Современные проблемы науки и образования. Филологическое образование в школе: современное состояние, проблемы и перспективы развития Сборник проблемы современного филологического образования выпуск хiii

Филологическое образование в школе:
современное состояние, проблемы и перспективы развития

Филология лежит в основе не только науки,
но и всей человеческой культуры
Д.С. Лихачев

Образовательная (предметная) область «Филология» («Языки и литература») занимает в настоящее время одно из ведущих мест в Государственном образовательном стандарте основного и среднего (полного) образования. Она представляет собой обязательную лингвистическую часть Базисного учебного плана (БУП) и включает русский язык, литературу и иностранный язык.

Современное состояние лингвистического образования в школе характеризуется следующими положительными факторами:

1) расширился объем предмета «Русский язык» и, соответственно, увеличился объем содержания изучаемого материала в связи со сближением школьного и научного (вузовского) курсов, а также за счет обособления в составе курса самостоятельных лингвистических дисциплин – культуры речи, стилистики, риторики, часть материала которых традиционно составляла часть основного курса «Русский язык»;

2) увеличилось время (количество часов и лет) на изучение предмета «Русский язык» и других лингвистических дисциплин, что связано с указанными содержательными изменениями курса. Действующий базисный учебный план 2004 г. позволяет выстраивать две параллельные образовательные линии:

основное (обязательное) лингвистическое образование, реализуемое в образовательной области «Филология»,

и дополнительное углубленное (при необходимости непрерывное) лингвистическое образование, осуществляемое за счет обязательных элективных и факультативных курсов на разных образовательных ступенях (II и III), в соответствии с профилем учебного заведения (или класса) и индивидуальными интересами учащихся;

3) возросла роль интегративности, особенно в филологическом профильном образовании старшеклассников. Яркими примерами такой интеграции являются, например, лингволитературоведческие курсы «Русская словесность», «Художественный анализ текста», элективный курс «Деловой русский»;

4) расширился педагогический инструментарий учителя-словесника. Появилась возможность электронного сопровождения филологического образования (информационно-коммуникативные технологии, электронные учебники, представленные сайтом Министерства образования и науки РФ). Достаточно назвать такие современные образовательные технологии, как «Развитие критического мышления через чтение и письмо», «Дебаты».

Использование образовательных технологий имеет ряд преимуществ:

У ученика появляется возможность управлять процессом решения учебных задач, варьировать их по степени трудности, постепенно формируя навыки и скорость выполнения заданий. Компьютер отмечает правильное решение, при неправильном советует подумать еще, предлагает варианты, подсказывает ответ – таким образом снимается стресс при получении неудовлетворительного результата работы.

Компьютер обеспечивает гибкость управления учебным процессом, создает возможности для дифференциации и индивидуализации обучения. Под руководством учителя осуществляется выбор темпа работы, темы, упражнения, последовательности и скорости выполнения заданий – все зависит от профессионализма, заинтересованности учителя в успешной деятельности ученика. Применение информационно-компьютерных технологий неизбежно связано с отказом от приоритета традиционной классно-урочной системы, сменой роли учителя-диктатора на роль учителя-координатора.

Однако проблем у учителя-филолога, без преувеличения, огромное количество.

С введением независимой экспертизы качества знаний (это и международные исследования PISA, и государственная итоговая аттестация в формате ЕГЭ) стало очевидно, что ученику необходимо практическое владение русским языком в его различных функциональных разновидностях: устной и письменной речью, разговорной и литературной, деловой и эпистолярной. Необходимо умение грамотно, самостоятельно и творчески выражать свои мысли, адекватно воспринимать и понимать речь разных жанров и стилей и т.д.

На практике ни учителя, ни ученики и не стремятся к реализации таких основ речи, так как содержание выпускных и вступительных экзаменов никак не содействует переходу школьного курса русского языка на новые рельсы. И результат очевиден, достаточно вспомнить качество выполнения заданий части С на выпускном экзамене или творческую часть выпускного изложения. Как достичь цели того «недосягаемого» Федерального государственного образовательного стандарта с недостаточным количеством часов, отводимых на развитие речи и языковых компетенций, особенно в школе III ступени? Ведь на изучение русского языка отведен 1 час в неделю, тогда как для формирования той же самой коммуникативной компетенции по иностранному языку отведено 3 часа.

Совершенно очевидна пропасть между декларируемым содержанием курса и контролем, итоговой аттестацией.

В методическом письме «О преподавании учебного предмета “Русский (родной) язык” в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» провозглашены очень высокие цели. Они декларируются довольно часто и громко, но на практике воспитать грамотного, именно грамотного, а не безошибочно пишущего ученика можно только в рамках хорошо продуманной языковой системы образования. В нее не только должны быть включены материалы обучающих программ, но должны учитываться особенности языка социума, образцов общения. В современных условиях учителю особенно трудно противостоять примитивным речевым образцам СМИ. Да и в самой системе изучения русского языка в школе и риторика, и уроки развития речи занимают подчиненное место. Школьные учителя наверняка подтвердят, что уроки развития речи, даже если их много, носят как бы необязательный характер, потому что экзамены и другие формы контроля по ним не проводятся.

Качество филологического образования обусловлено не только особенностями программы курса, но и определенными просчетами в преподавании.

Учитель не создает среду обучения, стимулирующую развитие сознательно-коммуникативных навыков учащихся, уделяет недостаточное внимание работе над речевой культурой учащихся, изучению русской литературы как особого рода словесного искусства.

Независимая экспертиза сформированности компетентности чтения (навыков понимания различных текстов) как основного способа обучения не только продумана на международном уровне, но успешно апробирована, действует, заставляя кардинально изменить подходы в образовательных системах. В нашей же стране результаты тестирования PISA начиная с 2000 года показали неспособность школьников адекватно понимать и использовать в речевом творчестве разные типы текстов. «При тестировании от учащихся требуется: понимать ключевые понятия, владеть алгоритмами выполнения заданий и уметь применять свои знания и навыки в различных ситуациях. Оценка ориентирована на будущее, поскольку проверяется не столько овладение школьной программой, сколько способность подростков использовать свои знания и навыки в реальной жизни. Этот новый взгляд на учебную деятельность бросает вызов некоторым традиционным представлениям о функциях школы в целом и учителя, в частности». Чтение включает в себя понимание текста и размышление над ним. Грамотность предполагает способность человека использовать письменную информацию для собственных целей и в широком диапазоне ситуаций, требующих ее эффективного применения. Полученные результаты показали, что эффективность учебного процесса может быть увеличена как посредством учебных ситуаций, связанных с соревнованием, так и посредством ситуаций, связанных с сотрудничеством. Поэтому на нынешнем этапе в задачу школы, где учеба, естественно, организуется в группах, входит задача привить учащимся навыки овладения материалом в коллективе, выработать у них положительное отношение к сотрудничеству как форме обучения.

Методы преподавания русского языка и литературы, используемые в настоящее время в школе, не в полной мере ориентированы на речевое развитие учащихся, развитие их творческих способностей, на самостоятельную деятельность школьников по приобретению и использованию знаний, на сотворчество ученика и учителя. Осваиваемые учителями современные образовательные технологии, основанные на коммуникативной компетенции, требуют времени и для усвоения, и для внедрения, вживания в стиль преподавания. Они помогают преподавателю качественно и осмысленно отбирать обучающий материал, а также принципиально меняют стиль взаимоотношений учителя и ученика, учат преподавателя видеть в ребенке самостоятельную личность, имеющую «право на ошибку».

В школе сегодня отсутствует в достаточном объеме современная учебная, художественная и особенно справочная литература по русскому языку и литературе. Мало используются качественные современные компьютерные программы.

В связи с этим перспектива школы видится в проектировании и создании в образовательной системе единой развивающей речевой среды отнюдь не только в рамках гуманитарных предметов.

У. А. ОМЕЛЬЧЕНКО,
учитель русского языка и литературы,
школа № 11,
г. Ноябрьск, ЯНАО

Статья опубликована при поддержке интернет проекта «Навигатор образования». Посетив сайт интернет проекта «Навигатор образования», Вы найдете большое количество полезных материалов, посвященных всем видам и этапам образовательного процесса. К Вашему вниманию представлены актуальные новости, информационные и аналитические статьи, рассказывающие про общее образование , обучение за границей, этапы подготовки ребенка к учёбе в школе и многое другое. А так же на страницах сайта «Навигатор образования» содержится подробный список образовательных учреждений Москвы и других городов России. Посетить сайт интернет проекта «Навигатор образования» можно по адресу http://FullEdu.Ru

Составитель: Смирнова Е.В., методист русского языка и литературы
Дата: 28.11.11

Современная система преподавания дисциплин филологического цикла в российской школе характеризуется многовариантностью и разнообразием. Появились школы и классы с углубленным изучением языков и литератур, гимназии и лицеи гуманитарной направленности. Это потребовало разработки новых подходов к определению содержания образования по предметам филологического цикла.

Обновление содержания образования создает определенные предпосылки для успешного достижения воспитательных целей филологического образования: формирования духовно-нравственных представлений школьников, их мировоззрения, гражданского и этнического сознания, развития творческих способностей.

Вместе с тем, десятилетний опыт реформирования российской системы образования позволяет констатировать, что современная школа пока еще не готова противостоять таким негативным тенденциям, как снижение общего образовательного и культурного уровня выпускников общеобразовательных школ, уровня их речевой культуры, падение интереса к учебе вообще и к изучению предметов филологического цикла, в частности.

Такое положение в сфере образования обусловлено не только социально-политическими причинами, но и определенными просчетами в преподавании дисциплин филологического цикла.

1. Обучение языкам и изучение литературы в современной школе происходит по сложившейся традиции автономно, что выражается в нескоординированности целей обучения, в отсутствии межпредметных связей, преемственности в содержании и структуре курсов.

2. Недооценивается сознательно-коммуникативный подход к обучению, роль русского языка как средства общения в различных сферах человеческой деятельности, недостаточное внимание уделяется развитию речевой культуры учащихся, изучению русской литературы как особого рода словесного искусства.

3. Используемые в настоящее время методы преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных учреждениях еще не в полной мере ориентированы на речевое развитие учащихся, развитие их творческих способностей, на самостоятельную деятельность школьников по приобретению и использованию знаний, на сотворчество учащихся и учителя.

4. Во многих общеобразовательных учреждениях сегодня отсутствует современная учебная, художественная и справочная литература по русскому языку и литературе. В недостаточном количестве издается методическая литература для учителя. Мало используются в школе современные компьютерные программы.

В связи с этим одним из приоритетных направлений в работе любого образовательного учреждения является проектирование и создание в образовательных учреждениях разных типов единой развивающей речевой среды.

Однако учебный процесс в школе продолжает сохранять неразрешенными противоречия между фронтальными формами организации обучения, единообразием учебного содержания, преобладанием объяснительно-иллюстративного метода преподавания, с одной стороны, и индивидуальными способами присвоения знаний, индивидуальным темпом учебно-познавательной деятельности каждого ученика, необходимостью обеспечения деятельностного характера учения – с другой. В связи с этим в помощь учителю-словеснику приводим технологические карты, которые призваны помочь учителю применять современные технологии обучения, позволяющие разрешить названные противоречия.

Что такое технология обучения? Согласно определению ЮНЕСКО (1986 г.), это системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования. Технологии обучения характеризуются рациональной организацией учебной деятельности, возможностью получить желаемый результат с наименьшими затратами, методологическим уровнем рассмотрения педагогических проблем, внедрением системного мышления, позволяющего сделать учебный процесс управляемым, упорядоченностью действий, гарантирующих достижение педагогических целей.

Личностно-ориентированные технологии обеспечивают развитие и саморазвитие личности ученика на основе выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Они базируются на признании за каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения. Ниже предлагаются технологические карты применения учителем некоторых эффективных технологий обучения:

Появление новых (альтернативных) программ и учебников по литературе, вариативность при изучении того или иного произведения требуют нового подхода к созданию и использованию средств обучения. Безусловно, главное, центральное место на уроках литературы занимает работа с текстом художественного произведения. Вместе с тем и традиционные средства обучения, и средства новых информационных технологий оказываются весьма эффективными при изучении данного предмета.

Видеофильмы по литературе прочно вошли в практику преподавания учителей-словесников. Принципиально новым средством обучения является видеофильм на мультимедийной основе, предназначенный для воспроизведения на персональном компьютере .

Сборник научных трудов. / под ред. Л. И. Черемисиновой (отв. ред); ред.: И. А. Тарасова, Н. К. Иванкина. — Саратов: ИЦ «Наука», 2013. — 167 с.Пятый выпуск сборника научных трудов «Проблемы филологического образования» подготовлен кафедрой начального языкового и литературного образования Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского и по-священ 35-летию факультета психолого-педагогического и специального образования.
Основу сборника составили материалы двух конференций: заочной Всероссийской научной конференции «Проблемы филологического образования» (24 мая 2013 г.) и Городской научно-методической конференции для учителей начальных классов г. Саратова «Филологическое образование младших школьников в условиях реализации ФГОС» (29 марта 2013 г.).
Адресован преподавателям педагогических вузов и колледжей, аспирантам, магистрантам, студентам, учителям начальных классов и русской словесности.Оглавление.
Вопросы литературного образования.
Воюшина М. П. Новому стандарту — новые учебники.
Гусакова О. Я. Стимулы личностной мотивации чтения младших школьников.
Макарова Л. Н. Чтение в системе ценностей младших школьников.
Минаева Г. А. Реализация метапредметных компетенций на уроках филологического цикла в начальной школе.
Лухтанова К. А. Рабочая тетрадь по литературному чтению в структуре УМК.
тарасова И. А., Силакова К. Г. Культуроведческий подход к анализу литературного произведения в начальной школе.
Фирсова Т. Г. , Шумкова Ю. В. К вопросу о литературном творчестве младших школьников (на материале УМК «Перспективная начальная школа, 2 класс).
Фирсова Т. Г. Диалог как основная категория урока литературного чтения.
Черемисинова Л. И., Прыгина К. С. Духовно-нравственное воспитание на уроках литературного чтения: к вопросу о содержании и интерпретации понятия.
Вопросы языкового образования.
Бронникова Ю. О. Формирование оценочной компетенции младших школьников.
Иванкина Н. К. Текстовая деятельность младших школьников в различных УМК.
Козинец С. Б. Новые принципы изучения морфемики и словообразования в школе.
Мережко Е. Г. Изучение истории русского языка в начальной школе.
Плотникова С. В. Проблемы формирования информационной компетентности.
младших школьников на уроках русского языка.
Суворова Е. П. Формирование интеллектуально-речевой культуры школьников — условие становления ученика как субъекта познания.
Актуальные проблемы современной филологии.
Маслова Ж. Н., Минахин Д. В. Проблема актуализации филологических исследований в области художественного текста.
Мокина Н. В. Звуковые и музыкальные мотивы и их функции в романе А. Белого «Серебряный голубь».
Сдобнова А. П. О методах исследования лексикона ребенка.
Шумарина М. Р. «Советский язык» как объект художественного исследования в русской литературе XX века (к 95-летию со дня рождения А. И. Солженицына).
Из методического опыта.
Галушкина С. Н. УМК «Система Л. В. Занкова» как средство развития и сохранения мотивации к обучению.
Колодезева А. И. Возможности электронных образовательных ресурсов, способствующих филологическому развитию младших школьников.
Недовесова А. В. Формирование коммуникативных умений младших школьников средствами письменной речи.
Симонова Т. С. , Иманова Л. В. Памятка «Работа над ошибками» как средство формирования орфографической грамотности младших школьников.
Срибная В. Г. Из опыта работы по УМК «Начальная школа XXI века».

Филологическое образовательное пространство в современной школе
(«круглый стол» - обсуждение проекта концепции школьного филологического образования).
Многие учителя-словесники озабочены тем, что в стране отсутствует единое образовательное пространство, федеральные образовательные стандарты нового поколения являются всего лишь декларацией, в них отсутствует конкретика, необходимая учителю. Однако решить проблемы, связанные с преподаванием русского языка и литературы, возможно.
Необходимо строить процесс обучения с учётом индивидуальных способов усвоения званий, индивидуальных темпов учебно–познавательной деятельности каждого ученика. Нельзя сокращать количество часов, отведённых на изучение литературы в школе. Необходимо пересмотреть перечень литературы, особенно современной, необходимо, чтобы произведения отвечали требованиям мировоззрения нового дня. Тему отказа россиян от чтения президент России В.В.Путин поднимал еще в 2009 году на встрече с российскими писателями. Тогда он заявил, что россияне стали меньше читать не столько из-за новых информационных технологий, сколько из-за нехватки интересных для них книг.
Необходимо поднимать престиж Учителя, находящийся в данное время на недопустимо низком уровне. Принимать эффективные меры по повышению статуса учителя в обществе, финансово поддерживать. Необходимо преодолеть сопротивление пассивных педагогов, которые не дают развиваться творческому началу и учителя, и ученика.
Необходимо восстановить разрушенную систему подготовки профессиональных педагогических кадров. Средний возраст педагогов 55 лет, исчезают педвузы, закрываются филологические факультеты. Учить же русскому языку и литературе без фундаментальной филологической подготовки нельзя. Необходимо поддержка филологических факультетов и молодых учителей.
Система образования постоянно модернизируется, что ведёт к отсутствию стабильности. В настоящее время учитель оказался без чёткого единого ориентира. Изменения в организации учебной деятельности, идущие сверху, не всегда четко спланированы, информация учителю поступает с опозданием, что заставляет его быть в состоянии постоянного стресса и вносит нервозность в учебный процесс, вызывает негативное отношение к школе и к учителю со стороны ученика и его родителей.
Я и мои коллеги убеждены: при всех нововведениях школа не должна потерять свою самоценность и не должна бежать за изменяющимся временем. Ведь она тоже оказывает на него свое влияние. Здесь важна традиция: чтобы школа могла выполнять свое предназначение, она должна быть проникнута пафосом вечных и нерушимых ценностей. Один из величайших филологов XIX-XX века Ульрих фон Виламовиц-Меллендорфф закончил свою речь «Филология и школьная реформа», посвященную варварским попыткам немецких реформаторов ограничить преподавание древних языков в гимназиях, такими словами: « Если мы сохраним верность своему идеалу, мы сможем спокойно смотреть в глаза наступающему двадцатому столетию. Что бы оно ни принесло народам, солнце Гомера будет светить пространному миру, давая свет и жизнь человеческим душам,- прекрасное, как в первый день».
Печально, но почему-то вся ответственность за нравственное и духовное формирование личности, возложена именно на школу, и учитель остаётся практически один на один с этими проблемами. Необходимо активизировать усилия теретиков и практиков (педагогов, социологов, психологов) с целью изучить социально-психологические особенности современного школьника. Результаты помогут определиться в содержании и формах обучения, их оптимизации.
Существенным способом поддержки гуманитариев могла бы стать Государственная программа развития гуманитарного образования и культуры, рассчитанная на долгосрочную перспективу и фиксирующая основные приоритеты власти и общества в данной сфере.

Добрый день! Уважаемый президиум, уважаемые учителя, гости!

В настоящее время в обществе сложилось мнение, что русский язык находится чуть ли не в смертельной опасности. Лексический запас современного человека сводится к небольшому набору слов. В набат бьют филологи, общественные деятели, политики. В Госдуму вносятся законопроекты о сохранении чистоты языка…Эта тема отмечена и в главном докладе нашей конференции. Что же в реальности грозит русскому языку? Что может испортить наш великий и могучий? Язык не может быть чистым или грязным, его состояние зафиксировано в многочисленных словарях и грамматиках, в которых мы не найдём ни ненужных иностранных слов, ни жаргонизмов, ни ненормативной лексики(мата).Нам надо говорить о чистоте речи,о том, как мы реализуем язык в процессе коммуникации. Именно этому нас учит филология.

Д.С. Лихачев очень точно определил значимость филологии: «Чем шире круг эпох, круг национальных культур, которые входят ныне в сферу образованности, тем нужнее филология. Она сближает человечество и разные человеческие культуры не путем стирания различий в культурах, а путем осознания этих различий." Сегодня мы не только говорим о потребности в филологии и гуманитарных науках, но также и об их роли в процессе интеграции науки и культуры в образовательную сферу.

Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущему лозунгу прошлых лет: «Образование для жизни », пришёл новый: «Образование на протяжении всей жизни ».

Какую же роль в этих условиях может играть филологическое образование?

Во всех сферах общественной жизни растет значение и роль людей, наделенных не только элементарной грамотностью, но обладающих высоким уровнем общей языковой культуры. Недаром есть хрестоматийное утверждение : кто владеет словом, тот обладает властью . Чрезвычайно велика роль языка в современных процессах культурного развития того или иного народа. Со словом связаны многие явления национальной культуры, освоения культурного наследия и межнациональных связей. Очевидно, что развитие информационно-компьютерной цивилизации требует изучения языков межнационального и международного общения

Таким образом, знания в области филологии были и остаются базовыми для формирования современного культурного человека .

Тогда как можно обозначить рубежи филологии: до каких пор ей суждено существовать и развиваться?

Филология будет жить до тех пор, пока будет стыдно неграмотно писать, не знать историю своей страны, не уметь красиво и логично высказываться. Пока общество будет поддерживать некий культурный уровень своих граждан и будет заинтересовано в развитии у них не только естественнонаучных, но и гуманитарных творческих потребностей .

В то же время современная цивилизация четко обозначает другую зависимость: без развития культуры, без воспитания разносторонней личности, готовой к различным формам гуманитарной деятельности, нет перспектив роста и развития социально-экономического потенциала общества. Если мы сейчас не обеспечим условий для развития культурных задатков нового поколения - закроем себе дорогу в будущее, ведь духовная культура может преобразить жизнь на Земле, победить невежество, пошлость, войны: «Там, где культура, там и мир…»

Современное состояние филологического образования в школе характеризуется несколькими положительными факторами:

Возросла роль интегративности, яркими примерами которой являются, лингволитературоведческие курсы «Русская словесность», «Художественный анализ текста», элективный курс «Деловой русский»;

Расширился педагогический инструментарий учителя-словесника. Появилась возможность электронного сопровождения филологического образования (ИКТ, электронные учебники, представленные сайтом Министерства образования и науки РФ)

Уроки русского языка и литературы ориентированы на развитие творческих способностей учащихся и их самостоятельную деятельность, на сотворчество учителя и ученика, на развитие у детей бережного отношения к родному языку и краю, на желание узнать новое и интересное. Постановка учебных задач помогает уйти от шаблона, развить у учащихся осмысленность, а осмысленность приводит к глубине и прочности знаний.

Важным является и то, что в процессе поиска решения задач учащиеся пользуются разными источниками: одни могут обратиться к книгам, другие – к электронным носителям информации, третьи – использовать поисковые ресурсы Интернета, что учит их взаимодействовать с информационным пространством. Применение интерактивных, аудиовизуальных средств обучения направлено на повышение положительной мотивации обучающихся к изучению русского языка, активизацию познавательной деятельности, развитию мышления, формированию активной позиции личности в современном информатизированном обществе.

Задачи исследовательского характера включаются в систему уроков на разных этапах: в ходе практической работы или закрепления материала; в качестве проверочных и домашних заданий, зачётов. Задание может остаться в рамках одного урока, темы, а может послужить началом или основой будущих исследовательских работ, проектов. В нашей школе есть такие работы и проекты. Так наблюдение за речью односельчан выросло в исследовательский проект. В течение нескольких лет мы составляли словарь просторечий, диалектов, разговорной лексики жителей села, записывали и анализировали речь людей разного возраста. И результат у нас отличный: в 2012году я выступила на Международной научно-практической педагогической конференции: «Этнокультурное образование: опыт и перспективы», а уже в 2013году наш проект «Россыпь диалектов в разговорной речи села Сиалеевская Пятина», на Всероссийской научно-практической конференции учащихся «Живая культура: традиции и современность» получил Диплом I степени.

Широкие возможности для такого рода деятельности дают уроки литературы, на которых не уйти от интеграции с историей, изобразительным искусством, музыкой, архитектурой, психологией, обществознанием.

При этом методической основой интегрированного подхода к обучению является обязательное установление метапредметных связей.

Приобретенные метапредметные умения необходимы учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ОГЭ и ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Результаты аттестации в прошедшем учебном году в форме ОГЭ И ЕГЭ обнадёживающие. Средний балл ОГЭ-27,6; ЕГЭ-52

Наши ученики постоянные участники школьных, районных, республиканских и всероссийских олимпиад, конкурсов.Только в этом учебном году у нас по два победителя в конкурсах творческих работ «Мы против наркотиков»- «Сделай выбор» , « Моя семья и Великая Отечественная война»; два победителя и призёр в конкурсе литературных работ «Искусство слова»; призёр в конкурсе чтецов «Живая классика», призёр в республиканском конкурсе «Государственные символики». Мы победители и призёры муниципальных предметных олимпиад по русскому языку и литературе… то есть практическая направленность обучения налицо

Однако проблем у учителя-филолога, без преувеличения, огромное количество.

Приходится констатировать, что языковая культура современного общества нуждается в серьезной коррекции.
Почти 20% российских школьников могли получить «двойки» за ЕГЭ по русскому языку, если бы минимальный балл по этому экзамену не был снижен (с 36 до 24 баллов).

Как достичь цели того «недосягаемого» Федерального государственного образовательного стандарта с недостаточным количеством часов, отводимых на развитие речи и языковых компетенций, особенно в школе III ступени? Ведь на изучение русского языка отведен 1 час в неделю, тогда как для формирования той же самой коммуникативной компетенции по иностранному языку отведено 3 часа.

Исправить ситуацию должна будет специально разработанная Федеральная программа. В ней заложен возврат в 11 классы выпускного школьного сочинения, изучение русского языка с детского сада и переподготовка педагогов в специалистов, преподающих русский как иностранный.

Всего несколько месяцев осталось до выпускного сочинения. Ученики 11 классов напишут его уже в конце этого года. Ученикам предложат пять направлений, на основе которых будут разработаны темы. При этом часть тем не будет привязана к конкретным произведениям или авторам. Не будет и жестких рамок по объему. Министр образования и науки Д. Ливанов предлагает дать ученикам только примерное ориентировочное количество слов для получения положительной оценки.

Учителя и ученики узнают темы сочинений непосредственно в день экзамена. Меры по защите информации во время написания сочинений будут такими же, как в работе с ЕГЭ. Работы проверят сами учителя и поставят оценку «Зачет»/«Незачет». В случае неудовлетворительного результата выпускник сможет переписать работу в феврале. Положительная оценка не только даёт ученику право сдавать ЕГЭ, но и может принести при поступлении до 10 дополнительных баллов.

За тем, как дети усваивают школьный материал, теперь будем следить с помощью дополнительных тестов, которые вводятся с нового учебного года. Они пройдут в рамках обязательной диагностики достижений учащихся .
В 4-м классе детям предстоит пройти так называемый метапредметный тест - продемонстрировать мышление, навыки чтения, использования информации из школьной программы, творческий подход и т. п. В 7-м классе ученики пройдут тестирование по русскому языку и математике . Вкупе подобные тесты должны будут заблаговременно выявить проблемы школьников с усваиванием материала и недостатки учителей в преподавании материала.

Перспективы перед нынешним филологическим образованием достаточно открыты . Конечно, далеко не все грядущие перемены будут однозначно восприняты преподавательской общественностью. Но в любом случае нам придется осознать необходимость перестройки филологического образования и предпринять совместные действия для придания ему современного имиджа.

В 2013г.ВладимирВладимирович Путин принял участие в Российском литературном собрании, проходящем в Российском университете дружбы народов.

Главная и общая тревога – говорил президент,- это сегодняшнее падение интереса к книге. О том, что книга перестала играть важную роль в жизни общества, свидетельствует и падение уровня общей культуры. Безусловно, русский язык слишком велик, слава Богу, чтобы его традиции можно было разрушить. Но мы часто сталкиваемся и с безграмотностью, и с примитивизмом.

И ещё один важный аспект. Такой литературной страны, как Россия, в мире, пожалуй, нет, несмотря на проблемы и известное снижение интереса к книге. Но даже если снижение интереса к чтению, к книгам является общемировой тенденцией, мы не вправе с этим мириться. Именно мы, без преувеличения, несём ответственность перед всей цивилизацией за сохранение русской литературы, за её сбережение, её колоссальный гуманистический потенциал.

К чести Отдела Образования …ярким примером такого трепетного бережного отношения к классической литературе в нашем районе являются ежегодные традиционные литературные праздники , посвященные юбилею классиков или историческому событию, конкурсы чтецов прозы и поэзии. Дети готовят мини-спектакли, шьют костюмы, оттачивают произношение каждой фразы, соприкасаются с живой классикой.Литературные праздники- праздники мастерства художественной речи. Сиалеевско-Пятинская школа всегда призёр или победитель таких праздников. В нашей школе проводятся литературные вечера, гостиные, конкурсы иллюстраций художественных книг и литературных героев, конкурсы чтецов и сочинений. У нас замечательный кабинет русского языка и литературы, только жаль, что компьютеров в кабинетах нет- это было бы большим плюсом.

Наша задача – формировать среду, в которой образованность, эрудиция, знание литературной классики и современной литературы станут правилом хорошего тона .

У многих дискомфорт вызывает употребление жаргонизмов, простоязычных слов в публичных выступлениях официальных лиц. Высокопоставленные чиновники употребляют такие выражения как «замучаются пыль глотать» или «он не рубль, чтоб его все любили ». Страшного здесь ничего нет. Главное, не терять «соразмерности и сообразности », как говорил Александр Сергеевич Пушкин. То есть человек должен обладать языковым чутьём и понимать, насколько уместны его слова в той или иной ситуации. Именно этому мы должны учить. Это дело чести каждого учителя- словесника.

Пример такой речи: речь нашего президента -привлекательная, яркая, образная, грамотная, богата примерами. Он использует крылатые выражения, поговорки, афоризмы. Такую речь хочется слушать.

12 июня2014 В.В.Путин подписал указ «О проведении в Российской Федерации Года литературы» в 2015 году. Президент России выразил надежду на то, что Год литературы станет ярким, объединяющим общество проектом

В рамках Года литературы будут сосуществовать и культурные, и исторические, и социальные моменты. Среди наиболее важных мероприятий отмечаются: «Книги в больницы», «Литературная карта России», «Литературная Евразия», «Библионочь 2015», «Лето с книгой»

Российскую духовную культуру всегда отличало стремление ставить высокие цели. Для нас сейчас важнейшей оказалась более близкая цель – сформировать у учеников языковую, лингвистическую, коммуникативную и культурологическую компетенцию. Главное, чтобы наши школьники понимали и адекватно оценивали окружающий мир, умели делать правильный выбор, думали, анализировали, могли сопереживать и сочувствовать другим.

Мы, отечественная гуманитарная интеллигенция, способны послужить этим целям.

Уважаемые Учителя! С Днем знаний! Желаю достижения новых профессиональных вершин, реализации творческих замыслов, крепкого здоровья и мира всем нам!

Спасибо за внимание!