Компактные кроссоверы: обзор моделей. Тип автомобилей кроссовер, он же паркетник — что это за авто? Почему кроссоверы называют паркетниками

В последние несколько лет количество автомобилей на дорогах страны увеличилось в десятки, а то и сотни раз. С каждым днем все большее их число представлено внедорожниками, паркетниками и кроссоверами. Большие, вместительные, обладающие интересным дизайном, глянцевые и блестящие, они нравятся всем, но далеко не каждый может ответить на вопрос, паркетник - что это такое, и назвать различия между кроссовером и паркетником или кроссовером и внедорожником. А знать их нужно, так как зачастую из-за неосведомленности обывателей производители вводят их в заблуждение, называя кроссоверами паркетники, которые не то что по грязи, по обычной не всегда в состоянии проехать.

Определения

Итак, паркетник - что это такое? Дать ответ на данный вопрос в трех словах невозможно, так как следует уделить внимание многим критериям. Паркетник - это одной из японских марок с расширенным пространством салона, внешне схожий с кроссовером, но не обладающий его механическими характеристиками. Существует заблуждение, что паркетники, как и кроссоверы, обладают повышенной проходимостью. Однако это лишь заблуждение. Они предназначены для езды по обычному асфальту или, на крайний случай, по укатанной сухой дороге.

Кроссовер - это гибрид внедорожника и автомобиля премиум-класса. Он, как и внедорожник, обладает мощным двигателем и повышенной проходимостью, и как авто премиум-класса - глянцевой внешностью. Соответственно, проходимость кроссовера существенно выше, нежели паркетника. Он оснащен и способен успешно справляться с трассами легкой степени разбитости. Однако это, скорее, спортивный автомобиль, нежели машина для бездорожья. Кроссоверу до внедорожника как до Москвы пешком, поэтому ездить на нем по сильно разбитой, деформированной трассе или мокрой раскисшей проселочной дороге, усыпанной рытвинами, лужами и канавами, возможно, но не на протяжении длительного времени. Гораздо более свойственны кроссоверу «прогулки» по асфальтированной трассе с нечастыми выездами за город, что объясняется относительно небольшим запасом прочности его независимой подвески.

Внедорожник - это король любых маршрутов, даже тех, которые вовсе недостойны названия «дорога». В отличие от кроссовера, внедорожник предназначен именно для езды по бездорожью, его комплектующие обладают огромным запасом прочности. Вездеходы далеко не всегда имеют колоссальные размеры, но они обязательно характеризуются высокой тягловой силой и проходимостью.

Отличия с точки зрения механики

Если судить только по внешнему виду, то все три категории автомобилей можно определить как внедорожники, но в связи с тем, насколько велика разница в их техническом оснащении, делать это будет неверно. Дабы дать наиболее полные ответы на вопросы: паркетник - что это такое и чем отличается паркетник от кроссовера, следует более подробно рассмотреть различия их кузовов, трансмиссий и подвесок.

Несколько слов о кузове

В то время как кроссоверы и паркетники обладают только несущим узлом кузова, внедорожники оснащены рамной конструкцией со всеми агрегатами и узлами. И, конечно же, жесткость на кручение у кузова кроссовера значительно выше, чем у паркетника.

О трансмиссии

Отличительной чертой трансмиссии внедорожника является оборудование пониженным рядом передач, позволяющих преодолевать условия плохих дорог. Кроме того, машины данного типа имеют мосты, подключаемые в принудительном порядке, или же полный привод, особенностью которого является

Трансмиссия кроссоверов характеризуется большей простотой: у них нет ряда пониженных передач и постоянного полного привода, он подключается только в принудительном порядке в процессе пробуксовки.

Конструкция коробки передач паркетника может быть двух видов: похожая на установленную в кроссовере или переднеприводная, свойственная обычному легковому автомобилю.

Особенности подвески

Внедорожник обладает зависимой подвеской, что обеспечивает повышение степени проходимости автомобиля. Ее достоинство - надежность, недостаток - комфорт езды на внедорожнике значительно уступает «прогулке» на кроссовере или паркетнике.

Паркетники и кроссоверы обычно обладают сзади и спереди. Отличие лишь в том, что подвеска последних нацелена на баланс успешного пользования как на бездорожье, так и на обычной асфальтовой трассе. Получить наиболее полный ответ на вопрос, паркетник - что это такое, можно, сделав попытку проехать на авто по бездорожью. Если подвеска кроссовера обладает достаточным запасом прочности лишь для путешествия по хорошим асфальтированным или утоптанным песчаным дорогам, то паркетник не всегда поедет и по асфальтированной трассе, если она разбитая.

О колесах и проходимости

Наиболее кардинальные отличия внедорожников, паркетников и кроссоверов выражены в особенностях их колес и геометрической проходимости.

Внедорожник оснащен колесами большого размера (от тридцати дюймов в диаметре и выше) с высокой боковиной. А кроссоверы и паркетники могут обладать обычными низкопрофильными, предназначенными для езды трафика по асфальту.

Колеса внедорожника обязательно должны быть большого диаметра (от 30 дюймов) с высокой боковиной. В то время как на кроссоверы и авто-паркетники могут устанавливаться низкопрофильные резины для движения по асфальту. Проходимость внедорожников существенно повышена за счет уменьшения свесов кормы и передней части авто. Это позволяет повысить углы съезда и въезда при резких или неожиданных спусках и подъемах. Проходимость кроссоверов и паркетников ниже, так как они оборудованы достаточно большими свесами. Основанием для этого является то, что в конструировании автомобилей типа паркетник или кроссовер главным показателем есть эстетический момент, а не физический.

Упоминая о геометрической проходимости, важно отметить, что главным ее определением является способность преодоления препятствий различной сложности.

Основные представители

Наиболее яркими представителями внедорожников являются Jeep Wrangler, Land Rover Discovery, Chevrolet Niva, VW Touareg, Range Rover, «Нива», Mercedes-Benz ML/G-Class, и все модели отечественного УАЗа.

Семейство кроссоверов с гордостью представляют Jeep Grand, Infinity EX, Audi Q7 и Lexus RX.

Паркетниками называют следующие автомобили: новый паркетник Toyota RAV4, VW Tiguan, KIA Sportage, Nissan Qashqai (Murano, X-Trail) и Honda Pilot. Надеемся, вы теперь видите четкую разницу.

Размышляя о том, что такое паркетник и кроссовер, нельзя не упомянуть автомобили, находящиеся на стыке вышеназванных классов: Porsche Cayenne, Range Rover Sport и Mercedes M-Class. Они сочетают в себе определенные черты кроссовера и внедорожника, то есть хотя кроссоверы обычно не обладают рядом понижающих передач, у перечисленных автомобилей он в наличии имеется.

Кроссоверы могут быть дорогими или относительно доступными, роскошно отделанными или спартанскими по оснащению, но ни в коем случае не предназначены для штурма бездорожья. А компактные модели (длина до 4,6 метра, база до 2,7 метра) - это, по большей части, все же городские машины с относительно небольшим салоном и багажником.

В этой статье мы представляем все компактные кроссоверы - их еще называют “паркетниками”, - официально продающиеся в России. Для тех, кто не мыслит свой будущий вездеход без “автомата”, в скобках указываем минимальную цену с АКП. Итак, изучайте, подсчитывайте и выбирайте.

Пара исключений из общего правила: “Росгосстрах”, по всей видимости, оттолкнувшись от своей статистики, поднял ставку каско для владельцев Land Rover Freelander (год назад - от 5,33%, нынче - от 8,29%), а МСК - для Ford Kuga (было - от 4,13%, стало - от 5,86%). Картины это отнюдь не портит, поскольку подыскать более выгодный вариант в других СК не составит труда. Тенденция к снижению ставок, скорее всего, будет прослеживаться и дальше. Ведь эта категория представляет собой самый динамично растущий сектор российского авторынка, а владельцы таких машин - люди достаточно состоятельные (средняя стоимость компактного кроссовера - около 1 млн. руб.) и, как правило, рачительно относящиеся к своему имуществу.

Мы не увидим здесь ни одной яркой иллюстрации к общепризнанному принципу “Чем дороже автомобиль, тем ниже тариф”: даже сравнительно дешевый Chery Tiggo можно застраховать от угона и ущерба по той же ставке - 7–8% от стоимости авто, что и Nissan X-trail, который на треть дороже. И все же самый скромный в процентном отношении тариф каско - от 3,78% - достался Mercedes Benz GLK ценой под два миллиона.

Недорого обойдется полис для Yeti, Sportage, Tiguan, а вот к RAV4 и X-Trail у страховщиков явно есть вопросы. Репутацию “японцев” подмочил высокий риск попасть в милицейские сводки как любимцев угонщиков. Впрочем, установка современной спутниковой противоугонной системы (заметим, что “чемпионов” по угоняемости некоторые страховщики без СПС под свою защиту просто не возьмут) способна изрядно поправить дело: скидка за “спутник” может достигать 24% от стоимости полиса.

Есть и другие способы сэкономить. В первые месяцы года многие страховщики реализуют через дилеров программы, предусматривающие выгодные условия по страхованию определенных моделей. Поэтому, выбирая автомобиль, нелишне обзвонить нескольких дилеров и поинтересоваться наличием специальных предложений. На определенные скидки могут рассчитывать юридические лица, страхующие несколько автомобилей в одной компании либо через одного брокера или агента, которые, как правило, идут навстречу клиентам охотнее, чем сами страховщики.

И, наконец, почти все СК предлагают варианты с безусловной франшизой, позволяющие снизить стоимость полиса в зависимости от размера франшизы даже на 30%.

БМВ X1 от 1 274 000 (1 270 000) руб.

Самый маленький из баварских кроссоверов на 195 мм короче, на 85 мм уже и на 115 мм ниже нового Х3. Но по ездовым качествам получился очень взрослым. Повороты Х1 пишет не хуже легковушек, а относительно небольшой клиренс и низко подвешенные бамперы намекают, что на настоящее бездорожье лучше не соваться.

Зато полный привод, который можно получить даже в относительно доступной “Специальной серии”, позволит чувствовать себя более уверенно на скользкой или мокрой дороге.

Vortex Tingo от 499 900 руб.

Сборку хорошо известного в России Chery Tiggo на сей раз пытаются наладить в Таганроге: под свежеиспеченной звучной маркой Vortex в названии модели китайского “паркетника” изменили всего лишь одну букву. Выбирать особо не приходится - получить можно исключительно переднеприводную версию с 1,8-литровой “четверкой” и механической коробкой передач. Вариантов оснащения - всего два.

Мы считаем, что стоит доплатить 10 000 рублей за электропривод зеркал, люка, а также загадочную “автоматическую регулировку освещения салона”.

Jeep Compass от (1 245 920 руб.)

Первый в современной истории Jeep “паркетник” построен на той же платформе, что и Dodge Caliber. Машина удивляет нетрадиционным дизайном, радует просторным салоном и щедрым базовым оснащением. Да и материалы отделки после недавнего рестайлинга, превратившегоCompass в уменьшенную копию нового Grand Cherokee, выглядят ощутимо дороже.

Вот только по цене этот достаточно интересный автомобиль вновь переплевывает почти всех своих конкурентов.

Jeep Liberty от (1 227 950 руб.)

“Паркетник”, появившийся в России летом 2007-го, в США известен как Patriot. Но в связи с тем, что это имя закреплено за ульяновским вседорожником, у нас его назвали Liberty. По сути, это тот же Compass с несколько иной внешностью в стиле “милитари”.

Вот только из всего разнообразия двигателей, доступного для американского рынка, в России машина продается исключительно с самым мощным и дорогим 170-сильным мотором, приправленным “вариатором”.

Kia Sportage от 839 900 (949 900) руб.

В отличие от пресных предшественников, Sportage третьего поколения выглядит эффектно и, пожалуй, впервые действительно оправдывает свое “физкультурное” название. Да и качество отделки салона теперь вышло на новый уровень. Наконец, благодаря более низкому центру тяжести (клиренс уменьшен до 172 мм) Sportage неплохо едет по шоссе.

Жаль лишь, что по цене “кореец” обходится дороже своих японских конкурентов - даже несмотря на то обстоятельство, что собирают машину в Калининграде.

Land Rover Freelander от 1 174 000 (1 492 300) руб.

Легковое шасси, легковая трансмиссия с постоянным передним и автоматически подключаемым задним приводом - по всем признакам Freelander - настоящий “паркетник”. Однако в его активе хорошая геометрическая проходимость, энергоемкая подвеска и система “Террейн-Риспонс”, оптимизирующая работу двигателя, КП и “противобукса” в зависимости от типа дорожного покрытия.

Тяговитые турбодизели отличаются экономичностью, а 233-сильный бензиновый мотор делает престижный вездеход весьма динамичным. В прошлом году машина посвежела после рестайлинга.

Mercedes-Benz GLK от (1 710 000 руб.)

Внешность самого компактного “паркетника” с трехлучевой звездой, чьи продажи начались осенью 2008-го, навевает мысли о старом вояке Gelendewagen. Но у GLK вовсе нет рамы и серьезных внедорожных атрибутов вроде понижающей передачи и блокировок, да и создан он на базе C-класса.

И все же? благодаря неплохой геометрической проходимости, а также удачному союзу полноприводного шасси, мощных моторов и быстрого 7-ступенчатого “автомата” GLK можно назвать отличной альтернативой легковушкам.

Mini Countryman от 940 000 (1 014 500) руб.

Хотя дорожный просвет по сравнению с обычным Mini увеличен лишь на скромные 14 мм, за счет кованых рычагов подвеска Countryman более стойко переносит ударные нагрузки. По-настоящему полноценным кроссовером он может считаться только в версии Cooper S ALL4, которая с учетом неминуемого набора дополнительного оснащения легко подтянется к полутора миллионам рублей.

С мощным мотором и полным приводом такой Mini не испугается “последней мили” на пути к загородному дому.

Nissan X-Trail от 990 000 (1 037 000) руб.

Несмотря на внешнее сходство с предшественником, Nissan X-Trail второго поколения - абсолютно новый автомобиль, созданный на общей с моделью Qashqai платформе. Машина стала выше, шире и существенно длиннее, получила очень удобный багажник и более продвинутую полноприводную трансмиссию. Значительно улучшился интерьер.

В 2009 году выпуск X-Trail освоили на питерском заводе Nissan, что позволило сделать цены немного более привлекательными.

Nissan Qashqai от 753 000 (894 000) руб.

Классифицировать эту машину непросто. В базовой версии со 115-сильным мотором это просто хэтчбек “гольф”-класса с увеличенным клиренсом. Ну а с 2-литровым мотором и полным приводом - полноценный “паркетник”. Кроме того, автомобиль располагает одним из лучших в классе интерьеров, отличным вариатором и самой доступной среди японских марок ценой.

В конце 2008-го появилась версия Qashqai+2 с удлиненной на 134 мм базой и двумя дополнительными местами в подросшем багажнике.

Renault Koleos от 999 000 (1 119 000) руб.

“Паркетник”, построенный на той же базе, что Qashqai и X-Trail, дебютировал в 2008 году. Базовый бензиновый 2,5-литровый мотор также заимствован из-под капота Nissan, что позволяет назвать относительно легкий Renault Koleos завзятым спринтером. Но и в дальних вояжах можно смело использовать Renault - энергоемкая подвеска не будет считать каждую ямку на асфальте.

В версии “Динамик” за доплату в 40 тыс. руб., помимо десятка приятных мелочей, вы получите 4 подушки безопасности.

SsangYong New Actyon II от 799 000 (866 000) руб.

В отличие от предшественника с довольно чудаковатой наружностью, вышедший из-под пера маэстро Джуджаро New Actyon выглядит симпатично. Технически кроссовер изменился не менее радикально: вместо рамы - несущий кузов, независимая подвеска и дисковые тормоза.

При этом Actyon сохранил некоторые вездеходные способности: например, глубина брода составляет похвальные 30 см. Сборка кроссовера началась в конце прошлого года на дальневосточном предприятии Sollers.

Subaru Forester от 1 037 700 (1 067 700) руб.

Subaru Forester третьего поколения стал совсем другим. Из-за увеличившихся размеров и более брутальной внешности “Лесничий” теперь гораздо больше похож на настоящий вседорожник, нежели на легковой полноприводный универсал, каким был прежде. Радует, что и клиренс новичка составляет внушительные 215 мм, что вкупе с понижающей передачей (1,45) позволит смело месить пригородную грязь.

Это не могло не отразиться на цене - Forester стал заметно дороже. Пожалуй, оптимальной будет версия VR с механической КП (с автоматом нет понижающей передачи), отличающаяся от базовой 6-дисковым чейнджером, ксеноном и литыми дисками.

Toyota RAV4 от 916 000 (1 036 000) руб.

Японский “паркетник” третьего поколения напоминает предшественника лишь именем: он заметно увеличился в размерах, благодаря чему диван и багажник стали значительно просторнее. Богаче теперь и базовая комплектация - семь подушек безопасности вместо двух. Полноприводная трансмиссия получила блокировку межосевого дифференциала, что может пригодиться на легком бездорожье.

После недавнего рестайлинга мощность базового мотора подросла, появилась модификация с приводом на передние колеса.

Volkswagen Tiguan от 995 000 (1 197 000) руб.

Продажи новинки начались летом 2008 года, а чуть позже производство Tiguan было налажено на заводе фирмы под Калугой. Самая, на наш взгляд, важная черта этого автомобиля, базой которому послужил Golf, - потрясающая управляемость. Ни один кроссовер в классе, пожалуй, не может доставить столько радости активному водителю.

Но чтобы эти качества не затерялись, выбирайте полноприводную версию с отличным 170-сильным мотором и расторопным 6-ступенчатым “автоматом”.

Ford Kuga от 999 000 (1 200 000 руб.)

Появившийся в 2008 году модный полноприводный кроссовер покоряет ладными формами, качественным интерьером и мощным, экономичным турбодизелем. Кроме того, Kuga располагает довольно просторным салоном - ведь создана модель на базе компактвэна C-Max.

Оптимальным силовым агрегатом мы считаем появившийся в конце прошлого года 163-сильный турбодизель, который при сравнимой с бензиновой “турбо-пятеркой” динамике обладает вдвое более скромным аппетитом.

Hyundai IX35 от 899 900 (979 900) руб.

Сменщик модели Tucson мало чем напоминает своего весьма популярного предшественника. IX, дебютировавший на салоне во Франкфурте осенью 2009-го, выглядит современней, да и интерьер по качеству отделки и дизайну едва ли уступит лучшим японским и европейским аналогам.

Мощнее стала 2-литровая бензиновая “четверка”, а устаревшую АКП сменил современный 6-ступенчатый “автомат”. Кроме того, теперь даже в базе есть почти все необходимое, за исключением ESP.

Hyundai Santa-Fe Classic от 795 900 (825 300) руб.

В апреле 2007 года в Таганроге началось производство Santa-Fe первого поколения, выпуск которого в Корее был прекращен еще несколько лет тому назад. Явно устаревшие внешность и интерьер вседорожника с лихвой компенсирует выгодная по нынешним меркам цена.

Впрочем, последнюю партию в 700–800 машин завод выпустит нынешней зимой, после чего сборка Classic будет окончательно прекращена. Так что если вам нравится этот Hyundai - стоит поторопиться.

Honda CR-V от 1 112 000 (1 220 000) руб.

“Паркетник” третьего поколения при чуть меньшей длине немного шире и ниже своего предшественника, что вкупе с довольно хищным выражением “лица” придало облику агрессивности. При этом качество материалов отделки возросло, а салон стал более просторным и удобным.

На высоте, по меркам класса, управляемость, а базовый 150-сильный мотор наделяет машину приемлемой динамикой и при этом довольно экономичен. Любопытно, что с 2006 года автомобиль претерпел уже два рестайлинга.

Chery Tiggo от 639 000 руб.

Китайский “паркетник”, внешне напоминающий Toyota RAV4 предыдущего поколения, продается в России с декабря 2005 года. Одно время Chery Tiggo даже собирали в Калининграде, но теперь ситуация несколько иная - из Китая к нам поступает исключительно полноприводная модификация с 2-литровым 136-сильным мотором в единственной версии оснащения, а вариант с передними ведущими и менее мощным мотором теперь производят в Таганроге под собственным брендом Vortex Tingo.

Skoda Yeti от 729 000 (789 000) руб.

С таким набором потребительских качеств Skoda как минимум не уступит своему главному конкуренту - Qashqai, а во многом и превзойдет его. Отрадно, что минувшей осенью дилеры начали прием заказов на долгожданную версию 4 x 4 с АКП.

По автомобильным меркам термин «паркетники» появился не так давно, но уже включает в себя довольно большое количество моделей разных марок. Для начала попробуем разобраться, что же все-таки подразумевают под этим словом.

С точки зрения владельцев внедорожников, паркетник – не что иное, как имитация вездехода, который на самом деле способен передвигаться только по паркету. Но такое название по понятным причинам не нравится владельцам самих паркетников, поэтому ими и было придумано новое название данным моделям автомобилей - «кроссоверы».

В США такие авто называют SUV, что означает - универсал с увеличенным дорожным просветом. По большому счету название данного типа авто – маркетинговый ход, который не меняет сути – это максимально универсальные автомобили, которые произошли от легковушек, но могут справляться с задачами, которые обычным легковым авто не под силу.

Характеристики паркетников

Паркетники – машины двойного назначения и построены на платформах седанов или хетчбеков, с увеличенным клиренсом, более брутальной внешностью и внедорожной атрибутикой. Рассмотрим более подробно, что же они получили от легковых автомобилей и чего в них нет от внедорожников.

Конструктивно паркетник мало чем отличается от обычных легковых авто, двигатель и ходовая крепятся на кузов, другими словами конструкция – несущая, а не рамная, как у настоящих внедорожников.

Большинство производителей инфицируют производство своих машин, в результате чего кроссоверы получают двигатели и трансмиссию от седанов и хетчбеков, от которых сами же и произошли. Но без определенных доработок тут не обходится. Большой дорожный просвет и наличие полного привода накладывают на двигатель и трансмиссию несколько иные задачи.

Мотор кроссовера обычно перенастраивают для увеличения крутящего момента, а трансмиссия усиливается и дополняется новыми элементами, например, такими как карданный вал. Подвеска тоже не остается без изменений, углы артикуляции по сравнению с легковушками практически в 2 раза больше.

В то же время в паркетниках в отличие от внедорожников отсутствует раздаточная коробка и как следствие межосевые дифференциалы. Кроме того, паркетник не имеет возможности принудительного включения осей и, в большинстве случаев у них также отсутствует постоянный полный привод.

Таким образом, все перечисленные изменения и отличия сказываются не только на внедорожных возможностях автомобиля, но и на его цене и стоимости содержания. Кроссоверы существенно дешевле своих внедорожных визави и потребляют гораздо меньше топлива.

Современные представители паркетников

Любой автолюбитель, который хочет приобрести кроссовер - столкнется с проблемой выбора. Сравнение паркетников - процесс длительный и неоднозначный, в первую очередь из-за того, что выбор очень велик. Цены на самые доступные модели начинаются от 500 тысяч рублей, это разнообразные представители Поднебесной, с передним приводом и сделанные в основном на базе японских седанов или устаревших кроссоверов. Самые дорогие автомобили переваливают за 5 млн., а некоторые и за 8 млн. рублей.

Потенциальный покупатель голосует рублем и, несомненно, хочет приобрести самый лучший паркетник, который может себе позволить. Самого лучшего из всех выбрать невозможно, ведь для кого-то это будет маленький городской кроссовер на подобии Nissan Juke, а для других большой и брутальный X5. Рассмотрим подробнее основных игроков на рынке кроссоверов, который предлагаются за вменяемые деньги:

  • Renault Daster. Пожалуй самый доступный кроссовер на рынке, от 479 до 737 тыс. рублей. Имеет как полноприводную, так и моноприводную версию. Агрегатируется бензиновыми и дизельными двигателями разного объема и мощности.
  • далее следует целая армия китайских клонов, которые похожи друг на друга или на именитые европейские аналоги: Lifan X60, Great Wall Hover (несколько моделей), Chery и Vortex Tingo. Начинка у всех практически идентичная, закупленная у японских производителей по лицензии. Цена на них колеблется от 500 до 650 тыс. рублей.
  • следом появляются уже более именитые бренды и представляют свои самые компактные кроссоверы: Suzuki SX4, Kia Soul (только монопривод), Nissan Juke, Opel Mokka и Mitsubishi ASX. На указанные модели цена находится в диапазоне от 630 тыс. до 1,2 млн. рублей в зависимости от комплектации и установленных опций. Исходя из статистики продаж - лидером этой группы является Juke.
  • следующая группа компактных кроссоверов является наиболее востребованной: Ssang Yong Action, Skoda Yeti, Nissan Qashqai, Peugeot 3008 (монопривод), Citroen C4 Aircross и брат близнец Peugeot 4008, Kia Sportage, Hyundai ix35 Volkswagen Tiguan, Ford Kuga, Mazda CX-5, Subaru XV, Honda CR-V, Jeep Compass, Audi Q3 и конечно же Toyota RAV4. Все эти автомобили имеют схожие габариты, цены и технические характеристики, но каждый имеет свои отличительные особенности: выпускаются на территории РФ или заграницей, имеют классический автомат, робот или вариатор, система полного привода подключаемая или постоянно задействована. Цены в группе начинаются от 700 тысяч и заканчиваются на отметке в 1,5 млн. рублей. Лидера этого сегмента определить очень сложно, традиционно много продается японских машин, следом идут европейцы и корейцы.
  • далее идет группа более крупных паркетников, таких как: Renault Koleos, Opel Antara, Citroen C-Crosser, Chevrolet Captiva, Nissan X-trail, Kia Sorento, Subaru Forester, Hyundai Santa Fe, Land Rover Freelander, Audi Q5, Toyota Venza, Nissan Murano, BMW X3 и другие. Отличительной особенностью этой группы от предыдущей, является более крупный размер и заметно возросшая мощность двигателей. Цены колеблются от 1 до 2 млн рублей.
  • тем, кому все перечисленные модели кажутся маленькими или маломощными есть из чего выбрать: Toyota Highlander, Kia Mohave, BMW X5, Honda Pilot, Ford Explorer, Mazda CX-9, Subaru Tribeca, Infiniti JX, Audi Q7, BMW X6 , Porsche Cayenne, Mercedes GLC, Volvo XC90, Hyundai ix55. Разброс цен от 1,6 млн. до 5 млн. рублей, без учета эксклюзивных версий.

Итак, мы рассмотрели с вами паркетники кроссоверы фото которых (наиболее популярных) можно увидеть выше. Отметим, что подобрать кроссовер можно под любой кошелек и с учетом всех возможных потребностей и пожеланий, автопроизводители об этом позаботились. Перед выбором паркетника стоит наметить основные характеристики, имеющие ключевое значение и ценовой сегмент, тогда из всего многообразия останется 3-4 модели, отличающиеся в большинстве случаев автомобильной маркой, мощностью двигателя и типом трансмиссии.

Раньше классификация типов автомобилей была сравнительно простой. Но за несколько десятилетий границы между форматами машин стирлись и иногда обывателю бывает непросто понять, паркетник перед ними или суровый профессиональный «проходимец».

Иногда классификация затрудняется ввиду того, что некоторые кроссоверы могут демонстрировать вполне достойный оффроудный потенциал, а внедорожники утрачивают традиционные конструктивные особенности, но при этом не превращаются в паркетники. В общем, давайте разбираться.

Откуда растут корни

Принято считать, что одним из первых кроссоверов в мире был оригинальный «американец» AMC Eagle, представленный в 1979 году. Интересной особенностью этой модели было сочетание легкового кузова, увеличенного дорожного просвета и постоянного полного привода, в котором тягу между осями распределял конический симметричный дифференциал.

Отметим, что до того знаменательного момента автомобили с межосевым дифференциалом встречались крайне редко. Следующими ярко выраженными представителями семейства кроссоверов стали RAV4 и Forester - с полным приводом и экстерьером а-ля «джипчик» (не путать с CJ и Wrangler!), но без рамы и с независимой подвеской колес.

Приметы кроссовера

Итак, что есть у автомобиля, находящегося на стыке жанров и чем кроссовер и паркетник отличается от внедорожника? В первую очередь следует отметить, что разработчики как правило не ставят перед ним экстремальные оффроудные задачи. Это может выражаться в не самой лучшей внедорожной геометрии, компоновке агрегатов под днищем, не предполагающей покорение серьезного бездорожья, и простенькой системе полного привода (обычно с многодисковой муфтой отбора тяги на заднюю ось) и без понижающей передачи. Рамы у кроссоверов нет в принципе (несущий кузов), а подвески легковые независимые, при этом нередко короткоходные и легко пасующие перед диагональным вывешиванием.

Очень часто машины данного типа делят платформу с обычными легковушками. За примерами далеко ходить не надо - скажем, Subaru Forester разработан на общем шасси с Impreza, нынешний Tiguan создан на шасси MQB, на котором базируется большинство фольксвагеновских переднеприводников, а CR-V является родственником модели Civic. В других размерных классах картина схожая.

Конечно, говорить о том, что кроссоверы все как один беспомощны на бездорожье было бы несправедливо. Большинство из них осиливает грунтовые и относительно разбитые дороги, но при этом в когорте есть модели, обладающие вполне неплохими возможностями вне дорог в том числе благодаря работе электронных ассистентов и имитации блокировок дифференциалов.

Как правило паркетники имеют обычный двухобъемный тип кузова, но в последнее время стала весьма популярной разновидность машин с купеобразными очертаниями, которые производители без зазрения совести величают купе. Яркие представители породы - и X6, GLE Coupe, ZDX и перспективная Arcana для российского рынка.

Получается следующее: паркетник - это автомобиль, обычно имеющий преимущество в показателях проходимости над легковыми моделями и практичный кузов, но при этом по управляемости несоизмеримо ближе к легковушкам, нежели к тяжелым рамным внедорожникам. Проще говоря, кроссовер является своего рода попыткой инженеров и маркетологов создать своего рода золотую середину, удовлетворяющую разным условиям.

Приметы внедорожника

Для понимания разницы между паркетником и профессиональным оффроудером приведем типичные особенности последних. Согласно классическим канонам, внедорожник имеет рамную конструкцию, неразрезные мосты и полноприводную трансмиссию с наличием понижающей передачи. Таковым арсеналом располагает , и .

Бытует мнение, что обязан наличествовать полный привод типа парт-тайм с жестким подключением передней оси без межосевого дифференциала, что на самом деле не является обязательным условием. Достаточно вспомнить, что в разных своих проявлениях, некоторая продукция Land , Mercedes-Benz G-Class и первых двух поколений имеют постоянный полный привод с межосевым дифференциалом.

Кстати, у внедорожника может быть полностью или частично зависимая подвеска, либо вовсе полностью независимая, а классическая рама опять же не является обязательным условием. На это указывает Patrol, который в последней генерации Y62 хоть и остался рамным, но утратил балки мостов и парт-тайм, сменив их на независимую схему и полный привод типа torque-on-demand с муфтой.