Регулируемая тяга панара как регулировать. Как работает регулятор тяги для твердотопливных котлов – виды, принцип работы, преимущества. Как влияет заслонка на работу отопительной системы

Камин в собственном доме – мечта любого романтика. Кто из нас не стремился зимним вечером оказаться в уютном кресле у собственного камелька, чтобы блаженно впитывать всем телом тепло, распространяемое живым огнем.

Вот только дым, заполняющий помещение и не желающий идти в дымоход, в эту идиллическую картину никак не вписывается. Обратная тяга в дымоходе – так называется это неприятное явление. Почему она возникает и как с нею бороться? Информацию об этом мы собрали для вас и предоставили в этой статье.

Также уделили внимание способам проверки тяги в дымоходе и детально рассмотрели лучшие варианты решения проблемы с тягой.

Прежде чем разбираться в причинах этого явления, следует понять суть происходящего. Отопительное устройство, установленное в доме, совместно с дымоходом образуют вытяжную конструкцию.

Давление воздуха внутри устройства и снаружи него не одинаковое. Из-за этой разницы в давлении и возникает тяга – аэродинамический направленный поток дымовых газов.

Безопасная и эффективная работа отопительного устройства предполагает, что продукты сгорания будут перемещаться от горящего топлива по дымоотводящим путям. Воздушные массы в дымоходе имеют меньшую плотность, в результате чего и стремятся вверх. На их место поступает более холодный наружный воздух. Именно таким и должна быть смена потоков в идеале.

Обратная тяга – это не только неприятное, но и опасное явление, последствия которого могут проявиться ухудшением здоровья людей и домашних любимцев

Но иногда возникает явление, называемое обратной тягой. В этом случае дым, образующийся в результате сгорания топлива, направляется не наружу через дымоход, а внутрь помещения.

Возникновение обратной тяги – это не просто неприятное, но и опасное явление. Проникновение продуктов сгорания в помещение приводят к серьёзным отравлениям, а угарный газ несет смертельную опасность.

Первыми признаками сбоя при перемещении воздушных масс может быть не только дым, поступающий в помещение, но и быстро закоптившееся стеклянное окошечко в дверце топки. Сначала тяга может быть просто слабой, но, если не принимать меры, со временем она станет обратной.

Порой возникает ещё одно явление, связанное с перемещением дыма, – воздушный поток на кратное время меняет своё направление на противоположное. Так возникает опрокидывание тяги.

Причины возникновения обратной тяги

Существует несколько причин для возникновения обратной тяги. Основной из них можно считать допущенные ошибки в процессе . Возможно, при её сооружении были нарушены правила применения строительных материалов.

Проблема такого рода вообще не возникнет, если конструировать дымоход с соблюдением существующих стандартов: поворот нужно делать на 90°, а отвод располагать под углом в 45°. Особое внимание следует уделять форме сечения дымохода.

Самой подходящей формой является круг. Если в конструкции будут присутствовать углы, могут возникать завихрения, препятствующие отведению газов.

Профессия трубочиста, как видите, ещё не утратила своей актуальности, а, с увеличением числа частных коттеджей, даже стала ещё более востребованной

Если сравнивать кирпичные и металлические дымоходы, то тяга в последних всегда будет менее качественной. Проблема в том, что металл нагревается довольно быстро, но так же стремительно он и остывает. А холодный воздух, как известно, опускается вниз.

К часто встречающимся можно отнести следующие причины, почему нет тяги в вашем дымоходе:

  • Непроходимость дымохода. Очень может быть, что он попросту засорен мусором или закопчен в результате длительной эксплуатации. Быстрое закопчение может происходить и в том случае, если дымоход составлен из труб разного диаметра. Делать этого ни в коем случае нельзя.
  • Ошибки в расчете. Неправильно рассчитанное поперечное сечение прохода для дыма. Довольно часто при проектировании конструкции неспециалистами возникают диспропорции в размерах элементов устройства: топочной камеры и дымохода. Мощная печь, например, может производить больший объём продуктов сгорания, чем узкий дымоход способен вывести. Поэтому нужно внимательно выполнять .
  • Ошибки проектирования. Высота системы отведения дыма недостаточна для её эффективной работы. Малая протяженность дымоходной трубы может стать причиной недостаточной разницы в давлении. Оптимальная высота трубы дымохода составляет пять – семь метров.
  • Сужение дымовых каналов. В путях отведения дыма есть узкие и горизонтально направленные участки. В таких местах сажа накапливается особенно активно, что мешает свободному перемещению дыма.
  • Ветровой подпор. Дымоход расположен в области «ветрового подпора». Причиной подпора может стать, например, высокое строение, расположенное рядом с дымоходом.
  • Неправильно организованная вентиляция помещения. Отсутствие вентиляции или неграмотное ее устройство приводит к отсутствию нужного объёма приточного воздуха. Поэтому важно уделить особое внимание в частном доме.

Если конек кровли расположен выше уровня дымохода, то опрокидывание тяги может происходить при возникновении сильного ветра.

Галерея изображений

Вариант #2 – специальная заслонка-шибер

При возникновении проблем с печкой, следует проверить положение шибера. Шибер – это заслонка, которая предназначена для регулировки тяги. Устанавливают его обычно на неутепленном первом метре трубы дымохода. Эта заслонка позволяет делать работу отопительного оборудования максимально эффективным.

У этого приспособления несколько функций:

  • после прогорания топлива с его помощью перекрывают трубу, что позволяет на длительный срок сохранить тепло;
  • в качестве регулятора тяги шибер используется для изменения сечения дымохода: при избыточной тяге, например, дымовой канал можно сузить;
  • при его участии можно контролировать качество сгорания топлива.

Материалом для изготовления шибера служит, как правило, нержавеющая сталь, толщина которой составляет 1 мм. Благодаря полированной поверхности изделия с него легко удаляется сажа.

Температура, которую способна выдержать такая задвижка, не превышает 900 °C. Она достаточно прочная и обладает невысоким коэффициентом термического расширения.

Выдвижная заслонка не должна полностью перекрывать створ дымохода: 85% – это тот показатель, который обеспечивает нормы безопасности при эксплуатации отопительных приборов

Шибер представлен двумя моделями:

  • горизонтальная выдвижная пластина, которую чаще всего применяют в кирпичных дымоходах;
  • поворотный шибер или дроссельная заслонка.

Дроссельной заслонкой называют всё ту же пластину, которая закреплена на вращающейся оси, помещенной внутрь дымовой трубы или патрубка.

Контуры пластины поворотного шибера повторяют сечение дымохода, что позволяет ей почти полностью перекрывать трубу, когда отопительный прибор не работает

В виду простоты конструкции несложно своими руками. Такая самоделка в эксплуатации будет ничем не хуже покупного изделия.

Вариант #3 – стабилизатор работы дымохода

Изделие с таким говорящим именем иначе называют прерывателем. Это механизм, который автоматически и дозировано подаёт в дымоход воздух, позволяя оптимизировать работу системы отопления, не привлекая к ней человека. Чтобы не создавалось избыточное давление, прерыватель оснащен предохранительной заслонкой.

Для производства стабилизатора тяги дымохода применяют нержавеющую сталь. Максимальная температура, которую может выдержать это устройство, составляет 500 °C.

Установленный на дымоход стабилизатор тяги необходимо отрегулировать в соответствии с теми рекомендациями, которые вы найдете в руководстве по эксплуатации вашего котла отопления

Суть работы стабилизатора заключается в том, что с его помощью происходит автоматическое добавление холодного воздуха непосредственно в дымоход. При этом температура и скорость перемещения газа внутри трубы снижаются. В результате повышается эффективность использования сжигаемого топлива без каких-либо изменений в режиме работы самого отопительного прибора.

Устанавливается прерыватель, как правило, на трубу дымохода. При этом расстояние от него до нагревательного прибора (котла) должно составлять не менее 0,5 метра. Прерыватель должен находиться только внутри помещения.

Поскольку его функционирование базируется на системе точно сбалансированных грузиков, влияние природных факторов на работу этого устройства необходимо исключить.

Настройку стабилизатора можно считать завершенной, когда на его регуляторе будет выставлено значение минимальной тяги в соответствии с данными, указанными в инструкции по эксплуатации вашего отопительного котла. Устанавливать следует либо точный параметр, либо на деление выше рекомендованного.

Кроме применения перечисленных приборов, для предотвращения обратной тяги можно удлинить трубу дымохода, максимально её выпрямив. Изгибы и резкие повороты шахты увеличивают кавитацию при выведении газов наружу.

Выводы и полезное видео по теме

Если проблема с тягой не проявляется клубами дыма по всем комнатам, это не значит, что её нет. Выявить её поможет прибор, с устройством которого можно ознакомиться, посмотрев вот этот ролик.

Это изделие, возможно, спасёт вашу жизнь, вовремя обратив внимание на проблему, поскольку угарный газ, например, не имеет ни цвета, ни запаха.

В этом ролике содержится информация о внешнем виде дефлектора ЦАГИ и его составных частях. Вы можете увидеть, как самостоятельно соорудить это приспособление.

Если вы чувствуете в себе силы для самостоятельного изготовления стабилизатора тяги, то это видео станет для вас настоящим руководством к действию.

Любой прибор, функционирующий в вашем доме, должен работать исправно и не создавать в процессе своей эксплуатации угрозы жизни и здоровью людей. Отопление в этом смысле ничем не отличается от других полезных устройств. Сделать его работу стабильной и эффективной помогут дефлектор, шибер и стабилизатор .

У вас возникла проблема с тягой в дымоходе и вы пытаетесь решить ее своими силами? Вы нашли ответы после прочтения нашей статьи? Или у вас все еще остались неразрешенные вопросы, которые мы упустили? Не стесняйтесь, задавайте их в блоке комментариев, а мы постараемся прояснить эти моменты.

От тяги в дымоходе зависит работа обогревающих устройств, а также безопасность жителей домов с печным отоплением. Устранение возможных неполадок поможет вам чувствовать себя в своём жилище комфортно и уверенно. Увеличить или отрегулировать показатель давления можно своими руками.

Полезная информация о тяге в дымоходе

Все жители загородных или частных городских домов знакомы с таким понятием, как тяга в дымоходе. А знают ли они суть этого термина?

Если немного отойти от сухой научной терминологии, то тягу можно определить как естественное явление, при котором воздух двигается от одной области в другую, а именно - от воздушной зоны с повышенным давлением в зону с пониженным давлением. Всё это происходит при помощи вентиляционного устройства - специального канала в дымоходе.

Используя такой процесс аэродинамики, человечество стало пользоваться каминами, печами, котлами, обогревая своё жилище при помощи разных видов топлива - угля, дров, торфа и др.

От правильно спроектированного и построенного дымохода и, соответственно, от хорошей тяги зависит:

  • качество обогрева помещения;
  • уменьшение затрат на топливо;
  • безопасность нахождения в постройках с собственным отоплением.

Что влияет на величину

Существуют три группы факторов, которые обязательно нужно учитывать при сооружении и проверке дымохода.

Внутридомовые моменты

Ряд факторов, внутри помещения, могут существенно влиять на наличие/отсутствие тяги и её силу:

  1. Материал, из которого возведено здание.
  2. Средняя температура в помещении.
  3. Максимальный объём воздушного пространства в жилище.
  4. Количество человек, постоянно находящихся внутри жилья.
  5. Присутствие внутренних источников, дополнительно потребляющих кислород (калориферы, обогреватели, плиты и пр.).
  6. Регулярность поступления свежего воздуха (проветривание, вентиляция).

Внешние факторы

Существуют другие факторы, которые определяют тягу дымохода, и находятся они вне отапливаемого помещения. Речь идёт о температуре внешней среды, атмосферном давлении, влажности, направлении ветра. Такое явление, как смена температур в течение дня также может оказывать влияние на тягу - из-за перемещения холодных и тёплых слоёв воздуха.

Сложности с тягой появляются от разных причин, некоторые можно просто не заметить. Например, проблемы с выходом воздуха через дымоход могут возникнуть, если труба находится намного ниже конька здания или высоких близрастущих деревьев.

Особенности конструкции дымохода

Тяга может быть разной в зависимости от конструкторских характеристик дымохода:

  • высота;
  • наличие утепления;
  • герметичность;
  • место расположения (внутренний/внешний);
  • протяжённость;
  • присутствие/отсутствие неровностей или шероховатостей и др.

Управлять тягой в помещении необходимо и возможно, используя «рычаги» первых и третьих факторов (внутридомовых и конструкторских). Природные изменения, естественно, от человека не зависят.

Держать под контролем тягу в дымоходе - обязательное условие безопасного и комфортного проживания в собственных помещениях. Если тяга очень слабая, то практически невозможно разжечь печь и обогреть жилище.

При обратной тяге происходит «забрасывание» газов, образующихся в результате горения, в жилое помещение, а не на воздух через трубу. Это очень опасно для здоровья и жизни человека!

При очень сильной тяге всё тепло стремительно вытягивается через каналы дымохода наружу, не успев прогреть отапливаемое помещение до нужной температуры.

Почему появляется обратная тяга

Слабая тяга может стать базой для формирования обратной тяги. Как можно распознать, что с тягой не всё благополучно?

Об этом «говорят» моменты, которые можно констатировать невооружённым взглядом: много дыма в печи, копоть на дверце, внутридомовое поступающее движение дыма. Другими словами, дым, гарь от сгораемого топлива не уходит в трубу по дымоходу, а стремится попасть в жилое помещение при открытой дверке и сквозь щели.

Причины возникновения обратной тяги:

  1. Конструкторские недоработки дымохода. Низкая труба - повышенный риск появления обратной тяги. Чем выше труба, тем лучше идёт процесс вытягивания отработанных газов и дыма. Оптимальная высота трубы - около пяти метров .
  2. Соответствие диаметра трубы параметрам печного устройства. Для мощной печи требуется дымоход с трубой немаленького сечения. Но здесь очень важна мера, т. к. использование слишком широкой трубы сделает процесс топки нерентабельным (весь тёплый воздух в буквальном смысле будет улетать в трубу). Недопустимо применение в дымоходе нескольких труб с разным сечением!
  3. Использование негладких труб. Неровности, сколы, шероховатости и т. п. – препятствие для хорошей тяги. Со временем отверстие дымохода может сужаться из-за налёта сажи и других элементов горения и затруднять процесс растопки печи, её нормальное функционирование.
  4. Нарушение/отсутствие вентиляции. Сквозняки, открытые окна в помещениях, находящихся выше топки, не помогают процессу горения топлива, а искажают его, делая бесполезным и небезопасным.

Каналы дымохода, выполненные из металла, во многом уступают кирпичным трубам. Быстрый нагрев и такое же стремительное остывание не идут на пользу отопительной системе в целом и дымохода, в частности.

Обратная тяга может появиться и по объективным, не зависящим от человека, причинам. Сильные порывы ветра, дождливая, пасмурная погода с высокой влажностью - неблагоприятные моменты в плане образования проблем с тягой.

Существует такой термин, как временная обратная тяга. Что это? В этом случае стоит говорить о нарушениях тяги временных, на несколько дней. После определённого периода тяга вновь входит в норму.

Временная обратная тяга может случиться из-за холодного помещения, длительное время неотапливаемого. Очень холодный воздух, скопившийся в трубе дымохода, мешает быстрому разгоранию топлива. Поэтому дым может «выталкиваться» из дымохода в жилище, баню или другое помещение с печкой или камином.

Устранить холодный воздух в дымоходе очень легко - прогрейте трубы при помощи сжигания в печи обычных газет, обоев, бумаги. Главное, чтобы эти материалы были хорошо просушены.

Если же проблемы с тягой можно фиксировать постоянно или с определённой периодичностью, то необходимо принять меры по устранению плохой тяги.

Проверка силы

Прежде чем бросить силы на борьбу с плохой тягой, удостоверьтесь, что тяга действительно оставляет желать лучшего.

Проверить тягу можно при помощи специальных приборов или самостоятельно. Простые способы фиксирования тяги:

  1. Зажгите бумажный лист, дайте ему немного погореть. Поднеся к печи или камину, потушите бумагу и понаблюдайте за направлением дыма. Если он направляется к трубе - хорошая тяга, отклоняется в обратную сторону - обратная тяга, если сохраняет «прямолинейность» - тяга отсутствует. Подобные манипуляции можно проделать с тонкой папиросной или туалетной бумагой, не поджигая её.
  2. Если в доме есть курильщики, то проследите за направлением от дыма сигарет или от пламени спички, зажигалки вблизи камина или печи. Выводы делайте аналогично первому пункту.
  3. Пламя обычной свечи тоже может помочь в определении тяги в жилище.
  4. Карманное зеркальце, поднесённое к топке и покрывшееся конденсатом, может говорить о проблемах с удалением дыма из печи.
  5. О наличии слишком большой тяги, уносящей полезное тепло из помещения, свидетельствует слышимый гул в печи - громкое гудение.
  6. Цвет огня в топке может стать показателем разной тяги. Золотистый оттенок - хорошая тяга, белое пламя - чрезмерная тяга, красный колер и чёрный дым - плохая тяга, высокая вероятность обратной тяги.

Анемометр - прибор, знакомый многим людям советского периода. С помощью этого устройства можно было замерить тягу дымохода. Нормальными считались показания в пределах 10–20 Па. Недостатки прибора в его невысокой точности при силе ветра менее одного метра в секунду.

Современная промышленность предлагает достаточное количество устройств для измерения тяги, есть приборы, фиксирующие тягу на входе и выходе дымохода.

Способы устранения неполадок

Если вы констатировали неполадки с тягой, то, конечно, их нужно как можно быстрее устранить.

Выбор средств для борьбы с плохой или обратной тягой зависит от причин, приведших к анормальной работе дымохода.

Чистка трубы

Один из распространённых методов улучшения тяги - чистка трубы. Топливо, сгорая в печи, выделяет различные субстанции, которые оседают на внутренней поверхности дымохода. Сажа хорошо прилипает к трубам, если они неровные или изогнуты.

Как почистить дымоход, чтобы появилась хорошая тяга?

Прежде всего, действуя чисто механически. Каналы дымохода можно сделать более широкими, избавившись от налёта, следующими способами:

  1. Приготовив около одного ведра картошки, очистите её и нарежьте. Подойдут и картофельные очистки. Побрасывайте понемногу в топку и ждите. При сгорании картофель выделит крахмал, который станет средством, способным размягчить нагарные образования. Мягкие куски сажи отпадут сами, а накрепко прилипшие придётся удалять механическим способом.
  2. Дрова из осины. Протопите печь двумя-тремя поленьями. Они очень сильно разогреют трубы дымохода и помогут избавиться от нагара. Но этот способ требует особой осторожности, т. к. вероятность пожара будет очень высока (может загореться сажа).
  3. Каменная соль. Этот метод больше подходит для профилактики. Соль, добавленная в момент топки, улучшает состояние дымоходных труб.
  4. Ёршик для труб. Тяжёлый груз прикрепляют к ёршику, подвешенному на стальной канат, и опускают в дымоходные отверстия. Опуская и поднимая эту конструкцию, можно вынудить сажевые образования слетать со стенок труб и падать в печь. Из топки эти фрагменты потом извлекаются.

Вторая группа противосажевых мероприятий построена на применении химических средств. Самые востребованные химикаты для очистки дымохода – «Полено-трубочист», «Коминичек». К углям, образованным в процессе топки печи или камина, добавляют согласно инструкции химические средства и продолжают топить. После прогорания всего топлива желательно оставить угли, т. к. они продолжают «работать» в плане очистки дымохода (по крайней мере, так советуют производители).

Не верьте злопыхателям, которые говорят об обязательном возгорании сажи при использовании химического метода. Этот способ не представляет никакой опасности, т. к. полезное действие идёт за счёт химических реакций, а не благодаря сверхвысоким температурам горения реагента.

Следует особо сказать о соблюдении мер безопасности при проведении всех работ, касающихся дымохода. Не устраняйте проблемы с дымоходом в ветреную погоду! Старайтесь пользоваться страховочными устройствами во время проведения работ на высоте!

Устранение конструкционных неполадок

При выявлении тех или иных особенностей конструкции дымохода, которые негативно влияют на силу тяги, следует внести коррективы для их устранения. К таким действиям стоит отнести:

  • демонтаж нескольких разрозненных труб и установка единого канала дымохода;
  • надстройка трубы на крыше до необходимой высоты;
  • утепление элементов дымохода и т. д.

Обустройство вентиляции

В некоторых случаях тяга может улучшиться, если не допускать сквозняков в доме или бане. Помочь при проблемах с тягой можно монтажом вентиляционных устройств на окна.

При отсутствии должного эффекта после всех вышеописанных методов, следует взять на вооружение современные устройства для улучшения тяги в дымоходе.

Установка приборов

Для улучшения работы дымохода лучше всего воспользоваться специальными устройствами, позволяющими регулировать и контролировать тягу. Такие устройства можно купить в магазине или сделать своими руками.

Специальные устройства для регулирования

Современные приборостроители позаботились о выпуске специальных устройств, регулирующих тягу в дымоходе:

  1. Регуляторы. Их устанавливают на выходной патрубок дымохода для нормализации тяги в отопительной системе, а также в качестве средства, влияющего на коэффициент полезного действия отопления.
  2. Дефлекторы. Такие приборы закрепляют на дымоходе с внешней части. Улучшение скорости тяги осуществляется благодаря тому, что диаметр этого устройства гораздо больше трубы дымохода, и, значит, в нём возникает область низкого давления при обтекании его потоками воздуха.
  3. Дымоходный флюгер. Представляет собой особую конструкцию, которая выполняет сразу несколько функций: улучшает тягу, защищает трубу от дождевых каплей и снежных вихрей. Действие устройства сходно с работой дефлектора скорость тяги нормализуется за счёт уменьшения внешнего сопротивления воздуха.
  4. Дымовой вентилятор. Пользуется большой популярностью среди владельцев домов с отопительной системой. Искусственный воздушный вихрь создаётся внутри дымохода благодаря работе вентиляционной системы, для подключения которой нужно электричество. Соблюдение всех необходимых мер безопасности - обязательное условие монтажа и эксплуатации такого прибора для улучшения дымоходной тяги.

Все устройства, устанавливаемые на трубу дымохода для улучшения тяги, требуют обязательного контроля, особенно в зимний период. Это связано с тем, что дополнительные приборы, прикреплённые к дымоходу снаружи, могут забиться, обледенеть (зимой) и тем самым воспрепятствовать нормальной работе дымохода. Закупорка, полученная «при участии» устройств, может стать причиной возникновения обратной тяги и проникновения угарного газа в жилые помещения.

Не забывайте регулярно осматривать вместе с дымоходом и приборы, помогающие увеличить тягу.

Фотогалерея: устройства для регулирования тяги

Самое распространённое устройство среди пользователей печного отопления Такой прибор особенно актуален для улучшения работы печей и каминов Полезное и красивое устройство Установив такой прибор, вы можете повысить работы всей отопительной системы

Самостоятельное устранение проблем

Попробуем своими руками сделать процесс топки безопасным и эффективным. Наиболее распространённый способ борьбы с накоплениями сажи в трубах - ёршик с грузилом.

Чистим трубу ёршиком

Для начала подготовим всё необходимое:

  1. Жёсткий ёршик из щетины. Диаметр этого приспособления подбирается с учётом сечения трубы (от пятидесяти до трёхсот миллиметров).
  2. Тонкий металлический трос (можно заменить на очень прочный канат или верёвку).
  3. Груз для подвешивания к ёршику.

Не приступайте к работе, если на улице сильный ветер или слишком большая влажность. Постарайтесь продумать и воспользоваться надёжной страховкой, чтобы обезопасить себя от непредвиденных случаев.

Ёрш утяжеляют при помощи грузила, прикрепив его к нижней части устройства. Сам ёршик привешивают на трос. Все крепления должны быть особенно надёжны, иначе конструкция распадётся и вам придётся производить дополнительные действия - по «выуживанию» их из трубы.

Сначала прочищают все отверстия дымохода ревизионные, а потом приступают к чистке самой трубы. Делая несколько движений вверх и вниз, вы сможете избавиться от сажи, которая из трубы будет падать в печь. Лучше всего, если около печи будет находиться кто-то ещё, чтобы сигнализировать об эффективности и о времени прекращения работы.

Заканчивать очистку трубы следует тогда, когда сажа перестанет сыпаться.

Почистить трубу можно и при помощи подручных средств, о чём снято немало видеороликов.

Видео: чистим трубу подручными средствами

Выбор устройств для регуляции

Рассмотрим некоторые характерные признаки и способы применения приборов для контроля и регулировки тяги.

Такие сооружения устанавливают на дымовую трубу (в самую её верхнюю часть) для создания препятствий потокам воздуха. Интенсивность силы ветра заметно падает при встрече с такими устройствами, поставленными на трубу. Дым выходит через канал «на волю» благодаря попаданию в трубу слабых воздушных потоков. Эти потоки «зацепляют» отработанные газы и «выталкивают» их наружу.

Дефлекторы исключают вероятность засорения трубы, а также выполненные со вкусом, заметно улучшают внешний вид всей постройки.

Существует несколько видов дефлекторов:

  • ЦАГИ;
  • круглый Вольперта;
  • Григоровича;
  • в форме тарелки;
  • в виде буквы Н;
  • вращающийся;
  • флюгер.

Практически все эти устройства делают из нержавейки, в редких ситуациях - из меди. Используя кронштейны, хомуты, болты, уплотнительную ленту, дефлектор прикрепляют к трубе дымохода. Некоторые устройства снабжены также дополнительными функциями: для гашения искр (чтобы устранить возможное возгорание кровли), для контроля температуры выходящего воздуха (в этом случае датчик срабатывает, если не выходит горячий воздух и существует вероятность обратной тяги).

Недостатки использования дефлекторов - в их минимальной эффективности в безветренную погоду.

Фотогалерея: виды дефлекторов

Самый распространённый прибор для улучшения тяги Такое устройство можно приобрести в специализированных магазинах Выбор устройства зависит от конструкционных особенностей труб и ваших предпочтений

Ротационные устройства

Турбины, установленные в оголовке дымохода, используют энергетические возможности ветра. Воздушные потоки приводят в движение вращательную насадку (она двигается всегда в одном направлении), и тем самым происходит разрежение воздуха вблизи дымохода. Исключается полностью попадание внутрь дымохода с ротационной трубой любых посторонних предметов и осадков.

Ротационные трубы обладают большим минусом, подобным работе дефлектора. Их применение в безветренный день малоэффективно.

Регуляторы тяги

Такие приборы - настоящая находка для жителей загородных домов, любителей бань и каминных посиделок. Эти устройства прикрепляют к дымоходу котла. Они снабжены металлической пластиной с грузом, который уравновешивает её с одной стороны. Когда тяга хорошая, то металлическая пластина не препятствует свободному доступу воздуха в дымоход. При слабой или обратной тяге металлическая пластина служит своеобразным ступором.

Диапазонные границы для тяги устанавливает сам потребитель, обычные параметры - 10–35 Па.

Устройство работает абсолютно автономно, ему не требуется подача электрического тока.

Как можно увеличить тягу своими руками: самодельные приборы

Перед тем как приступить к сооружению дефлектора самостоятельно, взвесьте свои силы, просмотрите имеющиеся материалы и только потом приступайте к делу.

Чертежи и схемы

Для создания дефлектора своими руками необходимо использовать схемы и чертежи. Можно воспользоваться готовыми, в большом количестве представленные в интернете, а можно сделать самим, опираясь на данные готовых схем и чертежей.

Фотогалерея: готовые схемы приборов для тяги

В интернете можно найти хорошее подспорье для сооружения прибора Внимательно изучите схемы приборов и выберите подходящий для вас На схеме видно устройство данного прибора улучшения тяги На схеме изображены комплектующие узлы этого устройства

Если вы решили проверить себя и заодно сэкономить, вооружитесь измерительными приборами для определения внутреннего диаметра дымохода. В зависимости от этой величины можно, ориентируясь на таблицу, определить необходимые параметры высоты дефлектора и ширины диффузора.

При внутреннем диаметре 120 мм, эти параметры соответственно 144/240, для диаметра 140 мм - 168/280; если внутренне сечение 200, то 240/400; для сечения в 400 мм понадобится высота дефлектора -480 мм, а ширина диффузора - 800 мм.

Вычислить необходимые параметры (под конкретный диаметр трубы) можно и самим, воспользовавшись несложными вычислениями. Для определения ширины диффузора внутренний диаметр трубы нужно умножить на 1,2; ширину зонта для защиты считаем -1,7 х d; общую высоту конструкции узнаем, если умножим величину внутреннего сечения на 1,7.

Получив все размеры, строим чертежи для более точного выкраивания. Рисуем схемы на листе ватмана или на оборотной стороне оставшихся кусков обоев.

Лучше всего построить чертёж в натуральную величину. Чтобы при раскрое просто приложить вырезанные бумажные детали к стальному листу и не заниматься перерасчётом данных с учётом масштаба чертежа.

Запасаемся материалами и инструментом

Всё необходимо нужно приготовить заранее, чтобы в ходе работы не отвлекаться.

Нам потребуется для изготовления дефлектора:

  • оцинкованный лист толщиной не менее полумиллиметра, можно использовать и нержавеющую сталь;
  • ножницы по металлу;
  • дрель с разными свёрлами;
  • устройство для постановки заклёпок;
  • молоток;
  • плоскогубцы;
  • хомуты, гайки, болты;
  • маркер (для перевода чертежа на металлический лист).

Предварительный этап

Подготовительная работа заключается не только в вычерчивании деталей устройства, но и в вырезании их и примерке. Все бумажные элементы скрепляют при помощи скрепок или степлера и прикладывают друг к другу. Если всё подходит, то можно осторожно убрать закрепки и расправить шаблоны.

Не стоит халатно относиться к процессу создания дефлектора, постарайтесь подумать о своей безопасности. Чтобы не поранить руки и для защиты глаз, воспользуйтесь приготовленными заранее перчатками и специальными очками.

Приступаем к работе

Итак, всё на месте, можно приступать!

Пошаговое описание последовательности действий поможет вам:

  1. Переводим вырезанные из бумаги детали на оцинкованный лист. У нас должны получиться развёртки следующих элементов: колпака, диффузора, внешнего цилиндра и стойки.
  2. Используя ножницы по металлу, аккуратно вырезаем все составляющие компоненты дефлектора. В местах срезов металл загибают плоскогубцами на полумиллиметровую толщину и «проходятся» молотком.
  3. Заготовки диффузора, колпака и цилиндра сворачивают и просверливают отверстия для крепежа (если используются болты). Выполняют соединения при помощи заклёпок или болтов, в исключительных случаях можно применить сварку (полуавтомат).
  4. Для крепления колпака приготавливаем 3–4 полосы из металла. Размеры полосок 6 на 20 см. Полоски, подогнутые с краёв и простуканные молотком, необходимо выгнуть в форме буквы П. На колпаке, в пяти сантиметрах от края просверлить 3–4 отверстия и с помощью болтов закрепить полоски металла.
  5. Другие концы полосок из оцинковки необходимо прикрепить к диффузору, тем самым «зациклить» колпак и диффузор.
  6. Полученную конструкцию вставляем в обечайку.

О сооружении дефлектора ЦАГИ своими руками можно посмотреть в видеосюжете.

Видео: дефлектор ЦАГИ своими руками

Монтаж дефлектора

Первый способ - залезть на крышу и, соблюдая технику безопасности, прикрепить сделанное устройство к трубе дымохода.

Можно немного облегчить свою работу - прикрепить дефлектор к дополнительной трубе, которую потом поднять на крышу и вставить в основную трубу.

Самодельное устройство ставим на место вторым, более безопасным и удобным способом. Нам понадобится кусок трубы с чуть большим диаметром, чем у дымоходной трубы. Отступив от края отрезанной трубы сантиметров пятнадцать, отмечаем и делаем отверстия, такие же манипуляции производим на широкой части диффузора.

Внимание! Просверленные дырочки должны совпадать!

Крепление трубы и диффузора делаем при помощи шпилек, вставленных в отверстия. Привинчиваем гайки с двух сторон - со стороны трубы и диффузора и затягиваем их. При работе следим, чтобы не было перекосов и повреждений.

При помощи хомута затягиваем конструкцию с дефлектором на трубе дымохода. Постарайтесь сделать это так, чтобы не появилось никаких зазоров и просветов.

Процесс самостоятельной регулировки тяги необходим для того, чтобы комфортно и безопасно жить и отдыхать в доме с печным отоплением. Для этого можно воспользоваться разными способами, которые подходят для вашей дымоходной конструкции: чистка трубы ёршиком, «химическая очистительная топка», установка специальных приборов. Устройства для регулирования тяги можно купить или сделать самостоятельно.

Для того чтобы зафиксировать поперечное положение моста авто относительно всего кузова была придумана , как тяга Панара. Внешне элемент представляет собой жёсткую трубу, соединяющую два противоположных угла моста и кузова автомобиля. По идее конструкторов этот элемент необходим для задания движению моста строго вертикального направления по отношению ко всему кузову. Тем не менее реальность такова, что адекватно свою работу конструкция выполняет лишь на небольших перемещениях. Именно поэтому сегодня всё большее число автолюбителей прибегает к созданию регулируемой тяги Панара.

Когда следует сделать тягу реактивной?

Архаичные зависимые подвески колёс можно встретить и в наши дни. Чаще всего неразрезные мосты применяются при строительстве грузовиков, автобусов, джипов. Тем не менее вполне реально столкнуться и с легковым автомобилем, у которого имеется неразрезной мост, как правило, находится он именно . Главным достоинством таких мостов можно считать то, что они не позволяют колёсам сходить или изменять развал во время переезда через препятствия на дороге. Как результат, мы получаем меньший износ покрышек.

Однако с каждым днём замена элементов подвески становится всё популярнее и популярнее. Такая востребованность объясняется рядом причин:

  • увеличение управляемости автомобиля;
  • повышение его энергоёмкости;
  • обеспечение машине спортивности.

К сожалению, за счёт того, что авто буквально «ложится», опускается на пару сантиметров вниз, происходит сдвижение моста классики по отношению к кузову. Вследствие этого ощутимо изменяется управляемость средства передвижения не лучшим образом, ведь тяга моста при вышеуказанном рестайлинге остаётся прежней.

Для решения настоящей проблемы необходимо провести регулировку Панары по всей длине, позволив тем самым мосту двигаться относительно кузова автомобиля.

Как сделать тягу Панара регулируемой своими руками?

Если вы не знаете, как отрегулировать тягу Панара в гаражных условиях, мы советуем вам следовать представленному ниже алгоритму. Итак, в первую очередь следует сказать о том, что даже просевшие пружины приводят к смещению моста с отведённой ему точки. Поклонникам «заниженных» автомобилей и тем, кто, напротив, предпочитает ставить под пружины машины высокие прокладки, которые бы обеспечили средству передвижения возможность , переделка штатной тяги на реактивную нужна, как никому.

Чтобы приступить к переоборудованию поперечной штанги, нам нужно запастись:

  • 2 сгонами рулевых тяг от ВАЗ 2108. Проследите за тем, чтобы втулки были гранёными и к ним подходил гаечный ключ. Одна сторона должна иметь правую резьбу, а другая - левую;
  • сгоном рулевой тяги, имеющей вид двухстороннего болта с резьбой разной направленности;
  • 2 гайками, с правым и левым шагом.

Если все необходимые запчасти имеются, можно приступать к непосредственному переустройству вашего автомобиля на сверхуправляемое средство передвижения.

Инструкция по изменению поперечной штанги

Учитывая тот факт, что во всех классических транспортных средствах Волжского автомобильного завода установлены одинаковые тяги Панара, начиная от моделей ВАЗ-2101 и заканчивая ВАЗ-2107, а также на новых моделях ВАЗ-2121, то мероприятие по переоборудованию поперечной штанги в разрезную будет совершенно идентичным . Для проведения изменений необходимо:

  1. Снять имеющуюся на автомобиле тягу Панара.
  2. Распилите конструкцию в любом месте, где сочтёте нужным.
  3. Чтобы обеспечить сгонами от ВАЗ-2108 более лёгкий заход в конструкцию и избежать необходимости прибегать к помощи молотка, следует сточить углы граней обычным наждаком.
  4. Заново соберите регулировочную конструкцию, вставив её в обрезанные части поперечной штанги. Оцените изменения общей длины тяги и выпилите для неё кусок необходимого размера.
  5. Снова соберите конструкцию и приварите сгоны к обрезным частям тяги, двигаясь при этом по кругу.

При выполнении всех действий правильно, вы получите полноценный тюнинг, необходимый для того, чтобы сделать автомобиль гораздо послушнее и более управляемым. В завершение мероприятия соберите заднюю подвеску и отрегулируйте положение моста при помощи центрального болта. Не забудьте затянуть контргайки, чтобы не дать центральному болту возможность проворачиваться.

Вывод дыма через дымоход невозможен без наличия хорошей тяги. Она же возникает благодаря перепаду между давлением, которое существует на уровне верха дымоотвода и на уровне топки. Чем больше этот перепад, тем большей является тяга.

Что влияет на тягу

На влияет множество факторов. Наиболее важными среди них являются высота и сечение канала дымовой трубы. Эти два параметра всегда взаимосвязаны и зависят от особенностей печи или камина. Их расчет требует исключительной бдительности, поскольку в случае ошибки тяга будет плохой. А это приведет либо к обратному движению угарных газов , либо к чрезмерному сжиганию дров.

Сегодня существуют целые таблицы, которые позволят сделать правильный расчет размеров дымовых каналов . Например, чтобы создать тягу в камине надлежащей силы, нужно сделать так, чтобы вытяжной канал имел сечение, меньшее 1/10 площади входного отверстия топки. Кажется, если увеличить сечение вытяжного канала , то тяга должна вырасти. Однако она наоборот уменьшится, ведь дым будет выходить более медленно. Из-за этого он будет охлаждаться и накапливаться в отводной трубе. Что нехорошо. Поэтому специалисты для определения правильного сечения делают длительный расчет .

Влияние высоты

Что касается высоты дымохода, то чем она больше, тем лучше становится скорость движения дыма . Однако здесь также есть ограничения. Слишком высокий дымоотвод создает большое сопротивление движению дыма, в результате чего тяга становится хуже. То есть она уменьшается.

Правильной высотой дымохода является высота в пять метров. Начальной точкой считается . Такой высоты вполне достаточно для любой погоды. Однако специалисты советуют делать расчет от конкретного случая, ведь может быть так, что эта высота будет создавать чрезмерную тягу. Следствие этого – увеличение потребности в дровах. Если же планируется такая высота без учета конкретных особенностей, то придется использовать средства, благодаря которым тяга в дымоходе сможет стать меньше.

Читайте также: Установка и крепление дымохода

Также есть еще один нюанс. Каналы дымохода могут быть горизонтальными. Это увеличивает длину дымоотвода, что также влияет на скорость движения дыма. Она снижается, ведь на поворотах создаются завихрения дыма . В этих местах всегда накапливается сажа. Она же уменьшает диаметр прохода , в результате чего слабеет тяга. Чтобы скорость была оптимальной, наращивают высоту дымохода на такую величину, которая равняется длине горизонтальных отрезков.

Есть еще факторы, от которых зависит тяга дымохода. В основном они ее уменьшают.

Проверка и определение тяги

Эти два процесса необходимы для тех людей, которые хотят оптимизировать теплоотдачу от сжигания дров и сделать минимальной потерю тепла. Таким хозяевам обязательно нужно пользоваться специальными приборами.

В прошлом ее силу определяли с помощью анемометра. Он позволял проверить силу тяги тогда, когда в дымоходе воздух двигался со скоростью, большей 1 м/с. Сегодня есть более совершенные устройства. Они делают очень точный расчет. Правда, стоят они немало.

Также расчет скорости движения угарных газов можно провести, делая оценку пламени. Так, можно проверить, нормальная или же очень сильная тяга.

Кроме этих способов есть народные. Они предусматривают использование листа бумаги или спички. Первый подносят к дымоходу. Положение бумаги должно быть перпендикулярным каналу. Если лист начинает отклоняться от первоначального положения, то по дымоходу движется воздух. Величина отклонения зависит от скорости движения воздуха. Расчет не будет очень точным, однако, достаточным для принятия дальнейших решений.

О чрезмерной скорости свидетельствует пламя белого оттенка. Также из дымохода раздается шум. Если же виднеется темно-красный цвет , то анализируемый показатель слабее нормы. Огонь золотистого цвета говорит о хорошей тяге.

Раньше интенсивность горения твердотопливных котлов регулировалась вручную, путем открывания или закрывания дверцы зольника, откуда идет подача воздуха в топку за счет естественной тяги дымохода. Сейчас этим занимается специальное устройство - автоматический регулятор тяги для котла. Хозяину дома нужно лишь выставить желаемую температуру теплоносителя. Вопрос в том, насколько хорошо терморегулятор справляется со своими функциями и нужен ли он вообще.

Как работает регулятор тяги

Главная деталь регулятора воздуха – механический термоэлемент, помещенный в цилиндрический корпус. Через рычаг и цепочку он регулирует подъем воздушной заслонки на дверце зольника.

Устройство представляет собой герметичную колбу, наполненную термочувствительной жидкостью, сильно расширяющейся при нагревании. Колба стоит внутри корпуса, который вкручивается в гильзу водяной рубашки котла и контактирует с теплоносителем. Как устроен терморегулятор с цепным приводом, показано на схеме:

Принцип работы автоматического регулятора тяги основан на управлении потоком воздуха, идущего в топливник под воздействием тяги дымохода. Алгоритм выглядит так:

  1. При горении твердого топлива и нагреве теплоносителя жидкость внутри элемента расширяется и воздействует на исполнительный механизм и рычаг, преодолевая силу упругости пружины.
  2. Рычаг ослабляет цепочку, заслонка начинает закрываться и уменьшать проходное сечение. В топку поступает меньше воздуха, процесс горения замедляется.
  3. Температура воды в котловом баке снижается, жидкость сжимается и возвратная пружина заставляет рычаг снова открыть заслонку посредством цепочки.
  4. Цикл повторяется, пока дрова в топливнике не прогорят полностью, тогда пружина открывает дверцу максимально широко.

Ограничитель тяги работает по обратному принципу – чем выше температура воды в котловом баке, тем сильнее прикрывается заслонка

Рукоятка настройки на торце терморегулятора служит для ограничения хода рычага и, соответственно, воздушной заслонки. Таким образом устанавливается предельная температура теплоносителя.

Справка. Помимо механических регуляторов, не зависящих от электричества, существует автоматика для твердотопливных котлов с контроллером и вентилятором–нагнетателем (или дымососом). Последний подает воздух в топку по команде электронного блока, ориентирующегося на сигналы датчика температуры. Подобные комплекты автоматики ставятся на все пиролизные и пеллетные котлы.


Место установки вентилятора зависит от конструкции ТТ-котла. Нагнетатель крепится к проему дверцы зольника (вместо заслонки) либо к специальному фланцу на верхней панели отопителя

Зачем нужны регуляторы

В отличие от любой водогрейный твердотопливный котел оснащен водяной рубашкой и не может разогреваться до слишком высокой температуры, иначе вода в ней попросту закипит. В подобных случаях образующийся пар резко повышает давление в системе, отчего происходит взрыв. То есть, твердотопливный котел, чья мощность регулируется вручную дверцей зольника, представляет собой источник повышенной опасности.

Примечание. Худо-бедно котел без всякой автоматики может работать совместно с буферной емкостью – . Туда пойдет лишнее тепло в том случае, если вы вовремя не прикрыли дверцу и не ограничили поступление воздуха в топку.

Автоматический регулятор тяги дымохода, который можно своими руками установить на любой твердотопливный котел, будет заниматься подачей воздуха вместо вас и гораздо лучше вас. Он вовремя среагирует на повышение температуры воды в котловой рубашке и прикроет подачу воздуха в камеру, если дрова сильно разгорелись. Хотя по инерции температура будет повышаться еще какое-то время, но в целом процесс нагрева приостановится. Помимо обеспечения безопасности, механический регулятор тяги котла помогает решать такие вопросы:

  1. Не дает превысить установленную пользователем температуру теплоносителя. Не всегда котел нужно разгонять до 80…90 °С, весной или осенью для обогрева вполне хватит 50…60 °С.
  2. Прикрывая заслонку и подачу воздуха, регулятор тяги увеличивает длительность горения котла с одной закладки. Но надо признать, что условия сжигания топлива при этом ухудшаются, а КПД отопителя резко снижается.
Практически любой котел на твердом топливе можно оснастить 2 типами регуляторов температуры – механическим (слева на фото) либо электронным (справа)

Вы можете возразить, что любые твердотопливные теплогенераторы должны подключаться к системе отопления с использованием предохранительного клапана, настроенного на аварийное давление. При перегреве клапан сработает, сбросит пар и никакого взрыва не произойдет. Так что и регуляторы тяги вроде бы ни к чему. Утверждение верно лишь отчасти, поскольку без автоматики отопитель частенько будет набирать критическую температуру, а клапан после 2-3 срабатываний банально потечет. Да и управлять температурой воды в ручном режиме довольно сложно.

Как ни странно, но в продаже до сих пор можно найти бюджетные модели дровяных отопителей, не оборудованных никакой автоматикой. Большинство из них имеют в базовой комплектации только гильзу, вмонтированную внутрь водяной рубашки. Чтобы автоматизировать такой котел, регулятор тяги придется купить и установить своими руками.


Котел с возможностью установки регулятора (слева) и с ручным управлением (справа)

Чтобы правильно выбрать механический регулятор, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • усилия, развиваемого приводом (указано в паспорте изделия), должно хватать на подъем дверки;
  • выбирайте диапазон регулирования температуры от 60 до 90 °С;
  • убедитесь, что рабочего хода привода достаточно, чтобы полностью открывать и закрывать створку;
  • резьбовое соединение на корпусе должно соответствовать ответной части в котле, обычно составляет ¾”.

Также следует обратить внимание на месторасположение гильзы в корпусе котла. Она может стоять сверху, спереди или на боковой панели. Для первого варианта нужно подобрать прибор, могущий работать в вертикальном положении, для двух других – в горизонтальном. Есть регуляторы тяги, например, Regulus rt3, работающие в любом положении и имеющие 2 шкалы настройки.

Как поставить и настроить регулятор

В большинстве случаев установка терморегулятора своими руками влечет за собой опорожнение водяной рубашки котла. Это не создаст большой проблемы, если выполнена правильно и систему водяного отопления можно отсечь кранами. В противном случае придется сливать весь теплоноситель. После этого из гильзы удаляется заглушка, а вместо нее вкручивается прибор и система вновь заполняется водой.

  • Не присоединяя цепочку к дверце, открыть ее для доступа воздуха.
  • На регулировочной рукоятке ослабить винт – фиксатор.
  • Выставить рукоятку в положение, соответствующее требуемой температуре, например, 70 °С.
  • Следя за котловым термометром, присоединить цепной привод к заслонке в тот момент, когда он покажет 70 °С. При этом заслонка должна быть приоткрыта всего на 1-2 мм.
  • Затянуть фиксирующий винт.
  • Внимание! Необходимо проследить, чтобы свободный ход цепочки не превышал 1 мм.

    Далее, следует проверить работу терморегулятора на всех режимах, вплоть до максимального. При этом нужно учитывать, что между моментом закрывания заслонки и падением температуры теплоносителя проходит какое-то время и не спешить перенастраивать прибор. Твердотопливным теплогенераторам свойственно запаздывание, ведь дрова или уголь в топливнике не могут погаснуть в один момент.

    Краткие выводы

    О необходимости регуляторов тяги для твердотопливных котлов можно сделать вывод: лучше такая примитивная автоматика, чем ее полное отсутствие. Да, механические регуляторы не могут похвастать высокой точностью, но они избавят вас от ручного управления «на глазок» и позволят экономить дрова с углем. Устройства имеют неоспоримое преимущество перед контроллерами и вентиляторами – энергонезависимость.