Конспект урока по географии на тему "биосфера". Границы биосферы

«Географическая оболочка» - Наша планета состоит из нескольких оболочек- сфер. КАКОВА МОЩНОСТЬ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКИ? Свойства географической оболочки. Мировой круговорот воды. Гидросфера. Географическая оболочка Земли - сфера взаимопроникновения и взаимодействия всех оболочек, Ритмичность географической оболочки – повторяемость во времени природных явлений.

«География Равнины» - Равнины по форме поверхности. Плоские. Остаточные (Казахский мелкосопочник). Горы. Первичные Прикаспийская низменность. А.И.Соловьев. К.Д.Бальмонд. низменности (до 200м) Западно-Сибирская Амазонская. Равнины по происхождению. Холмистые. плоскогорья (выше 500м) Средне-Сибирское Декан. Возвышенности (от 200 до 500м) Среднерусская Валдайская.

«Горы мира» - Горные ледники. Выполнил: ученик 6 класса Мирзоев Асланбий. Горы в Дагестане. Гора Айрес - рок. Горы на побережье Красного моря. Горы в Антарктиде. Горы мира. Альпы. Австралийские Альпы. Гималаи. Большой водораздельный хребет. Горы Кордильеры. Средняя Азия. Вид на Эльбрус. Главный кавказский хребет.

«Гейзеры» - Методы и подходы. Цели проекта. Оглавление. Вид на юг. Ограничение посещения. Интернет-модель. Подготовка основы. Направления работы. Задачи проекта. Хронология проекта. ЦМР 5 м + космоснимок 0,5 м. Прогноз. Илья Казанский (с) 2009. Оползневая опасность. Природное наследие. Вид на север. Получение данных.

«Горы суши» - Горы и равнины на Земле. Урал- средневысотные горы. Горные области занимают около 40% поверхности суши. Высшая точка – гора Народная-1895м. На разных участках Урала насчитывается неодинаковое число горных хребтов. Основное складкообразование происходило на Урале в палеозойскую эру во время герцинской складчатости.

Класс: 6

Цель урока: создать условия для формирования представлений о биосфере, как оболочке Земли, населенной живыми организмами, ее границах и взаимосвязях живых организмов в процессе биологического круговорота веществ.

Образовательные задачи урока:

  • Формировать понятия: биосфера, живое вещество, круговорот веществ.
  • Формировать знания о границах распространения жизни в сферах Земли.
  • Развивать умение сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек и объяснять действие факторов, ограничивающих распространение жизни в разных сферах.
  • Развивать умение выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ на основе анализа схемы биологического круговорота.
  • Развивать умение извлекать информацию из разных источников знаний, анализировать ее и делать обобщения.

Планируемые результаты обучения:

Метапредметные:

формирование умений:

  • определять понятия;
  • анализировать и делать обобщения на основе различных источников информации (в текстовой форме и графической);
  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
  • излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая данными;
  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально, в паре и группе.

Предметные:

учащиеся должны знать:

  • границы биосферы;
  • факторы, ограничивающие распространение жизни в разных сферах;

учащиеся должны уметь:

  • раскрывать суть понятий: биосфера, живое вещество, круговорот веществ;
  • сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек;
  • объяснять взаимосвязи живых организмов в процессе биологического круговорота веществ.

Личностные:

  • формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде;
  • формирование представлений о целостности природы на примере биологического круговорота веществ.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Виды деятельности учащихся: индивидуальная, парная, групповая.

1. Этап мотивации.

2. Этап актуализации знаний.

Задание. Наша планета состоит из нескольких оболочек, или сфер (от греч. sphaira – шар). Твердая внешняя оболочка Земли называется литосферой (от греч. lithos– камень), воздушная – атмосферой (от греч. atmos – пар). Воды Земли, которые находятся в жидком, твердом и газообразном состоянии, объединяются в гидросферу (от греч. hydor – вода). Среда обитания живых организмов, в том числе человека, называется биосферой (от греч. bios – жизнь).

Объясните, о чем говорит название каждой земной оболочки и что означает названия всех оболочек Земли вместе.

Задание. Главное, что отличает Землю от других планет Солнечной системы – это наличие жизни. Объясните, почему в Солнечной системе жизнь существует только на планете Земля?

Учащиеся выполняют задания. Строят логические рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи. Излагают свое мнение, аргументируя его. Формулируют общие выводы:

  1. Наша планета состоит из нескольких внешних оболочек, или сфер, названия которых сообщают о веществах, из которых они состоят.
  2. Положение Земли в Солнечной системе, ее размеры и масса позволяют ей иметь воздушную и водную оболочки, состав которых благоприятствовал созданию условий для существования на ней жизни.

Учащиеся совместно с учителем формулируют тему и определяют задачи урока. Тему урока записывают в тетрадь.

3. Этап изучения нового материала.

Биосфера возникла гораздо позже, чем другие земные оболочки. Попробуйте представить себе, как бы выглядела Земля без растений и животных. Вместо травы, лесов, кустарников - голые скалы. Вместо шума листвы, шуршания травы, пения птиц - полная тишина.

Задание. Ученые считают, что образование планеты Земля произошло примерно 4,5 млрд. лет назад. Первые живые организмы появились в океане около 3,5 млрд. лет назад. Развитие растительности на суше началось 400 млн. лет назад, птиц и млекопитающих – 50 млн. лет назад. А предки человека появились всего 2 млн. лет назад.

Подсчитайте, сколько лет прошло:

  • от образования планеты до появления первых живых организмов;
  • от появления первых живых организмов до появления растительности на суше;
  • от начала развития птиц и млекопитающих суши до появления предков человека.

Какую часть времени существования Земли занимает время существования на ней человека?

Учащиеся индивидуально выполняют задание. Результаты фиксируют в тетради. Представляют результаты и обсуждают их с одноклассниками.

Живые организмы не оставались неизменными с момента своего возникновения. Первые живые существа были очень примитивны. Прошли сотни миллионов лет, прежде чем в процессе эволюции сформировался тот разнообразный органический мир, который существует сегодня и образует на Земле особую оболочку – биосферу.

Понятие “биосфера” впервые было упомянуто в книге “Гидрология” (1802 г.) французским естествоиспытателем Ж.Б.Ламарком. Термин “биосфера” был введен в 1875 году австрийским геологом, президентом Венской академии наук, профессором Эдуардом Зюссом. Выделил эту земную оболочку как самостоятельную и создал учение о биосфере один из крупнейших отечественных исследователей, академик В. И. Вернадский (1863-1945).

Задание. Данные ученые, живя в разное время, по-разному определяли, что такое биосфера. Проанализируйте, как изменялось представление о биосфере. Сформулируйте свое определение термина “биосфера”.

Эдуард Зюсс определял биосферу как “тонкую пленку на земной поверхности, которая в значительной степени определяет облик всей планеты”.

В.И.Вернадский охарактеризовал биосферу как “область распространения жизни, включая наряду с организмами и среду их обитания”.

Учащиеся анализируют определения, сформулированные учеными, выявляют изменения. Формулируют собственное определение. Представляют результаты одноклассникам.

По Вернадскому все живые организмы на Земле образуют живое вещество биосферы.

Живые организмы на Земле исключительно разнообразны. Ученые могут лишь приблизительно подсчитать, что их 3 млн. видов, которые подразделяют на четыре основных царства.

Задание. Определите, о представителях какого царства живой природы идет речь? Заполните кластер царства живой природы. Приведите примеры организмов каждого из царств.

Учащиеся выполняют задание по заполнению кластера индивидуально в тетради. Один из школьников представляет результаты работы на доске. Приводит примеры организмов разных царств.

Задание. Прослушайте сообщение одноклассника. Вставьте пропущенные слова в текст. Обсудите результаты работы с соседом по парте. Представьте свои результаты одноклассникам.

Видовое разнообразие животных ……….., чем видовое разнообразие растений. Среди животных наиболее распространены …………, а среди растений – …………….. . Биомасса животных ……….. биомассы растений. Масса живого вещества суши…………... массы живого вещества Мирового океана.

Сообщение учащегося (примерное).

Формы жизни отличаются большим разнообразием. И если, например, различных минералов на Земле насчитывается немногим более 4000, то число видов растений не менее 500 000, а число видов животных - 1,5 млн. Среди животных, преобладают насекомые, среди растений – цветковые (покрытосеменные). В царстве животных всего 4% позвоночных, из которых лишь десятая часть - млекопитающие, в том числе и человек.

Из общего числа видов организмов 21% приходится на растения, но по своей массе они почти в 1000 раз превосходят массу животных.

Большинство организмов сосредоточено на суше. Общая масса живых организмов – биомасса суши превышает общую биомассу Мирового океана более чем в 200 раз.

Учащиеся на основе прослушанного сообщения восстанавливают текст. Результаты работы обсуждают в парах и представляют одноклассникам.

Организуется работа в группах по выполнению задания о границах биосферы. Задание. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Границы биосферы

Биосфера – это земное пространство, в котором существует жизнь. Каковы же границы этого пространства?
По теории академика В.И.Вернадского, верхняя и нижняя граница биосферы определяются факторами земной среды, которые делают возможным или невозможным существование живых организмов.
Физическим пределом распространения жизни в атмосфере является озоновый слой, расположенный в среднем на высоте 20 км от поверхности Земли. Озоновый слой ограничивает распространение жизни, так как выше его концентрация ультрафиолетовых лучей превосходит допустимую для живых организмов. В океанах нижняя граница жизни достигает глубины свыше 10 км. По учению В.И.Вернадского, в литосфере нижняя граница биосферы проходит на глубине 3-3,5 км ниже земной поверхности и имеет нечеткий характер. Она определяется такой температурой земных недр, при которой жизнь невозможна. За такой предел Вернадский принял температуру +100 о С.
Таким образом, толщина биосферы составляет немногим более 20 км. В современной биосфере жизнь в основном сосредоточена на земле и вблизи от нее. Наиболее густые скопления живого вещества Вернадский назвал “пленками жизни”. На суше это, прежде всего почвы и растительный покров нашей планеты, его животный мир, а в Мировом океане – так называемый планктонный приповерхностный слой.

  1. Определите верхнюю и нижнюю границы биосферы в атмосфере, гидросфере, литосфере.
  2. Биосфера заполняет все оболочки. Объясните, почему её границы не совпадают с границами других оболочек.
  3. Какие факторы ограничивают распространение жизни в разных сферах?
  4. Что произойдет с живыми организмами на Земле, если исчезнет озоновый экран?
  5. В гидросфере густо заселены верхние слои вод морей и океанов. Почему в Мировом океане с глубиной количество живых организмов сокращается?
  6. Основная масса организмов, обитающих в литосфере, сосредоточена в почвенном слое, глубина которого не превышает нескольких метров, почему?
  7. Объясните, почему наиболее густые скопления живого вещества В.И.Вернадский назвал “пленками жизни”.

Учащиеся, работая в группах, извлекают информацию из текста, анализируют ее, отвечают на вопросы. Формулируют умозаключения и выводы. По результатам работы выступает одна из групп, другие группы выступают в качестве оппонентов.

Общая масса живых организмов биосферы Земли составляет не более 0,1% массы земной коры. Если литосферу представить в виде каменной чаши массой 4 кг, то гидросфера вместилась бы в этой чаше и имела бы массу 400 г. Масса атмосферы была бы равна массе медной монетки, а масса живого вещества – почтовой марке. Однако миллиарды лет из поколения в поколение живые организмы перерабатывали вещество земных оболочек. Как связаны все живые организмы?

Задание. Рассмотрите и проанализируйте рис. 214 на стр. 178 учебника. Прокомментируйте схему биологического круговорота веществ, указав:

  • какие основные звенья существуют в этом круговороте;
  • какую роль играет каждая группа организмов в биологическом круговороте;
  • будет ли осуществляться биологический круговорот, если убрать хотя бы одно его звено?

Учащиеся изучают и анализируют схему, отвечают на поставленные вопросы. Представляют результаты работы.

4. Рефлексия

Вопросы для самопроверки усвоения изученного материала. Выберите правильный ответ:

  1. Учение о биосфере создал (А. Ж.Б.Ламарк Б. Э.Зюсс В. В.И.Вернадский).
  2. Совокупность всех живых организмов на Земле образует (А . Живое Б . Неживое) вещество биосферы.
  3. Среди живых организмов наиболее разнообразны по видовому составу (А . Грибы Б. Растения В. Животные).
  4. По массе живого вещества среди живых организмов превосходят (А . Грибы Б. Р астения В. Ж ивотные).
  5. Биосфера охватывает нижнюю часть (А. Атмосферы Б. Гидросферы В. Литосферы), верхнюю часть (А. Атмосферы Б. Гидросферы В. Литосферы) и всю (А. Атмосферу Б. Гидросферу В. Литосферу).
  6. Мощность биосферы составляет (А. 6-7 км Б. 20-25 км В. 30-35 км).
  7. Процесс круговорота веществ начинается с деятельности (А. Животных Б. Микроорганизмов В. Растений).

Учащиеся самостоятельно определяют уровень достижений своих результатов, используя ключ и шкалу оценивания.

Инструмент проверки: ключ.

По итогам работы школьники проводят анализ и определяют круг вопросов, которые вызвали затруднение.

Учащиеся формулируют общие выводы:

  1. Биосфера – оболочка Земли, населенная живыми организмами. Учение о биосфере создал В.И.Вернадский.
  2. Совокупность всех живых организмов составляет живое вещество биосферы.
  3. Живое вещество характеризуют по его массе, месту обитания, по видовому разнообразию и по численности каждого вида.
  4. Биосфера охватывает нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу и верхнюю часть литосферы.
  5. Каждая группа организмов играет в биосфере определенную роль.Живое вещество биосферы участвует в биологическом круговороте веществ, которыйсвязывает в единое целое все части природы.

5. Домашнее задание

УчебникА.А.Летягина. География. Начальный курс: 6 класс. §50. Составить синквейн “Биосфера”.

Правила составления синквейна.

В синквейне пять строк, в том числе:

  1. Понятие (одно слово, в нашем случае биосфера).
  2. Прилагательные (два слова).
  3. Глаголы (три слова).
  4. Предложение, фраза (из четырех слов).
  5. Существительное, утверждение (одно слово).

Литература:

  1. География. Начальный курс: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.А.Летягин; под редакцией В.П.Дронова.– 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2011.
  2. География: 6 класс: рабочая тетрадь №2 к учебнику А.А.Летягина “География. Начальный курс” / А.А.Летягин, Л.А.Гимбицкая, Т.В.Молоканова. – М.: Вентана-Граф, 2011.
  3. Крылова О.В. Материалы курса “Реализация требований федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в преподавании географии”: Лекция 5-8. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2013.
  4. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. – М.: ВАКО, 2006.
\ Документы \ Для учителя географии

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Разработка урока по географии по теме "Экологические проблемы в биосфере"

Материал прислала: Колымагина Ольга Михайловна, учитель географии и экономики МОУ СОШ № 1 г. Александровска Пермского края

Тема: Экологические проблемы в биосфере

Цель: Формировать представления и знания учащихся по новой теме

Задачи:

  • "Познакомить с понятием "экологический кризис"; раскрыть, какие экологические кризисы были в истории человечества и сущность современного кризиса биосферы; сопоставить проблемы, стоящие перед человечеством с экологическими проблемами своего края.
  • "Развивать географическое мышление, умение анализировать и делать выводы
  • "Воспитывать самостоятельность, ответственность, умение работать в группах

Форма проведения урока: урок - добывания знаний

Методические особенности. Большинство уроков в данном курсе проводится как заседание географического клуба. Участники клуба (дети) выступают в роли теоретиков, исследователей, знатоков и т. д. В конце каждого заседания клуб принимает какие-то решения, подводит итоги работы. На представленном уроке ученики - это экологи, т. е. люди, занимающиеся проблемами окружающей среды.

Цели:

ученики должны знать: понятие биосфера, роль биосферы, границы биосферы и взаимодействие компонентов природы, биологический круговорот

Ученики должны уметь: приводить примеры роли отдельных групп организмов в биологическом круговороте: описывать расширения границ биосферы; объяснять преобразование земных оболочек под воздействием живых организмов.

Ход урока

I . Оргмомент. Добрый день, ребята! Наш корабль под названием «География» медленно плывет по великому океаны природы. Мы уже побывали в гаванях – сферах Земли. И вот сегодня через моря и проливы мы с вами подошли к следующему порту, название которому – биосфера.

II . Изучение нового материала

Что мы знаем о биосфере?

Биосфера возникла гораздо позже, чем другие земные оболочки. Попробуйте представить себе, как бы выглядела Земля без растений и животных. Вместо травы, лесов, кустарников - голые скалы, коричневые или желтые. Вместо шума листвы, шуршания травы, пения птиц - полная тишина. К счастью, около 3 млрд. лет назад (возможно и раньше) на нашей Земле в древнем Океане зародились простейшие микроорганизмы и одноклеточные водоросли, затем появились более сложные организмы. Постепенно растения и животные вышли на сушу. Около 40 тыс. лет назад появился Человек разумный.

Нынешний состав атмосферы - результат многовековой работы растений. Поглощая солнечный свет и углекислый газ, растения вырабатывают органические вещества и выделяет в атмосферу кислород.

И сейчас человек может существовать только потому, что земная растительность, особенно леса, выделяет кислород в атмосферу. Недаром горожане летом так стремятся из города в лес или на берег моря, где воздух содержит гораздо больше кислорода и наполнен ароматами цветов, трав, морской воды.

Живые организмы распространены очень широко - от верхних слоев тропосферы (птицы, переносимые ветром микроорганизмы) до глубин Океана (глубоководные рыбы) и земных глубин в несколько километров (микроорганизмы, способные существовать без воздуха).

Итак, биосфера - это земная оболочка, в которой существуют живые организмы (живое вещество) и продукты их жизнедеятельности. Впервые этот термин был применен в 1883 г. австрийским геологом, президентом Венской академии наук, профессором Эдуардом Зюссом. Выделил эту земную оболочку как самостоятельную один из крупнейших отечественных исследователей, академик В. И. Вернадский.

Формы жизни отличаются большим разнообразием. И если, например, различных минералов на Земле насчитывается немногим более 4000, то число видов растений не менее 500 000, а число видов животных - 1,5 млн.

Область обитания живых организмов на нашей планете охватывает верхние слои литосферы, гидросферу и нижние слои атмосферы.

Какие живые организмы обитают в биосфере?

Живые организмы на Земле исключительно разнообразны. Ученые могут лишь приблизительно подсчитать, что их больше 2,5 млн. видов, которые подразделяются на четыре основных царства: бактерии, грибы, растения и животные.

Все вместе они образуют органический мир нашей планеты. Человек тоже часть этого мира. Живые организмы не оставались неизменными с момента своего возникновения. Первые живые существа были очень примитивны. Прошли сотни миллионов лет, прежде чем в процессе ЭВОЛЮЦИИ сформировался тот разнообразный органический мир, который сегодня существует в биосфере Земли и который вы изучаете на уроках биологии.

Из общего числа видов организмов 21% приходится на растения, но по своей массе они почти в 100 раз превосходят массу животных. Большинство растений малоподвижны, надолго прикреплены к одному месту. Животные же, напротив, подвижны - большинство активно передвигаются по суше, воле и в воздухе. Растениям для роста и развития необходимы солнечный свет, вода и питательные вещества, которые они получают из почвы или воды. Травоядные животные потребляют органические вещества, произведенные растениями, а хищники поедают других животных. Чем проще устроен организм, тем тире он распространен на нашей планете. Например, среди всех живых существ (кроме бактерий) преобладают насекомые. Среди животных всего 4% позвоночных, из которых лишь десятая часть - млекопитающие, в том числе и человек.

В Океане существуют свободно плавающие в толще воды организмы - рыбы, киты, морские черепахи (нектон). Некоторые организмы обитают на дне, как, например, водоросли, моллюски, крабы (бентос). Наконец, есть огромная группа мельчайших океанских обитателей - планктон, который переносится течениями. Планктон состоит из множества микроскопических водорослей, рачков, медуз, мальков и служит пищей большинству рыб. Основная масса организмов Океана обитает на малых глубинах - до 200 м, где больше света, необходимого водорослям для фотосинтеза.

Живое вещество распределяется неравномерно не только по вертикали, но и по площади. Большинство организмов сосредоточено на суше. Их масса в 750 раз больше массы обитателей гидросферы (обратите внимание на рис. 159 на стр. 179 учебника). По количеству живого вещества на единицу площади океан близок к континентальным пустыням.

Ребята, вспомните, за счет каких источников энергии существуют живые организмы?

Что такое фотосинтез?

Мы с вами говорили о круговороте воды в природе, но существует и биологический круговорот. Каждая группа организмов играет в биосфере определенную роль. Растения - посредники между Солнцем и Землей. С помощью фотосинтеза под действием солнечного света они создают первичные органические вещества. Следовательно, растения - это организмы-производители. Животные питаются растениями или другими животными, т. е. готовыми органическими веществами; это организмы-потребители. Поедая органические вещества, животные перемещают их по земной поверхности. Попутно они разносят споры, семена и тем самым способствуют расселению растений и грибов.

Грибы и бактерии разлагают остатки отмерших организмов. Они превращают органические вещества в неорганические, которые вновь потребляются растениями. Таким образом, бактерии и грибы - это организмы-разрушители. При разложении органических веществ выделяется тепло, т. е. энергия, которая была когда-то поглощена от Солнца растениями. Если бы исчезли организмы-разрушители, была бы отравлена биосфера, так как многие продукты распада органических веществ ядовиты.

Таким образом, живые организмы переносят вещество и энергию из одних частей биосферы в другие. Такой перенос веществ и энергии образует биологический круговорот.

Рассмотрите и проанализируйте рис. 157 на стр. 177 учебника.

Как и круговорот воды, он связывает в единое целое все части природы. Нарушение биологического круговорота человеком грозит катастрофическими последствиями.

Роль живых организмов как могучей природной силы долго недооценивалась. Это объясняется тем, что по сравнению с другими оболочками масса живого вещества кажется ничтожной. Если земную кору представить в виде каменной чаши весом 13 кг, то вся гидросфера, помещенная в эту чашу, весила бы 1 кг, атмосфера соответствовала бы весу медной монеты» а живое вещество - весу почтовой марки.

Однако миллиарды лет из поколения в поколение живые организмы перерабатывали вещество земных оболочек. Общее количество преобразованного ими вещества во много раз превысило массу самих организмов.

Как связаны все живые организмы?

Для существования живым организмам необходимы свет, тепло, влага и питательные вещества. Свет и тепло они получают от Солнца - главного источника энергии для нашей планеты.

Зеленые растения и некоторые виды бактерий могут использовать солнечную энергию для создания питательных веществ. Растения служат пищей для травоядных животных. Хищники поедают травоядных. После смерти растений и животных их останки разлагаются микроорганизмами и грибами.

Отношения между всеми группами живых организмов образуют пищевую цепь. Все живые организмы участвуют в биологическом круговороте, т. е. взаимосвязаны между собой. Они либо создают питательные вещества, либо поедают кого-то, либо сами оказываются съеденными. Пока круговорот не прерывается, всем живым существам хватает еды и места для жилья. Нарушение одного из звеньев биологического круговорота окажет сильное влияние на все остальные звенья.

Как живые организмы изменяют нашу планету?

Зеленые растения оказывают большое влияние на состав воздуха: они выделяют кислород. Некоторые растения выделяют не только кислород, но и особые вещества, присутствие которых можно ощутить, вдохнув аромат соснового бора, цветущего луга, полынной степи.

Из накопившихся за многие миллионы лет останков живых организмов образовались горные породы, например известняк и каменный уголь. Коралловые острова - атоллы - целиком образованы останками живых организмов - коралловых полипов.

Растительный покров защищает склоны от размывания. В горах леса и кустарники задерживают сели и снежные лавины.

Сейчас трудно найти на нашей планете место, где не ощущалось бы влияния живых организмов. За миллионы лет своего существования они создали новую земную оболочку - биосферу. В пределах биосферы живые организмы активно взаимодействуют с неживой природой, преобразуя ее.

Все живые организмы на нашей планете взаимосвязаны. Они совершенно изменили облик нашей планеты и создали биосферу - живую оболочку Земли.

Рассмотрите рис. 158 на стр. 178. Почему художник изобразил термин «биосфера» в виде спрута?

Взаимодействие живых существ друг с другом и с неживыми телами формирует единый «организм» природы.

Учение о биосфере как особой оболочке, населенной живыми организмами и изменяющейся под их влиянием, разработано гениальным русским ученым В. И. Вернадским. Именно он показал, что биосфера очень активная оболочка. Совокупная деятельность живых организмов, в том числе человека, формирует и преобразует географическую среду.

Жизнь размещается в биосфере очень неравномерно. Основная часть живых организмов сосредоточена на границах соприкосновения воздуха, воды и горных пород. Поэтому более густо заселена поверхность суши и верхние слои вод морей и океанов. Это связано с тем, что здесь наиболее благоприятные условия: много кислорода, влаги, света, питательных веществ. Толщина наиболее насыщенного организмами слоя всего несколько десятков метров. Чем дальше вверх и вниз от него, тем разреженнее и однообразнее жизнь. Самое большое сгущение жизни отмечается в почве - особом природном теле биосферы.

Живые организмы в разнообразных формах и проявлениях населяют географическую оболочку Земли до высоты 10 км в атмосфере, так как токи воздуха заносят микроорганизмы высоко в тропосферу. В земной коре бактерии, способные жить без доступа кислорода, обнаружены до глубины 2600 м и даже 3000 м. В океанах живые организмы существуют на самых больших глубинах.

Общая масса живых организмов биосферы Земли составляет не более 0,1% массы земной коры. Но их деятельность и роль вследствие широкого распространения в географической оболочке Земли исключительно велика, поскольку они производят в ней не меньшие изменения, чем деятельность рек, ветра, ледников и других экзогенных факторов. Широкое же распространение организмов обусловлено высокой подвижностью многих из них, а главное - процессами их размножения, потенциальные возможности которых кажутся неограниченными. Матка обычной пчелы откладывает за сезон 150 000-200 000 яичек. Все потомство одного растения одуванчика через 10-12 лет, если бы могло сохраниться полностью, покрыло бы всю сушу. Одно растение мака дает ежегодно 30 000 семян, треска - несколько миллионов икринок. Диатомея, делясь на части, за 8 дней смогла бы создать массу материи, равную объему нашей планеты, а через час после этого могла бы удвоить эту массу. Инфузория-туфелька могла бы за 5 лет создать массу протоплазмы, которая была бы в 104 раза больше массы Земли. А одна бактерия за 4,5 суток в состоянии дать потомство в 1036 особей, которого хватило бы для заполнения всех океанов Земли.

Но эти потенциальные возможности никогда не осуществляются, потому что размножение живых организмов всегда ограничено целым рядом неблагоприятных условий, которые свойственны среде их обитания. Десятки и сотни тысяч семян, производимых ежегодно растением, обречены на гибель в силу разных обстоятельств: попали на каменистую, сильно засоленную или лишенную влаги почву, были съедены птицами или другими обитателями луга, леса и т. п. Только что вылупившиеся черепашки не успели даже добраться до спасительной воды, а почти все икринки лягушки оказались съедены. Тем не менее, уцелевшие экземпляры животных вырастают, растения прорастают и, достигнув зрелости, дают новое потомство.

III . Закрепление.

1. Расскажите о роли в природе каждой группы живых организмов: растений, животных, бактерий, грибов.

2. Какую роль в природе играет биологический круговорот?

3. Равномерно ли распределены организмы в биосфере?

4. Какие участки биосферы заселены живыми организмами наиболее густо?

5. Разгадайте Кроссворд

1. Часть географической оболочки Земли в пределах обитания живых организмов и местонахождения следов деятельности отмерших.

2. Процесс создания зелеными растениями органических веществ из неорганических с помощью солнечной энергии.

3. Растительные и животные организмы, которые принимают участие в выветривании горных пород и разрушении органических остатков, синтезируя новые формы органического вещества, в том числе гумус, необходимый для дыхания растениям и животным.

4. Газ, обеспечивающий процесс окисления органических остатков, горение.

5. Зеленый пигмент, обусловливающий окраску растений в зеленый цвет.

6. Газ, который является основным материалом для построения органического вещества растениями, имеющими хлорофилл.

7. Способность почвы обеспечивать питание растений.

8. Солнечный свет в широком смысле слова, т. е. излучение Солнца.

ОТВЕТЫ:

1. Биосфера.

2. Фотосинтез.

3. Микроорганизмы.

4. Кислород.

5. Хлорофилл.

6. Углекислый газ.

7. Плодородие.

8. Солнечная радиация.

IV . Домашнее задание

Тема . Биосфера . Географические закономерности распространения почв, растений и животных . Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный покров, животный мир суши и океана. Охрана биосферы.

Цель урока : сформировать у учащихся первичные знания о биосфере, ее границах, об организмах как компонентах природы; развивать умение учащихся работать с учебником и дополнительной литературой; стимулировать развитие логического мышления учащихся; формировать информационную и коммуникативную компетентности.

Оборудование: схема условных границ биосферы, атласы, учебники, раздаточный материал (карточки)

Тип урока : урок изучения нового материала.

Ход урока

І . Организационный момент.

ІІ . Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Ребята, давайте вспомним из курса «Природоведение» тему «Условия жизни на Земле» и ответим на вопросы.

Блиц-опрос.

1. Чем отличается живая природа от неживой?

2. Какие известные вам растения вы можете назвать?

3. Какие условия необходимы для развития растительного мира?

4. Каких известных вам животных вы можете назвать?

5. Какие условия необходимы для жизни животных?

6. Существует ли взаимосвязь между растениями и животными?

7. Изменяется ли растительный и животный мир под влиянием человека?

ІІІ . Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Невозможно представить нашу планету без населяющих ее живых организмов, обитающих и в глубинах океана, и на вершинах гор, и даже на окраине ледяного щита Антарктиды. Все процессы, происходящие на современной Земле, связаны с жизнью. Все живое участвует в круговороте вещества в природе. Об этом мы и будем говорить на сегодняшнем уроке.

Объявление темы урока, постановка целей урока.

І V . Изучение нового материала.

Выступление учащегося, получившего опережающее задание.

Обучающие задания.

Все организмы объединяют в четыре царства живой природы. Давайте запишем их названия в виде схемы.

Организмы

Растения животные грибы микроорганизмы

(около 500 тыс. видов) (около 1,5 млн) (свыше 100 тыс.)

2. Как вы считаете, что такое биосфера? Сделайте вывод.

Рассказ учителя.

Биосфера – это область жизни, оболочка Земли, населенная живыми организмами. Область распространения живых организмов определяет границы биосферы. Для того, чтобы узнать в каких пределах существует жизнь в биосфере, я предлагаю выполнить вам следующее задание.

Мини-практикум (работа в группах)

Пользуясь текстом учебника заполнить схему.

Ответьте на вопросы.

1. Какие живые организмы распространены в гидросфере?

2. Какие живые организмы распространены до высоты 3200 м? 900м?

14000 м?

3. Сделайте вывод о границах биосферы.

Биосфера включает нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу и

верхнюю часть литосферы.

Творческая лаборатория (работа в группах)

На суше, как и в океане, живые организмы распространены неравномерно. Как изменяется количество живых организмов от полюсов к экватору? На этот вопрос нам будет отвечать группа № 1 (задание на карточке)

Пользуясь текстом учебника и картой атласа, заполните таблицу. Сделайте вывод.

Климатические условия

Растения

Животные

Экваториальные

Тропические

Умеренные

Арктические/

антарктические

Наш соотечественник академик В.И.Вернадский – основоположник

учения о биосфере – писал: «На земной поверхности нет силы, более постоянно действующей, а потому и более могущественной по конечным результатам, чем живые организмы, взятые в целом».

Последствия деятельности живых организмов сказались на всех оболочках Земли.

Как взаимодействует биосфера с другими оболочками, я предлагаю рассмотреть остальным группам. Прочитав текст учебника ответить на вопросы карточки.

Группа № 2.

«Биосфера – атмосфера»

1. Что такое фотосинтез?

2. Как влияют растения на состав атмосферы?

3. Какую природную зону называют «легкими планеты»?

Группа № 3

«Биосфера – литосфера»

1. Что такое выветривание?

2. Какова роль живых организмов в протекании процессов выветривания?

3. Какие горные породы образовались из остатков растений и животных?

Группа № 4

«Биосфера – гидросфера»

1. Где возникла жизнь?

2. Как влияют живые организмы на свойства океанической воды?

3. почему, в отличие от пресной воды, в океанической мало солей кальция?

Группа № 5

«Человек – биосфера»

1. Приведите примеры взаимодействия человека с биосферой.

2. Почему некоторые животные и растения исчезли с лица Земли?

3. Какие меры человек принимает для охраны живых организмов?

V . Закрепление новых знаний и умений учащихся.

Тестирование (взаимопроверка)

1. Биосфера – это:

а) оболочка жизни на Земле;

б) оболочка, в которой растут растения;

в) нижняя часть атмосферы.

2. В состав биосферы входят:

а) верхняя часть атмосферы;

б) верхняя часть литосферы;

в) нижняя часть атмосферы.

3. Верхняя граница биосферы находится на высоте:

а) 20-25 км б) 25-30 км в) 15-20 км

4. Нижняя граница биосферы в гидросфере достигает глубин:

а) 11022 м б) 8850 м в) около 15 км г) около 3000 км.

5.Наиболее заселенной частью биосферы является:

а) гидросфера б) атмосфера в) места соприкосновения сфер Земли.

VI . Домашнее задание.

Проработать текст учебника

Составить кроссворд по теме «Биосфера»

VII . Итог урока