Автомобильные дороги в чехии. Правила дорожного движения в чехии Самостоятельное путешествие в чехословакию на машине

Чехия, как и все остальные европейские страны, подписала Венскую конвенцию о дорожном движении, поэтому в Чехии можно спокойно ездить по российским правам, правда, некоторые правила дорожного движения отличаются от наших. Чтобы не нарваться на неприятные штрафы, рекомендую перед путешествием по Чехии на автомобиле или при , прочитать отличия правил дорожного движения от наших.

Проезд по автомагистралям Чехии платный, поэтому при въезде в Чехию вам нужно обязательно купить виньетку. Бесплатные дороги отмечены знаком «Bez Poplatků» . Виньетки для автомобилей массой менее 3,5 т продаются на АЗС и в специальных магазинчиках на трассе. Проезд по платным дорогам на мотоцикле бесплатный.

Виньетку необходимо прикреплять в правом нижнем углу лобового стекла автомобиля с внутренней стороны. Неприкреплённая виньетка считается недействительной. Штраф за движение по платным дорогам без виньетки составляет от 5 000 до 500 000 Крон.

Ограничение скорости в Чехии

В чешских городах и на трассах действует ограничение скорости.

Ограничение скорости для автомобилей и мотоциклов:

  • В населенных пунктах — 50 км/ч ;
  • Вне населенного пункта — 90 км/ч ;
  • Автомагистрали внутри населённого пункта — 80 км/ч ;
  • Автомагистрали вне населённого пункта — 130 км/ч .

Ограничение скорости для автомобилей с прицепом :

  • В населенном пункте — 50 км/ч ;
  • Вне населенного пункта — 80 км/ч ;
  • На автомагистрали внутри населённого пункта — 80 км/ч ;
  • На автомагистрали — 80 км/ч .

Последние 50 м пути до пересечения железнодорожных путей скорость не должна превышать 30 км/ч.

Для автомобилей, оснащённых цепями противоскольжения, максимально разрешённая скорость — 50 км/ч.

Таблица штрафов за превышение скорости в Чехии в Кронах

В Чехии применяется погрешность при измерении скорости движения транспортного средства.

  • При скорости до 100 км/ч — 3 км/ч.
  • При скорости свыше 100 км/ч — 3%.

С радарами в кустах полицейских тут не увидишь, зато по трассам ездят полицейские автомобили, которые замаскированы под гражданские, вот они-то вас могут и поймать за нарушение ПДД. А так по стране везде установлены камеры, которые помечены надписью Měření rychlosti , что означает «Измерение скорости». Так что если вы превысили скорость, то вам по почте придёт штраф.

Алкоголь

Действующее законодательство в отношении употребления алкогольных напитков во время вождения транспортных средств в Чехии очень строгое . Максимально допустимый уровень алкоголя в крови составляет 0,0 ‰ . Т.е. в Чехии запрещено водить транспортное средство даже после небольшого количества выпитого алкоголя. При уровне алкоголя в крови менее 0,3 ‰ штраф составит от 2 500 до 20 000 Крон (до 800 Евро), и вас лишат водительского удостоверения на срок от 6 месяцев до 1 года. При уровне алкоголя в крови более 0,3 ‰ штраф будет такой же, только вам начислят 7 штрафных баллов. Отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения влечёт за собой штраф до 50 000 крон (2 000 Евро) и лишение права управления транспортным средством на срок от 1 до 2 лет.

Австрия

Купоны (Vignette) обязательны для мотоциклов и автомобилей массой до 3,5 тонн. Актуальные цены с 1 января 2019 г. таковы: проезд на мотоцикле на 10 дней, 2 месяца и год обойдется в 5,30, 13,40 и 35,50 евро. Автомобили за те же сроки в 9,20, 26,80 и 89,20 евро. Годовые марки действуют с 1 декабря 31 января следующего года. Штрафы за отсутствие или манипуляции с маркой 120 – 240 евро (на месте). В отличие от Чехии, по Австрии ехать второстепенными дорогами на длинные расстояния весьма нелегко. Пользуйтесь официальным сайтом австрийских автобанов.

Болгария

В этой стране оплата за проезд распространяется не только на автомагистрали, но и на обыкновенные дороги более низких категорий. Поэтому проехать по Болгарии без оплаты дорог законно практически невозможно. Здесь действуют три тарифа для автомобилей массой до 3,5 т, до 12 т и свыше 12 т (смотрите таблицу). Система виньеток электронная. Из особенностей - наличие купона выходного дня, бесплатный проезд на мотоциклах. Более подробная информация на сайте bgtoll.bg

Венгрия

В этой стране используются электронный купон с обозначением в местах продажи "e-Vigneta". Ничего клеить на лобовое стекло или еще куда не надо, ибо нечего. Автомобиль вводится в базу данных. Слежение за оплатой ведется с помощью электронных средств наблюдения. Список категорий плательщиков более широк. Транспортные средства разделены на 4 группы. Приведем автомобили до 3,5 тонн.

Надо обратить внимание на то, что в категорию D1 попадают мотоциклы и автомобили без прицепов и с прицепами с количеством мест до 7, включая водителя, с разрешенной массой брутто до 3,5 т. От 8 мест - это уже категория D2.

Оплата взимается за 10 дней, месяц и год. Размер оплаты для категории D1: 13,26, 18,11 и 162,8 евро. Для категории D2: 26,52, 36,21, и 162,8 евро. Годовая марка действительна с 1 января на 13 месяцев. Штраф за проезд без оплаты составляет 50-250 евро. Купить венгерскую виньетку можно купить заранее на сайте посредника virpay.hu или autopalyamatrica.hu

При этом есть одна хитрость. На версиях сайтов продавцов-посредников, отличных от венгерского языка, оплатить можно только в евро по неприличному курсу обмена евро - форинт. Лучше покупать у тех посредников, которые могут продать купон с оплатой в форинтах, пройдя процедуру покупки на венгерском языке. К сумме оплаты прибавляется посреднический сбор 200-300 форинтов.

Молдавия

С 1 ноября 2011 г. ввела сбор за автодороги Молдавия. С этого дня "принудительному" обилечиванию виньеткой, которая будет крепиться к лобовому стеклу, подлежат все автомобили, не зарегистрированные на территории республики. Приобрести купон можно на пограничных переходах и в крупных региональных таможнях Молдавии.

Автомобили с приднестровскими номерами будут облагаться дорожным сбором в том случае, если водитель такого автомобиля не будет иметь приднестровскую прописку.

Румыния

На дорогах Румынии существует весьма изощренная система оплаты за проезд. Но в то же время эта система довольно справедливая. Например, существует плавающий курс оплаты. Годовой купон действителен уже с момента оплаты и на 12 месяцев в то время, как в остальных странах этой категории оплаты купон действует календарный год. Я приведу в табличке стоимость купонов на июнь 2016 года, а вы можете углубленно изучить материал на сайте roviniete.ro. Не бойтесь, там информация представлена на нескольких языках. Штраф за отсутствие оплаты 4500 лей.

Да, и не забывайте, что проезд мостов через Дунай тоже платный. Прейскурант от 6 до 11 евро за штуку для легковых автомобилей.

Словакия

С 1 января 2016 г. Словакия перешла на электронную систему. При покупке купона водителю выдается подтверждение об оплате, а клеить на стекло теперь ничего не надо. Для легковых машин не требуется никакого прибора. Виньетки продаются на 10 дней, 30 дней и годовая, которая на самом деле действует до 31 января следующего за годом покупки года. На автомобили массой до 3,5 тонн стоят купоны соответственно 10, 14 и 50 евро. Штраф за отсутствие до десятикратной стоимости купона. Актуальную информацию сверять на сайте акционерного общества SkyToll . Купон можно закупить заранее в интернет магазине.

Проезд между Словакией и Австрией осуществляется по платному тоннелю Караванке. Для легковых автомобилей стоимость проезда составляет 6,5 евро.

Словения

Система платных дорог Словении схожа с чешской. Штраф за проезд без купона 300-800 евро. Данные на 2017 год. Мотоциклисты (группа 1) тоже обязаны оплачивать недельный (7,5 евро), полугодовой (30 евро) и годовой (55 евро) проезд. Годовой купон действителен 14 месяцев, как в Чехии. Словенцы постоянно экспериментируют, поэтому лучше всегда обновить свои знания перед поездкой. С 1 декаря 2015 г. поделены на две категории в зависимости от высоты автомобиля.

Автомобили категории 2А требуют покупки купонов за 15, 30 и 110 евро соответственно. За проезд автомобиля выше 1,3 метра потребуется заплатить за недельный купон 30 евро, месяц обойдется 60 евро, а год - 220 евро.

У водителей, следующих в сторону Черногории или Хорватии, есть более дешевая альтернатива транзита через Венгрию (разница летом 2017 г. составляет раза в полтора в пользу Венгрии). Словенские службы могут не добирать планируемую сумму. Не зря, наверное, для категории 2В в конце 2015 г. цены были несколько снижены. На мой взгляд, оплата за 528 км словенского автобана значительно завышена даже для легкового транспорта, не говоря о микроавтобусах.

Швейцария

Самая невыгодная страна в пользовании магистралями. Объезжать их крайне неудобно, а оплата взимается только за годовые купоны. Действуют они с 1 декабря предыдущего года по 31 января следующего за годом оплаты, то есть 14 месяцев. Зато автомагистрали в Швейцарии очень качественные, поэтому стоимость проезда вполне оправданна.

Купон крепится на лобовое стекло около зеркала заднего вида или в левой части стекла. Стоимость годового купона 835 крон. Штраф 200 швейцарских франков плюс оплата купона. Швейцарскими дорогами я остался очень довольным, можете почитать о моей поездке в Швейцарию из Чехии на автомобиле в декабре 2011 г.

Пристегнув ремень безопасности, включив фары ближнего света, прихватив с собой водительские права и убедившись в нулевом содержании алкоголя в крови, вы на 100% готовы отправиться в автопутешествие по Чехии. Однако есть ещё пара нюансов, о которых нужно знать заранее.

Типы дорог в Чехии

Автомобильные дороги общего пользования в Чехии имеют общую протяженность более 1200 км, а к 2030 г. власти страны планируют построить ещё 800 км автодорог. Именно на строительство новых транспортных путей и направляются средства, вырученные от оплаты проезда по дорогам страны.

Все чешские дороги делятся на несколько типов:

  • Автострадыимеют несколько полос движения в каждом направлении и предназначены для скоростного сообщения между крупными населенными пунктами и странами. Проезд по большинству автострад платный. Скорость движения ограничена 130 км/ч.
  • Дороги класса 2 соединяют отдельные регионы страны и имеют скоростной режим 90 км/ч;
  • Дороги класса 3 служат для сообщения между областными центрами и небольшими населенными пунктами. Скорость здесь не выше 90 км/ч.
  • Муниципальные дороги предназначены для движения в населенных пунктах и имеют скоростное ограничение 50 км/ч.

Основная транспортная развязка в Чехии – ее столица Прага. Отсюда берут начало все главные автомобильные дороги страны, соединяющие Прагу с городами Либерец, Пльзень, Карловы Вары, Острава. Самая важная чешская магистраль, строительство которой началось еще в 1939г., соединяет Прагу и со столицей Польши Варшавой, проходя через Брно, второй по величине город в Чехии.

Плата за движение по автодорогам в Чехии

По большинству автодорог в стране можно передвигаться бесплатно, однако для проезда по чешским автомагистралям и некоторым участкам скоростных дорог требуется оплата.
Для этого нужно иметь специальный стикер, который можно приобрести в любом почтовом отделении, на автозаправочной станции и таможенном пункте при пересечении границы. Такая наклейка носит название Dálniční známka или виньетка и бывает 3 разновидностей:

  • На год: действует в течение 14 месяцев с 01 декабря предыдущего года по 31 января следующего года и стоит 1500 крон.
  • На месяц: действует в течение месяца с даты, указанной на стикере, и стоит 440 крон.
  • На 10 дней: действует, соответственно, в течение 10 дней и стоит 310 крон.

Наклейки предназначены только для автомобилей с разрешённой максимальной массой меньше либо равной 3,5 т. Мотоциклы по трассам в Чехии двигаются бесплатно. Все транспортные средства с разрешённой максимальной массой более 3,5 т, передвигаясь по чешским автострадам, должны иметь на борту портативные устройства OBU , подключенные к электронной системе оплаты за проезд M YTO CZ .

Стикер состоит из двух частей, каждая из которых имеет специальные секции, куда вписывают регистрационный номер автомобиля. После чего верхнюю часть виньетки нужно наклеить в нижней правой части лобового стекла изнутри и убедиться, что он не мешает обзору. Вторую нижнюю часть наклейки нужно сохранять в течение всего времени ее действия. Переклеивать на другой автомобиль стикер нельзя. При смене виньетки старую нужно отклеить. Если полиция выявит автомобиль без нее, водителю будет выписан штраф в 5000 крон.

Участки дорог, на которых движение не оплачивается, обозначены знаками “Bez Poplatku ” и “Bez Poplatku ” .

Платные участки трасс в Польше (на 01 января 2018 г.)

№ автомагистрали Пункты Протяженность платного участка (км)
Modletice – Prague-Slivenec 23
Prague-Chodov – Kývalka 180
Holubice – Kroměříž-západ 48
Kroměříž-východ – Říkovice 12
Lipník nad Bečvou – Ostrava-Rudná 58
Brno-Chrlice – Slovakia 58
Mezno – Čekanice 14
Měšice – Veselí nad Lužnicí-jih 33
Jíloviště – Háje 36
Prague-Třebonice – Beroun-východ 14
Beroun-západ – Ejpovice 45
Sulkov – Germany
при движении со стороны Германии оплата начаниестя с 149 км
62
Jeneč – Nové Strašecí 25
Kněževes – Knovíz 15
Zdiby – Řehlovice 65
Knínice – Germany
при движении со стороны Германии плата не взимается
12
Stará Boleslav – Bezděčín 25
Kosmonosy – Ohrazenice 25
Jirny – Hradec Králové-Kukleny 82
Sedlice – Opatovice 4
Mohelnice-jih – Křelov 26
Olomouc-Holice – Lipník nad Bečvou 20
Vyškov-východ – Prostějov-jih 21
Držovice – Hněvotín 13
Bělotín – Bělotín-východ 4
Frýdek-Místek – Žukov 19
Rajhrad – Pohořelice-sever 17
Hulín – Otrokovice-sever 16
Ostrava-Hrabová – Frýdek-Místek 12

Особенности поездок на автомобиле в Чехии

Правила дорожного движения в Чехии в основном соответствуют международным стандартам, однако имеют свои нюансы:

  • Водители в Чехии всегда должны иметь при себе либо чешские водительские права, либо в любой страны, входящей в Евросоюз. Резидентам других государств потребуются международное водительское удостоверение.
  • В Чехии управлять транспортным средством можно, достигнув 18 лет.
  • На чешских автодорогах правостороннее движение. Парковка здесь тоже возможна только справа, однако это требование не относится к улицам с односторонним движением. Парковаться нельзя за 5 м до пешеходных переходов, перекрестков и остановок общественного транспорта, а также за 15 м до железнодорожных переездов.
  • Скоростной режим следует чётко соблюдать для безопасности всех участников дорожного движения. Также на автомагистралях Чехии установлены камеры для фиксации нарушений ПДД, и очень часто дежурят полицейские. При превышении скорости на 20-30 км/ч можно получить штраф от 500 до 2000 чешских крон. Чешская полиция может взять оплату штрафа до 2000 крон на месте.

  • Правила относительно степени алкогольного опьянения в Чехии довольно жесткие. Допустимая норма алкоголя за рулем – 0,0 промилле, а наказание за езду подшофе — тюремное заключение до 3 лет и штраф в 25000-500000крон.
  • Звуковой сигнал разрешается использовать в случае предупреждения других участников дорожного движения об опасности, а также намереваясь произвести обгон вне населенного пункта. Использовать звуковые сигналы в центре Праги запрещено с 21:00 до 05:00 с 15 марта по 15 октября и с 20:00 до 06:00 в остальное время.
  • При остановке транспортного средства во время очередного рейда полицейские могут проверить в наличие светоотражающего жилета, аптечки, знака аварийной остановки и набора автомобильных предохранителей, которые должны быть в автомобиле обязательно. Огнетушитель и фонарь желательны.
  • Использование радар-детекторов, как и разговоры по мобильным телефонам, запрещены. Пользоваться водители могут устройствами hands free .
  • Водитель и все пассажиры автомобиля должны быть пристегнуты ремнями безопасности, а детей, рост которых ниже 150 см, следует перевозить в специальных детских удерживающих устройствах.
  • Тем, кто планирует поездку в Чехию на автомобиле зимой, следует помнить, что здесь с 01 ноября по 31 марта действует требование о зимней резине.
  • В Чехии можно заправиться бензином 98 (super plus ), 96 (super ), 95 (natural ), 91 (special ), дизельным топливом (nafta ) и сжиженным газом (PLYN и LPG )

Составляя маршруты наших путешествий, мы очень часто, хоть краешком, захватываем две, а то и три страны. Я не имею ввиду транзитный проезд, речь идёт о достопримечательностях и остановках не только на ночлег. В этот раз мы решили ехать чисто в Чехию по нескольким причинам, как то: а) относительная дешевизна страны, б) её богатство культурными и природными памятниками. Мы наконец решили посвятить Чехии всё путешествие и не совмещать страну с сопредельными , или Словакией. Сомневаюсь, что до новой поезки мы успеем подробно рассказать о всех увиденных местах Чехии. Но основной маршрут и финансовый отчёт не утаим. Итак,

В Чехию на авто. Подготовка к путешествию. Получение чешской визы

Не устанем повторять, что для нас главная часть подготовки всегда упирается в составление чёткого плана путешествия. Даже если визы есть, определённая картина поездки нужна для бронирования отелей по маршруту. В этот раз для получения чешской шенгенской мультивизы раскладка путешествия по дням была переведена на чешский язык с помощью “Гугл-переводчика”, и приложена к анкетам вместе с неоплаченными бронями гостиниц, страховками, копиями паспортов и другими необходимыми документами, список которых можно посмотреть .

Для экономии средств на этот раз пошли не в визовой центр, а в чешское консульство, предварительно записавшись по телефону. Оформление визы заняло несколько дней – 28 февраля отнесли документы, 6 марта получили наши новые паспорта с годовой визой. Посольство Чехии гарантированно даёт год, если вы едете в Европу не в первый раз. “Новичкам” тоже дают, но только краткосрочную, на даты поездки.

В этот раз мы были приятно удивлены, что визу открыли не со дня подачи документов, а с первого дня путешествия. Во французском посольстве на срок поездки не смотрят, дают со дня обращения. Поэтому, к французам сильно загодя ходить не стоит – сразу откроют визу и продолжительность “выездного” статуса автоматически уменьшится. Делаю на это упор, потому что мы стараемся “выкатать” визу по полной программе и за месяц до её окончания отправляемся в очередное путешествие. Понятно, что сейчас речь идёт о мультивизах.

И ещё одно отступление, касающееся подготовки. Этот маршрут составлен с учётом личных предпочтений и того фактора, что в Чехии мы уже были три раза. План поездки включал многие виденные ранее места, мы решили туда вернуться по причине недосмотренности и их особой притягательности. Хотя наш маршрут может подойти и для первоначального знакомства со страной с поправкой на то, что вы любите природные красоты и ничего не имеете против тихой и удивительно красивой чешской провинции.

Накануне, отработанными движениями собираем сумки. (Подробно – в статье ). Ставим один будильник на 4.15, другой – на 4.30 (чтобы в ванне одновременно не толкаться) и в 5.15 начинается наше чисто чешское путешествие.

Москва - Домачево - (Польша)

Этот день со всеми подробностями описан в двух статьях: … и . Не вошёл в лишь весьма забавный эпизод. Как уже говорилось выше, визы в наших паспортах начинали действовать в первый день путешествия, то бишь с 27 марта. Где-то в Смоленской области Бортжуржурналистка не только вдруг озадачилась вопросом: “А какое сегодня число?”, но и будучи совершенно уверенной в своей правоте, вслух озвучила ответ: “Сегодня 26-ое! А у нас визы с 27-го. Что будем делать?” Начальника Экспедиции чуть удар не хватил от такого заявления:
– Я что, дурак набитый, что ли? Всё тысячу раз перепроверено! Сегодня 27-ое, мы правильно едем!
-Нет, сегодня – 26-ое! Я точно знаю. Давай уже в Смоленск заедем, погуляем, там и переночуем.
Начальник резко съехал на обочину.
– С чего ты взяла? Где паспорта? С какого числа виза?
Я вытащила документы, где чёрным по белому чешским по розовому было написано – 27-03-14.
– Как число узнать? Давай позвоним кому-нибудь, – растерялся Начальник Экспедиции, взял в руки телефон и совсем не злым голосом продолжил:
– Я на тебя в суд подам, Страсбургский, по защите прав человеков, за дачу ложных показаний! Смотри на телефон, какая дата написана?
Я взглянула на свой мобильник. Яркие цифры на дисплее показывали 27 марта, чтв. Да, но я не виновата, я тоже перепугалась!
– Ну и что! Зато развлеклись!

И мы ещё минут 20 потешались на тему “А какое сегодня число?”.

В Чехию на авто. Переход границы. Радзынь-Подляски

Задачу максимум мы в этот день выполнили, но со значительными потерями. Доверившись навигатору, мы в приподнятом настроении рулили около часа, следуя его “умным”указаниям, пока с ужасом не обнаружили, что он тянет нас на ! Такой подлости от этой аццкой машинки мы не ожидали. (Разъяснения по этому поводу см. в статьях и ). Атлас польских автодорог оставили дома. Наш экипаж быстро нашёл решение – на ближайшей заправке обзавелись новым атласом (43 злотых = около 500 рублей) и поехали, как в старые добрые времена по карте, вдрызг разругавшись с “шайтан-машин” и кое-как помирившись с ней уже при подъезде к Чехии.

Дорога заняла весь день- ровно 12 часов. В Чешскую республику одумавшийся навигатор привёл такими козьими тропами, что машина едва прошла по ширине в узкое горло пограничного моста.

В первой же деревне чешские таможенники остановили наше средство передвижения и слегка досмотрели машину. Мы вызвали совершенно объяснимое подозрение – ну какому добропорядочному путешественнику, а не злобному контрабандисту, придёт в голову лазить в такие щели? Досмотр был весьма корректным и доброжелательным. Увидев бронь в деревеньке и попросив открыть сумки, государевы люди отпустили нас с миром.

В Теплице тоже ожидал небольшой сюрприз – нас не ждали! Немного перепутав даты при бронировании отелей, мы отменяли резервацию в этом гостевом доме и бронировали другую дату. Повторное бронирование до управляющего не дошло и он очень удивился нашему приезду. Всё закончилось благополучно – нас поселили в хороший номер полупустого .


Мы выпили по бокалу пива, в кромешной темноте прошли по посёлку, усталые и счастливые, что добрались до вожделенной Чехии.

В Чехию на авто. – –

Мы пока живём по московскому времени, оно ещё отличается от европейского на 3 часа. Завтра в Европе переведут часы, ещё один час в нашу пользу – уже существенно. А пока мы вскакиваем ни свет ни заря и идём исследовать окрестности. Наш равнинный взгляд с восхищением охватывает необыкновенные, освещённые солнцем громады скал,


грудь вдыхает полный свежести воздух, мы наслаждаемся пением пичужек, весёлым переливом ручейка в овраге.


Ничего не имею против того, чтобы рай был именно таким!

Мы возвращаемся в наш “горный приют” и его хозяин советует вместо хорошо известного остаться здесь в Теплице, он считает, что местные виды не хуже. Мы в сомнении, потому что планировали . Хозяин, не найдя серьёзных аргументов в пользу Теплице над Метью, рекомендует не менять планов и мы тепло расстаёмся.

В Чехию на авто. Гора Йештед

Эту точку Начальник отметил еще в первой поездке в Чехию, углядев её из . В этот раз мы осуществили “восхождение”.


Не упустив возможность познакомиться с качеством продукции либерецкого пивовара “Конрад”.


Как всегда, сначала пригубили, а потом вспомнили о фотоальбоме.

Ограничиваемся снимком телебашни с близкого расстояния и оставляем подробности для .

И приглашаем вас одним глазком взглянуть на единственный ресторан, который специально включили в программу ещё в Москве, а не набрели случайно, как водится.

Детенице. Средневековая корчма


и, подкрепившись кофе с пирожными,


отправляемся в Мельник – вотчину здравствующего князя Лобковича.

По дороге спонтанно заезжаем в ренессансный . Он стоял на горе у самой дороги и проехать мимо не хватило сил.

В Чехию на авто. Мельник

В Мельнике мы попали в замок без занудного сопровождения чешского гида. Посещение большинства местных замков возможно лишь с организованными группами, обычно экскурсию проводят на чешском языке, вручая иностранным туристам сопроводительный текст на родной речи. В этой поездке мы единственный раз избежали сей участи – во второй половине дня на нас махнули рукой и пустили “козла в огород”. Бортжурналистка не преминула воспользоваться гостеприимством хозяина и нарушила запрет на фотосъёмку.


В своё оправдание могу сказать, что если эти снимки и будут использованы, то совсем не в коммерческих целях, а ради просвещения тянущихся к знаниям и снабжению оных наглядными пособиями.

В замке зародилось первое зерно сомнения о традиционности пива. Мы попробовали местного красного и розового вина “Мельник” и купили бутылку с собой.


Сделав традиционный, но достаточно беглый обход городка Мельник,


утолив голод




и слегка – жажду, мы выехали в Пльзень.

В Чехию на авто. Плзень

Программу дня закончили в знаковом для Пльзеня заведении – “У Зальцмана”. Это был ещё один ресторан, посещение которого мы включили в обязательную программу пребывания в Чехии.


Сорт пива не запомнили.

Осуществление планов продолжили на

Хоть в первый раз мы весьма подробно осмотрели Пльзень, но роскошь его архитектуры и наша любовь к модерну снова не дала покоя.


Бортжурналистка методично, со всеми деталями, отсняла если не каждый, то почти каждый дом архитектурного ансамбля центральной площади и близлежащих улиц.



Возвращение в Пльзень мы запланировали ради одной единственной цели – . Пару лет тому назад мы в нём были. Но снимки по некоей мистической причине пропали, а экспозиция настолько интересна, сопроводительный текст аудиогида настолько живой, весёлый и даже смешной, что даже во второй раз мы получили несказанное удовольствие от этого локального музея.

Экспонат музея пивоварения в Пльзне. Подробнее – в статье
Улочка, .

Кружение по его улицам и щедрые возлияния божественного напитка мы разбавили лишь посещением замка. Действуя по принципу “с утра выпил – весь день свободен”, мы решили покончить с “этим скучным и неинтересным делом”, то бишь посещением замка как можно раньше. Там нам рассказали о господах Рожемберках и Эггенбергах, с их именами связана история замка. Сразу после его холодных залов захотелось попробовать одноименного владельцам пива, которое до сих пор варят в .


Пиво “Эггенберг” можно отведать не отходя от кассы замка.

А во второй половине дня спонтанно залезли на замковую башню, надеясь на “правильное солнце”. Ни особого удовольствия, ни большого разочарования от сего мероприятия не испытали, так что ни отговаривать, ни советовать почтенной публике довольно простой (после Праховских скал) подъём не будем.


К вечеру были сыты .

Но засыпая, дружно сказали: “Мы обязательно вернёмся в этот город!”




8-ой день . 3 апреля, четверг. в – .

В Чехию на авто. Йиндржихув Градец

Ему и посвятили весь остаток дня. Программа включала обед,


бесцельное шатание по чисто-чешски красивому городу,


присматривание магазинчиков, торгующих стеклом, светомузыкальное водное представление,

прогулка по и вокруг него,


взирание на город с панорамных точек,


распитие спиртных напитков.


“Соломон” тёмный не шибко впечатлил, “Вайгар” – очень понравился.


9-ый день . 4 апреля, пятница. – .

Посудные закупы.


Домой Бортжурналистка приобрела лишь красивые винные бокалы и бокалы для глинтвейна. Остальное раздарилось.

Индивидуальная экскурсия в с гидом, чьё присутствие исключало контрабандные снимки, но не мешало читать русский текст.


Затем – занудная езда по автобану с весьма посредственным дорожным покрытием (Прага-Брно).

В Чехию на авто. Пункевные пещеры. Моравский карст

Очерёдность выполнения следующих двух пунктов программы – замка Пернштейн и не имела значения, они находятся примерно в одинаковом удалении от места нашей дислокации – . Но популярность пещер вызывала опасения, что в субботу там может быть много посетителей. Поэтому, мы решили не откладывать пещеры на завтра, если их можно посмотреть сегодня. Решение оказалось очень правильным, опять же, экскурсия получилась индивидуальной, на точках обзора нам включали русскую звукозапись. Зрелище это сказочное,

мистическое,

волшебное,

неземное

и совершенно неожиданное,

особенно для дилетантов, к коим себя и причисляем. и в этом путешествии встали в один ряд со скальным городом Адршпах по силе впечатлений и неожиданности увиденного. Ни снимками, ни словами его передать нельзя и копий напрасно ломать не станем.

Приятные неожиданности в этот день не закончились, нежданно-негаданно в глухой гостиница оказалась самой лучшей на протяжении всего маршрута. Мы ещё не знали, что в нас ждёт даже лучший номер, но там было чуть не в 2 раза дороже – 1485 крон против 950 в .

В Чехию на авто. Бланско. Оломучаны

Решив, что целый вечер в деревне делать нечего, мы доехали до соседнего и убедились, что чешские городки тоже могут быть посредственными. В оказалось “простенько, но чистенько”.


(Пересматриваю снимки и думаю, что “зажрались” Чехией вусмерть, нам бы такую “простоту”!)

Несмотря на то, что у Главвреда на это день были свои виды, Бортжурналистка спохватилась, что жизнь простых чехов в очередной раз осталась надёжно спрятанной за созданными их предками городами, замками, музеями.


Оломучаны

Восполняя этот недостаток, она бодро направилась гулять по Оломучанам, бестактно заглядывая во дворы и рассматривая

палисадники,

навесы, сараи,


курятники, грядки, парники и прочие видимые из-за заборов атрибуты ежедневных забот и чаяний современных чехов.


Начальник Экспедиции скрипел зубами. Он находил, что посещение замка и очередного дворцового комплекса куда как важнее гуляющих по огороду кур и раздельного сбора мусора


и не без основания беспокоился, что не видать ему дворца в Крамержиже. Поэтому, ознакомление с бытовой стороной Чехии пришлось свернуть,


пока зубовный скрежет не перешёл в зловещий лязг с необратимыми последствиями.

В Чехию на авто. Пернштейн

Вопрос с планом мероприятий на означенный день остался открытым, потому что некая слабая надежда на осмотр дворца ещё теплилась. Но на кону стоял музей “Татры” в Копрживнице! И если ждать до открытия резиденции кромержижских епископов, то с возможностью лицезреть модель автомобиля Ганзелки и Зигмунда и подаренный Сталину к 70-летнему юбилею “Татраплан” можно было смело попрощаться. Бортжурналистка, чувствуя свою вину за вчерашний нездоровый интерес к чешским подворотням, была готова на большие жертвы. Они не потребовались, потому что настойчивость пары русских туристов, второй день рвущихся в главный музей Кромержижа, смягчило сердце сотрудницы музея (как приятно, что иногда “кадры решают всё” и простая кассирша может просто сказать “да”). Нас присоединили к уже заказанной группе, вручили традиционный русский текст и мы с немецкой группой двинулись осматривать вожделенные интерьеры, по ходу наблюдая как надо работать (экскурсовод музея) и как не надо (гид-переводчик группы).

Запрет на съёмку действовал и в этом музее, но мы с удивлением лицезрели, как немцы дружно вытащили свои “мыльницы” и, даже не отключив вспышку, снимали всё и вся.


Дабы не выделяться из группы постной миной и осуждающим взглядом, Бортжурналистка под подзуживания Начальника Экспедитовича Главвреда, одолеваемая угрызениями совести, краснея и стесняясь, щёлкала зеркалкой, судорожно и безуспешно пытаясь отключить звук затвора.

В Кромержиже хорошо помнят русского императора Александра свет Александровича III. Мну 🙂

Довольные двойной удачей (1.попали в музей, 2.фотографировали) и отметив в саду дворца сие мероприятие двумя бокалами “Старобрно”,


мы наконец поняли, что особого пожара нигде не наблюдается и стала нам как никогда ближе. Правда, требовалось отменить музей шляп в , который по халатности Бортжурналистка прошляпила в предыдущую поездку. Это было самым малым, что она могла сделать для своего повелителя и ампутация головных уборов прошла без анестезии. Но как утешительный приз она получила прогулку по роскошному дворцовому парку и даже была запечатлена на фоне Эйфелевой башни.


Не буду отнимать хлеб у Начальника Экспедиции, придёт время, он сам . Ограничусь снимком довольного посетителя и скажу, что экспозиция тронула даже “холодное сердце красавицы”.

Рядом с музеем очень кстати “пришёлся” супермаркет, где мы сделали последние чешские закупы на “домой” и наш экипаж всего второй раз за всю поездку снизошёл до перекуса закупленной в магазине сухомяткой (первый – на ).

Углядев в окрестностях указатель на очередные развалины замка, мы попытались к нему подъехать. Но посмотрев на время, предприятие это оставили, ничуть не сожалея о бесплодной попытке. Получилась импровизированная экскурсия по городу. Впечатление Копршивнице не произвёл, и мы поспешили к недосмотренному в прошлый раз

И обнаруживаем сорт равный, если не превосходящий “Трубача” по вкусовым достоинствам -“Ушак”.


“Ушак” – тёмный, “Трубач” – светлый

А вот “Валашских войта с воеводой” не поняли. Наверное, “Трубач” и “Ушак” слишком хороши, чтобы с ними могли сравниться другие сорта. Там же утоляем и голод.


Тёртый сыр к чеснечке здесь подают отдельно.
К клобасе полагается сырой тёртый хрен. Продирает до слёз!

И после замечательной вечерней прогулки-воспоминания, на сон грядущий мы снова отмечаемся в том же заведении. Заканчиваем день традиционными для “Трубачом” и “Ушаком”.

В Чехию на авто. К восточной границе

Выехать в этот день надо бы пораньше. Не предусмотрев такое обстоятельство, мы оплатили завтрак заранее. Поэтому, у нас была уважительная причина не вставать рано и хоть на немного продлить свидание со . Надышаться перед смертью уездом так и не удалось и, как и Ческому Крумлову, мы говорим Штрамберку: “На схледаноу!”


От Штрамберка до польской границы – рукой подать. На А-1 в 20 км от границы, на польской стороне, глобально строят мост. Объезд (временные жёлтые знаки) по локальным дорогам, по указателям на “Лодзь-Катовице”.

Проходили вечером, приятного мало, но не смертельно, город от западной окраины до восточной прошли за 50 минут. Продуктовыми закупами догнались недалеко от столицы, если не ошиблись, городок называется Калюшин. Углядели там супермаркет “Топаз” – всё необходимое там и докупили. А через несколько десятков метров обнаружили и любимую “Бедронку”! Эх, знать бы прикуп…. Но теперь знаем!

До добрались в 22.20, но это уже по московскому времени.

Из Чехии на авто. Дорога домой

Перед границей поблажек себе не даём. Жёстко ставим будильник на 5. 20, притом, что во всём путешествии раньше 9.00 по Москве не просыпались. Для экономии времени обходимся без утреннего кофе. В 6.45 подъезжаем к польской границе, получаем выговор от пограничницы за то, что сначала встали в другой коридор. Начальник Экспедитович парирует тем, что там горит зелёный сигнал светофора.

После вялого осмотра и дежурного вопроса о количестве ввозимого в РБ алкоголя, в 7.20 мы мы минуем последний граничный шлагбаум.


Завтракали в РБ. В придорожном кафе за безналичный расчёт нам состряпали что-то вроде глазуньи и сварили хороший кофе. Помеха Справовна Бортжурналистка взяла заслуженный выходной, камеру убрала в багажное отделение, о чём до сих пор горько сокрушается. В её легкомысленной головке крутится одна дорожная тема, но без снимков увы, не интересно.

По причине того, что наше любимое кафе в Смоленской области оказалось закрыто именно в то время, когда мы туда подъехали, имели “удовольствие” протестировать “Старое Русло”. Многолюдно, дорого, невкусно, с ненужной на дороге претензией. Лучше б суп погорячее подали. Голод утолили, но не более того.

Надежды на спокойный, ввиду рабочего дня, въезд в Москву не оправдался. На “минке” идёт глобальная реконструкция со всеми вытекающими, которые усугубляются московским хамством. После Европы оно сильно бросается в глаза.

Последняя запись в очередном дорожном дневнике Бортжурналистки: “На Новоарбатский мост въехали в 20.05. Приехали в 20.30”. На этом разрешите откланяться и приступить к урокам путешествия.

В Чехию на авто. Уроки путешествия

Их в этот раз набралось немного. Ответственность за все беды мы не без основания возлагаем на г-на В.А.Навигатора и для себя делаем два вывода:
1.Помимо прочей необходимой литературы всегда брать с собой атлас автодорог Польши и других транзитных стран.
2.Не полагаться слепо на навигатор, включать голову планировать маршрут по карте и включать электронное устройство при поиске конкретных адресов в населённых пунктах.

Финансовый отчёт. (Цена нашего путешествия в Чехию на машине в 2014 г.)

“Грязный” итог этого 13-ти дневного, 12-ти нОчного путешествия равен 76 000 рублей на двоих. Попробуем их отмыть очистить от всяких нехороших излишеств. На апрель 2014 года рубль стоил 1,8 чешской кроны или 11,78 польских злотых, для удобства считала по 11,8
1.Дорожные расходы . За бензин почти везде платили картой, сумма списывалась в рублях, поэтому сразу приведу сумму в рублях: в России и РБ за топливо в оба конца заплатили 5267 рублей, в Польше – 4451 руб, в Чехии – 3630 крон (из них 310 крон – “налепка”, дорожный сбор за платные дороги). За парковки заплатили 315 крон. Всего 3945 крон = 7101 руб. Итого: 16 819 рублей .
2.Гостиницы : 230 злотых = 2773 рубля, 11464 кроны = 20644 рубля. Итого: 23 417 рублей.
3.Еда. Здесь Бортжурналистка вошла в ступор. Включать ли пиво в общий баланс или не разглашать количество выпитого и посчитать его излишеством нехорошим? Обычно в графу “еда” заносится всё отправленное в рот и различия между съеденным и выпитым в расчёт не принимаются. В этот раз, по непонятной причине в дорожном журнале появилась отдельная графа “рестораны”, а пиво заносилось в графу “еда”. Приведём здесь выписку из путевого дневника и озвучим две отдельные цифры.

Итак, рестораны: 110 злотых = 1298 рублей, 5172 кроны = 9310 рублей, 200 руб. в РБ, 850 руб. в “Старом Русле”. Итого: 11658 рублей .
3а. Пиво и др.напитки, мелкие перекусы : 100 руб, 39 злотых = 460 руб., 1328 крон = 2390 рублей. Итого: 2 950 рублей.
4.Музеи . Напомним, что билеты покупаем самые дорогие, как минимум с одним разрешением на съёмку. В этот раз служебным положением не пользовались, за все билеты платили честно, 3800 крон = 6 984 рубля .
5.Литература . Покупали, покупаем и покупать будем, поэтому для нас это необходимая статья бюджета, мы её включаем.

    Бесспорно, автопутешествие позволит увидеть намного больше, чем при авиаперелете или поездке на поезде. Постоянно меняющиеся пейзажи, остающиеся позади небольшие города и поселки, практически физически ощущаешь, как движется пространство. Пересечение границы – это тоже интересное впечатление, особенно для тех, кто делает это впервые.

    Чтобы путешествие оставило приятные воспоминания и эмоции тем, кто собирается добраться из Москвы до Праги в 2016 году – злотоверхой столицы Чехии – на автомобиле, не лишним будет ознакомиться с подготовкой и особенностями такого путешествия.

    Подготовка документов

    Готовясь к поездке, стоит позаботиться, прежде всего, о документах. Конечно, необходимо получить шенгенскую визу, которую надо приобрести заранее в чешском посольстве или же в центре выдачи виз. Также чехи хотят убедиться, что в Чехии Вы не останетесь без крыши над головой и без копейки денег. Поэтому от Вас требуется предъявить подтверждение брони гостиницы в Праге, полученное по факсу.

    Электронное уведомление, полученное по электронной почте, о предоставлении брони в каком-либо отеле не является аргументом для сотрудников визового центра. Поэтому забронировать номер в пражском отеле необходимо, конечно, заранее. Сделать это можно на каком-либо сайте за несколько минут, после чего связаться с отелем и получить от них подтверждение заказа.В качестве подтверждения Вашей финансовой состоятельности необходимо будет предъявление денежной суммы в количестве 50€ в сутки на одного человека или же выписки из карт-счета, которую можно получить в банке. Чеки, полученные в банкомате, не рассматриваются! Помимо шенгенской визы Вам понадобятся:

    • Ваш загранпаспорт;
    • технический паспорт Вашего транспортного средства;
    • документы, подтверждающие право на управление автотранспортом, т.е. водительские права (желательно международное водительское удостоверение);
    • свидетельство о страховании транспортного средства;
    • медицинская страховка, покрывающая сумму не менее 30 тысяч евро.(на каждого пассажира)
    • К водительскому удостоверению необходимо добавить грин-карту, которую можно оформить на любом пункте страхования.

    Маршрут

    Следующим пунктом подготовки к автопутешествию в Прагу будет выбор маршрута. Для прокладывания маршрута очень удобно воспользоваться сервисом Google maps. После ввода названий начала и конца путешествия, в нашем случае это Москва и Прага, сервис предложит текстуальные и графические варианты маршрутов с описанием деталей и указанием длины маршрута и его продолжительности по времени.

    Маршрутов предлагается несколько, например:

    Москва – Брест – Варшава – Вроцлав – Прага. Расстояние примерно составляет 1950 км.. Протяженность этого маршрута самая короткая, но скорее всего, по срокам поездка займет больше всего времени, поскольку в Польше дорога пролегает через большое количество населенных пунктов, в которых передвигаться можно со скоростью не выше 50 км/час. А на горном участке и того меньше.

    Москва – Брест – Варшава – Катовица – Брно – Прага. Расстояние примерно составляет 2000 км.. Маршрут несколько длиннее, но все путешествие пройдет по отличным автострадам. Недостаток – не полюбуешься горными пейзажами. До Бреста можно доехать по отличной магистральной автостраде, позволяющей передвигаться со скоростью больше ста километров в час. Маршрут надо подробно изучить, чтобы хорошо запомнить места, через которые он проходит. Тогда пользование дорожными указателями будет более эффективным.

    Граница и таможня

    При въезде в Беларусь необходимо в транспортной инспекции заплатить транзитный сбор. Квитанцию необходимо сохранять до выезда из страны.

    Перед границей с Польшей надо будет заплатить экологический сбор. Польскую границу можно пересекать в пункте Брест – Тересполь или же южнее на 40 км – в Домачево.

    Помните, что в зимний период в Польшу Вы не сможете въехать на шипованной резине...Вам обязательно придется обуть свой автмомобиль в любую бесшипную резину.

    Радар-детекторы так же запрещены в большенстве стран Евросоюза, поэтому привычный для себя гаджет лучше оставить дома,т.к. даже за сам факт его присутствия в багаже может обернуться серьезным штрафом.

    Если количество товара, разрешаемого беспошлинно провозить через границу, у Вас не превышает допустимого, то таможенники направляют автомобиль в коридор СD, где очереди незначительные.

    Разрешается провозить товары на сумму не более полутора тысяч евро. Если у Вас больше, то придется заполнить декларацию и заплатить пошлину, также Вас направят по другому коридору, что займет больше времени.

    Границы между странами, принадлежащими к Шенгенскому договору, весьма условны, часто нет даже пограничного поста, и только дорожные указатели сообщают, что Вы уже в Чехии.

    Особенности путешествия

    Европейские дороги – сплошное удовольствие для наших водителей. Особенность – обязательное включение ближнего света в любое время суток.

    Требование, которое, как и допустимый скоростной режим, соблюдать надо строго, так как штрафы огромные. Также обязательно надо следить за чистотой машины, впрочем, особых проблем это не доставляет, поскольку в Польше весьма развита сеть автомоек с самообслуживанием.

    Промежуток пути от польской границы до Праги совсем небольшой, всего 300 км, но требуется купить виньетку за десять евро, так как дороги в Чехии в основном платные. Это можно сделать на границе либо на ближайшей заправке. Качество дорог Чехии намного лучше, чем в Польше, впрочем, не везде. Банковские карты принимают практически везде, но определенную сумму наличных при себе все же стоит иметь.

    Продукты везде недорогие и вкусные. Много продается мясных изделий и различной выпечки. Так что, если домашние припасы закончились, можно всегда в дороге купить свежие продукты. Что касается автостоянок, то днем они все платные в Праге, причем, с разграничением на зоны: синяя – только для местных чехов, зеленая для всех, но только на 2 часа и желтая – бесплатная в выходные дни, а в остальные только на 6 часов.

    Парковка вдоль улиц разрешена, но машину лучше оставлять на въезде в Прагу и пользоваться общественным транспортом. Стоимость такой парковки практически на сутки составляет немного меньше доллара.

    Достопримечательности Праги

    Прага, несомненно, один из самых красивых городов мира. Своими грандиозными соборами и тихими старинными улочками, неповторимой атмосферой исторического центра города Прага способна радовать и поражать в любое время года и в любую погоду.

    Туристам обязательно стоит посетить Пражский град и Собор святого Вита, Карлов мост и Староместскую площадь, Старый королевский дворец и Храм Девы Марии, Незабываемые эмоции оставит посещение дендрологического парка и музея игрушек.

    Обязательно надо сверить часы со знаменитыми астрономическими часами Орлой, построенными еще в 1410 году, и до сих пор идущими без ремонта.

    Бесспорно, Вы никогда не забудете чувства, которые охватывают Вас при посещении «Малой страны» - одного из старейших и красивейших кварталов Праги, который практически не поменял свой облик за последние 150 лет. Здесь мимо прохожих по ухоженным газонам мирно прохаживаются величавые павлины, а неповторимой красоты клумбы благоухают цветочным ароматом.

    Потрясающая панорама открывается с высоты Пороховой башни, на которую можно взобраться по винтовой лестнице. Не зря город называют стобашенным!

    Посетите Прагу, отведайте знаменитого Чешского пива в пивной «У Флеку», прогуляйтесь по парку крепости Вышеграда, покатайтесь на пароходике по красавице-Влтаве и впечатления, которые Вы получите, останутся с Вами навсегда.