Новое слово в автомобильной индустрии. Экскурсия на завод «Chery» в Китае Вехи в истории Chery

ЗАО «Чери Автомобили Рус» информирует о запуске российского производства автомобилей Chery на мощностях завода «Дервейс» в Черкесске. В сентябре с конвейера завода сошло 300 товарных автомобилей – седанов Bonus 3 и кроссоверов Tiggo 5. Автомобили Chery российской сборки уже поступили в дилерскую сеть марки.

В июле 2014 года компания Chery объявила о старте проекта по производству автомобилей в России. На пресс-конференции Президент Chery Automobile Инь Туняо заявил, что выпуск первых товарных автомобилей запланирован на сентябрь.

В октябре планируется увеличить выпуск автомобилей Chery до 2400 штук (общая проектная мощность сборочного конвейера – 3000 автомобилей в месяц). Большая часть производства придется на быстро завоевавший популярность кроссовер Chery Tiggo 5. Спрос на этот автомобиль превзошел ожидания, количество заказов за два месяца, прошедшие с объявления о старте продаж, превысило 5000.

Chery Bonus 3 (заводской индекс A19) и Chery Tiggo 5 (T21) входят в линейку Ambition Line. Автомобили этой серии являются воплощением новой стратегии компании, направленной на внедрение инновационных решений, современных технологий, повышающих качество продукции, и обеспечивающих высокий уровень безопасности и комфорта. На новые модели действует гарантия 5 лет или 150 тыс. км пробега.

Выбор компании «Дервейс» в качестве партнера по сборке Chery Automobile объясняет высокими стандартами качества и культуры производства. «Дервейс» находится на лучшем этапе развития. Я уверен в выбранных партнёрах », — заявил в июле во время визита в Москву Президент Chery Automobile Инь Туняо.

В рамках сотрудничества компания Chery предоставила партнёру уникальное оборудование, необходимое для самой дорогостоящей части процесса сборки автомобилей – сварки кузовов. В перспективе Chery планирует довести уровень локализации производства ряда деталей, узлов и агрегатов до 50%, а также открыть совместный инженерный центр.

Планируется, что в ближайший год собираемые в Черкесске автомобили будут обеспечивать потребности российского рынка. В перспективе возможно расширения географии продаж автомобилей Chery российской сборки на территорию Таможенного союза.

«С запуском собственного производства марка Chery выходит в России на качественно новый уровень своего развития. Этот шаг подтверждает, что Chery пришла на рынок всерьез и надолго. Компания рассматривает российский рынок в числе приоритетных. Мы строим качественную дилерскую сеть, стараемся более гибко реагировать на пожелания наших клиентов. В последние годы Chery много сделала для повышения качества продукции и стандартов обслуживания, развития дилерской сети, активно продвигая бренд на рынке. Запуск производства – логическое продолжение серьезной работы нашей команды. Мы верим в блестящее будущее марки Chery в России, какими бы нелегкими ни были текущие рыночные реалии », — заявил генеральный директор ЗАО «Чери Автомобили Рус» Геннадий Павлов.

В апреле я посетил в Китае не только Пекинский автосалон, но и завод «Chery», расположенный городе Уху провинции Аньхой.

«Chery» (в переводе с китайского это нечто вроде «особого благословения») была основана в 1997 году по инициативе мэрии города Уху (Wuhu) в провинции Аньхой. Её акционерами стало несколько государственных компаний и холдингов провинции Аньхой, а также мелкие инвесторы. Было приобретено оборудование европейского завода Ford за $25 млн. Производство автомобилей началось в 1999 году после приобретения лицензии на шасси Toledo компании Seat.

Подробную историю автокомпании вы можете прочитать в википедии (откуда я взял верхнюю цитату), а я вам покажу сам завод.

1. Производство автомобиля начинается со штамповки частей кузова.

2. Цеха укомплектованы полностью роботизированными линиями.

3. Рабочие осуществляют лишь контроль качества.

4. Склад для хранения штампованных деталей.

5. Сборочный цех.

6. Непонятная модель кузова. Кто подскажет, что это такое?

7. Обязательный стенд с образцами продукции.

8. Сборка машины начинается на стапелях, где мелкие детали кузова сваривают в более крупные.

9. На этом этапе используется труд рабочих — они помещают детали в стапеля и сваривают их специальным аппаратом.

10. Линия сборки деталей кузова.

12. В конвейер «заряжается» контейнер с комплектующими, которые робот достает и ставит на место. А его коллеги приваривают новую деталь.

13. «Кабриолет»:)

14. Некоторые крупные детали (например, целая боковина кузова) устанавливаются на место под контролем рабочих.

16. В цехе установлена центральная система управления, которая оптимизирована для оборудования, разработанного в Китае.

17. Существующих производственных мощностей достаточно для производства 800 тысяч автомобилей. С введением в строй еще двух производственных площадок в Уху объемы производства возрастут до миллиона.

19. Установка лобового стекла.

20. Население городского округа Уху составляет около 3 миллионов человек. «Chery» — одно из двух крупнейших предприятий в городе. Всего на заводе работает около тридцати тысяч человек, большинство из них — это молодые люди 25-30 лет.

21. На внутренний рынок идут, в основном, машины со светлым салоном, но потихоньку европейская традиция темных салонов проникает и в Китай.

22. На заводе одновременно собирается сразу несколько моделей.

23. Для рабочих действуют программы субсидируемого продовольствия, услуг здравоохранения, транспорта и жилья. Вообще, получить работу на крупном предприятии в Китае считается большой удачей. И рабочие держатся за свои места.

24. Линия производства двигателей.

25. «Женитьба» — соединение кузова и шасси.

26. В 2011 году «Chery» продала более 160 тысяч автомобилей за пределами Китая. Этот показатель стал рекордным не только для самой компании, но и для всего китайского автопрома.

27. Панели на кузове защищают ЛКП от случайных царапин при сборке машины.

28. Конечно, нельзя:)

29. Почти готовый Chery Tiggo.

30. Одна из китайских особенностей — такие баночки с водой или чаем. Почти все китайцы ходят с ними. В аэропорту они выливают из них воду, и САБ проверяет, что там пусто. Далее китаец идет к специальной колонке и снова наполняет ее водой.

31. Тысячи их...

32. Какой-то местный стенд.

33. Мини-грузовичок.

34. Исследовательский центр Chery Automobile Test & Technology Center, открывшийся в 2010 году и стоивший компании более полутора миллиардов юаней — крупнейший в Азии. Он входит в пятерку самых укомплектованных лабораторий в мире. Здесь проходят тестирование новые двигатели, оборудование, системы и прочее. Всего можно проводить более 1800 испытаний.

35. Специальная испытательная площадка, где проводится проверка работы всех механизмов автомобиля в определенных климатических условиях. Температурный диапазон, который может быть задан в кабине — от -20 до +40. Во время испытаний используется топливо, характерное для региона — таким образом, полностью моделируются условия, в которых автомобиль будет эксплуатироваться.

36. Спайз-фото:) Был удивлен, что такие машины катаются не только по территории завода, но и в городе.

37. Краш-центр компании Chery — самый крупный в Азии. Испытания проводятся по системе оценки безопасности NCAP. С момента открытия в 2010 году в центре прошло более 300 испытаний автомобилей на прочность. Увы, снимать в центре запретили, так как там проводили испытания какого-то нового автомобиля, который пока еще жутко секретный.

38. Испытательный полигон.

39. Chery M11 Sedan.

Значение слова, (значёк (знак), эмблема, логотип)

Модельный ряд и цены

Многих водителей часто интересуют следующие вопросы - кто выпускает авто Чери? производитель Чери? чья машина Чери? кто производит автомобиль Чери? или же чье производство автомобиля Чери? - Так вот страна производитель Чери - Китай, однако с 2010-ого года некоторые модели такие как (Chery Bonus 3 или же (A19) и Chery Tiggo 5 или же (T21)) производятся и в Российской Федирации, на автозаводе «Дервэйс» в Карачаево-Черкесии

В середине июля 2008 -ого года на российском заводе ТагАЗ запустилась линия сборки машины Чери Фора которая в будущем буде продаваться у диллеров под немного иным названием а именно Vortex Estina

Чери (Chery) значение слова, (значёк (знак), эмблема, логотип)


Значение слова Chery в пер. с китайского дословно как - "особое благословение"

Видимо эмблема Чери каким то образом демонстрирует это самое особое

благословение. Стоит отметить что знак Chery на современных автомобилях

несколько видоизменен к примеру обнавленный логотип Chery можно встретить на модели Chery Tiggo 5

История машин Чери с фото


Китайский производитель автомобилей - компания Чери (Chery) - относится к плеяде молодых китайских брендов, которые сделали свою историю себе в новейшие времена бурного развития китайского автопрома. История марки Чери (Chery) началась в 1997 году на волне бурного развития уже существующих автомобильных компаний в Китае. Тогда под именем Кю Рюи в городе Wyxy было образовано предприятие с совместной долей государственного и частного капитала. И первоначально предприятие было нацелено на производство моторов, чтобы обеспечить растущие потребности автомобильной индустрии в стране.

Авто Чери (Chery) стали появляться несколько позже, в 1999 году, в результате быстрого развития компании. Ещё чуть позднее, в 2001 году, был передан 20% пакет акций под эгиду Шанхайского государственного автомобильного концерна, что позволило реализовывать собственные автомобили не только внутри страны, но и поставлять их на экспорт. И первой такой страной стала ближневосточная Сирия.

Именно с началом экспортных поставок связано появление более понятного на мировом рынке названия марки Чери (Chery). По началу, не имея собственных перспективных разработок, компания выпускала лицензионные автомобили. Через этот этап, наверное, прошла каждая автомобильная компания в Китае. Первая машина Чери получила название Chery Amulet, а по сути, была копией испанского удачного авто с типом кузова «люфтбэк» - Seat Toledo, который, как и многие удачные автомобили 80-х, уже заканчивали свой век в Европе.

Расширение модельного ряда компании пришлось на появление компактного хэтчбека с индексом QQ, который был призван удовлетворить растущий спрос, как на рынке самого Китая, так и в странах Азии. Это традиционные рынки, где маленькие автомобили пользуются устойчивым спросом.
В 2004 году история Чери (Chery) продолжилась, как история чисто государственной компании. Её активы распределились между федеральными властями и властями провинции Аньхуэй. При этом чистые активы компании уже составили более 1,5 млрд. долларов.
К этому времени модельный ряд компании расширился за счёт большого комфортного седана Chery Oriental Son, который чуть позже получил название Eastar. Данный представительский автомобиль долгое время был образцом солидности и успешности на рынках стран Востока.

Однако компания планировала более широкую экспансию на рынки других стран, а для этого требовалось освоение других рыночных ниш. С этой целью модельный ряд машин Чери (Chery) продолжилась появлением первого кроссовера Tiggo, который является прямым наследником японской Toyota RAV 4. И это стало оптимальным выбором, позволившим увеличить поставки автомобиля на экспорт, а также достаточным для того, чтобы перенести собственные производства в другие страны.
Уже в 2006 году первые автомобили компании сошли на предприятии в Индонезии, а также производство развернулось на заводе в Калининграде и в Украине. Столь различная география размещения сборочных производств позволяла Чери охватывать всё новые и новые регионы, где реализовывались собственные автомобили.

Не стоит забывать, что начиналась с производства двигателей. В этой связи нет ничего удивительного в том, что компания стала одной из наиболее успешных и в этом направлении. С растущим модельным рядом, стало всё труднее удовлетворять текущие потребности в силовых агрегатах. Поэтому, было образовано обособленное совместное подразделение Chery Engine, которое в кратчайшие сроки смогло разработать серию двигателей. Моторы объёмом от 0,8 до 4,0 литров удовлетворяли экологическим нормам Euro 4, что позволило компании Чери (Chery) закрепиться и на Европейском континенте. Нужно отметить, что линейка моторов была не только разнообразной по объёму, но сюда входили V-образные шестёрки и восьмёрки, а общее количество выпускаемых силовых агрегатов могло составлять 400 000 тысяч штук.

Итогам плодотворной работы компании стало резкое увеличение объёмов продаваемых автомобилей. Если в первые годы, число реализуемых машин не превышало 100 тыс. штук, при этом всё продавалось на внутреннем рынке. То к 2006 году число автомобилей, которые приобрели китайское гражданство, уже составляло 300 тыс. штук, а на внешних рынках - более 500 тыс. штук в совокупности.
Нужно отметить, что для развития компании делается достаточно много. Ведь резкое увеличение числа продаж, является не только следствием агрессивных продаж на рынках различных стран. Не возможно за столь короткое время достичь значимых успехов, если просто на производственных мощностях организовать сборочные производства, закупив лишь необходимое оборудование. Компания Chery постоянно инвестирует средства в собственные производства, а также и в научные исследования. Так, свой первый научно-исследовательский институт был открыт компаний уже через шесть лет после основания фирмы. Не нужно также забывать, что в различные годы компания подтверждала высокое качество производимой продукции путём получения сертификатов качества различных стран.


Характерно происхождение эмблемы компании Чери (Chery). Визуально эмблема представляет зрительное соединение латинских букв С - А - С, что расшифровывается, как Chery Automobile Corporation. Однако в расшифровке производителя можно прочитать, что «А» символизирует собой первый класс, а две обнимающие руки (С) - единение и силу. Тогда становится понятным, за счёт чего в такие короткие сроки компании удалось столь значительно продвинуться в своём развитии вперёд.
Конечно, молодой возраст компании пока не позволяет на равных конкурировать с известными автомобильными производителями. Нет ещё должных наработок. Практически отсутствуют традиции и единство стиля производимых авто. Но основным, при имеющемся уровне оснащения, и наличии здорового упорства, является именно желание делать хорошие автомобили. А теперь, когда есть рынок сбыта, производственный и человеческий потенциал, это сделать - дело времени.

Компания Chery Automobile Co., Ltd. была образована в 1997 году пятью инвестиционными компаниями, принадлежащими муниципалитету провинции Аньхой, со стартовым капиталом 1,752 млрд китайских юаней. 18 марта 1997 г. началось строительство завода в городе Уху (пров. Аньхой, КНР). Первый легковой автомобиль Chery сошёл с конвейера 18 декабря 1999 г. Это событие является вехой в истории промышленности Китая, потому что это был первый легковой автомобиль, произведённый компанией, полностью принадлежащей и управляемой китайцами.

В 2007 году компания Chery успешно преодолела исторический рубеж, отражающий проявление растущей индустриальной мощи Китая. В этом году объём продаж легковых автомобилей компании на глобальном рынке достиг 381 000 единиц, что означает рост на 24,8 % по сравнению с предыдущим годом. Помимо этого, снова удвоился объём экспорта, резко увеличившись на 132 % и достигнув 119 800 шт. Это сделало Chery 4-м по величине производителем легковых автомобилей в Китае. Этот огромный рост продаж на внутреннем рынке Китая продемонстрировал, что Chery в состоянии успешно конкурировать на внутреннем рынке, который исторически был монополизирован производителями, являющимися совместными предприятиями между китайскими и зарубежными компаниями. Chery в настоящее время является лидером среди независимых автомобильных компаний Китая.

Начиная с момента основания, компания Chery последовательно придерживалась своей базовой рыночной стратегии. Компания имела долгосрочную цель стать главным экспортёром легковых автомобилей на международный рынок. Для достижения этой цели было решено, что сначала компании необходимо добиться мощного присутствия на внутреннем рынке Китая, обеспечив таким образом необходимый критический уровень производства автомобилей и доказав своё технологическое превосходство. Когда эта задача была выполнена, компания Chery приступила к экспорту готовых автомобилей на международный розничный рынок, и в 2001 году первая партия автомобилей была экспортирована в Сирию. Таким образом Chery стал первым китайским автопроизводителем, который начал продавать легковые автомобили, автозапчасти и собственные уникальные технологии в зарубежные страны. Начиная с того исторического года, компания Chery экспортировала свою продукцию в более чем 60 стран и регионов по всему миру. На протяжении последних пяти лет, Chery занимает первое место как ведущий китайский экспортёр легковых автомобилей.

На сегодняшний день Chery обладает необходимой инфраструктурой и производственными мощностями, которые позволяют добиваться грандиозного роста в автомобилестроительной отрасли, а также развивает самые передовые исследования и проектно-конструкторский потенциал, что гарантирует конкурентоспособность марки в мировом масштабе. В компанию «Чери» входят два автозавода, завод по производству трансмиссий, научно-исследовательский институт автомобильной техники и автомобильный институт планирования и проектирования. На предприятии работают 23 000 сотрудников, совокупные активы предприятия превышают 22 млрд китайских юаней. Производственный потенциал компании составляет 650 000 готовых автомобилей в год, 400 000 двигателей и 300 000 трансмиссий в год. Chery производит десять моделей автомобилей: Eastar, Cowin, Tiggo 3, A5, V5, QQ3 (Sweet), QQ6, Karry, Riich 2 и A1, а также двигатели, трансмиссии и другие узлы и агрегаты для этих автомобилей. Эти десять моделей находятся в диапазоне от особо малого класса до среднегабаритных и крупногабаритных легковых автомобилей. Chery обладает достаточными средствами и ресурсами, необходимыми для увеличения своей производственной мощности, чтобы соответствовать любому предсказуемому росту объёма продаж. К концу 2007 г., компания Chery смогла предложить наибольшее число моделей легковых автомобилей на внутреннем рынке Китая. Это привлечёт больший чем когда бы то ни было интерес китайцев к автомобилям Chery и обеспечит продолжение впечатляющего роста продаж на рынке Китая.

Ещё до того как было начато строительство первого промышленного объекта, была определена корпоративная политика Chery , которая прежде всего заключалась в инновационных технических решениях, обеспечении качества производства и сервисного обслуживания, и в первую очередь соответствия требованиям потребителей. Эти намерения были доведены до покупателей, что широкий модельный ряд продукции будет отличаться полным отсутствием дефектов. Каждый сотрудник предприятия был обучен гордиться своей работой и продуктом, который он производит, либо профессиональными сервисными услугами, которые он оказывает потребителям Chery. Эта корпоративная философия обеспечила Chery получение в феврале 2001 года международного сертификата системы контроля качества ISO-9001. Для дальнейшего подтверждения качества продуктовой линейки предприятия, в октябре 2002 г. компания по собственной инициативе прошла сертификацию системы управления качеством ISO/TS16949 в ассоциации TÜV (Германия). Это обязывает соблюдать строгий контроль качества всех производимых компанией Chery автомобилей, чтобы соответствовать государственным китайским и международным стандартам. Когда Государственное бюро по техническому надзору Китая неожиданно провело инспекцию предприятия без предварительного уведомления, оно установило, что Chery превосходит государственные стандарты качества по большинству из проведённых подробных экспертиз.

Благодаря многолетней преданности качеству и внедрению технических решений, произошёл стремительный взлёт репутации фирмы и имиджа марки Chery на внутреннем рынке Китая, открыв дверь к широкому признанию на международним рынке.

Вехи в истории Chery

  • 1997
    • Март
      • Церемония начала строительных работ первого моторостроительного завода Chery обозначила возникновение Chery Automobile Co., Ltd.
  • 1999
    • Май
      • Первый двигатель производства Chery (модель CAC480) сошёл с конвейера моторостроительного завода.
    • Декабрь
      • Сошёл с конвейера первый легковой автомобиль Chery.
  • 2001
    • Октябрь
      • Первая партия автомобилей Chery была поставлена на экспорт в Сирию.
  • 2003
    • Февраль
      • Компания Chery подписала соглашение с иранской группой компаний SKT об организации в Иране полного сборочного производства легковых автомобилей Chery из комплектов CKD.
  • 2004
    • Октябрь
      • Chery и египетская группа компаний CIG провели грандиозную презентацию в Каире автомобилей Chery моделей QQ и Fulwin.
    • Ноябрь
      • Подписано соглашение о сотрудничестве между Chery и малайзийской компанией ALADO.
  • 2005
    • Август
      • Компания Chery подписала соглашение о намерениях с украинской компанией, целью которого было создание проекта по полному сборочному производству автомобилей Chery из комплектов CKD на Украине.
    • Октябрь
      • В Китае были выпущены двигатели серии Chery ACTECO.
    • Декабрь
      • Была образована дочерняя компания Chery в России, эта компания стала первым зарубежным филиалом Chery Automobile.
  • 2006
    • Январь
      • Соглашение об организации крупноузловой сборки (SKD) легковых автомобилей Chery в России было подписано с российской группой компаний «Автотор».
    • Март
      • Соглашение об организации полной сборки автомобилей Chery из комплектов CKD в Индонезии было подписано с индонезийской группой Indomobile.
    • Апрель
      • Первый в России автомобиль Chery был собран из крупных частей (SKD) в Калининграде.
      • В Москве состоялась российская презентация автомобилей Chery.
    • Июнь
      • Официальный договор об организации крупноузловой сборки (SKD) автомобилей Chery на Украние был подписан с украинским партнёром компании Chery Automobile.
      • Компания Chery подписала договор с Mermerler Group по продаже автомобилей Chery в Турции.
    • Август
      • Сошёл с конвейера первый легковой автомобиль Chery, произведённый в Индонезии по технологии CKD (методом полной сборки).
    • Ноябрь
      • Группа Fiat подписала договор с Chery Automobile о закупке двигателей ACTECO в количестве 100 000 единиц ежегодно.
  • 2007
    • Март
      • 800-тысячный автомобиль Chery сошёл с конвейера предприятия.
      • В Пекине прошла церемония подписания контракта между Chery Automobile Co., Ltd. и аргентинской компанией SOCMA.
      • Компания Chery стала чемпионом по показателям ежемесячных продаж, количество проданных за месяц автомобилей составило 44 568 единиц.
    • Июль
      • Chery и Chrysler утвердили кооперативное соглашение в правительственной резиденции Дяоюйтай (г. Пекин, Китай).
    • Август
      • Chery и Fiat достигли меморандума о договорённости для создания совместного предприятия по производству легковых автомобилей.
      • Chery, Iran Khodro и Canada Solitac заключили договор о совместном предприятии.
      • Перый миллионный автомобиль Chery сошёл с конвейера вместе с рождением новой модели Chery — A3.
      • Во время проходившей церемонии открытия в Сантьяго, продукция Chery была представлена в Чили.

По информации компании Chery Automobile Co., Ltd.

В центральном офисе китайской фирмы Chery - стеллажи с вымпелами и модельками автомобилей, экран проектора на стене и длинный стол со стильными кожаными креслами.

- Название нашей фирмы произносится так: «чи-у-ри». «Чиури». В переводе с китайского это нечто вроде «особого благословения»…

Объяснение прерывает громкий треск: одно из кресел подламывается, и под дружный хохот сидящий на нем падает навзничь.

Упс… Китайское - значит отличное?

Посмотрим. Ведь мы приехали сюда для того, чтобы пройти по сборочным цехам фирмы Chery, поездить на новых китайских автомобилях, поговорить с инженерами… И то, что мы увидели за эти два дня, гораздо чаще вызывало не смех, а уважение. А иногда - восхищение и зависть.

Город Уху, центр богатой восточной провинции Аньхуэй в плодородной дельте Янцзы, по китайским масштабам считается небольшим - чуть более двух миллионов жителей вместе с окраинами. Тут даже нет своего гражданского аэропорта. Поэтому ехать в Уху приходится на автомобиле - сто километров от Нанджинга. Полтора часа, за которые мы чуть не поседели.

Боже, как ездят китайцы!

Без агрессии, спокойно. Слишком спокойно. В любой момент поперек широченного и пустого загородного шоссе может, вихляя, проехать старик крестьянин на своем верном велосипеде. Никто здесь не воспринимает дорогу как структурированное пространство! Для китайцев дорога изотропна - в любой момент они могут свернуть куда угодно и под каким угодно углом. Перекрестки проезжаются справа налево и слева направо совершенно бессистемно, мотоциклы и машины текут сквозь строй друг друга… Особенно поразил момент, когда водитель грузовика со встречной полосы вывернул нам в лоб - просто потому, что решил объехать ремонтный участок покрытия. Но наш драйвер бесстрастно сделал то же самое, и мы чинно разъехались по встречным.

И все постоянно сигналят друг другу - как у нас в 30-х годах, когда автомобили были в диковинку…

Собственно, в Китае так оно и есть. Дороги уже построены (нам бы такие!), а плотность автопарка еще очень низка - около 30 миллионов машин на 1,3 миллиарда жителей Поднебесной. Это примерно 24 автомобиля на 1000 человек. Даже в России степень автомобилизации на порядок выше.

Но вот что интересно: автохлама на дорогах нет. Есть экзотические гибриды - кузова маленьких хэтчбеков, посаженные на три мотоциклетных колеса. Есть страшные с виду грузовики FAW и DongFeng - но с совершенно бездымными двигателями. И большинство автомобилей - сравнительно новые. Потому что старым неоткуда взяться - совсем недавно их почти не выпускали…

История фирмы Chery тоже коротка - всего девять лет.

ТУМАН НАД ЯНЦЗЫ

Здесь, в Уху, самая распространенная легковушка - это хэтчбек Chery Amulet (он же Quiyun, Flagcloud и Fulwind) образца 2001 года, «цельнотянутый» Seat Toledo первого поколения. На таких ездят местные таксисты. Говорят, что сперва китайцы вели с Берндом Пишецридером, тогдашним шефом Сеата, переговоры о продаже лицензии на выпуск «первого» Toledo, который как раз снимали с производства. Но переговоры затухли, и, недолго думая, китайцы просто взяли и скопировали Toledo!


Здание инженерного центра AERI открыто совсем недавно, в июне: шесть этажей, более 24 тысяч м² площадей и более тысячи дипломированных инженеров, среди которых 185 кандидатов и 50 докторов наук

А первоначальный спрос был обеспечен очень просто - местные власти заказали заводу партию машин для работы в такси. Заказали, будучи… совладельцами завода.

Ведь Chery - государственное предприятие. Два из четырех пакетов акций принадлежат местным властям провинции Аньхуэй, два других - федеральному правительству. Одно время среди совладельцев числился еще и шанхайский государственный автоконцерн SAIC, но ему пришлось выйти из состава акционеров - из-за скандала с Chery QQ, когда в Уху начали выпускать скопированный Daewoo Matiz. А SAIC имеет СП GM-Shanghai с концерном General Motors, который как раз купил Daewoo.

Неаккуратненько получилось…

Отправляясь в Китай, я потирал руки - вот где узнаю всю правду! Не тут-то было. Прошлое фирмы Chery плотным облаком накрыл «туман над Янцзы» - о событиях пятилетней давности здесь предпочитают, как о покойниках, говорить или хорошо, или ничего.

Скажите, а на какой базе был создан ваш флагманский седан Chery Eastar, на котором нас везли из аэропорта? Говорят, это Daewoo Magnus?

Нет, что вы, это наша собственная разработка…

При этом весь мир знает, что Eastar и Magnus настолько похожи, что у них взаимозаменяемы двери - так же, как у QQ и Матиза. И только господдержка отвела от Chery гнев GM по поводу нарушения авторских прав. Выглядело это так: стороны пошли на мировую, концерн GM отозвал свой судебный иск, а фирма Chery - свой встречный иск (был и такой!).

Куда охотнее принимающая сторона озвучивает официальную историю…

Девять лет назад, в 1997 году, была образована фирма Сhery - поначалу в качестве завода двигателей. Оригинальное китайское название фирмы в английской транскрипции - Qi Rui. Первое слово означает «особое» или «новое», второе - «благословение». По созвучию придумано английское «экспортное» название - Chery, что похоже на cheery, «радостный». Эмблема фирмы - буква А, которая означает «первый класс», и обнимающие ее воздетые руки, символизирующие солидарность.

Словом, все в духе мира и социализма.

Май 1999 года - запуск моторного производства. Март 2001 года - выпущен первый Fulwind (он же «срисованный» Toledo, о чем официальная презентация, понятное дело, умалчивает). Июнь 2003 года - старт производства моделей QQ (это слизанный Matiz) и Oriental Son, ныне Eastar («Magnus»). Июнь 2005 года - начало продаж «паркетника» Tiggo, сиречь RAV4.

С 2001 года мы выпустили полмиллиона автомобилей, у нас 429 эксклюзивных дилеров по всему Китаю. А по объемам выпуска нас сейчас опережают только такие крупные совместные предприятия, как GM-Shanghai и VW-Shanghai: Hyundai-Beijing позади. Уже сейчас мы в состоянии делать 400 тысяч машин в год. А к 2010 году наша цель - миллион автомобилей!

Почему энергичный сухощавый вице-президент Жу Бирен настолько уверен в успехе Chery?

Потому что у нас есть все для успеха. Инжиниринг, качественные комплектующие, квалифицированные кадры, современное производство. Сейчас вы все увидите своими глазами!

KAKING TECHNOLOGY

Первое, что мы видим своими глазами, - незнакомые автомобили по соседству с серыми заводскими корпусами. Небольшой коммерческий фургон на базе легковушки и симпатичный хэтчбек, при виде которого сразу вспоминается Fiat Panda.

Да, это наши новые модели - грузопассажирский автомобиль А18 и хэтчбек S12, дизайн которого разработан южнокорейской фирмой CES…

А хэтчбек-то красив! Не шедевр, но в Европе такой автомобиль не будет выглядеть чужеродным. А на какой же платформе сделана машина? Из невразумительных комментариев удается выудить только одно - двигатель у S12 будет новым, объемом 1,3 литра.

Минуем здание с замечательной вывеской KaKing Technology - это организованное Chery СП, которое занимается инжинирингом. Справа остается внушительный фасад новенького, с иголочки, шестиэтажного здания технического центра Chery - это AERI, Automotive Engineering Research Institute, где под присмотром нескольких десятков нанятых специалистов из Европы и Америки работают более полутора тысяч китайских инженеров. Сбоку к зданию центра пристроен просторный куполообразный зал, где нас встречают торжественный полумрак - и четыре автомобиля, накрытых покрывалами.

Три из этих машин фотографировать нельзя. А вот купе-кабриолет М14 снимайте, мы уже выставляли его на автошоу в Шанхае…

Китайский купе-кабриолет? Пожалуйста, он перед нами! Почти серийный: пойдет в производство в следующем году. И весьма эффектный, что неудивительно - дизайн и инжиниринг этой машины для Chery делали в ателье Pininfarina. Официально, за деньги. Механизм складной жесткой крыши, по словам китайцев, разработан «одной известной немецкой фирмой».

Прощай, пиратство! Эпоха первоначального накопления капитала позади - фирма Chery вступила на цивилизованную стезю покупки лицензий и аутсорсинга, то есть заказов на стороне!

С остальных машин тоже падают тяжелые покрывала - и нас настигает еще большее удивление. Автомобили-то хороши! Это седан В21, хэтчбек В22 и купе В23, построенные на одной платформе (другой, нежели купе-кабриолет). Седан пойдет в производство в 2007 году, купе и хэтчбек - позже, в 2008-м. Размеры - как у современных автомобилей гольф-класса, причем ближе к верхней границе (Skoda Octavia, Volkswagen Jetta). Дизайн - явно итальянский. Массивный седан навевает сходство с большими Фиатами, а крепко сбитое, динамичное купе с высокой подоконной линией и вовсе напоминает Alfa Romeo.

Тоже Pininfarina? Нет, уже Bertone…

А двигатели? А шасси? А пассивная безопасность?

Экскурсия продолжается в модельном цехе. С высокого потолка свисают тросы кран-балок, на полу тут и там расставлены стапели, на них топорщатся сварочными клещами вручную выколоченные кузовные панели. Визг «болгарок», всполохи электросварки… Молодые ребята в одинаковых синих робах пилят, режут, варят, выколачивают будущее Chery - первые ходовые прототипы новых моделей для испытаний и краш-тестов. Разбирать и делать копии тут умели всегда. А теперь создают новые модели по оригинальным чертежам - за 26 месяцев. На АвтоВАЗе только планируют уложиться в 28 месяцев.

Обратите внимание на толстые передние лонжероны нового седана, - показывает главный инженер Chery на кузов с уже знакомыми очертаниями «от Bertone». - Еще на стадии компьютерного проектирования мы заложили в эту конструкцию такой запас прочности и энергопоглощения, что седан В21 с легкостью пройдет и европейские краш-тесты, и американские…

Главный инженер Ксумин - этнический китаец, гражданин США, более десяти лет проработал на фирме Ford, занимаясь двигателями. А потом стал одним из нескольких десятков «иностранных специалистов» на Chery. Интересно, сколько он здесь зарабатывает на посту главного инженера? Ксумин улыбается: «Сравнимо с американской зарплатой». И ведет нас в соседний бокс, где стоит уже подсобранный автомобиль - со стеклами, с подвеской и с силовым агрегатом. Под капотом… Я заглядываю под машину - и вижу между лонжеронами двигатель V6!

Новую линейку двигателей мы назвали Acteco - от слов AVL, Chery, Technology и Cooperation, «технология и сотрудничество AVL и Chery»…

Австрийская фирма AVL - один из признанных лидеров в разработке двигателей. Для Chery австрийцы создали целый модельный ряд силовых агрегатов - от маленького 1300-кубового мотора для нового компактного хэтчбека S12 до… Боже, не верю своим глазам - это же турбодвигатель!

Образцы новых силовых агрегатов выставлены в холле нового моторного завода. Двухлитровый двигатель с турбонаддувом (170 л.с., 235 Нм), мотор с непосредственным впрыском бензина, двухсотсильная трехлитровая V-образная «шестерка» с переменными фазами газораспределения: все они готовы к серийному производству!

Готово и само производство.

ПОЛЕТ НАД ГНЕЗДОМ QQ

Новый моторный завод встретил ослепительной чистотой, идеальным порядком - и новейшими немецкими автоматизированными линиями. Молодые ребята и девушки (средний возраст на конвейере - 24 года) аккуратно скармливают металлообрабатывающим полуавтоматам распредвалы и головки блоков, собирают цилиндро-поршневые группы. На роботов, как японцы на тойотовских конвейерах, они не похожи. Но на обед китайцы перемещаются бегом - как солдаты срочной службы в «учебке»!

Говорят, что на китайских заводах каждая смена перед работой сперва выстраивается по красной линии, выслушивает напутственное слово мастера - и бегом направляется к рабочим местам. Сам не видел, но теперь верю…

Сборочные конвейеры производят аналогичное впечатление. На территории Chery два корпуса, где сейчас собирают шесть моделей - QQ, Amulet, Eastar, Tiggo, новый седан A5 и новый семиместный минивэн V5. Технология сборки - как на большинстве западных автозаводов: роботы-манипуляторы вклеивают стекла, остальное делают люди. А на линии сборки «паркетников» Tiggo «женитьба», то есть соединение подсобранного кузова с силовым агрегатом вкупе с элементами шасси, осуществляется с помощью популярных нынче передвижных «лифтов».



Здесь работают 13 тысяч человек. Между площадкой готовой продукции и сборочным заводом №2 - заводской трек для коротких ходовых испытаний каждой собранной машины

Главный инженер Ксумин работает на Chery с американским паспортом. Один из стимулов для таких специалистов - пакеты акций, которые будут раздавать топ-менеджерам Современные двигатели Acteco только начинают выпускаться - на автоматизированных линиях нового моторного производства Человек с желтой повязкой на левой руке - контролер качества сборки. Бригады с самым низким уровнем зафиксированного брака получают премии
Сборка шасси Tiggo ведется на индивидуальных передвижных стапелях, которые потом «подкатываются» под кузов Транспаранты, красные вымпелы, переходящие знамена: КНР по-прежнему остается социалистической державой

А где кайзен, основа тойотовской производственной системы TPS? Узнать, есть ли на заводе кайзен, очень просто - нужно поискать глазами андон. Есть андон - будет и кайзен. Нет андона...

Андон - это шнур, который тянется вдоль всей сборочной линии, одна из главных составляющих встроенной в кайзен системы контроля качества. Если ты, рабочий, заметил проблему или брак, дерни за андон - конвейер и остановится. И никто за это ругать не будет - наоборот, похвалят. Сперва потери от простоев конвейера высоки, но в конечном итоге выгода от внедрения кайзена перекрывает все.

Сейчас кайзен есть даже на российских автозаводах, включая УАЗ и ТагАЗ. А почему всего этого нет на Chery?

Кайзен? Какой кайзен? - искренне удивились китайцы. - Нам кайзен не нужен. За качеством сборки следят специальные контролеры. Видите этих людей с желтыми повязками на руках?

Люди с желтыми повязками действительно оглаживают руками кузовные панели, вдумчиво открывают двери свежесобранных машин и внимательно заглядывают внутрь. Сомнительная альтернатива кайзену…

Зато дождевальная камера для проверки герметичности уплотнений, стенды с беговыми барабанами или посты для финальной инспекции головной оптики есть - как и на любом современном сборочном производстве.

На одном из участков конвейера мелькает европейское лицо - за пожилым немцем, как утята, семенят молодые китайцы.

Мне скоро семьдесят, я сорок лет проработал на заводах Volkswagen, а теперь вот приехал сюда, в Уху. Учу китайцев собирать автомобили. Мне тут интересно! Они все молодые, схватывают на лету. Живу в большом доме. Слишком большом для меня одного…

И немец бросает хитрый взгляд на миниатюрную переводчицу. Ай молодец!

Только что запущенный окрасочный комплекс Durr пока простаивает: спрос на Tiggo и другие новые модели не столь велик Китайцев учат иностранные специалисты. Среди них - этот опытный немец, который почти 40 лет проработал на заводах Volkswagen Термокамера с беговыми барабанами и «искусственным солнцем» предназначена для климатических испытаний
Сборочное производство устроено бесхитростно - ни кайзена, ни движущихся полов

Последний пункт экскурсионной программы - новый окрасочный цех мощностью 220 тысяч машин в год, построенный немецкой фирмой Durr. Фантастическое сооружение. Нескончаемые этажи гулких стальных конструкций, конвейеры и лифты, по которым автоматизированно перемещаются кузова. Грунтовка производится окунанием по самой современной методике - в глубокой ванне кузова переворачиваются для лучшего перемешивания состава и более однородного покрытия. А чтобы попасть в зону окраски, нужно миновать шлюз-тамбур, где выравнивается давление и мощным потоком воздуха с тебя сдувается остаток пылинок.

Увидеть на фирме, которая еще четыре года назад выпускала один-единственный «цельнотянутый» Amulet, столько новейшего хай-тека… Громада автоматизированного окрасочного комплекса, великолепное моторное производство, работающий как часы конвейер, хоть и без кайзена. И все это выросло в Уху за последние несколько лет!

А что «на выходе»? Что за автомобили выпускает Chery?

КИТАЙСКАЯ КУХНЯ

Мы вполне могли бы прокатиться на новых автомобилях и по дорогам вокруг Уху - авось объехали бы всех велосипедистов. Но нас отвезли на государственный автополигон Динг Юань в трех часах езды от Уху.

Во многом Динг Юань напоминает наш Дмитровский НИЦИАМТ. Подъездные дороги среднего качества, потрепанное офисное здание… Комплекс был построен для военных целей, о чем напоминают огромные бетонные волны для испытаний колесных вездеходов на скрещивание осей. Но овал скоростной дороги тут - с профилированными виражами. А когда нас повезли по серпантину «горной дороги», он показался бесконечным - раз в 20 длиннее, чем в Дмитрове!

Кроме того, китайский полигон загружен не меньше западных. По дорогам ездят закамуфлированные Rover 75 и родстер MGF, которые в Китае собирается выпускать концерн SAIC. Мелькают Chevrolet Lacetti и большой Buick для местного рынка. По овалу накручивает круги новый перспективный вэн Chery со смешной горбатой кабиной (исключительно для внутреннего рынка)…

Для нас подготовили четыре модели Chery.

Новый седан Chery A5 (заводской код A21) - первенец собственного инжиниринга. Пока на домашний рынок вышла версия А520 с двухлитровым мотором Acteco (88888-105800 юаней, то есть $11000-13000). Готовится и российский дебют. Автомобиль с кожаным салоном будет стоить не менее $15000. Позже появится Chery A516 с новым 1600-кубовым мотором. У машины интересная внешность, современный просторный салон, мультифункциональный руль с клавишами, неплохие кресла с сервоприводами, удобный багажник - на его крышке даже есть обивка. Но качество пластика, работа аудиосистемы и «климата» не понравились

Хэтчбек Amulet с 1600-кубовым мотором, только что взятый с конвейера, оказался ужасен. По сравнению с той машиной, что выиграла в сравнительном тесте Авторевю (см. АР №2, 2006), - просто кошмар! Рычаг коробки болтается, в салоне шум и вибрации, руль «тупой», разгон шумный… К тому же пошел дождь, и на мокром асфальте Amulet пытался развернуться под каждый сброс газа в повороте. Ни сцепных свойств шин, ни управляемости…

На «паркетнике» Chery Tiggo мы тоже уже ездили в России, но теперь у машин с мотором 2.4 есть и полноприводная версия - с современной электромагнитной муфтой BorgWarner в приводе задних колес. Конечно, с полным приводом кроссовер стал тяжелее, и старенького мотора Mitsubishi уже не хватает для бодрого разгона. Зато электроника муфты настроена отменно - включается без задержки и даже позволяет уверенно вести Tiggo 4x4 в «полноприводном» заносе!

Оказалось, что управляемость полноприводной версии доводили с помощью инженеров фирмы Lotus. Заметно!

Седан Chery А5/А21 - совершенно новый автомобиль. Фактически это первенец «самостийной» эпохи Chery, разработанный без прямого копирования. Выглядит автомобиль интересно, в салоне довольно просторно - и спереди, и сзади. Образцом при разработке шасси с многорычажной задней подвеской был Mitsubishi Lancer, инжиниринг делали сами - силами собственного СП с тем самым замечательным названием KaKing Technology. Но помогали японские специалисты и фирма Ricardo, а управляемостью занимался Lotus. И это чувствуется: руль в виражах наполнен информативной тяжестью, реакции довольно быстрые и однозначные. Даже поскользить приятно. И двухлитровый мотор, один из первенцев совместного с AVL семейства Acteco, тянет уверенно, хотя и без чудес.

Неплох и двухобъемный семиместный автомобиль Chery V5/B14 - это тоже совсем новая модель, которая только-только начала продаваться в Китае. Симпатичный дизайн японского ателье SIVAX, уютный салон с массивными пластиковыми панелями «под дерево» и центрально расположенными приборами. Двигатель объемом 2,4 л и «автомат» - те же, что устанавливаются на Tiggo, но есть версия с новым двухлитровым мотором Acteco. На ходу кроссовер неплох - спокойные реакции, тяговитый двигатель, сносно работающий «автомат». Но педаль тормоза практически невозможно продавить до срабатывания АБС, мотор шумноват на «верхах», дорожный гул прослушивается сильнее, чем хотелось бы. А подвеска вроде бы «плавная», но на дорожных волнах машину подкидывает - амортизаторам не хватает энергоемкости.

Семиместный «кроссовер» Chery V5 с заводским индексом В14 - еще одна новая модель. Дизайн японского ателье SIVAX хорош, но интерьерный пластик на ощупь гораздо хуже, чем на вид. Приборы - в центре, сверху на панели есть ящички с хлипкими крышками, «климат» - с вакуумно-люминесцентным дисплеем. Руль регулируется только по высоте, спереди и на третьем ряду тесновато, но на сиденьях второго ряда вольготно. Двигатель 2.4 и «автомат» с ручным режимом - старые, по лицензии Mitsubishi. Цены в Китае - от 120000 юаней (примерно $15000) за Chery V520 с двухлитровым мотором Acteco и «механикой» до 160000 юаней ($20000) за версию V525 с «автоматом». В России эта машина не будет дешевле $20000

Кстати, амортизатор по-китайски - «джен чен чи», буквально «вычитающий вибрации». Очень точное определение. Вот только вычитать вибрации китайским амортизаторам нужно усерднее…

На обед нас отвезли в ближайший к полигону «поселок городского типа» - и покормили в лучшем местном ресторанчике. Антураж - белый кафель на стенах пищеблока, обшарпанные столы. Но еда! Черные «земляные яйца», протухшие до состояния мармелада, сваренные в ворохе красного перца раки, жаренный в каких-то невероятно пряных специях угорь, огненно-острые куски мяса, рыбы, утки с самыми невероятными приправами…

Правда, теперь я знаю, что ферментированный соевый творог тофу на запах (и, увы, на вкус) - чистый навоз! Но все остальное было невероятно вкусным. Не знаю, как насчет Пекина, но так не кормят ни в одном ресторане Москвы или Европы. А окончательно добил счет, выставленный за пиршество двенадцати человек со всеми местными деликатесами: 432 юаня, чуть более полутора тысяч рублей! Что еще раз подтвердило прописную истину: хочешь вкусно поесть в стране с богатыми кулинарными традициями - езжай в глубинку и найди ресторан, где справляют местные свадьбы. Особенно если речь идет о Китае с его многотысячелетней кулинарной историей.

А вот автомобили Chery, в отличие от китайской еды, пока сыроваты.

Передачи на всех машинах, включая Tiggo и А5/А21, переключаются с разной степенью нечеткости. Пластик интерьера гораздо хуже, чем у корейских и американских автомобилей. Системы климат-контроля (а вернее, автоматические кондиционеры) работают кое-как: судя по всему, китайцы еще не до конца понимают, зачем они нужны. Например, заводские водители периодически включают «климат» - и через несколько минут нажимают кнопку Оff, потому что в салоне становится холодно независимо от заданной температуры.

И это объяснимо. Откуда в стране, где автомобиль до сих пор в диковинку, где водителям приходится постоянно сигналить, распугивая велосипедистов, - откуда здесь взяться своим инженерам-испытателям, своим специалистам по настройке бортовых систем, своим подвесочникам?

Их и нет. Вернее, они есть - на Chery 3100 инженеров, из них 100 экспертов и 50 докторов наук. Но они только учатся делать автомобили. Как учится этому вся страна.


ДОГНАТЬ И ПЕРЕГНАТЬ

В 1995 году 15 китайских автозаводов совместно делали чуть более 300 тысяч автомобилей в год. Коммунистическая страна нищенствовала, велосипеды были роскошью. А сегодня, десять лет спустя, в социалистическом Китае выпускается свыше трех миллионов легковых машин!

Вступление в ВТО в 2001 году Китай сопроводил постепенным снижением заградительных пошлин на ввоз иномарок (с 80% до 2001 года до нынешних 25%). Но предварительно зарубежным фирмам было разрешено создавать СП на паритетной основе - 50 на 50 с государством. Весь автомобильный мир немедленно бросился в Китай - благо инвестиционный климат в Поднебесной стабилен, а за воровство чиновников даже расстреливают. В итоге за десятилетие в Китае вырос «наполовину собственный» автопром мирового уровня. Инофирмы привели за собой своих поставщиков. У Denso - 12 заводов в Китае, Bosch построил 11 заводов, Delphi - 10… Россия о таком великолепии только мечтает, а в Китае все это уже есть!

Но китайским властям этого мало. Не зря вице-президент Chery в разговоре обронил:

Мы пустили иностранцев на свой рынок в обмен на технологии, но потом поняли, что по-настоящему технологий так и не получили…

Теперь Китай рвется в высокотехнологичное будущее самостоятельно! Страна уже вышла на четвертое место в мире, снабжая всю планету ширпотребом и электроникой. Что дальше?

Дальше - по пути Японии и Южной Кореи. Поэтому на полигоне Динг Юань будут строить новое скоростное кольцо - на котором можно будет развивать свыше 300 км/ч. Зачем? Ответ китайцев нас поразил: «Мы слышали, что в Германии нет ограничений скорости...»

А в Уху будут строить свой технический университет Chery. Чтобы растить собственных специалистов. А еще на территории завода до 2007 года появится третий моторный завод (в дополнение к двум уже имеющимся), виброакустическая лаборатория, корпус испытаний электроники и тестовый стенд для полноприводных автомобилей.

Судя по всему, именно Chery станет авангардом Китая в борьбе за целиком собственный автопром. Конечно, среди стопроцентно китайских автозаводов есть и другие крупные предприятия - например Geely или Great Wall. Но это частные фирмы, и такие мощные инвестиции для них неподъемны. А Chery - завод государственный. И поэтому - самый крупный среди независимых (от зарубежных фирм) китайских автопроизводителей. Доля фирмы среди китайских производителей легковых машин в 2005 году - 6% (190 тысяч машин из 3,14 милллиона). Даже если сюда прибавить 200 тысяч внедорожников и отнести продажи Chery к общему рынку в 3,34 миллиона машин, то выйдет 5,7%.

А в этом году наверняка будет больше: прогноз Chery на конец года - 330 тысяч машин.

Мы уверены в нашем рынке, - объяснял нам ситуацию Жу Бирен. - Каждый год рынок в Китае будет расти на 15%, и так до 2020 года! А уже в 2008 году Chery будет выпускать 14 моделей…

Это говорит вице-президент государственного предприятия социалистической страны, где все расписано по пятилеткам.

Значит, так оно и будет?

Не все так просто.

На домашнем рынке основной прирост продаж для Chery обеспечивают «пиратские» QQ (15097 проданных машин в мае) и Amulet (6687). И спрос на них растет благодаря тривиальному обстоятельству - они дешевле. Например, QQ стоит от 30000 юаней (примерно $3800), Amulet - от 56000 юаней (примерно $6800). А Eastar, Tiggo, A5 и V5 гораздо дороже - от $11000-15000. И их продажи пока что значительно ниже - по 1370 машин в месяц.

Экспорт? Путь за границу тоже не усыпан розами. Да, QQ и Amulet понемногу продаются в третьих странах - Куба, Венесуэла, Колумбия, Пакистан. В России автомобили Chery даже собирают. Но китайцы схитрили, подписав договор на «отверточную» сборку с калининградским Автотором, где не нужно четких обязательств по локализации производства. И в России всполошились: Автотор хотят лишить налоговых льгот.

Европейский и американский рынки пока для Chery закрыты - нынешние модели не отвечают сертификационным требованиям. Кстати, интересы Chery в США рвется представлять знаменитый Малкольм Бриклин со своей фирмой Visionary Vehicles - тот самый, который сперва открыл для Штатов Subaru, а потом неудачно попытался импортировать в Америку Yugo. Причем часть машин Бриклин планирует выпускать в США, построив для этого завод. В момент нашего визита в Уху президент Chery Ин Тонгьяо был в США - на переговорах.

Так что для Chery все решится в следующие два года. Выйдут новые модели, прототипы которых мы видели в Уху, и рынок их примет - или не примет. И новые производственные мощности Chery или будут простаивать, или окажутся загруженными на полную катушку.

Но второй вариант кажется более реалистичным.

Китайцы карабкаются вверх. Экономику Китая двигают вперед не нефть и газ, а исключительно люди - 1,3 миллиарда практически мононационального, генетически трудолюбивого населения. Кстати, пока мы бегали под дождем по полигону с фотоаппаратами, сопровождающие китайцы мокли вместе с нами - и безропотно остались там до темноты, вернувшись в Уху только к полуночи. В Германии, где в шесть вечера рабочий день закончен, я такого себе не представляю.

А в России? Чем мы хуже?

Сравнивая увиденное на Chery с ситуацией на АвтоВАЗе, так и хочется сказать: ничем. У нас тоже есть шанс. Как минимум потому, что у нас есть свои специалисты, а у Китая - пока нет. И молодые ребята на вазовском конвейере, собирающие Калину, ничем не уступают молодым ребятам в Уху, собирающим Amulet.

Но если на Chery будут строить собственный университет, то у нас о новых вузах что-то не слышно. А последнее, что мы видели из иллюминатора взлетающего самолета, были два гигантских строящихся терминала Пекинского аэропорта. Каждый из которых раз в десять больше нового терминала Шереметьево-3, строящегося в Москве