Ксеноновые фары лишение прав. Какое наказание предусмотрено за ксенон в противотуманках (ПТФ)

Чтобы ответить на вопрос о законности и возможности наказания за ксенон в ПТФ, давайте сначала разберём, как именно "противотуманки" обеспечивают нам лучшую видимость в условиях тумана, для они и предназначены. Суть их работы заключается в том, чтобы, вместо того чтобы освещать крупинки тумана перед нашим автомобилем, максимально осветить поверхность дороги, чтобы мы видели её края, разметку и разного рода колдобины, ямы и другие помехи. А вверх противотуманные фары освещают лишь небольшим процентом своего света - так они устроены. Если же ярким (особенно, белым) светом освещать туман перед собой, то этот свет будет попросту отражаться от крупинок тумана, чем, наоборот, ещё больше ухудшит видимость. Кроме того, обычно у самой поверхности дороги туман ещё и слабее, и потому освещать себе дорогу лучше всего именно по этой границе.

Следует также отметить, что ГОСТом оговорено, что свет от противотуманных фар как раз и должен светить по поверхности дороги и быть ниже пучка света ближнего света.

Что же происходит в случае с ксеноном? Во-первых, света от "противотуманок" становится больше примерно в 1,5-2 раза, а во-вторых, и это главное, он будет рассеиваться во всех угодных ему направлениях, а не только по поверхности дороги. Конечно, здесь речь идёт о недорогой замене обычных ламп для противотуманных фар на ксеноновые. Если поставить линзованную оптику с соответствующими блоками розжига, то данный эффект частично устраняется, но не полностью.

Но главное заключается в том, что если в случае с фарами ближнего света у нас могут быть законные способы установки ксенона - если маркировка фары соответствует возможности установки ксенона , то в случае с "противотуманками" всё гораздо сложнее - можно с уверернностью сказать, что сегодня практически ни одна противотуманная фара не предусматривает установку ксенона, потому что не приспособлена для правильного ориентирования света от ксеноновых ламп, и это не только по причине невозможности полноценной замены обычного света ксеноновым в ПТФ, чтобы ксенон имел такой же эффект в освещении и не ослеплял другие автомобили, а, скорее, в том, что изготовителю автомобиля просто экономически невыгодно устанавливать в "противотуманки" целую систему для ксенона: блоки розжига, стеклянные линзы, автокорректоры, потому что это приведёт к существенному удорожанию машины.

И теперь мы дошли до главного: какое наказание предусмотрено законом нашей страны за установку ксенона в "противотуманки". Согласно Кодексу об административных правонарушениях, наказание за ксенон в ПТФ предусматривается статьёй 12.5, её частью 1, которая звучит следующим образом:

Статья 12.5. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена.

1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Таким образом, мы видим, что данная статья предусматривает предупреждение или штраф за нарушение условий, перечисленных в "Основных положениях" к ПДД. Именно там в статье 3.1 и прописано условие, при котором запрещается эксплуатация машины:

3. Внешние световые приборы

3.1. Количество, тип , цвет , расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.

Примечание. На транспортных средствах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей.

Как видим, мы, устанавливая ксенон в ПТФ, которые не предусмотрены для установки ксенона, нарушаем данный пункт, так как в этом случае цвет и тип наших внешних световых приборов не будут предусмотрены конструкцией нашего авто.

Тем не менее, на практике инспекторы ДПС любят "разводить" любителей украшательств в виде ксенона в "противотуманках" на часть 3 статьи 12.5, которая предусматривает уже лишение прав и изъятие ксенона у его владельца. Звучит эта статья следующим образом:

3. Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, влечёт лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.

Понять, почему данная статья не применима в случае с ксеноном не только в противотуманных фарах, но и в принципе в случаях с незаконным ксеноном, просто - данная статья предусматривает наказание за несоответствие одновременно цвета огней и режима работы требованиям "Основных положений" ПДД, о чём, собственно, свидетельствует союз "и" между ними. Однако, режим работы в нашем случае никак не изменён, изменён только цвет, а потому мы получаем штраф или (гораздо реже) предупреждение, согласно 12.5.1 КоАП.

Уже несколько лет автолюбители используют ксеноновые лампы в противотуманных фарах. Однако, оказывается, это не совсем законно. В этом году за ксенон в противотуманках могут даже лишить прав. Давайте разберемся этих вопросах.

Законность установки

Если в автомобиле производитель штатно установил газоразрядный свет в эти фары, тогда ни у кого ни появится никаких вопросов. Это полностью легально и предусмотрено законом. Никто не оштрафует за такой тюнинг. Данные фары отлично работают, создают хороший горизонтальный и плоский поток. Он буквально стелется над дорожной поверхностью, отлично освещает обочину. С этими фарами хорошо видно даже в сильный туман. Этот свет отлично обозначает машину на дороге и, что самое главное, не ослепляет встречных участников движения.

Также законом предусмотрено устанавливать ксенон в противотуманках, если эти фары можно использовать с газоразрядными лампами, а на корпусе есть соответствующая маркировка. Обычно это - D, DC, DCR. Так, символ «D» сообщает о том, что оптика может применяться вместе с ксеноновой лампой. Если в противотуманках маркировка - H, то в такой оптике газоразрядные лампы запрещены. Эти ПТФ предназначены только для галогенных ламп.

Из этого делается элементарный вывод, что штраф за ксенон в противотуманках не нужно будет платить, если на фарах есть маркировка. Вне закона такой тюнинг только тогда, когда она отсутствует. Требования здесь такие же, как и на головной свет.

Законодательная база

Если заглянуть в перечень неисправностей и условий, при которых нельзя эксплуатировать транспортные средства, то там можно прочитать статью 3.4.
В ней написано, что на световых приборах должны быть рассеиватели, а лампы - полностью соответствовать типу фары.

Поэтому, если противотуманки в машине не предусмотрены для работы с ксеноном, можно получить вполне серьезное наказание.

Ответственность за ксенон в противотуманках

По статье 12.5 кодекса АП строго запрещается управлять автомобилями, что находятся в неисправном состоянии или имеют условия, при которых использование таких средств запрещено. За это водителя могут лишить права на вождения автомобиля на срок от 6 месяцев до 1 года с конфискацией ламп и фар.

Достаточно строгое наказание, не правда ли? Ведь всего-то - лампочки в бампере. Если все сложится удачно, можно отделаться в этой ситуации небольшим штрафом в 500 рублей.

«Колхозный» ксенон

Если стоит именно такой ксенон в противотуманках без маркировки, то лишиться прав можно на вполне законных основаниях. Но практика показывает, что случается это довольно редко. Такое освещение труднее доказать. Ведь сами ПТФ - это не основное освещение.

Если инспекторы ДПС требуют проверки ПТФ, можно отказать, сославшись на неисправности противотуманок. Ведь это совсем не основной свет, и ездить с ним вполне можно.

Инспекторы очень и очень редко интересуются противотуманками. Мало кто слышал и видел таких, кто проверял бы маркировку. Прав могут лишить, только если сильно не повезет.

Теперь автолюбители даже не могут внести изменения в свои машины, ведь согласно приказу, запрещено вносить изменения в конструкцию.

Ксенон в противотуманках: законно?

Есть ли хоть какой-то смысл ставить ксенон в непредназначенные для этих ламп фары? Однозначно незаконно. Но ставить или не ставить - каждый должен решать сам. Ведь ксеноновый свет ставят только по двум причинам. Это - внешний вид и практическое использование.

Первая группа людей - те, кто с помощью ксеноновых ламп делают свои автомобили привлекательнее. Они им нужны только лишь для этого. Зачастую в таких случаях свет устанавливается именно незаконно.

Вторая группа - те, кому реально нужен яркий луч. Такие лампы делают движение более безопасным. Ведь чем раньше водитель заметит препятствие на дороге, тем раньше он сможет адекватно среагировать.

Нюансы ксенона в ПТФ

Если уж ставить ксенон, то нужно устанавливать лампу в специальную фару с линзами.

Также необходимо настроить уровень и границы светового потока. Без этого ничего не выйдет. Без этих настроек луч не будет эффективен.

Если установить ксенон в галогеновую фару, то мощного и яркого эффекта автолюбитель не увидит. Этот поток будет бить в разные стороны, но не туда, куда необходимо. Также это свечение будет слепить встречных водителей.

В условиях тумана расфокусированный луч будет лишь мешать. Чтобы увидеть этот эффект, стоит включить в тумане дальний свет. Дороги не будет видно совсем. Поэтому, прежде чем искать информацию про ксенон в противотуманках, разрешен или нет, лучше решить сразу, нужен ли он вообще.

Если нельзя, но очень хочется

Если сложилась такая ситуация, что вот очень хочется такой свет, то лучше купить машину с уже установленными газоразрядными лампами. Сегодня это самый оптимальный вариант.

Ранее, до приказа МВД от 22 декабря 2014 года, можно было получить сертификат на различные изменения в конструкции машины. Владельцы приобретали хорошие и качественные ксеноновые комплекты, покупали фару с линзами, устанавливали омыватель для лампы, а затем это все проходило сертификацию. До этого приказа можно было получить соответствующее свидетельство, и ни у кого не было никаких проблем.

Но если очень хочется, то можно. Это касается «колхозного» ксенонового света.

Если вы хотите ксенон в противотуманках, разрешен или нет он, вас не беспокоит, тогда можно попробовать договариваться с инспекторами. Сегодня есть множество полезной информации, как общаться с инспектором ДПС, чтобы он вас долго не задерживал. Попробуйте, возможно, у вас получится. Но часто эти советы просто не работают.

Юридическая грамотность - залог безопасности

Для того, чтобы не спорить с инспекторами о том, разрешен ли ксенон в противотуманках, желательно выучить практически наизусть все формулировки приказов и актов, а также соответствующие законы. Тогда есть шанс не лишиться прав и не получить штраф. Но при таком общении нужно обязательно знать меру. Молодежь, которая использует методички для разговора с ДПС, иногда перегибает палку и сталкивается с еще большими проблемами.

Если на вас составили протокол за «колхозный» ксенон в противотуманках (ВАЗ-2110 например), не стоит ждать, что ситуация изменится в лучшую сторону сама собой. В этом случае понадобится помощь грамотного юриста, который специализируется по этим делам.

Ксенон - это очень хорошо. Эти лампы яркие, отлично освещают дорогу.

Но все эти преимущества открываются лишь тогда, когда собран весь комплект необходимого оборудования. Если хоть один компонент, например, фара не предназначена для этих ламп, тогда не будет эффективности. Берегите себя, не ставьте ксенон в противотуманках, если лампа не годится, иначе лишитесь прав.

Летом Госавтоинспекция обрушилась с облавами на незаконно переоборудованные автомобили. Вылавливали всё подряд - вседорожники с кенгурятниками, легковушки с «колхозным» ксеноном и антикрыльями, ГАЗели с газовыми баллонами и изотермическими будками. Выписывали протоколы на 500–1000 рублей и обязывали владельцев либо в течение десяти дней привести машину в «заводское» состояние, либо зарегистрировать переделки официальным путем - в противном случае снимали ее с регистрации.

Раньше выявлять нелегально переоборудованный транспорт могли только инспекторы на пунктах технического контроля. Но приказ № 1240 МВД наделил такими правами и рядовых сотрудников ГИБДД, причем им разрешили устраивать облавы прямо на дорогах. Инспекторы признавались, что это временная шумиха, которую подняли из-за нескольких скандалов со стритрейсерами-беспредельщиками. Однако завинчивание гаек коснулось не столько дорожных хулиганов, сколько безобидных автовладельцев - тех же оффроудеров и джиперов . Они не летают по дорогам, останавливаются на красный, помогают вытаскивать машины из кюветов, даже участвуют в поисковых операциях МЧС. Но формально закон всё же нарушают, не оформляя переделки в надлежащем порядке.

Шмон закончился, но проблемы остались. Автомобилисты не оформляют переделки, потому что процедура регистрации - это семь кругов ада. Мы рискнули пройти их сами, предварительно внедрив самопальный ксенон в фары редакционной Гранты .

Чтобы обеспечить правильное светорас­пределение, решили помимо биксеноновых ламп и блоков розжига «балласта» имплантировать в штатные фары линзы. По закону требуются омыватели высокого давления. Раньше, в соответствии с ГОСТ Р 51709–2001, было обязательным наличие автоматического корректора фар, чтобы не слепить «встречку», - теперь его устанавливают по желанию. Мы хотим всё сделать по-людски и поэтому автокорректор в Гранте признаём необходимым.

В теории

Порядок оформления такой. Сначала направляетесь в специализированную экспертную организацию (список есть на официальном сайте Евразийской экономической комиссии, на странице департамента технического регулирования) и получаете заключение о том, разрешена ли такая переделка в принципе. Затем обращаетесь в отделение ГИБДД, где работает технадзор (такие есть в каждом крупном городе), пишете соответствующее заявление и прилагаете предварительное заключение экспертов. Инспекторы осматривают машину и ставят свою резолюцию - дозволяют или нет.

При положительном заключении дальнейший путь лежит в лицензированный сервисный центр, где произведут задуманную переделку. Можно пошаманить с железом и самому, но в этом случае необходимо заполнить заявление-декларацию о проведенных работах, в которой нужно подробно описать объем и характер переделки. Образец заявления, равно как и прочих документов, необходимых для оформления переделок, выложен на сайтах экспертных организаций и ГИБДД. Кроме того, нужно копировать, заверять у нотариуса и подшивать все сертификаты на купленные детали.

Ну как, еще не отпала охота? Тогда берете всю кипу бумаг и пригоняете «лайбу» в аккредитованную испытательную лабораторию - и снова проходите экспертизу. Затем получаете новую диагностическую карту техосмотра. Теперь дело за малым: еще раз сгонять в ГИБДД за окончательным приговором и отметкой в документах.

Всё ясно? Действуем!

Первое практическое занятие

В столичной экспертной организации НАМИ ПТИА-Фонд нас встретили чуть ли не с распростертыми объятиями. Специалисты осмотрели машину, проверили документы и выписали квитанцию на 4000 рублей за предварительную экспертизу. После оплаты в соседнем Сбербанке мгновенно подписали протокол и поставили печать. Всё быстро, четко, хотя посетителей много. По словам руководителя организации Кирилла Кириллова, после полицейских рейдов число желающих узаконить переделки резко выросло.

Спешим в ГИБДД. Видимо, правила внесения изменений в конструкцию транспортных средств написаны кровью посетителей технадзора. Если в прочих подразделениях Госавтоинспекции очередь электронная, то тут - живая.

Редко кому удается сдать документы с первого раза. Нам тоже пришлось переделывать заявление, хотя все рекомендации по заполнению тщательно копировали с сайта ГИБДД. Инспекторам не понравилось и заключение, выданное экспертной организацией. Они потребовали внести фразу о том, что переоборудование будет проведено в соответствии с техрегламентом. Хотя как может быть иначе?

Пришлось вновь ехать в НАМИ ПТИА-Фонд, затем обратно в ГИБДД - а эти организации находятся в разных концах пробочной Москвы. И снова стоять в очереди… Но наконец-то заветное одобрение получено - приступаем к переоборудованию!

Вмешались в конструкцию

Плевое дело - купить комплектующие для установки ксенона. Были бы деньги. Но приобретение каждого элемента давалось с боем. Например, найти автоматические корректоры в розничной продаже практически невозможно. Только под заказ - из Китая или из Свердловской области. Заказываешь по интернету и ждешь посылку. В результате с трудом нашли прибор марки Hella, однако он оказался без ультразвукового датчика. Две недели продавцы искали недостающий элемент - тщетно. Спасибо российскому представительству Хеллы: нашли автокорректор у них на складе.

Из-за отсутствия сертификатов дважды сдавали продавцам купленные комплекты линз: оба раза нам обещали подвезти сертификаты, но до дела так и не дошло. Посему совет: сначала берете в руки сертификат, а уж потом оплачиваете покупку. В результате приобрели линзы, лампы и блоки розжига одной марки, обратившись к дистрибьютору с настойчивой просьбой обеспечить нас нормальным пакетом документов.

А сколько времени, сил и нервов ушло на имплантацию ксенона в Гранту! На фотографиях всё выглядит легко и просто, но работа растянулась на несколько дней. Одни только водоналивные манекены мы пересаживали с места на место не один десяток раз, чтобы правильно настроить работу автокорректора.