы) даже неосознанная тоска по ней. Поэтому каждый шаг, каждая деталь жизни Оли грозят катастрофой: шалость и любопытство могут привести к серьезным последствиям, к насилию, а легкомысленная игра с чувствами других людей - к убийству. К такой философской мысли подводит нас Бунин.

"Легкое дыхание" жизни

Сущность героини в том, что она живет, а не просто исполняет роль в спектакле. В этом же и ее вина. Быть живым, не соблюдая при этом правил игры, - значит быть обреченным. Среда, в которой существует Мещерская, полностью лишена целостного, органического чувства прекрасного. Жизнь подчинена здесь строгим правилам, нарушение которых ведет к неизбежной расплате. Поэтому трагичной оказывается судьба Оли. Ее гибель закономерна, считает Бунин. "Легкое дыхание", однако, не умерло вместе с героиней, а растворилось в воздухе, наполнив его собою. В финале звучит таким образом мысль о бессмертии души.

В этой статье предлагается анализ произведения «Легкое дыхание». Его краткое содержание необходимо для того, чтобы вспомнить ранее прочитанный текст повести либо познакомиться с сюжетом рассказа перед первым прочтением. Читать онлайн практически все произведения русской литературы очень удобно и не занимает много времени.

Интересно! Идея создания рассказа пришла к писателю, когда он был в Италии. Во время прогулки по итальянскому кладбищу писатель увидел могилу молодой девушки.

На кресте был медальон, а в нём фотография юной гимназистки. Автор был сильно поражен контрастом – мрачного кладбища и таких живых глаз прекрасной девушки. Почему такое ангельское существо покинуло этот мир столь рано? Он не мог ответить на этот вопрос, но мысленно сделал девушку русской и нарисовал ее жизнь по-своему, сделав главной героиней своей новеллы.

Медальон на кресте

Герои рассказа:

  1. Лиза Мещерская – гимназистка, обладающая своенравным характером.
  2. Классная дама – высокоморальная женщина, следящая, чтобы в гимназии соблюдались нормы и правила приличия.
  3. Алексей Михайлович Милютин – брат начальницы гимназии.
  4. Казачий офицер – поклонник Ольги Мещерской.

Перед вами краткий пересказ по главам основной сюжетной линии произведения. Сегодня возможно читать краткое содержание новеллы «Легкое дыхание» в текстовом формате, а также прослушать звуковой вариант произведения на сайте аудиокниг.

Итак, кратко, главные события рассказа «Легкое дыхание». Повествование начинается с описания могилы главной героини: на кладбище расположен дубовый крест, в который вставлен красивый медальон из фарфора.

В медальоне есть фотография, на которой изображена гимназистка Ольга Мещерская с веселыми, блестящими глазами полными жизни. Вслед за описанием могилы идёт рассказ о жизненном пути главной героини.

В детстве ее трудно было выделить в толпе гимназисток, кроме того факта, что девочка часто пренебрегала наставлениями классной дамы и обладала озорным, беспечным нравом. К 14 годам у девушки уже сформировалась красивая фигура: безупречная талия, стройные ноги.

Несмотря на то, что другие гимназистки тщательно следили за своим внешним видом: делали прически, следили за изящностью движений и были чистоплотны, Оля Мещерская не делала никаких усилий, чтобы выглядеть безупречно. Она не боялась растрепанной прически и испачканной одежды. Несмотря на это, обладала элегантностью, шармом, живыми блестящими глазами.

На балах у нее было больше всего поклонников, младшие классы ее обожали. Ходили слухи, что один гимназист был настолько в нее влюблен и так устал от ее изменчивого поведения, что чуть не покончил жизнь самоубийством.

Со временем поведение Оли становилось только хуже. В то время когда она носилась на большой перемене с визжавшими от счастья первоклассницами, ее вызвала к себе классная дама на серьезный разговор. Оля Мещерская, глубоко вздохнув, поправив волосы и уголки передника, побежала наверх.

В волосах классной дамы уже виднелась седина, но, несмотря на это, лицо у неё было совсем как у молоденькой девушки. Она занималась вязанием, сидя под портретом с изображением Царя.

Оле очень нравился этот кабинет, потому что он был большой и просторный, а в холодную зиму оставался теплым, дышал ландышами. Начиная разговор с гимназисткой, начальница даже не оторвала глаз от вязания. В ходе беседы классная дама упрекает свою подопечную в том, что ее стиль одежды и поведение не подобает столь юной девушке, а подходят скорее женщине. В ответ гимназистка спокойным тоном отвечает, что она действительно уже женщина, а не девушка, а виноват в этом брат классной дамы по имени Алексей.

Примерно через месяц после разговора с наставницей, девушка была убита на вокзале, на глазах у толпы людей. Убийцей гимназистки был невзрачный казачий офицер.

Казачий офицер

Когда молодой человек собирался покинуть город, Оля приехала с ним на вокзал. Во время прощания девушка призналась, что никогда в жизни не испытывала к мужчине сильных чувств и отказывается быть его женой. Она дала ему прочитать свой дневник, на той странице, где она подробно описывала историю совращения Милютиным.

В дневнике подробно описывалась сцена, как мужчина приехал в гости к ее отцу. Девушка находилась дома одна. Сначала она пыталась развлечь гостя прогулкой по саду. После чаепития она почувствовала себя нездоровой и прилегла, тогда Алексей Михайлович начал целовать ей сначала руки, а затем губы. Далее девушка описывает свое отвращение к брату классной дамы, “которое она не в силах пережить.”

Рассказ заканчивается у могилы гимназистки. На кладбище к ней каждую неделю в воскресение приходит начальница гимназии. Классная дама живет в вымышленном, иллюзорном мире, который заменяет ей реальный. Раньше она активно фантазировала о своём покойном брате, его перспективы в карьере казались ей блестящими. Сейчас главное место в ее сознании занимает Ольга Мещерская.

Сидя рядом с могилой девушки, классная дама не отрывает глаз от дубового креста. Она вспоминает, когда видела Ольгу в последний раз: в гробу. Наставница видит перед собой ее бледное лицо среди цветов, а в голове звучат слова, которые она случайно услышала - Оля говорила их лучшей подруге. Гимназистка прочла в одном издании, какой должна быть идеальная женщина: самое главное для красавицы – это иметь легкое дыхание, которое у нее (у Оли) есть.

Полезное видео: И. Бунин «Легкое дыхание» - отрывок

Анализ произведения

Рассказ “Легкое дыхание”, проникнут поиском смысла жизни. Как и во многих других произведениях начала 20 столетия, главная цель человеческого существования заключалась не в достижении каких-либо успехов, а в самой жизни.

Сюжет рассказа незамысловат: любящая жизнь и развитая не по годам Оля Мещерская в своем юном возрасте уже пользуется вниманием со стороны мужчин. Своим вызывающим поведением она раздражает классную даму, и та приглашает ее на серьезный разговор. В ходе разговора Оля случайно сообщает наставнице, что она уже не девушка, а женщина, а виноват брат классной дамы Алексей Малютин.

Оказалось, что это уже не единственная любовная история главной героини – вскоре у нее закрутился роман с казачьим офицером. Он мечтал жениться на красавице, но когда она поехала провожать его на вокзал – Оля призналась, что никогда в жизни его не любила. Мужчина в отчаянии стреляет в неё на глазах у всей толпы. В конце новеллы снова описывается могила молодой девушки, которую каждое воскресенье посещает классная дама.

Это интересно! Сам писатель говорил, что хотел изобразить в рассказе высшую степень чувственности в женщине. Ее простота и легкость проявлялась во всем: и в жизни, и в смерти.

Главная героиня на протяжении жизни не ограничивала себя никакими нравственными устоями. Шарм Оли заключался в простосердечности, которая граничила с порочностью и испорченностью. Она принимала ухаживания мужчин, при этом играя чужими чувствами и не принимая их всерьез.

Главным девизом ее жизни было: “Зачем сдерживать свои чувства, если жизнь так прекрасна?” Она была уверена в своей привлекательности, поэтому веселилась, забывая об опрятности и приличиях.

Классная дама – противоположность Ольги Мещерской. Бунин описывает каждый ее день бессмысленным и серым, седая девушка с моложавым лицом – настоящий антипод своей ученицы. Классная дама не знает, что такое наслаждаться жизнью, единственный смысл ее существования – это выдумки и иллюзии.. Сначала она была увлечена судьбой своего брата, “соединив свою душу с ним”, затем главной идей, занявшей все ее мысли стала судьба Оли Мещерской.

Оля Мещерская выросла одиночкой – девушка умела наслаждаться своим одиночеством. Родители не занимались воспитанием своей дочери, никто своим примером не показывал ей, как нужно контролировать свои чувства.

Немаловажен и социальный аспект в рассказе – атмосфера мрачного, провинциального и депрессивного города загоняет своих жителей в серую рутину бытия. Главное героиня пытается добавить новые краски в свою жизнь при помощи страсти. Но те, кто хотят вырваться из этого застойного состояния, подвергаются осуждению со стороны других людей. Между Олей Мещерской и ее последним возлюбленным существует разница в происхождении, что также является причиной сословных предрассудков.

Полезное видео: вольный пересказ произведения А.И.Бунина «Легкое дыхание»

Вывод

Автор пытается раскрыть границу между страстями и приличиями. Иван Бунин явно симпатизирует больше жизнелюбивой и беззаботной Оле, хотя и наказывает ее за легкомысленность смертью. Писатель подчеркивает главную проблему свободы и наслаждения жизнью в русском обществе – большое количество условностей в интимной сфере. Из-за отсутствия вседозволенности, большинство должны скрывать или подавлять свои тайные желания. Для счастья и гармонии должен быть баланс между обществом и человеком, а пока соблюдаются интересы только первого из них.

Вконтакте

Экспозиция рассказа - описание могилы главной героини. Далее следует изложение ее истории. Оля Мещерская - благополучная, способная и шаловливая гимназистка, безразличная к наставлениям классной дамы. В пятнадцать лет она была признанной красавицей, имела больше всех поклонников, лучше всех танцевала на балах и бегала на коньках. Ходили слухи, что один из влюбленных в нее гимназистов покушался на самоубийство из-за ее ветрености.

В последнюю зиму своей жизни Оля Мещерская «совсем сошла с ума от веселья». Ее поведение заставляет начальницу сделать очередное замечание, упрекнув ее, среди прочего, в том, что она одевается и ведет себя не как девочка, но как женщина. На этом месте Мещерская ее перебивает спокойным сообщением, что она - женщина и повинен в этом друг и сосед ее отца, брат начальницы Алексей Михайлович Малютин.

Спустя месяц после этого разговора некрасивый казачий офицер застрелил Мещерскую на платформе вокзала среди большой толпы народа. Судебному приставу он объявил, что Мещерская была с ним близка и поклялась быть его женой. В этот день, провожая его на вокзал, она сказала, что никогда не любила его, и предложила прочесть страничку из своего дневника, где описывалось, какее совратил Малютин.

Из дневника следовало, что это случилось, когда Малютин приехал в гости к Мещерским и застал дома одну Олю. Описываются ее попытки занять гостя, их прогулка по саду; принадлежащее Малютину сравнение их с Фаустом и Маргаритой. После чая она сделала вид, что нездорова, и прилегла на тахту, а Малютин пересел к ней, сначала целовал ей руку, затем поцеловал в губы. Дальше Мещерская написала, что после того, что случилось потом, она чувствует к Малютину такое отвращение, что не в силах это пережить.

Действие заканчивается на кладбище, куда каждое воскресенье на могилу Оли Мещерской приходит ее классная дама, живущая в иллюзорном мире, заменяющем ей реальность. Предметом предыдущих ее фантазий был брат, бедный и ничем не примечательный прапорщик, будущность которого ей представлялась блестящей. После гибели брата его место в ее сознании занимает Оля Мещерская. Она ходит на ее могилу каждый праздник, часами не спускает глаз с дубового креста, вспоминает бледное личико в гробу среди цветов и однажды подслушанные слова, которые Оля говорила своей любимой подруге. Она прочла в одной книге, какая красота должна быть у женщины, - черные глаза, черные ресницы, длиннее обычного руки, но главное - легкое дыхание, и ведь у нее (у Оли) оно есть: «…ты послушай, как я вздыхаю, - ведь правда есть?»

Центральное место в творчестве Бунина занимает цикл рассказов, составивших сборник «Темные аллеи». Когда книга в 1943 году вышла в печать, она стала единственной в русской литературе, где все рассказы были о любви. В тридцати восьми новеллах автор представляет читателю перипетии любви. Короткой, ослепительной, озарившей души влюбленных, как вспышка. Любви, посетившей этот мир на мгновение, как легкое дыхание, и готовой исчезнуть в любой миг.

Тема любви в творчестве писателя

Творчество Бунина уникально. Внешне, по тематике, оно выглядит традиционно: жизнь и смерть, одиночество и любовь, прошлое и будущее, счастье и страдание. Бунин то разводит эти крайние точки бытия, то стремительно сближает. И заполняет пространство между ними одними ощущениями, глубокими и сильными. Суть его искусства точно отражают слова Рильке: «Он, как металл, обжигает и режет своим холодом».

Вечные темы, к которым обращается писатель, выражены в его произведениях с предельной яркостью и напряжением. Бунин буквально рушит рутинные и привычные представления, и с первых строк погружает читателя в подлинную жизнь. Не просто раскрывает полноту чувств своих героев, их сокровенные мысли, а не боится показать истинную сущность.

О любви сложено немало гимнов, прекрасных и трогательных. Но Бунин осмелился не только говорить об этом возвышенном чувстве, но и показать, каким опасностям оно подвергается. Бунинские герои живут в ожидании любви, ищут ее и зачастую гибнут, опаленные ее легким дыханием. Иван Бунин показывает, что любовь-страсть ослепляет человека и приводит к опасной черте, не разбираясь, кто перед ней - молодая девушка, впервые столкнувшаяся с этим чувством, или человек, многое познавший в жизни, элегантный помещик или мужичок, не имеющий даже добрых сапог.

Бунин, пожалуй, первый писатель, в творчестве которого чувство любви играет столь значительную роль - во всех его переливах и переходах, оттенках и нюансах. Жестокость и одновременно очарование подлинного чувства в равной степени определяют душевную жизнь бунинских героев и объясняют происходящее с ними. Любовь может быть счастьем и может быть трагедией. История такой любви показана в одном из известных рассказов Бунина «Легкое дыхание».

История замысла

В начале XX века в литературе широко обсуждался вопрос о смысле жизни. Причем установленный ранее общий для всех образец в виде ясной цели сменился новым. Наиболее популярной стала живая жизнь, которая призывала проникнуться чувством ценности жизни, которая, независимо от содержания, сама по себе ценность.

Эти идеи воплощали в своих творениях многие писатели того времени, отразились они и в творчестве Бунина. Произведение «Легкое дыхание» одно из них. Автор рассказал и историю этой новеллы. Однажды зимой, гуляя по Капри, он случайно забрел на одно маленькое кладбище, где увидел могильный крест с фотографией молодой девушки с живыми и радостными глазами. Тотчас сделал ее мысленно Олей Мещерской и стал с восхитительной быстротой создавать рассказ о ней.

Легкое дыхание

В своем дневнике Бунин писал об одном воспоминании из детства. Когда ему было семь лет, умерла младшая сестренка, любимица всего дома. Он бежал по снежному двору и, на бегу, глядел в темное февральское небо и думал, что ее маленькая душа летит туда. Во всем существе маленького мальчика был какой-то ужас, чувство непостижимого события.

Навсегда зацепились в сознании писателя девочка, смерть, облачное небо, зима, ужас. И стоило писателю увидеть фотографию юной девушки на могильном кресте, как в нем ожили и отозвались воспоминания детства. Возможно поэтому, и смог написать Иван Бунин «Легкое дыхание» с восхитительной быстротой, потому что внутренне уже был готов к этому.

«Легкое дыхание» - известная и самая чувственная новелла Бунина. К. Паустовский, прочитав этот рассказ в одном из апрельских номеров газеты «Русское слово», где впервые в 1916 году тот был опубликован, писал о глубоком эмоциональном потрясении, что все внутри него дрожало от печали и любви.

Паустовский несколько раз перечитывал одни и те же слова о легком дыхании Оли Мещерской. Ознакомившись с рассказом Бунина «Легкое дыхание», с содержанием этой трогательной новеллы, слова Паустовского могли бы повторить и многие читатели: «Это не рассказ, а озарение, самая жизнь с ее трепетом и любовью».

Беспечная юность

Оля Мещерская была шумной и веселой гимназисткой. Шаловливая и беспечная, Ольга к пятнадцати годам заметно похорошела. Тонкая талия, стройные ноги и шикарные волосы делали из нее красавицу. Она лучше всех танцевала и каталась на коньках, слыла любимицей первокурсниц, но стала головной болью начальницы и своей классной дамы.

Однажды утром директриса вызвала Олю к себе, стала отчитывать за шалости и заметила, что не к лицу юной девушке взрослая прическа, дорогие гребни и туфли. Оля перебивает ее и говорит, что она уже женщина. И рассказывает изумленной даме, что виноват в этом друг папы, а ее, начальницы гимназии, брат, 56-летний Алексей Михайлович Малютин.

Дневник Оли Мещерской

Через месяц после признания Оли начальнице гимназии офицер Малютин стреляет в молодую девушку на платформе. На суде он заявил, что она соблазнила его и обещала стать ему женой. Но вдруг заявила, что не любила его, а разговоры о браке всего лишь насмешка над ним, и дала прочесть свой дневник, где о нем, о Малютине, было написано. Он прочел этот дневник и тут же на платформе выстрелил в нее.

Девушка писала в своем дневнике, что летом семья отдыхала в деревне. Родители и брат уехали в город. К отцу приехал его друг - казачий офицер Малютин - и очень огорчился, не застав своего приятеля. На улице только прошел дождь, и Ольга пригласила Малютина в гости. За чаем он много шутил и говорил, что влюблен в нее. Оля, немного уставшая, прилегла на тахту, Малютин начал целовать ее руку, затем губы, и Оля не могла понять, как все произошло. Но теперь она чувствует к нему сильное отвращение

Фарфоровый медальон

Весенний город стал опрятен. По чистой приятной дороге каждое воскресенье женщина в трауре ходит на кладбище. Она останавливается у могилы с тяжелым дубовым крестом, на котором фарфоровый медальон с фотографией юной гимназистки с поразительно живыми глазами. Женщина смотрела на медальон и думала, можно ли совместить этот чистый взгляд с тем ужасом, что соединен теперь с именем Оли?

Классная дама Ольги - немолодая уже, живущая в придуманном ею мире. Сначала все ее мысли занимал брат, ничем не примечательный прапорщик. Но после его гибели место в ее сознании заняла Оля, на могилу которой она приходит каждый праздник. Подолгу стоит, смотрит на дубовый крест и вспоминает, как невольно стала свидетельницей разговора Оли с подругой.

Ольга рассказывала, что прочла в одной книге, как выглядит красивая женщина - кипящие смолой глаза, черные, как ночь ресницы, стройный стан, длиннее обычного руки, покатые плечи. А главное - у красавицы должно быть легкое дыхание. И оно у нее, у Оли, было.

Дверь в вечность

Увертюра новеллы Бунина «Легкое дыхание», анализ которой мы сейчас рассмотрим, несет в себе трагическую развязку сюжета. В первых строках произведения автор представляет вниманию читателя суровую картину - холодное утро, кладбище и сияющие глаза юного создания на фото. Это сразу создает дальнейшую установку, что читатель будет воспринимать все события под этим знаком.

Автор сразу же лишает сюжет непредсказуемости. Читатель, зная, что произошло в конечном итоге, переключает свое внимание на то, почему это случилось. Затем Бунин сразу переходит к экспозиции, полной жизнелюбия. Медленно, насыщенно описывает каждую деталь, наполняя ее жизнью и энергией. И в момент наивысшего читательского интереса, когда Мещерская говорит, что она женщина и случилось это в деревне, автор обрывает свое повествование, и сражает читателя следующей фразой: девушку застрелил казачий офицер. Что читатель видит далее в новелле Бунина «Легкое дыхание», анализ которой мы продолжаем?

Автор лишает эту историю столь необходимого развития. Земной путь Оли обрывается в момент, когда она вступила на тот путь, для которого и была создана. «Нынче я стала женщиной», - в этом голосе звучит как ужас, так и ликование. Эта новая жизнь может встретить пронзительным счастьем, а может обернуться болью и ужасом. Естественно, у читателя возникает много вопросов: как развивались их отношения? И развивались ли вообще? Что толкнуло юную девушку к старому ловеласу? Постоянно разрушая последовательность событий, чего достигает Бунин в «Легком дыхании»?

Анализ этого произведения показывает, что автор разрушает причинно-следственную связь. Не важно ни развитие их отношений, ни мотив девушки, отдавшейся воле грубого офицера. Оба героя в этом произведении всего лишь орудия судьбы. И обреченность Ольги в ней самой, в ее стихийных порывах, в ее очаровании. Эта неистовая страсть к жизни неизбежно должна была привести к катастрофе.

Автор, не удовлетворив интереса читателя к событиям, мог вызвать негативную реакцию. Но этого не произошло. Именно в этом мастерство Бунина. В «Легком дыхании», анализ которого мы рассматриваем, автор плавно и решительно переключает читательский интерес от стремительного бега событий к вечному покою. Оборвав внезапно течение времени, автор описывает пространство - городские улицы, площадь - и знакомит читателя с судьбой классной дамы. Повествованием о ней распахивает дверь в вечность.

Холодный ветер в начале рассказа был элементом пейзажа, в последних строках он стал символом жизни - легкое дыхание рождено природой и туда же вернулось. Мир природы замирает в бесконечности.

Нечасто встречается словосочетание «легкое дыхание». В нем слилось нечто недолговечное и неуловимое обыденным естеством. Наверное, это подвигло Ивана Бунина озаглавить свой рассказ о трагедии девушки, не пришедшейся к месту в свое время. Углубляясь в повествование, хорошо бы выяснить, чем часто заканчивается отторжение обществом яркой личности, стремящейся разорвать нравственную клетку, вызывая тайную зависть со стороны морализаторов.
Рассказ о том, что к чистой душе грязь не прилипает. Часто нравоучители лелею в глубинах своего сознания лелеют искру распутства, не позволяя ей разгореться в пожар, строгим видом. И оставаясь наедине с собой, они тянутся к веселому мотыльку, который, невзирая на опасность легко и непринужденно мчится в полыхающее пламя. Завидуют его беспечности и легкому дыханию. Таким мотыльком в новелле представлена Оленька Мещерская, через нее здесь автор развил тему постоянного конфликта между:
любовью и ненавистью;
душевной чистотой и нравственной пустотой;
смертью и вечной жизнью.
Порхание беззаботной пташки
Приобщение к сюжету рассказа завязывается с полярных картинок: новый дубовый крест посреди обдуваемого холодным апрельским ветром кладбища. На нем фарфоровый медальон с фотографической карточкой. Это портрет Оли Мещерской – юной гимназистки с пронзительно живым взглядом радостных глаз. Мрачное начало экспозиции рассказа резко меняется описанием истории блистательной девочки, так не похожей на своих образцовых одноклассниц.
Поначалу ее фигурка терялась в толпе гимназисток. Ее беспечность была основана на достатке родителей и способностях, коими Оленьку щедро наделила природа. Девочка была равнодушна к нравоучениям классной дамы, часто упрекающей ее в неумеренной шаловливости. Достигнув четырнадцати лет, девица преобразилась. В мгновение ока расцвела лицом и развилась формами. Точеные ножки и осиная талия с хорошо сформированным бюстом превратил Ольгу в первую красавицу. В пятнадцатилетнем возрасте, девушка прочно заняла этот пьедестал в своей гимназии.
Ее приятельницам приходилось тратить много времени на уход за прической и платьем. Нарочито сдерживали эмоции и плавными движениями подчеркивали безупречность манер. А Оленька не страшилась ничего, растрепанные волосы и пятна от чернил на руках ее не беспокоили. Раскрасневшееся от бега лицо или заголившаяся коленка при падении не была причиной для огорчений.
Ольге легко удавалось оставаться в центре внимания в любых ситуациях. Ее естественное состояние неизменно притягивало восхищенные взоры. На катке и на балах она резко выделялась на фоне других, своим умением кататься и танцевать. Толпы поклонников всегда кружили вокруг девушки, не оставляя без внимания все ее капризы. Гимназистки младших классов относились к Оле Мещерской с бешеным восхищением и обожанием.
Но закосневшее общество не могло принять непостоянство, ветреность и изменчивость как нравственный императив и естественно, выступало с осуждением эпатажного образа жизни лихой девчонки. В последнюю зиму своей короткой жизни Оленька казалась особенно легкомысленной. Появляясь на катке, она лучилась весельем и оживлением, яркой звездочкой выделяясь в катающейся массе людей. Как-то девица в своей манере развлекалась, носясь с первоклассницами по гимназическим коридорам.
Нарушение благопристойности не осталось без внимания и ее вызвали на аудиенцию к директрисе. Делая девице внушение, начальница не преминула заметить, что Оля уже не девчонка, но еще и не женщина, а только лишь гимназистка. Ей не следовало бы носить двадцатирублевых туфелек, без нужды разоряя родителей. Также, вызвала нарекания и взрослая прическа девушки.
Вместо смиренного приятия нареканий и обещаний впредь такого не допускать, Оля ничтоже сумняшеся, с нарочитой вежливостью перебила начальницу фразой о том, что она ошибается. Благодаря ее брату Алексею Михайловичу Малютину, Оленька уже с прошлого лета стала женщиной.
Страшная расплата за легкое дыхание
Спустя месяц случилось страшное: на платформе местного вокзала, посреди внушительного скопления народа, сходящего с подошедшего поезда была убита Ольга Мещерская. Ее застрелил казачий офицер, всем своим видом, да и происхождением контрастировавший с девицей. Как случилось, что девушка из элитного круга связалась с плебеем, не было понятно.
В ходе следствия по делу подтвердились слова Ольги, ошеломившие гимназическую начальницу. Убийца изложил следователю историю связи с роковой девицей. Ольга инициативно прельстила офицера, сблизилась с ним, клятвенно пообещав стать его женой. Но внезапно все переменилось. На вокзале, куда она явилась проводить своего воздыхателя, Ольга выложила правду об их отношениях. Невзрачного казака она не любила, да и не мыслила когда-нибудь полюбить.
В доказательство своего бесчувствия, Ольга предложила изумленному офицеру прочесть откровения из своего дневника об отношениях с Малютиным. Судьбу шалуньи решило описание одного дня из ее жизни. Убийца девушки пересказал следователю то, что он прочел в дневнике перед роковым выстрелом. Малютин, брат директрисы, тем днем гостил в доме родителей Оленьки. Случилось, что они остались в усадьбе одни. Долго гуляли по саду, а после пили чай. Ольга, сославшись на головную боль, удалилась в спальню. Алексей Михайлович последовал за ней, присел на кровать и принялся целовать руки и губы девушки. Дальше случилось то, после чего у Ольги произошло разочарование в жизни. А казак, похоже оказался лишь инструментом, с помощью которого она свела счеты с жизнью.
Завершается повествование описанием регулярных посещений могилы девушки ее одинокой классной дамы. К могиле ее вело ощущение иллюзорности своего бытия в плену романтичных мечтаний. Ее оторванность от земной жизни затмило истину, проиллюстрированную жизнью Ольги. Был у нее когда-то брат – блестящий офицер, гордость и надежда. С ним учительница связывала свою реализацию в жизни. Но он погиб и жизнь классной дамы не состоялась. Не смогла она стать и таким же мотыльком, каким была Оля Мещерская.
Как-то услышала учительница девичий разговор о том, какой должно быть женщине. Ко всем мыслимым достоинствам, женщина должна иметь «легкое дыхание», выраженное в беззаботности, молодости и красоте. Сидя у могилки, пожилая дама чувствует, что свое «легкое дыхание» она упустила и скорее всего, завидует легкой, хотя и трагической судьбе своей ученицы.