ДТП по вине дорожных служб в гололед: судебная практика. Уведомления Если в гололед машину развернуло что делать

Каждый раз, садясь за руль, водитель транспортного средства возлагает на себя ответственность не только за свою жизнь и здоровье, но и за жизнь и здоровье находящихся с ним лиц. Каждый раз, садясь в автомобиль, под управлением того или иного водителя, мы отдаем себе отчёт, что фактически вверяем свою жизнь в его руки. Владелец транспортного средства, как источника повышенной опасности, не имеет права на ошибку. В нашем гражданском законодательстве, соответственно, предусмотрена ответственность владельца источника повышенной опасности за вред, причинённый данным источником даже при отсутствии вины владельца (ст.1079 ГК РФ).
В случае ДТП виновным, как правило, является водитель одного из транспортных средств - участников происшествия, нарушивший правила дорожного движения. Но всегда ли водитель или только лишь водитель виноват в ДТП? А что же дороги, отвечают ли они требованиям безопасности?
За первые четыре месяца 2008 года количество погибших в ДТП, произошедших из-за плохого качества дорог, значительно увеличилось.
Из-за плохих дорог в прошлом году у нас произошло почти 44 тысячи аварий, в которых погибли около 7 тысяч человек и ранено более 54 тысяч. В то же время улучшения дорожных условий предстоит ждать ещё без малого 10 лет. Только к 2017 году (по информации рабочей группы по безопасности дорожного движения в Госдуме), и то «при условии должного финансирования», дороги будут приведены в порядок, а к 2015 году в соответствие с требованиями безопасности.
На сегодняшний же день только 38 процентов федеральных дорог соответствуют транспортно-эксплуатационным требованиям. Только 45 процентов федеральных дорог соответствуют нормам по качеству покрытия, 45 процентов по прочности дороги, 75 процентов по сцепным качествам (по данным Росавтодора).
Соответственно, в зимнее время, когда дороги покрываются льдом и снегом, количество аварий увеличивается кратно. Возникают ситуации, когда на отдельных участках дороги образуется гололёд (снежный накат). Не всегда дорожные службы успевают (в том числе и по объективным причинам) обработать проблемные участки специальным хим. составом или песочно-солевой смесью, выставить предупредительные или ограничивающие скорость знаки. Таким образом, водители, в отсутствии соответствующих знаков, поставлены в условия, при которых должны на свой страх и риск избирать скорость движения в пределах ограничения максимальной скорости на данном участке. Нет и не может быть людей с одинаковыми психо-физическими данными, одинаковым опытом, водительским стажем, соответствующими навыками. То, что может в экстремальной ситуации сделать один водитель (с отличной реакцией, водительским опытом, навыками вождения), недоступно (в силу других физических данных, небольшому стажу вождения) другому водителю.

Поэтому обычными становятся картины с видом разбитых или перевернутых автомобилей на обочинах и в сугробах. И как это квалифицируется, кто будет признан виновным в ДТП? Водитель или те, кто должен следить за состоянием дорог, кто должен обеспечивать их безопасность?
Казалось бы, для того и существуют дорожные службы, чтобы обеспечивать безопасность движения. Данные службы имеют для этого все необходимые правовые и технические возможности.
Между тем, в реальности имеет место «презумпция виновности» водителя в случае возникновения заноса на скользкой дороге, повлекшего ДТП. Дорожные службы при этом - в стороне. Есть ГОСТы, СНИПы, но они никогда и никем не соблюдаются.
Возможно, если страховщики или сами водители начнут на постоянной основе предъявлять иски к эксплуатирующим организациям, то ситуация сдвинется с мертвой точки.
Но кроме имущественной ответственности, водитель в случае наличия погибших или тяжело травмированных в результате ДТП может быть привлечён и к уголовной ответственности по ст.264 УК РФ, а тут уже дело не только в «цене вопроса», но и в реальной возможности получить срок лишения свободы.
К действиям водителя всегда можно придраться - «Не справился с управлением, не учёл дорожных условий, выбрал неправильный скоростной режим».
Действующими правилами дорожного движения такие нарушения квалифицируются по п. 10.1 ПДД, который гласит: «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности, видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства».
Правоприменительная трактовка данного пункта правил фактически не оставляет попавшему в занос в условиях гололёда водителю шанс доказать свою невиновность применительно к последствиям такого заноса.

Для наглядного примера приведу ситуацию из своей адвокатской практики:
Зимнее время года. Федеральная трасса. Гололёд (или снежный накат). Занос с выездом на встречную полосу, столкновение с автомобилем, двигавшемся по своей полосе во встречном направлении. Два пассажира погибли, водитель с травмами доставлен в больницу. По выздоровлению водителю предъявлено обвинение в нарушении п. 10.1 правил дорожного движения, повлекшие последствия в виде смерти двух и более лиц, его действия квалифицированы по ч.3 ст. 264 УК РФ.
Следствием гражданину К. предъявлялось следующее: 1 февраля 2005 года, управляя автомобилем ВАЗ 21063, К. нарушил правила дорожного движения, предусмотренные п. 10.1 ПДД РФ, а именно двигался по дорожному покрытию, имеющему снежный накат со скоростью, не соответствующей дорожным условиям, не обеспечил безопасность дорожного движения, в результате чего не справился с управлением автомобиля…, произошел занос с выездом на встречную полосу, в результате чего произошло столкновение с автомобилем «Камаз» 5310, двигавшемся во встречном направлении. В результате ДТП погибли двое пассажиров, находившихся в автомобиле под управлением обвиняемого.
Я вступил в дело в стадии судебного разбирательства.
При изучении материалов дела обнаружилось, что никаких данных о скорости движения автомобиля под управлением обвиняемого либо о безопасной скорости движения на данном участке обвинительные документы не содержали.
Как было видно из исследовательской части первичного заключения эксперта-автотехника (назначенного в досудебной стадии) и его показаний в суде, критическая скорость автомобиля для возникновения заноса при прямолинейном движении на ровной поверхности при снежном накате равна около 93 км/ч (экспертом брался при расчётах коэффициент сцепления шин с дорожным покрытием 0,3). В то же время, объективных данных о скорости движения автомобиля перед возникновением заноса - нет.
Между тем, скорость движения транспортного средства в данной ситуации, является одним из предметов доказывания по уголовному делу. Соответственно, она может быть определена лишь с помощью надлежаще собранных и оформленных допустимых доказательств (ст.ст. 73, 74, 85 УПК РФ). Такими доказательствами могут быть показания подозреваемого, обвиняемого, свидетелей, протоколы следственных действий, заключения экспертов (выводы) и т.д. Как видно из исследованных в судебном заседании заключений трасологической и автотехнических экспертиз, в настоящий момент нет методик для определения скорости транспортного средства при отсутствии тормозного следа. Следственный эксперимент в данном случае невозможен, в связи с опасностью для жизни и здоровья. Свидетельских показаний о скорости движения по объективным причинам нет. Из лиц, которые могли бы видеть показания спидометра, в живых остался лишь обвиняемый. Свидетели, которые двигались бы в попутном направлении и могли бы иметь суждения о примерной скорости автомобиля под управлением подсудимого по своим измерительным приборам - не установлены. Таким образом, из допустимых доказательств имеются только показания подсудимого, в которых указывается скорость 40 км/ч.
С учётом вышеуказанного, в судебном заседании по ходатайству стороны защиты была назначена повторная автотехническая экспертиза. Определением суда об её назначении установлено, что скорость движения автомобиля под управлением подсудимого до возникновения заноса была равной 40 км/ч. Кроме того, данным определением (на основании показаний обвиняемого, свидетелей, других материалов дела) установлены следующие обстоятельства:

ДТП произошло в тёмное время суток, в условиях гололёда (возможно снежный накат), который не был обработан ПСС. Минусовая температура. На месте происшествия не проводилось замеров сцепления шин с дорожным покрытием. На данном участке дороги (федеральная трасса) не было постоянных или временных знаков, ограничивающих движение и (или) скорость движения. Скорость движения транспортного средства ВАЗ 21063 г.н. М 139 АА 01 перед возникновением заноса была 40 км/ч. Непосредственно перед заносом торможение либо маневрирование водителем не предпринималось.

Однако, уже другой эксперт-автотехник дает повторное заключение о нарушении водителем правил дорожного движения п. и 10.1 и при скорости 40 км/ч. Из его выводов следует, что с учетом дорожных условий, в частности при коэффициенте сцепления шин с дорожным покрытием, соответствующем гололёду или снежному накату (при расчёте брался коэффициент сцепления шин с дорожным покрытием 0,2), занос мог произойти и при скорости 40 км/ч.

Достаточно ли подобного заключения эксперта о нарушении ПДД для признания водителя виновным? Как показывает сегодняшняя судебная практика - да. Заключение эксперта о нарушении водителем ПДД - фактически воспринимается судьёй как «научный приговор».

Однако, существует и обратная точка зрения, основанная на анализе законодательства и здравом смысле.
Да, заключение эксперта - аргумент серьёзный и веский. Однако, заключение эксперта, как одно из доказательств, не имеет приоритета перед другими доказательствами и подлежит оценке как само по себе, так и наряду с другими доказательствами в их совокупности.
Оценивая действия водителя, эксперт исходит из устоявшейся экспертной практики толкования п.10.1 ПДД, из которой следует, что раз водитель не справился с управлением и произошло ДТП - значит он выбрал неправильный скоростной режим. Из этого следует вывод, что любая скорость, если произошёл занос, не была безопасной. Между тем, заключение эксперта, как доказательство, может отражать лишь техническую сторону вопроса. Т.е. объективную сторону состава преступления (имело или не имело место событие нарушения ПДД с технической точки зрения).
Однако, нельзя не обратить внимание на следующие обстоятельства, не учитываемые экспертами при даче заключения о нарушении водителем скоростного режима при гололёде (снежном накате):

При даче заключения о нарушении водителем ПДД экспертами не учитываются положения ФЗ «О безопасности дорожного движения» (и принятые в соответствии с ним ГОСТы), который имеет большую юридическую силу, чем Правила дорожного движения, утверждённые постановлением правительства. Вышеназванный федеральный закон устанавливает необходимость содержания дорог и условий дорожного движения в соответствии с требованиями безопасности.

В ст.3 Закона РФ от 10.12.95 года «О безопасности дорожного движения» (далее ФЗ) в качестве основного принципа обеспечения безопасности дорожного движения установлен приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении
Статья 5 указанного ФЗ в качестве одного из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения относит осуществление государственного надзора и контроля за выполнением законодательства РФ, правил, стандартов , технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Ст.12 ФЗ установлено, что ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и др. нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
В ст.14 ФЗ говорится о праве уполномоченных на то должностных лиц ограничивать или прекращать движение на дорогах с целью обеспечения безопасности дорожного движения. В ст.24 ФЗ говорится о праве граждан на безопасные условия движения по дорогам РФ.

Государственный стандарт РФ «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплутационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержден постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года, введённым в действие 1 июля 1994 года и действующим по сей день. Пункт 3.1.4 указанного стандарта гласит: «Коэффициент сцепления покрытия должен обеспечивать безопасные условия движения с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью и быть не менее 0,4 при измерении шиной, имеющей рисунок протектора. В пункте 1 данного стандарта указано: «установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населённых пунктов. В случае, когда эксплутационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения».
В соответствии с п. 15 Порядка временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (утверждён Приказом Минтранса России от 10.04.2007 № 41), в случае гололёда на дорожном покрытии может вводиться временное ограничение движения путём установки дорожных знаков и знаков дополнительной информации.

Как видно из обстоятельств данного дела, установленных судом, дорожное покрытие имело необработанный ПСС (песочно-солевая смесь) гололёд (или снежный накат).
Следствием не установлен коэффициент сцепления колёс автомобиля с дорожным покрытием на момент ДТП (хотя технически это не сложно при наличии соответствующего прибора). В то же время, экспертом при исследованиях на основании специальной литературы берётся коэффициент сцепления при необработанном ПСС гололёде 0,2.
Следовательно, экспертом при определении возможности возникновения заноса при заданной скорости (40 км/ч) берётся заведомо не соответствующий требованиям безопасности дорожного движения коэффициент сцепления (0,2). При этом делается вывод о нарушении водителем правил дорожного движения.
Между тем, поскольку коэффициент сцепления использован в качестве переменной единицы в расчётах, при его изменении меняется и результат неравенства, от которого, как видно из исследования, зависит ответ на вопрос о соответствии скорости требованиям безопасности.
Следовательно - в целях полного и всестороннего исследования материалов дела для решения вопроса о виновности подсудимого, необходимо получить ответ о соответствии скорости 40 км/ч дорожным условиям в двух вариантах: при гололёде и при минимально допустимом коэффициенте сцепления 0,4.
Для ответа на данный вопрос можно получить дополнительное заключение эксперта, однако, имея формулу расчёта (из исследовательской части экспертизы) нетрудно посчитать самому, что при минимально допустимом коэффициенте сцепления 0,4 возникновение заноса при прямолинейном движении и скорости 40 км/ч - было бы технически невозможно.
Кроме того, можно назначить дорожно-техническую экспертизу на предмет определения соответствия состояния дорожного покрытия на момент ДТП требованиям безопасности дорожного движения. Хотя и без назначения экспертизы понятно, что при необработанном ПСС гололёде или снежном накате дорожное покрытие в любом случае не соответствует требованиям безопасности по коэффициенту сцепления. (Защита по данному делу мотивированно ходатайствовала о назначении дополнительной автотехнической и дорожно-транспортной экспертиз, однако судом было отказано в удовлетворении ходатайств).

Между тем, очевидно - несмотря на явное несоответствие состояния дорожного покрытия требованиям безопасности дорожного движения, движение на данном участке федеральной дороги не было запрещено или ограничено, не было временных предупреждающих знаков, ограничивающих, по крайней мере, скорость движения.
В то же время, из текста ФЗ и ГОСТа следует: данные условия должны соблюдаться должностными лицами, а не водителями. Законодатель устанавливает приоритет ответственности государства над ответственностью граждан за безопасные условия дорожного движения . Таким образом, ответственность водителя за нарушение правил дорожного движения, в том числе и п.10.1 может наступать только при условии обеспечения со стороны государства (соответствующих должностных лиц и организаций) безопасных условий дорожного движения. Поскольку при наличии необработанного гололёда (как и снежного наката) одно из условий безопасного движения - сцепление с дорогой (0,2) - ниже установленного ГОСТом минимального уровня (0,4), то ответственность за это не может быть переложена на плечи водителя. Тем более, ГОСТом установлено, что сцепление должно обеспечивать безопасное движение с разрешённой правилами скоростью . Поскольку на спорном участке федеральной трассы ограничения нет, то разрешённая скорость - 90 км/ч. Подсудимый же двигался со скоростью 40 км\ч, т.е. он предпринял все разумные меры безопасности, поскольку речь идет не о просёлочной дороге, а о четырёхполосной федеральной трассе, где движение с такой скоростью априори должно быть безопасным, несмотря на погодные условия. В ином случае, в соответствии с федеральным законом, движение должно быть остановлено или ограничено.
Учитывая изложенные обстоятельства, для вывода о нарушении обвиняемым скоростных ограничений, уже в обвинительном заключении должны содержаться сведения о разрешённой скорости на данном участке автомагистрали и данные о наличии или отсутствии постоянных или временных знаков, ограничивающих движение или скорость (при отсутствии подобных данных в обвинительных документах, установление их судом в обвинительном приговоре будет являться нарушением положений ст. 252 УПК РФ о пределах судебного разбирательства). (На сегодняшний день, в отличие от момента рассмотрения настоящего дела, данная позиция находит подтверждение судебной практикой (надзорное определение ВС РФ от 11 мая 2006 года № 31 - Д 06 - 5).

Вышеописанные обстоятельства не берутся во внимание экспертами при даче заключения о нарушении ПДД.
Между тем, субъективную сторону события (виновность водителя) эксперт установить не может, и не вправе. Он устанавливает лишь объективную (техническую) сторону нарушения ПДД.
Субъективную же сторона, т.е. виновность (отношение к нарушению, выразившееся в преступной небрежности или самонадеянности) водителя в нарушении ПДД устанавливается исходя из совокупности всех доказательств, и должна быть конкретизирована уже в постановлении о предъявлении обвинения и далее - в приговоре. Т.е., из текста обвинения должно следовать, что водитель не просто нарушил определённый пункт правил, а виновно нарушил, допустив преступную небрежность, или проявив преступную самонадеянность (ст. 171 ч.2 п.4, ст.73 ч.1 п.2 УПК РФ). К примеру: «двигаясь со скоростью …км/ч на участке дороги, где установлено ограничение скорости не более …км/ч (либо с определённой скоростью, превышающей безопасную, учитывая дорожные условия), заведомо зная , что превышение скоростного режима может привести к общественно-опасным последствиям, но самонадеянно рассчитывал их предотвратить (либо не считал, что это может привести к таким последствиям, хотя по обстоятельствам дела мог и должен был предвидеть их наступление).
Однако, в обвинительных документах по данному делу (как и по большинству подобных дел) субъективная сторона состава преступления не нашла своего отражения.

Между тем, движение по федеральной трассе со скоростью 40 км/ч при отсутствии постоянных или временных знаков, запрещающих или ограничивающих движение (либо указывающих безопасную скорость движения) или предупреждающих об опасности, априори не является опасным, поскольку при таких обстоятельствах предполагается надлежащее состояние дорожного покрытия (в том числе, надлежащий коэффициент сцепления не менее 0,4).
Таким образом, водитель при заданных обстоятельствах не мог и не должен был предвидеть наступления общественно-опасных последствий, а посему - невиновен.

Вам, наверное, интересно, чем закончилось настоящее уголовное дело в отношение гражданина К. Как это часто бывает, длительное и бескомпромиссное судебное следствие (а дело слушалось районным судом больше года, судебное следствие возобновлялось после прений 3 раза, назначались 2 судебные экспертизы, ещё в ходатайстве о проведении 2 экспертиз отказано, обвинитель и потерпевшие настаивали на длительном лишении подсудимого свободы, сторона защиты - на его оправдании) завершилось вполне «компромиссным» обвинительным приговором с назначением условного наказания. Никто из сторон, в том числе и я (по письменному заявлению доверителя, которого приговор устроил в полной мере) приговор не обжаловали. Как бы мне по принципиальным соображениям ни хотелось довести данное дело до логического конца, воля клиента - закон для адвоката.
Между тем, ситуация ДТП, описанная в статье, по своей фабуле - довольно стандартная. Условное наказание по делам о ДТП при описанных обстоятельствах назначается далеко не всегда. Надеюсь, что кто-то из коллег при защите доверителя в подобной ситуации использует мой опыт и доведёт дело до логичного завершении в интересах своего клиента.

Адвокат, заведующий АК № 1 СККА г. Невинномысска, член квалификационной комиссии АП СК Трубецкой Никита Александрович

Более 500 аварий произошло в Москве за минувшие сутки. Гололед и мощный снегопад серьезно осложнили ситуацию на дорогах. Многие автомобилисты с трудом выбирались из занесенных сугробами дворов, местами серьезные пробки. Погода внесла коррективы и в работу воздушных гаваней. Отменены и задержаны десятки рейсов. Сложная обстановка и в других регионах центральной России.

Сугробы и хаос на дорогах. В Москве такой снегопад, что хватит, кажется, на половину зимы. Снег с небольшими перерывами шел всю ночь, кое-где он продолжается и сейчас. На улицах очень скользко. Как говорится, не проехать, не пройти.

В столице еще накануне был объявлен оранжевый уровень опасности. Порывы ветра достигают 17 метров в секунду. Коммунальщики называют ситуацию тяжелой, но не критической. Все городские службы переведены на усиленный режим работы. Уборочная техника выехала на городские улицы вечером с началом снегопада.

В ГИБДД водителям рекомендовали отправиться на работу не на личном авто, а воспользоваться общественным транспортом. Тем более что не все еще успели поменять летнюю резину на зимнюю. Удар по столице стихия нанесла стремительно. Резко упала видимость. Автомобили скользят по тонкому слою льда, эвакуатор, а вслед за ним и другие машины заносит так, что они едва входят в поворот.

А в Рязани из-за гололеда не все смогли даже выехать со двора. Стоило затормозить одному из водителей - и вот уже несколько машин собрались в так называемую гармошку. Что касается Москвы, сейчас по оценке Яндекса, пробки еще терпимые, но также много мелких аварий. Водителям, которые хотят добраться на работу как можно быстрее, следует быть осторожнее.

Снегопад внес коррективы и в работу столичных аэропортов. По данным онлайн-табло московского авиационного узла, в аэропорту Шереметьево более 30 рейсов отменено, 26 - задержано. В Домодедово отменено четыре рейса, с задержками вылетят 11. Внуково пока работает в штатном режиме. Пик непогоды пришелся на ночные часы. До утра из-за снежного шторма улететь из Москвы было практически невозможно. Пассажиров по возможности стараются предупреждать об отмене рейсов заранее.

Снежный циклон, между тем, охватил практически все регионы Центральной России. В Смоленской области на трассах уже начали работать мобильные пункты обогрева. Чтобы водители, которых стихия настигла в пути, могли остановиться и перекусить, попить горячего чаю. Своеобразно непогоду со всеми ее особенностями решили использовать любители экстрима.

В интернете из различных регионов появилось уже множество видео с зацеперами - теми, кто с помощью подручных средств цепляется за автомобили и по сути рискуя не только собственной жизнью, но и безопасностью других людей, катаются по заснеженным дорогам.

Днем в Москве ожидается потепление. Но осадки, как обещают синоптики, не прекратятся, и призывают не забыть прихватить с собой зонт. Во второй половине дня снег сменится дождем.

Нередко можно попасть в такую ситуацию на дороге, когда попросту приходится нарушать правила дорожного движения. В подобной ситуации можно обвинять лишь одного человека, хотя следовало бы разобраться в истинной причине его поступка, ведь стать участником ДТП можно совершенно случайно. Вина дорожных служб в ДТП также встречается довольно часто, но доказать это бывает порой трудно.

Каждое дорожное происшествие, которое произошло с участием транспортного средства по причине неисполнения возложенных на организацию обязанностей, что отвечает за качественное и безопасное состояние дорог, должно быть зафиксировано в обязательном порядке. В первую очередь, это необходимо сделать, как и полагается по закону. Если же потерпевший не отреагирует на ситуацию, то может не рассчитывать на какое-либо возмещение ущерба.

Документирование дорожного происшествия, в котором вина возлагается только на дорожные службы, имеет некое отличие от общих правил, которых применяются в момент столкновения автомобилей. Следует полагать, что в данной ситуации участников событий может быть несколько, но чаще всего это один человек.

На месте происшествия обычно картина выглядит так: поврежденный автомобиль расположился на аварийно-опасном куске дороги. Если никаких серьезных последствий водителем данного транспортного средства замечено не было, то он, как правило, не желает искать справедливости и попросту отправляется дальше по своим делам. Сам того не понимая, человек за рулем становится в некотором роде нарушителем, ведь по факту он покинул место ДТП и нарушил этим п. 2.5 Правил дорожного движения РФ. А за это предусматривается ответственность в виде административного ареста на период в 15 суток либо лишение прав до 1,5 года.

Если в результате ДТП по вине дорожных служб автомобилист получил травму, либо была угроза его жизни, не считая большой материальный ущерб, то оформить момент наступления аварийной ситуации просто необходимо в законном порядке. Наверняка никто не располагает лишними денежными средствами, чтобы еще и автомобиль, который был поврежден по вине дорожных служб, чинить за свои деньги. Таким образом, при любом ДТП стоит вызывать сотрудников полиции, только если это не исключение, которое можно оформить по Европротоколу.

Ситуации бывают разные, но даже работники дорожной полиции могут стать на защиту своих коллег и сказать, что во всем только ваша вина. Как пример, не была выбрана безопасная скорость, которой следует придерживаться на данном участке дороги, нарушено правило под пунктом 10.1 ПДД РФ. Если свидетелей ситуации и других потерпевших не было, то сотрудники ГИБДД постараются как можно быстрее закрыть это дело, то есть составят документ о случившемся ДТП и тут же вынесут постановление о прекращении производства относительно вины участника аварии. Таким образом, водитель не станет ничего требовать, никакого возмещения не последует, ведь нет на то правовых оснований. Если в результате ДТП была угроза здоровью либо человеческой жизни, то виновника происшествия могут привлечь к ответственности, как административной, так и уголовной. В любом случае, мало кто пожелает отвечать за ошибки работников дорожной службы.

Можно сказать, что у автомобилистов, которые попали в ДТП по вине дорожных служб, есть всего два варианта разрешения данной ситуации: либо самостоятельно нести ответственность за происходящее, либо требовать, чтобы дорожная организация отвечала за свои «проколы» и взыскать с нее компенсацию за весь понесенный ущерб. Большинство людей наверняка сделает правильный выбор.

Нормативная база и фиксация следов

Если произошло ДТП по вине дорожных служб, яма оказалась слушком глубокой на дороге, то владелец авто имеет право зафиксировать случившееся и потребовать компенсацию от государства за некачественное исполнение обязанностей дорожно-эксплуатационной службой. Например, водитель может элементарно проколоть колеса и вылететь в кювет, а виной этому будет простая дорожная выбоина. Та же история может произойти и в зимний период времени, когда на дорогах особенно опасно и следует внимательно смотреть, нет ли на дорожной полосе неубранной снежной кучи. Во всех подобных ситуациях, где доказана вина дорожных служб, они должны понести ответственность и уплатить сумму ущерба в полном объеме. К ответственности можно привлечь любую из организаций, которая проводит дорожные работы, либо неподалеку от дороги. Это же касается и сотрудников ГИБДД. Чтобы получить свои деньги, которые были потрачены на ремонт авто, нужно грамотно подойти к данному вопросу.

Согласно ныне действующему законодательству РФ, за поврежденную проезжую часть пути отвечают дорожно-эксплуатационные службы, которые обязаны следить за состоянием дорожного покрытия, проводить его реконструкцию согласно подписанному с местными властями договору.

В гл. 28 НК РФ «Транспортный налог» прописаны законодательные нормы, согласно которым каждый владелец автомобиля должен платить транспортный налог в пользу государства. В таком случае, если деньги налогоплательщиков идут на улучшение дорожного покрытия и строительство новых дорог, то каждый автомобилист имеет право на качественное асфальтное покрытие отрезка пути.

В ст. 28 ФЗ РФ предусматривается ответственность дорожных служб перед водителями, которые пострадали в результате некачественного выполнения ими своих обязанностей. Особенно не стоит упускать из виду ситуацию, когда причинен вред здоровью человека. Капитальный ремонт дорожного покрытия должен проводиться своевременно и водитель не виноват, что произошло, допустим в зимний период ДТП по вине дорожных служб, снежная каша не была убрана.

Существуют определенные требования к состоянию дорожного покрытия, которые учтены ГОСТом Р50597-93. На дорогу должны быть нанесены специальные знаки, она должна освещаться сигнальными огнями в моменты плохой видимости. По правилам, дорожная яма может быть таких параметров – 60/15/5, где соответственно обозначена ширина, длина и глубина в сантиметрах. Если неровности превышают стандартные нормы, то они должны быть ограждены светоотражающими заграждениями, а поблизости должен быть установлен специальный знак.

Важно! На устранение дорожных ям по ГОСТу дорожная служба имеет 5-10 суток. По федеральной скоростной трассе дорожные службы должны устранять выбоины не более чем в 5-дневный срок. Любое отклонение от требований влечет за собой юридическую ответственность.

После того, как произошло ДТП по вине дорожных служб, гололед стал причиной или же открытый люк, следует незамедлительно вызвать сотрудников ГИБДД, сделать фото- и видеосъемку происходящего, пригласить свидетелей поучаствовать в вашем деле или очевидцев аварии. Обязательно нужно дождаться приезда блюстителей закона, чтобы заполнить процессуальные документы и начать разбирательство.

Как правильно оформить ДТП, произошедшее по вине дорожных служб?

Человек, который попал в ДТП по причине плохого исполнения своих обязанностей дорожной службой, должен знать, что для того, чтобы привлечь ее руководство к ответственности, необходимо собрать доказательства вины. Как правило, источником доказательства могут быть такие документы:

  • протокол осмотра места дорожного происшествия;
  • схема места ДТП;
  • акт обследования условий на конкретном участке местности;
  • зафиксированные свидетельские показания, а также сведения участников ДТП;
  • протокол о правонарушении;
  • постановление об административном наказании.

Если рассматривать каждый вовлеченный в дело документ, то протоколом осмотра места происшествия называют документ, который составляется на особом бланке уполномоченным лицом в присутствии водителя и очевидцев произошедшего ДТП. В нем можно прочитать информацию о замерах на участке дороги, если речь идет о ямах и выбоинах, об общей ситуации на дороге. К протоколу следует приложить имеющиеся фото доказательства с места аварии.

Схема места ДТП оформляется на специальном бланке. Его могут составлять по месту аварии только должностные лица. По сути, это графическое отображение дорожной ситуации на местности с зарисовкой расположения относительно пострадавшего других транспортных средств. Также следует заметить, что на схему могут быть нанесены следы и сторонние предметы, которые имеют отношение к происходящему.

В каждом ДТП необходимо заполнять Акт обследования дорожных условий. Им занимаются сотрудники дорожной полиции только в том случае, если есть вина дорожной службы. Кстати, представитель организации, которая отвечает за безопасность дорог, также должен присутствовать. Федеральная Дорожная Служба РФ имеет утвержденный порядок заполнения этого документа, который можно прочитать в «Правилах учета и анализа ДТП на автомобильных дорогах РФ».

Акт обследования дорожных условий прежде всего необходим для определения характеристик условий дорог на момент совершения ДТП. Он считается основным доказательством того, что именно плохая дорога стала причиной аварии. Свои данные в документе должны отобразить работники службы ГИБДД и представитель дорожной службы. Если же представитель не может присутствовать в момент оформления документации правоохранителями, то должен быть проведен повторный осмотр местности не позднее чем через 24 часа. Важно не забывать, что если произошло ДТП по вине дорожных служб в гололед, то судебная практика предусматривает рассмотрение дела со всех сторон. Обязательно потребуются показания очевидцев, потерпевшего и других участников дорожного движения. Все свидетельские показания должны быть зафиксированы лично каждым участником данного судопроизводства. Конечно, более благоразумно будет в данной ситуации обратиться к адвокату.

Согласно ст. 12.34 КРФ об АП обязательно составляется протокол относительно тех должностных лиц, по вине которых произошло ДТП. Ведь именно руководство дорожной службы должно контролировать безопасную эксплуатацию автомобильных дорог. После рассмотрения протокола в суде выносится решение. Полномочия в данной ситуации по законному рассмотрению дела также возлагаются на начальников и их замов в подразделениях ГИБДД. Постановление должно вступить в силу по истечении 10 дней. Его можно обжаловать. Потерпевший должен получить копию постановления в деле о ДТП по вине дорожных служб.

ДТП в гололед, виноваты ли дорожные службы?

Гололед можно назвать сезонной бедой автомобилистов. Но и здесь все зависит от ситуации, ведь ДТП могло произойти при участии двух автомобилистов, которые попросту превысили скорость на участке дороге и торможение на льду произошло с запозданием. В этом случае ответственность возлагается только на водителей. Инспекторы ГИБДД поспешно примут решение о вине одного или нескольких участников дорожного движения. Оспорить его будет трудно.

Что мешает водителям благополучно разъехаться, если дорога ровная, а видимость хорошая? Кого винить в этой ситуации понятно, но если один автомобиль въехал в светофор, а другой последовал его примеру, да еще и подтолкнул потом предыдущий, то тут следует разбираться. В ПДД сказано, что автомобилист должен быть осмотрительным и в зависимости от метеорологических условий придерживаться скоростного режима согласно дорожным ограничителям. Но если в этой истории есть вина дорожной службы, то ее нужно доказать. Суду потребуется обязательное подтверждение того, что данный участок дороги стал причиной ДТП. Разумеется, не стоит никого обвинять в том, что дорога была за 5минут засыпана снегом и никто его не убрал. Совсем другая история, если снежные комья лежат уже несколько часов или дней, и никто их не убирает. Хотя в данной ситуации сложно что-либо доказать в суде даже опытному юристу. Чтобы минимизировать вероятность попадания зимой в аварию, необходимо вовремя запасаться зимними шинами и быть более осмотрительным на дорогах.

В некоторых ситуациях вина работников дорожной службы просто-таки очевидна. К примеру, на оледеневшем участке ведутся дорожные работы, но никто не позаботился о безопасности водителей, никакого ограждения данного участка нет. Если днем водители еще смогут понять, что происходит, то в ночное время затормозить на льду будет непросто. Если произойдет столкновение транспортного средства допустим со столбом, то ДТП по вине дорожных служб можно будет доказать. Следует только зафиксировать недостатки работников дорожной службы на фото или видеокамеру.

К примеру, сейчас рассматривается дело в суде Новосибирска, где водитель не справился с управлением на оледеневшем участке дороги, где велись ремонтные работа, но не было заградительных барьеров. В ходе происшествия пострадала родственница водителя и в результате травм погибла невеста. Тем временем, данный новый участок дороги до сих пор не оборудован по требованиям безопасности. Юристы требуют признать, что автовладелец в этой ситуации ни в чем невиновен, а отвечать за происшествие должны другие люди. Адвокаты подали иск к территориальному управлению автомобильных дорог. В данной ситуации гололед можно назвать всего лишь косвенной причиной ДТП, ведь основная была в ненадлежащем состоянии дорожного покрытия.

Умение ездить в гололед является чрезвычайно важным навыком, особенно, если вы живете в более холодном климате с суровыми зимами. Обледенение может произойти внезапно и без предупреждения, поэтому вы должны быть готовы каждый раз, когда садитесь в машину в мороз. Мосты особенно опасны в этих условиях, так как они покрываются льдом раньше, из-за отсутствия теплой земли под ними. См Шаг 1, чтобы узнать, как обезопасить себя при вождении в гололед.


Шаги

Подготовка автомобиля к зиме

    Пройдите общее техобслуживание. К концу осени отвезите ваш автомобиль в сервис, чтобы пройти техобслуживание и убедиться, что все находится в рабочем состоянии. Поломки - это последнее, что вам нужно в гололед, когда еще и снег летит в лобое стекло. Когда вы отдаете свой автомобиль, чтобы подготовить его к зиме, попросите механика проверить нижеследующее и заменить все, что не работает должным образом:

    • Шины и давление в шинах
    • Аккумулятор
    • Ремни и шланги
    • Радиатор
    • Тормоза
    • Выхлопная система
    • Обогреватель
    • Масло
    • Освещение
    • Система зажигания
    • Стеклоочистители
  1. Поставьте новые шины, если ваши протекторы изношены. Даже если ваш механик думает, что ваши шины еще прослужат, но вам нужно выезжать в морозную погоду, стоит подумать о новых шинах. Самой большой опасностью в зимней езде является скольжение по льду, из-за плохого сцепления с дорогой. Это риск безопасности, независимо от состояния ваших шин, но если глубина протектора становится низкой, вы подвергаетесь большему риску уйти в занос.

    Проверяйте давление в шинах в течение всей зимы. В холодную погоду давление в шинах падает естественным образом. Недостаточно накачанные шины могут неправильно реагировать во время управления, что может быть опасно, когда на дороге гололед. Проверяйте давление в шинах каждые несколько недель, чтобы убедиться, что они полностью накачаны.

    • Чтобы проверить давление в шинах, используйте манометр. Проверьте, соответствует ли давление в шинах рекомендованному уровню для ваших шин.
    • Если вам нужно отрегулировать давление, найдите компрессор (они бывают на заправочных станциях и в шиномонтажах) и накачайте шины по очереди, проверяя давление время от времени, чтобы не перекачать их.
  2. Рассмотрите вариант приобретения цепей. Цепи и другие устройства, предназначенные для лучшего сцепления со льдом, хорошо иметь в багажнике на случай, если начнется метель. Цепи не трудно закрепить вокруг колес, и вы сможете снять их, как только дороги снова станут сухими. Поговорите с вашим механиком, какой тип лучше всего подходит для вашего автомобиля.

    • Если вы живете в регионе, с крутыми холмами и частым обледенением, или в месте, где снегоуборочные машины обычно не посыпают улицы солью, воспользуйтесь обычными цепями в виде полос, которые легко надеть и снять, когда видимость плохая.
    • Если вы путешествуете через местность, известную частой гололедицей, вы можете увидеть дорожные знаки, указывающие, что цепи противоскольжения обязательны. Если вы уже в дороге и не купили цепи заранее, вы можете достать их в большинстве магазинов автозапчастей.
  3. Будьте готовы к тому, что ваш автомобиль может сломаться. Самое главное, при езде в тяжелых зимних условиях и в гололед - быть всегда готовым. В зимние месяцы вы должны иметь в багажнике своего автомобиля провода для прикуривания и комплект для аварийных ситуаций. Также, на случай, если вы застрянете в течение нескольких часов, хорошо бы иметь запас продуктов, воды и одеял.

    • Всегда берите с собой мобильный телефон, если вы собираетесь выезжать в гололед. Легкое ДТП или более серьезные аварии очень распространены в гололедицу, и вам нужно иметь возможность немедленно обратиться за помощью.
    • Также вы можете рассмотреть возможность получения членства в какой-нибудь автомобильной ассоциации, или иметь номер местного диспетчерского пункта.

    Принятие правильных решений при вождении

    1. Очистите окна, прежде чем выехать. Не выезжайте на дорогу с инеем или снегом на окнах. Вы должны иметь наилучшую видимость во время вождения по льду и снегу. Дайте автомобилю прогреться немного, чтобы окна полностью разморозились.

      • Вам также нужно проверить, не замерзли ли стеклоочистители. Если вы будете ехать в непроглядный снегопад, очень важно, чтобы они функционировали должным образом.
      • Убедитесь, что боковые зеркала также очищены от снега и льда.
    2. Старайтесь проезжать по местам, где часто проходят снегоуборочная техника и машины для посыпания дорог солью. Если вам нужно выехать в метель, держитесь подальше от мест, где мало движения, или которые настолько непроходимы, что они не посыпаются солью и не очищаются. Найдите маршрут до пункта назначения, не сильно забитый движением, но достаточно оживленный, чтобы быть очищенным.

      • Соль растапливает лед, позволяя вашим шинам получить лучшее сцепление с дорогой, когда вы едете, но при очень низких температурах, он не будет таять. В таких случаях дороги посыпают песком, который остается на поверхности льда и способствует лучшему сцеплению с дорогой.
      • Главные трассы, как правило, сразу же очищаются, но вам нужно избегать районов с плотным движением. Как правило, в гололед и снег у других водителей проявляются худшие качества. Даже если вы знаете, что делаете, вам не стоит быть в окружении испуганных водителей.
      • Будьте внимательны вблизи машин, посыпающих дороги солью, и снегоуборочной техники, поскольку они, как правило, движутся медленнее, чем другие транспортные средства на дороге.
    3. Езжайте на половине допустимой скорости или ниже, если на дороге лед. Слишком быстрое движение на снегу и льду - верный путь слететь с дороги или попасть в аварию. Начните медленно, чтобы проверить, какое сцепление у ваших шин. Найдите комфортную скорость, при которой можно ехать без скольжения или потери контроля.

      • Обычно, когда снег летит в лобовое стекло, видимость падает, так что вам, возможно, придется замедлиться, хотите вы этого или нет. Если у вас возникают проблемы с видимостью других автомобилей, снизьте скорость еще больше.
      • Хотя лучше перестраховаться, двигаясь в медленном ряду, но не стоит ехать настолько медленно, чтобы препятствовать движению потока. Попробуйте ехать с той же скоростью, что и автомобили вокруг вас, чтобы другие водители не врезались в вас сзади.
    4. Оставьте достаточно места между вашим автомобилем и следующим. Не держитесь слишком близко к автомобилю, в который вы можете легко врезаться, если водитель вдруг резко ударит по тормозам. Оставьте достаточно места, чтобы другой автомобиль или ваш, имел пространство для маневра при скольжении или заносе, не рискуя столкнуться.

      Берегитесь гололедицы и других опасностей. Гололед почти невозможно увидеть, пока вы на нем. Он, обычно, бывает в затененных местах и по бокам дороги. Люди, как правило, ездят по нему на высокой скорости, пока не заметят его, поэтому, гололед является причиной множества несчастных случаев. Будьте чрезвычайно осторожны и, если есть малейшая вероятность, что на дороге может быть гололедица, постарайтесь ехать медленно.

      • Эстакады и мосты замерзают быстрее остальной части дороги, поэтому проезжайте по этим местам как можно осторожнее. Как только начинается снегопад, вы должны сбросить свою скорость и быть крайне осторожны.
      • Еще одну большую опасность в гололед представляют другие автомобили. Как уже упоминалось, в метель, водители часто впадают в панику. Чаще смотрите в зеркала и будьте как можно более внимательны, чтобы успеть отреагировать, если вы видите несущийся на вас автомобиль.
    5. При необходимости, припаркуйтесь. Если вас застигла пурга, или вы не можете проехать больше нескольких метров без заносов, лучше просто съехать на обочину и переждать бурю. Нет смысла продолжать движение, когда вы не можете видеть дорогу перед собой. Припаркуйтесь на безопасном месте, например, на обочине дороги или на парковке, и подождите, пока утихнет снегопад, прежде чем двигаться дальше.

    Использование методов, позволяющих оставаться на дороге

    1. Тормозите качками. Ошибка многих людей, когда они чувствуют, что колеса начинают скользить по льду, ударять по тормозам. Это блокирует тормоза и вызывает еще большее скольжение шин. Это часто приводит к потере контроля над автомобилем. Вместо удара по тормозам, жмите на них качками. Осторожно нажмите на педаль тормоза ногой, если вы хотите замедлиться. Автомобиль будет оставаться под вашим контролем, замедляя скорость.

      • Имейте достаточно времени, чтобы затормозить. В случае заноса автомобиля, начните торможение заранее, чтобы остановиться вовремя.
      • Если вы не совсем понимаете, как и почему вы должны тормозить качками, попробуйте попрактиковаться в безопасном, но скользком месте, например на совершенно пустой автостоянке с большой площадью. Поездите по льду немного, потом резко нажмите на тормоз. Видите, как машину заносит? Теперь попробуйте снова, на этот раз качками. Разница в контроле должна быть ясна.
    2. Ускоряйтесь медленно. Вашим шинам нужно время, чтобы получить сцепление с дорогой. Если вы будете ускоряться слишком быстро, колеса будут пробуксовывать, и вы можете потерять контроль над автомобилем. Ускоряйтесь очень медленно и осторожно, проверяя, хорошее ли сцепление с дорогой у ваших шин. Если вы не чувствуете сцепления, замедлитесь и начните сначала.

      • Если вы окажетесь в ситуации, в которой ваши шины пробуксовывают, насыпьте перед ними песка или гравия. Вам, может быть, придется выкопать немного снега вокруг них, чтобы дать им возможность двигаться.
      • Медленное ускорение - это еще один метод, который можно попробовать на пустой автостоянке. Попробуйте сдвинуть автомобиль на обледеневшем участке, сильно нажав на газ. Скорее всего колеса начнут буксовать. Теперь попробуйте снова, на этот раз медленно нажимая на газ, позвольте шинам зацепиться.
    3. Научитесь, как выйти из заноса. Сначала снимите ногу с педали газа так, чтобы ваш автомобиль замедлился и восстановил сцепление с дорогой. Аккуратно направьте свой автомобиль туда, куда хотите. Если вы перекрутились и начали скольжение в другую сторону, поверните обратно в нужную сторону. Есть некоторые тонкости, позволяющие вывести автомобиль из заноса. Когда вы двигаетесь в правильном направлении, вы можете аккуратно нажимать на тормоз или ускориться, чтобы восстановить контроль.

      • Сохраняйте спокойствие, если вас занесло. Боритесь с желанием компенсировать это путем выкручивания колеса слишком сильно в другом направлении. Легкое, спокойное управление выправит ваш автомобиль и вернет вас обратно на дорогу.
      • Практикуйтесь в потере и восстановлении контроля над вашим автомобилем в безопасном месте. Приблизьтесь к обледеневшему участку и ускорьтесь на нем так, чтобы ваш автомобиль занесло. Аккуратно выходите из заноса, направляя свой автомобиль туда, куда вы хотите.
    • Если вы когда-нибудь застрянете, сохраняйте спокойствие и не давите сильно на педаль газа. Это только усугубит дело, закапывая вас глубже в землю. Используйте педаль газа очень мягко при повороте колеса из стороны в сторону, чтобы очистить снег с дороги. При необходимости, посыпьте кошачьим наполнителем или гравием вокруг ваших колес для дополнительного сцепления.
    • Поставьте зимние шины на автомобиль, если вы ожидаете много снега и гололед. Приготовьте и используйте цепи только при более или менее непрерывном покрытии дороги снегом и льдом (они быстро изнашиваются и могут вызвать проблемы на сухом асфальте).

Зимняя дорога всегда была тяжелым испытанием для водителя с любой степенью подготовки. Иногда происходят такие случаи, когда неважен ни стаж, ни наличие в автомобиле современных систем ABS и т.д. Стоит отметить, что такие «навороты» порой очень даже помогают. Однако далеко не каждый может себе позволить машину, оборудованную по последнему слову техники. Итак, для начала необходимо разобраться в некоторых важных нюансах.

Какой привод у вашего автомобиля

Всем известен тот факт, что даже в самую обычную погоду газовать в поворотах на автомобилях с задними ведущими колёсами рекомендуется очень осторожно. Зимой же при появлении льда на дороге, владельцам таких машин (особенно если у них нет опыта езды в таких условиях), рекомендуется и вовсе проехаться на автобусе. Если же подобное не вызывает у вас оптимизма, то следует быть очень осторожным. Гололёд не терпит ошибок. Вам нужна вся ваша внимательность. Сложнее всего обладателям старых машин, которые именуются «классикой».

Совет! Пятёрки, Семёрки, Копейки - все ВАЗы до 2107 включительно, имеют задний привод. Чуть проще будет владельцам иностранцев (Mercedes, BMW или Audi), на которых все же присутствует ABS.

А вы переобулись на зиму

Существует определенная категория людей, которая пренебрегает важнейшим правилом зимней езды: смена покрышек. На летней резине в гололёд выезжать - сродни самоубийству. Нет, безусловно, многие водители уже годами так делают, ведь позволить себе лишний комплект резины сложно, но это крайняя мера. Чуть больше шансов на удачный «исход» у обладателей «всесезонки».

Однако речь пойдет о настоящих зимних шинах. Идеальным будет вариант с шипами. Например, Bridgestone Ice Cruiser 7000 . Обув свой автомобиль в такие шины, вы повысите устойчивость на дороге в несколько раз. Без хороших покрышек о езде в гололёд можно забыть.

Не забываем о главном

Прежде чем выехать на дорогу, автомобиль нужно завести и прогреть. Особенно это актуально для тех, у кого нет гаражей, а таких водителей достаточно много. Большие проблемы могут возникнуть у обладателей карбюраторных - более старых автомобилей.

Если у вас разрядится аккумулятор, то это, наверное, самая меньшая из всех бед. Доблестные соседи и друзья, всегда помогут «дёрнуть» машину. Обязательно очищайте автомобиль от снега, особое внимание заднему стеклу и зеркалам. Если вы планируете ездить нечасто, все равно старайтесь заводить машину (прогревать) хотя бы 1 раз в три дня, иначе летом она вам припомнит все обиды!

Кузов на подмоге

В этом деле огромное значение имеют габариты автомобиля и тип кузова. Как ни крути, а даже самые простенькие внедорожники и даже городские «паркетники» с полным приводом всегда будут более безопасными в зимнее время, ведь пустить их в занос очень сложно. Далее, идут седаны и универсалы (особенно переднеприводные), которые справляются с задачей на «четвёрочку».

А вот хэтчбеки в этом плане немного сдают позиции своим «братьям». Обычно, такие машины намного легче и потому теряют управление чаще других. Однако опытный водитель способен нивелировать этот недостаток и даже на Daewoo Matiz легко добирается из пункта А в пункт Б.

Хитрости и нюансы

Хорошо водить машину в условиях повышенной «заснеженности» улиц, безусловно, умеют те водители, которые учились ездить зимой. Инструктор всегда подскажет, как лучше поступить в той или иной ситуации. Существует несколько общих правил, которые стоит запомнить:


Понесло в занос, что делать

Первое, что нужно сразу сделать - убрать панику. Это не лучший товарищ в экстремальных ситуациях. Далее, поворачивайте руль в сторону скольжения (это главное и основное правило). Многие инстинктивно крутят «баранку» в противоположную сторону, что приводит только к ухудшению положения. А что дальше? Даём газку. Нельзя сразу начинать тормозить, это лишь усилит занос. Нажимать на педаль акселератора следует как можно плавнее. Если вы сделаете все правильно, машина выровняется и тогда можно уже начать снижать обороты и притормозить, чтобы перевести дух. Стоит сразу оговориться: данная методика справедлива для переднеприводных машин.

С задним приводом комплекс мероприятий немного отличается. После поворота руля в сторону заноса, педаль газа нажимать не следует. Корректируйте курс автомобиля при помощи руля, всегда выставляя колёса в нужное положение, параллельное заносу. Ни при каких условиях не нажимайте тормоз.

Для полноприводных машин и джипов практически не существует специального отдельного алгоритма. Поэтому можно следовать варианту действий для вывода из заноса переднеприводного автомобиля, с той лишь разницей, что газ добавлять очень осторожно, понемногу повышая обороты двигателя.

Одним из вариантов выравнивания автомобиля является - перемена интенсивности газа. Для этого нужно при растущих поворотах включать повышенную, а затем пониженную передачу. Такие манипуляции позволят автомобилю постепенно потерять скорость.

Важно! Правильная работа рулем - залог успеха. Особенно это справедливо для машин с задним приводом.

На светофорах следует быть очень бдительным. Не спешите срываться с места. В лучшем случае ваши колёса пробуксуют. Не забывайте, что человек, стоящий перед вами может попросту застрять. Не следует приходить от этого в ярость и ругаться. Зимняя дорога одинаково относится ко всем.

Для машин с автоматической коробкой передач дела обстоят сложнее. Однако на помощь может прийти ручной тормоз. Иногда он может спасти в случае неправильного вхождения в поворот. Однако такое рекомендуется делать только водителям со стажем.

В целом выполняя все рекомендации в точности, езда зимой не доставит вам никаких хлопот. Главное, помнить основные правила поведения: дистанция, пониженный скоростной режим, а также своевременная переобувка автомобиля. Для большей уверенности в себе, потренируйте занос в безлюдном месте. Такое рекомендуют делать всем новичкам, которые собираются регулярно использовать собственную машину в холодный период времени.