Чем отличается газ 4 от 5 поколения. Принципиальное отличие поколений гбо

Перед тем, как узнать, чем отличается ГБО 5 поколения от 4 поколения, следует кратко рассмотреть принцип работы оборудования и его преимущества в целом. В основном все газовые системы отличаются между собой узлом управления и способом подачи топлива. По сравнению с бензиновым мотором, установка на газу позволяет значительно сэкономить. В качестве рабочего наполнителя выступает смесь пропана и бутана или метан. С началом появления ГБО в широком использовании, установка системы была на порядок дешевле, как и стоимость газа.

Однако с течением времени все изменилось. Двигатели автомобилей стали сложнее, следовательно, и газовое оборудование потребовало модификации. На сегодняшний день разработано 5 поколений агрегатов на газу, в разработке шестое.



Основные отличия


Чем отличается ГБО 5 поколения и 4 поколения , рассмотрим далее. Это две самых популярных разновидности в настоящее время. Пятая серия имеет существенные преимущества перед четвертой. Основное отличие состоит в использовании газа 5 варианте не в парообразном, а жидком виде.

Система 4 серии требует предварительного разогрева редуктора и газовой смеси, что определяет плотность использования и влияет на ее объем. В 5 поколении применяется жидкая вариация газа, которая при смене температуры меняет плотность минимально. Также в этой версии усовершенствован алгоритм контроля состояния топлива. То есть, если плотность меняется, автоматически вносятся необходимые поправки.

Еще одним отличием между рассматриваемыми поколениями является наличие в 5 модели прокачивающего насоса, обеспечивающего непрерывную подачу топлива. Четвертая серия предполагает использование прогрева редуктора при помощи моторной охлаждающей жидкости. Такая схема приводила к возникновению серьезных неисправностей, поскольку, необходимо было разрезать элементы системы, устанавливать переходники, тройники и прочие детали для подвода жидкости. В 5 поколении редуктор не применяется, в систему силового агрегата без надобности вносить дополнительные корректировки.



Разница в мощи и динамике


Четвертое поколение ГБО оснащено форсунками, открытие которых для впрыска занимает 2,5 мс, что создает определенные неудобства. В пятой версии используются современные аналоги, импульс реакции которых составляет не более 0,6 мс, что исключает необходимость использования впрысков в экстренном режиме на современных моделях двигателей.

Из-за неспешных форсунок, в оборудовании 4 поколения заметна незначительная потеря мощности, динамических характеристик и отсутствие дозированной подачи топлива. В 5 версии контрольные тесты подтверждают повышение динамических показателей и мощности.



Обслуживание


Существенным отличием между рассматриваемыми поколениями ГБО являются условия обслуживания систем. В 4 серии требуется проведение периодической очистки и замены редуктора, аналогичные процедуры по эксплуатации газового инжектора, регулярная корректировка системы впрыска. В 5 поколении не требуется делать ничего из вышеперечисленных манипуляций. Достаточно просто в срок осуществлять замену фильтра насоса.

Кроме того, в более новом варианте газового оборудования используются комплектующие высокого качества. Например, резиновые трубки заменены на пластиковый аналог, что позволяет не беспокоиться длительное время на предмет пропускания газа. Благодаря максимально герметичным соединениям, в салон не проникает даже малейший запах топливной смеси. Подобные погрешности характерны для ГБО 4 поколения, особенно после длительной эксплуатации патрубков из резины.

Можно сказать несколько слов в пользу 4 серии. Дело в том, что 5-я модель, несмотря на все свои преимущества, чувствительна к неочищенной газовой смеси, имеет сложную конструкцию и невысокую ремонтопригодность. Следовательно, для эксплуатации на отечественных дорогах, это можно отнести к минусам системы.

Газовое оборудование постоянно развивается еще со времен карбюраторных двигателей и получило в мире широкое распространение. Особенно это коснулось стран Европы с высокими ценами на бензин (в 3–12 раз выше, чем в России). Мода на газ в Европу пришла уже лет 15 назад как. И многие люди откатали на газе и по миллиону километров. В России с постоянно растущими ценами на бензин и даже дизель все большее количество людей отдает предпочтение пропану, бутану и метану заместо традиционных видов топлива.

Автомобиль должен быть средством передвижения, а не роскошью. Установка комплекта ГБО никаким образом не вредит автомобилю и не вносит коррективов в его конструкцию, окупаемость комплекта наступает при пробегах автомобиля свыше 2000–3000 километров в месяц. Комплект газобаллонного оборудования, приобретённый у официального поставщика и установленный в сертифицированном сервисе, абсолютно никак не скажется на безопасности автомобиля.

Мифы и слухи о газовом оборудовании, гуляющие на просторах интернета – это скорее исключения из правил или установка ГБО на неисправные автомобили или же гаражными самоделкиными, которые плохо понимали, что делают.

Первое поколение газобаллонного оборудования начало распространяться еще в те времена, когда инжекторных двигателей не существовало. Это были полностью механические системы, без какого-либо управления, работа которых регулировалась с помощью винтов, как работа карбюратора, например. Газ попадал в двигатель через дозатор.

Второе поколение газобаллонного оборудования получило в свое распоряжение лямбда-зонд или аналогичный, и приготовление смеси осуществлялось с его участием, в качестве простой обратной связи.


Комплект ГБО 2-го поколения

Такая схема позволила добиться одинаковой работы двигателя в разных условиях (прогрев, холостые обороты, разгон, движение в горку и так далее). Первое и второе поколение можно было устанавливать на простые инжекторные двигатели с несложными системами управления.

Третье поколение газобаллонного оборудования порадовало автолюбителей внедрением механических форсунок, дополнительных датчиков и электронного блока управления.

Четвертое поколение газобаллонного оборудования шло уже с электромагнитными форсунками и более совершенным электронным блоком управления, который был аналогичен родному электронному блоку управления двигателем и позволял двигателю эффективно работать с газом при любых условиях, это и было основное отличие этих систем от остальной линейки.

Основные сведения о ГБО 5 поколения

Четвертое поколение газобаллонного оборудования было практически совершенным и, казалось, достигло совершенства. Но совсем недавно начало появляться газобаллонное оборудование пятого поколения, работающее совсем на другом принципе. Автомобили постоянно модернизируются, меняются форма их кузова, системы безопасности, компьютерное управление, техническое оснащение и силовые установки.


Современные двигатели перестали быть совместимы с четвертым поколением ГБО

Современные двигатели стали настолько сложными, что перестали быть совместимы с четвертым поколением газобаллонного оборудования, что и привело к появлению пятого поколения.

Производители газобаллонного оборудования столкнулись с неприятной проблемой. Двигатели новых автомобилей с их тонкими настройками и расчетами отказывались работать на топливе с другими характеристиками и газовой установкой. Система самодиагностики уходила в ошибку, обороты плавали, автомобиль мог заглохнуть на ходу и совершенно терял свои динамические и разгонные характеристики, у автомобиля серьезно повышался аппетит. Это было связано с новыми алгоритмами работы форсунок, которые теперь работали куда более короткое время, которого было недостаточно для насыщения двигателя более бедной и долго горящей газовой смесью. Из-за этого нормальная работа этих двигателей на пропане, бутане и метане была исключена. Возникшие проблемы решились с появлением газобаллонного оборудования пятого поколения.

Смесительные устройства и дозаторы газа ушли в прошлое и были заменены на газовый инжектор с распределителями. Расход газа теперь осуществлялся за счет насоса, через улучшенную газовую магистраль и фильтр.


ГБО пятого поколения работает с газом в его жидкой форме

Газобаллонное оборудование пятого поколения начало работать с газом в его жидкой форме. Редуктор-испаритель был исключен из системы, ведь необходимость возвращать пропан или бутан в его газообразное состояние исчезла. Заместо него в системе работает редуктор, который держит постоянное давление в системе. Клапаны переключений вида топлива и безопасности работают примерно так же, как и в четвертом поколении, но они современнее и надежнее.

Отличия пятого поколения газобаллонного оборудования от четвертого

  1. Комплект газобаллонного оборудования внедряется в систему питания двигателя и постоянно соединён с его электронным блоком управления через обмен данными, производится через высокоскоростной кабель.
  2. Форсунки ГБО работают так же быстро, как и бензиновые, двигатель «не теряется» от смены вида топлива. Автомобиль практически «не чувствует» разницы.
  3. Электронный блок управления ГБО имеет свою топливную карту и сам корректирует работу системы зажигания и питания, никак не влияя на их бензиновый аналог, вшитый в двигатель.
  4. Комплект ГБО подключен к ODB, и может перенастраиваться через него. Автомобиль и его двигатель могут быть настроены под любые прихоти владельца.


    Комплект ГБО 5-го поколения подключен к OBD

  5. Редуктор газобаллонного оборудования пятого поколения не имеет мембран, его срок службы в два раза больше и за счет него динамика и экономия топлива существенно возросли. Кроме того, отпала необходимость прогревать редуктор и защищать его от перемерзания. И такие системы могут запускать и прогревать двигатель сразу на газе. Двигатель никогда не зальет свечи и на них не образуется нагар, тем самым повышая их срок службы. В автомобиль с комплектом газобаллонного оборудования пятого поколения бензин можно, вообще, не заливать.
  6. Двигатель, его начинка и поршневая группа работают в более щадящем режиме, масло не смывается со стенок цилиндра бензином, ресурс двигателя и масла повышается.
  7. Смесь сгорает еще более полно, практически не давая вредных выбросов, делая автомобиль экологически чистым и соответствующим современным нормам выброса вредных газов.
  8. Подача топлива рассчитывается по массе и от нее же корректируется, за счет чего достигнута плавность и ровность работы газа независимо от температуры среды и качества смеси, давления окружающей среды (высота над уровнем моря). Расход на таких комплектах уже близок или равен расходу бензина, при этом цена на газ практически вполовину ниже. Крутящий момент также повысится.


    Система ГБО 5-го поколения замкнутая

  9. Газобаллонная система замкнутая, т. е. газ по ней постоянно циркулирует, подаваясь по одному трубопроводу и возвращаясь по-другому обратно в баллон. Газовые магистрали выполнены из армированного пластика, которые выдерживают огромное давление, в 15–20 раз больше рабочего. Сам пластик не теряет своих свойств и эластичности, даже через 20 лет после начала использования.
  10. Систему газобаллонного оборудования пятого поколения не надо постоянно обслуживать. Сливать конденсат не нужно, потому что он не образуется. Чистить и ремонтировать редуктор не нужно, как и газовый инжектор. А регулировка настроек смеси производится компьютером автоматически. Все что необходимо делать – это вместе со сменой масла в двигателе менять и газовый фильтр. Чистить газовые трубопроводы тоже не надо. Грязь, которая в них скапливалась, была продуктом химической реакции материала трубопровода (медь) и газовой смеси. В пластиковых трубопроводах ГБО 5 поколения грязь не образуется. Грязь, содержащаяся в самом газе (фракции масла, например) попадают в двигатель растворенной в газе и спокойно сгорают в процессе работы двигателя.


    Расположенные в баллоне магниты удерживают на себе образовавшиеся осколки металла баллона

    Внутри баллона расположены несколько магнитов, которые удерживают на себе осколки металла баллона, если они образовались. Фильтр в газовой магистрали и дополнительный фильтр в насосе удерживают практически весь остальной мусор.

  11. Соединения и комплектующие в комплектах газобаллонного оборудования пятого поколения используются только высокого качества. Они полностью герметичны и утечки газа из них практически исключены. А это означает, что о запахе газа в автомобиле можно просто забыть.
  12. Благодаря использованию новых технологий, тонкой настройке оборудования мощность автомобиля не просто не упадет, а, скорее всего, увеличится.
  13. Системы ГБО 5 поколения очень надежны и в них нечему ломаться.
  14. Двигатель можно настроить на работу в спортивных и экстремальных режимах без риска его перегрева, он будет дополнительно охлаждаться бензином.
  15. Двигатель можно настроить таким образом, чтобы он автоматически переключался с газа на бензин при различных условиях (скорость свыше 140 км/ч, прогрев и так далее).
  16. Установка комплекта газобаллонного оборудования пятого поколения более проста, чем четвертого. Хотя своими руками эту процедуру лучше не производить, все-таки даже опытные специалисты специально едут учиться этому заграницу.


    Установка ГБО пятого поколения более проста, чем четвертого

  17. ГБО пятого поколения можно установить на автомобили с непосредственным впрыском топлива в цилиндры: Митсубиси ГДИ, Фольксваген-Шкода-Ауди ФС, Тойота Д4, Ниссан Нео ДИ и другие. Установка комплекта газобаллонного оборудования четвертого поколения прямо в камеру сгорания приводила к быстрой закоксовке газовых форсунок и их выходу из строя. В системах газобаллонного оборудования пятого поколения с многоточечной системой последовательного впрыска газа вместе с газом в форсунки подается немного бензина, они охлаждаются и не подлежат закоксовке.

В общих чертах технология переоборудования автомобиля на газ следующая: в багажник, грузовой отсек, на раму или под днище автомобиля устанавливается газовый баллон, в моторный отсек – редуктор-испаритель и устройства подачи газа в двигатель и регулирования смеси.

Газ пропан-бутан (сжиженный нефтяной газ) при нормальном давлении и температуре находится в газообразном состоянии, но при незначительном повышении давления и обычной температуре переходит в легкоиспаряющуюся жидкость. Именно поэтому газ хранится в герметичных баллонах под давлением (2-16 атм) в сжиженном состоянии.

За счет давления собственных паров сжиженный газ поступает из баллона в газовую магистраль высокого давления. Расход газа из баллона происходит посредством мультиклапана, через который также осуществляется заправка с помощью выносного заправочного устройства (ВЗУ).

По магистрали газ в жидкой фазе попадает в газовый клапан с фильтром, который очищает газ от взвесей и смолистых отложений и перекрывает подачу газа при выключении зажигания или при переходе на бензин.

Далее очищенный жидкий газ по газопроводу поступает в редуктор-испаритель, где давление газа понижается почти до одной атмосферы. Интенсивно испаряясь, газ охлаждает редуктор, поэтому последний присоединяется к системе охлаждения двигателя. Циркуляция антифриза позволяет избежать обмерзания редуктора и его мембран. Поэтому в холодное время чтобы автомобиль работал на газе, его необходимо предварительно прогреть на бензине.



От редуктора испаренный газ при помощи дозирующих устройств подаётся в двигатель. По принципу подачи газа в двигатель ГБО условно можно разделить на поколения:

ГБО 1 поколения

Системы с вакуумным управлением и механическим дозатором газа, которые устанавливают на бензиновые карбюраторные и простые инжекторные автомобили. Это традиционные устройства со смесителем газа.

Под действием разряжения, создаваемого во впускном коллекторе работающего двигателя, испаренный газ из редуктора по шлангу низкого давления через дозатор поступает в смеситель, установленный между воздушным фильтром и дроссельными заслонками карбюратора. Иногда вместо установки смесителя производится непосредственная врезка газовых штуцеров в карбюратор.

В ГБО первого поколения регулирование подачи газа в смеситель осуществляется вручную, с помощью так называемого дозатора, который представляет собой патрубок с изменяющимся проходным сечением при ввинчивании или вывинчивании винта, вставленного поперек патрубка. В дозаторе выбирается некое среднее положение винта, при котором мотор стабильно работает на газе. Это положение винта при эксплуатации автомобиля остается практически неизменным и лишь иногда корректируется при засорении воздушного фильтра.

Управление режимами работы (на газе или на бензине) осуществляется с помощью переключателя видов топлива, установленного на панели приборов автомобиля. При выборе позиции "ГАЗ" переключатель открывает электромагнитный газовый клапан и отключает электромагнитный бензиновый клапан. И, наоборот, при переходе с газа на бензин, переключатель закрывает газовый клапан и открывает бензиновый. С помощью светодиодов переключатель позволяет контролировать, какое топливо используется в данный момент.

Переключатель может быть оснащен указателем уровня топлива в баллоне (для этого мультиклапан должен быть оснащен сенсором уровня топлива).

Установка ГБО первого поколения на инжекторные автомобили отличается тем, что вместо бензоклапана для отсечения подачи бензина используется эмулятор форсунок. Когда подается газ, этот эмулятор имитирует работу бензиновых форсунок, чтобы штатный компьютер не перешел в аварийный режим. По этой же причине нужно устанавливать эмулятор лямбда-зонда.

ГБО 2 поколения



В ГБО второго поколения используется не ручной, а электронный дозатор, осуществляющий регулирование газа с помощью шагового электродвигателя. Управление дозатором осуществляет электронный блок, который для поддержания правильного состава газо-воздушной смеси использует сигнал от штатного лямбда-зонда автомобиля. Электронный блок также использует сигналы положения дроссельной заслонки и датчика оборотов двигателя, для оптимизации топливно-воздушной смеси на переходных режимах работы двигателя. ГБО этого поколения настраивается с помощью ПК. Эти системы устанавливались на автомобили, оснащенные электронными карбюраторными или инжекторными двигателями, с лямбда-зондом и датчиком подожения дроссельной заслонки (ДПДЗ). ГБО 2-го и 3-го поколений относятся к переходному типу ГБО и в настоящее время практически не устанавливаются.

ГБО 3 поколения

Системы, обеспечивающие распределенный синхронный впрыск газа с дозатором-распределителем, который управляется электронным блоком. Газ подается во впускной коллектор с помощью механических форсунок, которые открываются за счет избыточного давления в магистрали подачи газа.

Между редуктором, который подаёт избыточное давление и штуцерами-клапанами установленными во впускном коллекторе, находится электронно-механический шаговый дозатор - распределитель, который обеспечивает правильную дозировку потока газа во впускной коллектор.

Управление переключением режимов и поддержанием правильной подачи газо-воздушной смеси занимается электронный блок управления, на который поступают необходимые сигналы со штатных датчиков двигателя (TPS, лямбда-зонд, MAP, RPM).

ГБО 3-го поколения не используют вычислительных мощностей и топливных карт заложенных в штатных бензиновых контроллерах, они попросту работают в "параллельном" режиме, т. е. создают собственные топливные карты. Скорость реакции на корректировку смеси у ГБО третьего поколения не высокая и обусловлена скоростью работы шагового дозатора - распределителя. Поэтому с появлением экологических требований Евро-3 и систем бортовой диагностики второго поколения OBD II и EOBD, спрос на газовые системы 3-го поколения упал, а учитывая их довольно высокую стоимость и появления систем ГБО 4-го поколения - практически исчез.

ГБО 4 поколения


Системы распределенного последовательного впрыска газа с электромагнитными форсунками, которые управляются более совершенным электронным блоком. Они используют вычислительные мощности и топливные карты, заложенные в штатный контроллер а/м, и вносят лишь необходимые поправки для адаптации газовой системы к бензиновой топливной карте.

ГБО 4-го поколения называют «распределенный газовый впрыск», «фазированный распределённый впрыск» или просто «газовый впрыск».

В системах четвертого поколения газ из редуктора-испарителя через фильтр тонкой очистки газа поступает на рампу газовых форсунок, установленную на впускном коллекторе рядом с бензиновыми инжекторами. Газовые форсунки подают газ через тарированные жиклеры в район расположения впускных клапанов двигателя автомобиля.

Управление работой газовых форсунок осуществляет «газовый» блок управления. Он берет сигналы, посылаемые штатным бортовым компьютером автомобиля на бензиновые форсунки, преобразует их, и посылает на газовые форсунки, отключая при этом бензиновые.

Количество газа, которое необходимо ввести в каждое ответвление коллектора, рассчитывается на основе времени впрыска, получаемого блоком управления бензина, которое преобразуется во время впрыска для газа, с учетом его давления и температуры. Таким образом, газ подается к каждому цилиндру двигателя в нужное время и в нужном объеме.

Настройка ГБО 4-го поколения осуществляется исключительно при помощи персонального компьютера и программного обеспечения, совместимого с газовой системой.

Важным плюсом систем 4 поколения является функция автоматического перехода с бензина на газ при прогреве двигателя, и с газа на бензин по окончании газа в баллоне. Функция выбора топлива вручную также осталась, для этого в салоне автомобиля устанавливается кнопка-переключатель видов топлива с индикацией уровня газа в баллоне (чтобы работала индикация мультиклапан должен быть оснащен сенсором уровня топлива).

На текущий момент ГБО 4-го поколения - это самое распространенное оборудование в связи с обилием инжекторных бензиновых автомобилей, для которых этот тип ГБО является оптимальным. Примечательно , что некоторые специалисты по монтажу считают, что оборудование, которое может работать с системой OBD автомобиля, является ГБО 5-го поколения. По мнению экспертов, данное утверждение ошибочно: речь идет про оборудование 4-го поколения, которое более совершенно с технической точки зрения.

ГБО 4 поколения для автомобилей с непосредственным впрыском топлива

До недавнего времени не было возможным установить ГБО на автомобили с непосредственным впрыском топлива в цилиндры (Mitsubishi GDI, VW Skoda Audi FSI, Toyota D4, Nissan Neo DI и пр.).

Это связано с тем, что на таких автомобилях бензиновые форсунки впрыскивают топливо не во впускной коллектор, а в камеру сгорания. Установить газовые форсунки для подачи газа в камеру сгорания не представляется возможным, а при установке обычного ГБО 4-го поколения (газовые форсунки на коллектор), бензиновая система питания таких автомобилей быстро выходила из строя. Дело в том, что для нормальной работы бензиновых форсунок, подающих топливо непосредственно в цилиндр, необходимо, чтобы они охлаждались проходящим через них бензином. А в момент работы на газе бензиновые форсунки отключаются, что приводит к их быстрому закоксовыванию.

Специалистам итальянской компании BRC удалось решить эту проблему. Разработанная в 2007 году система BRC Sequent Direct Injection (SDI) – это система питания газовым топливом, разработанная для наилучшей интеграции с двигателями с непосредственным впрыском бензина.

Sequent Direct Injection – это многоточечная система последовательного фазового впрыска газа (распределенный газовый впрыск). Как и в других системах ГБО четвертого поколения, впрыск газа происходит во впускной коллектор, в то время как впрыск бензина производится непосредственно в камеру сгорания. Закоксовывание бензиновых форсунок в этой системе не происходит потому, что при работе на газе одновременно подается небольшая порция бензина (около 10% от количества подаваемого газа), необходимая для охлаждения форсунки.

Этот подход позволяет получить ту же простоту установки и возможность использовать те же механические компоненты с очевидными проверенными преимуществами. Фактически, это оборудование отличается от обычного BRC (распределенный газовый впрыск), только блоком управления, а все остальные компоненты (редуктор, форсунки и т.д.) - те же самые.

Особенностью BRC SDI является то, что установить эту систему можно только на определенные модели двигателя.

Обратите внимание, что BRC SDI можно устанавливать именно на конкретную модель двигателя, а не марки автомобиля. Один и тот же двигатель 2.0 FSI может стоять на Volkswagen Passat, Jetta, Golf; Skoda Octavia, SuperB; Seat Leon; Audi A3, A4, A6 и именно для этого двигателя можно установить оборудование.

Кроме BRC Sequent Direct Injection существует также система Easy Fast Direct Injection, производимая итальянской компанией Lovato. На российский рынок это оборудование пока не поставляется.

ГБО 5 поколения. LPi (Liquid Propane Injection) – система жидкого впрыска газа

Голландская компания Vialle была первопроходцем и разработчиком системы впрыска газа в жидком состоянии, представив систему Vialle LPi ещё в 1995 году. От распределенного газового впрыска эта система отличается тем, что газ впрыскивается во впускной коллектор не в испаренной фазе, а в жидкой.



Это поколение ГБО отличается от предыдущих не только способом подачи газа в двигатель. Почти все компоненты в системе LPi – абсолютно новые и отличаются от тех элементов, которые применяются в более ранних поколениях газовых систем. В баллоне находится газовый насос, который обеспечивает подачу газа в жидком состоянии к газовым форсункам.

Так как нет необходимости испарять газ перед подачей в двигатель, отпадает необходимость в редукторе-испарителе. Вместо него установлен регулятор давления, который поддерживает постоянное рабочее давление в системе (+5 бар от давления в баллоне). Это давление препятствует образованию паровой фазы в трубках из-за тепла, исходящего от двигателя. В блоке с регулятором давления также есть электроклапан безопасности, который открыт при работе системы на газе и закрыт при работе двигателя на бензине. Излишки газа от форсунок возвращаются через регулятор давления обратно в баллон.

Изменения коснулись также и топливной магистрали. Привычная для всех ранних поколений трубка из рафинированной в 99% меди, служащая для подачи газа из баллона к редуктору-испарителю, была заменена на две одиночные магистрали из армированного пластика.

По сути, система LPi – это полный аналог бензиновой инжекторной системы автомобиля. Более того, жидкий впрыск можеть полностью заменить бензиновую систему, что позволяет отказаться от нее как таковой. Именно это и сделали автопроизводители в Южной Корее – для внутреннего рынка Hyundai, Kia, GM Daewoo, Renault-Samsung выпускают монотопливные газовые автомобили.

К преимуществам жидкого впрыска можно отнести более высокую точность впрыска, отсутствие необходимости подключения к системе охлаждения двигателя, независимость от давления газа в баллоне, а за счет охлаждающего эффекта испарения газа на некоторых режимах можно получить более высокую выходную мощность двигателя.

Кроме того, завезти автомобиль на газе можно при любой температуре окружающей среды – в холода автомобиль с системой LPi заводится лучше бензинового, т.к. газ испаряется лучше бензина и не заливает свечи.

На просторах русскоязычного интернета завершающим описанием систем 5-го поколения ГБО почти на всех сайтах является фраза: «К недостаткам системы можно отнести её высокую чувствительность к грязному газу, низкую ремонтопригодность и высокую сложность. Три этих недостатка практически перечёркивают все её преимущества в условиях эксплуатации в странах восточной Европы и России ».

На самом деле, все выглядит несколько иначе. Специалистов, которые знакомы с подобными системами, практически нет, также как и нет навыков по ремонту и обслуживанию, ни говоря об отсутствии диагностического оборудования и программного обеспечения. И вся эта история о малом ресурсе системы - надуманная теми, кто не смог, по определенным причинам, в ней разобраться. Дело в том, что на наш рынок с Европы часто приходят автомобили с установленным Vialle LPi. А как их обслуживать у нас знают единицы. Например, газовый насос старого образца для нормальной работы необходимо было периодически смазывать, естественно никто это не делал, отсюда и все мифы о выходе из строя газовых насосов из-за низкого качества нашего газа и т.п.

Тот, кто реально имеет опыт обслуживания систем LPi, знает, что даже насосы старого образца при должном обслуживании на нашем газе ходят 200-300 тысяч. В современных системах используются насос турбинного типа, поэтому отпадает необходимость в использовании дополнительной системы смазки.

Повторимся: единственная причина, по которой ГБО 5-го поколения LPi не получило широкого распространения в России является высокая стоимость этих систем.

ГБО 6 поколения. LPdi (Liquid Propane Direct Injection) – непосредственный впрыск жидкого газа

Помимо системы LPi, голландская компания Vialle разработала систему LPdi для моторов с непосредственным впрыском топлива в цилиндры. Это оборудование, которое у нас условно относят к шестому поколению, имеет общие черты с ГБО 5-го поколения. А отличается оно тем, что газ подается в жидком состоянии через «родные» бензиновые форсунки двигателя. Как и в предыдущем случае, здесь используется баллон с насосом высокого давления, который подает жидкий газ к специальному устройству согласования (селектор топлива), где происходит переключение подачи газа и бензина.

Основой системы является запатентованный блок клапанов – селектор топлива, при помощи которого бензин перед топливным насосом высокого давления, постепенно заменяется жидким газом. Жидкий газ подается уже в штатный ТНВД, где его давление повышается до более чем 100 бар и поступает к топливным форсункам.



С использованием этой системы полностью сохраняются все преимущества работы мотора с непосредственным впрыском. Это супер точное дозирование топлива, работа на обедненных смесях, а благодаря применению сжиженного газа можно дополнительно достигнуть снижения выбросов СО2 на 20%!

Данное оборудование также привлекательно тем, что позволяет не только сохранить заводскую мощность мотора, но и повысить ее. Так, по информации производителя, на автомобиле VW Passat 1,8 TSI мощность 160-сильного мотора повышается до 169 л. с. Также как и BRC Sequent Direct Injection, установить систему Vialle LPdi можно только на определенные модели автомобилей.

Кроме Vialle, холдинг M.T.M.S.r.l, производитель газобаллонного оборудования под торговой маркой BRC, заявил о готовности выпуска в конце 2011 года «доступной по цене для рядового автомобилиста» системы 6-го поколения.

На просторах бывшего СССР с классификацией ГБО произошла необъяснимая метаморфоза. Нераспространенное и неприжившееся третье поколение исчезло, а первое и второе поднялись на ступеньку выше, став вторым и третьим соответственно. Кроме того, многие установщики ошибочно называют пятым поколением ГБО системы газового впрыска с OBDкоррекцией, или систему BRC Sequent Direct Injection, разработанную для автомобилей с непосредственным впрыском топлива - шестым.


Поэтому чтобы избежать путаницы, наименования устанавливаемых сегодня газобаллонных систем можно разделить по способу подачи газа в двигатель:

  • «эжекторное оборудование» – первое поколение ГБО, аналог бензинового карбюратора
  • «распределенный газовый впрыск» – четвертое поколение ГБО
  • «жидкий впрыск» – пятое поколение ГБО
  • «непосредственный впрыск жидкого газа» – шестое поколение ГБО.