Автомобиль связи и оповещения пожарный. Классификация пожарных автомобилей. Основные, специальные и вспомогательные автомобили. Требования к конструкции ЭСУ

В ГПС эксплуатируется ряд модификаций пожарных автомобилей связи и освещения (АСО). Они сооружены на шасси ГАЗ или ПАЗ различных модификаций (шасси 4х2.1 или 4х4.1), мощность двигателей этих автомобилей около 88,5 кВт, и при небольшом различии они развивают скорость 80 – 90 км/ч.

Наиболее распространенными являются АСО-8(66), две модификации АСО-12 (ПАЗ-672) и АСО-12(66) мод.90А. Численность боевого расчета на них соответственно 6, 8 и 5 человек.

Машины оборудованы генераторами переменного тока различной мощности от 8 до 20 кВт с частотой 50 Гц. Только на АСО-8 генератор производит ток напряжением 400 В вместо 230 В на других машинах.

Средства освещения (прожекторы) типа ПКН-1500 одинаковы на всех АСО. На АСО-8 имеется два прожектора стационарных и два выносных. АСО-12(66) оборудован 5 переносными прожекторами, а на АСО-12 (ПАЗ-672) их только 2.

АСО укомплектованы стационарными и переносными радиостанциями, а также телефонными аппаратами. Их количество и радиус действия указываются в табл. 10.4.

Таблица 10.4

Показатели

Размерность

Тип автомобиля

АСО-12(66) мод.90А

АСО-12 (ПАЗ-672)

Стационарная радиостанция

(количество)

«Виола 1»

Радиус действия

Переносные радиостанции

(количество)

«Виола Н»

Радиус действия

Аппараты телефонные

(количество)

Каждый АСО укомплектован громкоговорящими установками и катушками с магистральным кабелем на стационарной и выносной катушках.

По перечню оборудования, его техническим характеристикам в комплексе АСО выделяется автомобиль связи и освещения – АСО-20. Он установлен, как и автомобиль АГ-20, на шасси ПАЗ-3205. Боевой расчет на АСО-20 - 6 человек.

Оборудование АСО-20 смонтировано в салоне автобуса, который разделен на два отсека: штабной и связи (задний). В штабном отсеке установлены два стола для работы штаба пожаротушения. На столах имеются телефоны, магнитофон, компьютер, принтер и другое оборудование.

Для работы штаба вне салона на АСО-20 имеется выносной стол. В заднем отсеке на столах и стеллажах размещено оборудование для работы радиста и телефониста: радиостанции, телефонный коммутатор. Усилитель громкоговорящей связи.

Источники электропитания.Для питания потребителей энергии на АСО имеется генератор и дизельная электростанция.

Генератор ГТ40ПЧ6-2С.При 6000 об/мин он развивает мощность 20 кВт при напряжении 220 В. Величина тока 15 А и его частота (400±8) Гц. Привод его осуществляется от двигателя шасси базового автомобиля посредством КОМ и карданного вала.

На АСО-20 имеется преобразователь напряжения 220 В 400 Гц в напряжение 220 В 50 Гц.

Дизельная электростанцияАД-4-230-ВМ1является резервным источником питания для подачи напряжения 220 В 50 Гц в случае выхода из строя основной электроустановки.

Дополнительные аккумуляторные батареи напряжением 12 или 24 В предназначены для питания цепей управления схемы изделия и оборудования связи.

Для подзарядки аккумуляторных батарей на АСО используется источник питания ИП-220/12, включаемый в сеть 220 В 50 Гц и выпрямляющий постоянный ток 12 В.

Электроосвещение места пожара.Оно осуществляется шестью прожекторами ИО-02-1500-02. Два из них установлены на прожекторной площадке на крыше автомобиля и могут подниматься на высоту 8 м над уровнем земли. С помощью специального электромеханизма мачта может поворачиваться в горизонтальной плоскости на угол ±260 о, а в вертикальной плоскости – на угол ±30 о. Четыре прожектора могут выноситься из салона и с помощью кабелей подсоединяться к силовому щиту автомобиля.

Питание прожекторов осуществляется переменным током напряжением 200 В, частотой 400 Гц. Мощность, потребляемая одним генератором, равна 1,5 кВт.

АСО-20 укомплектован мощными средствами радио- и телефонной связи. Количество установленных на автомобиле аппаратов и их радиус действия приводятся в табл. 10.5.

Таблица 10.5

Дополнительное оборудованиесостоит из ряда устройств.Противотуманные фары ФГ-119 установлены на переднем бампере АСО. Они предназначены для использования при движении АСО во время тумана.

Фары-искатели ФГ-16Кпредназначены для освещения места работы ночью. Одна из них установлена над кабиной водителя, а вторая – на задней стенке АСО.

На АСО-20 имеется универсальный комплект инструмента УКИ-12. Он предназначен для вскрытия и разборки строительных конструкций на пожаре. В его состав входят резаки, ломы различного назначения, багры и т.д. (всего 10 наименований).

АСО-20 в подразделениях ГПС может быть доукомплектован различным электроинструментом, электродолбежниками, электропилой, дымососом и т.д. с электродвигателями напряжением 220 В и частотой 400 Гц.

Кабельные катушки.Стационарная кабельная катушка с магистральным кабелем для питания выносных прожекторов, удаленных от АСО на расстояние до 96 м.

В состав АСО также входят четыре переносные катушки для питания энергопотребителей, удаленных от АСО на расстояние до 36 м. Два кабеля предназначены для обеспечения питания переносных прожекторов. Два других кабеля могут использоваться как удлинители.

К кабелям при боевом развертывании подключаются распределительные коробки (КР), от которых питаются потребители.

При работе генератора АСО должен быть заземлен. Заземляющий провод из меди имеет длину 20 м и сечение 10 мм 2 .

Принципиальная схема боевого развертывания представлена на рис. 10.9. Возможны и другие варианты. При этом должны соблюдаться два требования. Во-первых, суммарная мощность всех потребителей не должна превышать мощность генератора. Во-вторых, распределение нагрузки по линиям на выходном щите должно быть равномерным и не превышать 6 кВт при включенных прожекторах на мачте.

Оборудование АСО-20 позволяет питать электроэнергией осветительные приборы, аппаратуру оперативной связи и специальное оборудование. Оно обеспечивает функционирование сил и средств при их управлении на пожаре.

Назначение : Для освещения места работы пожарных подразделений на месте пожара (аварии), обеспечения связи с центральным пунктом, электропитания различного оборудования и аварийно-спасательного инструмента. Также АСО является штабом пожаротушения.

Пожарная машина АСО изготовлена на шасси а/м КАМАЗ, в изотермическом фургоне из пятислойных сэндвич-панелей СУПЕРТЕРМ® , для эксплуатации при температуре воздуха -40°С… +40°С, оснащен энергосиловой установкой (ЭСУ), специальным оборудованием, пожарно-техническим вооружением (ПТВ) и аварийно-спасательным инструментом и оборудованием (АСИО) .

Может быть установлен на шасси отечественных и импортных автомобилей (КамАЗ, УРАЛ, ГАЗ, МАЗ, MAN, Mercedes, Volvo, IVECO, Ford и др.).

Пожарная машина АСО имеет оформленные документы для постановки на учет в ГИБДД и Сертификат одобрения типа транспортного средства, а так же Разрешение на перевозку бригады до 6-ти человек .

Салон боевого расчета Пожарного автомобиля АСО состоит из двух частей и обеспечивает размещение 6 человек (включая водителя). Передняя часть салона – штатная кабина шасси (кабина водителя), задняя – пассажирский отсек кузова. Единое пространство салона для свободного визуального и речевого контакта водителя, командира расчета и членов боевого расчета обеспечивается через проем в смежных стенках штатной кабины шасси и кузова. Салон оборудован местами для оборудования, которое размещается эргономично, острые углы и кромки, способные нанести травмы боевому расчету, отсутствуют. Крепление оборудования исключает возможность его самопроизвольного перемещения во время движения.

Грузовой отсек Пожарной машины АСО представляет собой отдельное закрываемое помещение, в котором установлены стеллажи для размещения специального оборудования ПТВ и АСИО. Для освещения рабочего пространства имеются дополнительные светильники.

Все оборудование имеет удобные быстросъемные фиксаторы, а его расположение выполнено с учетом требований эргономики. Крепление всего оборудования и инструмента выполнено способом, исключающим его перемещение и создание помех водителю и боевому расчету во время движения, а также во время нештатных аварийных ситуаций.

Пол и задняя дверь грузового отсека изнутри кузова покрыты рифленым алюминием, который препятствует скольжению и не подвержен коррозии.

ЭСУ мощностью 16 кВт с приводом от двигателя шасси а/м предназначена для обеспечения питания выносных прожекторов и электроинструмента.

АСО оборудован магистральной кабельной катушкой с длиной кабеля 100 м и распределительным щитом с герметичным закрывающимся люком, расположенным снаружи автомобиля. Распределительный щит обеспечивает подключение дополнительных электропотребителей через три разъема 220В и один 380В, а также подключения АСО к городским электросетям.

Для обеспечения освещения рабочей зоны АСО оборудован светодиодными фонарями внешнего освещения. Может быть установлена осветительная пневматическая мачта высотой 8м с дистанционным управлением, состоящая из телескопической выдвижной части, спаренных прожекторов и пульта управления. Управление прожекторами осуществляется с пульта управления, установленного в задней стенке кузова.

На крыше Пожарной машины АСО размещены стационарные громкоговорители . Выносные громкоговорители размещаются на стеллажах в грузовом отсеке, предусмотрено их подключение к распределительному щиту на кузове АСО.

На АСО установлен комплект бортового навигационно-связного оборудования , средства вычислительной техники, радиосвязи и проводной телефонной связи, аппаратура звукозаписи и звукоусиления.


За дополнительной информацией обращайтесь к специалистам ООО «МПЗ»

Оценили: 2 человек

Специальные пожарные автомобили предназначены для обеспечения выполнения специальных работ на пожаре.

Пожарный рукавный автомобиль АР –2 (131)-133

Рукавный автомобиль служит для доставки к месту пожара боевого расчета, напорных пожарных рукавов диаметром 150, 110 или 77 мм, общей длиной соответственно 1,34; 1,76 или 2,04 км, прокладки магистральных линий на ходу, механизированной намотки рукавов в скатки, а также погрузки и транспортировки их с пожара.

Рукавный автомобиль обеспечивает также тушение пожаров путем подачи мощной струи для воздушно-механической пены через лафетный ствол.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Базовое шасси – ЗИЛ – 131
Максимальная мощность двигателя – кВт-110
Максимальная скорость км/ч – 80
Общее количество вывозимых рукавов (м)
Диаметром – 150 мм – 1.340
- 110 мм – 1.760
- 77 мм – 2.040
Скорость выкладки рукавов в линию км/ч – 9
Пропускная способность ствола ПЛС-60 КС л/с – 60
Производительность по пене кратностью 10 м3/мин – 40
Габаритные размеры мм – 7275х2536х3030
Масса с полной нагрузкой кг – 10 425

Автомобиль применяют совместно с передвижными насосными станциями, насосно-рукавными автомобилями или автоцистернами.

Возможность комплектования автомобиля рукавами трех диаметров, наличия устройств для механизированной намотки рукавов в скатки и их погрузки в кузов, который может быть быстро освобожден от направляющих стоек, а так же стационарно установленного лафетного ствола облегчают высокие тактические возможности автомобиля.

Рукавный автомобиль смонтирован на шасси трехосного автомобиля ЗИЛ-131 высокой проходимости.

Впереди автомобиля установлена лебедка для вытаскивания его на труднопроходимых участках пути, а также оказания помощи застрявшим в пути машинам.
Для привода лебедки имеется механическая реверсионная односкоростная коробка отбора мощности, допускающая отбор мощности до 22 кВт (30 л.с.).
Привод лебедки осуществляется двумя карданными валами с промежуточной опорой.
За кабиной водителя установлен цельнометаллический кузов каркасной конструкции.

В задней и передней части кузова имеются ящики с закрывающимися дверьми. Двери задних ящиков в открытом положении образуют площадку для входа в кузов, а также для укладки рукавов.

Под полом имеются вентиляционные каналы для естественной вентиляции объема кузова. К одному из окон можно присоединить рукава для подачи воздуха от стационарного вентилятора.

Внутреннее пространство кузова разделено на ряд секций быстросъемными стойками с капроновыми роликами, расстояние между стойками устанавливают в зависимости от диаметра укладываемых рукавов. Количество стоек определяется из расчета укладки рукавов наименьшего диаметра.
Крышка кузова сверху оборудована деревянными трапами и откидными поручнями, которые в поднятом состоянии образуют огражденную площадку, где могут перевозиться использованные рукава в скатках или навалом.

В передней части крыши установлен лафетный ствол, управление которым осуществляется из кузова через люк крыши

Задняя стенка кузова оборудована двумя железными дверьми, которые при прокладке рукавных линий в открытом положении закрепляются специальными фиксаторами на боковых стенках кузова.

В систему выхлопа двигателя автомобиля вмонтирована газовая сирена, рычаг включения которой расположен в кабине водителя.

Дополнительно к электрооборудованию базового шасси, которое полностью сохранено, на рукавном автомобиле установлено:
-фара прожектор;
-сигнальная фара;
-задняя фара для освещения места прокладки линий, три плафона для освещения кузова.

В дверных проемах задней панели установлены конечные включатели сигнала открытия дверей. На кузове машины установлены передние и задние фонари.

ПА СВЯЗИ И ОСВЕЩЕНИЯ.

Автомобиль связи и освещения АСО-12(66)-90А предназначен для освещения места работы пожарных подразделений на пожаре, обеcпечения связи штаба пожаротушения с центральным пунктом пожарной связи (ЦППС) и служит для доставки боевого расчета и комплекта инструмента к месту пожара.

По прибытию на место пожара является электростанцией, обеспечивающей электроэнергией агрегаты освещения, связи и электроинструмент, а также местом дислокации штаба тушения пожара.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Максимальная мощность двигателя кВт – 84,6
Число мест для боевого расчета – 5

Средства связи и освещения:
Мощность генератора – 12 кВт
Генератор – ЕСС-5-62-42-М-101
Громкоговорящая установка – ГУ-20М
Радиостанция стационарная – 57РЗ и 57Р1
Радиостанция переносная – 63Р1
Прожектор – ПКН-1500
Телефонный аппарат – ТА-68
Электродымосос – ДПЭ-7
Габаритные размеры мм – 5655х2322х2880
Масса с полной нагрузкой кг – 5770

Автомобиль предназначен для эксплуатации в районах с умеренным климатом при температуре окружающего воздуха от –35 до +35?С.

Автомобиль связи и освещения смонтирован на шасси ГАЗ-66-01. За кабиной водителя установлена трехместная кабина боевого расчета и кузов, в котором размещено спецоборудование.

Кабина боевого расчета сварная, выполненная на чугунных профилях, обшитых тонким металлическим листом. Внутри кабина облицована картоном.

По всей ширине кабины боевого расчета размещается стол, на котором устанавливается оборудование связи и трехместное сиденье, в подставке которого размещено спецоборудование и отопитель 015. Для подачи звукового сигнала тревоги установлена газовая сирена, которая работает от выхлопных газов автомобиля.

За кабиной боевого расчета установлен кузов автомобиля для размещения в нем специального оборудования и инструмента. Запуск электросиловой установки производится из кабины водителя, в которой расположен реостат установки генератора, кнопки возбуждения, необходимые приборы.

В проеме правой боковой двери кузова установлен силовой щит. На нем размещены:
-вольтметр;
-частотометр;

При помощи которых осуществляется контроль за работой генератора, а также амперметры для контроля тока в цепи. Для подключения силового и осветительного оборудования частотой 50 и 220 Гц установлены розетки.

Генератор установлен на качающейся раме. Натяжение ремней осуществляется за счет изменения угла наклона рамы при помощи болтов и гаек. Клиноременная передача защищена от попадания грязи и влаги металлическим кожухом.

Дополнительное управление состоит из щитка управления и гибкого троса в ветке оболочки. На щитке управления имеется ручка управления газом, а также расположены указатели критических значений температуры воды в радиаторе и давления масла в двигателе.

На АСО установлены радиостанции “ПАЛЬМА” 57Р1 и 57Р3, которые предназначены для осуществления двухсторонней связи с ЦППС, а также с подразделениями на пожаре.

Радиостанция 57Р1 состоит из пульта управления, закрепленного на столе в кабине боевого расчета, блока питания и приемопередатчика, смонтированных на раме.

Радиостанция 57Р3 отличается от радиостанции 57Р1 наличием двух пультов управления, один из которых установлен в кабине водителя.

Для осуществления кратковременной громкой направленной передачи на расстоянии 200-300 метров имеется громкоговорящая установка ГУ-20М.

Автомобиль также двумя выносными микрофонами и катушками с кабелем для микрофонов, что позволяет вести передачу на расстоянии до 50 м от автомобиля.

К громкоговорящей установке могут быть подключены два выносных громкоговорителя ГР-1 на расстоянии до 2000 м от автомобиля.

Телефонные аппараты марки ТА-68, установленные на столе в кабине боевого расчета, могут быть включены в городскую телефонную сеть, для чего имеются две катушки с телефонным кабелем длиной 200 м. Подключение выносных громкоговорителей и микрофонов, а также подключение телефонных аппаратов в городскую телефонную сеть осуществляется на линейном щите связи.

На крыше кузова АСО установлено антенное устройство, предназначенное для подъема антенны радиостанции.

Для освещения места работы пожарных подразделений автомобиль комплектуется четырьмя выносными и одним стационарным прожектором марки ПКН-1500.

Кроме оборудования связи и освещения автомобиля комплектуется специальным электроинструментом (электродымосос, молоток электрический, пила дисковая).

Для подключения электроинструментов и выносных прожекторов автомобиль комплектуется двенадцатью катушками и силовым кабелем и двумя разветвительными коробками.

В дополнении к имеющемуся на шасси ГАЗ-66 основному электрооборудованию на АСО установлено следующее электрооборудование:
-проблесковые маяки;
-плафоны для освещения кабины и отсеков боевого расчета;
-патроны с лампами накаливания на линейном щите для его освещения;
-розетка в левом дверном проеме кузова для подключения переносной лампы;

На мачте антенны установлена лампа для обозначения места работы штаба на пожаре. Питание всех потребителей осуществляется постоянным током напряжением 12 В.

При работе на АСО должны соблюдаться следующие меры безопасности:
1)К работе на автомобиле допускаются только лица, имеющие допуск к работе с электросиловыми установками, прошедшие инструктаж по ТБ, изучившие техническое описание и правила “ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ УСТАНОВКАХ”;
2)Эксплуатация электроинструментов и переносных прожекторов должна производиться в соответствии с “ПРАВИЛАМИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК ПОТРЕБИТЕЛЕЙ”, утвержденными Госэнергонадзором;
3)Резиновые диэлектрические средства (боты, перчатки, коврики) специальный монтерский инструмент с изолированными рукоятками должны проходить периодическое испытание в сроки, предусмотренные в “ОСНОВАХ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ УСТАНОВКАХ”;
4)До пуска генераторной установки необходимо произвести заземление корпуса автомобиля и проверить работу защитноотключающихся устройств путем создания утечки тока на корпус (нажав кнопку “контроль” на каждом защитно-отключающем устройстве).

Во время работы электросиловой установки ее включение, отключение и регулировка должна выполняться с применением защитных средств (диэлектрические перчатки, боты, коврики).

АВТОМОБИЛЬ ТЕХНИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ, СВЯЗИ И ОСВЕЩЕНИЯ АТСО-20/375-МП-114

Автомобиль технической службы, связи и освещения АТСО-20/375-МП-114, созданный на шасси «Урал-375», служит для проведения аварийно-спасательных работ на месте пожара. Он оборудован гидравлическим краном грузоподъемностью 3 т, электрогенератором мощностью 20 кВт, лебедкой с тяговым усилием 7 тс, мачтой для подъема антенны дальней связи на высоту 10 м, выносными и стационарными прожекторами, дымососом и другим оборудованием.

С помощью этого автомобиля удаляют дым и подают свежий воздух в помещения, вскрывают перекрытия и стены, разбирают завалы, оказывают помощь потерпевшим аварию автомобилям, освещают место пожара или аварийных работ, осуществляют радиосвязь со штабом пожаротушения и т.п.

К автомобилю можно подключать и внешние потребители электроэнергии напряжением 230/400 В и частотой 50 и 400 Гц, а также телефонную сеть.

Боевой расчет на автомобиле – 1+6.

АВТОМОБИЛЬ ГАЗОДЫМОЗАЩИТНОЙ СЛУЖБЫ

Автомобиль газодымозащитной службы предназначен для доставки к месту пожара личного состава отделения ГДЗС (в составе девяти человек), газодымозащитного вооружения, средств дымоудаления, связи и освещения, электромеханизированного и другого инструмента.

Применяемое на пожаре специальное пожарное оборудование и вооружение автомобиля ГДЗС находятся в специфических условиях: быстрое приведение в действие и постоянное маневрирование, работа в условиях повышенной влажности и температуры, возможность воздействия водяных струй и механических повреждений. Все это создает повышенную опасность поражения электрическим током лиц боевого расчета. Поэтому на рассматриваемом автомобиле создана принципиально новая электросиловая схема с электронной защитой (вместо применявшегося ранее заземления), обеспечивающая мгновенное (0,05 с) отключение силового питания в случае пробоя изоляции электроинструмента или понижения сопротивления ее.

Для его изготовления используется пожарный автонасос АН-30(130) модели 64 или 64А, а в последнее время – модели 127. Пожарный насос и буксирный крюк демонтируются. В кабине боевого расчета устанавливается генератор переменного тока ЕСС 62-4М мощностью 12 кВт, напряжением 230 В с частотой тока 50 Гц.

Привод его осуществляется от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности КОМ-68Б и один карданный вал автомобиля ГАЗ-51.

В различных местах кабины и кузова размещены остальные элементы электросиловой установки
регулятор напряжения генератора; блок подключения фидера;
блок защиты и автоматики;
блок раздачи;
блок управления и сигнализации;
преобразователь частоты.

На крыше кабины стационарно установлена антенна, прожектор ПКМ-1500 (мощность 1,5 кВт, напряжение 220 В). Направление луча его изменяется из кабины с помощью поворотного устройства. Сиденья на шесть человек боевого расчета расположены вдоль оси автомобиля. Бензобак перенесен в центральный отсек кузова.

На автомобиле вывозятся:
Газодымозащитное вооружение: кислородно-изолирующие противогазы, регенеративные патроны, кислородные баллончики, два дымососа ПД-14 (производительностью 14000 м^3/ч) с приводом от двигателя «Дружба-4» и комплекты рукавов к ним;
Электроаппаратура и инструмент: два выносных прожектора ПКМ-1500, электробетонолом, электродолбежник, цепные электропилы, катушки с кабелем, фонари групповые, коробки разветвительные;
Сигнальные переговорные устройства и катушки с кабелем (по 300 м каждая) к ним;
Комплект механизированного инструмента УКМ-4;
Шанцевый инструмент;
Лестница-палка
Бензомоторная пила «Дружба»;
Электрозащитные средства: диэлектрические перчатки, боты, коврики и т.д.;
Ранцевый автогенорезательный аппарат и т.д.

ПОЖАРНЫЙ ШТАБНОЙ АВТОМОБИЛЬ

Пожарный штабной автомобиль АШ-5 (452)-79Б

Штабной автомобиль предназначен для обеспечения оперативной работы штаба пожаротушения и служит для доставки к месту пожара личного состава штаба и комплекта специального оборудования.

Техническая характеристика АШ-5 (452)-79Б
Базовое шасси УАЗ-
Максимальная мощность двигателя, кВт 51,5
Максимальная скорость с полной нагрузкой, км/ч 95

Средства связи:
громкоговорящая установка СГУ-60
радиостанция стационарная 57Р1
радиостанция переносная 63Р1
Габаритные размеры, мм 4360 х 1940 х 2950
Масса с полной нагрузкой, кг 2740

Штабной автомобиль смонтирован на шасси двухосного автомобиля-фургона УАЗ-452 повышенной проходимости с передними и задними ведущими мостами.

Грузоподъемность шасси 800 кг.

Кузов автомобиля цельнометаллический, закрытый, вагонного типа с панорамным неоткрывающимся ветровым стеклом. Он разделен низкой перегородкой на два отсека: кабину водителя и рабочий отсек, который имеет боковую одностворчатую и заднюю двухстворчатую двери. Двери оборудованы замками, которые могут быть установлены изнутри на предохранители.

Для отопления кузова и обдува ветрового стекла имеется отопитель, радиатор которого включен в систему охлаждения двигателя параллельно основному радиатору.

Вентиляция кузова осуществляется вентиляционными устройствами кабины водителя и дополнительно установленным в кузове вентилятором.

Пол кузова утеплен фанерой, покрытой линолеумом. Стены и потолок облицованы водонепроницаемым картоном.

По всей ширине автомобиля вдоль перегородки в кузове установлен специальный стол тумбового типа с ящиками, который прикреплен к перегородке и полу кузова. Перед столом к полу кузова крепятся два мягких сиденья.

На автомобиле установлена радиостанция 57Р1, которая обеспечивает надежную связь с другой радиостанцией такого же типа на расстоянии до 20 км, переносные радиостанции 63Р1 с радиусом радиосвязи около 3 км, телефонный аппарат ТА-68 АТС, подключаемый к городской телефонной сети, и громкоговорящая установка для кратковременной громкой направленной передачи на расстояние 200-300 м. Кроме этого на штабном автомобиле вывозят электромегафоны ЭМ-2, электрические фонари, огнетушитель ОУ-2, выпрямитель ВСА-10А, магнитофон, изолирующие противогазы, диапроектор, боевую одежду и снаряжение.

Дополнительно к электрооборудованию базового шасси автомобиля, которое полностью сохраняется, установлены проблесковый маяк с синим стеклом на крыше автомобиля, плафоны для освещения кузова, электрическая сирена С60, электрические часы, включатели, штепсельные разъемы и флагшток с арматурой для освещения флага. На переднем бампере установлены противотуманные фары.

ПОЖАРНЫЕ АВТОЛЕСТНИЦЫ

Пожарная автолестница (АЛ) предназначена для подъема пожарных в верхние этажи зданий и сооружений, эвакуации людей и ценностей из верхних этажей горящих зданий и сооружений и служит для тушения пожаров водой или воздушно-механической пеной с помощью лафетного ствола и пеногенераторов, установленных на вершине комплекта колен, для перемещения тяжестей краном при сложенных коленьях. Автолестница предназначена для эксплуатации в различных климатических зонах с температурой от –35 до +35?С. При соблюдении специальных правил автолестница может эксплуатироваться в районах с более низкими температурами.

Пожарные автолестницы классифицируются главным образом по длине и типу привода.

По длине они бывают:
МАЛОЙ – до 20 метров АЛ-18(52А)-Л2,
СРЕДНЕЙ – до 30 метров АЛ-30(131)-Л21, АЛ-30(131)-Л22,
БОЛЬШОЙ ДЛИНЫ – АЛ-45(257)-ПМ-109.

По типу приводов механизмов пожарные автолестницы бывают с механической, гидравлической, электрической и комбинированной трансмиссиями. В настоящее время выпускают АЛ в основном с гидравлической трансмиссией как наиболее простой, надежной и удобной в эксплуатации.

Пожарная автолестница АЛ-45(257) модели ПМ-109

Пожарная автолестница АЛ-45(257) ПМ-109 монтируется на шасси автомобиля КРАЗ-257.

Основными узлами АЛ-45(257)ПМ-109 являются:
-шасси;
-платформа;
-комплект колен;
-опорное устройство;
-поворотное основание;
-силовая группа;
-группа лифт;
-электрооборудование.

Устройство и работа основных механизмов и агрегатов автолестницы во многом аналогичны АЛ-30(131).

В комплект входит шесть коленьев при выдвигании скорость первого (верхнего) в пять раз больше скорости пятого колена.

Шаг выдвигания вершины лестницы 1,5 метра, что соответствует перемещению каждого замыкателя на одну ступень.

На замыкателях установлены контактные устройства, сигнализирующие момент посадки на ступень. Все подвижные коленья на нижних концах верхних поясов имеют электролампочки, помещенные в специальные защитные корпуса-плафоны.

Включение и выключение этих световых указателей сблокировано с работой замыкателей. При посадке коленьев на замыкатели электролампочки загораются.

Замыкатели, которые не сработали, не замкнут электросеть и лампочки этих замыкателей не загорятся.

Гидравлическая система пожарной автолестницы АЛ-45(257) состоит из двух частей: гидросистемы опорного основания и гидросистемы приводов лестницы и лифта.

Гидросистема опорного основания распложена на шасси автомобиля под платформой. Она обеспечивает включение опор, блокировку рессор, выравнивание бокового наклона шасси и продольного наклона плиты.

Гидросистема приводов лестницы обеспечивает подъем и опускание лестницы, выдвигание, сдвигание, поворот в обе стороны, подъем, опускание лифта и регулировку натяжения ловительных тросов лифта. Управление всеми перечисленными движениями осуществляется с пульта при помощи трех кранов управления и одного крана переключения.

Движение коленьев автолестницы осуществляется при помощи гидромеханизмов, размещенных в поворотном основании и подъемной раме.

Два цилиндра подъема установлены в поворотном основании. Привод выдвигания расположен на подъемной раме и состоит из двух гидроцилиндров плунжерного типа, которые при работе раздвигают оси блоков шестикратного полистпаста, выдвигая этим пятое колено.

предохранения лестницы от поломок при достижении опасного вылета комплекта коленьев, предельного подъема лифта и при перегрузке в схеме электрооборудования пожарной АЛ предусмотрены элементы предохранительной автоматики.

Коленчатые автоподъемники

Коленчатые автоподъемники, как и пожарные автолестницы, служат для выполнения работ на пожаре, связанных с пребыванием людей на высоте.

Они могут использоваться для подъема грузов и освещения места пожара прожекторами.

Главные механизмы и агрегаты пожарного автоподъемника:
-базовое шасси;
-опорная база;
-подъемно-поворотная база;
-звенья подъемника;
-механизм подъема и поворота;
-органы управления.

На коленчатых подъемниках управлять движениями можно из люльки или при помощи выносного дистанционного пульта. В верхней части пожарного автоподъемника устанавливается пожарный ствол ПЛС-20 или гребенка для подачи одновременно четырех стволов ГВП-600. Люлька подъемника имеет защиту от тепловой реакции.

Механизмы автоподъемника, как и автолестницы, имеют автоматические предохранительные устройства, выключающие механизмы при достижении КП предельно допустимых значений угла подъема и опускания, упора в здание.

Пожарные автоподъемники имеют по сравнению с пожарными автолестницами большую маневренность. В настоящее время в эксплуатации находятся отечественные коленчатые автоподъемники высотой 17 и 30 метров. ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АКП-30(375)
Базовое шасси – УРАЛ-375
Высота, м – 30
Вылет, м – 27,2
Угол подъема – 90
Грузоподъемность люльки, кВт – 320
Мощность двигателя, кВт – 132,5
Масса подъемника, кг – 14.840
Габаритные размеры, мм – 12.000 х 2.500 х 3.800
Скорость движения автомобиля км/ч – 75

АВТОМОБИЛИ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ И ПРИСПОСОБЛЕННЫЕ ДЛЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ

Вспомогательные автомобили.

К ним относятся:
автотопливозаправщики, передвижные авторемонтные мастерские, агитационные автомобили, автобусы, легковые и грузовые автомобили, тракторы и другие автомобили, которые вводятся на вооружение пожарных частей для выполнения вспомогательных работ при пожаре

Автотопливозаправщики предназначены для доставки пожарным частям горюче-смазочных материалов, а также для заправки топливом и маслом пожарных машин при работе их на пожарах или ликвидации последствий аварий. К автотопливозаправщикам относятся передвижные автозаправочные станции (ПАЗС), механизированные заправочные агрегаты (МЗА), бензовозы и топливозаправщики.

Топливоцистерны АЦ-4,2-53А и АЦ-4,2-130 оборудуются соответственно на шасси ГАЗ-53А и ЗИЛ-130.

Автомобили оборудованы высокопроизводительными самовсасывающими вихревыми насосами СВН-80. Производительность насоса составляет 500 л/мин, привод осуществляется через коробку отбора мощности от двигателя автомобиля. Автомобиль имеет цистерну вместимостью 4200 л, которая изготовлена из листовой стали, имеет овальную форму (для предохранения от коррозии внутренняя поверхность и находящиеся внутри детали металлизированы цинком)

Цистерна оборудована воздухоотводящим устройством, заливной горловиной, указателем уровня жидкости, дыхательным клапаном, заземляющим средством.

Воздухоотводящее устройство исключает возможность образования воздушных мешков в углах цистерны при ее заполнении.

Дыхательный клапан служит для выравнивания давления внутри цистерны с атмосферным при сливе топлива, а также для уменьшения их потерь от испарения.

Цистерну можно заполнить от посторонней емкости, расположенной на поверхности земли или на глубине до 4,5 м.

В сельской местности топливоцистерны приспосабливают в отдельных случаях для тушения пожаров. Для этого автомобиль укомплектовывают специальной переходной гайкой, устанавливаемой на напорном трубопроводе насоса, напорными пожарными рукавами и пожарным стволом. При эксплуатации топливоцистерны на пожарах необходимо следить за тем, чтобы перед наполнением водой в цистерне, трубопроводе и насосе не оставались нефтепродукты. Кроме того, самовсасывающий насос не рассчитан на продолжительную работу, поэтому при работе на пожарах необходимо следить за насосом, коробкой отбора мощности и за карданной передачей.

По назначению ремонтные мастерские разделяют на мастерские общего назначения и специальные.

Передвижные ремонтные мастерские общего назначения осуществляют текущий ремонт на пожаре и проведение техосмотров, замену деталей и агрегатов при поломках и авариях, а также обеспечивают проведение техобслуживания пожарных машин.

Специальные мастерские предназначены для обслуживания и ремонта пожарного оборудования и специальной техники (изолирующих аппаратов, пожарных рукавов, средств связи и др.). Примером передвижной ремонтной мастерской может служить автомобиль ВАРЭМ-3. Он монтируется на шасси автомобиля повышенной проходимости.

В специальном унифицированном металлическом кузове размещается оборудование, приспособления, принадлежности и инструмент.

Оборудование ВАРЭМ-3:
-механический домкрат
-токарный станок
-передвижная компрессорная установка
-верстак с тисками
-винтовой пресс
-газосварочный аппарат
-огнетушитель
-кислородные баллоны
-кузнечный походный горн
-установка для дистилляции воды
-маслораздаточный бак
-заточной станок
-выпрямитель
-прибор для проверки жиклеров
-электрогайковерт, электродрель и др. инструменты

Это оборудование и инструмент обеспечивают механическую обработку деталей, слесарно-медницкие, столярно-плотницкие, контрольно-регулировочные работы, а также электрогазосварку, мойку и диагностику отдельных узлов и агрегатов.

Примером специальной ремонтной мастерской может служить передвижная мастерская по ремонту дыхательных аппаратов.

Мастерская смонтирована на шасси автомобиля повышенной проходимости, ее кузов оборудуется по типу ВАРЭМ-3.

В качестве источника электроэнергии на автомобиле устанавливается генератор по типу АСО-5 с заземлением. Для обогрева кузова в холодное время года имеется отопитель, пуск которого осуществляется с панели щита управления, установленного в кузове.

При помощи оборудования и инструмента, размещенного на ПМДА, можно производить следующие виды работ:
проверки КИПов;
зарядку патронов РП-8 химическим поглотителем;
зарядку малолитражных баллончиков кислородом;
мойку и дезинфекцию, а также сушку узлов дыхательных аппаратов;
мелкую механическую обработку деталей.

Грузовы автомобили используются для доставки людей и пожарного оборудования на крупные пожары, запасных частей к пожарным автомобилям, перевозки строительных материалов и т.п.

Легковые и полугрузовые автомобили служат для укомплектования управлений (отделов), отрядов, частей и районных отделений и инспекций пожарной охраны с целью повышения оперативности подразделений.

Легковые автомобили используются в отдельных гарнизонах как оперативно-штабные. Для этого в кузове автомобиля располагают радиостанцию, пожарное оборудование (переносной стол, противогазы, фонари).

Автобусы применяются для доставки на пожар и с пожара личного состава, пожарного оборудования. При необходимости они переоборудуются под автомобиль агитации и пропаганды в частях и отрядах технической службы.

Автомобили (тракторы), приспосабливаемые для тушения пожаров.

Анализ происходящих в стране пожаров показывает, что на долю сельской местности приходится около 70% пожаров и более половины наносимого ими ущерба.

Опыт тушения пожаров в сельской местности показал целесообразность приспособления грузовых автомобилей для целей пожаротушения.

На автомобиль устанавливается цистерна вместимостью 2200 л, навесной шестеренчатый насос НШН-600М. Автомобиль оборудуется разветвлением РТ-70, тремя стволами «Б», шестью рукавами диаметром 51 мм и двумя всасывающими рукавами.

По бокам цистерны монтируются ящики для пожарных рукавов, стволов, боевой одежды.

Применяются также другие автомобили и агрегаты, оборудование которых небольшими съемными приспособлениями позволяет успешно использовать их при тушении пожаров. Примером может служить приспособление для целей пожаротушения трактора К-700. На тракторной тележке ПГС-12 устанавливается сварная металлическая цистерна для воды вместимостью 11,5 м3, здесь же размещается пожарная мотопомпа МП-800Б с пожарным оборудованием.

В другом варианте в передней части тележки установлен насос НШН-600М и гидромотор НШ-46У, который при помощи карданного вала приводит во вращение вал насоса. Гидромотор приводится в действием давлением масла, поступающего по шлангам от гидросистемы трактора К-700.

На тележке смонтирована также катушка для напорных рукавов и установлен металлический ящик для пожарного оборудования. Такой прицеп за 2-3 мин. может быть подсоединен к трактору К-700 и доставлен к месту пожара. Для приведения в действие на пожаре затрачивается не более 2 мин, ствол «А» от цистерны работает около 30 мин.

Общие сведения

Конструктивные особенности

Автомобили АСО состоят из следующих основных частей:
  • базового шасси с дополнительной трансмиссией для привода электросиловой установки;
  • кабины водителя;
  • салона, который должен состоять из двух отсеков: отсека для радистов и для радиотелефонистов;
  • электросиловой установки;
  • средств радиосвязи и проводной телефонной связи;
  • аппаратуры звукозаписи и звукоусиления;
  • средств вычислительной техники;
  • стационарной осветительной мачты.

Дальнейшее развитие АСО получили в виде пожарных автомобилей технической службы, связи и освещения . В дополнение к функциям АСО, данные автомобили так же оборудуются оборудованием и инструментом соответственно для пожарных автомобилей технической службы.

Тактико-технические характеристики пожарных автомобилей связи и освещения

В данной таблице можно увидеть ТТХ пожарных автомобилей связи и освещения когда-либо стоявших на вооружении подразделений пожарной охраны СССР и РФ.
Модель Боевой расчет Макс скорость Масса полная Шасси Мощность генератора Количество стационарных прожекторов Количество переносных прожекторов
АСО-5(66)90 5 85 5650 ГАЗ-66 5 1 9
АСО-12(2705) 5 3500 12
АСО-16(3250) 6 6600 ЗиЛ-3250 16
АСО-16(3205) 6 7090 ПАЗ-3205 16
АСО-20(43101) 6 80 12000 КамАЗ-43101 20

В ГПС эксплуатируется ряд модификаций пожарных автомобилей связи и освещения (АСО). Они сооружены на шасси ГАЗ или ПАЗ различных модификаций (шасси 4х2.1 или 4х4.1), мощность двигателей этих автомобилей около 88,5 кВт, и при небольшом различии они развивают скорость 80 – 90 км/ч.

Наиболее распространенными являются АСО-8(66), две модификации АСО-12 (ПАЗ-672) и АСО-12(66) мод.90А. Численность боевого расчета на них соответственно 6, 8 и 5 человек.

Машины оборудованы генераторами переменного тока различной мощности от 8 до 20 кВт с частотой 50 Гц. Только на АСО-8 генератор производит ток напряжением 400 В вместо 230 В на других машинах.

Средства освещения (прожекторы) типа ПКН-1500 одинаковы на всех АСО. На АСО-8 имеется два прожектора стационарных и два выносных. АСО-12(66) оборудован 5 переносными прожекторами, а на АСО-12 (ПАЗ-672) их только 2.

АСО укомплектованы стационарными и переносными радиостанциями, а также телефонными аппаратами. Их количество и радиус действия указываются в табл. 10.4.

Таблица 10.4

Каждый АСО укомплектован громкоговорящими установками и катушками с магистральным кабелем на стационарной и выносной катушках.

По перечню оборудования, его техническим характеристикам в комплексе АСО выделяется автомобиль связи и освещения – АСО-20. Он установлен, как и автомобиль АГ-20, на шасси ПАЗ-3205. Боевой расчет на АСО-20 - 6 человек.

Оборудование АСО-20 смонтировано в салоне автобуса, который разделен на два отсека: штабной и связи (задний). В штабном отсеке установлены два стола для работы штаба пожаротушения. На столах имеются телефоны, магнитофон, компьютер, принтер и другое оборудование.

Для работы штаба вне салона на АСО-20 имеется выносной стол. В заднем отсеке на столах и стеллажах размещено оборудование для работы радиста и телефониста: радиостанции, телефонный коммутатор. Усилитель громкоговорящей связи.

Источники электропитания. Для питания потребителей энергии на АСО имеется генератор и дизельная электростанция.

Генератор ГТ40ПЧ6-2С. При 6000 об/мин он развивает мощность 20 кВт при напряжении 220 В. Величина тока 15 А и его частота (400±8) Гц. Привод его осуществляется от двигателя шасси базового автомобиля посредством КОМ и карданного вала.

На АСО-20 имеется преобразователь напряжения 220 В 400 Гц в напряжение 220 В 50 Гц.

Дизельная электростанция АД-4-230-ВМ1 является резервным источником питания для подачи напряжения 220 В 50 Гц в случае выхода из строя основной электроустановки.

Дополнительные аккумуляторные батареи напряжением 12 или 24 В предназначены для питания цепей управления схемы изделия и оборудования связи.

Для подзарядки аккумуляторных батарей на АСО используется источник питания ИП-220/12, включаемый в сеть 220 В 50 Гц и выпрямляющий постоянный ток 12 В.

Электроосвещение места пожара. Оно осуществляется шестью прожекторами ИО-02-1500-02. Два из них установлены на прожекторной площадке на крыше автомобиля и могут подниматься на высоту
8 м над уровнем земли. С помощью специального электромеханизма мачта может поворачиваться в горизонтальной плоскости на угол ±260 о, а в вертикальной плоскости – на угол ±30 о. Четыре прожектора могут выноситься из салона и с помощью кабелей подсоединяться к силовому щиту автомобиля.

Питание прожекторов осуществляется переменным током напряжением 200 В, частотой 400 Гц. Мощность, потребляемая одним генератором, равна 1,5 кВт.

АСО-20 укомплектован мощными средствами радио- и телефонной связи. Количество установленных на автомобиле аппаратов и их радиус действия приводятся в табл. 10.5.

Таблица 10.5

Дополнительное оборудование состоит из ряда устройств. Противотуманные фары ФГ-119 установлены на переднем бампере АСО. Они предназначены для использования при движении АСО во время тумана.

Фары-искатели ФГ-16К предназначены для освещения места работы ночью. Одна из них установлена над кабиной водителя, а вторая – на задней стенке АСО.

На АСО-20 имеется универсальный комплект инструмента УКИ-12. Он предназначен для вскрытия и разборки строительных конструкций на пожаре. В его состав входят резаки, ломы различного назначения, багры и т.д. (всего 10 наименований).

АСО-20 в подразделениях ГПС может быть доукомплектован различным электроинструментом, электродолбежниками, электропилой, дымососом и т.д. с электродвигателями напряжением 220 В и частотой 400 Гц.

Кабельные катушки. Стационарная кабельная катушка с магистральным кабелем для питания выносных прожекторов, удаленных от АСО на расстояние до 96 м.

В состав АСО также входят четыре переносные катушки для питания энергопотребителей, удаленных от АСО на расстояние до 36 м. Два кабеля предназначены для обеспечения питания переносных прожекторов. Два других кабеля могут использоваться как удлинители.

К кабелям при боевом развертывании подключаются распределительные коробки (КР), от которых питаются потребители.

При работе генератора АСО должен быть заземлен. Заземляющий провод из меди имеет длину 20 м и сечение 10 мм 2 .

Принципиальная схема боевого развертывания представлена на
рис. 10.9. Возможны и другие варианты. При этом должны соблюдаться два требования. Во-первых, суммарная мощность всех потребителей не должна превышать мощность генератора. Во-вторых, распределение нагрузки по линиям на выходном щите должно быть равномерным и не превышать 6 кВт при включенных прожекторах на мачте.


Оборудование АСО-20 позволяет питать электроэнергией осветительные приборы, аппаратуру оперативной связи и специальное оборудование. Оно обеспечивает функционирование сил и средств при их управлении на пожаре.

Автомобили штабные

Автомобили штабные (АШ) предназначены для доставки к месту пожара дежурной службы пожаротушения и комплекта средств связи и специального оборудования. На их базе организуется работа штаба пожаротушения.

АШ сооружаются на полноприводных или неполноприводных шасси (рис. 10.10). В их салонах размещены стационарные и выносные рабочие столы на 5 – 6 человек, средства СИЗОД, пожарно-техническое вооружение различного назначения (комплект слесарного и шанцевого инструмента, спецодежда и др.) и средства связи. Некоторое оборудование представлено в табл. 10.6.

Вариант боевого развертывания АШ представлен на рис. 10.11.

Различные модели АШ могут укомплектовываться по-разному. Так, на АШ-6(3205) дополнительно установлены один переносной магнитофон, звукоусилительная установка «Сталь». В комплектации имеются два групповых и четыре индивидуальных фонаря и другое оборудование. Для увеличения дальности связи на автомобиле установлена телескопическая мачта, позволяющая поднимать аппаратуру на 12 м. На АШ-5 (на шасси ГАЗ-27057) предусмотрены комплект средств спасания, ручная лебедка, трос буксировочный.