Почему не показывает датчик топлива. Самостоятельная диагностика котроллера. Как измеряется уровень топлива в автомобиле

Датчики в автомобиле обеспечивают контроль за работой систем его составных частейсиловой установки, трансмиссии и т. д. Часть из них напрямую влияют на функционирование мотора ( , и т. д.), и при их поломке силовой агрегат начинает работать с перебоями. Но есть и такие, которые не оказывают особого влияния на работу автомобиля, но без них эксплуатация машины имела бы некоторые затруднения. Одним из таких является датчик уровня топлива (ДУТ).

Общий принцип работы датчиков замера топлива

Данный элемент обеспечивает определение остаточного количества топлива в баке и передачу показаний на , установленный на приборной панели. Поэтому водитель во время движения может отследить остаток бензина или и своевременно его восполнить. Неисправности этого датчика может закончиться остановкой в самый неподходящий момент из-за пустого бака и походом к ближайшей заправке с канистрой.

Устанавливается датчик непосредственно в топливном баке. Он может быть как полностью отдельным элементом, так и быть объединенным с топливозаборником (карбюраторные авто), или же входить в состав блока подачи топлива (инжекторные модели).

Наибольшее распространение получили контактные датчики, созданные на основе потенциометра, их работа их основана на изменении сопротивления.

На авто применяются два типа датчика уровня топлива

  1. рычажного;
  2. и трубчатого типа.

Каждый из них имеет свои особенности конструкции, достоинства и недостатки.

Датчик рычажного типа

Рычажный датчик уровня состоит из потенциометра, поплавка и рычага, связывающего их. В свою очередь потенциометр состоит из двух секторов, на один из которых нанесены пластинки резистивного материала и бегунка, контактирующего с сектором, а также соединенного с рычагом. Второй конец его соединен с поплавком.

Работает данная конструкция достаточно просто: поплавок, сделанный в виде полого герметичного элемента (из металла или пластика) всегда находится на поверхности топлива. По мере расхода бензина он опускается, при этом посредством рычага он перемещает бегунок потенциометра. Он контактирует с секторами к которым подсоединены провода, идущие к индикатору топлива. За счет изменения количества пластин, которые подключены в электрическую цепь потенциометра, меняется и сопротивление.

То есть, при заполненном баке, бегунок находится в крайнем положении, поэтому электрический ток проходит по кратчайшему пути в потенциометре, на пластинчатом секторе через самую крайнюю пластину. Из-за этого сопротивление самое низкое (порядка 7 Ом). По мере расхода бензина бегунок перемещается и подключает в цепь все больше резистивных пластин, что повышает сопротивление (при половине бака данный параметр составляет 120-130 Ом). При пустом же баке задействован уже весь пластинчатый сектор, обеспечивая максимальное сопротивление в цепи (320-340 Ом). Отметим, что параметры сопротивления указаны приблизительно, поскольку разные модели датчика уровня топлива имеют свои конкретные параметры.

К положительным качествам рычажного типа датчика относится очень простая конструкция, что обеспечивает надежность, а также небольшая стоимость. Но есть у него и недостатки – контактные пары со временем изнашиваются, а также данный ДУТ имеет погрешность в показаниях, особенно это касается у авто с аналоговыми индикаторами топлива.

Применяется он повсеместно как на отечественных авто (ВАЗ всех моделей, ГАЗ, КамАЗ), так и на зарубежных — Toyota, Volkswagen и т. д.


Датчик трубчатого типа несколько отличается по конструкции. У него нет в конструкции потенциометра как такового, но задействован принцип его работы.

Состоит он из защитной трубки, внутри которой располагаются направляющая стойка, с перемещающимся по ней поплавком, а также закольцованный провод сопротивления, подсоединенный к проводам, идущим на индикатор. Внутри поплавка установлены контактные кольца, постоянно контактирующие с проводом, обеспечивая еще одно кольцевание провода сопротивления по которому и движется электрический ток.

Устройство ДУТ трубчатого типа

Работает данный тип датчика так: через отверстие внизу в защитную трубку заходит топливо, на поверхности которого и плавает поплавок. За счет перемещения поплавка в зависимости от количества топлива и происходит изменение сопротивление.

То есть, при заполненном баке поплавок находится вверху защитной трубки. При этом электрический ток движется по короткому пути, поскольку задействован лишь малый отрезок провода сопротивления. По мере потребления топлива, поплавок опускается, и длина провода увеличивается, что и обеспечивает увеличение сопротивления в цепи.

Видео: Проверка и ремонт датчика уровня топлива

Достоинством данного типа ДУТ является более точное измерение, поскольку он не восприимчив к колебаниям топлива при разных положения авто. Достигается это благодаря наличию защитной трубки. Но применяется он далеко не на всех машинах из-за того, что далеко не всегда геометрия бака дает возможность его установить. Это и является главным недостатком трубчатого датчика. Поэтому большее распространение получил рычажный тип.

Что же касается авто, то такой тип встречается очень редко, но все же они используются. К примеру трубчатый датчик устанавливается на микроавтобус Mercedes-Benz T1.

При этом у обоих этих типов имеется еще один общий недостаток. Их невозможно использовать с альтернативными видами топлива (этанол, биодизель и т. д.) Для такого топлива используются бесконтактные магнитные датчики.

Почему не работает датчик уровня топлива

Несмотря на простоту конструкции, датчики уровня топлива нередко выходят из строя, что приводит к неправильным показаниям или вообще он может не срабатывать.

Возможные неисправности ДУТ можно поделить на электрические и механические.

Что касается неисправностей электроцепи, то здесь все просто: проблемы часто возникают из-за окисления контактов, перегорания предохранителя, повреждения проводки.

А вот механических неисправностей больше:

  1. износ секторов потенциометра;
  2. изгиб рычага;
  3. нарушение герметичности поплавка.

При таких неисправностях индикатор уровня топлива может не работать или работать с перебоями – стрелка дергается, все время указывает на «пустой» бак и т. д.

Видео: Ремонт датчика уровня топлива

Чаще же всего проблемы создает износ секторов. Происходит это из-за контакта с бегунком, который постоянно перемещается по ним. В случае, когда износ небольшой и имеется только тонкая затертая полоса, устранить неисправность можно путем подгибания бегунка, из-за чего он начинает контактировать с неизношенной поверхностью секторов. Но это не поможет, если полоса стертости широкая. Здесь уже придется полностью менять датчик.

Изгиб рычага обычно случается, когда производилось извлечение датчика и последующая его неаккуратная установка. Следствием этого становиться некорректное показание уровня, причем значительное.

Пробой поплавка приводит к попаданию топлива внутрь, из-за чего он уже не будет постоянно находиться на поверхности. По мере увеличения внутри горючего, он начнет погружаться, что приводит к неправильным показаниям количества топлива.

Как избежать перерасхода топлива и тем самым не только сэкономить, но и снизить издержки автомобильного хозяйства? Как правильно контролировать расход ГСМ? Для точного ответа на эти вопросы рекомендуется детально ознакомиться со всевозможными причинами перерасхода, к которым относятся, например, сливы горючего, левые несанкционированные рейсы, неисправность техники или работа транспортного средства ненадлежащим образом, а затем только внедрять систему контроля расхода топлива.

Она дает возможность контролировать:

  • пройденный транспортным средством километраж;
  • скорость движения;
  • движение транспортного средства в режиме реального времени
  • показания датчиков объема топливного бака автомобиля;
  • показания датчиков, фиксирующих заправку транспортного средства.

С ее помощью также можно точно измерять обороты двигателя автомобиля; вести контроль за расходом ГСМ на холостом ходу; фиксировать изменение температуры внутри автомобиля.

Водители, которые мечтают вести контроль за расходом топлива, частенько сталкиваются с вопросом о том, как самостоятельно правильно и быстро установить топливомер в бак своего железного коня. Следует помнить, что только правильно выполненный монтаж датчика даст возможность получать достоверные данные. Процесс установки в среднем занимает несколько часов, в зависимости от конфигурации бака и сложности доступа к нему.

Для точного контроля расхода ГСМ рекомендуется выбрать наиболее подходящее место расположения оборудования. При этом в обязательном порядке необходимо учитывать, как выглядит схема датчика уровня топлива, крепление встроенного измерителя и где расположена перегородка в баке. Длина измерительного прибора, вне зависимости от глубины бака, должна подгоняться под глубину топливной емкости. Правильная и точная работа системы контроля топлива напрямую зависит от длины кабеля и места заведения провода от датчика в кабину. Здесь нужно учитывать дальнейшую подвижность автомобильных частей в случае проведения ремонта.

Методы контроля топлива

В современном мире можно выделить несколько подходов для предотвращения проблемы перерасхода горючего и, конечно же, различные технологические решения. Рассмотрим самые распространенные технологии.

Контроль расхода топлива транспортным средством в соответствии с пробегом

Данный метод не требует установки такого оборудования, как датчик контроля топлива, и используется в хозяйстве уже не один десяток лет. Еще совсем недавно такая система контроля была далека от совершенства и ее легко было обмануть. Объем затраченного горючего списывался по предоставленным показаниям спидометра, но при большом желании данные можно было сфальсифицировать.

Ситуация в корне изменилась при появлении систем мониторинга транспортных средств спутникового типа. Такие системы дают возможность получить точные данные по пробегу. Сфабриковать их водителю не под силу, так как они сразу же отправляются в транспортно-логистическую службу компании или ее диспетчерский центр. Из этого следует, что, владея информацией о точном пробеге транспортного средства, можно по специальной формуле просчитать количество затраченного топлива и полученные данные сверить с водительским отчетом.

И казалось бы, что на этом обсуждение темы контроля можно закрыть, но данный метод, при всей своей простоте и привлекательности, имеет и существенные недостатки, например:

Неточность полученных в процессе измерений данных;

Отсутствие возможности фиксировать заправку и слив в виде отчетов, что, как следствие, усложняет оперативный контроль.

Поэтому если выше представленные параметры имеют место быть, то следует обратить внимание на другие способы контроля расхода топлива автомобиля.

Расходомеры или датчики мгновенного расхода топлива

Топливомеры условно делятся на механические и немеханические.

Механические датчики:

Датчики поплавкового типа непрерывного действия, в которых чувствительным элементом выступает реостат;

Датчики контроля топлива с магниточувствительными контактами дискретного действия и магнитным поплавком.

Немеханические датчики:

Емкостные датчики уровня топлива, осуществляющие контроль исходя из электрической емкости конденсатора, который заполнен горючим;

Ультразвуковые датчики, в основу измерения у которых заложено время отражения ультразвука от раздела сред топливо-воздух.

Устанавливаются датчики контроля в транспортное средство непосредственно в топливную систему и измеряют объем горючего, проходящего через нее. Такой подход к решению проблемы гарантирует высокую точность учета.

Расходомер, соединенный с мониторинговой системой, хотя и принято считать одним из самых эффективных инструментов контроля расхода топлива, все же он обладает рядом существенных недостатков:

Качественные расходомеры стоят, как правило, недешево, кроме этого, на автомобилях, работающих на дизельном топливе, их нужно устанавливать не менее 2 единиц;

Сложность установки, а именно врезка оборудования в топливную систему транспортного средства, требует помощи высококвалифицированного специалиста и стоит далеко не дешево;

Высокая чувствительность оборудования к низким температурам, кроме того, работа двигателя становится невозможной из-за непрохождения через расходомер в связи с повышением вязкости топлива;

Расходомер оснащен входным фильтром, который очень часто забивают инородные элементы и различный мусор, а это, в свою очередь, препятствует прохождению горючего и делает дальнейший контроль недоступным.

Контроль расхода топлива в соотношении с показаниями датчиков уровня топлива

Датчик уровня топлива в баке транспортного средства регулярно подает показания в систему мониторинга. Так формируются точные данные об остатке горючего, о его расходе, а также о заправках и сливах. Полученная информация в режиме реального времени передается в диспетчерский центр, а это, в свою очередь, дает возможность не только вести контроль, но и своевременно оказывать влияние на внештатные ситуации.

Данный подход не предусматривает установку вспомогательного оборудования. Требуется всего лишь подключить штатный датчик уровня топлива к системе контроля "Автотрекер". С одной стороны, это идеальное решение, но и здесь также присутствуют свои нюансы.

Следует отметить, что оборудование, наблюдающее за уровнем топлива, далеко не измерительное, а индикационное, и отображает отметку условно, в долях всей емкости бака. Из этого следует, что погрешность полученных данных очень высока. Датчик контроля уровня топлива, который установлен на отечественном транспортном средстве, весьма ненадежен. Через пару-тройку лет эксплуатации он выходит из строя.

Если же замечено, что не работает датчик уровня топлива, то придется его снимать и ставить исправный прибор. Прежде чем выполнить замену, настоятельно рекомендуется убедиться в том, что топливомер действительно не подлежит ремонту. Для проведения этой проверки не обойтись без омметра. Нужно будет замерить сопротивление поплавка в полном баке, наполовину полном и пустом. Сопротивление должно находиться в таких допустимых пределах: при полном - 7,0 Ом, при половине - 108-128 Ом, при пустом - 315-345 Ом. В случае обнаружения неполадки датчик подлежит замене.

Датчики в автомобиле, контролирующие уровень залитого в бак горючего, находятся под задним сиденьем.

Пошаговая инструкция выполнения замены неисправного топливомера


1. Открыть заднюю дверь транспортного средства.

2. Снять полку багажника.

3. Сложить заднее сиденье.

4. Поднять коврик в багажном отсеке.

5. Открутить болтовые крепления пола и люка.

6. Снять с прокладки люк.

7. Отсоединить колодку с проводами топливного датчика.

8. Ослабив хомут, со штуцера топливозаборника снять шланг.

9. Снять шайбы пружинного типа, открутив гайки крепления.

10. С одной из шпилек снять "массу".

11. Вынуть топливомер из бака, поддев его фланец при помощи отвертки.

12. Извлечь из бака топливозаборник и поплавок.

13. Снять со шпилек, поддев отверткой прокладку фланца датчика.

14. Исправный топливомер устанавливается в обратном порядке.

Датчики расхода ГСМ в автомобилях отечественного автопрома

Приборная панель транспортного средства оснащена различными приборами, датчиками и указателями. Датчик уровня топлива дает возможность водителю облегчить планирование маршрута и контролирует запас хода. Это весьма полезный прибор, особенно если количество АЗС на определенном участке дороги невелико. Поэтому не нужно долго объяснять, почему водитель должен знать, что собой представляет топливомер. Также он обязан быть осведомлен об основных правилах его работы, возможных дефектах, методах испытания функционала и существующих вариантах устранения неполадок. Следует сказать, что такое оборудование, как датчик уровня топлива, цена которого не такая уж и низкая (начиная от 2500 тыс. рублей), в большинстве случаев дешевле и проще отремонтировать, чем бежать за покупкой нового.

Устройство и принцип работы датчика расхода топлива

Топливный датчик, который определяет уровень остатка горючего, в автомобиле ВАЗ состоит из резистора, рычага, поплавка и скользящего контакта. В работу его приводит движение поплавка. Датчик уровня топлива ВАЗ показывает водителю данные на основе сопротивления резистора переменного типа. Если контролирующее топливо оборудование неисправное, то оно подлежит ремонту или замене.

Как самостоятельно снять топливомер на ВАЗ

Для демонтажа датчика необходимо отсоединить, промаркировав, все провода, открутить винты крепления прибора к баку и извлечь его. Установка отремонтированного или нового оборудования выполняется в обратном порядке.

Следует сказать, что датчик указателя уровня топлива в баке транспортного средства является прибором сравнительно невысокой степени надежности. И дело не только в том, что он часто ломается. Очень часто нужна замена датчика уровня топлива потому, что после определенного времени работы прибора показатели становятся некорректными. Основной причиной этого является истончение дорожки контактной группы под действием силы трения бегунка.

Основные причины поломки и способы ремонта датчика уровня топлива

Большинство водителей неоднократно задавались вопросом: "Почему датчик уровня топлива выходит из строя?" Очень часто случается и такое, когда после старта двигателя прибор показывает, что в баке ноль, а в процессе движения автомобиля значение на нем выходит на требуемый уровень. Также бывает и так, что стрелка показывает отметку на приборе "0", а на самом деле бак полный. Без функционирующего как положено датчика становятся проблематичными дальние передвижения на транспортном средстве. Водитель постоянно просчитывает объем залитых литров и на всякий случай везет в багажнике своего автомобиля канистру с топливом.

Почему не работает датчик уровня топлива? В чем главная причина? Давайте разберем существующие варианты поломки прибора, причины сбоя в его показаниях и возможный ремонт датчика уровня топлива. Самым популярным среди водителей считается датчик потенциометрического типа. Такую его распространенность среди автомобилистов можно объяснить невысокой стоимостью, простотой использования и точностью получаемых данных. Но и в негодность приходит такой вид датчика очень быстро. Но из-за популярности этого приспособления именно на его примере и разберем возможные причины поломки.

Показания датчика скачут

Главной причиной отображения непостоянных данных, показываемых датчиком, является выход из строя контактных дорожек на плате. Дорожки приходят в негодность из-за постоянного воздействия на них бегунка прибора. Для того чтобы решить появившуюся проблему с минимальными затратами, нужно загнуть бегунок таким образом, чтобы он находился выше поврежденного места на плате. Но если изношен значительный участок, то загибанием бегунка проблема не решится. В таком случае вышедший из строя датчик необходимо заменить на новый. Перед тем как приступить к замене, необходимо ознакомиться в инструкции с его сопротивлением. Очень часто для одной марки автомобиля можно встретить топливные датчики различных сопротивлений. Рекомендуется снять старый прибор и взять его с собой для примера в автомагазин.

Неправильно показывает датчик уровня топлива

Если замечено, что индикатор уровня топлива занижает или завышает реальные показатели, то на помощь придет регулировка. Можно выделить два способа регулировки при данной неисправности:

Требуется передвинуть штифт поплавка в крайние положения, при которых стрелка на индикаторе должна попадать в "0" и "1". В случае если стрелка не устанавливается, штифт загибается таким образом, чтобы он был подвижным, а также отрегулировался с загнутой осью.

Необходимо, разобрав приборную панель, добраться до самого индикатора, снять с него стрелку и подсоединить провода обратно. Далее завести автомобиль и дать 10- минутную выдержку. Затем выставить ось указателя в самое крайнее положение («1») и подсоединить указательную стрелку.

Если датчик контроля завис на отметке "0"

В данном случае также необходимо разобрать панель приборов и таким способом добраться до датчика, найти идущие к нему контактные провода. Там будут гаечки, которые требуется открутить, зачистить при помощи наждачной бумаги и, плотно затянув, установить назад.

Какие задачи способна решить система контроля за ГМС

Система контроля топлива не только исключает возможность воровства ГСМ, но и решает ряд других вопросов:

Для каждого вида транспортного средства вычисляет оптимальный режим работы;

Организовывает для каждой единицы техники контроль рабочего времени;

Регулярно проводит пересчет нормативного расхода топлива определенным видом транспортного средства.

Кроме всего выше перечисленного, благодаря правильно организованному контролю расхода ГСМ можно не только значительно снизить финансовые затраты, но и продлить срок службы автомобилей.

Существуют три вида топливных датчиков: аналоговый с реостатом (используются почти повсеместно вплоть до начала 1980-х годов), аналоговый магнитный (введен 80-х годах) и цифровые / графические электронные датчики уровня топлива (введены в 80-х и используются по сей день). В этой статье мы рассмотрим принципы работы и способы диагностики всех типов датчиков уровня топлива.

Датчик уровня топлива с реостатом.

В аналоговых датчиках с реостатом используются биметаллические полосы, для перемещения стрелки индикатора топлива. Величина тока, протекающего через калибровочные биметаллические полосы нагревает их. Полоса расширяется и определяет, насколько отклонилась игла. Напряжение подается к датчику с помощью небольшого регулятора напряжения, на панели приборов, которая уменьшает напряжение до пяти вольт. Регулятор напряжения также подает напряжение к датчикам температуры и давления масла.

Величина тока, протекающего через датчик топлива, контролируется устройством в топливном баке. Поскольку уровень топлива в бензобаке увеличивается и уменьшается, рычаг, который прикреплен к поплавку с одной стороны и подвижным контактом с другой, изменяет величину сопротивления в цепи.

На некоторых моделях автомобилей, при уменьшении уровня топлива увеличивается сопротивление и уменьшается сопротивление как уровень топлива повышается.

Короткого замыкание в проводке между указателем уровня на панели и датчиком снизит сопротивление цепи. Тогда указатель уровня будет показывать постояно полный бак. А разрыв цепи приведет к тому, что указатель будет показывать пустой бак.

На других моделях автомобилей, устанавливаются обратные датчики. Основной принцип работы такой же, но сопротивление изменяется наоборот. Сопротивление в передающем устройстве уменьшается, когда уровень топлива падает. Когда бак пуст, выходное сопротивление около нуля Ом, когда бак полный сопротивление около 90 Ом.

При коротком замыкании, датчик уровня топлива покажет пустой бак, а при разрыве цепи, полный.

Магнитные датчики топлива.

В этот типе датчика топлива, вместо биметаллической полосы, используется маленький магнит, который «плавает» в магнитном поле, создаваемом тремя катушками. На катушки подается напряжение через контакт, который обычно отмечается «B +» на задней части. Часть напряжения проходит через все три катушки в землю и часть напряжения проходит только через первый виток. Здесь сопротивление меняется в зависимости от перемещения магнита в магнитном поле.

Основными преимуществами магнитных датчиков (топлива, а также температуры и давление масла) по сравнению с реостатом, быстрее реакция и более точные показания.

При полном баке, спротивление составляет 145 Ом, когда бак пустой 22,5.

Электронные датчики уровня топлива.

В электронных датчиках топлива используется вакуумный флуоресцентный или ЖК графический дисплей, для индикации уровня топлива. Электронные датчики обычно имеют свои собственный автономный регулятор напряжения в модуле управления калибровке топлива. Основной принцип работы электронных датчиков топлива, как и двух других типов, изменение сопротивления. Модуль контролирует ток через передающее устройства и решает, какую схему дисплея активизировать, чтобы показать уровень топлива.

Диагностика датчика уровня топлива.

Если уровень топлива не меняется (всегда показывает пустой или полный бак), или ведет себя нестабильно, список возможных причин включает в себя:

1) неправильное напряжение питания к датчику (регулятор напряжения)

2) неисправный датчик

3) несправный указатель топлива

4) проблемы с проводкой между датчиком и указателем

5) плохой контакт с кузовом.

Если датчики давления масла и температуры также запитаны от регулятора напряжения и они тоже показывают что попало, то проблема не в датчике топлива или указателе. Проблема в регуляторе напряжения или проводке панели приборов. Чтобы снять стабилизатор напряжения, вы должны снять приборную панель.

Проверьте выходное напряжение регулятора вольтметром. Если это не как в спецификации (обычно около 5 вольт), это может быть слабое соединение с кузовом.

Если не работает только датчик топлива, вы можете исключить регулятор напряжения в качестве возможной причины.

Чтобы приступить к диагностике, не имеет значения, откуда вы начнете с датчика топлива или указателя. Начинайте с наиболее легко доступного прибора.

Проверка датчика уровня топлива.

Есть несколько способов выяснить, работает ли датчик уровня топлива. Один из них, чтобы снять провод выходного сопротивления и подключить омметр. Обратите внимание на выходное сопротивление. Если оно не в пределах минимального и максимального значения, вы нашли проблему. Замените датчик уровня топлива.

Чтобы узнать, сколько топлива в баке, можно снять крышку бака и вставьте кусок катанки в заливную горловину, как щуп. Вам не нужно точное показание, только приблизительно. Или вы можете слить топливо с бака или заполнить его, проверяя показания сопротивления до и после.

Другой вариант заключается в снятии датчика из бака и испытать с помощью омметра. Перемещая поплавок вперед и назад между полной и пустой позиции вы должны замерить соответствующие изменения в сопротивлении. Если показания омметра не изменяются, «перепрыгивает» или находятся вне диапазона, замените датчик на новый.

ПРИМЕЧАНИЕ: Плохой бензин может иногда вызвать отказ датчика. Количество серы в топливе может вызвать коррозию контактов на датчике, в результате чего перепрыгивания или потеря сигнала. Некачественный бензин или солярка может также привести к сбоям топливного насоса.

Неэлектрические проблемы, которые могут повлиять на датчик включают:

1 дырявый поплавок (он утонет или частично погрузится в топливо),

2 выгнутый или сломанный рычаг поплавка

3 повреждение топливного бака (поплавок зацепится и не будет передвигаться).

Что делать, если датчик в порядке? Тогда проблема заключается в проводке или указателе уровня топлива на панели приборов. Плохие контакты проводки могут быть выявлены прои помощи вольтметра или индикатора.

Проверка указателя уровня топлива.

Как и датчик уровня топлива, указатель уровня топлива можно проверить несколькими способами.

Один из способов заключается в снятии датчика из бака, подключите его, поверните ключ зажигания и переместить рычаг поплавка вверх и вниз, наблюдая за изменениями на укакзателе. Если указатель не ответил в течение нескольких минут, вы подтвердили, что у вас есть проблемы. Но вы все еще не знаете, где проблема.

Чтобы проверить указатель, можно имитировать работу датчика. Тестер, имитирующий различные показания сопротивления, может быть использован вместо датчика, для проверки калибровки.

Если у вас нет тестера для проверки вашего указателя топлива, можно изготовить его самостоятельно. Возьмите несколько проводов и пару резисторов 5 Ом и 80 Ом в местном магазине радиодеталей. Подключите каждый резистор перемычкой и используйте их для имитации высокого и низкого сопротивления.

Если указатель не реагирует соответствующим образом, когда вы меняете сопротивление, проверьте контакт, который подходит к указателю, чтобы проверить, идет ли напряжение. Если идет, но стрелка не двигается, то пришло время для замены указателя.

В магнитных датчиках, вы также можете проверить внутреннее сопротивление с помощью омметра. Как правило, оно находится в пределах где-то от 10 до 15 Ом.

На автомобилях, оснащённых ЭСУД, топливо подаётся электрическим бензонасосом прямо из топливного бака. Если горючее заканчивается, есть риск выхода из строя самого насоса. Поэтому важность датчика уровня топлива на современных машинах очень высока. Однако различные виды датчиков имеют разную степень надёжности.

Признаки неисправности датчика уровня топлива

Естественно самый распространённый признак выхода из строя устройства является полная неподвижность стрелки при включении замка зажигания. Также может сигнализировать о неисправности, поднятие стрелки указателя до упора в сторону полного бака. Боле трудно диагностировать неточность показаний. В этом случае прибор показывает наличие топлива в баке, контрольная лампочка не горит, а двигатель не запускается из-за отсутствия горючего. Также и наоборот. При заправке оказывается, что бак почти полон, хотя указатель обозначает только три четверти занятого объёма.

Важно! Не всегда эти признаки указывают на неисправность именно датчика, может оказаться неисправным и стрелочный прибор измерения количества топлива в панели приборов.

Устройство пары: указатель панели и датчик уровня топлива в баке

Указатель на панели приборов - это миниатюрный электрический, реверсивный двигатель. Действие его основано на создании индукционного поля в обмотках статора. Проще говоря, стрелка находится на валу ротора, который движется вокруг своей оси под действием бортового напряжения. Степень поворота ротора регулируется сопротивлением на выходе из обмоток. Это и есть провод «К» к датчику топлива в баке. Второй провод на паре старого образца - это независимая контрольная лампочка. При падении уровня измеряемой жидкости до минимального уровня, контакт замыкается на корпус, и лампочка загорается, сигнализируя о критическом объёме.


На более современных системах цепь, в паре указатель—датчик, на корпус не замыкается, и сигнал уходит обратно в прибор на панели, который уже соединён с «массой». И при падении потенциала до определённого значения зажигает сигнальную лампочку, интегрированную в схему указателя.

Это самые распространённые системы контроля уровня топлива на современных автомобилях. Для простоты эти два типа можно определить, как:

  • указатель с массой датчика
  • контролёр с обратной связью
  • устройство стандартного датчика уровня топлива

По сути датчик уровня топлива представляет собой реостат с переменным сопротивлением. На керамическую пластину нанесена металлическая шкала исполняющая роль спирали в обычном реостате. По углам пластины выведены два припаиваемых контакта. В зависимости от типа датчика идёт соединение проводов. Если указатель и проводка старого образца - один контакт идёт на корпус крепления датчика, а второй - к указателю, через крышку корпуса. Второй провод - это провод контрольной лампы и соединяется с «массой» отдельной «дорожкой» в положении пусто. В качестве «бегунка» реостата выступает подвижный металлический контакт, плотно прижатый к шкале датчика. Прикреплённый к нему поплавок в зависимости от уровня топлива в баке двигает «бегунок» вдоль шкалы. Именно это меняет сопротивление цепи указателя, заставляя стрелку двигаться в нужном направлении. Так же работает и новая система с обратным сигналом. Просто на керамической пластине нет разъёма контрольной лампы, и оба контакта соединены проводами с указателем уровня топлива в панели приборов. В зависимости от модели автомобиля датчики могут отличаться сопротивлением шкалы. Все они маркированы отдельными значениями, например:

  • ДУТ-1-01;
  • ДУТ-1-03;
  • ДУТ-2-03,

Как определить неисправность датчика уровня топлива

В первую очередь определяется что именно неисправно, указатель на панели приборов или сам индикатор уровня топлива в топливном баке. Для этого необходимо обеспечить доступ к проводным входам и разъёму датчика на баке. Как правило на всех автомашинах имеется технологическое отверстие для этой операции. В зависимости от модели и производителя, лючок расположен в разных местах. Он указан в технической документации машины. Для проверки работоспособности указателя уровня топлива на панели желательно иметь под рукой следующее:

  • контрольную лампочку (пищалка) с детектором «массы»;
  • автомобильный тестер;
  • рабочий датчик уровня топлива (подходящий по VIN-коду).

Дело в том, что старые модели с «массой» датчика на корпус, вполне можно проверять замыканием на корпус, подающих ток проводов. Однако с моделями последних лет с обратной связью это не всегда проходит.

Процесс проверки указателя на панели приборов с массой датчика

Отсоединить провода от датчика уровня топлива в баке. К разъёму должен быть обеспечен свободный доступ. Включить зажигание. На проводах датчика должен появиться устойчивый «+». Это проверяется контрольной лампой и тестером. Напряжение на проводах должно быть равно общему напряжению сети. Если оба провода имеют нормальные показатели вольтажа, необходимо выяснить какой из них контрольная лампа, а какой датчик. Для этого провода по очереди замкнуть на «массу». При замыкании одного, должна загореться лампочка критического уровня топлива. Когда массируется другой, стрелка указателя уровня горючего должна резко уйти в положение «полный бак». Если всё так и произошло, значит неисправен датчик уровня топлива и его надо снимать для замены или ремонта.

Проверка указателя уровня топлива с обратной связью


На таких приборах, как правило, только один из двух проводов имеет устойчивый «+», а второй - слабо выраженную «массу». Это определяется контрольной лампой с детектором «-». Кроме того, зачастую при неисправном датчике или указателе, стрелка, наоборот, становится в положение «полный бак». Проверив контрольной лампой наличие загрузки проводов, нужно подключить к ним исправный датчик, поднять и опустить поплавок уровня топлива. Стрелка указателя должна двигаться в соответствии с положением поплавка. А в положении «пусто» загорится контрольная лампа уровня.

Внимание! Штангу привода реостата необходимо двигать медленно. Резкий рывок в сторону «полный» или «пустой» вполне может вывести из строя исправный указатель.

Возможные неисправности датчика уровня топлива

Конечно самой частой неисправностью датчиков уровня топлива всех видов является протекание поплавка управляющего передвижным элементом реостата. Обычно в этом случае стрелка указателя постоянно находится в положении пустой бак.

Потом идёт загрязнение шкалы пластины. Это может быть и осадки из топлива, и элементы стирающегося бегунка. Стрелка может застыть в любом положении. Или сильно нарушается точность показаний указателя уровня горючего.

Обрыв проводки как на корпусе, так и у пластины с реостатом. И, наконец, механическое повреждение самой пластины. Могут быть ещё какие-то экзотические неисправности, но они настолько редки, что рассматривать их не стоит. Если неисправность есть, но не диагностируется, лучше заменить датчик уровня топлива в сборе.


Как отремонтировать датчик уровня топлива своими руками

Ремонт датчика уровня топлива вполне доступен и для простого автолюбителя. Детали устройства, свободно можно приобрести в магазине автомобильных запчастей. Необходимо демонтировать датчик из бака и изучить его характеристики. Маркировка находится на лицевой стороне пластины прямо над шкалой реостата.

Если пробит поплавок, то это самая меньшая проблема. Они меняются элементарно. Обычно, это наполненный воздухом пластиковый бочонок, он элементарно извлекается из гнезда держателя и вставляется новый. Иногда это пористый элемент и его можно заменить двумя способами. Снять запорную шайбу и надеть новый, зафиксировав его. Или поменять поплавок в сборе со штангой, что гораздо проще.

Если загрязнены полоски шкалы реостата их необходимо просто почистить.

Внимание! Чистить пластинку необходимо только мягкой тканью или ватой, смоченной в спирте. Жёсткая материя или любой другой предмет могут повредить тонкий слой шкалы и реостат можно выкидывать.

Отпаявшиеся или оторванные провода можно аккуратно припаять на место или спаять в месте перелома, а вот треснувшую, сломанную пластину - только заменить новой.

В большинстве случаев, сейчас этим никто не страдает. Нерабочий прибор заменяют и всё. Благо цена их невысока. Тем более, что на автомобилях последних лет пластина реостата, да и все остальные детали устройства крепятся защёлками.

Неточные показания указателя, можно обмануть регулируя угол на штанге, удерживающей поплавок. Выгибая его в разные стороны можно добиться в итоге более точных показаний.

В первую очередь, можно упомянуть электронное табло для панели приборов. Его устанавливают вместе с штатным стрелочным указателем уровня топлива на панель в свободную ячейку или прямо на торпеду. Выводится три провода, «+», «-» и «Д». Последний подключается к датчику вместе со штатным прибором. На извлечённом из бака датчике корректируются показания уровня в цифровом формате, от «пусто» до «полный бак». Особой точности к показаниям это не прибавляет, но придаёт стильный вид панели приборов, и греет душу владельцу. Указатели используются различной формы и вполне можно подобрать табло под дизайн салона своего автомобиля.

Совсем другое дело новинка в этом вопросе (относительная) - это ультразвуковые датчики уровня топлива. Здесь, как и в большинстве приборов, используется принцип приёма-передачи ультразвуковых волн. Датчик можно установить в бак, не нарушая его целостность. Сигнал можно перевести на цифровой монитор на панели приборов и даже вывести на компьютер или ноутбук через систему ГЛОНАСС. На сегодня - это самый точный способ получения данных об уровне топлива. Однако, пока это довольно дорогая процедура, которая к тому же требует особых знаний и умений для калибровки излучателя УЗИ и специализированного оборудования для программирования. Однако всё говорит, что измерители этого типа будут широко применяться в будущем.

На видео ниже можно посмотреть замену датчика контроля топлива на автомобиле ВАЗ «Приора»:

Измеритель уровня топлива в баке – довольно простой механизм, разобраться в работе которого сможет любой автолюбитель с базовым уровнем технических знаний. Рассмотрим, почему не работает датчик уровня топлива, а также способы устранения всех возможны поломок (стрелка дергается, «врет», показывает только полный либо пустой бак).

Условия для корректной работы

Если вы ранее не сталкивались с электротехническими устройствами и не знаете принцип работы системы указания уровня топлива, ознакомьтесь со следующими понятиями:

  • переменное сопротивление (реостат) – аппарат, с помощью которого можно регулировать величину сопротивления. Чем больше сопротивление в цепи, тем меньший в ней протекает ток;
  • указатель уровень топлива (УУТ) – элемент панели приборов, указывающий количество горючего в баке. Может быть аналоговым или электронным;
  • датчик уровня топлива (ДУТ) – измеритель, расположенный в баке.


Большинство систем указания уровня горючего в баке работают по единому принципу. В баке находится поплавок, на ответной части которого расположен скользящий контакт. Скользящий контакт двигается по пластине с контактами (резистивное вещество), жестко закрепленной на корпусе измерителя. Перемещение скользящего контакта меняет величину сопротивления, тем самым увеличивая либо уменьшая величину тока проходящего в цепи. Чем меньше сопротивление, тем больший ток протекает в цепи и тем больше отклоняется стрелка указателя уровня горючего.

Цепь включает в себя:



Описан принцип работы ДУТ рычажного типа, но в случае с измерителем трубчатого типа разница только в способе изменения сопротивления в цепи. Измерители трубчатого типа можно встретить на БМВ. В новом поколении автомобилей ВАЗ и моделях иностранного производства ДУТ чаще всего рычажного типа и крепится к пластиковому корпусу насосной секции.

Контрольная лампа

Один из контактов лампы, сигнализирующей о низком уровне топлива, может быть прикреплен к реостату. В таком случае при снижении объема горючего сопротивление в цепи падает настолько, что величины тока становится достаточной для зажигания лампы.

В некоторых системах в цепь лампы включен отдельный терморезистор (сопротивление зависит от его температуры). Терморезистор закреплен в корпусе насосной секции. При снижении количества бензина/дизеля до определенного уровня он перестает омываться и охлаждаться топливом. Проходящий ток нагревает терморезистор, уменьшая его сопротивления. С уменьшением сопротивления начинает загораться лампочка на приборной панели.

Неисправности

По каким причинам может не работать указатель уровня топлива:

  • отсутствие хорошего контакта на каком-либо из участков цепи (отламывание проводов, окисления в местах соединения разъемов, трещины в местах пайки);
  • неисправность индикатора приборной панели (к примеру, нарушения мест пайки);
  • отсоединение поплавка от скользящего контакта;
  • сгорел предохранитель;
  • отсутствие контакта между резистивной дорожкой и скользящим контактом. Причиной может стать образование на поверхностях окислов, налета, ослабление нажима скользящего контакта на резистивный слой, истирание дорожек резистивного слоя.

Указатель «врет», работает с перебоями

Причины, по которым указатель неверно показывает уровень топлива в баке:

  • наличие в цепи дополнительного сопротивления (окисление в местах разъемов, плохой контакт массы, образование окислов, отложение на резистивном слое и скользящем контакте);
  • дефект литья поплавка, из-за чего он наполняется топливом. Поломка крайне редкая, но все же возможна, впрочем, как и выгибание тяги поплавка вследствие механического воздействия при неквалифицированном ремонте;
  • образование налета на направляющей стойке (характерно только для датчиков трубчатого типа). В таком случае движение поплавка будет затруднено.

Стрелка всегда показывает полный бак, если в системе:

  • произошел отрыв поплавка от скользящего контакта (в таком случае ползунок всегда будет в крайнем положении);
  • провод, идущий к указателю, где-то коротит на массу, из-за чего в цепи уменьшается сопротивление.

Дергающаяся стрелка УУТ свидетельствует о частичном истирании резистивной дорожки потенциометра. Это же будет причиной перебоев в работе указателя. Поскольку чаще всего автомобиль используется с топливным баком, заполненным на 40-60%, то именно в этом диапазоне истирание резистивного слоя происходит быстрей всего. Поэтому указатель может исправно работать, только когда положение скользящего контакта попадает на неповрежденный резистивный слой.

Диагностика своими руками

Чтобы найти причину, по которой не работает датчик уровня топлива, вам потребуется мультиметр (рекомендуем прочитать, ) и контролька. Первым делом необходимо определить – причина поломки в датчике, расположенном в баке, либо в указателе. Для этого снимите разъем, подключаемый к топливной секции (находится у лючка бензобака, доступ к которому в большинстве случае есть с салона). По схеме электропроводки вашей модели авто определите, какой из проводов идет на указатель приборной панели. Включите зажигание, после чего через контрольную лампу подайте в соответствующий пин разъема минусовой потенциал. Если стрелка указателя стремительно направилась вверх, значит, проблема в датчике. Для дальнейшей диагностики необходимо доставать топливную секцию. Мультиметр позволит измерить сопротивление потенциометра.