Будущее грузовика от луиджи колани. Луиджи Колани. Пожалуй, самый удивительный автодизайнер Грузовой автомобиль Colani Spitzer -Silo

Луиджи Колани (нем. Luigi Colani) - немецкий промышленный дизайнер.

Биография

Родился 2 августа 1928 года в Берлине в обеспеченной семье, имя при рождении нем. Lutz Colani. Отец (итальяно-швейцарского происхождения) работал художником в кино, мать родом из Польши.

В 1946 году окончил Берлинскую академии художеств по классу скульптуры и живописи.

В 1947 году изучает аэродинамику в Сорбонне. В 1952 году на авиационном предприятии McDonnell Douglas в Калифорнии (США) проводил исследования в области сверхвысоких скоростей. Затем во Франции конструировал спортивные автомобили, в 1954 году был награждён «Золотой розой» на женевском автосалоне за дизайн корпуса автомобиля Fiat 1100.

В 1960-е сотрудничал с компаниями Alfa Romeo, Lancia, Volkswagen, BMW. C 1972 года разрабатывает экспериментальный дизайн для концернов ThyssenKrupp, Boeing, Rosenthal (элитная столовая керамика), Rockwell International (летательные аппараты), Villeroy & Boch (сантехника). Для немецкого банка Dresdner Bank разработал дизайн копилки в виде слона, который стал очень популярен и используется в качестве различных сувениров, брелков и пр. до сих пор.

1972 год - разрабатывает дизайн болида Формулы-1 Eifelland Type 21. В 1973 году открывает Центр дизайна в Японии. В 1976 году представляет первый в мире самолёт из пластика RFB Fanliner с роторным двигателем Ванкеля.

В 1981 году автомобилем Colani 2CV, сконструированным на основе французского Citron 2CV (оригинальный 2CV двигатель и шасси), установлен мировой рекорд экономии топлива, расход составил 1,7 литра бензина на 100 км. В 1983 году на франкфуртском автосалоне представляет прототип серийной модели Porsche 959. В этом же году Луиджи Колани переезжает жить в Японию. В 1984 году представляет революционный дизайн фотокамеры Canon HY-PRO c электронным видоискателем, а также занимается разработкой концепции дизайна фотокамер Canon на ближайшие десятилетия, в результате разработок представляется серия камер «5 Systems».

С 1988 года является заслуженным профессором Бременского университета.

В 1990 году разрабатывает архитектурные проекты в Японии и Таиланде. В 1992 году состоялась первая полномасштабная ретроспектива работ Колани в Дортмунде. В 1993 году Колани создаёт дизайн компьютера для компании Vobis. В 1995 году открывается дизайнерский центр «Колани» в Люнене (Германия). В 1997 году создаёт футуристический дизайн рояля Colani «Pegasus» Grand Piano для компании Schimmel (англ.) , такие рояли приобрели Ленни Кравиц, Принс, Эдди Мёрфи. В 1998 году Колани занимается разработкой дизайна банковских терминалов. Придумывает дизайн бутылок для воды для компании Carolinen-Brunnen (Германия). В 1999 году представляет новую душевую кабину для немецкой компании Dusar, проектирует мебель для компании Kusch & Co.

В 2000 году представляет коллекцию оправ для очков «Colani» на выставках оптики в Милане, Париже и Лас-Вегасе. В 2001 году, представляет проект нового микроскопа и фотокамеры для компании Seagull (Китай). В 2002 году представляет проект бутылки «Colani» для швейцарской компании Valser. В 2003 году занимается разработкой униформы для полиции Гамбурга (англ.) , ведёт разработку реактивного самолета Alekto-TT62, а также реализует футуристический автомобильный проект Colani Spitzer.

Создавал концепт-кары для Porsche, Mazda, Mercedes-Benz, Ferrari, Ford. В данный момент дизайнер проживает в Карлсруэ (Германия).

Работы

    Porsche 959 (1983)

    Canon T90 (1986)

    Компьютер компании Vobis (1993)

    Ручка для письма (1993)

    Рояль Schemmel K 208 Pegasus (1997)

    DAF Aero 3000 Truck (2001)

    Colani Spitzer-Silo Truck (2002)

    Colani-LKW на базе грузовика Mercedes

    Компьютерное рабочее место

    Парковая скамейка

    Конференц зал в городе Люнен, Германия

Концепт-кары

  • 1960 Colani GT
  • 1963 BMW 700 (Colani)
  • 1968 Colani C-Form
  • 1970 Colani Le Mans Prototype
  • 1970 Colani C 112
  • 1972 Eifelland Type 21 (Формула-1)
  • 1976 Colani L’Aiglon
  • 1976 Volkswagen Turbo Polo (Colani)
  • 1977 Volkswagen Prototype (Colani)
  • 1977 Colani Sportscar Prototype
  • 1978 Colani New RS
  • 1978 Ford GT80 (Colani)
  • 1978 Colani Truck 2001
  • 1979 Colani Sea-Ranger
  • 1981 BMW M2 (Colani)
  • 1981 Colani 2CV
  • 1983 Mazda Le Mans Prototype (Colani)
  • 1985 Mercedes-Benz Le Mans Prototype (Colani)
  • 1987 Colani GT 2
  • 1987 Lada Gorbi (Colani)
  • 1989 Ferrari Testa d’Oro (Colani)
  • 1989 Colani Corvette
  • 1989 Colani Utah 6
  • 1989 Colani Utah 8
  • 1989 Ford Prototype (Colani)
  • 1991 Colani Corvette Prototype Racer
  • 1991 Colani Stingray
  • 1995 Mercedes-Benz Vision 2005 Truck (Colani)
  • 1996 Colani Horch Mega-Roadster
  • 1999 Colani Mamba
  • 2001 Colani Schanghai
  • 2001 DAF Aero 3000 Truck (Colani)
  • 2002 Colani Spitzer-Silo Truck
  • 2006 Colani SuperTruck
  • 2006 Colani Street-Ray
  • 2006 Colani Yellow Egg

Примечания

  1. AdaLou {the Blog}: COLLECTIONS: LUIGI COLANI - ELEPHANT BANK
  2. 1981 Colani 2CV (Colani)
  3. Luigi Colani: Translating Nature - Businessweek
  4. Virtual Design Museum - Luigi Colani - Camera Canon
  5. Luigi Colani’s «5 Systems»
  6. K 208 Pegasus
  7. Schimmel / Colani «Pegasus» Grand Piano
  8. TT62 Alekto - Flugboot mit Turbodiesel von Luigi Colani
  9. 2002 Colani Spitzer-Silo Truck (Colani)

Реактивный самолет:

Катер на воздушной подушке:

Вертолет:

Рояль "Pegasus Grand Piano", созданный в 1997 году для компании Schimmel (такие рояли приобрели Ленни Кравиц, Принс, Эдди Мерфи):

Когда-нибудь невосполняемые природные ресурсы достигнут критической отметки и, видимо, только тогда многие владельцы заводов и фабрик всерьез задумаются о переоснащении своих предприятий и выпуске более совершенных и эффективных образцов. В настоящий же момент, по словам самого Колани, основная проблема Европы в том, что она слишком богатая и слишком ленивая, она просто не готова рисковать и внедрять по-настоящему смелые идеи. Зато дизайнера боготворят в Японии и Китае, где он часто бывал с лекциями, а сейчас живет постоянно. Луиджи так отзывается о сотрудничестве с китайцами: "Китайцы голодные – они шпионы, они мгновенно все копируют и внедряют. Буквально утаскивают каждый чертеж с моего стола. В первый месяц моего пребывания в Китае для меня организовали турне по всем ведущим университетам. В течение месяца я стал профессором в 4-х самых передовых университетах – та честь, которой я не удостоился в Европе в течение многих десятков лет. Поэтому Китай сейчас идет вверх, а Европа - вниз".

В свои 83 года гений нашего времени выглядит молодцом, как всегда с огоньком в глазах и полон идей.

Фотографии, сделанные в 2010 году Владимиром Болдыревым во время визита Луиджи Колани в МГТУ им. Н.Э. Баумана:

Перед ним чашка кофе, сигара, ему 90. Человек с некогда воронно-черными усами и легендарным темпераментом - Луиджи Колани, гениальный дизайнер-футурист.

Образец для подражания, кумир поколений молодых дизайнеров, мускулистый революционер, гениальный эгоист... Его захватывающие, футуристические конструкции автомобилей с изогнутыми крыльями, дельфиноподобная мебель, посуда, очки, камеры, телевизоры, унитазы, кухни вошли в учебники дизайна. Что объединяет все проекты? Он с детства «полюбил овал». «Мой мир круглый », - говорит Колани.

Кемпер EleMMent Palazzo, Marchi Mobile, 2011.

В дизайне трудится более 50 лет. В юности собирался строить самолеты: «Мои летающие крылья - это будущее!», - любит повторять Колани.

Прототип спорткара Colani Castrol New RS, 1978.

Он родился 2 августа 1928 года в Берлине. После войны закончил Берлинскую академию художеств. В 1947 изучал аэродинамику в Сорбонне. Затем во Франции конструировал спорткары. Сотрудничал с компаниями Alfa Romeo, Lancia, Volkswagen, BMW.

Луиджи Колани, 1953.

В 1963 году для немецкого Dresdner Bank разработал дизайн копилки в виде слона - Drumbo elephant money box, который популярен в качестве сувенира до сих пор. Создавал концепт-кары для Porsche, Mazda, Mercedes-Benz, Ferrari, Ford. В 70-х вел экспериментальный дизайн для ThyssenKrupp, Boeing, Rosenthal, Rockwell International, Villeroy & Boch. Своим лучшим продуктом считает эргономичную рефлекторную фотокамеру Canon T90.

Фотокамера Canon T90, 1985.

Стул Poly-COR, COR Sitzkomfort, 1968.

Чашка с блюдцем из колл. Ab Ovo, Weimar Porzellan.

Шезлонг Anthropomorphic chaise longue, Essmann, 1967.

Светильник Ufo, 1970-е.

Шезлонг Sadima, BASF Germany, 1970.

Копилка Drumbo elephant money box для Dresdner Bank, 1970-е.

Проекты Луиджи Колани экстравагантны и не всегда практичны. Многие из них, по словам Колани, около 70 процентов, остались в письменом столе. У Колани до сих пор есть глобальные планы. «Большие проекты», как он их называет. Музей в Венеции? «Эко-Сити», который он хотел реализовать на китайском острове? Многое из задуманного не осуществлено.

Кресла и шезлонги Tv-Relax, Kusch & Co, 1969.

Колани считает себя исследователем и консультантом. Имеет право: в конце концов, NASA просит его совета по вопросам дизайна. Он работал в Японии и живет более двадцати лет в Китае. Сохранил свой адрес в немецком Карлсруэ и живет здесь каждый год. В Китае сегодня занимается тремя крупными проектами: электромобилями и автомобилями для путешествий. «Я из семьи долгожителей», - комментирует Луиджи Колани.

Автомобиль Abarth Alfa Romeo 1300 Berlinetta, 1959.

Выставка Colani – Das Lebenswerk в Карлсруэ, Германия, 2004.

В 70-х и 80-х годах он стал звездой СМИ и отличным маркетологом. Громко и резкими словами он ругал свою профессию, часто ставя себя в ужасное положение. Еще в 1991 году Колани спроектировал автомобиль, который потребляет всего 1,7 л на сто километров. «Если бы я отдал китайцам мои планы, Porsche, Mercedes, Audi и BMW можно было бы закрывать!» Он ругает родную промышленность и говорит, что слишком хорош для нее. Считает, что политики только болтают о защите климата. На самом деле, заинтересованы только в том, чтобы все оставалось как есть, из-за высоких налоговых поступлений. Немецкая промышленность? «Трусы!»

Если вы думаете, что в студии Rinspeed, которая делает довольно странные на вид автомобили, работают самые эксцентричные дизайнеры на планете, вы сильно ошибаетесь. В этом смысле швейцарские инженеры просто скучные халтурщики по сравнению с великим и в то же время ужасным Луиджи Колани.

Лутц Колани родился 2 августа 1928 года в Берлине. В 1957 году он изменил свое имя на Луиджи, после чего изучал искусство в Германии, аэродинамику во Франции и жил в Японии, Китае и США. При этом ему удавалось превращать в произведения искусства все, к чему он прикасался — от бутылки минеральной воды и фотокамер Canon (на нижнем фото) до самолетов McDonnell-Douglas и автомобилей, именно благодаря которым он и прославился.

У автомобилях Колани все подчинено аэродинамике. Например, построенная на базе Citroen 2CV его модели для своего времени установила мировой рекорд в потреблении топлива — всего 1,7 л/100 км. Дизайнер всегда утверждал, что внешность автомобилей слишком несовершенна, а руководители компаний-производителей чересчур консервативны.

«Посмотрите на грузовики — они элементарно квадратные и должны проталкивать перед собой огромное количество воздуха, — говорит немец. — У них нет аэродинамики, но тупая промышленность этого так и не поняла. Потратить миллиарды литров топлива вместо того, чтобы принять мои идеи… Да и воздух на Земле была бы чище.»

Однако, Колани не ограничивался наземными видами транспорта – он разрабатывал корабли, самолет на 1000 мест, вертолеты и даже концепт для НАСА. Часто работал и на территории бывшего Советского Союза, где он создал проект для новой Lada Niva, который носит имя Михаила Горбачев. Кроме того, создал серию эксклюзивных фортепиано, которые очень популярны в Голливуде. Их покупали такие звезды, как Ленни Кравиц, Принс и Эдди Мерфи. Да чего уж там, он проектировал даже гробы…

В автомобильной индустрии Колани воспринимается чаще как чудак, но при этом всегда пользовался уважением своих коллег. А завоеванных им награды и не перечесть. Дизайнер является соавтором серийных автомобилей таких известных марок, как Fiat, Alfa Romeo, Lancia, Volkswagen, BMW и Porsche. Однако, сегодня я обращу ваше внимание на его наиболее дерзкие и нетрадиционные идеи.

Colani Ferrari Lotec Testa d’Oro

Это вовсе не макет, а абсолютно стандартный автомобиль. Несмотря на свой странный вид, с аэродинамикой у него все в порядке. Доказательством этого является мировой рекорд скорости а 351 км/час, достигнутый на соленом озере в Боневиле (США) в 1991 году.

Техническая начинка автомобиля была поручено специалистам Lotec Gmbh — тем же, что создали суперкар Mercedes-Benz C1000 мощностью 1000 л.с. На Testa d’Oro они поставили 12-цилиндровый двигатель Ferrari с двумя турбонагнетателями, развивающий 750 л.с. и 900 Нм.

Colani Le Mans Concept

Один из самых смелых/безумных проектов в истории. Автомобиль состоит из двух частей – в одной расположен двигатель, а в другой — кабина. Для его создания Колани черпал свое вдохновение из аэродинамических форм безмолторных планеров.

Задняя часть, где находятся подвеска и тормозная система, была заимствована у Lamborghini Miura. Двигатель, однако, не был поставлен, поскольку необычный автомобиль так и остался всего лишь проектом. Эта модель была недавно выставлена на продажу по стартовой цене от 75 000 долларов.

Colani Eifelland Formula One

Луиджи Колани не только создавал концепты, но и превращал некоторые из его аэродинамических видений в реальность. В 1972 году он создал автомобиль Формулы 1, предназначенный для команды Eifelland. Он базировался на болиде March 721 и был оснащен на двигателем V8 от Ford. В отличие от других команд здесь автомобиль был только один и управлялся он пилотом Рольфом Штомеленом.

Проявились, однако, некоторые проблемы — с охлаждением, с прижимающей силой и надежностью в целом. Таким образом, некоторые из решений Колани были заменены на традиционные для Формулы-1 в то время. В 1972 году автомобиль участвовал в 8 из 12 гонок, а его лучшим местом стало десятое.

В 1970 году Колани предлагает альтернативный проект суперкара для компании Mercedes-Benz, которая всего год назад показала свое концептуальное купе с центральным расположением двигателя S111.

Стоит признать, что, несмотря на свои необычные форму и цвет, автомобиль получился вполне аэродинамичным с коэффициентом лобового сопротивления всего 0.2. Это в два раза лучше, чем у большинства спортивных автомобилей того времени.

Mazda Le Mans Prototype

Mazda также сотрудничала с маэстро Колани, после того, как семью годами ранее компания выиграла легендарную гонку «24 часа Ле-Мана». Прототип, созданный дизайнером, кажется, предназначен просто напугать до смерти большинство противников одним своим появлением.

Впрочем, с технической составляющей у автомобиля все выглядит довольно хорошо. Он предлагает комбинацию роторного двигателя с мощностью 950 л.с. и отличную аэродинамику.

Только посмотрите на эту улыбающуюся машину, которая, кстати говоря, является вполне «скоростной». Это ли не самое яркое доказательство того, что для Луиджи Колани в области аэродинамики нет абсолютно никаких секретов. На озере Бонвиль прототип, оснащенный 3,5 -литровым двигателем с турбонаддувом, развил максимальную скорость 407 км/час.

Если же вам нужна обычная спецтехника, а не необычный автомобиль, пусть и с потрясающей аэродинамикой, вам стоит знать, что есть аренда спецтехники в Киеве , которая гарантирует вам не только оптимальный уровень цен, но и высокое качество сдаваемой в аренду техники. Так что обязательно прислушайтесь к моим словам.

Об авторе: Андрей Страшко

    Другие новости

Colani SuperTruck 2006 года. Очередная версия дизайнера Луиджи Колани на тему аэродинамического тягача. Одну из его машинок наверное все видели, а эту я почему то только сейчас заметил.

Луиджи Колани (Luigi Colani) - живая легенда промышленного дизайна, чьи работы настолько фантастичны, что опережают свое время. Луиджи Колани является родоначальником био-дизайна (направление в промышленном дизайне, основные формы которого взяты из природы). Хоть люди и называют его дизайнером, но сам он считает себя «3D-философом». Колани однажды сказал: «Земля круглая, все небесные тела круглые, и все они движутся по округлым или эллиптическим орбитам. Я собираюсь следовать природе – создаваемый мною мир тоже округлый». Все, за что бы он не брался, приобретало обтекаемые, сглаженные формы – вертолеты, грузовики, дома и т.д. вплоть до стульев и наушников. Эти формы - не просто полет воображения, а очень продуманный ход: Колани обучался аэродинамике и его потрясающе красивые обтекаемые автомобили и самолеты побивают все рекорды скорости, при этом значительно экономится топливо. Дизайнер опережает своё время, но многие его проекты так и остаются невостребованными.

Посмотрим на его грузовики:

Родился Луиджи Колани (Luigi Colani) под именем Лютц Колани (Lutz Colani) в 1928 году в Берлине (Berlin). В семье его были курдские и польские корни. Он с детства увлеченно рисовал, а позднее стал студентом Берлинской академии изящных искусств (Akademie der Künste), где изучал живопись и скульптуру. Позднее, увлекшись аэродинамикой, Луиджи изучал ее в парижской Сорбонне (Sorbonne in Paris, France).

В 1950-х он жил уже в Калифорнии (California), и именно в 1950-х его работы в области дизайна начали получать признание. Так, за дизайн автомобиля ‘Fiat’ он получил на автосалоне в Женеве (Geneva, Switzerland) премию ‘Golden Rose’.

В 1960-х Луиджи Колани все еще увлеченно работал над автомобильным дизайном, и к его услугам прибегали изготовители ‘Alfa Romeo’ и ‘Lancia’, ‘Volkswagen’ и ‘BMW’.

Одновременно Колани мог отвлекаться и на менее значительные проекты, словно бы между делом разрабатывая приятные мелочи вроде сувениров и брелков для всевозможных корпораций.

В 1972-м о Колани заговорил весь гоночный мир – именно он разрабатывал дизайн для болида ‘Eifelland’ Формулы-1.

В 1973-м в Японии (Japan) он открыл собственный Центр дизайна, а в 1976-м представил миру свою новую разработку – самолет ‘RFB Fanliner’, выполненный из пластика.

Вообще, главной страстью Луиджи Колани всегда была и оставалась аэродинамика. Он построил собственную модель автомобиля ‘Colani 2CV’ на базе французского ‘Citroën 2CV’, который поставил мировой рекорд по расходу топлива. А на разработку аэродинамических грузовиков Колани потратил не менее трех десятилетий, среди них – ‘Colani-LKW’, выполненный на базе ‘Mercedes’.

В целом же Луиджи Колани разработал не менее 35 концептуальных автомобилей, которые сегодня известны как концепт-кары, среди них есть также модели для ‘Porsche’, ‘Mazda’, ‘Ferrari’, ‘Ford’ и др.

Известно, что Колани не слишком уважительно отзывался о современной автомобильной индустрии – как изобретатель, он знал наверняка, что есть гораздо более лучший, более экологичный и намного более экономичный путь производства все тех же грузовиков. Увы, ‘тупая индустрия’ продолжала быть глухой к его одинокому голосу.

А вообще спектр деятельности этого человека по-настоящему поражает – так, разработанные им пианино на базе ‘Schimmel’ приобрели Ленни Кравиц, Принс и Эдди Мерфи; это его дизайн фотокамеры ‘Canon’ в свое время определил лицо марки; в Японии и Таиланде он много поработал над разработкой архитектурных проектов; а среди его небольших разработок есть бутылки для напитков, наушники для плееров и даже мебель. Известно, что Колани даже поработал над формой для гамбургских полицейских.

Лиуджи Колани называют основоположником так называемого биодизайна – одного из направлений в промышленном дизайне. Вообще, главными характеристиками всех разработок Колани являются округлые формы. ‘Земля круглая, все небесные тела круглые; все они движутся по кругу или эллиптическим орбитам’, - говорит Колани.

‘… Так зачем же я должен пополнять ряды тех, кто пытается сделать мир угловатым? Я собираюсь продолжать философию Галилео Галилея: мой мир тоже круглый’.

Известно, что в настоящее время великий дизайнер живет в Германии, а его сын Солон Луиджи Лютц (Solon Luigi Lutz) пошел по стопам отца и также стал дизайнером.

Колани уверен, что в XXI веке мы должны научиться сосуществовать с животным и растительным миром на новом уровне. Потому так важен для дизайнера поиск связи между геометрией живого и неживого. Так, например, в 1986 году Колани сконструировал 14 моделей экологически чистых «автомобилей будущего», по форме напоминающих не то летящую чайку, не то хищную рыбу.

На тонкие связи биодизайна с природой намекает уже хаотическая расстановка экспонатов. В хаотичном порядке по залу музея разбросаны обтекаемых форм (традиционных для Колани) модели гоночных болидов для Формулы-1, зубные щетки, точащие из цельного необработанного золотого слитка, притаившаяся в углу лопата с изогнутым черенком и целые биогорода с деревьями в виде зонтиков укропа. Однако каждая из работ, несмотря на явную укорененность в природе – прежде всего триумф инженера над художником. Для Колани, изучавшего аэродинамику в Сорбонне, дизайн – стихия вполне рациональная, схожая скорее с капитальным ремонтом, чем с творческим процессом.

Из мастерской Колани вышли макеты «каплеобразной» фуры Mercedes-Benz и компактного дома с вращающейся кухней-шаром. В 1954 году он получил «Золотую розу» на Женевском автосалоне за радикальную переделку корпуса легкового автомобиля Fiat 1100. Наконец, дизайн сегодняшних профессиональных фотоаппаратов Canon - тоже дело рук Колани. Именно с его прототипа камеры Canon T-90, созданного в 1986 году, в фототехнике началась «эпоха закругленных форм» и рукоятей, повторяющих форму руки. Уже через несколько лет угловатые фотоаппараты-»кирпичи» окончательно уступили таким моделям место в сумках репортеров.

Однако основной постулат биодизайна в том, что изобретать, в общем-то, ничего не нужно. Мол, природа всё придумала за нас. Но с первого взгляда сходство произведений Колани с органическим миром не так очевидно. Плетеных дачных лавочек и гербариев из ромашек на стенах – опознавательных знаков декоративного натурализма – на выставке нет. Природное начало в своих работах дизайнер воплощает в обтекаемых формах кресел и моделей самолетов, а также – в цветах и фигурах, позаимствованных из животного мира.

А вот про эту более известную модель подробнее:

Известный итальянский дизайнер-авангардист Л. Коллани спроектировал опытный образец «грузового автопоезда 2001 года». В его разработке и постройке он сотрудничал с 19 фирмами, в том числе с ФИАТ (шасси), «Пирелли» (шины и колеса), «Фихтель унд Сакс» (гидравлическое оборудование).

Коллани стремился получить Сх равным 0,4. Для этого он предложил совершенно новое архитектурное решение головной части поезда, свел к минимуму зазор между ней и полуприцепом, установил боковой обтекатель между колесами тягача.

С целью резкого повышения безопасности Коллани нашел принципиально новое решение, благодаря которому модуль с отсеком водителя при лобовом ударе смещается по направляющим назад и вверх, а специальные гидравлические устройства поглощают энергию удара. В отношении безопасности представляет также интерес круглое лобовое стекло с трехлопастным стеклоочистителем пропеллерного типа. Рабочее место водителя оснащено контрольными приборами с цифровой, а не стрелочной индикацией. Широко использованы звуковая сигнализация, имеющая целью разгрузить внимание водителя от зрительного контроля по приборам за работой систем автопоезда.

Автомобиль 2001 года Л. Коллани на базе седельного тягача ФИАТ - еще одна попытка создания опытного образца грузовика, опережающего время.

Год постройки - 1977: количество мест - 2; двигатель: тип - дизель, число цилиндров - 8, рабочий объем - 17 200 см3, мощность - 350 л. с./266 кВт; колесная формула - 4X2; длина автопоезда - около 15 000 мм; ширина - 2500 мм; высота - 4000 мм; полная масса автопоезда - 38 000 кг; наибольшая скорость - 120 км/ч.