Мотоблок – малыш с большими возможностями. Маленькие мотокультиваторы – дорогая игрушка или серьезный помощник? Мини культиваторы – новое значение старого слова

История изобилует примерами, когда новое направление приносит успех предприятию, ранее сделавшему себе имя на совершенно ином поприще. Легендарная Nokia, занявшаяся электроникой и мобильной связью в 80-е оды ХХ века, до этого сто лет подвизалась в целлюлозно-бумажном производстве, выпуске кабельной продукции, авто- и велошин, а также целом ряде других видов деятельности.

Похожие материалы:


Гидравлические ножницы для экскаватора, какие типы существуют и для чего предназначены. Навесное оборудование для гидравлического экскаватора необходимое для сноса зданий и...

Понятие «измерение» стало своеобразным фундаментом для такой дефиниции, как аналого-цифровое преобразование. Для сравнения определенных величин с эталонными показателями, ...

Навесное оборудование – это специальные устройства, при смене которых можно значительно расширить возможности спецтехники. Если ваша компания имеет ограниченный автопарк, ...

Миктротрактор мотоблок Малыш - самый дешевый из микротракторов, поскольку сделан в основном из утиля - узлов и Деталей, выпускаемых промышленностью для серийных машин.

Двухколесная машина, управляется идущим за нею человеком. Большой набор сменных прицепных и навесных орудий делает мотоблок универсальным, позволяет использовать его для вспашки, боронования, культивации, окучивания и других операций по обработке почвы, уходу за растениями. А в сцепке с одноосной тележкой - и как транспортное средство для перевозки различных хозяйственных грузов. В последнем случае вы становитесь водителем и размещаетесь на подрессоренном сиденье спереди тележки.

Основными узлами конструкции мотоблока являются двигатель ВП-150М, трансмиссия, система отбора мощности, ходовая часть, система управления и прицепное устройство, скомпонованные на прямоугольной раме из швеллера.

Из моторов, выпускаемых промышленностью для техники, находящейся в личном пользовании, наиболее подходящим для мотоблока оказался двигатель ВП-150М от мотороллера «Электрон» мощностью 7,5 л. с. (5,5 кВт). Он одноцилиндровый, двухтактный, карбюраторный; имеет компактную встроенную коробку передач и муфту сцепления; у него электронное зажигание. Не менее важно и то, что мотор оснащен центробежным вентилятором, в то время как при использовании других двигателей самодеятельным конструкторам приходится кустарно решать вопросы принудительного охлаждения.

Рис. 1. Мотоблок «Малыш»:
1 - рама, 2 - глушитель, 3 - двигатель, 4 - топливный бак, 5 - фиксатор траверсы, 6 - траверса, 7 - фиксатор трапеции управления, 8 - инструментальная сумка, 9 - по перечная штанга траиецни, 10 - рычаг сцеплении, II - рычаг блокировки колес, 12 - рычаг газа, 13 - рычаг яереключеиня передач, 14 - рычаг реверса дифференциала, 15 - кожух трансмиссии, 16 - вал отбора мощности, 17 - заводной шкив, 18 - вал конечной передачи, 19 - навесное орудие (культиватор).

Случай использования других моторов приведем для сравнения основные данные по двигателю ВП-150М. Передача крутящего момента к коробке передач осуще-ствляется косозубой парой шестерен с пере-даточным числом 3,045. Сама коробка передач трехступенчатая, с шестернями постоянного зацепления. Передаточные числа по ступеням: у первой передачи -4,883, у второй -2,888, у третьей -1,800. Так как двигатель и коробка передач выполнены в одном моноблоке, описание их не приводится. Нет и особых требований по эксплуатации и техническому обслуживанию двигателя в комплекте с муфтой сцепления и коробкой передач; они регламентируются рекомендациями завода-изготовителя.

Трансмиссия мотоблока механическая, шестеренчато-цепная. Она состоит из серийного дифференциала с реверсом (от грузового мотороллера «Муравей»), промежуточного вала, двух конечных передач н механизма блокировки колес. Промежуточный вал одновременно служит для отбора мощности для навесных орудий. Крутящий момент передается от двигателя на промежуточный вал цепью с шагом 12,75; с него на дифференциал - цепью с шагом 15,875 мм и далее снова цепями конечных передач с шагом 15,875 мм - иа ведущие колеса. Звездочка Z1 принадлежит двигателю, Z4 находится в комплекте с дифференциалом, а Z2 и Z3 от мотоцикла «Восход».

Рис. 2. Компоновка трансмиссии:
1 - Выходной вал двигателя, 2 - промежуточный вал, 3 - дифференциал, 4 - полуось колеса.

Промежуточный вал изготовлен из стали 40 и установлен в двух шарикоподшипниках № 180205. Фланцевые корпуса для них можно использовать стандартные, от списанных сельхозмашин; крепление к боковым щекам кожуха трансмиссии. Диаметры посадочных мест вала выбраны по размерам ступиц звездочек, а длина - в зависимости от ширины кожуха трансмиссии плюс некоторый запас с тем, чтобы на него с правой стороны можно было установить двухручьевой приводной шкив диаметром 100-120 мм.

Рис. 3. Кинематическая схема мотоблока:
I - двигатель, 2 - промежуточный вал, 3 - двух-ручьевой шкив отбора мощности, 4 - дифференциал, 5 - конечная передача, в - колесо, 7 - механизм блокировки колес.

Рама мотоблока может быть сварена из имеющихся под рукой подходящих профилей; для продольных ее лонжеронов использован швеллер № 6, а для поперечных - № 8. Снизу к горизонтальным лонжеронам рамы и к кронштейнам болтами крепятся корпуса подшипников полуосей. Здесь ставятся подшипники № 180207- по два на полуось; корпуса к ним лучше подобрать стандартные, со списанных сельхозмашин. Установка их на кронштейны должна быть выполнена особенно тщательно: следует как можно точнее выдержать соосность колес и перпендикулярность полуосей относительно продольной оси рамы Для разметки отверстий под крепление корпусов с подшипниками насаживаем их иа целиковую ось-оправку, которая впоследствии будет распилена на две полуоси. Показателем правильности установки корпусов будет свободное вращение оправки в подшипниках полуосей.

Рис. 4. Рама мотоблока в сборе:
1 - лонжероны, 2 - кронштейвы полуосей, 3 - корпус подшипника полуоси, 4 - кожух трансмиссии (иа виде сверху его правая половина ие показана), 5 - кронштейны крепления шейки выходного вала двигателя, в - передняя опора двигателя, 7 - кронштейны крепления шейки кикстартера.

Рис. 5. Промежуточный вал мотоблока:
1 - вал, 2 - место посадки шкива, 3 - стопорное кольцо, 4 - корпус подшипиикв, 5 - подшипник JA 180205, 6 - распорная втулка, 7 - звездочка Za, 8 - фланец, 9 - звездочка Z2, 10 - кожух.

Рис. 6. Возможные положения траверсы управления

Затем к раме в ее задней части привариваются уголки 25Х 25 мм, к которым привинчивается кожух трансмиссии, изготовленный из стального листа толщиной 5-6 мм. Он служит основанием для установки промежуточного вала, дифференциала и механизма управления. Задияй сторона кожуха имеет съемную крышку; передняя - кронштейн для крепления топливного бака.

Рис. 7. Полуоси с муфтой блокировки колес мотоблока "Малыш":

1 - направляющие втулки, 2 - возвратная пружина, 3 - ползуи, 4 - вилка, 5 -трос, в - полуось, 7 - неподвижная полумуфта, 8 - подвижная иолумуфта.

В передней части рамы изнутри привариваются уголки - кронштейн под дригатель с вентилятором принудительного охлаждения.

Ось (или полуоси) изготавливается из качественной стали, ее размеры могут уточняться в зависимости от имеющихся подшипников и размеров ступиц колес. С внутренней стороны на полуоси насаживаются две полумуфты. Правая из них свободно перемещается на квадрате и с помощью рычага, установленного иа штаиге управления, вводится в зацепление с левой полумуфтой, обеспечивая жесткое соединение полуосей - блокировку колес.

Рис. 8. Конечная передача мотоблока:

1 - кожух трансмисии; 2 - кожух конечной передачи; 3 - корпус подшипника, 4 - ведущий вал со звездочкой Zb, 5 - подшипник М 180205, 6 - швеллер JI6,7 - корпус подшипника, 8 - подшипник М 180207, 0 - ступнца колеса, 10 - шпонка, 11 - полуось, 12 - болт, фиксирующий ступицу, 13 - крышка подшипника, 14 - звездочка /t, 15 - уголок 25X 25 мм, 16 - дифференциал, 17 - распорная втулка.

Устройство органов управления понятно из рисунков. Штанги ручек соединены с траверсой зажимным шарниром, что позволяет регулировать высоту расположения ручек, подгоняя ее под рост оператора. Кроме того, сама траверса может поворачиваться на 180° или на необходимый промежуточный угол, что создает дополнительные удобства при управлении мотоблоком во время работы.

Конструкция разработана и испытана в деле студентами Харьковского института механизации и электрификации сельского хозяйства.


В агротехнической науке культивация – это рыхление и выравнивание поверхностного слоя почвы без его переворачивания. И если на больших полях эту процедуру проводят тракторы с прицепленными к ним специальными устройствами – культиваторами, то на дачных и приусадебных участках эту процедуру еще сравнительно недавно – три десятка лет назад – приходилось выполнять преимущественно вручную.

Мини культиваторы – новое значение старого слова

Ситуация начала меняться в начале 90-х годов прошлого века, когда на огородах и дачах начали появляться первые мотоблоки и мотокультваторы. Тогда их еще было мало, и качество их оставляло желать лучшего. Зато сегодня ни один уважающий себя хозяин уже не мыслит своей работы на земле без механического моторизованного помощника.

Очередным шагом в облегчении тяжелой работы на земле стало появление мини мотокультиваторов. Получили свое название они из-за маленьких размеров и небольшого веса. В принятой на сегодня классификации мотокультиваторов все мини культиваторы относятся к классу сверхлегких моделей. Такие механизированные помощники – маленькие, юркие — способные не только рыхлить землю на огороде, ни и выполнять эту работу в захаращенном ветками пространстве сада или в небольшом замкнутом пространстве теплицы.

Устройство и правила выбора миникультиватора

Рабочая функция у маленького культиватора только одна – разрыхлить на определенную глубину почву. Но, в отличие от мотоблока и тяжелого мотокультиватора, этот «малыш» лишен ходовой части. Другими словами, маленький мотокультиватор не имеет колес, а двигается по грунту благодаря поступательному вращению своего рабочего органа – фрезы.

Минимотокультиваторы бывают двух видов:

  • Электрические;
  • Бензиновые.

Вне зависимости от вида, весят такие механизмы не больше 15 кг. Рабочий захват за один проход – от 20 до 30 см. Максимальная глубина рыхления почвы – 8 см. Мощность мотора у бензиновых моделей 1,5-2,5 л.с., у электрических аналогов – до 2000 вт.

Выбирая миникультиватор, нужно учитывать ряд факторов. В первую очередь это площадь земельного участка. Малыши – они потому и малыши, что предназначены для работы на маленьких участках в 3-5 соток. Для работы на больших площадях нужно приобретать более мощные и тяжелые механизмы.

Второй важный момент, который может склонить чашу весов в сторону того или другого варианта – расположение земельного участка. Если участок, на котором предстоит работать механизму, находится вблизи источника электрической энергии, то лучше выбрать электрическую модель. Но ее возможности сильно ограничены длиной электрического кабеля или зарядом батарей. Поэтому, если земельный участок находится на значительном расстоянии от жилья или других построек, в которые подведено электричество, то лучше остановить свой выбор на бензиновом миникультиваторе, как более мобильном и независимом от внешних источников.

Популярные марки

Сегодня на отечественном рынке минитехники предоставлено немало известных торговых брендов. Наиболее популярными марками миникультиваторов, которые приобретают для дачи или небольшого огорода, являются:

  • Производства французских торговых марок Пуберт и Кайман;
  • Итальянского призводства – Бенасси, Бертолини;
  • Немецкие торговые марки – МТД, Вулф, Гарден;
  • Датские Техасы;
  • Американские – Крафтсман, Партнер, Чемпион, Партон;
  • Японская Хонда;
  • Южнокорейский Хюндай;
  • Российского производства – Крот, Фаворит, Лидер, Мастер, Нева.

Беглого взгляда на этот перечень достаточно, чтобы убедится – выбрать есть из чего. А вооружившись таким маленьким помощником, вы избавите себя от тяжелого монотонного труда, сохранив свои силы и здоровье для более важных и приятных дел.

Из семейства микротракторов, разработанных студентами Харьковского института механизации и электрификации сельского хозяйства, самый простой и доступный для самостоятельного изготовления – мотоблок «Малыш» (ХИМЭСХ-2): в нём максимально использованы узлы и детали техники, выпускаемой промышленностью. Это малогабаритная двухколёсная машина, управляемая идущим за нею оператором. Большой набор сменных прицепных и навесных орудий делает мотоблок универсальным, позволяет использовать его для вспашки, боронования, культивации, окучивания и других операций по обработке почвы, уходу за растениями, а в сцепке с одноосной тележкой – и как транспортное средство для перевозки различных хозяйственных грузов. В последнем случае оператор становится водителем и размещается на подрессоренном сиденье спереди тележки. Благодаря перечисленным свойствам мотоблок может быть применён не только в личном хозяйстве, но и может служить для механизации трудоёмких процессов в растениеводстве, особенно в овощеводстве и на опытных участках селекционных станций, а также в животноводстве и тепличном хозяйстве.

Основными узлами конструкции «Малыша» являются двигатель ВП-150М, трансмиссия, система отбора мощности, ходовая часть, система управления и прицепное устройство, скомпонованные на прямоугольной раме из швеллера.

Из моторов, выпускаемых промышленностью для техники, находящейся в личном пользовании, наиболее подходящим для мотоблока оказался двигатель ВП-150М от мотороллера «Электрон» мощностью 7,5 л.с. (5,5 кВт). Он одноцилиндровый, двухтактный, карбюраторный; имеет компактную встроенную коробку передач и муфту сцепления; у него электронное зажигание. Не менее важно и то, что мотор оснащён центробежным вентилятором, в то время как при использовании других двигателей самодеятельным конструкторам приходится кустарно решать вопросы принудительного охлаждения.

На случай применения других моторов приведём для сравнения основные данные по двигателю ВП-150М. Передача крутящего момента к коробке передач осуществляется косозубой парой шестерён с передаточным числом 3,045. Сама коробка передач – трёхступенчатая, с шестернями постоянного зацепления. Передаточные числа по ступеням: у первой передачи – 4,883, у второй – 2,888, у третьей – 1,800. Так как двигатель и коробка передач выполнены в одном моноблоке, описание их не приводится. Нет и особых требований к эксплуатации и техническому обслуживанию двигателя в комплекте с муфтой сцепления и коробкой передач: они регламентируются рекомендациями завода-изготовителя.

1 – рама; 2 – глушитель; 3 – двигатель; 4 – топливный бак; 5 – фиксатор траверсы; 6 – траверса; 7 – фиксатор трапеции управления; 8 – инструментальная сумка; 9 – поперечная штанга трапеции; 10 – рычаг сцепления; 11 – рычаг блокировки колёс; 12 – рычаг газа; 13 – рычаг переключения передач; 14 – рычаг реверса дифференциала; 15 – кожух трансмиссии; 16 – вал отбора мощности; 17 – заводной шкив; 18 – вал конечной передачи; 19 – навесное орудие (культиватор)

1 – выходной вал двигателя; 2 – промежуточный вал; 3 – дифференциал; 4 – полуось колеса

1 – двигатель; 2 – промежуточный вал; 3 – двухручьевой шкив отбора мощности; 4 – дифференциал; 5 – конечная передача; 6 – колесо; 7 – механизм блокировки колёс

1 – лонжероны; 2 – кронштейны полуосей; 3 – корпус подшипника полуоси; 4 – кожух трансмиссии (на виде сверху его правая половина не показана); 5 – кронштейны крепления шейки выходного вала двигателя; 6 – передняя опора двигателя; 7 – кронштейны крепления шейки кикстартёра

Трансмиссия мотоблока – механическая, шестерёнчато-цепная. Она состоит из серийного дифференциала с реверсом (от грузового мотороллера «Муравей»), промежуточного вала, двух конечных передач и механизма блокировки колёс. Промежуточный вал одновременно служит для отбора мощности для навесных орудий.

Крутящий момент передаётся от двигателя на промежуточный вал цепью с шагом 12,75 мм; с него на дифференциал – цепью с шагом 15,875 мм и далее снова цепями конечных передач с шагом 15,875 мм – на ведущие колёса. Звёздочка Z1 от двигателя, Z4 входит в комплект дифференциала, а Z2 и Z3 заимствованы от мотоцикла «Восход».

Промежуточный вал изготовлен из стали 40 и установлен в двух шарикоподшипниках № 180205. Фланцевые корпуса для них можно использовать от списанных сельхозмашин; крепление – к боковым щекам кожуха трансмиссии. Диаметры посадочных мест вала выбраны по размерам ступиц звёздочек, а длина – в зависимости от ширины кожуха трансмиссии плюс некоторый запас с тем, чтобы на него с правой стороны можно было установить двухручьевой приводной шкив диаметром 100 – 120 мм.

Рама мотоблока сваривается из имеющихся под рукой подходящих профилей; в «Малыше» для её продольных лонжеронов использован швеллер № 6, а для поперечных – № 8. Снизу к горизонтальным лонжеронам рамы и к кронштейнам болтами крепятся корпуса подшипников полуосей. Здесь ставятся подшипники № 180207 – по два на полуось; корпуса к ним также лучше подобрать от списанных сельхозмашин. Установка их на кронштейны должна быть выполнена особенно тщательно: следует как можно точнее выдержать соосность колёс и перпендикулярность полуосей относительно продольной оси рамы. Для разметки отверстий под крепление корпусов с подшипниками насаживаем их на целиковую ось-оправку, которую впоследствии следует распилить на две полуоси. Показатель правильности установки корпусов – свободное вращение оправки в подшипниках полуосей.

1 – вал; 2 – место посадки шкива; 3 – стопорное кольцо; 4 – корпус подшипника; 5 – подшипник № 180205; 6 – распорная втулка; 7 – звёздочка Z3; 8 – фланец; 9 – звёздочка Z2; 10 – кожух

1 – направляющие втулки; 2 – возвратная пружина; 3 – ползун; 4 – вилка; 5 – трос; 6 – полуоси; 7 – неподвижная полумуфта; 8 – подвижная полумуфта

Затем к раме в её задней части привариваются уголки 25×25 мм, к которым привинчивается кожух трансмиссии, изготовленный из стального листа толщиной 5-6 мм.

Он служит основанием для установки промежуточного вала, дифференциала и механизма управления. Задняя сторона кожуха имеет съёмную крышку; передняя -кронштейн для крепления топливного бака.

В передней части рамы изнутри привариваются уголки – кронштейн под двигатель с вентилятором принудительного охлаждения.

1 – кожух трансмиссии; 2 – кожух конечной передачи; 3 – корпус подшипника; 4 – ведущий вал со звёздочкой 25; 5 – подшипник № 180205; 6 – швеллер № 6; 7 – корпус подшипника; 8 – подшипник № 180207; 9 – ступица колеса; 10 – шпонка; 11 – полуось; 12 – болт, фиксирующий ступицу; 13 – крышка подшипника; 14 – звёздочка 7.6; 15 – уголок 25×25 мм; 16 – дифференциал; 17 – распорная втулка

Ось (или полуоси) изготавливается из качественной стали, её размеры могут уточняться в зависимости от имеющихся подшипников и размеров ступиц колёс. С внутренней стороны на полуоси насаживаются две полумуфты. Правая из них свободно перемещается на квадрате и с помощью рычага, установленного на штанге управления, вводится в зацепление с левой полумуфтой, обеспечивая жёсткое соединение полуосей -блокировку колёс.