Конспект урока: "Прямолинейное равноускоренное движение. Решение задач". Урок по физике на тему "Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение" (9 класс) Равномерное и равноускоренное движение конспект

Скачано с сайта www.

Конспект урока.

Тема урока : Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

Цели урока : Познакомить учащихся с равнопеременным видом движения. Ввести понятие ускорения, мгновенной скорости.

Ход урока.

Этапы урока

Приемы и методы

1.Орг. момент

2.Повторение

Фронтальный опрос

3.Изучение новой темы

Беседа, рассказ

4.Закрепление изученного материала

Запись на доске

1.Повторение. Проверка домашнего задания .

Учитель: Прошлый урок мы закончили решением задачи, в которой с помощью графика зависимости координаты от времени мы находили место и время встречи автомобилей. Дома нужно было проверить полученные результаты аналитически.

Учитель: Ну что сошлись ответы?

Ученики: Да.

Учитель: Хорошо! Давайте решим еще одну задачу.

Задача. Движения 2 велосипедистов заданы уравнениями

Найти время и место встречи велосипедистов.

(вызываю к доске ученика)

Учитель: Давайте вначале запишем дано.

Теперь вспомним, что является графиком зависимости координаты от времени.

Ученики: Прямая

Учитель: Хорошо. Тогда скажите, сколько точек достаточно для построения прямой?

Ученики: Две.

Учитель: Давайте построим табличку для 1 и 2 велосипедистов:

Учитель: Теперь можем строить график. Чертим систему координат, по оси абсцисс откладываем время, по оси ординат координаты. Выбираем единичный отрезок.

Учитель: Построили график. Чему же равны время и место встречи?

Ученики:t=1,x=4

Учитель: Правильно. Хорошо, присаживайся.

Учитель: На предыдущих уроках мы знакомились с вами с равномерным прямолинейным движением.

Какое же движение называется равномерным?

Ученики: Движение, при котором тело, за любые равные промежутки времени проходит одинаковые расстояния.

Движение с постоянной скоростью.

Учитель: Что называется скоростью прямолинейного равномерного движения?

Ученики: Постоянная векторная величина равная отношению перемещения к промежутку времени, за которое это изменение произошло.

V = s / t .

Учитель: Тогда скажите, как вы понимаете: скорость автомобиля 60 км/ч?

Ученики: За каждый час автомобиль проезжает 60 км.

Учитель: Скорость скалярная или векторная величина?

Ученики: Скалярная. Поэтому характеризуется направлением и модулем(численным значением).

Учитель: В каких случаях проекция вектора скорости положительна, в каких отрицательна?

Ученики: Положительна, если проекция вектора скорости сонаправлена с осью.

Отрицательно, если проекция скорости и выбранная ось противоположно направлены.


Учитель: Определите знак проекции вектора скорости

Ученики:1-положител.

2-положител.

3-отрицател.

Учитель: Вспомните формулу по которой можно найти положение тела в любой момент времени.

Ученики: x = x 0 + v х t

2. Изучение нового материала.

Учитель: До этого нам приходилось иметь дело с равномерным движением. Еще раз давайте повторим.

Равномерным называется движение, при котором тело за любые равные промежутки времени проходит одинаковые расстояния. По другому, движение с постоянной скоростью, не очень часто встречается на практике. Гораздо чаще приходится иметь дело с таким движением, при котором скорость со временем изменяется. Такое движение называется равнопеременным.

С самым простым видом равнопеременного движения является равноускоренное. При котором тело движется вдоль прямой линии, а проекция вектора скорости тела за любые равные промежутки времени меняется одинаково.Допустим, по дороге движется автомобиль и из бака капает бензин через одинаковые промежутки времени оставляет следы.

Время, каждые 2сек.

Мы видим, что через одинаковые промежутки времени скорость меняется одинаково. Так вот такое движение называется равноускоренным.

Учитель: Давайте запишем в тетрадях определение равноускоренного движения.

Опр. Движение тела при котором его скорость за любые равные промежутки времени изменяется одинаково, называется равноускоренным .

При рассмотрении равноускоренного движения вводится понятие мгновенной скорости.

Опр. Мгновенная скорость - скорость в каждой конкретной точке траектории, в соответствующий момент времени.

Рассмотрим движение, при котором в начальный момент времени скорость тела была равно V0, а через промежуток времени t она оказалась равной V,

тогда отношение – быстрота изменения скорости.

Т. е. быстрота изменения скорости называется ускорением.

V 0 - начальная скорость, скорость в момент времени t=0

V - скорость, которую тело имело к концу промежутка t.

Ускорение величина векторная.

Из формулы можно найти значение скорости в определенный момент.

Сначала запишем значение скорости в векторном виде, а затем и скалярном.

Опр. Ускорением тела при его равноускоренном движении называется величина, равная отношению изменения скорости к промежутку времени за которое это изменение произошло.

Равноускоренное движение это движение с постоянным ускорением.

Т. к. ускорение это векторная величина, значит она имеет направление.

Как определить, куда направлен вектор ускорения?

Допустим, прямолинейно движется тело и с течением времени его скорость увеличивается. Изобразим это на чертеже.

В этом случае вектор ускорения направлен в ту же скорость что и вектор скорости.

Если тело движется и его скорость с течением времени уменьшается (тормозит)

В этом случае вектор ускорения направлен противоположно вектору скорости.


Если векторы скорости и ускорения движущегося тела направлены в одну сторону, то модуль вектора скорости увеличивается.

Если в противоположные стороны, то модуль вектора скорости уменьшается.

Учитель: Давайте еще раз повторим, что такое ускорение.

Ученики: Ускорением тела при его равноускоренном движении называется величина, равная отношению изменения скорости к промежутку времени за которое это изменение произошло.

Учитель: Хорошо. А теперь давайте решим задачу.

Задача : Автомобиль, движущийся со скоростью V=10м/с начал тормозить с ускорением 1м/с. Сколько времени пройдет до остановки автомобиль.

Дано: Решение:

a=1м/с2 V0=10м/с

Делаем чертеж. Указываем на нем направление скоростей. Куда будет направлен вектор ускорения если автомобиль тормозит?


Запишем уравнение для скорости при равноускоренном движении в проекциях на ось ОХ.

Урок №7/7 по теме «Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение»

Этап постановки целей и задач урока

Образовательные:

  1. сформировать понятие прямолинейного равноускоренного движения, ускорения; рассмотреть основные характеристики равноускоренного движения;
  2. построить графики скорости равномерного и равнопеременного движения;
  3. продолжить формирование знаний по физическим основам получения переменного тока.

Развивающие:

  1. развивать практические умения учащихся: умение анализировать, обобщать, выделять главную мысль из рассказа учителя и делать выводы;
  2. развивать умение применять полученные знания в новых условиях.

Воспитывающие:

  1. расширить кругозор учащихся о видах механического движения (в частности, о прямолинейном равнопеременном (равноускоренном) движении);
  2. отрабатывать навыки учебного труда по составлению опорного конспекта (схемы) материала.

Планируемые результаты обучения

Метапредметные : овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о прямолинейном равноускоренном движении тел, регулятивными УУД при решении расчетных задач.

Личностные : сформировать познавательный интерес и творческую инициативу, самостоятельность в приобретении новых знаний об ускорении тела при прямолинейном неравномерном движении, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; уметь принимать самостоятельные решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий.

Общие предметные : проводить наблюдения, планировать и проводить эксперимент по изучению прямолинейного равноускоренного движения; объяснять полученные результаты и делать выводы; применять теоретические знания на практике; решать расчетные задачи по определению ускорения, времени, начальной и конечной скоростей движения.

Частные предметные : объяснять физический смысл понятий: мгновенная скорость, ускорение; приводить примеры равноускоренного движения; записывать формулу для определения ускорения в векторном виде и в виде проекций на выбранную ось; применять формулу для расчета ускорения при решении расчетных задач.

Техническое обеспечение урока - компьютер, мультимедийный проектор

1.Организационный этап

2.Мотивация к учебной деятельности.

2. Контроль знаний

2.1.Индивидуальная работа по карточкам

2.2. Фронтальный опрос по теме «Равномерное прямолинейное движение»

3. Открытие новых знаний

При неравномерном движении мгновенная скорость тела непрерывно изменяется: от точки к точке, от одного момента времени к другому. Как же вычислить мгновенную скорость тела? Скорость тела в данный момент времени или в данной точке траектории называют мгновенной скоростью .

Для вычисления перемещения тела в любой момент времени нужно было знать, как быстро оно изменяется с течением времени. Точно так же для вычисления скорости в любой момент времени нужно знать, как быстро она изменяется, или, говорят, каково изменение скорости в единицу времени.

Для простоты будем рассматривать такое прямолинейное неравномерное движение тела, при котором его скорость за любые равные промежутки времени изменяется одинаково. Такое движение называется равноускоренным .

Если в некоторый начальный момент времени скорость тела равна υ 0 , а через некоторый промежуток времени она оказывается равной υ, то за каждую единицу времени скорость изменяется на величину


Эта величина и характеризует быстроту изменения скорости. Ее называют у скорением и обозначают латинской буквой а :

Ускорение - физическая векторная величина, характеризующая быстроту изменения скорости и численно равная отношению изменения скорости тела к промежутку времени, в течение которого это изменение произошло.

В системе СИ ускорение измеряется в

Определим направление вектора ускорения в некоторый момент времени. Для этого необходимо найти вектор изменения скорости тела. Что бы это сделать, необходимо начало вектора υ 0 параллельным переносом совместим с началом вектора υ. Достроим рисунок до треугольника. В результате получаем вектор разности двух векторов. Он направлен в сторону уменьшаемого вектора, в нашем случае, к вектору конечной скорости.

Рассмотрим связь знаков проекций скорости и ускорения с характером движения тела. Если вектор скорости сонаправлен с вектором ускорения (т.е. вектор скорости направлен в ту же сторону, что и вектор ускорения), то скорость тела увеличивается.


Первичное закрепление материала

И так, сделаем главные выводы:

  • Неравномерное движение - это такое движение, при котором тело, за любые равные промежутки времени совершает разные перемещения.
  • В некоторых случаях, когда имеют дело с неравномерным движением, пользуются понятием средней скорости, которая показывает, чему равно перемещение, которое тело в среднем совершает за единицу времени.
  • В каждой точке траектории движения и в каждый момент времени скорость тела имеет определенное значение.
  • Скорость тела в данный момент времени или в данной точке траектории называют мгновенной скоростью.
  • Направление вектора ускорения совпадает с направлением вектора изменения скорости тела.
  • Рассмотрим связь знаков проекций скорости и ускорения с характером движения тела.
  • Если вектор скорости сонаправлен с вектором ускорения (т.е. вектор скорости направлен в ту же сторону, что и вектор ускорения), то скорость тела увеличивается.
  • Если вектор скорости направлен в сторону, противоположную вектора ускорения, то скорость тела уменьшается.
  • И, наконец, скорость тела постоянна, если вектор ускорения равен нулю или перпендикулярен вектору скорости.

Решение задач

  1. Скорость спуска парашютиста после раскрытия парашюта уменьшилась от 60 до 5 м/с за 1,1 секунды. Найдите ускорение парашютиста.
  2. Разгон пассажирского самолета при взлете длился 25 секунд, к концу разгона самолет имел скорость 216 км/ч. Определите ускорение самолета..
  3. Автомобиль через 10 с приобретает скорость 20 м/с. С каким ускорением двигался автомобиль? Через какое время его скорость станет равной 108 км/ч, если он будет двигаться с тем же ускорением?
  4. Тело движется равноускоренно. Сколько времени оно будет двигаться в том же направлении, что и в начальный момент, если v 0x = 20 м/с, а х = - 4 м/с 2 ?

Рефлексия.

Заполните, пожалуйста, бланк

Тебе нравится физика?

Интересна ли для тебя тема урока?

Что нового ты узнал?

Где могут пригодиться тебе полученные знания?

Ты доволен своей работой на уроке?

Домашнее задание §5 вопросы. Упр.5(2,3),1436


9 класс Урок№ 3 _________

Тема урока: « ».

Цели и задачи:

обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися понятий мгновенная скорость, движение, ускорение;

организовать деятельность учащихся по воспроизведению изученного материала;

обобщить знания о понятии « прямолинейное равноускоренное движение»;

проверить применение на практике изученного материала;

развивать познавательную самостоятельность и творческие способности учащихся;

воспитывать навыки творческого усвоения и применения знаний;

развивать коммуникативные способности учащихся;

развивать устную речь учащихся;

Ход урока

I. Организационный этап

II. Проверка домашнего задания.

1 слайд: Опрос.

1.Среди предложенных ниже величин выберите только векторные.
А: пройденный путь
Б: перемещение
В: проекция перемещения

2.При прямолинейном движении тела проекция вектора пе­ремещения на ось считается положительной, если. . . .

    направление вектора перемещения совпадает с направлением оси

    направление вектора перемещения противоположно направлению оси

    направление вектора перемещения перпендикулярно направлению оси

    длина вектора равна нулю

3.Автобус переместился из точки с координатой х 0 =200 м в точку с координатой х 1 =-200 м. Определите проекцию перемещения автобуса.

А) 0 м Б) -200 м С) -400 м Д) 400 м

2 слайд: III. Изучение нового материала

Тема урока « Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение ». Для опи­са­ния та­ко­го дви­же­ния мы вве­дем важ­ную ве­ли­чи­ну – уско­ре­ние . На­пом­ним, что на преды­ду­щих за­ня­ти­ях мы об­суж­да­ли во­прос о пря­мо­ли­ней­ном рав­но­мер­ном дви­же­нии, т.е. таком дви­же­нии, когда ско­рость оста­ет­ся ве­ли­чи­ной по­сто­ян­ной.

3 слайд:

А если ско­рость из­ме­ня­ет­ся, что тогда? В этом слу­чае го­во­рят о том, что дви­же­ние нерав­но­мер­ное. Из всех видов неравномерного движения мы будем изучать самое простое - прямолинейное равноускоренное, при котором тело движется вдоль прямой линии, а проекция вектора скорости тела за любые равные промежутки времени меняется одинаково (при этом модуль вектора скорости может как увеличиваться, так и уменьшаться).

4 слайд:

Для ха­рак­те­ри­сти­ки нерав­но­мер­но­го дви­же­ния вво­дит­ся новая фи­зи­че­ская ве­ли­чи­на – мгно­вен­ная ско­рость .

Опре­де­ле­ние: мгно­вен­ная ско­рость – это ско­рость тела в дан­ный мо­мент или в дан­ной точке тра­ек­то­рии.

При­бор, ко­то­рый по­ка­зы­ва­ет мгно­вен­ную ско­рость, есть на любом дви­жу­щем­ся сред­стве: в ав­то­мо­би­ле, по­ез­де и т.д. Это при­бор, ко­то­рый на­зы­ва­ет­ся спи­до­метр (от англ. – speed («ско­рость»)). Об­ра­ща­ем ваше вни­ма­ние на то, что мгно­вен­ная ско­рость опре­де­ля­ет­ся как от­но­ше­ние пе­ре­ме­ще­ния ко вре­ме­ни, в те­че­ние ко­то­ро­го это пе­ре­ме­ще­ние про­изо­шло. Но ведь это опре­де­ле­ние ничем не от­ли­ча­ет­ся от дан­но­го нами ранее опре­де­ле­ния ско­ро­сти при РПД. Для более точ­но­го опре­де­ле­ния необ­хо­ди­мо от­ме­тить, что про­ме­жу­ток вре­ме­ни и со­от­вет­ству­ю­щее ему пе­ре­ме­ще­ние бе­рут­ся очень ма­лень­ки­ми, стре­мя­щи­ми­ся к нулю. Тогда ско­рость не успе­ва­ет по­ме­нять­ся силь­но, и мы можем поль­зо­вать­ся фор­му­лой, ко­то­рую вво­ди­ли ранее: .

Об­ра­ти­те вни­ма­ние на рис. . х 0 и х 1 – это ко­ор­ди­на­ты век­то­ра пе­ре­ме­ще­ния. Если этот век­тор будет очень ма­лень­ким, то и из­ме­не­ние ско­ро­сти про­изой­дет до­ста­точ­но быст­ро. Это из­ме­не­ние в дан­ном слу­чае мы ха­рак­те­ри­зу­ем из­ме­не­ни­ем мгно­вен­ной ско­ро­сти.

5 слайд: 3.

Таким об­ра­зом, нерав­но­мер­ное дви­же­ние имеет смысл ха­рак­те­ри­зо­вать из­ме­не­ни­ем ско­ро­сти от точки к точке, тем, как быст­ро это про­ис­хо­дит. Это из­ме­не­ние ско­ро­сти ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ве­ли­чи­ной, ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся уско­ре­ние. Обо­зна­ча­ет­ся уско­ре­ние , это век­тор­ная ве­ли­чи­на. Опре­де­ле­ние: уско­ре­ние опре­де­ля­ет­ся как от­но­ше­ние из­ме­не­ния ско­ро­сти ко вре­ме­ни, в те­че­ние ко­то­ро­го это из­ме­не­ние про­изо­шло.

Уско­ре­ние из­ме­ря­ет­ся м/с 2 .

6 слайд: Вычислить ускорение тела, движущегося прямолинейно и равноускоренно, можно с помощью следующего уравнения, в которое входят проекции векторов ускорения и скорости:

Покажем на конкретных примерах, как находится ускорение. На рисунке а изображены санки, которые равноускоренно скатываются с горы.

Известно, что участок пути АВ санки прошли за 4 с. При этом в точке А они имели скорость, равную 0,4 м/с, а в точке В - скорость, равную 2 м/с (санки приняты за материальную точку).

Определим, с каким ускорением двигались санки на участке АВ.

В данном случае за начало отсчёта времени следует принять момент прохождения санками точки А, поскольку согласно условию именно от этого момента отсчитывается промежуток времени, за который модуль вектора скорости изменился от 0,4 до 2 м/с.

Теперь проведём ось X, параллельную вектору скорости движения санок и направленную в ту же сторону. Спроецируем на неё начала и концы векторов v 0 и v. Образовавшиеся при этом отрезки v 0x и v x являются проекциями векторов v 0 и v на ось X. Обе эти проекции положительны и равны модулям соответствующих векторов: v 0x = 0,4 м/с, v x = 2 м/с.

Запишем условие задачи и решим её.

Проекция вектора ускорения на ось X получилась положительной, значит, вектор ускорения сонаправлен с осью X и со скоростью движения санок.

Если векторы скорости и ускорения направлены в одну сторону, то скорость растёт.

Теперь рассмотрим другой пример, в котором санки, скатившись с горы, движутся по горизонтальному участку CD (рис. б).

В результате действия на санки силы трения их скорость непрерывно уменьшается, и в точке D санки останавливаются, т. е. их скорость равна нулю. Известно, что в точке С санки имели скорость 1,2 м/с, а участок CD был пройден ими за 6 с.

Рассчитаем ускорение санок в этом случае, т. е. определим, на сколько менялась скорость санок за каждую единицу времени.

Проведём ось X параллельно отрезку CD и сонаправим её со скоростью движения санок, как показано на рисунке. При этом проекция вектора скорости санок на ось X в любой момент их движения будет положительна и равна модулю вектора скорости. В частности, при t 0 = 0 v 0x = 1,2 м/с, а при t = 6 с v x = 0.

Запишем данные и вычислим ускорение.

Проекция ускорения на ось X отрицательна. Это значит, что вектор ускорения а направлен противоположно оси X и соответственно противоположно скорости движения. При этом скорость санок уменьшалась.

Таким образом, если векторы скорости и ускорения движущегося тела направлены в одну сторону, то модуль вектора скорости тела увеличивается, а если в противоположные - уменьшается.

7 слайд: IV. Домашняя работа.

п.5, вопросы.