Откуда берется воздушная пробка в системе охлаждения. Как выгнать воздушную пробку из системы охлаждения: расскажем и покажем

Система охлаждения каждого автомобиля достаточно сложное устройство с множеством различных узлов, входящих в ее состав. И самой распространенной неисправностью является воздушная пробка. В данной статье речь пойдет именно про эту поломку, причины ее возникновения, последствия, способы устранения, а также про профилактические действия.

Поврежденный термостат, свободный ремень водяного насоса, отсутствие хладагента в цистерне автомобиля. Рекомендуется, чтобы хладагент заменялся каждые два года. Эта услуга может быть выполнена только в специализированном автоцентре. Изменение антифриза от некомпетентных монтажников может нанести серьезный ущерб системе охлаждения автомобиля.

Если вы путешествуете с автомобилем и обнаружите, что ваш двигатель перегрелся, сначала откройте крышку и проверьте состояние всех шлангов. Затем проверьте состояние вентилятора автомобиля. Вы можете проверить уровень охлаждающей жидкости только при низкой температуре жидкости. Ни в коем случае не открывайте крышку цистерны и не добавляйте холодную воду. Открывание крышки цистерны при перегреве двигателя. Охлаждающая жидкость будет разрастаться, как фонтан, и вы можете получить ожоги в высокой степени.

Следить за состоянием системы охлаждения нужно также тщательно, как и за самыми важными системами авто. Фото: lr-club.com

Что такое воздушная пробка и симптомы проявления

Некоторые начинающие автомобилисты очень часто слышали такое выражение «воздушная пробка», но не все знают, что это такое и опасна ли она для работы автомобиля. Воздушная пробка – это попадание воздуха в систему циркуляции охлаждающей жидкости (ОЖ). В следствие возникновения такой неисправности нарушится правильная циркуляция ОЖ по системе, что в дальнейшем может привести к дорогостоящему ремонту.

Заполнение холодной воды в системе охлаждения автомобиля может привести к взрыву одного из цилиндров. Если вы путешествуете на большие расстояния и получаете серьезный ущерб системе охлаждения автомобиля, которую вы не можете удалить. Сразу же ищите услуги мобильного автосервиса или компаний для.

Когда возникает проблема с достижением и поддержанием правильной температуры охлаждающей жидкости, нет возможности эффективно обогревать внутреннюю часть. Если автомобиль полностью работает, теплый воздух, даже зимой, должен накачиваться ветрами после нескольких километров езды. Откуда взялась машина? Чаще всего он поступает из системы охлаждения двигателя с использованием нагревателя, через который протекает нагретый хладагент. По своей природе более сложной задачей является сэкономить дизельное топливо.

Основные симптомы проявления завоздушенности следующие:

  1. Отсутствие тепла в салоне автомобиля. В связи с тем, что воздух попал в систему охлаждения, отсутствует подача ОЖ в радиатор отопителя, а, стало быть, отсутствует тепло.
  2. Перегрев двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Если система завоздушена, то ОЖ не может спокойно перемещаться и вследствие этого происходит перегрев мотора. Определить это можно по индикатору температуры, который расположен на приборной панели;
  3. Снижение мощности двигателя.

При обнаружении таких дефектов следует провести осмотр всех компонентов, входящих в систему.

Эффективные двигатели очень мало потребляют топливо для выработки тепла. Чтобы немного улучшить ситуацию, используются кулеры, а обогрев салона электрически. Многие симптомы неисправной системы охлаждения могут быть обнаружены самим. К счастью, в большинстве случаев удаление дефектов не должно быть слишком затруднительным или дорогостоящим. В некоторых случаях, однако, может потребоваться, например, демонтировать приборную панель, что не является простейшей задачей. В новых, более «электрифицированных» автомобилях типичные проблемы с системой охлаждения включают дефекты в усовершенствованных системах управления.

Теперь стоит рассмотреть причины, по которым происходит такая проблема.

Причины завоздушенности системы охлаждения

Существует достаточно много причин, по которым воздух может попасть в систему охлаждения, но стоит рассмотреть самые распространенные:

  1. Повреждение прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ). Если прокладка ГБЦ повреждена, тогда возможна утечка ОЖ, проявляться это будет следующим образом: бурление в расширительном бачке, попадание жидкости в масляный поддон, а также белый пар из глушителя.
  2. Разгерметизация насоса водяного (помпы). В случае разгерметизации помпы она может подхватывать воздух и далее образуется воздушная пробка.
  3. Разгерметизация элементов системы охлаждения. Воздух в систему может попасть через нарушение герметизации в местах соединения патрубков, штуцеров и трубок. В то время, как по патрубку или трубке будет проходить ОЖ, в месте повреждения возможен подсос воздуха извне.
  4. Поломка крышки расширительного бачка.

    Пробка расширительного бачка работает по принципу клапана и стравливает избыточное давление. В случае ее поломки происходит обратный процесс и она начинает закачивать воздух в систему.

    Неэффективная система охлаждения также способствует экономии топлива. Его доза зависит от температуры хладагента, поэтому низкотемпературный двигатель автоматически получает более высокие дозы топлива. Стоит искать причину неудачи - мы не только остановимся, но и сэкономим на расходах на топливо.

    Двигатель нагревается очень медленно

    Возможная причина: поврежденный термостат. Термостат - это клапан для открытия подачи охлаждающей жидкости. к радиатору. Когда он работает слишком быстро или всегда остается наклонным, температура хладагента имеет мало шансов на достижение нужного значения. В случае автомобилей без температурного датчика, неисправность термостата можно сказать, касаясь трубами, поступающих в радиатор - он должен быть остыть в течение некоторого времени после запуска двигателя. Когда мы чувствуем, что почти сразу нагревается, термостат подходит для замены.

  5. Повреждение радиатора.

Еще одна распространенная причина появления воздушных пробок — попадание воздуха в систему во время замены или доливки ОЖ.

К чему может привести воздух в системе охлаждения


Последствия могут быть разными, от незначительных до критических, все будет зависеть от того, в какой момент автомобилист обнаружил неисправность. Фото: mail.ru

Температура двигателя постоянно меняется

Возможная причина: Воспаление системы охлаждения. Когда пузырьки воздуха появляются в контуре охлаждения, свойства охлаждающей жидкости значительно изменены, что препятствует эффективному обмену теплом в нагревателе. Кровотечение системы на некоторых автомобилях должно отменять замену охлаждающей жидкости. Как правило, эта операция не хлопотно - иногда может возникнуть необходимость пополнить количество жидкости, так держать на складе пополнения.

Без подогрева после нагрева

Возможная причина: заблокированный, поврежденный нагреватель. Эффективный поток нагретой жидкости через нагреватель необходим для эффективного нагрева. Иногда, однако, это сложно или даже заблокировано. Это «заслуга» встроенных каменных или нерабочих клапанов управления потоком. В некоторых случаях достаточно очистить компоненты, но иногда их необходимо заменить. Нагреватель монтируется за приборной панелью, заменяя его удалением практически всей доски. Нагреватель или регулирующие клапаны также могут быть закрыты.

Из незначительных последствий можно отметить следующие:

  • выход из строя различных датчиков. В результате поломки датчиков будут поступать некорректные данные о работе автомобиля;
  • частичное или полное отсутствие тепла в салоне автомобиля;
  • повышенный расход топлива;
  • увеличенный износ деталей ДВС.

Если вовремя не обнаружить и не устранить воздух в системе охлаждения, это может привести к поломке ДВС.

Подозреваемые, например, являются утечками из-под доски. Тишина при включении вентилятора позволяет вам хотя бы недвусмысленно и быстро понять, что что-то с вентиляцией не так. Возможная причина: низкий уровень охлаждающей жидкости. Недостаточно жидкости в системе может вызвать недостаточный поток через нагреватель, что приведет к ослаблению нагревателя. Этот эффект наиболее заметен при остановке или при низких оборотах двигателя.

Недостаточный расход воздуха

Вероятная причина: засоренный фильтр пыльцы. Закрытый фильтр салона вызывает также и негативные последствия зимой. Затвердение воздуха в кабине может привести к перегрузке и повреждению вентилятора. Замена фильтра устранит опасность.

Система не реагирует на регулирование температуры

Вероятная причина: повреждение контрольной температуры. Температура в помещении получается путем смешивания холодного воздуха с нагретым нагревателем или путем управления потоком жидкости через нагреватель. Убедитесь, что стержни управления не порваны или заблокированы.

Материалы и жидкости при нагревании расширяются, если будет отсутствовать должное охлаждение, то это может привести к видоизменению узлов двигателя, и как следствие к гибели мотора. А далее к дорогостоящему и по времени затратному ремонту. Теперь необходимо рассмотреть способы, которыми устраняется воздушная пробка.

Методы устранения воздушной пробки

Существует несколько способов, благодаря которым устраняется воздушная пробка в системе охлаждения. Все они достаточно просты и нет необходимости посещения станции технического обслуживания.

Первый способ выглядит следующий образом:

  • снимается пластиковая защита;
  • далее следует с помощью отвертки ослабить крепление хомута и снять верхний или нижний патрубок дроссельной заслонки;
  • затем откручивается пробка бачка расширительного и на горловину кладётся чистая ветошь;
  • теперь со всей силы нужно подуть в расширительный бачок, выполнять процедуры следует до тех пор, пока из снятого патрубка не польется ОЖ;
  • установить патрубок обратно на место и затянуть хомут, а также поставить защиту на место.

Второй способ:

  • передними колеса заехать на подъем или эстакаду таким образом, чтобы верхней точкой в системе охлаждения стала крышка радиатора;
  • выкрутить крышки с расширительного бачка и радиатора охлаждения;
  • завести двигатель и довести до рабочей температуры 90 градусов;
  • далее следует погазовать и постепенно доливать ОЖ в расширительный бачок. Доливку осуществлять до тех пор, пока в бачке не перестанут выделяться пузыри.

Третий способ.

  • необходимо довести двигатель до рабочей температуры в 90 градусов и заглушить мотор;
  • теперь с помощью отвертки ослабляется хомут крепления патрубка дроссельной заслонки, и непосредственно снимается сам патрубок;
  • далее следует ждать до тех пор, пока из патрубка не выйдет весь попавший в систему воздух, как только побежит ОЖ, следует быстро его одеть на место.

Такими способами можно своими руками избавится от воздушной пробки. Стоит отметить, что из всех методов первый является на 100% эффективным.

Также, если следовать некоторым простым правилам, о которых речь пойдет ниже, можно избежать возникновения неисправностей с системой охлаждения.

Видео-инструкцию по развоздушиванию системы охлаждения вы найдете здесь:

Что снизит риск возникновения воздушной пробки

Если придерживаться правил эксплуатации автомобиля, то можно существенно снизить риск возникновения воздушной пробки в машине. Выглядят эти рекомендации следующим образом:

  • соблюдение предписаний сервисной книжки по прохождению технического обслуживания (ТО);
  • проверка уровня охлаждающей жидкости не реже чем раз в месяц;
  • заливать только рекомендуемую и качественную ОЖ. Очень часто если используется некачественная ОЖ, то происходит завоздушивание системы.

Итог

Пришло время подведения итогов. Система охлаждения в каждом автомобиле играет главную роль для обеспечения нужного охлаждения и поддержание нужной температуры ДВС, а также отвечает за обогрев салона. Если вовремя проводить плановое ТО и следить за уровнем ОЖ, то проблем в работе двигателя не будет возникать. Ведь если вовремя не заметить и не устранить завоздушивание системы, то это может привести к серьезным проблемам, в некоторых случаях к капитальному ремонту ДВС.

Откуда берется воздух в системе охлаждения если все хомуты хорошо затянуты, уровень антифриза всегда в норме, протечек нет, термостат и помпа работают отлично.

Думаю причина в том, что с радиатора сделан пароотводный патрубок в бачек расширителя, вот там и образуется воздушная пробка. Радиатор остывает быстрее и теплый антифриз с раширительного бачка начинает испарять воздух в систему. Вниз гнать воздух выдавливая антифриз в бачке сил много надо, а вот обратно под давлением гнать воздух в радиатор и создавать пузыри в верхних патрубках системы - это весьма вероятно с легкостью получается.

Как происходит завоздушивание СОД при обычной эксплуатации автомобиля с нормальным уровнем ОЖ, плотно затянутыми хомутами, герметичными радиаторами и исправной пробкой РБ?

Взглянем на рисунок СОД на фото 2. Пароотводящий шланг №6 никогда не бывает полностью заполнен ОЖ. Если бы он был прозрачным, то мы бы увидели в процессе работы ДВС, что внутри него участки с жидкостью чередуются с участками воздуха. Установиться жидкости на определённом уровне мешает поверхностное натяжение. К тому же, у нашего РБ отметка уровня «MAX» находится на примерно 60мм выше штуцера пароотвода радиатора двигателя №11. При охлаждении ДВС, а следовательно и залитой в него ОЖ, происходит затягивание атмосферного воздуха в верхнюю часть радиатора, откуда он посредством подводящего шланга №9, имеющего небольшой наклон, попадает в термостат. По утру мы включаем ДВС, помпа которого напором ОЖ завлекает попавший воздух в радиатор отопителя через подводящий шланг №2 и в ДВС через шланг подводящей трубы №3. Но не подумайте, что прямо на следующий день с утра Вы получите проблему с СОД. Нет. Это происходит постепенно, день за днём, и зависит от уличной температуры. Первым делом мы слышим разные звуки из под панели приборов. Водопад, бульканье, перелив воды, журчание… В холодный период времени года к этому добавляется снижение теплопроизводительности радиатора отопителя. В салоне холодно. И лишь когда температура ДВС «ползёт» по доске приборов к красной зоне, а вентиляторы радиатора ДВС не смолкают долгое время, мы начинаем чесать затылок. Хуже всего, если о проблеме с СОД мы узнаем по клубам пара из под капота.

Из этой ситуации я нашел такой выход - нужно чтобы пароотводный патрубок утонул в антифризе на дне бачка расширителя. Взял систему от медицинской капельницы, запихал иглу с трубкой от капельницы в патрубок расширителя, далее этот патрубок с трубкой внутри от капельницы надел обратно на бачок и захомутал. Все, теперь обратное давление сверху в систему через радиатор никак не сможет создастся, обратного хода воздуху в радиатор нету.

Как сделать водяной затвор?
фото 3
Отрезаем гдето 15-20 см трубки от капельницы. На один конец надеваем наконечник от иголки. Как можно сильнее н ягиваем трубку на штуцер от иголки. Иголку саму можно изначально отломать. Далее всю эту конструкцию заталкиваем в штуцер расширительного бачка, и отрезаем лишнюю часть штуцера иголки, как показано на фото. Чтобы шланг капельнцы протолкнулся в 90 градусный угол в РБ нужно конец трубки подрезать на скос - так легче он там протолкнется. Далее надеваем патрубок РБ и хомутаем его. Всё, водяной затвор сделан, обратного хода воздуху из РБ в радиатор нет.