Устройство и работа грузовых станций. Типовой технологический процесс работы грузовой и межгосударственной передаточной станции ОАО «РЖД Оформление курсового проекта

ПЕТЕРБУРГСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

(ПГУПС – ЛИИЖТ)

Кафедра «Управление эксплуатационной работой»

Осьминин А.Т., Мокейчев Е.Ю., Мокейчева И.А.

Технология работы грузовой станции

Методические указания

к курсовому и дипломному проектированию

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Технология работы грузовой станции : Методические указания /Осьминин А.Т., Мокейчев Е.Ю., Мокейчева И.А. - СПб: ПГУПС, 2005. - 32 с.

Библиогр.: 5 назв. Табл. 10 . Ил. 10 . Прил. 1.

Изложены вопросы разработки технологии переработки вагонопотоков на грузовой станции. Приводится методика нормирования маневровой работы, построения суточного плана-графика и расчета основных показателей работы грузовой станции.

Предназначено для студентов факультета «Управление процессами перевозок» специальности «Коммерция» по дисциплине «Технология перевозочного процесса», а также для дипломного проектирования по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожном)».

Рецензент: к.т.н., доцент кафедры «Управление эксплуатационной работой» Бадах В.И.

Петербургский государственный

университет путей сообщения, 2005

Осьминин А.Т., Мокейчев Е.Ю., Мокейчева И.А., 2005

Станции являются основными производственными предприятиями железнодорожного транспорта. На них производится вся техническая работа с грузовыми поездами, значительная часть грузовой работы. На станциях вагоны находятся более 70% времени оборота, поэтому главным резервом в его сокращении является дальнейшее совершенствование технологии работы станций, максимальное ускорение всех операций с вагонами и поездами.

На грузовых станциях принимают к перевозке, взвешивают, хранят, грузят, выгружают, сортируют и выдают грузы, оформляют перевозочные документы, обслуживают подъездные пути предприятий, организуют транспортно-экспедиционное обслуживание получателей и отправителей грузов. На некоторых станциях, кроме того, выполняется перевалка грузов, сортировка контейнеров. Расположены они в районах массовой погрузки или выгрузки. Часть из них сконцентрирована в железнодорожных узлах, крупных промышленных центрах. На грузовых станциях начинаются и заканчиваются перевозки значи­тельного числа отправок. Они служат пунктами взаимодействия магистрального транспорта с промышленными и другими предприятиями, пользующимися его услугами, пунктами стыкования различных видов транспорта.

На грузовых станциях выполняют операции: прием и отправление, расформирование и формирование поездов, отправительских маршрутов. В зависимости от основного назначения и характера работы различают грузовые станции неспециализированные (общего пользования), специализированные, обслуживающие подъездные пути, перегрузочные, портовые.

Выполнение курсового проекта «Технология работы грузовой станции» преследует цель научить студентов правильно организовать работу станции с минимальным простоем подвижного состава, высокой эффективностью использования технических средств и низкой себестоимостью переработки вагонов и грузов.

Проект по своему содержанию состоит из трех частей: технологической, расчетной, графической. В технологической части на основании задания приводится краткая характеристика станции и разрабатывается технология переработки вагоно- и грузопотоков. В расчетной части требуется произвести расчеты по установлению технологических нормативов на маневровую работу. Графическая часть предусматривает на основании полученных расчетных данных и технологических нормативов построение графической модели в виде суточного плана-графика и определение показателей работы станции.

Структура управления грузовой станцией

Грузовая станция является линейным предприятием железных дорог по организации перевозок грузов и непосредственно подчиняется отделению дороги.

Руководит всей деятельностью станции начальник станции (ДС). Грузовой и коммерческой работой руководит заместитель ДС по ГКР (ДСЗМ). Непосредственно грузовыми операциями на местах общего пользования руководит заведующий грузовым районом.

На складах, грузосортировочных платформах и других местах выполнением операций руководят заведующие соответствующими подразделениями или старшие приемосдатчики.

Главный инженер станции осуществляет разработку и внедрение технологического процесса работы станции, руководит проведением мероприятий по рациональному использованию технических средств, обеспечивает безопасность движения поездов.

Оперативное руководство работой станции, контроль за выполнением суточных и сменных планов, организация грузовой и коммерческой работы возложены на заместителей ДС и сменных руководителей, маневровых диспетчеров или дежурных по станции.

Технологический процесс работы грузовой станции определяет рациональную систему организации и работы, основанную на внедрении передовых методов, предусматривает наиболее эффективное использование технических средств, своевременную обработку грузов и документов, ускорение оборотов вагонов, сохранность груза и высокую культуру, обслуживание предприятий, организаций и физических лиц.

Типовой технологический процесс работы грузовой станции состоит из четырех частей:

1 – оперативное планирование и планирование работы станции;

2 – организация грузовой и коммерческой работы станции, которая включает:

· специализацию и техническое оснащение объектов станции;

· организацию переработки повагонных, мелких и контейнерных отправок;

· организацию работы контейнерного пункта;

· организацию работы АФТО, пунктов коммерческого и технического осмотра вагонов, контейнеров;

· перевозку скоропортящихся грузов;

· подготовку вагонов к перевозке;

· организацию ПРР на местах общего пользования;

· взаимодействие грузовой и сортировочной станций в условиях АСУ;

· организацию работы станции и обслуживаемых ею подъездных путей;

· централизованный завоз и вывоз груза автотранспортом;

· взаимодействие грузовой станции с морскими и речными портами;

3 – технология работы станции:

· с поездами и вагонами, поступающими в переработку;

· работа в зимних условиях;

4 – контроль и анализ работы станции.

Грузовой и коммерческой работой по станции руководит заместитель начальника станции по грузовой и коммерческой работе. Ему подчиняются:


§ заведующие грузовыми районами, складами, грузосортировочными платформами;

§ начальник ПКО;

§ старшие приемосдатчики.

В основу технологии работы грузовой станции положено диспетчерское руководство грузовой, коммерческой и маневровой работой станции. Маневровый диспетчер обеспечивает:

§ составление плана работы станции на смену по приему и отправлению поездов и грузовой работе, согласовывает его с дежурным по отделению дороги;

§ своевременную подачу, расстановку и уборку вагонов на грузовых фронтах (маневровая работа);

§ операции по формированию–расформированию поездов;

§ согласованную работу станции с другими службами подъездных путей и пунктами перевалки;

§ контроль за эффективным использованием технических средств станции, путевого развития, маневровых локомотивов, средств связи СЦБ, ПРР;

§ соблюдение правил безопасности движения и техники безопасности;

§ подведение итогов работы за смену;

§ непрерывный номерной учет наличия и расстановки вагонов.

Для реализации этого принципа управления на грузовых станциях сформированы единые комплексные смены, в состав которых входят работники, обеспечивающие эксплуатационную, грузовую, коммерческую, информационную и т. д. работы.

Распоряжения маневрового диспетчера являются обязательными для всех подразделений станции.

Рабочее место маневрового диспетчера автоматизировано; в него входят:

§ компьютер (вся информация о проделанной работе);

§ устройство промышленного телевидения (обзор полный);

§ информационная связь (телефон, радиосвязь, АРМ).

Оперативное планирование работы станции включает в себя разработку суточного и сменного планов работы станции.

Суточный план работы станции передается из НОДа за 3 часа до планируемых суток и содержит данные о количестве вагонов с местными грузами, прибывающих с сортировочной станции, о размерах погрузки, выгрузки, об отправлении порожних вагонов в регулировку.

начальник станции (ДС) или его заместитель на основании суточного плана задания НОДа составляет суточный план работы станции по роду груза, по каждому грузоотправителю.

В суточный план работы станции включаются следующие исходные данные:

§ план и специальные задания отделения дороги;

§ заявки грузоотправителей на погрузку, в том числе на маршруты;

§ сведения о прибытии вагонов на станцию под выгрузку и погрузку (сортировку);

§ технологические нормы времени на выполнение технологических операций (погрузка, выгрузка, маневровая работа, оформление документов);

§ сведения о наличии вагонов на станции;

§ предварительная информация о прибытии вагонов на станцию (за 12 часов) и точная информация (за 4–6 часов).

СОДЕРЖАНИЕ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 4

1. ТЕХНИЧЕСКАЯ И ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 15
1.1. Техническая характеристика 15
1.2. Эксплуатационная характеристика 20

2. УПРАВЛЕНИЕ И ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 28
2.1. Управление работой станции 28
2.2. Оперативное планирование работы станции 32

3. РАБОТА С ПАССАЖИРСКИМИ ПОЕЗДАМИ 39

4. РАБОТА С ГРУЗОВЫМИ ПОЕЗДАМИ 40

5. РАБОТА С МЕСТНЫМИ ВАГОНАМИ 41

6. ГРУЗОВАЯ И КОММЕРЧЕСКАЯ РАБОТА 49
6.1. Организация коммерческой работы при выполнении грузовых операций на железнодорожных путях необщего пользования 49
6.1.1. Организация подачи вагонов под грузовые операции 49
6.1.2. Прием грузов к перевозке 51
6.1.3. Прием порожнего собственного подвижного состава 56
6.1.4. Выдача грузов 59
6.1.5. Выдача порожнего собственного подвижного состава 63
6.1.6. Оформление уборки вагонов 65
6.2. Организация коммерческой работы при выполнении грузовых операций в местах общего пользования станции средствами грузоотправителей, грузополучателей, в том числе по договору с ДМ 67
6.2.1. Организация подачи вагонов под грузовые операции 67
6.2.2. Прием грузов к перевозке 69
6.2.3. Прием порожних собственных вагонов к перевозке 70
6.2.4. Выдача грузов 71
6.2.5. Выдача порожних собственных вагонов 73
6.2.6. Оформление уборки вагонов 74
6.3. Организация грузовой и коммерческой работы при выполнении грузовых операций в местах общего пользования станции средствами ОАО «РЖД» 75
6.3.1. Взаимодействие работников Д и ДМ при подаче вагонов под погрузку и после погрузки грузов, контейнеров в вагоны 75
6.3.2. Взаимодействие работников Д и ДМ при подаче вагонов под выгрузку и по результатам выгрузки грузов, контейнеров 78
6.3.3. Взаимодействие работников Д и ДМ при подаче груженых вагонов под сдвоенные операции 80
6.3.4. Взаимодействие при уборке вагонов после выполнения грузовых операций 81
6.3.5. Взаимодействие при выполнении операций с грузами под таможенным контролем в ЗТК и на СВХ, находящихся в оперативном управлении МЧ (ДМ) 82
6.4. Организация работы с вагонами, отцепленными для устранения обнаруженных коммерческих неисправностей 83
6.5. Взаимодействие станции с пунктом промывки ДМ 84
6.6. Взаимодействие станции с дезпромпредприятием ДМ 86
6.7. Межгосударственные передаточные операции 88
6.8. Взаимодействие с ФГП ВО ЖДТ России 95

7. РАБОТА В ЗИМНИЙ ПЕРИОД 97

8. КОНТРОЛЬ И АНАЛИЗ РАБОТЫ СТАНЦИИ 100

9. РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ 106

10. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ 129

11. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИЛОЖЕНИЙ 138

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
СХЕМА ПУТЕВОГО РАЗВИТИЯ СТАНЦИИ 139

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ РАБОТОЙ СТАНЦИИ 141

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
НОРМАТИВНЫЙ ПЛАН-ГРАФИК РАБОТЫ СТАНЦИИ 143

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ СТАНЦИИ 149

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
ПОЕЗДО- И ВАГОНОПОТОКИ СТАНЦИИ 162

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
ВАРИАНТЫ МАРШРУТОВ СЛЕДОВАНИЯ ПОЕЗДОВ, ГРУПП ВАГОНОВ И ЛОКОМОТИВОВ БЕЗ ВАГОНОВ 166

ПРИЛОЖЕНИЕ № 7
НОРМАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕСТ ВЫПОЛНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ С ПОДВИЖНЫМ СОСТАВОМ 169

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящий Типовой технологический процесс работы грузовой и межгосударственной передаточной станции ОАО «РЖД» (далее - Типовой технологический процесс) распространяется на дочерние и зависимые общества ОАО «РЖД» и на другие организации железнодорожного транспорта в соответствии с соглашениями (договорами), заключаемыми между ОАО «РЖД» и данными обществами и другими организациями железнодорожного транспорта.
Типовой технологический процесс регламентирует требования к содержанию, разработке, согласованию, утверждению, выверке и изменению Технологических процессов работы грузовых и межгосударственных передаточных железнодорожных станций (далее – Технологических процессов).
2. Типовой технологический процесс служит основой для создания шаблонов и классификаторов «Комплексной автоматизированной системы ведения технологических процессов работы железнодорожных станций (АС ВТП)» применительно к Технологическим процессам грузовых и межгосударственных передаточных железнодорожных станций. После внедрения АС ВТП разработка Технологических процессов осуществляется в соответствии с требованиями шаблонов и классификаторов АС ВТП. До внедрения АС ВТП ведение Технологических процессов должно осуществляться в соответствии с Типовым технологическим процессом непосредственно.
3. Технологические процессы всех грузовых и межгосударственных передаточных железнодорожных станций ОАО «РЖД» (далее – станций) должны соответствовать содержанию Типового технологического процесса в основной части документа и перечне обязательных приложений (Приложения № 1 – 7), в том числе - порядку размещения разделов и приложений. Раздел «Общие положения» регламентирует порядок разработки и ведения других разделов и приложений и в Технологические процессы не включается.
Технологические процессы в соответствии с требованиями Типового технологического процесса должны регламентировать все выполняемые конкретной станцией технологические операции независимо от их частоты и объемов.
При отсутствии на станции операций, соответствующих какому-либо разделу (подразделу, пункту) Типового технологического процесса, наименование раздела (подраздела, пункта) включается в содержание Технологического процесса с указанием отсутствия данных работ согласно пояснениям Типового технологического процесса по вариантному заполнению разделов (подразделов, пунктов) Технологического процесса.
В случае выполнения станцией каких-либо операций, не соответствующих содержанию основной части и приложений Типового технологического процесса, технология выполнения таких работ включается в Технологический процессе станции в качестве дополнительного приложения, размещаемого после обязательных приложений.
На железнодорожной станции ОАО «РЖД» не допускается одновременное действие более одного Технологического процесса.
4. Все другие руководящие документы, регламентирующие в комплексе с Технологическим процессом вопросы организации работы станции, должны быть представлены в перечне раздела 9 «Руководящие документы». В содержании основной части и всех приложений Технологического процесса во всех необходимых случаях приводятся ссылки на порядковые номера соответствующих документов раздела 9 «Руководящие документы». В рамках Технологического процесса не допускается дублирование положений других руководящих документов, а также других пунктов и приложений Технологического процесса.
Представленные в Типовом технологическом процесса ссылки на руководящие документы раздела 9 в рамках Технологического процесса должны корректироваться применительно к условиям работы конкретной станции.
5. Технологический процесс вне зависимости от порядка оплаты выполняемых работ (услуг) по перевозкам пассажиров и грузов должен охватывать все технологические операции, выполняемые:
- с участием работников станции;
- работниками других структурных подразделений ОАО «РЖД» и организаций, выполнение которых оказывает непосредственное влияние на выполнение функциональных обязанностей работниками станции.
6. Разработка Технологических процессов новых грузовых и межгосударственных передаточных станций или станций, требующих существенных изменений в технологии работы (в связи реконструкцией, изменением объемов и/или структуры вагонопотока), осуществляется в следующей последовательности:
- формирование вариантов и выбор наиболее рационального (нормативного) варианта технологии работы станции посредством построения и анализа показателей вариантов план-графика работы станции. В том числе, при анализе сформированных вариантов, выполняются расчеты оптимального количества маневровых локомотивов в соответствии с положениями Приложения № 4 Типового технологического процесса;
- формирование основной текстовой части и других приложений к Технологическому процессу на основе данных, соответствующих выбранному варианту технологии работы станции (нормативного план-графика).
Изменение Технологических процессов действующих грузовых и межгосударственных передаточных станций осуществляется в следующей последовательности:
- анализ структуры вагонопотоков, недостатков и барьерных мест в работе станции за прошедший период;
- выработка технологических решений, позволяющих достичь целевые параметры эксплуатационной работы;
- технико-экономическое обоснование принятых решений;
- формирование основной текстовой части и приложений к Технологическому процессу.
7. Перечень представляемых в Технологическом процессе графиков обработки составов поездов и групп вагонов должен охватывать все существующие варианты последовательностей и параметров (нормы времени, исполнители) операций, осуществляющихся на станции от момента прибытия (в том числе с примыкающих путей необщего пользования и путей, находящихся в ведении другого структурного подразделения) до момента отправления (подачи на пути необщего пользования или пути, находящиеся в ведении другого структурного подразделения). В обоснованных случаях по отдельным операциям графиков в соответствующих пунктах или примечаниях к графикам Технологического процесса даются более детализированные текстовые пояснения (например, «техническое обслуживание с пролазкой» или «техническое обслуживание без пролазки»).
В рамках представляемых в Технологическом процессе графиков обработки составов и отдельных групп вагонов должны быть отображены все операции, выполняемые работниками станции на станционных железнодорожных путях общего пользования, примыкающих железнодорожных путях необщего пользования и путях, находящихся в ведении других структурных подразделений.
В необходимых случаях для однозначной трактовки принадлежности исполнителя операции к конкретному структурному подразделению ОАО «РЖД» или другой организации в графе «Исполнитель» графиков обработки составов поездов и отдельных групп вагонов указывается сокращенное наименование соответствующего подразделения (организации).
Все графики обработки транзитных поездов должны начинаться с операции «Прибытие» (или с других подготовительных операций, выполняемых до прибытия поезда и непосредственно связанных с обработкой соответствующего поезда) и заканчиваться операцией «Отправление».
В необходимых случаях, на представляемых графиках обработки поездов могут быть указаны номера (интервалы номеров) поездов и/или длины обрабатываемых составов по прибытию и/или отправлению.
Все операции графиков обработки поездов и составов с грузовыми вагонами группируются по элементам простоев (см. графики обработки поездов раздела 4 Типового технологического процесса) в соответствии с требованиями раздела «12. Методика расчета норм времени нахождения грузовых вагонов на станции». Каждая такая группа операций должна начинаться с операции, по началу выполнения которой вагоны переходят в соответствующий элемент простоя. Операции, выполняемые до момента прибытия и после момента отправления поезда, выделяются на графиках в отдельные группы «до прибытия» и «после отправления» соответственно.
Указываемые на графиках обработки поездов и групп вагонов нормы времени выполнения технологических операций, связанных с движением, должны соответствовать поездам и группам вагонов нормативной составности и наиболее часто используемым маршрутам. При существенных отличиях норм времени выполнения операций по различным составам / группа вагонов (например, при выделении дифференцированных норм) и/или по различным станционным маршрутам должны представляться отдельные графики или примечанием к одному графику должен указываться интервал или перечень норм времени выполнения соответствующей операции с необходимыми пояснениями.
Графики обработки составов поездов, отдельных групп вагонов в Типовом технологическом процессе приводятся в качестве примера исключительно в целях установления требований к форме их представления. Перечень графиков, состав, последовательность, исполнители и нормы времени выполнения технологических операций на графиках обработки поездов и групп вагонов (в том числе количество графиков) в Технологических процессах конкретных станций формируются индивидуально в соответствии с местными условиями, существующими техническими и программно-информационными средствами, структурой и объемами работы, принятыми технологическими особенностями и требованиями действующих руководящих документов.
8. Все нормы времени, регламентируемые Технологическим процессом, должны быть округлены до целых минут в большую сторону.
9. Основная часть и приложения к Технологическому процессу должны быть сформированы на листах формата А4 в ориентации, использованной в Типовом технологическом процессе. Формат и расположение отдельных листов приложений к Технологическому процессу (схема путевого развития станции в рыбках, схема управления работой станции, нормативный план-график работы станции) не регламентируются.
Все графики (обработки поездов и групп вагонов, работы горки, план-график работы станции), схемы и рисунки Технологического процесса должны размещаться на отдельных листах (не более одного изображения на одной странице).
Каждое из приложений к Технологическому процессу должно иметь отдельную нумерацию страниц. В содержание (оглавление) основной части Технологического процесса по приложениям включается только раздел «11. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИЛОЖЕНИЙ». Каждое отдельное приложение в содержании основной части Технологического процесса не указывается.
Все требования по форме представления основной текстовой части и приложений Технологического процесса, актов изменений и отметок о выверке должны соответствовать действующим требованиям к оформлению ТРА, реализованным в рамках АС ТРА.
10. Основная часть и каждое из приложений к Технологическому процессу проходят процессы согласования, утверждения, изменения и выверки отдельно. Перечень должностных лиц, утверждающих и согласующих каждое из приложений к Технологическому процессу определяется должностным лицом, утверждающим основную часть Технологического процесса. Должностное лицо, утверждающее основную часть Технологического процесса, установлено (пункт 5.4).
11. Основная часть Технологического процесса станции согласовывается:
- начальником ДЦС;
- начальниками дистанций пути, сигнализации, централизации и блокировки, электроснабжения;
- начальниками эксплуатационных депо: локомотивного и вагонного (и/или пассажирского вагонного) депо;
- начальником механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций (в случае ее работы на станции);
- начальниками или заместителями начальников дирекций по управлению терминально-складским комплексом (в случае работы их подразделений на станции), тяги и инфраструктуры;
- начальником или заместителем начальника регионального ИВЦ;
- начальниками или заместителями начальников дирекций мотор-вагонного подвижного состава и скоростного сообщения (при обработке соответствующих поездов на станции).
Основные части Технологических процессов всех станций, на которых осуществляются операции по взаимодействию с клиентурой в части грузовой и коммерческой работы, согласовываются начальниками соответствующих ЛАФТО.
Требования охраны труда в Технологическом процессе, согласовывают со специалистом охраны труда структурного подразделения и дополнительно в ДЦС и Д – начальником отдела (сектора), в чьем функциональном подчинении находятся специалисты по охране труда.
В соответствии с основные части и Приложения № 3 «Нормативный план-график работы станции» Технологических процессов станций формирования и оборота пассажирских поездов, а также осуществляющих прицепку и/или отцепку пассажирских вагонов от транзитных пассажирских поездов согласовываются с начальниками пассажирского вагонного депо (вагонных участков), начальниками или заместителями начальников филиалов ОАО «ФПК».
12. Изменения в Технологический процесс вносятся при изменении технологии работы станции в рамках требований Типового технологического процесса. Решение о начале работ по согласованию изменений в Технологический процесс принимает ДС или вышестоящие руководители Д. Изменения Технологического процесса осуществляются посредством оформления актов изменений.
После разработки новых графика движения и плана формирования поездов и до ввода их в действие в Технологический процесс должны быть внесены все необходимые изменения.
Изменения по требованиям актов различных проверок допускается вносить только при определении факта несоответствия содержания Технологического процесса конкретным пунктам ПТЭ, ТРА, Типового технологического процесса и других действующих руководящих документов.
Согласование и утверждение актов изменений осуществляется аналогично согласованию и утверждению основной части и приложений Технологического процесса должностными лицами, причастными к вносимым изменениям. В случаях разногласий, решение о причастности согласующего должностного лица к вносимым изменениям принимает должностное лицо, утверждающее основную часть Технологического процесса.
Переработка с переутверждением основной части и/или приложений Технологического процесса осуществляется после переработки с переутверждением Типового технологического процесса или в случае существенных изменений технологии работы станции по согласованию с главным инженером или заместителем главного инженера ЦД. Изменения кадрового состава руководителей, согласовывающих и утверждающих Технологический процесс, не являются основанием для его переработки и переутверждения.
13. Сроки рассмотрения проектов разработанных и измененных Технологических процессов (включая приложения) не должны превышать 5 рабочих дней с момента официального направления документов на согласование (утверждение). По истечении указанного периода в адрес начальника железнодорожной станции должны быть официально направлены согласованные (утвержденные) проекты документов или полный перечень конкретных и обоснованных замечаний, после устранения которых Технологический процесс может быть повторно рассмотрен и согласован (утвержден).
14. Полная выверка содержания (проверка актуальности положений) Технологического процесса (включая все приложения) в электронном и бумажном видах, копий и выписок из Технологического процесса производится ДС ежегодно по его состоянию на дату ввода в действие графика движения поездов. Все операции по выверке основной части и приложений Технологического процесса должны быть закончены не позднее даты ввода в действие графика движения поездов.
В процессе выверки должно быть проверено соответствие основной части и приложений Технологического процесса фактической технологии работы станции, наличие необходимых изменений.
В бумажных экземплярах Технологического процесса, копиях и выписках на рабочих местах станции и других подразделений делается отметка о выверке, заверенная подписью ДС или (при распечатке Технологического процесса из АС ВТП с соответствующей отметкой о выверке) начальника соответствующего подразделения. Конкретный порядок выверки копий Технологического процесса в других подразделениях устанавливается должностным лицом, согласующим Технологический процесс со стороны соответствующего подразделения.
15. Первый экземпляр основной части и всех приложений Технологического процесса (включая их акты изменений) в бумажном виде хранится у ДС. Заверенные ДС выписки из Технологического процесса должны находиться на рабочих местах станции.
Второй экземпляр основной части и всех приложений Технологического процесса (включая их акты изменений) хранится в отделе ДЦС, в ведении которого находится работа по разработке Технологического процесса.
16. Утвержденные основная часть, приложения и акты изменений Технологического процесса вступают в действие:
- до внедрения АС ВТП: на 2 календарный рабочий день с даты утверждения соответствующего документа, при этом ДС обеспечивает своевременное получение причастными структурными подразделениями и организациями соответствующих письменных уведомлений за своей подписью;
- после внедрения АС ВТП: с ближайшего календарного рабочего дня, следующего за датой, соответствующей переводу документа в АС ВТП в категорию «действующий». Программные средства АС ВТП обеспечивают своевременную автоматическую рассылку соответствующих уведомлений на заблаговременно предоставленный структурными подразделениями и организациями перечень адресов электронной почты. Своевременный контроль получения электронных уведомлений обеспечивают причастные структурные подразделения и организации.
При этом руководитель структурного подразделения своевременно формирует приказ (распоряжение) о вводе в действие соответствующей технологической документации, в котором отражается период на ознакомление и, при необходимости, техническую учебу (в первую очередь – работников, вступающих в ближайшие смены). Указывается дата начала (новой) и отмены (старой – при наличии) действия соответствующих редакций технологической документации.
17. В каждом причастном (перечень определяется должностным лицом, утверждающим основную часть Технологического процесса) структурном подразделении должна вестись специальная книга ознакомления работников с Технологическим процессом «Книга ознакомления с Технологическим процессом работы станции ______ (указывается наименование) и приложениями к нему» (оформляется в произвольной форме). В книгу своевременно вносятся:
- данные по документу, с которым произведено ознакомление;
- должность (профессия), наименование структурного подразделения, ФИО, дата ознакомления и подпись ознакомленного работника.
Ведение книги ознакомления с Технологическим процессом обязательно на причастных структурных подразделениях хозяйств, участвовавших в согласовании Технологического процесса.
При вступлении основной части и/или приложений Типового технологического процесса в действие своевременное ознакомление работников (в первую очередь - вступающих в ближайшие рабочие смены) обеспечивают руководители структурных подразделений после получения соответствующих уведомлений. ДС обеспечивает своевременное ознакомление работников станции без получения уведомления.

10.1 Информация о подходе грузовых поездов и грузов

Информация о подходе поездов и грузов, ее качество – основа оперативного планирования и регулирования работы железнодорожной станции. На основе информационной базы составляется план работы станции по расформированию и формированию составов; устанавливается очередность подачи вагонов к грузовым фронтам и т.д.

Станция получает и передает два вида информации: предварительную и точную.

Предварительную информацию руководство получает из территориального регионального центра вместе с заданием на смену. Предварительная информация содержит данные о предстоящем прибытии поездов и вагонов на 12 часов вперед с каждого направления с выделением вагонов, следующих под выгрузку на данную станцию. Периодически через каждые 4-6 часов инженер информационной группы территориального регионального центра передает маневровому диспетчеру станции следующую информацию: номер поезда, индекс поезда, количество вагонов, предполагаемое время прибытия на станцию. По окончании приема информации от территориального регионального центра маневровый диспетчер получает телеграмму-натурный лист на поезд, следующие в адрес станции.

Телеграмма-натурный лист составляется на основании натурного листа поезда и содержит в закодированном виде данные о поезде и о каждом вагоне.

Точная информация поступает по каналам связи в виде телеграммы-натурного листа и передается с последней сортировочной станции, где поезд прошел техническую обработку.

Маневровый диспетчер в течении всей смены получает с сортировочной станции информацию о прибытии на эту станцию поездов, на которые получена информация, согласовывает с ДСП сортировочной станции и поездным диспетчером время отправления поезда с сортировочной станции и выверяет телеграмму-натурный лист на поезд.

Выверив телеграмму-натурный лист, маневровый диспетчер дает распоряжение приемосдатчику приступить к предварительной информации грузополучателей, экспедиторов и приемосдатчиков складов в целях своевременной подготовки механизмов и работников для выполнения операций по приему, обработке и выгрузке вагонов.

В процессе передачи информации грузополучателям и экспедиторам приемосдатчик при маневровом диспетчере ведет «Книгу прибытия и уведомления».

10.2 Технология работы грузовой станции по приему и отправлению передаточных поездов

Получив сообщение с соседней станции об отправлении поезда, ДСП информирует работников станционного технологического центра, пунктов технического обслуживания и коммерческого осмотра о номере поезда, пути и времени его прибытия.

Производится обработка состава по прибытии, которая включает в себя:

Ø контрольную проверку состава, приём перевозочных документов от локомотивной бригады и сверку их с натурным листом;

Ø технический и коммерческий осмотры вагонов.

После остановки поезда и отцепки поездного локомотива состав ограждается для проведения технического и коммерческого осмотров. При осмотре выявляются вагоны с техническими неисправностями и применяется их пригодность под сдвоенные операции.

По окончании проведения технического и коммерческого осмотров начинается маневровая работа по расформированию поезда, подаче вагонов под грузовые операции. Руководит данными операциями ДСЦ либо дежурный по станции.

Маневровая работа по расформированию поезда представляет собой расстановку вагонов по путям сортировочного парка в соответствии с сортировочным листом (листком накопления вагонов). Для расформирования используется сортировочное устройство, имеющееся на станции (вытяжные пути). Подборка вагонов по пунктам подачи происходит с таким расчетом, чтобы обеспечивалась минимальная затрата времени и маневровых средств на подачу и расстановку вагонов на погрузочно-разгрузочные фронты.

Для обеспечения равномерной грузовой работы станции в течение суток и рационального использования погрузочно-разгрузочных механизмов и устройств подача вагонов на грузовые фронты осуществляется по внутристанционному графику, а на железнодорожные пути необщего пользования порядком, предусмотренным в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или на подачу и уборку вагонов.

Подачу вагонов выполняет составительская бригада по распоряжению маневрового диспетчера (дежурного по станции). Время подачи отмечается в Памятке приемосдатчика формы ГУ-45 (ведомости подачи и уборки вагонов).

Порожние вагоны по путям погрузки расстанавливаются с таким расчетом, чтобы по окончании грузовых операций и уборки груженных вагонов маневровая работа по формированию выполнялась с минимальной затратой времени.

Нормы времени на расформирование, подборку вагонов в группы, подачу на грузовые фронты устанавливают расчетным путем в соответствии с Типовыми нормами времени на маневровые работы, выполняемые на железнодорожном транспорте, и проверяются хронометражными наблюдениями.

Прежде чем произвести операции по формированию и отправлению передаточного поезда, необходимо произвести манёвры, связанные с уборкой вагонов с погрузочно-разгрузочных пунктов, которыми также как и при подаче руководит маневровый диспетчер (дежурный по станции).

Уборка вагонов с грузовых фронтов мест общего пользования осуществляется по внутристанционному графику, а с подъездных путей порядком, предусмотренным в договорах на обслуживание железнодорожных путей необщего пользования.

Уборку осуществляет составительская бригада под руководством маневрового диспетчера (дежурного по станции). Время уборки вагонов отмечается в Памятке приемосдатчика формы ГУ-45 (ведомости подачи и уборки вагонов).

После окончания грузовых операций приемосдатчики информируют маневрового диспетчера о готовности вагонов к уборке. В свою очередь маневровый диспетчер дает указание составителю поездов об их уборке с грузового пункта.

Маневровый диспетчер, руководствуясь планом отправления поездов, дает задание составителю поездов на формирование или на окончание формирования очередного состава с указанием времени окончания формирования и отправления поезда, одновременно дается указание работникам станционного технологического центра обработки поездной информации и перевозочных документов (СТЦ) на составление натурного листа и подборку документов. Об окончании формирования состава составитель поездов докладывает маневровому диспетчеру.

Если договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего

Пользования на грузоотправителя или грузополучателя возложено формирование порожних или груженых составов по плану формирования, эти работы выполняются на железнодорожном пути необщего пользования маневровыми средствами и составительской бригадой предприятия. Работники станции при этом контролируют соблюдение правил формирования при приеме вагонов с путей необщего пользования.

Далее маневровый диспетчер в соответствии с планом отправления поездов дает задание составителю поездов на перестановку сформированного состава в этот парк с указанием пути этого парка и времени отправления поезда.

Нормы времени на уборку вагонов с грузовых фронтов на станционные пути, формирование составов устанавливаются расчетным путем в соответствии с Типовыми нормами времени на маневровые работы, выполняемые на железнодорожном транспорте, и проверяются хронометражными наблюдениями.

Обработка состава по отправлению включает следующие операции:

Ø технический осмотр;

Ø коммерческий осмотр;

Ø прицепку поездного локомотива;

Ø осмотр и опробование автотормозов;

Ø вручение перевозочных документов локомотивной бригаде (под расписку машинисту поездного локомотива в запечатанном виде.);

Ø отправление поезда.

Дежурный по станции предъявляет состав к техническому и коммерческому осмотрам, указывая руководителям пунктов осмотра номер пути, число вагонов в поезде, номера головного и хвостового вагонов и время отправления.

Закончив технический и коммерческий осмотры, работники, участвующие в них, стирают все нанесенные ими меловые надписи. Старший осмотрщик вагонов, убедившись в окончании технического обслуживания, уведомляет дежурного по станции о технической готовности состава к отправлению. При прицепке поездного локомотива осмотрщики совместно с локомотивной бригадой опробуют автотормоза.

Перевозочные документы на отправление поезда вручаются под расписку машинисту поездного локомотива в запечатанном виде.

10.3 Организация приема и отправления маршрутов

Маршруты, прибывшие на станцию обрабатываются следующим образом:

Дежурный по станции получает от соседней станции сообщение об отправлении поезда и информирует работников СТЦ, ПТО, ПКО о номере, времени прибытии и т.п.

По прибытии производится отпуск тормозов и отцепка поездного локомотива и закрепление состава.

После перевозочные документы на прибывший поезд передаются в СТЦ, происходит сверка документов. Работники служб ПТО и ПКО осуществляют соответствующие виды осмотров.

Маршруты, которые будут отправляться с данной грузовой станции обрабатываются в данном порядке:

В первую очередь происходит согласование пути перестановки в парк отправления. Следующей операцией является информирование работников, ПТО, ПКО. В это же время происходит оформление натурного листа поезда, контрольная проверка состава по составленному листу, и пересылка документов в парк отправления.

Сразу после всех видов осмотра происходит прицепка поездного локомотива и снятие ограждения, опробование тормозов, навешивание хвостовых сигналов, вручение перевозочных документов машинисту и отправление поезда.

Грузовыми называются станции, основным назначением которых является массовая погрузка и выгрузка вагонов. На таких станциях перерабатывают как местные грузы, отправляемые из данного пункта или прибывшие в него, так и транзитные, передаваемые с железной дороги на другие виды транспорта. Кроме основных операций по погрузке и выгрузке вагонов на грузовых станциях производят технические и коммерческие операции. Техническая работа заключается в приеме, расформировании прибывших и формировании отправляемых поездов, подаче и уборке вагонов с грузовых пунктов, техническом обслуживании составов и ремонте вагонов, подготовке вагонов под погрузку. Коммерческие операции состоят в приеме и выдаче грузов, их временном хранении, оформлении документов о приеме грузов и надежных расчетах, в оформлении перевозочных документов, которые следуют вместе с грузом.

Для выполнения перечисленных операций на грузовых станциях имеются: соответствующее путевое развитие в виде парков – приема, сортировочного и отправления (или сортировочно-отправочного), вытяжных путей и горок, грузовых путей и прочее; закрытые склады, крытые и открытые площадки, контейнерные площадки, вагонные весы, устройства для механизации погрузочно-разгрузочных работ, льдопункты для снабжения вагонов-ледников и другие грузовые устройства, технические и товарные конторы и технические помещения. Все грузовые устройства на станциях объединены и образуют крупные грузовые дворы. К грузовым станциям обычно примыкает ряд подъездных путей промышленных предприятий, на которых производят грузовую работу значительного объема.

Грузовые станции подразделяют на станции общего и необщего пользования. Грузовые станции, которые обслуживают население и предприятия, не имеющие подъездных путей, называют станциями общего пользования. Одновременно они обслуживают и предприятия с подъездными путями. Грузовые станции, обслуживающие только подъездные пути промышленных предприятий, являются станциями необщего пользования.

На станциях общего пользования перерабатывают (принимают для погрузки и выгрузки), как правило, все виды грузов. Но имеются грузовые станции, специализированные по родам грузов (нефтеналивные, углепогрузочные, лесопогрузочные, элеваторные, контейнерные и др.). различают еще портовые станции, обслуживающие крупные порты, и перегрузочные станции, предназначенные для перегрузки грузов из вагонов железных дорог широкой колеи в вагоны железных дорог узкой колеи и наоборот.

Грузовые станции бывают тупиковые и сквозные. Станционные парки приема, сортировки и отправления (или сортировочно-отправочные) расположены последовательно или параллельно. Грузовые дворы относительно парков размещены также последовательно и параллельно. Работа грузовых станций организована в соответствии с «Типовым техническим процессом работы грузовой станции». Прибывающий на станцию поезд принимают в парк приема, где проводят списывание состава, его техническое обслуживание и коммерческий осмотр, прием документов от локомотивной бригады, проверяют и размечают натурный лист, указывая пункты подачи вагонов. Если поезд следует на подъездной путь, то выполняют операции по его передаче. Затем по указанию дежурного по станции, а на больших станциях – маневрового диспетчера составитель расформировывает состав и одновременно подбирает вагоны в группы по фронтам погрузки-выгрузки.

Все операции планируют и организуют таким образом, чтобы вагоны как можно меньше времени находились на грузовой станции.

На многих станциях все операции по погрузке и выгрузке осуществляют механизмами и средствами самой железной дороги. Ввозят и вывозят грузы не сами получатели и отправители, а как правило, автомобильно-экспедиционная организация, обслуживающая грузовладельцев, не имеющих железнодорожных подъездных путей. Основную массу грузов вывозят со станции централизованно; применяют выгрузку некоторых грузов не на склад, а непосредственно из вагона в автомобиль, или, как принято говорить, по прямому варианту. Нередко также грузят вагоны непосредственно с автомобилей.

Крупные подъездные пути обслуживают в соответствии с единым технологическим процессом работы станции и данного подъездного пути, в котором предусмотрено взаимное согласование операций с вагонами и грузами.

Техническая характеристика станции

Станция Джетыгара – грузовая, 2 класса, расположена на не электрофицированном участке Тобол – Джетыгара оборудованном путевой, однопутной, релейной, полуавтоматической блокировкой.

Таблица 1

Путевое развитие станции:

№ п/п Наименование пути Полезная длина в метрах Номера стрелок ограничивающие путь Вместимость в условных вагонах
Главный для приема нечетных и отправления четных, пассажирских и грузовых поездов. 35,32 73/40
Для приема нечетных и отправления четных, грузовых и пассажирских поездов, в том числе длинносоставных. 35,32 73/40
Для приема нечетных, отправления четных грузовых поездов, для приема – отправления поездов с АО «Костанайские минералы» 33,20 33,24 27,26 27,26
Сортировочные для приема передач с АО «Костанайские минералы» 39,36 39,36 41,38 41,38
Путь ПТО 28,упор
Экипировочный 101,102
Ходовой 3,103
Для отстоя снегоуборочной техники 5,упор
Путь поворотного треугольника 103,упор
103,упор
105,104

На станции электрическая централизация стрелок и сигналов:

В четной горловине стр. – 17

В нечетной горловине стр. – 18

Сигналов включенных в централизацию – 48

Стрелки - №44, №40, №43, №45, №121, №101, №102,№103, №104,№105 нецентрализованные переводит составитель поездов, уход и содержание возложен на работников ПЧ – 34.

Станция оборудована поездной, парковой громкоговорящей и маневровой радиосвязью. .

Для производства маневровой работы – имеется локомотив ТЭМ2, оборудованный радиосвязью с ДСП и составительской бригадой. Кроме маневровой работы по станции Джетыгара ТЭМ2 обслуживает еще и станцию Денисовка.

Станция осуществляет прием и отправление поездов, подачу и уборку вагонов к грузовым фронтам, посадку и высадку пассажиров, расформирование вывозных поездов со станции Тобол и подформирование из вагонов передач под погрузку АО «Костанайские минералы» и других.

Для освещения станции установлено:

РКУ – 400 – 11 шт.

ДКСТ – 20000 – 5 шт.

На станции имеется:

ПД – 12 относящийся к Тобольской дистанции пути, обслуживающий участок пути.

КПТО – относящийся к Костанайскому эксплуатационному вагонному депо (ВЧДЭ – 19), производит технический осмотр поездов и вагонов.

НУП – относящийся к ШЧ – 26, который обслуживает устройства СЦБ на участке Тобол – Джетыгара.


2 Расчет массы и длины состава грузового поезда

2.1 Определение массы состава грузового поезда

Расчет массы состава грузового поезда ведется по формуле:

Тонн. (2.1)

где: - расчетная сила тяги локомотива при расчетной скорости;

Р л - расчетная масса локомотива

Основное удельное сопротивление движению локомотива при расчетной скорости в кгс/тс, определяемое по формуле:

1,9 + 0,01 + 0,0003 , кгс/тс (2.2)

Расчет по формуле (2.2):

1,9 +0,01 23,4 + 0,0003 (23,4) 2 = 2,298 кгс/тс

Основное удельное средневзвешенное сопротивление движению состава при расчетной скорости, которое определяется по формуле:

Кгс/тс (2.3)

где - количественное соотношение 4-хосного вагона в составе соответственно на подшипниках скольжения и качения (0,8; 0,2);

Доля четырех- и восьмиосных вагонов в составе, которая вычисляется по выражениям: .

(2.4)

где: - количественные соотношения соответственно 4,8-осных вагонов в составе, (0,83; 0,17)

Для определения основного удельного сопротивления движению состава вычисляем следующие формулы:

Для груженых 4-хосных вагонов на роликовых подшипниках.

, кгс/т (2.5)

Для груженых 8-осных вагонов

, кгс/т (2.6)

где q 0 - погрузка от оси вагона на рельсы, в т/ось

Расчет по формуле (2.7, 2.8)

тс/ось

тс/ось

Расчет по формуле (2.5, 2.6)

Подставляя полученные значения в формулу (2.3), получим средневзвешенное удельное основное сопротивление движению состава

Для получения массы состава в исходную формулу (2.1) подставляются значения и

2.2 Определение количества вагонов в составе груженого поезда

Для определения длины поезда необходимо вычислить число вагонов в составе, которое определяется по формуле:

, вагонов (2.9)

Устанавливаем фактическую массу состава:

2.3 Определение длины груженого поезда

Длина поезда из груженых вагонов определяется по формуле:

, м (2.10)

где - длина локомотива в м, для тепловоза 2Т10М, =34 м.

Длина состава в м;

9 - запас длины на неточность установки поезда.

2.4 Установление полезной длины приемоотправочных путей станции

По полученной длине поезда устанавливается (проверяется) длина приемоотправочных путей станции по условию . Значение в зависимости от длины поезда принимается типовое: 850, 1050, 1250 м.

По расчету длина состава груженого поезда составила м. Поэтому стандартная длина станционных путей принята м.

2.5 Определение массы состава по длине станционных путей

Масса поезда, соответствующая полному использованию полезной длины станционных путей, определяется по формуле:

где - погонная погрузка вагонов на путь, тс/м определяется

Тс/см (2.13)

тс/м

= [ 1050 - (34+10) ] 5,15= 5129,4 тс

Это наибольшая масса поезда по длине станционных путей, которая может быть использована для формирования тяжеловесных поездов. .

2.6 Определение количества вагонов в составе порожнего поезда

Количество вагонов в составе порожнего поезда определяется из условий полной вместимости приемоотправочных путей станции по формуле:

, ваг (2.14)

где - средняя длина одного физического вагона, определяемая по формуле:

, м (2.15)

м

вагонов

2.7 Проверка массы состава на трогание с места

Проверка массы состава на трогание с места на остановочных пунктах по формуле:

- , т (2.16)

где: - крутизна наибольшего уклона на остановочных пунктах заданного

участка ‰, = 0 ‰;

Сила тяги локомотива при трогании с места;

Удельное сопротивление состава при трогании с места, определяемое по формуле:

Для вагонов на подшипниках качения

Кгс/тс (2.17)

Расчет по формуле (2.17):

кгс/тс

кгс/тс

Кгс/тс (2.18)

где - количественное соотношение вагонов соответственно на подшипниках скольжения и качения.

Расчет по формуле (2.18):

Подставляя полученное значение , получим

т

Полученная масса состава отвечает условию > , следовательно, поезд может останавливаться на всех раздельных пунктах участка.


3 Технология обработки поездов

3.1 Обработка поездов по прибытию на станцию

Станция Джетыгара – обрабатывает маршрутные, вывозные поезда, передаточные поезда с подъездных путей и поезда из вагонов своего формирования. Пользуясь точной информацией, дежурный по станции заблаговременно определяет объем работы, подготавливает маневровый локомотив. Перед прибытием поезда дежурный по станции по громкоговорящей связи извещает работников пункта контрольно – технического обслуживания вагонов (ПКТО), приемосдатчиков станции и комбината, работников технической конторы о подходе поезда, указывая номер поезда, время и путь приема поезда. Получив извещение о подходе поезда осмотрщики – ремонтники заблаговременно выходят на путь приема поезда для встречи поезда «сходу». Встреча поезда «сходу» производится для выявления неисправностей ходовых частей и тормозов во время движения. После отцепки поездного локомотива и ограждения состава, осмотрщики – ремонтники приступают к техническому обслуживанию вагонов. В процессе технического осмотра осмотрщики – ремонтники проверяют состояние всех частей вагонов, выявляют неисправности и сами производят необходимый ремонт в основном по кузовам. На вагонах подлежащих ремонту с отцепкой от поезда, осмотрщик наносит установленную технологическим процессом разметку, сообщает об отцепках по телефону ДСП и выписывает уведомление формы ВУ – 23 в двух экземплярах, один вручается дежурному по станции, и делает соответствующую запись в книге предъявления вагонов к техническому осмотру ВУ – 14. При выполнении сдвоенных операций, во избежание излишней маневровой работы, пригодность вагона под погрузку после выгрузки устанавливается до подачи вагона под погрузку. В этих случаях осмотрщик вагонов производит осмотр ходовых частей, буксового узла, рамы, тормозов, автосцепки и наружный осмотр кузова и крыши, а внутренний осмотр кузова вагона и окончательное определение годности вагона к погрузке – приемосдатчик, производивший погрузку груза в данный вагон. Технический осмотр вагонов, предназначенных для погрузки легкогорючих и особо ценных грузов, производится только в порожнем состоянии. По окончании обработки прибывший поезд расформировывается. Вагоны, назначением комбинату отставляются на один из приемосдаточных путей для накопления на передачу комбинату. Вагоны, требующие отцепочного ремонта, подаются на специализированный путь для производства ремонта. Обработка порожних маршрутов под погрузку асбоотходов (кольцевых) по прибытию производится одновременно с приемосдаточными операциями на подъездной путь комбинату. Порядок и нормы времени на отдельные операции обработки поездов по прибытию приведены в графиках №1, №2. Расформирование производится осаживанием. Разъединение автотормозных рукавов и их подвеска производится составительской бригадой. .

3.2 Технологическая обработка пассажирского (пригородного) поезда

На станции осуществляется посадка и высадка пассажиров на пригородный поезд Костанай – Джетыгара. Для обслуживания пассажиров на станции имеется пассажирское здание и помещение для хранения багажа.

Билетная касса работает ежедневно. Продажа билетов производится предварительная и суточная. Пассажирский поезд принимается и отправляется со специальных путей, согласно ТРА станции.

Перед прибытием пригородного поезда ДСП заблаговременно извещает о пути его приема осмотрщикам вагонов станции. Маршрут ДСП готовит на второй путь станции, если возникает необходимость, то согласно ТРА станции на 1 путь. По прибытию состав закрепляет сигналист, затем локомотив обгоняется под состав. Количество вагонов и их номера записываются в книге ВУ-14.

График 3.1

Обработка поезда, прибывшего в расформирование

Наименование операций До прибытия Время в минутах Исполнитель
ДСП ДСП Осмотрщик вагонов, оператор, приемосдатчики, сигналист. Сигналист Пом. машиниста тепловоза Оператор тех.конторы Приемосдатчик Оператор тех.конторы Осмотрщики вагонов Оператор тех.конторы

Общая продолжительность – 40 минут

График 3.2

Обработка порожнего маршрута, прибывшего для подачи на подъездной путь АО «Костанайские минералы» под погрузку асбоотходов.

Наименование операций До прибытия Время в минутах Исполнитель
1. Согласование пути приема поезда. 2. Извещение работникам тех.контор, ПКТО, о времени и пути прибытия поезда. 3. Выход на путь приема работников, участвующих в обработке поезда по прибытию. 4. Закрепление состава торм.башмаками. 5. Отцепка поездного локомотива от состава. 6. Получение документов и доставка их в тех.контору. 7. Техническое обслуживание и устранение неисправностей. 8. Коммерческий осмотр состава. 9. Проверка состава по натурному листу прибывшего поезда. 10. Приемо-сдаточные операции 11. Прицепка локомотива комбината, проба тормозов.

5 ДСП ДСП Осмотрщик вагонов, оператор, приемосдатчики, сигналист Сигналист Пом. машиниста тепловоза Оператор тех.конторы Осмотрщики вагонов Приемосдатчик Оператор тех.конторы Приемосдатчики станции и комбината Пом.машиниста, осмотрщик вагонов.

График 3.3

Обработка поезда своего формирования из местных вагонов по отправлению со ст. Джетыгара

Наименование операций До прибытия Время в минутах Исполнитель
1. Согласование пути отправления поезда. 2. Перестановка состава на путь отправления. 3. Контрольная проверка состава с натуры. 4. Оформление натурного листа, подборка документов. 5. Технический осмотр состава и обслуживание вагонов. 6. Конвертование документов и вручение машинисту поезда. 7. Прицепка поездного локомотива. 8. Уборка торм. башмаков 9. Проба тормозов и отправление.

Общая продолжительность – 50 минут

График 3.4

Обработка маршрутов, сформированных на подъездном пути ст. Джетыгара

Наименование операций До прибытия Время в минутах Исполнитель
1. Согласование пути приема поезда. 2. Извещение работникам тех.контор, ПКТО, о времени и пути прибытия поезда. 3. Выход на путь приема работников, участвующих в обработке поезда. 4. Закрепление состава торм.башмаками. 5. Отцепка локомотива комбината от состава. 6. Проверка состава по натурному листу, списывание состава и оформление натурного листа. 7. Доставка документов в тех.контору. 8. Техническое обслуживание вагонов прибывшего поезда. 5 2 ДСП ДСП Осмотрщик вагонов, оператор, приемосдатчики, сигналист Сигналист Лок. бригада Оператор тех.конторы Оператор тех.конторы Осмотрщики вагонов

Общая продолжительность – 30 минут


4 Информация о подходе поездов. Оперативное планирование и управление работой станции

4.1 Структура оперативного руководства станции с указанием должностных прав и обязанностей


Рисунок 4.1 Схема оперативного руководства станции Джетыгара

Грузовая станция является линейным предприятием железной дороги по организации перевозок грузов и непосредственно подчиняется отделению перевозок. Руководят всей деятельностью ст.Джетыгара начальник станции и по установленному распределению обязанностей заместитель начальника станции (Зам. ДС). .

Разработку и внедрения технологического процесса работы станции Джетыгара, передовых методов труда, проведения мероприятий по рациональному использованию технических средств, обеспечения безопасности движения поездов и техники безопасности, а также анализ работы станции осуществляет – Заместитель начальника станции. Оперативное руководство работой станции, контроль за выполнением суточных и сменных планов, организацией грузовой и коммерческой работы, обработки поездов, вагонов по технологическому процессу возложено на Зам. ДС и сменных руководителей дежурных по станции. Распоряжение дежурного по станции по обеспечению своевременного и безопасного приема и отправления поездов, выполнению маневровых и грузовых операций, а также рациональному использованию технических средств, являются обязательными для работников всех служб, связанных с подготовкой, приемам, отправлением поездов, грузовой и коммерческой работы. Для обеспечения слаженности в работе по выполнению сменного плана, взаимной заинтересованности всех работников в повышении производительности труда, на станции организованы единые смены, руководителем которого является дежурный по станции. В состав смен входят работники служб участвующие в обработке поездов и вагонов, движения, грузовой, сигнализации и связи, локомотивного и вагонного хозяйств.

Дежурный по станции в процессе работы обеспечивает:

· Составление совместно с поездным диспетчером плана отправления поездов;

· Выполнения сменного плана по приему, отправлению;

· Выполнения технологических норм по обработке поездов и вагонов, сокращения общего времени нахождения вагонов на станции;

· Своевременную обработку грузовых пунктов по подаче, уборке местных вагонов, выполнение грузовых операций;

· Постоянный контроль за соблюдением работниками станции требований безопасности движения, техники безопасности при производстве маневровой работы;

· Применение передовых методов труда;

· Эффективное использование технических средств станции, путевого развития, маневрового локомотива, средств СЦБ и связи.

К концу дежурства дежурный по станции должен создать вступающей смене условия для нормальной работы, в том числе: обеспечить наличие свободных путей для беспрепятственного приема поездов, подготовить сортировочные пути для расформирования очередных составов, в соответствии с оперативным планом и графиком движения подготовить группы вагонов для отправления и для подачи к грузовым фронтам в начале смены.

4.2 Оперативное планирование работы станции. Виды оперативных планов, периодичность их составления

Оперативное планирование работы станции осуществляется с целью выполнения задания по приему, расформированию и формированию, отправлению поездов и вагонов, в том числе порожних вагонов по регулировке, погрузке и выгрузке, а также выполнении графика движения и в целом плане формирования поездов и вагонов и основных, качественных показателей работы.

Суточный план работы станции разрабатывается отделением перевозок и передаются на станцию за 3 часа до начала планируемых суток. Он содержит следующие данные: общее количество поездов, подлежащих приему на станцию разборочных поездов, общее количество поездов, которые должны быть отправлены со станции на канун направлений с указанием количества поездов своего формирования, задание по отправлению порожних вагонов в регулировку с указанием направления следования и рода подвижного состава, размера погрузки, выгрузки, количества порожних вагонов, которые должны прибыть под погрузку. В суточном плане выделяется объем работы, который должен быть выполнен станцией в первой половине суток. Начальник станции на основании суточного плана – задания отделения перевозок составляет план грузовой работы по каждому грузоотправителю по основным родам грузов и грузополучателю по выгрузке вагонов. Основными исходными данными для составления суточного плана грузовой работы являются: месячный план погрузки, заявки грузоотправителя на погрузку, данные о наличии и предстоящем прибытии порожних вагонов под погрузку и о количестве вагонов, освобождающихся после выгрузки, технологические нормы времени на выполнении погрузочно-выгрузочных операций, подачу и уборку вагонов, специальные задания отделения перевозок. Суточный план уточняется и корректируется вначале второй половине суток в зависимости от сложившейся оперативной обстановки, результаты работы за первую половину суток и передаются в отделение перевозок.

Сменный план. Целью сменного планирования является разработка заданий коллективу каждой смены на станции с учетом обеспечения выполнения суточного плана работы и сложившегося положения с поездной и грузовой работой по станции и на подходах к ней. Сменным заданием отделения перевозок для станции устанавливаются те же показатели эксплуатационной и грузовой работы, что и суточным планом, а также другие задания, вытекающие из требований оперативной обстановки на основе информации о подходе поездов и локомотивов. План работы смены, вступающей на дежурство во второй половине суток, составляется с учетом итогов работы первой смены и обеспечения выполнения суточного плана работы, полученного из отделения перевозок. Итого выполнение сменного плана задания рассматривается по истечении дежурства начальником станции и учитывается при подведении итогов между сменами. По результатам разбора дается оценка работы смены, и намечаются необходимые меры для устранения выявленных недостатков.

Отправление поездов со станции планируется за 2 часа до начала планируемого периода. Разработанный план сообщается всем причастным работникам станции, пунктам технического обслуживания вагонов, связанных с приемом, формированием поездов, подготовкой к отправлению их со станции.


5 Организация местной работы

5.1 Организация работы с местными вагонами

Оперативное руководство маневровой работой по обслуживанию грузовых пунктов и контроль выполнения плана погрузки и выгрузки осуществляется дежурным по станции. Руководство местной работой дежурный по станции осуществляет на основании:

Плана работы станции на смену;

Планирования работы по подаче и уборке вагонов с грузовых пунктов по 4-6 часовым периодам;

Номерного учета наличия, расположения и состояния (под погрузкой, выгрузкой и др. операциями) вагонов на станционных и погрузочно-выгрузочных путях;

Технологического процесса работы станции и договоров отделения перевозок с ветвевладельцами подъездных путей.

Для своевременного обслуживания грузовых пунктов дежурный по станции планирует маневровую работу по подаче, расстановке и уборке вагонов с учетом наличия местного груза, совмещения операций по подаче и уборке вагонов и минимального простоя вагонов от прибытия до подачи и от окончания грузовых операций до уборки. При вступлении на дежурство дежурный по станции ознакамливается со сменным планом работы, наличием местных вагонов на путях станции, грузовых пунктах и подъездных путях, ходом погрузочно-разгрузочных работ, состоянием фронтов погрузки- выгрузки, а также с данными информации о подходе местных вагонов. В процессе дежурства, дежурный по станции на основании данных информации о подходе поездов с местными вагонами, номерного учета наличия местных вагонов на станционных путях, погрузочно-выгрузочных и подъездных путях составляет (с учетом задания местного плана) план работы по подаче и уборке вагонов на 4-6 часовой период. Выдает задание на ближайшие 1-2 часа составителю поездов на маневровую работу по подборке, подаче перестановке и уборке вагонов с грузовых пунктов, приемосдатчику груза на подготовку к уборке и освобождению фронтов для новой подачи. Составитель поездов, руководствуясь заданием дежурного по станции и полученного от него, от технической конторы размеченным листом накопления местных вагонов, производит подборку местных вагонов по пунктам подачи с таким расчетом, чтобы обеспечить наименьшую затрату времени и маневровых средств на подачу, расстановку и уборку вагонов с грузовых пунктов. В процессе выполнения грузовых операций приемосдатчик станции периодически информирует дежурного по станции о ходе выполнения грузовых операций и предполагаемого времени их окончания, а по окончании погрузки или выгрузки сообщают ему данные о погруженных вагонов с указанием № вагонов, роде груза и станции назначения такую информацию приемосдатчик передает дежурному по станции по окончанию каждой грузовой операции. Приемосдатчик по окончанию выгрузки, убедившись в отсутствии остатков грузов и наличия габарита погрузки-выгрузки, извещает дежурного по станции об окончании грузовых операций и готовности вагонов к уборке.

Дежурный по станции получив от приемосдатчика уведомление об окончании грузовых операций, дает указание составителю поездов об уборке вагонов с грузовых пунктов и ставит в известность приемосдатчика о времени заезда маневрового локомотива. Составитель поездов по указанию дежурного по станции производит уборку вагонов с грузовых пунктов и расстановку подаваемых вагонов. По окончании обслуживания грузового пункта составитель докладывает дежурному по станции о выполняемой работе. При уборке вагонов с подъездных путей обращает внимание на сохранность вагонного парка, очистку вагонов и уборку реквизитов, наличие габаритов