Взаимоотношения водителей с другими участниками движения. Психология водителя. основы эффективного общения. По способу восприятия информация может быть

Последнее обновление: 11.08.2019

В повседневной езде, кроме взаимоотношений на дороге, которые регламентируются , так или иначе водителям приходится общаться между собой. Существуют так называемые негласные правила общения водителей на дороге, которые выражаются в мигании фарами, использовании указателей поворотов и с помощью жестикуляции. Заметьте, здесь, в перечисленных способах, отсутствует применение звукового сигнала, поскольку его (звуковой сигнал) разрешено использовать только для предупреждения несчастных случаев в опасной ситуации.

По мнению водителей, подобные сигналы помогают создать доброжелательную атмосферу на дороге и повысить безопасность передвижения. К сожалению, не все этот язык понимают, а кто-то использует его абсолютно безграмотно, создавая, тем самым, нервозную обстановку и вводя других участников движения в заблуждение.

Тем не менее, даже если вам эта «дорожная азбука» совершенно не знакома, но вы увидели, что встречный автомобиль «подмигивает» остальному потоку, то это должно как-то насторожить — впереди по вашему движению, возможно, затаилось препятствие, или осуществляется контроль за безопасностью на дороге.

Вот небольшой перечень негласных сигналов общения водителей между собой на дороге.

Мигание дальним светом фар

1. Мигание дальним светом один раз

Предупреждение встречного водителя о какой-то опасности впереди по его движению, которую он еще не видит, например, из-за перелома в поперечном профиле дороги, или опасность находится за поворотом. Вам могут моргнуть и не один, а несколько раз подряд, с целью привлечь внимание.

2. Мигание дальним светом два раза

Предупреждение встречного водителя о том, что впереди, по движению «притаился» мобильный пост ДПС или полицейский радар.

3. Мигание дальним светом от автомобиля, едущего сзади

Просьба пропустить. Часто это просьба догоняющего водителя освободить крайний левый ряд на дорогах в две полосы и более. Догоняющий автомобиль движется со скоростью несколько большей скорости потока машин, и пока крайняя левая полоса занята, опередить поток машин нет возможности. Отсюда и просьба – освободить полосу.

4. Многократное кратковременное мигание дальним светом от встречного автомобиля в темное время суток

Просьба водителя встречного автомобиля переключиться на ближний свет фар. Свет фар вашего автомобиля ослепляет водителей встречного потока.

5. Включение с некоторой задержкой дальнего света от встречной машины при завершении обгона

Просьба снизить скорость или «подвинуться» на дороге, чтобы дать возможность обгоняющему вернуться на свою полосу по завершении обгона.

Но подобное «предупреждение» может следовать в случае любой опасности, а не только по завершении обгона, например, впереди по движению встречной машины имеется какое-то препятствие, которое водитель еще не видит, а машина едет слишком быстро.

6. Короткое переключение на дальний свет во время обгона вашего автомобиля грузовиком в темное время суток

Это делается для того, чтобы дать понять водителю грузовика или подать ему сигнал, что обгон завершен, и тот может вернуться на свою полосу.

7. Однократное мигание дальним светом на пересечении дорог или в неоднозначной ситуации

Предложение проехать первым, или «я вас пропускаю». Когда вы имеете приоритет, и уступаете при этом дорогу, вы не нарушаете ПДД.

Мигание аварийной сигнализацией или указателем поворота

1. Одно- или двукратное мигание аварийной сигнализацией

Благодарность за помощь, например, за предоставление приоритета в сложной ситуации, или извинение за опрометчивый поступок на дороге, например, подрезали, резко затормозили, или произошла какая-нибудь нестандартная ситуация в результате ваших действий.

2. Включившийся левый указатель поворота у дальномера или грузовика, едущего впереди вас

Обгонять нельзя. Если вы пошли на обгон длинномерного грузовика, а его водитель включил левый указатель поворота, то обгон лучше прекратить, и вернуться на свою полосу. С высокой кабины грузовой машины лучше видно дорогу, тем более, если дорога имеет незначительный перелом в поперечном профиле. Когда водитель дальномера спустя какое-то время включит правый «поворотник», то можно начать обгон.

Непосредственно перед началом обгона вне населенного пункта можно (но не обязательно) подать звуковой сигнал для привлечения внимания водителя обгоняемого автомобиля.

3. Левый указатель поворота у автомобиля, едущего сзади

Просьба дать обогнать себя. Значение сигнала в этой ситуации аналогично морганию дальним светом (пункт 3).

Такое бывает на дорогах в 2 полосы и более во время движения по крайней левой полосе. Догоняющий автомобиль не может вас обогнать, поскольку, обгон в этой ситуации запрещен, и такой сигнал будет являться просьбой освободить левый ряд.

4. Левый указатель поворота у автомобиля, завершающего обгон. При этом обгоняющий не уходит с встречной полосы, а продолжает двигаться по ней.

Встречная полоса свободна для обгона, т.е. опасности впереди нет.

Сигнал для едущих сзади и желающих пойти на обгон попутчика, означает, что на встречной полосе далеко впереди опасности для обгона нет. Встречная полоса свободна, и если кто-то из едущих сзади водителей желает, то может смело начинать обгон вслед за обогнавшим автомобилем.

Жесты

  • Кисть руки описывает круг и указывает вниз – у автомобиля спущена или приспущена шина.
  • Указание рукой на капот или багажник, похлопывая по воздуху – или капот или багажник могут быть открыты или неплотно закрыты.
  • Указание рукой на дверь – возможно, что-то зажато в дверном проеме и торчит наружу, дверь просто не закрыта.
  • Выставленная рука водителя через спущенное стекло двери – просьба пропустить выезжающего с второстепенной дороги.

Предметы в руках

Когда кто-то из водителей голосует на дороге, стоя рядом со своей машиной и держа в руке какой-либо предмет, нужно обратить внимание на то, что он держит в руках. Часто, этот предмет в руке будет подсказкой, что именно нужно водителю:

  • Шланг или канистра (бутылка) – возможно, закончилось топливо;
  • Трос или другой мягкий буксир (строп-лента) – возможно, нужна буксировка;
  • Аптечка – возможно, нужны медикаменты, или медицинская помощь;
  • Гаечный ключ – нужен какой-то инструмент.

Это, разумеется, не все неформальные сигналы общения водителей на дороге. Некоторые жесты, не вошедшие в этот перечень, могут быть интуитивно понятны. Главное осознать, если вам жестом на что-то указывают, возможно, причина серьезная. Ну а принять к сведению или игнорировать подсказку, решать, безусловно, вам.

Обеспечение безопасности немыслимо без четкого взаимодействия участников движения. Поэтому очень важно освоить и применять все способы такого взаимодействия.
Как сообщить о своих намерениях? Когда вы хотите изменить направление движения, не забывайте о том, что при перестроении, повороте, развороте вероятность столкновения с другим транспортным средством увеличивается. Своевременное сообщение о своих намерениях значительно снижает эту вероятность.
Не забывайте подать сигнал всякий раз, когда вы перестраиваетесь на другую полосу, собираетесь повернуть, выехать или съехать с дороги, хотите остановиться, начинаете движение после остановки или стоянки.
Подавать сигналы надо так, чтобы они были хорошо видны, вовремя замечены и правильно поняты другими участниками дорожного движения. Чем раньше вы подадите сигнал о ваших дальнейших намерениях, тем больше будет у других участников времени, чтобы этот сигнал принять и отреагировать на него.
Учитывайте условия движения в некоторых ситуациях. Слишком ранняя подача сигнала может дезориентировать других участников. Например, если хотите остановиться за перекрестком, не стоит подавать сигнал перед перекрестком, лучше подать его, когда вы уже въехали на перекресток. Если вы собираетесь повернуть на пересечении, перед которым в непосредственной близости располагается еще один перекресток, то не включайте указатель поворота до тех пор, пока не проедете первое пересечение. Если вы подадите сигнал раньше, то другие участники могут решить, что вы будете поворачивать не на втором, а на первом перекрестке, и предпримут действия, опасные в данной ситуации, например начнут левый поворот или завершение обгона.
Подавайте сигнал об изменении направления движения как можно раньше, но так, чтобы он не дезориентировал других водителей. Надо выработать у себя привычку включать указатель поворота всякий раз, когда вы изменяете направление движения, независимо от того, есть ли вокруг другие участники движения или нет. Привычка должна быть выработана прочно, надежно, основательно. После выполнения маневра проверьте, выключен ли сигнал поворота. При очень плавном повороте автоматическое выключение сигнала может не сработать.
Иногда сигнал рукой предпочтительнее, чем сигнал указателем поворота. Например, в ясный яркий солнечный день (когда солнце светит прямо в глаза или сбоку) бывает трудно разглядеть, включена или нет лампочка сигнала поворота. В плохую погоду (дождь, снег, грязь на дороге) тоже можно не увидеть сигнала, если указатель забрызган грязью.
О ваших намерениях другие люди могут судить по той позиции, которую занимает ваш автомобиль на проезжей части. Например, то, что вы, приближаясь к перекрестку, перестраиваетесь в крайнюю правую полосу, может подсказать другим водителям, что вы хотите повернуть направо. Однако только позиция автомобиля, не подкрепленная предупреждающими сигналами, дает весьма неопределенную информацию. Не забывайте о сигналах.
Очень важно, чтобы позиция автомобиля вместо полезной информации не давала информации дезориентирующей. Например, иногда водители несколько отклоняются от прямолинейного движения влево не для того, чтобы затем совершить левый поворот, а напротив, для поворота вправо - они считают, что так удобнее «вписаться» в поворот. Такие неоправданные изменения траектории движения могут ввести в заблуждение движущихся сзади и привести к происшествию. Поэтому, прежде чем изменить траекторию, не имея на то особой причины, подумайте о том, как ваши действия могут быть истолкованы другими и к каким последствиям это может привести.

СЕРГЕЙ ЧУГУНОВ. ПСИХОЛОГИЯ ВОДИТЕЛЯ

ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ

«Дар общения - самый высокооплачиваемый»

Виды общения

1. «Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает - оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.
3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
5. Духовное, межличностное общение, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, человек поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение устанавливается между друзьями, близкими людьми.
6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы в зависимости от особенностей личности собеседника (лесть, запугивание, "пускание пыли в глаза", обман, демонстрация доброты).
7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди, говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Этапы общения

В процедуре общения выделяют следующие этапы:
- потребность в общении (необходимость сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми;
- ориентировка в целях общения, в ситуации общения;
- ориентировка в личности собеседника;
- планирование содержания своего общения: человек представляет себе, что именно скажет;
- бессознательный выбор конкретных средств, речевых фраз, которыми человек будет пользоваться при общении;
- восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи;
- корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения - оно окажется неэффективным.

Барьеры в межличностном общении

Человек, как элемент коммуникации сложный и чувствительный «получатель» информации, со своими желаниями и чувствами, жизненным опытом. Полученная им информация может вызвать внутреннюю реакцию любого рода, которая, возможно, усилит, исказит или полностью блокирует посланную ему информацию.
Специалисты выделяют следующие коммуникативные барьеры.

Барьеры социально-культурных различий между партнерами по общению. Социальные, политические, религиозные и профессиональные различия могут привести и приводят к различной интерпретации тех или иных понятий и идей в передаваемом сообщении.

Барьеры непонимания включают в себя фонетический, стилистический, семантический и логический барьеры.

Фонетический барьер связан с недостатками речи, к которым относятся:
- слишком тихая речь, вызванная сочетанием волнения и неправильного дыхания, при которой плохо слышно уже на расстоянии нескольких метров;
- слишком быстрая речь: когда коммуникатор барабанит свое сообщение, затрудняет слушателям следить за мыслью особенно при чтении текста;
- слишком монотонная речь, которая усыпляет внимание;
- заметные паузы: «э...э», «ну», «известно»;
- проглатывание слов: затихание голоса в конце предложения приводит к тому, что слушателям труднее услышать каждое слово, что повышает риск ошибки.

Семантический барьер непонимания связан с различиями в системах значений участников общения. Это более общая проблема, чем проблема жаргонов и сленгов. Очень часто непонимание возникает вследствие того, что одному и тому же слову придаются разные значения и возникают споры, которые не имеют объективного основания, а связаны с различным пониманием смысла. Чтобы убедиться в этом, можно опросить нескольких человек, что такое идеалист. Одни скажут, что это человек с идеалами, а другие что он сторонник идеализма. Будут правы и тс и другие. Слова многозначны, а тезаурусы у участников общения разные. Нужно постоянно уточнять, какое значение вкладывает собеседник в тот или иной термин.

Стилистический барьер непонимания может разрушить нормальную межличностную коммуникацию. Он возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния партнера по общению. Так, наукообразный стиль речи неуместен в рабочей аудитории, официально деловой стиль речи в ситуации доверительной беседы.

Логический барьер непонимания возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, кажется неверной его партнеру по общению, противоречит присущей ему манере доказательств или слишком сложна для него.
В психологическом плане можно говорить о существовании многих логик и логических систем доказательств. Выделяют «мужскую» логику, в основном соответствующую формальной логике, начало которой заложил еще Аристотель, и «женскую» логику, которая с ней не совпадает, но по-своему логична. Исследования женской логики в психологии еще только начинаются.

Эмоциональные барьеры возникают тогда, когда, получив информацию от коммуникатора, человек более занят своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами. Слова обладают сильным эмоциональным зарядом, говорят даже об энергии слова. Они порождают ассоциации, вызывающие эмоциональную реакцию.

Нужно не только знать основные барьеры коммуникации, но и научиться успешно их преодолевать.

Конфликты в общении

Конфликт - столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.
Конфликт в общении имеет место только тогда, когда имеет место взаимное ущемление достоинства хотя бы одного из субъектов: критерием отличия конфликта от противоречия, от борьбы противоположностей является степень ущемления нравственного достоинства.

Конфликты в общении возникают:
- из-за ценностной и целевой «несовместимости» участников общения, когда один оппонент ориентирован в своем поведении, в своем общении на ценность долга, а другой на ценность удовольствия и т.д.;
- из-за несовпадения потребностей, мотивов, психических и моральных качеств, антипатии, несходства характеров, непонимания индивидуальных особенностей партнеров по общению, психологических (истеричность, несдержанность, агрессивность, неуравновешенность и др.), моральных (эгоистичность, нетерпимость, необязательность, жестокость, чванство, корыстолюбие, косность, высокомерность, снобизм, лживость, бестактность, наглость и др.) и национальных предрассудков;
- из-за несоответствия стиля, манеры, этических норм и правил общения.
Много конфликтов совершились только из-за неверного толкования тех или иных поступков, слов, фраз, высказываний. Часто человек просто не может адекватно выразить свои намерения, мотивы, ценности, цели, пристрастия: ему или не хватает культуры общения или он не считает нужным придавать этому большое значение. Бывает и наоборот, человек принципиально не может понять своего собеседника, несмотря на все старания последнего.
В общении важно не только понимать чувства, но и мысли партнера, уметь проводить своего рода психоанализ возможных причин конфликта, опираясь не только на анализ слов, оценок, но и поступков, движений пантомимики и т.п.
В процессе общения сталкиваются различные ценности, цели, противоречия, интересы, характеры, вкусы привычки, стили, стереотипы поведения и т.д. Они определяют, как правило, структуру противоречий общения.
Причины конфликтов могут быть связаны со случайным стечением обстоятельств и факторов общения, могут быть злонамеренными или нейтральными, могут носит сознательный или бессознательный характер.
Порой вместо того, чтобы разрешить противоречие в общении, не доводя до конфликта, человек начинает «всеми способами доказывать свою правоту», стремится «наказать виновника», показать ему «где раки зимуют», «научить уважать старших» и, в конце концов, получает совершенно не те результаты, которые ожидал.

Особенности эффективного общения

Любой контакт – это процесс, состоящий из целого набора психологических приемов. Выигрывают те, кто овладел наиболее эффективными методами общения.
Чтобы добиться от объекта ожидаемого реагирования, необходимо понимать особенности человеческого восприятия.
Вот некоторые из них:
- смысл фраз, составленных более чем из 13 слов, сознание обычно не воспринимает, поэтому нет смысла их применять;
- речь можно понимать лишь при ее скорости, не превышающей 2,5 слов в секунду;
- фраза, произносимая без паузы дольше 5-6 секунд, перестает осознаваться;
- мужчина в среднем слушает других внимательно 10-15 секунд, а после начинает думать, что ему добавить к предмету разговора;
- человек высказывает 80% из того, что хочет сообщить, а слышащие его воспринимают лишь 70% из этого, понимают же – 60%, а в памяти у них остается лишь от 10 до 15%;
- лучше всего запоминается последняя часть информации, несколько хуже – первая, тогда как средняя – чаще всего забывается;
- память человека способна сохранить до 90% из того, что человек делает, 50% из того, что он видит и 10% из того, что он слышит;
- прерванные по тем или иным причинам действия запоминаются в два раза лучше, чем законченные;
- слишком значительный объем информации сбивает с толку и препятствует ее переработке;
- стоящий человек имеет некое психологическое преимущество перед сидящим.

Одним из основных условий любого общения, независимо от его конкретных целей и содержания, является психологический контакт.Установив его, можно получать необходимые результаты в любом общении и с любыми собеседниками.

Правила, повышающие эффективность общения

Общение играет огромную роль в жизни общества. Без него немыслимы процесс воспитания, формирования, развития личности, межличностные контакты, а также управление, обслуживание, научная работа и иная деятельность во всех сферах, где необходимы передача, усвоение информации и обмен ею.
Технологии эффективного общения - это такие способы, приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимное понимание и взаимную способность поставить себя на место другого человека, способность к сопереживанию партнеров по общению.
Основные правила эффективного общения:
- концентрируйте внимание на говорящем, его сообщении;
- уточняйте, правильно ли вы поняли как общее содержание принимаемой информации, так и ее детали;
- в процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте, не подводите итог, не отвлекайтесь на подготовку ответа;
- добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли;
- соблюдайте последовательность сообщения информации;
- не убедившись в точности принятой партнером информации, не переходите к новым сообщениям;
- поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте эмпатию к собеседнику;
- используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз; кивание головы в знак понимания и другие, располагающие к конструктивному диалогу приемы.

Поднятие значительности собеседника может стать универсальным ключом к его душе, только если это делается искренне.

САМОРЕГУЛЯЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ
(психологический практикум)

Тесты на внимание

Тест №1. Посмотрите на какую-либо незнакомую картинку, открытку, рисунок и т. д. в течение 3-5 секунд, затем перечислите предметы, которые запомнились.

Тест №2. Попросите подготовить и разложить на столе 10-12 предметов. Посмотрите на них 3-5 секунд, отвернитесь и перечислите предметы, которые запомнили.

Результат тестирования. У подавляющего большинства людей объем внимания равен от 5 до 9 единиц (предметов) внимания.
Плохой результат, если запомнили меньше 5 предметов, хороший, если больше 9.
Этот тест рекомендуется в качестве упражнения для развития внимания и памяти и при регулярном применении дает очень хорошие результаты.

Тест на память

Тест включает игровую повседневную житейскую ситуацию, в которой требуется кратковременное и долговременное запоминание.
Представьте себе, что вам надо сделать покупки, в предварительно составленном списке есть следующее: «В магазине купить: хлеб, батон, колбасу, сосиски, сахар, соль, растительное масло, перец».
Этот тест вы можете провести самостоятельно. Прочтите составленный вами список 5 раз, отложите в сторону, постарайтесь написать снова по памяти, а потом сверьте результат. В списке должно быть не менее 12 товаров.
Результат тестирования. У вас нормальная память если вы запомнили от 5 до 9 товаров.
Плохой результат, если запомнили меньше 5 товаров, и хороший, если больше 9.

Тест на влияние внешних факторов на эмоциональное состояние

Пометьте, какие из приведенных ниже ситуаций больше всего вас нервируют:
- вы хотите позвонить по телефону, но нужный номер постоянно занят;
- когда вы управляете автомобилем, а кто-то непрерывно дает вам советы;
- когда вы замечаете, что кто-то наблюдает за вами;
- вы с кем-то разговариваете, а кто-то другой постоянно вмешивается в вашу беседу;
- когда кто-либо прерывает ход ваших мыслей;
- если кто-то без причины повышает голос;
- вы плохо себя чувствуете, если видите комбинацию цветов, которые, по вашему мнению, не сочетаются друг с другом;
- когда вы здороваетесь с кем-либо за руку и не ощущаете ни малейшего ответного чувства;
- разговор с человеком, который все знает лучше вас.

Результат тестирования. Если вы пометили более 5 ситуаций, это означает, что повседневные неприятности оказывают влияние на ваши нервы. Попытайтесь избавляться от них, чтобы они не укоренились.

Тест на тип темперамента

Темперамент определяет уровень общей способности человека к активности, энергию, ритм жизни, эмоциональность. Со времен Гиппократа выделяют 4 основных типа темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик.

Сангвиник

Ответьте на предлагаемые вопросы. За каждое «да» поставьте себе 10 баллов.
1. Вы сильно расстроены. Случайно, что называется краем уха, вы услышали очень смешную историю. Разгонит ли улыбка ваши мрачные мысли?
2. Вы легки на подъем?
3. Случалось ли вам успешно выполнять два дела одновременно?
4. Легко ли вы просыпаетесь?
5. Друзья восхищаются вашим чувством юмора?
6. Вы любите путешествовать?
7. Когда вас просят рассказать о вашем хобби, вы испытываете затруднение, поскольку у вас довольно разносторонние увлечения?
8. Вам очень не нравится медленная работа, вы предпочитаете занятия поактивнее?
9. У вас очень широкий круг знакомых?
10. Вы жизнерадостный человек?

Результат тестирования. Если вы набрали не менее 70 баллов, значит, вы - сангвиник. Вы очень подвижный, динамичный человек.
У вас легко меняется эмоциональное состояние, что находит отражение в речи, мимике, жестах. Вы хорошо справляетесь с задачами, требующими быстрой сообразительности и реакции. Легко входите в общение с другими участниками дорожного движения, отличаетесь бодростью и способностью поддерживать хорошее настроение в течение поездки на автомобиле.
Для вас характерны высокая работоспособность и эмоциональная устойчивость. Сангвиники хорошо проявляют себя в условиях оживленного дорожного движения, но недостаточно устойчивы к моннотонному движению в пробках, а также при движении на длинных прямых участках дороги. При однообразном околодорожном ландшафте вы легко можете погрузиться в сон. Поэтому водители с преобладанием черт сангвинического темперамента более надежны в городской езде и менее при поездках по трассе на далекие расстояния.

Ответьте на вопросы, выставляя себе по 10 баллов за каждый утвердительный ответ.
1. Вы совершенно не умеете скрывать свои чувства?
2. Сколько бы раз вы ни влюблялись, это всегда была любовь с первого взгляда?
3. Вы не можете рационально обосновать свои чувства - просто нравится человек и все тут?
4. Вы все делаете очень быстро - говорите, ходите, работаете, ездите на автомобиле?
5. Вам абсолютно нетрудно совмещать несколько дел сразу?
6. Вы часто устраиваете своим близким громкие скандалы и бурные выяснения отношений, но уже через пять минут просите прощения?
7. Верно ли в отношении вас утверждение о том, что вы - человек порыва?
8. В своих действиях вы чаще руководствуетесь настроением, а не логикой?
9. У вас всегда найдется, что ответить собеседнику?
10. Ваше остроумие многих приводит в восторг?
11. Вы совершенно не может быть дружелюбным с людьми, которых не выносите?

Результат тестирования. Если вы набрали не менее 70 баллов, вы - прирожденных холерик. Вы все делаете очень быстро, ваши эмоции управляют вами, вы очень взрывной человек, вызывающий у окружающих недоумение.
Холерик отличается достаточно высокой работоспособностью, но чрезмерная активность, связанная с большим расходом нервно-психической энергии способствует более быстрому развитию утомления. Он меньше других боится опасности, решителен, инициативен, но недостаточно сдержан и дисциплинирован.
Наибольший процент «лихачей», превышающих скорость, составляют холерики. Если вдали вспыхивает красный свет светофора, а водитель продолжает свой путь на большой скорости, а затем резко тормозит, что пугает пешеходов и нервирует водителей, то с уверенностью можно сказать, что автомобилем управляет холерик.
Холерик может быть хорошим водителем, но нуждается в постоянном контроле и самоконтроле при управлении автомобилем.
Если вы набрали меньше 70 баллов ответьте на вопросы следующего теста.

Меланхолик или флегматик

Ответьте на вопросы, выставляя себе по баллы, указанные в скобках утвердительный ответ.
1. Вы потратили на уборку весь выходной день, пошли выносить мусор, а вернувшись, обнаружили, что ваш сын принес домой уличного щенка и после их пятиминутной игры придется начинать все сначала.
Вы:
а) ляжете на диван и подождете - может быть в ближайшие полчаса домой вернется жена, которая и займется уборкой (0 баллов);
б) пожмете плечами, отправите их играть во двор и начнете уборку сначала (1 балл).
2. Знакомый, с которым вас никогда не связывали особенно теплые отношения, предлагает вам корзину собранных им грибов. Возьмете ли вы их:
а) нет, вдруг грибы плохие (0 баллов);
б) да, но на всякий случай тщательно их переберете, вдруг знакомый в них не очень хорошо разбирается? (1 балл).
3. Представьте, что вы выиграли очень крупную сумму денег в телевизионную игру «Наше лото». Вы:
а) предполагаете, что люди начнут вам завидовать, и потому начинаете нервничать и избегать друзей (0 баллов);
б) покупаете разные вещи, однако оставляя деньги и на «черный день» (1 балл).
4. Допустим, что вашу супругу на работе назначают не на ту должность, на которую вы надеялись. Вы:
а) считаете, что это лучше, чем увольнение, и начинаете на всем экономить (1 балл);
б) очень переживаете, потому что, что может быть страшнее, чем несправедливость по отношению к самому дорогому человеку (0 баллов).
5. Вы заболели, врач выписал вам рецепт на лекарства. Вы:
а) выясните у врача, какое из лекарств является самым необходимым, купите его обязательно и будете принимать строго по указаниям врача (1 балл);
б) купите все, что выписал врач, а заодно узнаете в аптеке, нет ли чего еще от вашей болезни и пополните свою домашнюю аптечку этим средством - а вдруг именно оно спасет в дальнейшем? (0 баллов).
6. Охватывает ли вас желание все бросить и куда-нибудь уехать?
а) такие мысли приходят редко, к тому же все дела спланированы на год вперед, и совсем не хочется эти планы нарушать, так как вы привыкли все делать вовремя (1 балл);
б) да, такое случается довольно часто, но вы считаете, что верно не только утверждение, что хорошо там, где нас нет, но и плохо там, где мы есть. Поэтому думать об отъезде не имеет смысла (0 баллов).
7. Вам поручили очень сложную и ответственную работу. Ваших знаний и умений достаточно, но придется приложить все силы. Не успели вы выполнить и четверти задания, как столкнулись с трудностью, которая кажется непреодолимой. Вы:
а) попросите увеличить срок на ее выполнение. Если постараетесь все проделать еще более тщательно и аккуратно, все обязательно получится (1 балл);
б) сразу опустите руки. Если хотят - пусть увольняют, но вы задания выполнить не сможете (0 баллов).
8. Вы уже опоздали на работу, застряв в автомобильной пробке, хотя находитесь на середине пути:
а) вы будете спешить изо всех сил, лишь бы опоздание было менее значительным (0 баллов);
б) такое случается довольно редко. Обычно вы рассчитываете свой путь с учетом всех возможных неприятностей, которые могут случиться в дороге. Но раз уж опаздываете, то отнесетесь к этому философски - подождете, пока движение наладится (1 балл).
9. Вечером вы смотрели телевизор в одиночестве, как вдруг погас свет и долго не зажигается. Вы:
а) зевнете и уляжетесь спать - пусть время не пропадает зря (1 балл);
б) будете злиться от того, что не посмотрели хорошую передачу; вы не любите темноты; срываются другие планы (0 баллов).
10. Проверяете ли вы по нескольку раз, закрыта ли входная дверь, прежде чем лечь спать:
а) нет, поскольку твердо уверены в том, что закрыли ее, никогда не забываете это сделать (1 балл);
б) лучше проверить, потому что иногда вы забываете закрыть дверь (0 баллов).

Результат тестирования. Если вы набрали менее 5 баллов, вы - меланхолик. Вы мнительны, любите поныть (правда, делаете это чаще мысленно) и суеверны.
Для вас типична медленная смена настроений. Настроение у вас находит слабое внешнее выражение. Вы тяжело переживает трудности жизни, нередко замкнут, необщителен, его движения медлительны, однообразны.
Меланхолик, для которого характерны нерешительность, склонность к колебаниям, растерянность в сложной обстановке, считается наименее пригоден для водителя автомобиля.
Если вы набрали больше 5 баллов, вы - флегматик. Лозунг вашей жизни: «Тише едешь - дальше будешь».
Флегматик - человек медлительный, уравновешенный, спокойный, Однако, флегматики отличаются высокой работоспособностью. Уравновешенность и спокойствие флегматика, его высокая устойчивость к монотонным раздражителям делают его незаменимым в дальних рейсах.
Но решения и реакции флегматика обычно замедленны, что затрудняет его действия в аварийных ситуациях, протекающих в условиях дефицита времени.

Ради правды следует заметить, что чистые темпераменты почти не встречаются, в жизни мы общаемся с людьми, у которых наблюдается сочетание отдельных черт различных типов темпераментов.

Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации на дороге

Для безопасности дорожного движения необходимо научиться оценивать конфликты, возникающие при дорожном движении, а также свое участие в них, вымышленное или реальное.

Вам необходимо ответить на вопросы теста. Прочитайте ответы и проставьте балл для каждого варианта.
Вам необходимо представить себя в конфликтной ситуации, а также свое обычное поведение в ней. Если вам свойственно то или иное поведение, нужно поставить соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.
Итак представьте, что вы попали в небольшое ДТП без каких-либо последствий или с небольшими повреждениями (жестянка).

Возможные ответы:
- мне такое поведение свойственно – 3 балла;
- мне такое поведение свойственно в малой степени – 2 балла;
- мне такое поведение несвойственно – 1 балл.

Утверждения теста:
1. Я сразу буду обвинять второго водителя.
2. Постараюсь принять точку зрения оппонента, и буду считаться с ней, как со своей.
3. Буду искать компромиссы.
4. Соглашусь, что я не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
5. Буду уходить от прямого разговора с оппонентом, закроюсь в автомобиле.
6. Постараюсь, во что бы то ни стало, добиться своих целей.
7. Попытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет.
8. Пойду на компромисс.
9. Возьму всю вину на себя.
10. Постараюсь поменять тему разговора.
11. Настойчиво буду гнуть свою линию, пока не добьюсь своего.
12. Попытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
14. Предложу мирное разрешение конфликта.
15. Попытаюсь обратить все в шутку.

Лист ответов
«А»
«Б»
«В»
«Г»
«Д»

1
2
3
4
5

6
7
8
9
10

11
12
13
14
15

Обработка результатов теста

«А» - «жесткий» тип разрешения конфликтов и споров. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда считает себя правым.

«Б» - «демократический» стиль поведения. Вы всегда стремитесь договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищете решения, которые удовлетворили бы обе стороны.

«В» - «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

«Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой, с готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

«Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Способы устранения нежелательного эмоционального состояния
Дыхательная гимнастика

Среди многих способов дыхания наибольшей известностью у психотерапевтов пользуется способ «эмбрионального дыхания». При таком дыхании, человек должен воспроизводить дыхание плода в утробе матери.
Психотерапевты утверждают, что плод не дышит носом или ртом, что дыхание производится через пуповину, которую они называли «воротами судьбы». Всем мечтающим обрести спокойствие на дороге рекомендуется овладеть эмбриональным дыханием.

Упражнение: «задержка воздуха». Уединитесь в какой-нибудь комнате, где вас никто не побеспокоит. Лягте на удобную постель, примите удобное для вас положение, закройте глаза.
Теперь попробуйте надолго задержать дыхание, иными словами «запереть» воздух в груди, заткнув нос и не разжимая рта.
Психотерапевты рекомендуют задерживать воздух, дабы он накапливался и увеличивался в объеме. После этого его надлежало направить вниз, где он успокоится, а затем сгуститься и пустит ростки.
Когда он разрастется, его следует снова направить вверх, чтобы он достиг темени. И только после этого сделать выдох.
Проделайте это упражнение до полной усталости, пытаясь направлять потоки воздуха внутри организма.

Упражнение: «небесный барабан». Психотерапевты разделяли дыхание на «внешнее», при котором вы вдыхаете внешний воздух, окружающий вас. И «внутреннее», при котором вы дышите воздухом, находящимся внутри вас.
Итак, в тот момент, когда вы вдохнете внешний воздух через рот, быстро закройте рот и начните «бить в небесный барабан» не менее пятнадцати раз, но лучше больше.
Для этого ладонями рук обхватите голову и нажимайте на уши. Указательный палец поместите на средний, создавая силу, опустите вниз. Начните громко щелкать пальцами по голове сзади, и должен быть звук, как будто бьют в барабан.
При выполнении упражнения вы, сглатывая внутренний воздух, что находится в это время в горле. Этот воздух с шумом спускается, капля за каплей, словно вода.
Мысленно проведите его через пищевод, массируют его рукой, дабы он скорее вошел в «океан жизненных сил», который находится на два пальца (указательный и средний) ниже пупка.
После трех сглатываний, как учат специалисты, «океан жизненных сил» наполнится и тогда воздух нужно вести по всему телу. Если у вас что-либо болит, то воздух следует вести к больному месту.
Если вы просто учитесь дыханию, следует зрительно представить две полосы белого воздуха и мысленно следовать за этими полосами, совершающими свой путь по телу, к каждой клеточке вашего тела.

Упражнение: «выплавление воздуха». Помимо предыдущего способа дыхания, управляемого практикующим, Психотерапевты рекомендуют способ свободной циркуляции, когда воздух не управляется человеком, а идет свободно сам по всему телу - «выплавление воздуха».
Уединитесь в тихой комнате, расслабьте одежду или вообще снимите ее, распустите волосы, лягте на чистую постель, вытянув руки и ноги.
Итак, сглотнув внешний воздух, задержите дыхание как можно дольше, насколько это у вас получится.
Когда задерживать дыхание станет невыносимо, когда воздух будет стремиться выйти, надо открыть рот и выпустить его медленно и по чуть-чуть, мелкими порциями.
Успокоив дыхание и приведя его в гармонию, следует снова приступать к «выплавлению воздуха».
Заниматься этим ежедневно нельзя, а лишь через интервалы в пять-семь дней.

Упражнение: «эмбриональное дыхание» . Исходное положение, как в предыдущем упражнении. Вдохните носом и затем закройте его, заприте воздух, удерживая его в течение 120 ударов сердца, после чего осторожно выдохните ртом.
Вдох и выдох следует производить бесшумно и без напряжения, так, чтобы перо, помещенное перед носом или ртом, не шевелилось.
При этом необходимо вдыхать большое количество воздуха, а выдыхать малое.
По мере овладения «эмбриональным» дыханием следует увеличить интервал между вдохом и выдохом до тысячи ударов сердца, что должно привести к омоложению старых и оздоровлении организма.

Медитация спокойствия

Данная медитация не только способствует общему укрепление здоровья, повышению жизненного потенциала, но и делает упражнение незаменимым для реабилитации функций организма.
Приток энергии в организм из космоса может помочь при устранении нарушений сердечной деятельности и других функциональных систем.
Итак, вы готовы раствориться в окружающем вас пространстве?
Тогда полетели!
Лягте на удобное для вас ложе и закройте глаза. Представьте, что вокруг вас кристально чистое голубое небо. Вы парите в небе, и только оно окружает вас.
Находясь в небе, вы чувствуете, что ваша поза тверда, внизу - пелена из облаков, вы находитесь выше уровня облачности, и куда бы вы ни посмотрели - везде одно чистое голубое небо.
Голубизна неба одухотворяет вас, и вас радует этот волшебный полет...

Упражнение: «приток энергии». Итак, вы лежите, и вас ничего не беспокоит. Согните руки в локтях, а кисти рук положите на солнечное сплетение, причем левая ладонь лежит сверху на правой.
Прежде чем приступить к медитации нужно нормализовать дыхание. Добейтесь того, чтобы продолжительность вдоха была равна длительности выдоха.
Теперь начинаем медитировать, сосредоточьте все внимание на солнечном сплетении. Отбросьте прочь все посторонние мысли, вы думаете только о солнечном сплетении. Вы должны почувствовать, как в районе солнечного сплетения начинает ощущаться как какой-то сгусток, плотный ком. Как только вы почувствуете, что сплетение разогрелось, переключите сознание на дыхание.
Сделать полный вдох. Представьте, как энергия из вдыхаемого воздуха попадает через легкие в солнечное сплетение и там накапливается.
При выдохе представьте, солнечное сплетение как бы сокращается, разгоняя аккумулированную энергию во все части тела, в кончики пальцев ног, рук, в голову.
Дыхание должно быть глубокими.
При следующем вдохе вы накапливаете энергию в солнечном сплетении, при выдохе распределяете ее равномерно по всему организму.
При появлении чувства усталости, примерно через 10- 15 минут после начала упражнения, закончите его.
Данное упражнение совмещает в себе весь положительный эффект от полного дыхания, происходит не только оздоровление легочных альвеол, верхних дыхательных путей, массаж диафрагмой плевральных мешков, других внутренних органов, но и приток энергии ко всем органам.

Упражнение: «энергия космоса». Данное упражнение выполняют в положении лежа. Вытяните руки вдоль туловища, закройте глаза и постарайтесь максимально расслабиться, представив над головой Космос с сияющими яркими звездами над головой, его бесконечные просторы.
Как и в предыдущем упражнении, все внимание сконцентрируйте на солнечном сплетении. Сделав несколько полных вдохов-выдохов, начните постепенно сокращать частоту и интенсивность дыхательных движений.
Представьте себе Космос, наполненный лучистой энергией, пронизывающей любые преграды.
Переключите внимание на ноги. Представьте себе, что энергия космоса впитывается ногами, она проникает через кожу и всасывается костями ног, как вода впитывается губкой. От ног она перетекает в солнечное сплетение, где скапливается, а при выдохах - распределяется по всему телу.
Накопив большое количество энергии, вы можете начать ее излучать вокруг вас. Представьте себе большое веретено, которое на выдохе, начиная от ног, вращается по часовой стрелке. Это веретено при своем вращении обволакивает все тело.
Сделайте вдох, в результате которого происходит поглощение энергии Космоса через кожу и кости, выдохните и пусть мягких частей тела наполнятся этой энергией. Не забывайте поддерживать вращение веретена вокруг своей оси. Такое вращение сохраняется и при вдохе, однако, при выдохе ему каждый раз придается новый импульс.
По мере выполнения данного упражнения, на каком-то этапе вы почувствуете, что ваше дыхание становится все реже и реже. Вам хватает кислорода и без дыхательных движений, вы дышите не кислородом, а космической энергией.
Если же вы чувствуете недостаток кислорода, сделайте несколько редких дополнительных дыхательных движений легкими, но такая потребность вскоре постепенно исчезнет, благодаря насыщению организма энергией.
Через 10-15 минут упражнения или при возникновении чувства усталости закончите упражнение, двигаясь в обратном направлении. Сначала исчезает вращающееся веретено, от головы к ногам.
Потом ослабнет поток энергии, так как весь организм ваш уже впитал необходимое ему количество энергии из Космоса. Ваше дыхание становится нормальным, выровненным, немного полежав, вы постепенно открываете глаза и медленно встаете.
Ни в коем случае нельзя практиковать упражнение в загрязненной атмосфере вблизи промышленных предприятий или сильных источников магнитных полей.
Лучшее место для занятий - в каком-либо чистом уголке природы.

На того, насколько успешным является вождение, влияет множество психических свойств и состояние водителя. Но обычно человек за рулем не действует в одиночку, в дорожной ситуации он общается с пешеходами, с другими водителями. Поэтому, для тог чтобы стать действительно хорошим водителем, нужно самому обладать хорошими качествами, находиться в хорошем расположении духа, овладеть мастерством вождения и умением взаимодействовать с окружающими. Прежде всего, для этого необходимо взаимопонимание.

К сожалению, водители имеют ограниченный арсенал средств, с помощью которых можно передавать друг другу информацию и общаться между собой. Фактически, к этим средствам относится два-три вида: сигнал поворота, стоп-сигнал и иногда переключение фар . Крайне редко используют звуковые сигналы.

Но бывают такие ситуации, когда все выше названные средства бессильны. К примеру, водитель собирается перестроиться в соседний ряд и дает об этом сигнал. Но собирается или не собирается пропускать его водитель, который едет позади него, он не знает, потому, что ответного сигнала не последует. Здесь возможно столкновение, которое возникнет только из-за того, что нельзя получить определенный ответ от коллеги по дорожной ситуации.

Поэтому, пользуясь всеми возможными техническими средствами, необходимо совершенствовать методы коммуникации и общения между водителями в процессе дорожного движения.

Опытный водитель, только по тому, как ведет себя его коллега по движению, с легкостью может прогнозировать его дальнейшие планы. По тому, в каком ряду хочет стоять водитель на перекрестке, можно судить о том, куда он собирается перемещаться в дальнейшем. Существует еще масса маневров, которые понимают окружающие водители . Поэтому человеку, который сидит за рулем, нужно избегать неожиданных и нестандартных ситуаций, которые окружающие водители могут неправильно понять или не понять вовсе. Участник дорожного движения должен вести себя так, чтобы все его действия были предельно ясными для окружающих. В этом случае, если водитель по своей вине попадет в затруднительное положение, другие участники дорожного движения его поймут и помогут выбраться из него с наименьшими потерями.

Не следует забывать и о еще одном пути улучшения общения между водителями транспорта – использованием невербального общения, то есть, языка жестов. Именно жесть являются наиболее полезными тогда, когда в непростой дорожной ситуации все водители вынуждены остановиться и ждать, как поступят другие. Вспомним хотя бы перекрестки равнозначных дорог – редкий, но встречающийся случай.

В таких ситуациях нужно учитывать ненадежность этого способа общения. Поэтому, когда вы получаете какую-то информацию от других водителей в форме жестов, сигналы нужно трактовать крайне аккуратно и осмотрительно, проверять их несколько раз перед тем, как совершить какое-то действие.

Для того чтобы дорожно-транспортное движение было безопасным, нужно стремиться к взаимопониманию между водителями и пешеходами. Статистика установила, что больше половины всех ДТП в какой-то степени связано с поведением пешеходов, а 25% их происходит непосредственно по их вине. Любой пешеход находится в более простой ситуации, чем человек за рулем. Ему гораздо легче прогнозировать действия водителей: они прибавляют или снижают скорость, поворачивают направо или налево. Машина – это достаточно крупная инертная конструкция, которая меняет свое положение постепенно. Она не может перемещаться за долю секунды.

В свою очередь, водителю гораздо сложнее прогнозировать поведение пешехода . Тут моментально появляются неожиданные варианты поведения, особенно, когда перед вами пожилой человек или ребенок. То, как себя ведут пешеходы, не подчиняется никаким закономерностям и его невозможно предугадать, или предопределить. Поэтому тот, кто сидит за рулем, должен рассчитывать на самый худший и неожиданный вариант и заранее подготовить себя к любому маневру пешехода, особенно когда перед ним группа детей.

В любом случае, водитель старается получить как можно больше информации о том, как поведет себя пешеход и при этом ему необходимо знать, видит ли он приближающийся транспорт, или нет. Поэтому каждый водитель время от времени раскодирует движения, жесты, мимику пешеходов, и судя по этой информации, принимает решение на дальнейший маневр .

Ученые установили некоторые закономерности в поведении пешеходов у переходов и дорог, и закономерности, которые связаны с участием пешеходов в ДТП. К примеру, пешеход хочет перейти улицу на переходе, который не регулируется светофором, ждет у перехода секунд 15-20, и. если его никто не пропускает, он пытается перебежать дорогу, даже если вблизи едет транспорт . Принято считать, что безопасный переход происходит тогда, когда человек пересекает улицу, а через 8-9 секунд проезжает транспорт. Но, как правило, люди переходят дорогу и за 2-3 секунды перед автомобилем. Если вы сидите за рулем и видите, что у перехода появилась группа людей, которые ждут уже более 10 секунд, непременно остановитесь и пропустите их, а иначе могут возникнуть названные неприятные ситуации. Так же, как пассажиры, могут поступать и водители, к примеру, когда они не могут выехать со второстепенной. Я не раз замечал, что, если тебя долго не пропускают, начинаешь нервничать и пытаешься рисковать.

Специалисты провели исследования, в результате которых было доказано, что число ДТП при подъезде к переходам и на самих переходах значительно меньше, чем сразу после них. Объясняется это тем, что перед подъездом и на самих переходах водители ведут себя осторожно, чем тогда, когда такие опасные участки остаются позади. Водители должны знать эту закономерность, которая сообщает о том, что сразу после перехода участок дороги остается не менее опасным.

Общение является сложным, многоплановым процессом установления и развития контактов между людьми. Порождает общение потребность в совместной деятельности. Общение состоит из выработки единой стратегии взаимодействия, обмена информацией, восприятия, понимания партнера по общению.

В данной статье мы поговорим об основах эффективного общения: видах, сторонах и функциях общения, а также о признаках и причинах информационной перегрузки. И так, начнем…

Функции общения

Функции общения могут быть следующими:

  • Контактной (установлен контакт (готовность) принимать и передавать сообщения и поддерживать взаимосвязь);
  • Информационной (принимаются и передаются сообщения в ответ на запрос);
  • Побудительной (с целевой стимуляцией активности);
  • Координационной (с взаимной координацией и согласованностью в совместной деятельности);
  • Функцией понимания (при адекватном понимании смысла, взаимопонимание в целом);
    эмотивной (с обменом эмоциями);
  • Функцией установления отношений (при фиксации своего места в социуме);
  • Функцией оказания влияния (с изменением состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера);
  • Функцией потребности в общении (при необходимости узнать или сообщить информацию, оказать влияние на собеседника и т.д.) Данная функция побуждает на вступление в контакт с другими людьми;
  • Функцией ориентировки в целях общения, в ситуации общения, в личности собеседника;
  • Функцией планирования содержания своего общения, когда человеком, обычно на бессознательном уровне, представляется, что именно он будет говорить;
  • Бессознательной (или сознательной), когда человеком выбираются фразы, средства, которыми он будет пользоваться. Человек решает, как он себя поведет и что скажет;
  • Функцией установления контакта;
  • Функцией обмена мнениями, фактами и идеями;
  • Функцией восприятия и оценки ответной реакции собеседника, контроля эффективности общения, где основой выступает установление обратной связи;
  • Функцией корректировки направления, методов общения, стиля и способов их взаимодействия.

Стороны общения

Сторона общения может быть:

  • Коммуникативной, когда общающиеся индивиды обмениваются информацией. Коммуникация является процессом двустороннего обмена информацией, ведущим к взаимопониманию. Общение осуществляется посредством вербального канала (речи) и невербального (мимики, пантомимики).
  • Интерактивной, при которой организуется взаимодействие между общающимися людьми (происходит обмен действиями);
  • Перцептивной, при которой осуществляется восприятие и познание друг друга собеседниками и устанавливается на данной основе взаимопонимание.

Вербальное общение

Вербальное общение происходит с использованием и устной, и письменной речи. Письменная - способствует долгому хранению передаваемой информации. Речевое устное общение состоит из:

  • Значения и смысла слов, фраз, где важная роль отведена точности употребления слова, доступности, правильности произношения и интонации;
  • Речевых звуковых явлений: темпа речи (медленный-быстрый), высоты, тональности, ритма и тембра голоса, дикции и интонации;
  • Выразительных качеств голоса: характерных специфических звуков (смеха, вздохов), разделительных звуков (кашля) и нулевых звуков (пауз);
  • Интонации, эмоциональной выразительности, придающей различный смысл одной и той же фразе;
  • Мимики, позы, взгляда собеседника;
  • Жестов;
  • Расстояния между собеседниками при общении.

Невербальное общение

Невербальные средства общения включают в себя:

  • Кинестику , изучающую внешнее проявление эмоций и чувств: мимику, жесты (движение различных частей тела), пантомимику (осанку, походку, позы);
  • Такесику , изучающую прикосновения в процессе общения: рукопожатия, поглаживания, поцелуи, касания и т.д.
  • Проксемику , изучающую расположения собеседников в пространстве общения.

Виды общения

В зависимости от «цели-средства» общение может быть деловым (средством достижения бизнес-целей) и личностным (где цель - само общение).

Личностное общение служит для формирования человека как личности, дает возможность приобрести определенные черты характера, интересы, склонности, привычки, позволяет усвоить формы нравственного поведения и нормы, определяет жизненную цель и помогает выбрать средства ее достижения.

Деловое общение служит для развития и формирования деловых человеческих способностей, является средством приобретения навыков и знаний. В ходе делового общения человеком совершенствуются умения взаимодействовать с людьми, развиваются необходимые для этого организаторские и деловые качества. Деловое общение состоит из деловой переписки, переговоров и встреч.

В зависимости от основного содержания общение может быть биологическим, когнитивным, эмоциональным, материальным или же конвенциональным.

Материальное общение служит для получения человеком необходимых для нормальной жизни предметов материальной и духовной культуры. Примером можно назвать прямую продажу товаров и услуг.

Когнитивное общение является обменом информацией и выступает фактором интеллектуального развития, поскольку собеседники обмениваются, а значит и взаимообогащаются знаниями.

Конвенциональное общение служит для создания состояния готовности к общению других видов, формулирования установок, необходимых для оптимизации других видов общения. Ярким примером являются ритуалы и церемонии, деловой этикет.

Эмоциональное общение - это источник дополнительной энергии для человека, его своеобразная «подзарядка» для чувств.

Биологическое общение необходимо для сохранения нормальных параметров организма и условий поддержания и развития его жизненных функций. Яркий пример - секс или кормление ребенка.

Информация

Информация представляет из себя сведения о чем-либо, вне зависимости от формы их представления, и переводится с латинского «information», как ознакомление, сведение или разъяснение. Данное понятие рассматривали еще античные философы.

В зависимости от различных критериев информация делится на виды.

По способу восприятия информация может быть:

  • Визуальной - воспринимаемой органами зрения;
  • Аудиальной - воспринимаемой слухом;
  • Тактильной - воспринимаемой тактильными рецепторами;
  • Обонятельной - воспринимаемой рецепторами обоняния;
  • Вкусовой - воспринимаемой рецепторами вкуса.

В зависимости от формы представления информация может быть:

  • Текстовой - передаваемой в форме символов, предназначенных для обозначения лексемов языка;
  • Числовой - передаваемой знаками и цифрами, обозначающими математические действия;
  • Графической - изображения, графика, предметы;
  • Звуковой - устной или в виде записи и передачи лексем языка аудиальным путем;
  • Видеоинформацией - видеозаписи;

В зависимости от назначения:

  • Массовой, содержащей тривиальные сведения и оперирующей набором понятных большей части социума понятий;
  • Специальной - содержащей специфический набор понятий, с использованием которых передаются сведения, понимаемые основной массой социума, но необходимые и понятные в рамках социальной группы, где данная информация используется.
  • Секретной - передаваемой узкому кругу лиц по закрытым (защищенным) каналам.
  • Личной (приватной), представляющей набор сведений об определенной личности, который определяет социальное положение и типы социального взаимодействия внутри популяции.

В зависимости от значения:

  • Актуальной - ценной в данный момент времени;
  • Достоверной - полученной без искажений;
  • Понятной - выраженной языком, понятным тому, для кого предназначена информация;
  • Полной - достаточной для принятия правильного решения или понимания;
  • Полезной, где полезность определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объема возможностей ее использования.

В зависимости от истинности информация может быть:

  • ложной;
  • истинной.

При управлении транспортным средством водитель подвержен большому потоку информации, из которого нужна лишь небольшая часть для того, чтобы качественно и безопасно управлять автомобилем. Данная информация включает в себя:

  • Дорожную обстановку (водителю нужно охватывать взглядом спектр в 360 градусов);
  • Дорожные знаки (водитель должен считывать дорожную разметку и знаки, быстро обрабатывать данную информацию, делать выводы и применять на дороге);
  • Показатели приборов;
  • Звуковые сигналы (сигналы других автомобилей, предупреждающие водителя, звук его автомобиля, и если привычный звук нарушен, то нужно понять причину);

Информационная перегрузка

Информационная перегрузка наступает в случаях, когда поступающая информация по объему превосходит возможности человека ее воспринимать, то есть он не может справиться с огромными масштабами информации.

К признакам информационной перегрузки относят ситуации, когда у водителя:

  • Отсутствует в голове ясность, а умственная деятельность хаотична;
  • Память ухудшается, и в ней появляются провалы;
  • В голове звучит назойливая мелодия или отрывки фраз;
  • Появляется желание все время говорить (дабы избавиться от излишка информации);
  • Появляется бормотание во сне или перед сном, рассуждения вслух;
  • При тяжелом случае человек может слышать голоса во время засыпания или шум в ушах.

К телесному признаку информационной перегрузки относится тошнота, которая, как правило, сочетается с неправильным положением тела. Тошнота является тревожным сигналом, говорящим о том, что нужно прекратить подачу информации.

Причины информационной перегрузки

Главной причиной информационной перегрузки называют информационный вампиризм и интернет-зависимость, неумеренность в просмотре телевизора и т.п.

Средства получения информации помогают человеку уйти от житейских и личных проблем, компенсируя жизненную неустроенность. Однако компенсация эта мнимая, и проблемы только усугубляются, поскольку человек избегает их решения. Таким образом, информационная перегрузка в психологическом плане схожа с наркоманией, алкоголизмом и другими формами патологической зависимости.

Иногда поиск полезных и нужных сведений сопровождается копанием в огромном информационном массиве, что приводит к накоплению фактов, но не их усвоению. Таким образом, человек перенасыщается излишней информацией. Современный человек стоит перед множеством задач и целей, которые требуется выполнить одновременно, а он тратит море энергии на переключение между задачами, а не на их выполнение. Психиатры зовут это потерей продуктивности мышления, которое выглядит как отупение, неспособность к простым умозаключениям, до сознания не доходит информация извне. Человек не пытается сократить число задач, а лишь ускоряется в переключении между ними, и получает в результате переутомление.

Информационная перегрузка иногда происходит от неумения планировать свой рабочий день, от отсутствия рабочего расписания, где прописано количество рабочих часов в день.

Также информационная перегрузка может возникнуть не только от объема поступающей информации, но и от ее непредсказуемости, когда она поступает не в ответ на запрос, а сама находит получателя, который не готов ее воспринимать. Тогда человек не может воспринимать информацию, и она вносит хаос и отсутствие структуры в мир человека, что и приводит к информационному переутомлению.

Еще одной причиной информационной перегрузки ученые называют общее переутомление человека. Тестирование показало, что люди, тратящие на сон менее 6 часов в сутки, хуже прошли тест на память чем те, кто спит по 8 часов в сутки.