Что происходит с российским образованием? Культ и инфляция высшего образования: зачем в России всем нужны дипломы и почему они ничего не значат Школьное образование в 90 е годы

Образование как целостная система

Система – это множество элементов, находящихся во взаимодействии дуг с другом и образуют единство.

Образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества, государства. А так же совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенного объема и сложности, в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического, профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности, на создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно - нравственных ценностей и принятых в обществе правил норм поведения в интересах человека.семьи, общества и государства.

Обучение - целенаправленных процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями а так же приобретение опыта деятельности, развитию способностей, применения знаний в поведенческой жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течении всей жизни.

· Дошкольное

· Начальное общее

· Основное общее

· Седнее общее

· Среднее специальное

· Высшее образование бакалавриат

· Высшее специалист, магистратура

· Подготовка кадров высшей квалификации.

Доп образование сопровождают все

Образование как система, ее элементы:

· Обазовательные пограммы

· Федеральные гос. Образоват требования

· Нормативная часть

2. Функциональная подсистема

· Организации, осуществляющие образоват деятельность

· Образоват учреждения различных типов. Видов

· Пед работники

3. организационно – управленческая

· Фдер гос органы и органы гос власти субъестов РФ

· Организации, осущ обеспечение образоват деятельности



· Юридич лица и их объединения осуществляющих деятельность в сфере образования

· Общественные объединения

Управление системой образования - это специальная деятельность, в которой ее субъекты посредством решения управленческих задач обеспечивают организацию совместной деятельности управляющей и управляемой подсистемами по достижению результативных целей самой системы и образовательного учреждения.

Образовательная политика в РФ

· это основные направления деятельности государства по решению наиболее важных задач и проблем, стоящих перед системой образования

· это общенациональная система целей, ценностей и приоритетов в образовании и выработка их эффективного претворения в жизнь

Элементы образовательной политики

· нормативно-правовая политика

· культурно-идеологическая политика

· финансовая политика

тенденции образовательной политики:

1. англо-американская модель

2. германо-русская модель

Принципы образовательной политики:

· Научности

· Гумманизации

· Демократизации

· Оптимальности и эффективности

· Прогностичности управления

· Непрерывности

· Обратной связи

· Главного звена

· Компетентности

· Системы управления

История развития дополнительного образования в России

Этапы:

1. синкретизм до 1917 азрабртка теоритических основ и создане первых внешкольных детских учреждений.

2. становление 1917 начало 30 годов 20 века. Формирование государственных внешкольных учреждений, относительно свободное и самостоятельное развитие системы внешкольного образования.

3. зрелость 30 -80 годы 20века. Идеологизация внешкольных учреждений, помощь школе в решении общешкольных задач воспитания, теряется самостоятельность учреждений.

4. трансформация –середина 80 – 90 годы. Демократизация системы образования, переход от внешкольного учреждения к учреждениям дополнительного образования в самостоятельную единицу.

ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ РОССИЯ

Внешкольная работа культурно-проссветительная деятельность 19 века. Первый детский парк. 1911 трудовая компания «Бодрая жизнь»

1905 год – детский клуб «дневной приют для приходящих детей»

1905 – летняя детская трудовая колония

Кружки: оборонные, авиамоделирования, сесарные мастеркие.

50-е палаточные туристические лагеря.

1940: детский театр теней, театр кукол, городской дом юных натуралистов, клуб юных автомобилистов, военно-нравственные игры.

Программы внешкольной деятельности детей и подростков в 90 годы 20 века: ВОЗРОЖДЕНИЕ, Я САМ, 4+3.

В 1992 году внешкольное образование стало называться дополнительным образованием.

На развитие системы доп образование оказали влияние следующие факторы: смена ценностных ориентиров и отказ от ограничений в сфере образования, сокращение финансирования.

Специфика развития доп образования в 90 годы 20 века

В соответствии с Законом РФ "Об обpазовании" с 1992 г. начат процесс эволюционного видоизменения системы внешкольной работы и внешкольного воспитания, перехода ее в новое качественное состояние.

В 1996 г. завершился первый (аналитико-пpоектиpовочный) этап пpеобpазования внешкольной работы в систему дополнительного образования детей. Он протекал в весьма неблагоприятных социально-экономических условиях финансовой нестабильности, инфляции, спада отечественного производства, неослабевающего социального напряжения.

В этих достаточно непростых условиях удалось реализовать большинство задач первого этапа становления системы дополнительного образования детей.

Министерством образования Российской Федерации pазpаботан пакет документов, определяющих развитие дополнительного образования в России, дающих теоретические и практические оpиентиpы для работы административных и педагогических работников системы дополнительного образования детей.

Это решения Коллегии Министерства образования Российской Федерации:

"О стратегии развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей", № 12/1 от 25.04.94 г

"О развитии дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения", № 22/1 от 23.11.94 г.

"Об основных направлениях развития воспитания в системе вариативного образования", № 12/1 от 05.06.96 г.

"О практике социально-педагогической работы в России и перспективах ее развития", № 19/1 от 27.10.93 г.

"О поддержке детских общественных организаций в Российской Федерации", № 6/1 от 14.04.93 г.

Приказ Министерства образования "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей" № 140 от 27.03.95 г.

Это базовые документы, оpиентиpующие на решение задач становления дополнительного образования детей в Российской Федерации.

Современный этап освоения образовательными учреждениями потенциала дополнительного образования стал временем осмысления преимуществ этого вида образования; соотнесения новых идей и привычных стереотипов "второстепенности" дополнительного образования по отношению к базовому; pазpаботки технологии его реализации; закрепления появляющегося в практике опыта планирования и организации дополнительного образования, решения задач повышения его качества.

С 1997 года начался второй этап развития системы дополнительного образования детей - технологический. Он продлился до 2000 года. Его основной задачей было: освоение и коррекция ноpмативно-пpавовой и пpогpаммно-методической базы дополнительного образования.

Одной из основных тенденций развития системы на данном этапе является обновление содержания дополнительного образования.

Дополнительное образование включает то содержание, которое предстоит осваивать детям за пределами общеобразовательного государственного стандарта. Его обновление происходит по нескольким линиям:

Вводятся актуальные сегодня направления: экономическое, экологическое, компьютерное, правовое и т.д.;

УДО откликаются на проблемы pодного города, области, что выражается в развитии такого направления, как краеведение;

Новыми в содержании образования стали предметы педагогической направленности: педагогика, психология, логика (школа будущего педагога, школы педагогической ориентации, педагогические гимназии в УДО);

Ведется поиск новых форм сотрудничества основного и дополнительного образования. Появляются учебно-воспитательные комплексы: УДО - школа, УДО - детский сад, детский сад-школа - УДО - вуз. Деятельность их содержательна и весьма результативна.

Процесс обновления содержания дополнительного образования этого периода особенно ярко обозначил ряд проблем. Это прежде всего - определение оснований, принципов, требований к отбору содержания дополнительного образования. Исходя из чего отбирать содержание по конкретному профилю? Почему именно это должны осваивать дети, в какой логике и в каком темпе? Зачем именно так выстраивать содержание предмета, можно ли иначе, и что эффективнее? Что это дает ребенку

В 90-е гг. произошли серьезные изменения в системе обра-зования в России. С одной стороны, ушли в прошлое идеоло-гизация духовной жизни, государственная регламентация всех сфер культуры. Были провозглашены принципы ликвидации монополии государства на образование; большего участия ме-стных властей в управлении образованием; самостоятельности учебных заведений при определении направлений учебной де-ятельности, перехода в педагогических отношениях к системе сотрудничества учителей, учащихся и родителей. С другой стороны, недостаточное финансирование государственных об-разовательных учреждений привело к оттоку из средней и выс-шей школы квалифицированных преподавательских кадров, к кризису вузовской науки и падению уровня и качества обра-зования. При этом декларации о широкой демократизации образования и воспитания остались во многом благими поже-ланиями. По-прежнему сильны традиции централизованного управления школой, сохраняется громоздкий бюрократичес-кий аппарат.

В конце 80-х — начале 90-х гг. в России ослабла традиционно сильная тяга к образованию. Согласно статистике, в 1989 г. лишь 10% выпускников средней школы проявили интерес к учебе. В 1987 г. 50% опрошенных учащихся старших классов поставили образование в середине перечня социальных ценно-стей — после дружбы, любви, силы, поп-музыки, денег, секса и др. Резкое снижение уровня жизни населения страны оказа-лось проблемой более актуальной.

Государственное регулирование системы образования шло вслепую, методом проб и ошибок. К концу 80-х гг. полное среднее образование перестало быть всеобщим, то есть обяза-тельным, но оставалось бесплатным и общедоступным. Школа получила возможность отказаться от обязательного госмини- мума предметов; появилось множество скороспелых альтерна-тивных программ и учебников, что нарушило преемственность средней и высшей школы, снизило общий уровень подготовки школьников.

В начале 90-х гг. был сделан следующий шаг: согласно Кон-ституции всем гражданам обеспечивалось получение обязатель-ного и бесплатного основного девятилетнего образования, но бесплатного полного среднего образования не гарантировалось. Это автоматически превращало среднюю школу в двухуровне-вую, оставляло без социальной защиты категорию подростков 15—16 лет. На парламентских слушаниях на тему «Образова-ние и национальная безопасность России (май 1996 г.) отме-чалось, что каждый десятый молодой россиянин находится вне каких бы то ни было форм обучения и трудовой занятос-ти. Это способствует росту преступности среди молодежи, тем-пы которой за последние годы возросли в 15 раз по сравнению с преступностью среди взрослых.

Для сохранения системы образования потребовалось введе-ние образовательных государственных стандартов, включаю-щих в себя обязательный федеральный и региональный мини-мумы учебных предметов в школьных программах. В новой редакции закона «Об образовании» было записано, что полное среднее образование остается общедоступным и бесплатным. Законом об образовании 1992 г. предусматривались ежегод-ные затраты на образование на уровне не менее 10% нацио-нального дохода. Фактически этот уровень составил в 1992 г. 4,6%, в 1993 г. — 5,8%, в 1994 г. — около 3%.

Бюджетное финансирование принимаемых законодательных актов не было обеспечено, тем не менее к середине 90-х гг. выросла престижность образования и понимание его необходи-мости. Если в 1992 г. в 10-й класс из 9-го поступало 52—54% учеников, то в 1996 г. — 58—60%; если в 1992 г. лишь 20% старшеклассников считали, что знания им нужны для буду-щего, то в 1996 г. — более 50%. В 1992 г. в университетах на первое место претендовало в среднем 2 человека, в 1997 г. — 5 человек, в юридические вузы — 10, а не 8, в технические — 2,2, а не 1,8.

Потребность общества в повышенном уровне образования растет, и на этой волне общественного интереса система обра-зования имеет все возможности не только выжить, но и стать более совершенной, так, еще с конца 80-х гг. началась диффе-ренциация образования по склонностям и способностям детей. Творчески сильные школы преобразовались в гимназии, лицеи


со специализацией по целому циклу предметов или углублен-ному изучению отдельных дисциплин; во многих школах по-явились профильные классы: математические, гуманитарные, естественные. В средней школе существуют бесплатные (обяза-тельные) и платные (дополнительные) предметы, все чаще в школу приглашают вузовских преподавателей, чтобы ликви-дировать разрыв между уровнем подготовки выпускников шко-лы и требованиями высшей школы. В средней школе допуска-ются различные формы самоуправления: совет школы, попе-чительский совет, общее собрание и др. Главная проблема школы — положение учителя, который по уровню зарплаты находится на самом низу социальной лестницы, отсюда — па-дение престижа учителя, прочная «феминизация» школы, по-стоянная нехватка квалифицированных учителей. В 1995—1996 учебном году в общеобразовательных учебных заведениях не хватало около 13,5 тыс. учителей.

Система общего профессионального образования в 90-е гг. обогатилась новыми типами учебных заведений — лицеями и колледжами. Учебные программы лучших образовательных учреждений этого типа более обширны, нацелены на овладе-ние наиболее современными и нужными специальностями.

В систему высшего образования входят университеты, ака-демии и институты. В 1992 г. в стране насчитывалось 535 государственных вузов, в 1997 г. их количество выросло до 573. За это же время число студентов на 10 тыс. населения увеличилось с 176 до 196 (самый высокий уровень был в 1970 г. — 189 студентов). В высшей школе продолжаются реформы, начатые в 1987 г. : изменяется организация учебного процес-са, углубляется дифференциация программ посредством введе-ния многообразных и многочисленных учебных курсов. Пред-принимаются попытки отойти от традиционного пятилетнего курса обучения, поделив его на две ступени — бакалавриат и магистратуру. В большинстве государственных вузов были созданы коммерческие отделения, в том числе и для желаю-щих получить второе высшее образование, частично и аспи-рантура также стала платной.

С 1992 г. стал активно формироваться негосударственный (частный) сектор образования. Частные начальные и средние школы привлекают индивидуальным подходом к учащемуся (в том числе и к «трудному», который не ужился в государствен-ной школе), малой наполняемостью классов, разнообразием учебных предметов и услуг, иногда — высоким качеством пре-подавания. В 1994—1995 учебном году в Российской Федера-ции насчитывалось примерно 450 негосударственных началь-ных и средних школ, в которых обучалось около 40 тыс. школьников.

Частные вузы выдерживают пока конкуренцию с государ-ственными в связи с сохраняющимся ажиотажем вокруг эко-номического, юридического и филологического образования и за счет большей прикладной направленности преподавания. В 1997 г. в стране насчитывалось свыше 240 негосударственных вузов. Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 г. поставил частные вузы в неравные усло-вия с государственными, обязав их получать государственную аккредитацию. Возникновение и развитие частного образова-ния является, безусловно, положительным фактором, посколь-ку позволяет удовлетворять разнообразные потребности лю-дей в образовательных услугах, придает системе образования необходимый динамизм, открывает простор конкуренции и творческому росту.

Методика

Методика обучения истории – педагогическая дисциплина, отрасль педагогической науки, исследует процесс обучения истории с целью повышения его эффективности и качества. Предмет методики – внутренние закономерности взаимодействия главных факторов процесса обучения истории.Объект - процесс обучения истории. Дает ответы на вопросы чему учить, зачем учить и как учить. Факторы процесса обучения: 1. Цели школьного исторического образования (позволяет объединить и сформировать общие цели). 2. Содержание обучения истории (позволяет отбирать содержание в соответствии с целями и познавательными способностями учащихся). 3. Познавательные возможности учащихся (позволяет учитывать способности ученика в процессе обучения). 4. Формы, методы, приемы, средства преподавания и учения (позволяет обучить с помощью целей и знаний). 5. Результат обучения (позволяет наметить результат и скорректировать его).

Межпредметные связи: история, социология, источниковедение, историография, политология, педагогика, дидактика, психология, религия, экономика.

Цели: овладение учащимися основами знаний об историческом процессе развития общества с древнейших времен и до наших дней. Развитие способности осмысливать события и явления действительности на основе исторического знания, формирование ценностных ориентиров и убеждений учащихся на основе идей гуманизма, опыта истории, патриотизма, развитие интереса и уважения к истории и культуре других народов. Задачи – определение содержания и структуры исторического образования, которые закреплены в стандартах и программах и на основе их излагаются в учебниках (отбор основных фактов, термины, понятий).

Становление и развитие исторического образования в дореволюционной России.

Историческое образование развивается с начала 18 века. Сначала только курс всеобщей истории изучается. Преподавателями были приглашенные иностранные специалисты (немцы+немецкие учебники). «История Отечества» вошла в изучение как дополнение к всеобщей. 1717 год, введение в Генеральную историю Т.Курас. Первый учебник по отечественной истории был написан в 1760 году М.В.Ломоносовым «Короткий исторический летописец». Преподавание велось в вопросно-ответной форме, заучивание наизусть. Действовала только словесная оценка результатов. Школьная реформа 1786 года Екатерины 2: создана трехступенчатая система образования; всесословная, кроме детей крестьян; появляются пансионы и военные школы; классно-урочная система обучения. Вводилось попеременное чтение учебника с комментариями учителя. 1819 год учебник «сокращение российской истории в пользу юношества» Н.Карамзин. 1834 год, краткое начертание российской истории Кайданова. 1839 год, начертание русской истории для средних учебных заведений Устрянова. В 1836 году вводиться балльная система оценки знаний. Получил развитие метод Язвинского в 40 годы. (Метод этот, достигавший блестящих результатов при изучении предметов, составляющих дело памяти, как, например, хронологии, основан на применении особых таблиц. Его таблица представляет квадрат, разделенный на сто клеток; при изучении хронологии каждая клетка представляет год, при изучении языков клетка соответствует звуку, букве. По мнению Я., его таблица полезна не только в мнемоническом отношении, она не только является чисто механическим помощником для памяти, но служит также орудием "аналитическим и синтетическим"). Ректор педагогического университета Шуберт предложил переложить уроки на музыку. Во 2 половине 19 века школьное историческое образование переживает период либерализации, открываются частные и земские школы, начинают издаваться педагогические журналы, которые способствовали распространению различных знаний в области педагогики «Методика преподавания различных предметов». В прессе разворачивается дискуссия о целях образования и исторического в частности. Методика обучения истории обособляется. Открывается первая педагогическая школа по подготовке учителей. 1877 год опубликован «опыт методики истории» Гуревича, первый системный труд по методике. 1884 год, в России вышла переводная методика истории немецкого педагога Дистервега. В это же время Никольский и Виноградов издают «методика обучения по Кригеру». Издавались различные виды учебной литературы: учебники по истории, хрестоматии, атласы исторические, световые картины. Активно используются такие методы как биографический, коллективно-категорический, реальный или хрестоматический, прогрессивный, регрессивный, драматизация.



Школьное историческое образование в Советский период.

С 1917 года по 30 годы. В 1918 году введена единая трудовая школа. Отменили классно-урочную систему, была введена бригадно-лабораторная система. Оценки, экзамены были отменены. Школы стали управляться педагогическими советами. История как учебный предмет отменена из учебного плана. Вместо нее введено обществознание. С 1934 по 80 годы. 1934 год постановление о преподавании Гражданской истории в школе. С 1965 года складывается структура линейного обучения в школе - изучение с древности до наших дней без повторения. С 1934 года издается журнал «Преподавание истории в школе». В 70 годы начинает развиваться психология обучения. Гора, Лебенгруб, Вагин, Дайри, Коровкин. С 1991 года начинается новый этап в развитии школьного образования – реформирование и модернизация.

Реформирование системы школьного образования в России в 90 годы.

Распад прежней центральной системы образования, линейной структуры, начинается поиск новой модели. 1992 год принятие закона об образовании. 1993-1996годы. Переход от линейной к концентрической структуре преподавания истории в школе. Был принят базовый план, который заложил вариативность образования, позволил учитывать национально-региональные потребности образования. В 1990-е гг. принципиальному пересмотру подверглась методология не только исторической и педагогической наук, но и частных (предметных) методик, особенно методики обучения истории и обществознанию. «В преподавании общественных дисциплин сфокусировались все противоречия российского общества, переживающего переходный период своего развития. Деидеологизация школьного обществоведческого образования на практике означала лишь его декоммунизацию, отказ от марксистской идеологии. Кризис общества сказался на состоянии общественных наук, школьного обществознания и не позволил сформулировать новую позитивную стратегию школьного обществознания...» («Стратегия развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях», № 24/1 от 28.12.1994 г.) В постановляющей части этого документа было рекомендовано продолжить разработку новой концепции исторического образования на основе достижений современной науки, исторического синтеза, сочетания социологического, географо-антропологического, культурно-психологических подходов.В современных архивах методики обучения находится не один проект концепций образовательной области «Обществознание», учебного предмета «История» и отдельных курсов, в силу разных причин не получивших статус официального документа.

В 90-е гг. произошли серьезные изменения в системе обра­зования в России. С одной стороны, ушли в прошлое идеоло­гизация духовной жизни, государственная регламентация всех сфер культуры. Были провозглашены принципы ликвидации монополии государства на образование; большего участия ме­стных властей в управлении образованием; самостоятельности учебных заведений при определении направлений учебной де­ятельности, перехода в педагогических отношениях к системе сотрудничества учителей, учащихся и родителей. С другой стороны, недостаточное финансирование государственных об­разовательных учреждений привело к оттоку из средней и выс­шей школы квалифицированных преподавательских кадров, к кризису вузовской науки и падению уровня и качества обра­зования.

К концу 80-х гг. полное среднее образование перестало быть всеобщим, то есть обяза­тельным, но оставалось бесплатным и общедоступным. Школа получила возможность отказаться от обязательного госминимума предметов; появилось множество скороспелых альтернативных программ и учебников, что нарушило преемственность средней и высшей школы, снизило общий уровень подготовки школьников.

В начале 90-х гг. был сделан следующий шаг: согласно Кон­ституции всем гражданам обеспечивалось получение обязатель­ного и бесплатного основного девятилетнего образования, но бесплатного полного среднего образования не гарантировалось. Это автоматически превращало среднюю школу в двухуровне­вую, оставляло без социальной защиты категорию подростков 15-16 лет. Для сохранения системы образования потребовалось введе­ние образовательных государственных стандартов, включаю­щих в себя обязательный федеральный и региональный мини­мумы учебных предметов в школьных программах. В новой редакции закона «Об образовании» было записано, что полное среднее образование остается общедоступным и бесплатным.

Потребность общества в повышенном уровне образования растет, и на этой волне общественного интереса система обра­зования имеет все возможности не только выжить, но и стать более совершенной, так, еще с конца 80-х гг. началась диффе­ренциация образования по склонностям и способностям детей. Творчески сильные школы преобразовались в гимназии, лицеи со специализацией по целому циклу предметов или углублен­ному изучению отдельных дисциплин; во многих школах по­явились профильные классы: математические, гуманитарные, естественные. В средней школе существуют бесплатные (обяза­тельные) и платные (дополнительные) предметы, все чаще в школу приглашают вузовских преподавателей, чтобы ликви­дировать разрыв между уровнем подготовки выпускников шко­лы и требованиями высшей школы. В средней школе допуска­ются различные формы самоуправления: совет школы, попе­чительский совет, общее собрание и др.

Система общего профессионального образования в 90-е гг. обогатилась новыми типами учебных заведений - лицеями и колледжами. Учебные программы лучших образовательных учреждений этого типа более обширны, нацелены на овладе­ние наиболее современными и нужными специальностями.

В систему высшего образования входят университеты, ака­демии и институты. Пред­принимаются попытки отойти от традиционного пятилетнего курса обучения, поделив его на две ступени - бакалавриат и магистратуру. В большинстве государственных вузов созданы коммерческие отделения, в том числе и для желаю­щих получить второе высшее образование, частично и аспи­рантура также стала платной (Гуркина, 2001).

Образовательная реформа 80-х – начала 90-х гг.

,

ИНИМ РАО, *****@***ru

,

ИНИМ РАО, *****@***ru

Аннотация

В настоящей статье содержится характеристика школьной реформы, проводимой в 80-х годах 20 века. Обозначено влияние политической ситуации в стране на предпосылки осуществления реформы и на ход ее проведения. Приводится характеристика состояния нормативно-правового регулирования образовательной деятельности , в частности Постановления Верховного Совета СССР «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» от 01.01.01 года и Закона «Об образовании» от 01.01.01 года.

Статья рассчитана на юристов, историков, а также всем, кто занимается изучением и подготовкой научной литературы по истории образования.

Ключевые слова: образование, школа, воспитание, государственная политика в области образования, обучение, грамотность, просвещение, библиотека, училище, книга, учебник, светская школа, всеобщее обязательное обучение, школьная реформа

К началу 80-х гг. остро встал вопрос о школьной - реформе. Утверждалось, что реформа нужна «не потому, что школа плоха, а для того, чтобы лучше и быстрее двигаться дальше.

Ее основными направлениями и задачами были следующие: обучение детей с шестилетнего возраста; завершение и подъем уровня всеобщего среднего образования с введением ряда новых учебных предметов (информатика и др.); всеобщее профессиональное образование ; улучшение подготовки и материального положения учителей и других педагогических работников и т. д.


Завершить реформу намечалось к 1995 г. Однако с первых же шагов она «забуксовала». Начались традиционные отступления от намеченного. В связи с начавшейся в стране общей перестройкой в 1985 г. на первый план выдвигаются другие социально-экономические и политические вопросы. Вместе с тем в процесс происходящих преобразований в обществе активнее включаются учителя, педагогическая интеллигенция.

Уже 22.12.1977 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения и воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовке их к труду». К этому времени страна завершила переход ко всеобщему среднему образованию, возросло количество групп, классов и даже школ продленного дня, что способствовало сокращению второгодничества и некоторому повышению успеваемости.

Постановление снова привлекает внимание к вопросам содержания и методов обучения, которые должны в большей степени, чем прежде, соответствовать задачам научно-технического прогресса, а также совершенствования учебно-воспитательного процесса, внеклассной и внешкольной работы, которая должна полнее учитывать разнообразные интересы и желания школьников.

Кроме того, постановление призывает педагогические коллективы готовить выпускников школ к сознательному выбору профессии, в том числе и в сфере материального производства, напоминает о необходимости развития у учащихся навыков самостоятельной работы, творческого отношения к труду.

Одновременно было принято специальное постановление о бесплатном пользовании учебниками и о создании школьных библиотечных фондов учебников.

В соответствии с постановлением школьная реформа была направлена на совершенствование трудового обучения и подготовки учащихся к выбору профессии в сфере материального производства. Школы были укреплены кадрами учителей трудового обучения, мастерами производственного обучения, прошедшими повышение квалификации. Так в соответствии с абз. «в» п.3 Постановления на Министерство просвещения СССР, Советы Министров союзных республик в целях обеспечения всестороннего улучшения трудового воспитания и обучения в общеобразовательной школе возложена задача «укрепить школы кадрами учителей трудового обучения, расширить их подготовку в педагогических институтах и училищах, а также организовать систематическое повышение педагогической квалификации работников народного хозяйства, привлекаемых в качестве учителей труда, мастеров производственного обучения. Предусмотреть дальнейшее развитие сети факультетов и отделений по подготовке преподавателей труда и мастеров производственного обучения для общеобразовательных школ в инженерно - технических и сельскохозяйственных учебных заведениях. Госплану СССР, Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Министерству просвещения СССР и Советам Министров союзных республик в 6-месячный срок разработать план развития сети указанных факультетов и отделений на 1годы».

Проведена работа по укреплению связи с производством и материально-технической базы школ, усилено внимание к трудовому воспитанию и профориентации учащихся. По существу усиление профессионального уклона в школе обедняло естественное право школьников на образовательный выбор и удовлетворение их интересов. Учителя продолжали испытывать трудности в реализации политехнического образования в процессе преподавания конкретных предметов, недостаточно осознавали возможности содержания учебного предмета для осуществления политехнической подготовки школьников.


XXVI съезд Коммунистической партии Советского Союза (1981) открыл новые рубежи в развитии народного образования в СССР. В Отчетном докладе Генерального секретаря ЦК КПСС четко намечены пути дальнейшего совершенствования народного образования в целом и общеобразовательной школы в частности. Съезд обратил серьезное внимание на развитие педагогической науки, совершенствование теории и практики воспитания и обучения учащихся.

Намечено завершение начатого в десятой пятилетке перехода к бесплатному предоставлению учебников для учащихся всех классов общеобразовательной школы. XXVI съезд постановил предусмотреть дальнейшее развитие сети и улучшения работы яслей и детских садов. Построить дошкольных учреждений не менее чем на 2,5 млн. мест, довести в 1985 году число учащихся в школах (классах) с продленным днем до 13,5-14 млн., усилить работу в них по всестороннему развитию учащихся, созданию клубов по интересам.

В документах XXVI съезда партии указывается на необходимость развития сети профессионально-технических учебных заведений (ПТУ), увеличения выпуска из них квалифицированных рабочих со средним образованием до 13 млн. человек, осуществления мер по улучшению качества подготовки специалистов высшей квалификации (подготовить примерно 10 млн. специалистов с высшим и средним специальным образованием, умело использовать их в народном хозяйстве и культуре, что относится и к системе педагогического образования).

С середины 80-х годов начался новый этап в развитии советского государства. Это было время реформ и широкой демократизация всех сторон жизни общества. Появились новые условия и для развития народного образования.

Общеобразовательная школа, оставаясь единой, трудовой и политехнической, находилась в процессе реформирования, начатого в 1984 г. В жизнь были проверены лишь некоторые положения закона о реформе: введено 11-летнее обучение, увеличены часы на труд, частично пересмотрены программы и учебники, повышена зарплата учителя.

Однако главная задача реформы – соединение обучения с производительным трудом - так и не была выполнена. Большинство школьников было занято производительным трудом, который не нес воспитательного заряда. Не изменились громоздкая структура управления народным образованием и функциональные основы системы проведения. По-прежнему школьный педагог был лишен права на самостоятельность, инициативу, творческий поиск. В условиях перестройки всей жизни общества процесс демократизации не затрагивал систему народного образования.

В 1984 г. было принято решение о проведении очередной школьной реформы, главная цель которой состояла в сближении и объединении общеобразовательной и профессиональной школы, ее реализация намечалась на г.

Реформа должна была улучшить трудовое воспитание и профессиональную ориентацию школьников на основе соединения обучения с производственным трудом, постепенно ввести всеобщее профессиональное образование молодежи, ликвидировать компьютерную неграмотность учащихся и т. д.

Реформа предусматривала структурные изменения общеобразовательной школы. Обучение детей начиналось с 6-летнего возраста. Начальная школа становилась 4-летней, неполная средняя - 9-летней, а полная средняя - 11-летней. Предполагалось также совершенствование содержания образования и методов обучения в школе.

По новым учебным планам было увеличено время на трудовое обучение и трудовую практику, для старшеклассников организовывалось обучение по наиболее массовым профессиям на рабочих местах с учетом местных условий, школы были прикреплены к базовым предприятиям, обязанным создавать все условия для включения учащихся в производительный труд и помогать в их воспитании и трудовой подготовке. Усилено внимание к проведению лабораторных и практических работ . В городах стали открываться учебно-производственные комбинаты, в которых учащиеся проходили производственную практику.

В ходе начала реализации школьной реформы были определены конкретные цели и задачи начальной, неполной средней и средней школы , установлено количество учебного времени по классам, количество часов, отводимых на факультативные занятия в 7-9 и 9-11 классах, введено дополнительное время на общественно-полезный производительный труд школьников. Были предусмотрены меры по переходу на новые учебные планы и по пересмотру программ и учебников, определены пути воспитательной работы . Закреплены организационные меры, связанные с преодолением формализма в работе, активизацией методической работы учителей, повышением роли и авторитета классного руководителя , аттестацией учащихся, работой групп продленного дня и кружков, совершенствованием деятельности органов народного образования.

Конкретизированы характер трудовой подготовки учащихся в 1-6 классах и соответствующее время на трудовое обучение, меры по обязательному участию школьников в общественно-полезном труде, а также в производительном труде и по улучшению профориентационной работы, обеспечению материальной базы, связанной с трудовой подготовкой учащихся и их профориентацией. В школе начальной и восьмилетней стали проводиться уроки по профориентации учащихся, а мастерские оснащались модернизированными станками (токарные, фрезерные, сверлильные и т. п.), верстаками (столярные, слесарные), всевозможными инструментами. На вооружении учителей находились учебные диафильмы, кинофильмы, кинофрагменты, диапозитивы, которые использовались для решения задач трудового обучения, воспитания и профориентации. При всем этом по своему содержанию реформа была схожа с предыдущими, если не считать всеобщей профессионализации, направленной на подготовку квалифицированных рабочих, которая уже имела место в 20-е годы.

Однако, как и предыдущие, эта реформа не решила поставленных задач, ввязанных с политехнизацией, подготовкой к труду, воспитанием активных строителей коммунизма с присущими им «идейными установками, моралью и интересами, высокой культурой труда и поведения». Она не имела правовых, экономических, педагогических и организационных основ, которые способствовали бы преобразованию школы, и проводилась исключительно «сверху», без должной поддержки «снизу». Предприятия не проявляли особой заинтересованности в участии школьников в производственной деятельности, ибо это требовало больших затрат. Думается, некоторые заявленные реформой цели были ошибочными, например, слияние общего и профессионального образования и профессионализация общеобразовательной школы.

В результате школа, имея некоторые достижения, еще больше отставала от требований жизни и; не отвечала социально-экономическим и образовательным потребностям страны. Всеобщее среднее образование и почти стопроцентная успеваемость были в большей мере результатом искаженной отчетности, продолжался отсев учащихся из школ, вмела место скрытая неуспеваемость, закрывавшаяся натянутыми «тройками», подавляющее большинство учащихся, получавших профессию, работать в сферу производства не шло, падало желание учиться, ибо все понимали, что для реализации большей части профессий иметь среднее образование нет необходимости. В содержании образования произошли лишь незначительные изменения, но учебники оставались перегруженными теорией, и материал в них слабо связывался с практикой.

В 1987 г. началась перестройка высшей и средней специальной школы. Ее главная цель определялась как интеграция образования, производства и науки. Для этого вводился новый тип взаимоотношений между ними - договорные обязательства. Давая кадровые заказы вузам и возмещая затраты на их выполнение, предприятия и организации должны были нести экономическую ответственность за обоснованность своих заказов, за рациональное использование выпускников вузов. Планировалось расширение практик; перенесения части учебного процесса на производство путем создания учебно-научно-производственных комплексов со сквозными программами обучения в состав которых под общим руководством вузов входили бы общеобразовательные школы, ПТУ и техникумы.

Реформа предполагала совершенствование учебного процесса, большую его гибкость, чтобы дифференцировать подготовку кадров в соответствии с их будущей профессиональной деятельностью . Предлагался ряд мер по повышению профессионального уровня научно-педагогических кадров вызов, активизации общественно-политической практики студентов.

Новый этап в развитии законодательства о народном образовании начинается в связи с принятием "Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы". Основные положения этого документа, определяющие перспективы развития системы народного образования, нашли свое законодательное воплощение в ряде совместных постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР В их числе постановление от 01.01.01 года: "О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы", Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 01.01.2001 "Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного, производительного труда" Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 01.01.2001 "О мерах по совершенствованию подготовки, повышению квалификации педагогических кадров системы просвещения и профессионально-технического образования и улучшению условий их труда и быта" и др. Столь обширное изменение законодательства о народном образовании потребовалось для проведения новой политики страны в сфере народного образования.

Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», в которых перед школой ставилась задача повышения качества образования и гражданского воспитания подрастающих поколений, подготовки их к жизни, к труду.

Как указывается в п. 1 «Основных направлений реформы»: «Первостепенной государственной задачей является неуклонное и последовательное осуществление предусмотренных реформой мер, направленных на повышение качества образования и коммунистического воспитания, кардинальное улучшение трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся, выработку у молодежи высоких нравственных качеств, любви к Родине и готовности к ее защите. Этим целям должно служить совершенствование всех форм и методов учебного процесса, общественного и семейного воспитания детей и подростков, более раннее приобщение их к знаниям и привитие им навыков для участия в общественно полезном труде, а также улучшение управления народным образованием, укрепление учебно-материальной базы общеобразовательной и профессиональной школы».

Указывалось, кроме того, что «реформа школы имеет целью также преодоление ряда негативных явлений, серьезных недостатков и упущений, накопившихся в ее деятельности. Следует усовершенствовать структуру образования, существенно повысить качество общеобразовательной, трудовой и профессиональной подготовки, более широко применять активные формы и методы, технические средства обучения, целеустремленно осуществлять принцип единства обучения и воспитания, тесную связь семьи, школы и общественности» (п. 2 раздела 1). «Осуществить реформу общеобразовательной и профессиональной школы - значит решить следующие основные задачи:

Повысить качество образования и воспитания; обеспечить более высокий научный уровень преподавания каждого предмета, прочное овладение основами наук, улучшение идейно-политического, трудового и нравственного воспитания, эстетического и физического развития; усовершенствовать учебные планы и программы, учебники и учебные пособия , методы обучения и воспитания; устранить перегрузку учащихся, чрезмерную усложненность учебного материала;

Коренным образом улучшить постановку трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации в общеобразовательной школе; усилить политехническую, практическую направленность преподавания; значительно расширить подготовку квалифицированных рабочих кадров в системе профессионально-технического обучения; осуществить переход ко всеобщему профессиональному образованию молодежи;

Усилить ответственность учащихся за качество учебы, соблюдение учебной и трудовой дисциплины, повысить их общественную активность на основе развития самоуправления в ученических коллективах;

Поднять общественный престиж учителя и мастера производственного обучения, их теоретическую и практическую подготовку, полностью обеспечить потребности системы народного образования в педагогических кадрах; повысить заработную плату и улучшить материально-бытовые условия педагогических работников;

Укрепить материально-техническую базу учебных заведений, дошкольных и внешкольных учреждений;

Усовершенствовать структуру общеобразовательной и профессиональной школы и управление народным образованием» (п. 3 раздела 1).

В соответствии с разделом 2 «Основных направлений реформы» предполагалась следующая структура общего среднего и профессионального образования:

начальная школа

1-4 классы;

неполная средняя школа

5-9 классы;

средняя общеобразовательная

10-11 классы общеобразовательной школы;

и профессиональная школа

средние профессионально-технические училища;

средние специальные учебные заведения.

Средняя общеобразовательная школа становится одиннадцатилетней. Обучение детей в школе предлагается начинать на год раньше - с 6-летнего возраста. Оно подготовлено развитием системы дошкольного воспитания, охватывающей ныне абсолютное большинство детей, опытом их обучения в детских садах и школах. Переход к обучению детей 6-летнего возраста в школе осуществить постепенно, в течение ряда лет, начиная с 1986 года, по мере создания дополнительных ученических мест, подготовки учительских кадров, с учетом желания родителей, уровня развития детей , местных условий. На первом этапе определенная часть детей будет поступать в школу и в 7-летнем возрасте, а обучение детей-шестилеток будет проводиться по единой программе как в школах, так и в старших группах детских садов.

В начальной школе (1-4 классы) продолжительность учебы увеличивается на один год, что позволит обеспечить более основательное обучение детей чтению, письму и счету, элементарным трудовым навыкам, одновременно уменьшить нагрузку учащихся и облегчить последующее усвоение основ наук.

Неполная средняя школа (5-9 классы) предусматривает, как и ныне, изучение основ наук в течение пяти лет. С окончанием девятого класса школьники, как правило, в возрасте пятнадцати лет получают неполное среднее образование. В основном решается задача общетрудовой подготовки подростков. В сочетании с мерами по профессиональной ориентации создаются условия, облегчающие им выбор будущей профессии. Девятилетняя школа является базой для получения общего среднего и профессионального образования по разным каналам.

Средняя общеобразовательная и профессиональная школа включает 10-11 классы общеобразовательной школы, профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения. Она обеспечивает всеобщее среднее образование молодежи, ее трудовую и профессиональную подготовку.

5. Соотношение между потоками дальнейшего обучения выпускников девятых классов будет складываться в соответствии с потребностями народного хозяйства, с учетом наклонностей и способностей учащихся, пожеланий родителей и рекомендаций педагогических советов школ. Численность и удельный вес выпускников девятых классов, поступающих в средние профтехучилища, в перспективе увеличатся примерно вдвое. При этом должны учитываться особенности отдельных регионов, города и села.

Изменилось соотношение между различными формами обучения. Большое внимание стали уделять высшему заочному и вечернему образованию для людей, работающих на производстве. Если в 1945-56 учебном году в вечерних и заочных отделениях вузов учились 28% всех студентов, то в 1960-61 учебном году – 51%.

Однако реформа высшего образования также имела ряд негативных последствий. Уровень подготовки поступающих на первый курс снизился. Выпускники школ, стремящиеся получить высшее образование, устраивались на любую работа только ради стажа с тем, чтобы воспользоваться листами, поскольку ст. 28 рассматриваемого Закона предписывала «в высшие учебные заведения принимать на основе характеристик, выдаваемых партийными, профсоюзными, комсомольскими и другими общественными организациями, руководителями промышленных предприятий и правлениями колхозов с тем, чтобы путем конкурсного отбора зачислять в вузы наиболее достойных, проявивших себя на производстве, подготовленных и способных людей. При зачислении в высшие учебные заведения предоставлять преимущества лицам, имеющим стаж практической работы».

Обязательная работа будущих инженеров на предприятиях увеличила нагрузку на студентов, снизила их успеваемость.

В середине 60-х годов правила приема в вузы были изменены. Конкурс для школьников и производственников проводился отдельно. Была отменена обязательная работа студентов технических вызов на предприятиях.

Характерной особенностью в развитии высшей школы в этот период явилось создание системы послевузовского образования, переподготовки и повышения квалификации специалистов. Это была попытка переосмыслить систему подготовки специалистов высшей квалификации, которая развивалась в основном экстенсивным путем. Негативные последствия такого развития проявились уже в 70-е годы и среди них, в частности, нерациональное использование выпускников вузов, низкий уровень их подготовки, снижение престижа дипломированного специалиста.

Особо следует отметить значение, которое оказали на закрепление положений об образовании «Основы законодательства СССР и союзных республик о народном образовании», утвержденные Законом СССР от 01.01.01 г. Так, раздел 7 «Основ» целиком посвящен высшему образованию. В соответствии со ст. 45 «Высшее образование осуществляется в университетах, институтах, академиях, заводах-втузах и других учебных заведениях, отнесенных в установленном порядке к высшим учебным заведениям.

Подготовка специалистов в высших учебных заведениях осуществляется по дневной, вечерней и заочной формам обучения.

В высших учебных заведениях могут устанавливаться сокращенные сроки обучения для лиц, окончивших средние специальные учебные заведения по специальности, соответствующей специальности, избранной для обучения в высшем учебном заведении.

Высшие учебные заведения осуществляют свою деятельность на основе Положения о высших учебных заведениях СССР, утверждаемого Советом Министров СССР, и уставов, которые разрабатываются в соответствии с указанным Положением каждым высшим учебным заведением и утверждаются министерством, государственным комитетом или ведомством, в подчинении которого находится высшее учебное заведение».

При этом в качестве задач высших учебных заведений назывались следующие:

· «подготовка высококвалифицированных специалистов с высшим образованием, владеющих марксистско-ленинской теорией, имеющих глубокие и прочные теоретические знания, практические навыки по специальности, современное экономическое мышление, способных использовать достижения научно-технической революции, участвовать в разработке и осуществлении мер по ускорению социально-экономического и научно-технического прогресса, вести организационно-управленческую, общественно-политическую и воспитательную работу;

· воспитание студентов идейно убежденными, активными строителями коммунистического общества с высокими гражданскими и нравственными качествами, коллективистами, патриотами и интернационалистами, готовыми к защите социалистического Отечества;

· воспитание ответственного, творческого отношения к учебе и труду, дисциплины, организованности, высокой культуры, бережного отношения к социалистической собственности; экологическое воспитание;

· правовое воспитание, формирование сознательного отношения к общественному долгу, правам и обязанностям граждан СССР;

· формирование высоких эстетических вкусов;

· физическое воспитание, укрепление здоровья студентов;

· обеспечение всестороннего, гармоничного развития студентов;

· выполнение научно-исследовательских работ, способствующих повышению качества подготовки специалистов, социально-экономическому и научно-техническому прогрессу, активное участие во внедрении в практику результатов этих работ;

· подготовка и повышение квалификации научно-педагогических и научных кадров;

· повышение квалификации педагогических работников и других специалистов народного хозяйства с высшим образованием;

· создание учебников и учебных пособий» (ст. 46).

Уделялось внимание и практике студентов, в частности ст. 48 «Основ» прямо указывает, что «практика студентов высших учебных заведений является важной составной частью учебно-воспитательного процесса и осуществляется в соответствии с Положением о практике студентов высших учебных заведений, утверждаемым Министерством высшего и среднего специального образования СССР.

Для совершенствования практических навыков выпускники высших учебных заведений проходят стажировку по специальности под руководством администрации соответствующих предприятий, учреждений и организаций и под контролем высших учебных заведений».

Большое внимание уделялось развитию университетского образования. К 1985 г. число университетов достигло 69. Во всех автономных республиках, краях, во многих областях России были созданы крупные центры высшего образования. Это приближало структуру подготовки кадров к потребностям народного хозяйства и культурного строительства регионов. Однако далеко не все молодые университеты, которые создавались, как правило, на базе педагогических вузов, выполняли роль учебно-методических и научных центров высшей школы.

В 1969 г. при вузах стали открывать подготовительные отделения. Они предназначались для обучения уже вполне зрелых ладей, имеющих стае работы или прошедших службу в армии. С тех пор ежегодно около 20% мест на первых курсах вузов занимали выпускники этих отделений.

В 1969 г. было принято «Положение о высших учебных заведениях» и Положение о высших учебных заведениях СССР (утв. постановлением Совета Министров СССР от 01.01.01 г. № 64).

В Положении о высших учебных заведениях СССР 1969 г. идеи централизации управления университетами и стандартизации учебного процесса проводятся как нечто само собой разумеющееся.

В соответствии с п. 2 Постановления «Высшее образование в СССР осуществляется через университеты, академии, институты, заводы - втузы и другие высшие учебные заведения».

При этом п. 3 определяет главные задачи вузов, к которым относились:

· «подготовка высококвалифицированных специалистов с глубокими теоретическими и необходимыми практическими знаниями по специальности, владеющих марксистско-ленинской теорией, новейшими достижениями отечественной и зарубежной науки и техники, воспитанных в духе высокой коммунистической сознательности, советского патриотизма, дружбы народов и пролетарского интернационализма, обладающих навыками организации массово - политической и воспитательной работы;

· постоянное совершенствование качества подготовки специалистов с учетом требований современного производства, науки, техники, культуры и перспектив их развития;

· выполнение научно-исследовательских работ, способствующих решению задач коммунистического строительства;

· создание высококачественных учебников и учебных пособий;

· подготовка научно - педагогических кадров;

На уровне факультета декан осуществлял (п. 53):

Непосредственное руководство учебной, воспитательной, научно-методической и научной работой;

Обеспечение выполнения учебных планов и учебных программ ;

Составление расписание учебных занятий и контроль за его выполнением;

Организацию учета успеваемости студентов, установление сроков сдачи экзаменов;

Разработку и осуществление мероприятий по совершенствованию учебного процесса в целях повышения качества подготовки студентов;

Перевод студентов с курса на курс, предоставление академических отпусков;

Допуск студентов к сдаче государственных экзаменов или к защите дипломного проекта (работы).

В такой унифицированной системе, конечно, не могло быть места для права преподавателя читать дополнительные курсы по собственному желанию, вести занятия в соответствии со своими представлениями о научных проблемах и методах исследования.

Позитивной чертой Положения 1969 г. было закрепление правового статуса различных общественных организаций студентов, в том числе студенческих научных обществ: «В высшем учебном заведении общественные и научные организации, объединяющие студентов, аспирантов, профессорско-преподавательский, учебно-вспомогательный персонал и других работников, действуют на основе своих уставов и положений.

Общественные организации высшего учебного заведения принимают активное участие в разработке и осуществлении мероприятий по улучшению учебной, научно-методической и научной работы в учебном заведении, идейно-политического воспитания и культурно - бытового обслуживания студентов» (п. 60), «Студенческие научные общества:

· организуют совместно с кафедрами студенческие научные кружки, конструкторские, технологические и проектные бюро и используют другие формы и методы организации и проведения научной работы студентов;

· проводят активную работу по привлечению студентов к научно - исследовательской деятельности;

· представляют лучшие научные работы студентов на конкурсы и выставки;

· пропагандируют научные и политические знания среди студентов и населения» (п. 61).

Эти общества так или иначе давали студентам некоторую самостоятельность в области научной работы.

Восстановление правового режима академической автономии в России произошло только в 1992 г. с принятием Закона «Об образовании», закрепившего в качестве принципа государственной политики автономность образовательных учреждений.

Литература

1. Волосникова статус университетов: история и современность. - М.: Норма, 2007.

3. Липник реформы в России. Очерки истории. – М.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2000.

4. Липчанский советской системы образования. - Астрахань: Изд-во Астрахан. Ун-та., 1997.

5. СПС «Консультант плюс».

6. Чуднов образование: история и современное состояние. – М.: Ин-т рус. яз. им. , 1993.

7. Ярулин -правовое обеспечение управление образовательным учреждением. - Н. Челны: Изд-во ин-та непрерывного пед. Образования, 2006.

СПС «Консультант плюс».

Шабаева педагогики. - М.: Просвещение, 1982. // http://www. /ped/ped140.html

Шабаева педагогики. - М.: Просвещение, 1982. // http://www. /ped/ped140.html

Чуднов образование: история и современное состояние. – М.: Ин-т рус. яз. им. , 1993. С. 24

Липник реформы в России. Очерки истории. – М.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2000. С.67.

Http://www. /parts/part27.html

СПС «Консультант плюс».

Липчанский советской системы образования. - Астрахань: Изд-во Астрахан. Ун-та. 1997. С.68.

Чуднов образование: история и современное состояние. - М.: Ин-т рус. яз. им. , 1993. С. 25.

Ярулин -правовое обеспечение управление образовательным учреждением. - Н. Челны: Изд-во ин-та непрерывного пед. образования. 2006. С. 29.

СПС «Консультант плюс».

Чуднов образование: история и современное состояние. - М.: Ин-т рус. яз. им. , 1993. С. 23

СПС «Консультант плюс»

Волосникова статус университетов: история и современность. - М.: Норма. 2007. С.102