Качество бензина на разных заправках. Почему на АЗС нельзя использовать мобильник и взрывается ли от него бензин? Откуда берется бензин низкого качества

Как приличный мужчина, я обожаю автомобили, и не живется мне спокойно, решил проверить качество бензина на автозаправках Москвы. Роснефть, Лукойл, Газпром, BP и другие трепещите!

В автомагазинах продаются различные тест-полоски для проверки качества бензина. Но, понятно, что они не могут дать полные данные состава бензина и определить его соответствие всем нормам. Такой тест не так давно делал macos . Эксперимент мне показался интересным, но я решил действовать наверняка и отправился в настоящую испытательную лабораторию горюче-смазочных материалов.

Первым сюрпризом стал поиск лаборатории, которая может протестировать бензин. Оказалось, в Москве таких не много. Я нагуглил только две (Шелл и Нефтьмагистраль) подходящие лаборатории, в которые без заморочек может сдать бензин на анализ частное лицо. Другие лаборатории либо анализируют масла, либо находятся не близко, либо анализ стоит неоправданно дорого, либо с частными лицами сотрудничество проблематично. Кстати, может, кто-то знает, почему такие лаборатории не любят частных лиц?

Выбор пал на Нефтьмагистраль. На самом деле выбрал их из-за цены (удовольствие это оказалось не самым дешевым), да и находятся они достаточно близко от Москвы (Внуково).

Проехав по МКАДу от Ярославки до Киевского шоссе я заехал на следующие заправки: Роснефть, Лукойл, BP, Нефтьмагистраль, Газпромнефть. Залил бензин в пластиковые канистры, специально предназначенные для бензина. Для тестирования брался стандартный 95й бензин.

Выкладываю чеки на бензин для сравнения - (цена за литр/рублей): Нефтьмагистраль - 33.20, Газпромнефть - 34.05, Роснефть - 34.10, Лукойл - 34.52, BP - 34.59. На BP не удержался, купил минералки-). Главный вопрос – чем отличается и отличается ли более дешевый бензин от дорогого, чем машины полезнее кормить и вообще есть ли разница, чем кормить?

Чтобы все было максимально независимо, сдал образцы бензина анонимно - под номерами. Хотя, забегая вперед, скажу, что после анализа мы разговорились с человеком, который там работает и, глядя на состав, он сам сопоставил и назвал марки трех пробников. В этот момент почувствовал настоящее уважение к человеку, который настолько хорошо знает рынок и знает составы и отличия бензина разных марок.

Лаборатория оборудована по последнему слову техники. Я бы не назвал ее большой, но оборудование поражает. Анализу подверглись следующие параметры топлива: октановое число, фракционный состав, содержание сернистых и ароматических соединений. Как ни крути, но эти данные полоски для теста бензина никак не могут выявить. А хороший бензин – это не только отличные ходовые и разгонные характеристики авто, но и залог его бесперебойной работы и исправности. Думаю, что тот, кто стоит на гарантии и заезжает на ТО, много раз слышал от мастеров вздохи по поводу грязных свечей и плохого бензина.

Остановимся на нескольких аппаратах поподробнее. Ниже УИТ-85М. Аппарат сделан в России на Савеловском машиностроительном заводе. На этой установке определяют октановое число. Прибор имитирует работу двигателя, используя всего один цилиндр, затем установка сравнивает эталон с поступившим на исследование бензином.

С октановым числом у всех марок оказался порядок. Все в пределах нормы.
Тестируем дальше. Содержание серы в бензине помогает определить спектрометр. Активные сернистые соединения, содержащиеся в бензинах, вызывают сильную коррозию топливной системы и транспортных емкостей. Неактивные сернистые соединения к коррозии не приводят, но образующиеся при их сгорании газы вызывают быстрый абразивный износ деталей двигателя, снижают мощность и ухудшают экологическую обстановку.

А этот прибор для определения химсостава. За несколько секунд выдает подробный анализ состава.

Аппарат, определяющий фракционный состав бензина.

Аппарат для определения плотности нефтепродукта

Аппарат для определения давления насыщенных паров

Оборудование для анализа дизельного топлива существенно отличается. Но у меня не было с собой дизельного топлива, поэтому, как именно работает аппарат, я не смог увидеть, но успел запечатлеть:

Аппарат для определения фактических смол

Но самое важное это итоговые результаты, именно за ними я и приехал в лабораторию. На самом деле результаты оказались неожиданными. Я был уверен, что, по крайней мере, половина марок окажется негодной, но…почти весь бензин оказался в рамках стандартов, единственно, Лукойл "подвел".

Бензин Лукойла АИ-95 не соответствует ГОСТу Р 51866-2002 по ряду показателей фракционного состава. Первое несоответствие: конец кипения (этот показатель должен быть не выше 210С, у Лукойла он составляет 215,7С). Последствия: увеличенный расход топлива и нагарообразование в камере сгорания цилиндра двигателя. Второе несоответствие: по доле ароматических углеводородов. Последствия: нагар на свечах при прохождении следующего ТО. Все это можно увидеть в протоколе испытаний. То есть от этого бензина не только увеличится расход топлива, но и значительно возрастет износ двигателя.

Показатели фракционного состава и соответствие этих параметров норме являются одними из основных, так как по ним можно определить скорость прогрева двигателя, его приемистость, пусковые качества, равномерность работы двигателя на холостых оборотах. Для расшифровки всех показателей можете воспользоваться вот таким «словариком ».

По содержанию серы выделился, кстати, Газпром, но по этому показателю все в пределах нормы у всех марок.
У Лукойла и Газпрома оказались самые низкие показатели по ОЧИ (октановое число, чем оно выше, тем лучше бензин сопротивляется детонации) – 95,4, у BP чуть выше – 95,5, но все равно не максимум, хотя повторюсь, что все в пределах нормы, но без особых стараний.

Другие протоколы можете посмотреть здесь

Нефтьмагистраль:

Роснефть:

В целом я удивлен, все-таки ожидал больше нарушений-) Возможно, дело в том, что бензин брался в Москве, у нас видимо проходят постоянные проверки. Было бы интересно, если кто-то, живущий в регионе, взял бы эстафету и провел аналогичные анализы.

Вопрос в студию, стоит ли переплачивать за марку, если по итогу все равно качество у всех одинаковое, а некоторые недешевые марки еще и немного мухлюют? Попадали Вы лично на некачественный бензин? Пытались как-то доказать производителю его вину? Обращались ли в такие лаборатории? И, собственно, чем руководствуетесь при выборе заправки, ведь, как оказалось, высокая цена не всегда залог качества…

Надо сказать, что таблички с перечеркнутым телефоном имеются не на всех автозаправках – в основном на АЗС, принадлежащих весьма крупным сетям. И уже это заставляет задуматься об их актуальности – если какие-то предприятия «автомобильного питания» не заморачиваются предостережениями, значит, это не обязательно и проблема не слишком выразительна?

Но несмотря на то, что 99,9 человек из ста либо вообще не замечают эти таблички, либо полностью игнорируют их призывы, на различных интернет-форумах тема опасности или безопасности мобильника на автозаправке поднимается пытливыми умами относительно регулярно. Основные народные гипотезы происхождения странного запрета звучат так:

  • мобильник может влиять на электронное оборудование, управляющее насосом, и вам недольют топлива или оборудование и вовсе заглючит и перестанет работать;
  • мобильник способен воспламенить пары бензина «своим радиочастотным излучением» и произойдет возгорание;
  • мобильник в грозу притягивает молнию, а если она ударит в вас на бензоколонке, то взорвется все вдребезги и пополам, как в «Приключениях итальянцев в России».

Возможно, существуют и более фееричные теории, но мы уж ограничимся этими тремя, с позволения читателей.

«Глюки и недолив»

« Явный миф – ведь мобильные телефоны десятков покупателей ежедневно работают рядом с электронными весами и кассами в магазинах, и их метрологическая начинка не отключается и не глючит от разговора по мобильнику, – комментирует Виктор Гордов, директор «Татсуно Рус», российского филиала японского производителя топливораздаточных колонок Tatsuno Corporation. – Старые радиотелефоны были весьма серьезными генераторами помех и действительно могли воздействовать на электронное оборудование – кто-то даже слышал о случаях подвисания систем управления на заправке и блокировке колонок. Однако сегодня современные топливораздаточные колонки не подвержены влиянию аппаратов мобильной связи – их электроника изготавливается по специальному регламенту и тестируется тоже специальным образом. Поэтому мы на свои колонки никаких предупреждающих знаков по поводу мобильной связи не наносили и не наносим» .

« Наши топливораздаточные колонки проходят испытания на электромагнитную совместимость в специальных аккредитованных лабораториях, – подтверждает и Виталий Лысиков, заместитель главного инженера «Топаз-сервис», российской компании, производящей топливораздаточные колонки. – Опытный образец каждого электронного изделия мы проверяем на степень защищенности с помощью специальных стендов формирования электромагнитных помех. При проектировании электронных устройств предпринимается целый ряд мер по защите от электромагнитного поля извне путем экранирования чувствительных элементов, фильтрации сигналов, ограничения высоковольтных выбросов, заземления корпусной части и экранов сигнальных кабелей. Поэтому электромагнитных помех от телефона они не боятся» .

«Воспламенение от радиоволн»

В отличие от обычных граждан, любому радиоинженеру-связисту очевидно, что от работы радиопередатчика малой мощности, каким является, к примеру, мобильный телефон или рация «уоки-токи» вне зависимости от диапазона используемых частот, в бензоколонке не порождается ни «искр» любого рода, вида или сорта, ни нагрева каких-либо тел и объектов до температуры воспламенения бензина или его паров. Вообще. От слова «совсем». Или совсем от слова «вообще»!

Да, мощные радиопередатчики (примером коих в быту может служить магнетрон микроволновой печи) способны вызывать своим излучением термический эффект и вихревые токи в металлических предметах, порождающие электрические разряды – искры. Но это происходит внутри печи – в крошечном замкнутом объеме, спроектированном специально так, чтобы усилить сей эффект, и при подводимой мощности в пару киловатт. Для того же, чтобы учинить искрение и возгорание в металлических предметах на открытой местности, нужен радиопередатчик размером с сарай… Специалисты, разумеется, это подтверждают:

« По большому счету, телефон является источником электромагнитного излучения, а электромагнитное излучение таки способно порождать токи в токопроводящих цепях и металлических предметах. Соответственно, наведенный электрический ток может вызвать электрическую искру, которой под силу воспламенить пары топлива, – говорит Алексей Нагорных, коммерческий директор «АлтайСпецИзделия», компании, производящей блочные и мобильные АЗС. – Однако для того, чтобы это произошло, необходимо чтобы совпало слишком много невероятных условий: мощность передатчика должна быть существенно выше, чем у телефона, «принять» излучаемую энергию должна некая электрическая цепь, в которой способна образоваться искра, а вокруг этой искры пары топлива должны иметь определенную концентрацию для воспламенения…»

Поэтому, хотя телефон нередко связывают с воспламенением на бензозаправке, причина не в нем. Вот на этом видео, например, видно, что, хотя человек активно болтает по телефону, воспламенение происходит именно в момент касания рукой топливораздаточного пистолета:

Очевидно, что пары топлива, выходящие из бака, зажгла искра статического электричества, которое накапливается на синтетической одежде, но нам видится, что «возгорание произошло во время звонка мобильника!». А на этом видео показана куда более вероятная причина возгорания на АЗС «от мобильника»:

«Мобильник притягивает молнию»

Почему журналистов и британских ученых нельзя упрекнуть в откровенном вранье, когда они утверждают, что практически все пораженные молнией в последнее время люди имели при себе мобильник? Да потому, что мобильник сейчас есть у каждого – вне зависимости, бьет в него молния или нет… А «городская легенда» об опасности «притяжения» телефоном на себя молнии в грозу и последующего возгорания автозаправочной станции от нее не имеет под собой научной базы.

« Опасность притяжения телефоном молнии в грозу к человеку у колонки – это миф, – убежден Алексей Нагорных. – Электрический пробой при разряде молнии происходит по кратчайшему расстоянию от отрицательно заряженного канала от облака до положительно заряженной поверхности земли или любого предмета, находящегося на её поверхности. Поэтому молния бьет в высокие предметы: столбы, деревья, здания, молниеотводы и т.п. Так что находясь на заправке с сотовым телефоном, вы не «притянете» молнию – она притянется к молниеотводам или каким-то конструкциям на крыше навеса, которые гораздо выше человека с телефоном. Даже если заправка одиноко стоит на открытом пространстве, «притягательным» для молнии станет именно наличие возвышающегося токопроводящего предмета, а не собственно сам мобильный телефон в вашей руке…»

Так безопасен или нет телефон на заправке?!

Казалось бы, после всего вышесказанного, после развенчания всех глупых мифов этот вопрос задавать нелепо. Подождите-ка!

Телефон все же способен в ряде исключительнейших случаев стать источником огня – вот только не обязательно на автозаправке, и это не связано с радиоволнами, молниями или электромагнитными помехами! Это, образно выражаясь, вообще не связано с тем, что он – ТЕЛЕФОН .

« Согласно документам, которые регламентируют работу АЗС, взрывоопасными зонами считаются 3 метра вокруг каждой топливораздаточной колонки и 8 метров вокруг резервуаров хранения топлива, – продолжает Виталий Лысиков. – Дело в том, что воздух, насыщенный парами бензина, всегда вытесняется из бака автомобиля при его наполнении топливом и попадает в окружающее пространство. Это не аварийная ситуация, это нормально, и так происходит почти всегда, в штатном режиме работы колонки. Современные бензоколонки могут быть оснащены системой улавливания этих паров из бензобака и возврата в резервуары, но не все владельцы АЗС ее устанавливают, поскольку такая система предлагается не в целях усиления пожарной безопасности, а по экологическим соображениям» .

Да, в целом ряде нормативных документов, которыми регламентируется работа автозаправочной станции, нет прямого запрета или разрешения использования на территории АЗС непосредственно сотовых телефонов. Но согласно пункту 743 раздела XVI «Автозаправочные комплексы и станции» «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации», во взрывоопасных зонах АЗС запрещено использовать ЛЮБОЕ оборудование, не сертифицированное по классу взрывозащищенности. Неважно – телефон это, детская игрушка на аккумуляторе, фонарик, электродрель или кофеварка!

А раз массовые мобильники относятся к классу электрооборудования, не имеющего взрывозащиты, то использовать на АЗС их запрещают нормы. И табличка с перечеркнутым телефоном вешается именно потому, что у водителя машины с высокой долей вероятности кроме телефона с собой другого электрооборудования просто нет!

Телефон с взрывозащитой – что это?

Для неспециалистов термин «взрывозащищенное оборудование» смутен и туманен. Тем паче неясно – может ли телефон быть «взрывозащищенным»? Разъясняем!

Вы наверняка сверлили электродрелью, а значит, видели через вентиляционные щели её корпуса, как искрит коллектор мотора! Вот это – классический пример НЕвзрывозащищенного оборудования. Если вы попытаетесь просверлить такой дрелью дырку где-нибудь в шахте, где повсюду скопления метана, хмурые парни в касках с фонариками на лбу (взрывозащищенными, кстати!) доходчиво объяснят вам, как вы неправы…

Иначе говоря, взрывозащищенным должно быть ЛЮБОЕ электрическое и электронное оборудование, работающее в местах, где возможно образование взрывоопасных газов и паров. На предприятиях и объектах химической, горной, нефтегазовой промышленности, на складах горючки и лакокрасочных изделий, в гальванических и аккумуляторных цехах, в покрасочных камерах и т.п. Электропроводка, выключатели и светильники, станки, инструменты и приборы, а также средства связи – радиостанции и мобильные телефоны – обязаны быть взрывозащищенными – этого требуют нормы безопасности.

Конструкция взрывозащищенных приборов и устройств в принципе исключает любую искру или нагрев, способные воспламенить горючие газы или пары. Корпусы приборов защищены от их проникновения, аккумуляторы, а главное, их контакты, закрыты герметичными крышками и т.п. Этот принцип на опасных производствах блюдется уже много-много лет.

А некоторое время назад появились и взрывозащищенные сотовые телефоны. К примеру, модели марок Sonim, RugGear и некоторых других. Стоят они сумасшедших денег и спрос на них ничтожен. Однако именно такой телефон можно совершенно официально, легально и на 146% безопасно использовать для звонков в непосредственной близости от струи льющегося бензина и в облаке его паров… Производитель гарантирует, что искра никогда не выйдет за пределы корпуса гаджета, горючие пары не попадут внутрь мобильника, а аккумулятор не самовозгорится, как это порой случается даже у айфонов…

« Основной источник пожаро-взрывоопасности электроприборов – это их локальный перегрев и искрообразование, – поясняет Алексей Нагорных. – Так как сотовый телефон, как правило, не перегревается так, чтобы вызвать возгорание, то опасность в возможности появления электрического разряда. Поэтому взрывозащищенные телефоны отличаются от незвзрывозащищенных прежде всего своей искробезопасностью: они имеют герметичный корпус, и вся электронная начинка телефона надежно изолирована от внешней среды, плюс корпусы таких телефонов выполняются из антистатических неискрообразующих пластиков: они не искрят при прикосновении и не «высекают искру» даже при падении на металлическую поверхность» .

Итоги

Надо сказать, что когда сайт в лице автора статьи приступали к подготовке этого материала, тема казалась гораздо проще, короче и легковеснее, а вылилась в весьма масштабное и, возможно, загрузное исследование… Но что же в итоге? А то получается, что мы вконец запутали читателя. Вроде ходовые мифы развенчаны, однако по нормам взрывозащиты любой мобильник, кроме редких специальных, способен-таки внезапно загореться у вас у руках и воспламенить пары топлива у колонки… Как же быть? Варианта тут, разумеется, два.

Первый, абсолютно безопасный, но неудобный тем, кто должен быть на связи в любую минуту, – оставить телефон внутри машины. При этом, разумеется, выключать или переводить его в авиарежим не нужно.

И вариант второй – иметь телефон при себе, в кармане или сумке, даже во время заливки бензина. И спокойно отвечать на срочный звонок, если вдруг вам поступит входящий вызов. Лично я выбираю последний вариант, считая, что риск воспламенения батареи или «выхода искр за пределы корпуса мобильника» по вероятности ничтожны, и этой опасностью можно пренебречь.

Водители со стажем знают, на каких заправках самый качественный бензин. Бесценный опыт каждый «ас российских трасс» копил не корысти ради, а пользы для. Потому что на себе испытал: отступление от стандартов, наличие примесей (что греха таить: хоть бензин - не сметана, но и его разбавляют водой, топливом с более низким октановым числом) чреваты большими неприятностями.

Забились фильтры, погасли свечи

Если подходить к вопросу без должного внимания, машина медленно, но верно, а порой мгновенно, реагирует на нарушение правил «питания». Забитые фильтры, неисправности форсунок, нагар свечи - далеко не полный перечень неприятностей, поджидающих нас после того, как мы залили в топливный бак невесть что, хотя нас уверяли, что это хороший бензин.

Что нужно знать для того, чтобы избежать бед, связанных с посещением «не той» АЗС? Для начала проанализируем факторы, влияющие на качество топлива: (мера пусковая, рабочая и концевая фракции, мера содержания щелочей, кислот, органических соединений и т. д.

Хотя бытует мнение, что не всегда топливо на брендовых АЗС лучше, чем то, которое реализуют малоизвестные точки, многие водители на вопрос про «лучший бензин», на каких заправках им торгуют, отвечают, что им нравится Shell, "Роснефть", некоторые другие раскрученные станции.

Когда не надо лимонада

Как узнать о ходе контроля за качеством топлива? Законопослушные владельцы каждой заправки выставляют на всеобщее обозрение специальные сертификаты. Хочется верить: на деле все, как написано. К сожалению, практика показывает: не всегда данные официального удостоверения блещут достоверностью. Требовать одинаковой полезности от бензина 80 и 95 невозможно - фракционные показатели различны.

Прежде чем поговорить о том, на каких заправках продают самый качественный бензин, рейтинг оценим иной, потребительский. Самым популярным является 95-й, наименее востребованным - 76-й. И что же? Такое впечатление, что некоторые работники АЗС усвоили совет Дейла Карнеги «если судьба подарила вам лимон - сделайте из него лимонад» на свой корыстный лад. Применяя так называемые присадки для дизельного топлива (улучшители), они из 76-го «лимона» делают все, что угодно, вплоть до 95-го «бренди».

На этой сомнительной смеси работает огромное количество автомобилей по всей стране. Особенно вредны для машины улучшители, изначально добавленные в сырье, из которого произведен бензин. Однако не все «косяки» штабелями укладываются на совесть торговцев топливом. Так, падает, если оно слишком долго хранилось. При этом увеличивается содержание смол (по причине роста концентрации топливных углеводородов).

Вопрос другу

Как не промахнуться с выбором АЗС? Способов немало. Первым делом спросите у тех, чье мнение вы считаете объективным и честным (друзей, коллег по работе, родных). Хотя и в этом узком кругу мнения могут разойтись, вы можете уловить вектор действий, сделать выводы. Наиболее качественными и проверенными брендами в России в 2016 году считаются: «Лукойл», «Газпромнефть», Shell, «ТНК». Но, может быть, это применительно только к центру?

Есть мнение, что, путешествуя по стране, можно столкнуться с тем, что АЗС, имеющая высокую репутацию у столичных потребителей, реализует топливо, не соответствующее заявленному качеству. Что делать в таком случае? Опросите местных жителей из числа автомобилистов, где они предпочитают обслуживаться. Или понаблюдайте за «поведением» машин с местными номерами. У какой станции их больше всего - там и правда.

Еще тонкость: насторожитесь при чрезмерном использовании ярких слов «люкс», «премиум» в прейскуранте топлива на станции. Вспомните о том, что пускать пыль в глаза в наше рекламное время умеют все. Поищите немного скромности: наименование бренда без всяких «люксов». Так преподносят товар там, где нет нужды доказывать, что он качественный и проверенный.

Паспорт бензина

На каких заправках самый качественный бензин? Отзывы народа иногда слегка (а порой кардинально) меняют местами акценты. К примеру, в тройку лучших входит компания Shell. Считается, что продукт экологически чистый (соответствует стандарту Евро-4), при производстве соблюдены нормы ГОСТа. Топливная система не загрязняется. Но можно услышать и о том, что Shell (а также «ТНК») в ряде случаев реализует топливо, хранившееся на не самых классных нефтебазах (собственники хранилищ сбагривают партнерам, мягко говоря, не то).

Поэтому внимание, внимание и еще раз внимание. Осмотрите на АЗС, найдите там паспорт бензина. Если топливо улучшалось, оно имеет отдельный документ. Почитайте, производился ли этот процесс по ГОСТу или на основании технических условий. Оцените экологическую безопасность, найдите название нефтезавода-изготовителя.

Паспорт бензина может быть просроченным (действует 10 дней). По окончании этого времени изначальные показатели снижаются, качество топлива падает. Не рискуйте, не покупайте горючку на автозаправках, прежде чем ознакомитесь с паспортными данными. Если на виду документа нет - это уже сигнал о недобросовестности продавца.

Не гонись, шофер, за дешевизной!

Едва ли не каждый второй водитель хоть раз задумывался о том, где купить не слишком дорогой бензин. Вполне понятное желание. Но стоя у заправки с товаром «по сходной цене», задумайтесь: ГОСТовский вряд ли будет таким дешевым, а изготовленный по ТУ наверняка окажется не слишком полезным для вашего авто. Качество условий изначально менее жесткое.

В знаниях того, на каких заправках самый качественный бензин, конечно, сила. Но всегда помните, что в крупных городах фальсифицированного и некачественного топлива меньше, вдали от них лучше держать ушки на макушке. Кроме того, в будни бензин лучше, чем в выходные и праздничные дни.

Проверяйте качество. Посмотрите на внешний вид горючей жидкости, оцените цветовую гамму. Присутствуют ядовитые оттенки - не рискуйте, не заполняйте бензобак, даже если цена заманчивая.

О цвете. Знатоки говорят, что у А-72 он розовый, у А-76 - желтый, у 93-го - оранжево-красный, 95-й напоминает по колору желудочный сок (желто-зеленый). Хотя есть и такие, кто находит, что иногда он похож на лимонад «Дюшес», и сомневаются в качестве.

Чем пахнет?

Существует проверка на ощупь. Это делается так: капают бензин на руку (тыльная сторона более чувствительна). Сушит кожу? Вы сделали хороший выбор. Остаются жирные следы? Стоп! В топливо добавили солярку, чем снизили качество. Очень неприятный запах - тоже сигнал топливного неблагополучия. Автовладельцы со стажем и внимательные новички настораживаются, когда улавливают запах жженой резины, химии.

Эти советы помогают распознать низкокачественные сорта топлива, но не являются идеальными методам тестирования. Есть еще химические анализы, которые можно провести и в домашних условиях. Наливают исследуемое вещество в стакан из стекла и наблюдают. На дне образовались отложения из сажи? Это свидетельствует о том, что топливо обогащали углеродом или бензолом.

Если взять лист бумаги и нанести на него каплю бензина, настоящий бесследно испарится, некачественный - оставит после себя жирный и грязный след. Если поджечь каплю - чистая сгорит без следа, точнее, останется белый круг. Наличие коричневых и желтых свидетельствует о превышении содержания смол. Особо бдительные водители прибегают к исследованию топлива, потребляемого любимой машиной, в специальных лабораториях.

Продолжаем испытания

До лаборатории так и не дошли? Продолжайте личные эксперименты: посмотрите, как ведет себя капля бензина на стекле? «Подопытная» растеклась в диаметре до 5 мм? Значит, концентрация смол в ней 9-10 миллиграммов на 100 миллилитров (норма для качественного топлива - 7-15 мг).

Расплылась до 30 миллиметров? Содержание смол превышено и достигает приблизительно от 19 до 21 миллиграммов на сто миллилитров. Перманентное превышение по этому показателю вдвое снижает моторесурс на 20%.

О количестве воды в исследуемом бензине. Добавьте в сосуд с топливом кристаллики марганцовки. Если состав станет типично фиолетовым — в нём избыток Н2О. В качественном топливе кристаллы не растворяются. Водянистый бензин приведет в негодность свечи зажигания, загрязнит топливную аппаратуру.

Красивое слово "ариометр"

Канительно? Это стоит того, чтобы научиться распознавать самый качественный бензин в России, на каких заправках его найти вероятнее всего. Многим нравится пользоваться бытовым бензиномером (ариометром). Конечно, полностью полагаться на достоверность данных, полученных с его помощью, не стоит. Но если нужно отделить «зерна от плевел» и определить бензин и солярку, то ариометр - то, что нужно. Выявив проблемы с топливом, подберите время для проведения профессиональной диагностики автомобиля.

В случае поломки и ремонта транспорта по причине некачественных вливаний, имея на руках лабораторные заключения о некачественном топливе, можно обратиться в Роспотребнадзор (занимается защитой прав потребителей) с заявлением на возмещение затрат на приведение машины в рабочее состояние.

ТОП-10

Разыскивая, где есть самый качественный на каких заправках, некоторые автомобилисты делали обзоры, проезжая по просторам России. Эксперимент показал, что восемь проб на содержание серы соответствовали требованиям 4 класса (пара из которых приблизились к пятому), две показали третий класс (речь идет о содержании серы). Так что не все так грустно. Если вы заправляетесь не из бензовоза, за дешевизной не гонитесь, у вас все шансы заправиться приличным 95-м, в какой бы уголок страны вас ни завела охота к перемене мест.

Хвалят бренды «Газпромнефть», «Киришский бензин» (испытания дают устойчивый положительный результат). Первый из названных располагает двумя заводами - в Москве и Ярославле, оба гарантируют качество продукции.

Еще о тех, что причислены к «десятке отважных»: это известные компании «ТНК», «Роснефть», Shell. Знакомы многим «ТНК-ВР», «Несте». АЗС этих брендов базируются на отечественном топливе (исключение - 98-й бензин). Но будьте внимательны: не в том месте или «не в такое время» можно столкнуться с фактом несовпадения желаемого и действительного - нарекания по качеству от потребителей имеются.

Немецкое и русское качество

Есть небольшая компания «Статойл» и крупная, известная, но не слишком любимая потребителями «ПТК». Завершают список среднего качества «Татнефть» (нет собственной нефтебазы) и «Башнефть» (есть база). Они поделили между собой 10 место. Что касается глобальных оценок, то существует Международный центр по наздору за качеством горючего. Считается, что самый качественный бензин в мире реализуется в Германии. На второй позиции Япония, на третьей - шесть стран, среди которых Австрия, Эстония, Финдяндия, Венгрия, Щвеция.

Какова же она, самая качественная на какой заправке водится? Вопрос, скорее, риторический. Одни уверены, что нужно придерживаться принципа «одна АЗС - один производитель». Другие считают, что можно обращаться на разные станции, лишь бы они были брендовыми. Третьи говорят, что и на небольшой заправке можно отовариться высококачественным топливом, а на люксовой пролететь. Это лишь часть мнений!

Думается, самое мудрое из них такое: не ищите однозначного ответа на вопрос о том, на каких заправках самый качественный бензин. Постигайте суть вопроса. И вы всегда найдете искомое, разъезжая по бескрайним российским просторам.

Каждый производитель автомобильной «горючки» уверяет нас в том, что его топливо самое качественное и заправлять своих железных коней следует именно на их фирменных заправках. На самом деле все обстоит иначе, а разобраться в том, на каких заправках самый качественный бензин, зачастую сможет только водитель со стажем. Но даже им нередко помогает рейтинг АЗС Москвы и других городов России.

Почему стоит заправлять авто качественным бензином

Многие водители не придают большого значения такому фактору, как качество бензина, которым они заправляют свои автомобили. Но последствия плохого качества топлива могут быть самыми разными:

  • появляются проблемы с запуском мотора;
  • выходят из строя свечи зажигания;
  • повреждаются агрегаты топливной системы.

Кроме того, могут возникнуть и другие неполадки. Все зависит от того, как долго машина заправлялась топливом низкого качества, и какой был его состав.

Как определяется качество бензина

К сожалению, в Москве и остальных городах страны ситуация с качеством бензина остается плачевной на протяжении многих лет. Водителей откровенно обманывают даже на брендовых АЗС, не говоря уже про малоизвестные мелкие заправки.

Мы привыкли, что качество бензина определяется следующими показателями:

  • октановое число;
  • количество присадок и посторонних веществ;
  • фракционные показатели.

На первый взгляд, с октановым числом все понятно. Это – 80, 92, 95, 98 или более высокий показатель качества, соответствующий евростандарту, то есть – бензин с приставкой “Евро”. Тем не менее, за счет различных присадок октановое число бензина повышается искусственным путем, из АИ 92 за счет специальных добавок легко можно сделать АИ 95 и так далее. Но качество этого топлива будет ниже, чем смеси с октановым числом 95 от ответственного производителя. Особенно важно, какой именно присадкой пользуется производитель.

Количество сторонних веществ – еще одна проблема отечественных заправок. Это могут быть: кислоты, органические вещества, щелочи, мусор, вода и многое другое. Такое топливо причиняет существенный вред системе питания авто.

От фракционного состава зависит температура испарения бензина, эксплуатация двигателя в различных условиях, срок его службы. Этот показатель далеко не всегда соответствует норме на малоизвестных заправочных станциях, чего нельзя сказать о крупных сетях АЗС.

Определить все эти показатели можно только в лабораторных условиях, но далеко не все водители идут на эту меру ради того чтобы узнать, где именно заправлять свой автомобиль.

Откуда берется бензин низкого качества

Несмотря на то что дорогие брендовые заправки пользуются хорошей репутацией, иногда топливо низкого качества встречается и у них. Потому возникает логичный вопрос: откуда вообще берется плохой бензин и почему в России его так много? На это есть несколько причин:

Так на каких же заправках заправлять авто в Москве и других городах страны?

Рейтинг автозаправок России

Так на каких же заправках заливается лучший бензин? Каким торговым маркам нефтепродуктов следует доверить свое авто? Чтобы разобраться в данном вопросе, следует просмотреть рейтинг автозаправок по качеству бензина 2015-2016.

10 место – МТК

И это не смотря на то что в рейтинге АЗС России МТК – пока единственная сеть автозаправок, контролируемая правительством Москвы. Бензин и дизельное топливо отвечают стандарту Евро 4, проходят строжайший контроль качества в лабораторных условиях. Это горючее является экологически чистым. Наряду с этим цены на заправках МТК являются самыми доступными в столице.

9 место – Татнефть

Входит в десятку лидеров среди заправок страны. Одно из преимуществ сети заключается в том, что их без труда можно найти по всей России. К примеру, встретить на трассе ИЗС Татнефть проще, чем точку SHell. Продукция, поставляемая на автозаправки, производится московским нефтеперерабатывающим заводом. Качество топлива тщательно контролируется в заводских лабораториях. В изготовлении топлива используются только те присадки, которые действительно повышают качество смеси и обеспечивают хорошую работу мотора максимального длительный срок. Как показывает практика, не заправочных станциях Татнефть практически не бывает случаев недолива и замены марок бензина.

8 место – Фаэтон Aero

В отличие от двух предыдущих марок бензина, Фаэтон Aero – это продукция, поставляемая на одноименные АЗС сразу тремя заводами-изготовителями. Это:

  • ЗАО «Рутэк».
  • ООО «ПО Киришинефтеоргсинтез».
  • ООО «Технохим».

7 место – Сибнефть

Нефтяная компания Сибнефть обладает мощной технической базой, позволяющей добывать сырье на более значительной глубине, по сравнению с основными конкурентами. Компания начала свою деятельность в Томской области, но за короткий период времени быстро расширила область продаж. Сегодня АЗС Сибнефть расположены практически во всех областях России. Качество бензина находится на высоте за счет применения новейших технологий и самых качественных присадок.

6 место – Трасса

АЗС «Трасса» ООО – одна из самых популярных сетей заправочных станций в России. По мнению многих водителей, качество бензина и дизельного топлива на заправочных станциях компании является вполне удовлетворительным. Кроем того, на АЗС не так давно появилось топливо АИ-95 «Премиум-Спорт».

5 место – British Petroleum

Заправки этой компании можно найти не только в России, но и по всему миру. British Petroleum – самая крупная компания по добыче и переработке нефти на планете. Топливо этой компании отвечает самым высоким европейским стандарта, заправочные станции также оборудованы всем необходимым для удобства клиентов. Правда, расценки на все виды бензина не самые дешевые в стране.

4 место – ТНК

Одна из самых крупных нефтеперерабатывающих компаний на территории СНГ. Треть всего топлива, которое реализуется на заправках, отвечает стандарту Евро-5. Дополнительные фирменные присадки увеличивают мощность агрегата, способствуют экономичному расходу его ресурсов, сохраняет чистоту его узлов. Кроме того, горючее на станциях ТНК реализуется по вполне демократичным ценам.

3 место – Shell

Заправочные станции SHell входят в тройку лучших АЗС по качеству бензина в России. Горючее SHell является экологически чистым и отвечает всем европейским отраслевым стандартам. Стоит отметить, что топливо SHell изготавливается по ГОСТу и отвечает стандарту Евро-5.

2 место – Газпромнефть

Этот бензин обгоняет ТМ SHell в качестве топлива. На его заправках реализуется горючее нескольких лучших отечественных и зарубежных производителей. Изготавливается продукт по ТУ и соответствует стандарту Евро-4.

1 место – Лукойл

Считается, что в России на сегодняшний день это самая лучшая сеть заправок по качеству бензина. Продукция под этой ТМ была награждена «Экологическим знаком» и отвечает стандарту Евро-5. Приятный бонус – это приемлемые цены на горючее Лукойл.

На какой заправке заливать горючее – личное дело каждого автовладельца, но осведомленность тоже имеет большое значение. Потому предлагаем воспользоваться рейтингом лучших АЗС страны, чтобы выбрать самый качественный бензин.

На вопросы «АиФ» ответил Александр Васильев, член Комитета государственной думы по транспорту, инициатор создания Института общественного контроля .

Нарушений - масса

Объёмы продаж некачественного бензина в России, по различным оценкам, составляют от 30 до 70%. Как такое вообще возможно в стране, где добывается столько нефти? Мы что, до сих пор не научились делать нормальный бензин?

Крупных нефтеперерабатывающих заводов, выпускающих более миллиона тонн топлива, у нас в стране порядка 30, а мелких - около 90. И, увы, работа этих мелких предприятий не всегда контролируется должным образом. Вот и поступает в продажу бензин негодного качества. Заправки его покупают и «улучшают» на свой лад: разбавляют, продают 92-й под маркой 95-го. Проверки общественного контроля показали: нарушений - масса! Но этой организации не под силу добраться до всех небольших заправок. Во-первых, каждая такая проверка стоит денег, которыми общественники не всегда располагают. Во-вторых, владельцы многих АЗС пытаются чинить препятствия проверяющим. Бывает, до рукоприкладства доходит, канистру у контролёров могут выхватить из рук. Или же, зная о грядущей проверке, просто закрывают заправку.

Узнав об этой проблеме, мы начали работать с общественными организациями, которые занимаются качеством топлива. На сегодняшний день мы нашли нарушения не только в Москве, но и в Московской, Владимир-ской, Псковской областях.

- Наказание - штраф до полумиллиона рублей. Неплохое поступление в бюджет, на мой взгляд, но, видимо, эта сумма недостаточно высока, чтобы напугать недобросовестных производителей и заправщиков. Кроме того, на моей памяти ещё ни одну АЗС не лишили лицензии по факту выявленных нарушений. Чтобы владельцы заправок перестали дурить народ, нужно принять изменения в законодательстве. Во-первых, правительство должно со своими контролирующими органами вести более серьёзную работу. Во-вторых, необходимо ввести более высокие штрафные санкции, которые бы существенно били по карману как нечистоплотных производителей, так и владельцев заправок.

Название - не гарантия

Пока правительство будет думать, как изменить законодательство, что нам, простым людям, делать? Как понять, что на заправке мне недолили бензина или его качество оставляет желать лучшего?

Некоторые автолюбители уже по запаху могут понять, что с качеством не всё ладно. Но не все, конечно, такие доки. Поэтому следите за расходом топлива. Когда в баке неликвид, расход увеличивается. Даже неопытный водитель это поймёт. Заправляясь на одной и той же станции, всегда сохраняйте чеки. Если у вас машина встала после очередной заправки, то можно смело предъявить претензии о неисправности автомобиля. Что касается недолива, то старайтесь всегда заправлять полный бак - так проще заметить. Очевидно, что вас обманули, если у вас бак на 50 литров, а вам залили 60.

А название заправки является гарантом качества? Раскрученные бренды лучше, чем мелкие, никому не известные?

Безоговорочно доверять никому не стоит. Приведу вам конкретный пример. Во время экспедиции из Владивостока в Крым я спрашивал совета у местных дорожников о том, где лучше заправляться. В некоторых регионах мне настоятельно рекомендовали не иметь дела с крупными известными к-омпаниями. По словам местных, многие брендовые АЗС вовсе не являются заправками данного бренда и продают б-ензин совершенно другой марки.